Глава 5

Подготовка к строительству

В древние времена, как и сейчас, прежде чем приступить к строительству, необходимо было сделать много вещей. Следовало направить фараону план – а может быть, и модель – будущего здания. Фараон лично, или через своего заместителя, официально определял сроки строительства, проводил необходимые церемонии во время его закладки и приносил жертвы богу, которому посвящалось здание. Архитектор, в свою очередь, после подготовки плана должен был обеспечить бесперебойную доставку нужного количества камня из каменоломен, которые часто располагались очень далеко, и после предварительных формальностей должен был с большой точностью разбить оси стен будущего здания.

К счастью, мы знаем многое о том, какие подготовительные работы проводились до начала строительства. Сохранились чертежи и модели; по рельефам на стенах храмов можно составить представление о церемониях закладки, а в гробницах иногда встречаются изображения, по которым можно догадаться о том, как происходила разметка расстояний на земле. Что касается остального, то ученому приходится делать предположения на основе имеющихся фактов.

Очевидно, существовали дворцовые архивы, где хранились планы храмов, ибо в одной из крипт Дендеры есть надпись, в которой говорится о том, что план храма, вычерченный с использованием древних размеров, был найден во дворце фараона Пепи.

В другой надписи утверждается, что фараон Тутмес III, найдя план времен фараона Хуфу, приказал провести реставрационные работы. Впрочем, древние утверждения подобного рода часто бывают очень расплывчатыми, и читатель не знает, сообщается ли в них о реальных действиях или о фантазиях жрецов, которые хотели придать особую значимость своему посту и всему тому, что с ним связано.



Рис. 16. Фасад и вид сбоку молельни, изображенные на папирусе. XVIII династия. Из Гураба


Египтяне могли нарисовать здание в различных проекциях, то есть изобразить его, например, сбоку или сзади, но в качестве доказательств до нас дошел всего один такой пример (рис. 16), который хранится теперь в Университетском колледже в Лондоне. По-видимому, он был найден в Гурабе и датируется, вероятно, эпохой XVIII династии. На нем, скорее всего, изображены фасад и вид сбоку молельни; причем план был выполнен черными чернилами на куске папируса, расчерченного красным на квадраты. Нам известны планы гробниц и поместий, на которых мы часто видим дверные проемы, пилоны, алтари и так далее, изображенные в том же стиле, в каком в Средние века в Европе рисовали географические карты. Кое-где египтяне указывали на своих планах размеры, но в совершенно недостаточном количестве. Их стиль строительства в древности был более традиционным, чем сейчас, и чем более традиционным было сооружение, тем меньше была необходимость вдаваться в подробности. Однако большинство египетских планов дает четкое представление о том, какое здание должно было быть построено.

Хотя до нас дошел только один пример использования листов, разделенных на квадраты, в качестве основы для архитектурных чертежей (рис. 16), это, вероятно, было обычным явлением, поскольку изображения почти всех рельефов на стенах гробниц и храмов наносились сначала на разграфленную поверхность. Метод деления этих поверхностей на квадраты применялся для того, чтобы отметить равные отрезки по краям той площади, на которой планировалось создать рельеф или рисунок. К поверхности стены прикладывалась веревка, смоченная красной охрой или сажей. Египтяне, по-видимому, довольно редко использовали для разметки «линейку» или кисточки из тростника, да и поверхности, на которые они наносили сетку, не были приспособлены для этого. Иногда веревки, с помощью которых производилось линование, наматывались на тростниковые кисточки, использовавшиеся для нанесения красок на рисунки (фото 63).


Рис. 17. Древний план гробницы Рамсеса IV на папирусе


Одним из самых интересных планов, на котором указаны размеры, является план гробницы Рамсеса IV на папирусе, хранящемся в Турине (рис. 17). Этот план подробно описан Аланом Гардинером и Говардом Картером в «Журнале египетской археологии», том IV. На плане дверные проемы показаны в фасадной проекции. Подписи, сделанные иератическим письмом, называют разные части гробницы, а также их размеры в локтях, ладонях и пальцах. Размеры плана 86 х 24 см. Гора, в которой должна была быть высечена гробница, изображена в виде коричневой поверхности с чередующимися рядами красных и белых точек, напоминающими то, что мы теперь называем штриховкой. Вполне возможно, что линия, шедшая в нижней части плана, повторяла очертания верхней, однако, скорее всего, она была горизонтальной и обозначала основание горы. Эта гора, как и двери, показана в профиль, хотя план гробницы представляет собой вид сверху. На этом плане, с современной точки зрения, размеры даны безо всякой системы – например, не указана ширина дверных проемов. Стены обозначены двумя параллельными линиями, расположенными близко друг от друга. Очень интересной частью гробницы является камера Щ, где вокруг саркофага показаны пять стен, которые представляют собой не что иное, как «гнездо» ковчегов, аналогичных тем, что были найдены в гробнице Тутанхамона. Внутри стен внешнего ковчега расположено нечто опирающееся на четыре угловых столба и обозначенное одной линией, а не двумя, как стены. Скорее всего, это покров над всеми внутренними ковчегами. Мы приводим здесь перевод иератических надписей на плане (сделанный доктором Гардинером).


