Государственный «местный коммунизм»Почему северокорейскую модель можно назвать «...
Государственный «местный коммунизм»
Почему северокорейскую модель можно назвать «коммунизмом», хотя и государственным? Ведь даже в СССР скромно довольствовались вывеской «развитого социализма». Но в СССР, не говоря о полурыночной Польской Народной Республике и других европейских «социализмах», не достигли такой степени огосударствления производства и быта, как в Корейской народно-демократической республике. Товарно-денежный механизм там настолько «придавлен», что издали это, действительно, похоже на коммунизм. По крайней мере, гораздо больше, чем на «нормальный» капитализм.
В начале 20 века Корея была аграрной, зависимой от Японии страной. С 1910 года она стала генерал-губернаторством Японии. На полуострове уже существовал пролетариат - в основном, на японских же военных заводах. В начале 20-х годов, под влиянием Великого Октября, в Корее возникли подпольные коммунистические организации. К этому времени в стране уже действовало антияпонское повстанческое движение: националистическое и прокоминтерновское. Задачи национального освобождения дополнялись антифеодальными. Долгая повстанческая борьба завершилось с приходом в 1945 году Советской Армии. К 1948 году армия ушла, но новая корейская власть установила с СССР прочные связи и начала копировать сталинский строй.
Дружбу корейцев «соцлагерь» стимулировал бесплатным строительством заводов в КНДР, отправкой в страну специалистов, льготными займами и поставками товаров. СССР щедро вооружал молодую северокорейскую армию. Советские офицеры помогали создавать «охранные отряды», военные училища и школы госбезопасности. А во время войны с Южной Кореей (1950-53 г.), СССР отправлял северокорейцам и китайским добровольцам оружие, боеприпасы и даже авиасоединения.
Уже к концу 40-х годов северокорейский режим сделал серьезную заявку на государственную монополию в экономике. Осенью 1946 года здесь национализировали заводы, банки, транспорт. В следующем году был введен народохозяйственный план. Страна жила в ритме первых советских пятилеток: восстанавливала разрушенное войной 1950-53 годов и создавала новую индустрию. Государственные заводы по семилетнему плану производили станки, трактора, локомотивы, турбины и т. д., гораздо реже - ширпотреб. Но монолиту государственной экономики со временем стали не чужды элементы хозрасчета.
Корейцы переняли советский опыт интенсификации труда. Во второй половине 50-х был создан некий аналог стахановского движения - «бригады Чхоллима». Чхоллим - конь из корейской мифологии. Он может скакать с небывалой скоростью. Бригады, получившие это почетной звание, так же с огромной скоростью развивали экономику Кореи. В 80-е годы Чхоллим уступил место «Красному знамени трех революций»: идеологической, технической, культурной. Опять же, прообразом послужило советское «переходящее Красное знамя». Каждый работник получает личную трудовую книжку. Начальник ежедневно отмечает в ней успехи и недостатки подчиненного. Однако дневная активность корейца не ограничивается рабочими часами. Помимо них он строго обязан ежедневно заниматься спортом, военной подготовкой, художественной самодеятельностью, прославляющей Партию и Вождя, участвовать в собраниях, посвященных критике и самокритике.
Сельское хозяйство представлено кооперативами и госхозами. После прихода советских войск в 1945 году, в стране за месяц прошла аграрная реформа. Крестьянам бесплатно выдали конфискованные у помещиков и японских колонизаторов землю, инвентарь и скот. Коллективизация прошла за 1954-58 годы. Новорожденные кооперативы получали госдотации, государство создало разветвленную ирригационную систему. Без этого невозможно развивать главную отрасль корейского села - рисоводство. Видимо, государственная ирригация и стала наиболее веским аргументом в пользу кооперативов. Кооперация охватила и добычу морепродуктов. Большая часть сельхозтехники передана государственным Станциям сельхозмашин - опять же прообраз советских МТС.
Планировалось, что со временем, госсектор полностью вытеснит сельхозкооперацию. Вся собственность должна стать «общенародной». А пока кооперативы находятся под плотной опекой уездных комитетов по управлению сельхозкооперативами.
Крестьянское подворье практически отсутствует. На один двор приходится по несколько пхен земли (1 пхен - 3,3 кв. м.), 1-2 свиньи и до десятка кур. Соответственно не развиты и крестьянские рынки. Страна традиционно испытывает острый дефицит молочных и мясных продуктов.
В годы существования «соцлагеря» северокорейцы торговали преимущественно с СССР и Китаем. Из капстран - с Японией. С Южной Кореей торговли практически нет.
Жилищное строительство в КНДР - исключительная монополия государства. Образцовой витриной северокорейского «коммунизма» стала столица страны Пхеньян. В жилых микрорайонах города можно видеть 20-ти, 30-ти, даже 40-этажные дома. Административные и общественные здания поражают величием и масштабностью. В 70-х годах здесь построили самое чистое в мире метро. Вместе с тем, в КНДР хронический жилищный кризис. Но и значительная часть пхеньянцев живет в столице временно. Это передовики, которых партийная номенклатура поселила в Пхеньяне на несколько лет - в награду за производственные достижения. Потом они вернутся в родные места.
За годы существования КНДР в стране введено социальное законодательство. Рабочий день - 8 часов при одном выходном в неделю. При тяжелых и вредных условиях рабочий день может быть сокращен. Многодетные матери работают по 6 часов, а зарплату получают как за 8. Отпуск обычно колеблется от 7 до 21 дня.
Бесплатная медицина покончила со многими инфекционными болезнями столетиями уносившими жизни корейцев: холерой, оспой, брюшным тифом и др. В 1946 году на 10 тыс. северокорейцев приходился один врач. В конце 80-х годов - 27 врачей. Средняя продолжительность жизни за годы существования КНДР выросла почти в 2 раза! Вместе с тем, вездесущее государство не поощряет ранние браки. Создавать семью здесь принято не ранее 30 лет - когда сполна отдал обществу свою молодую энергию.
В 1958 году в КНДР введено всеобщее семилетнее образование - впервые в Азии. Сегодня юные северокорейцы учатся минимум 11 лет. Два десятилетия назад взят и успешно осуществляется курс на всеобщее высшее образование. Партия приучает молодёжь упорно овладевать знаниями. Дисциплина в течение учебного дня строжайшая: на занятия и с занятий учащиеся и студенты ходят строем, во время занятий в аудитории царит абсолютная тишина. Государство бесплатно снабжает школьников и студентов верхней одеждой, бельем, обувью, частично и учебниками. Получают спецодежду, пальто и костюмы также рабочие и сельхозкооператоры.
В 1974 году в КНДР были отменены все налоги с населения.
Домашний быт большинства северокорйцев скромен. В КНДР даже не приветствуются занавески на окнах - ваша жизнь должна быть у всех на виду.
Своеобразно и политическое устройство страны. Секретари провинциальных, городских и уездных комитетов партии становятся главами местной исполнительной власти. А секретари заводских партячеек часто назначаются директорами этих заводов. Но в КНДР существует и «многопартийность». Помимо правящей Трудовой партии Кореи (ТПК) объединяющей несколько миллионов человек, действуют и менее многочисленные партии: социал-демократическая и «Чхондогё-Чхонудан» - Партия молодых друзей религии небесного пути. Корейские профсоюзы охватывают относительно небольшую часть работников. Их задача воспитывать трудящихся и организовывать движение «За завоевание Красного знамени трех революций», фактически, соцсоревнование. В стране есть женские, молодежные, антивоенные, религиозные, творческие, спортивные объединения. Условие их существования - признание руководящей роли ТПК.
Политика правящей партии базируется на «идеях чучхе» и небывалом культе «великого вождя», «родного руководителя», «гениального полководца», «солнца нации» покойного Президента Ким Ир Сена. В КНДР даже введено новое летоисчисление. Первым годом новой эры считается год рождения Ким Ир Сена. После смерти «великого вождя», власть в стране и партии унаследовал его сын - «любимый руководитель» Ким Чен Ир.
Культ Ким Ир Сена начал формироваться еще до создания КНДР. Уже в 1946 году в Пхеньяне появился университет имени 34-летнего вождя. Как выглядит этот культ, наглядно показывает искусство КНДР. В честь Ким Ир Сена строятся монументы и слагаются песни. Одна из них - «Мы будем почитать лишь родного вождя»:
Пусть пронесутся века, изменятся горы и реки, Но мы будем почитать лишь родного вождя. Кто принес прекрасную весну нашей Родине. Дал счастливую жизнь нашему народу. Он перенес все невзгоды и страдания, Отдал всего себя лишь во имя народа. Храня в сердце верность революции, Мы будем почитать лишь родного вождя...
Корейцам было у кого учиться «науке» культов личности...
Но вернемся к «идеям чучхе». «Чучхе» значит «независимость», опора на собственные силы. Иными словами, самоизоляция. Идти этим курсом небольшой, лишенной многих ресурсов стране весьма сложно. Правда, титул страны-отшельницы Корея заслужила еще в ХIX веке. Но сегодня «идеи чучхе» особенно важны для северокорейского строя. Это - идеологическое обоснование «железного занавеса», который отгораживает страну от товарно-денежных отношений - в их традиционной форме, а также соответствующих «свободному рынку» идей и стиля жизни. Иначе всемирный рынок и доллар разрушат уникальную конструкцию местного государственного «коммунизма».
Ким Ир Сен утверждал:
«Каждая страна только тогда может сказать, что заложила прочную материально-техническую базу социализма, когда построила комплексную национально самостоятельную экономику, всесторонне развитую, оснащенную новейшей наукой и техникой и управляемую силами собственных национальных кадров, на основе природных ресурсов сырья и материалов своей страны...»
((выделено ред.))
Карл Маркс предвидел возможность такого «местного коммунизма». В I томе «Немецкой идеологии» он отмечает:
«...только вместе с универсальным развитием производительных сил устанавливается универсальное общение людей, благодаря чему, с одной стороны, факт существования «лишенной собственности» массы обнаруживается одновременно у всех народов (всеобщая конкуренция), - каждый из этих народов становится зависимым от переворотов у других народов, - и, наконец, местно-ограниченные индивиды сменяются индивидами всемирно-историческими, эмпирически универсальными.
Без этого 1) коммунизм мог бы существовать только как нечто местное, 2) сами силы общения не могли бы развиться в качестве универсальных, а поэтому невыносимых сил: они остались бы на стадии домашних и окруженных суеверием «обстоятельств», и 3) всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм.
Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное «сразу», одновременно, что предполагает универсальное развитие производительных сил и связанного с ними мирового общения».
((выделено ред.))
Советский и северокорейские режимы роднила общность исторических задач. КНДР должна была решить те же проблемы, что и послеоктябрьская Россия: «добить» остатки феодализма, построить современную городскую промышленность и аграрную индустрию, поднять культурный уровень народа. К примеру, северокорейцы гордятся применением на полях химических удобрений и ядохимикатов. Основанные на этом технологии занесены в список особых достижений. «Местный коммунизм» здесь не думает об экологии. До такой проблемы он еще не дорос!
В КНДР добились немалых экономических успехов. Вспомним хотя бы ядерные программы Пхеньяна. И все же самоизоляция от мирового рынка не могла не сказаться на развитии страны. Сегодня большая часть южнокорейской молодежи не хочет объединения с Севером, даже на основе конфедерации. Молодые южане считают КНДР отсталой страной, которая станет нахлебницей у более развитого Юга.
Производить побольше, а потреблять поменьше - вот предназначение «местного коммунизма»! Человек здесь только средство производства. Это необходимая ступень развития всякого молодого капитала - будь то открывший свое дело коммерсант или целая нация. Но чем больше капитал объединяет мир, тем короче жизнь «местного коммунизма» или «социализма».
Это подтверждает судьба СССР и европейских «социализмов». А теперь все больше и северокорейского «коммунизма». В июле 2002 года правительству Северной Кореи пришлось пойти на отмену уравнительной карточной системы распределения продуктов. Отныне все товары в КНДР можно купить только за деньги. Заплаты резко повышены, но существенно подскочили и цены в госторговле. Соответственно возрастает роль базаров. Если раньше все коммунальные услуги и жильё было бесплатными, то теперь будут платными.
Нынешняя северокорейская власть уже пошла на сближение с Южной Кореей и Японией. Для начала решено восстановить общую с южанами железную дорогу. Куда отправится Северная Корея по этой дороге? Если «коммунизм» КНДР перестанет быть местным, он перестанет быть и «коммунизмом».