КАМЕРА Ч:

а. Ее дверь заперта[17].

б. Четвертый коридор имеет длину 25 локтей, ширину – 6 локтей, высоту – 9 локтей 4 ладони; контуры были начерчены, высечены, заполнены красками и закончены.

в. Наклонная плоскость в 20 локтей; ширина ее 5 локтей 1 ладонь.

г. Эта камера длиной 2 локтя, ширина – 1 локоть 2 ладони, высота – 1 локоть 2 ладони.


КАМЕРА Ш:

а. Ее дверь заперта.

б. Зал ожидания длиной 9 локтей, шириной 8 локтей, высотой 8 локтей; контуры были начерчены, высечены, заполнены красками и закончены.

в. Конец наклонной плоскости, ведущей к саркофагу, длиной 3 локтя. (Эта надпись сделана в другом месте, чтобы можно было изобразить дверь.)


КАМЕРА Щ:

а. Ее дверь заперта.

б. Дом золота, где ОН[18] покоится, длиной 16 локтей, шириной 16 локтей, высотой 10 локтей; контуры начерчены, высечены, заполнены красками и закончены, были снабжены вещами Его Величества по обе стороны, вместе с Божественной Эннеадой, которая в Дуате (загробный мир).

в. Общая длина, начиная с первого коридора до Дома золота, – 136 локтей 2 ладони.

г. Начиная от Дома золота до Внутренней Сокровищницы – 24 локтя 3 ладони. Всего – 160 локтей 5 ладоней.


КАМЕРА Ы:

а. Ее дверь заперта.

б. Коридор места для шабти – 14 локтей 3 ладони, ширина – 5 локтей, высота – 6 локтей 3 ладони 2 пальца; контуры были начерчены, высечены, заполнены красками и закончены. И юг ее тоже.

в. Место упокоения богов – 4 локтя 4 ладони, высота – 1 локоть 5 ладоней, глубина – 1 локоть 3 ладони 2 пальца.

г. Сокровищница слева – 10 локтей, ширина – 3 локтя, высота – 3 локтя 3 ладони.

д. Внутренняя Сокровищница – 10 локтей, ширина 3 локтя 3 ладони, высота – 4 локтя.


Размеры, приведенные в этом папирусе, в основном совпадают с реальными размерами гробницы Рамсеса IV. Некоторые из них выдержаны очень точно, другие немного отличаются, но причиной этого, вероятно, являются изменения, внесенные в первоначальный план, а не ошибки строителей. На рисунке реальный план и разрез гробницы Рамсеса IV даны для сравнения с ее древним планом. На обратной стороне папируса приводятся размеры царской гробницы, но они сильно отличаются от размеров гробницы Рамсеса IV. Скорее всего, эти цифры относятся к гробнице какого-то другого фараона.

План другой гробницы, вероятнее всего фараона Рамсеса IX в Фивах, нарисованный на куске известняка, был найден в Долине царей в Фивах (фото 14). Длина его – 83 см. Линии нанесены красным цветом, а пространство между ними выкрашено в белый цвет. Косяки и перемычки дверей изображены желтым. Этот план не следует рассматривать как первоначальный чертеж гробницы, выполненный архитектором, а скорее как набросок для рабочих.

К той же самой категории следует отнести и рисунки на двух известняковых остраконах, также найденных в Долине царей в Фивах и сейчас хранящихся в Каирском музее. Первый план (фото 15), нарисованный красными чернилами, изображает здание, крыша которого должна была опираться на четыре колонны прямоугольного сечения. Дверь показана в фасадной проекции, как обычно это делали египтяне, в верхней части плана, но безо всяких деталей. В его нижней части имеется иератическая надпись, которая гласит: «Ширина 15 локтей». Над колонной в верхнем правом углу видна цифра 8, которая, вероятно, осталась от надписи: «Длина 18 локтей». Архитектор, по-видимому, хотел, чтобы расстояние между стенами и колоннами, а также между колоннами составляло 4 локтей, а когда измерил длину здания, отмечая это расстояние небольшими черточками на правой стене, то обнаружил, что получилось не 18, а 16 локтей, и стер надпись о длине. Пропорции поперечного сечения колонн, изображенных на остраконе, составляют 2 к 1,5. Если таковыми были предполагаемые размеры, то и в ширину и в длину должны были соблюдаться одни и те же расстояния, ширина здания, соответственно, составляла 15 локтей, как и указано на плане. Следы меток можно увидеть и на нижней стене плана. Они были стерты, и по ним нельзя определить длину стены. Однако понятно, что напротив колонн были нарисованы две черточки, что говорит о том, что архитектор первоначально хотел построить в зале квадратные колонны. Размеры остракона составляют 24 х 19 см.

Второй остракон (фото 16) представляет меньший интерес, чем первый. На нем нарисована двухстворчатая дверь храма или молельни, снабженная пяточными камнями и засовами. К этой двери ведет двойная лестница. Слева художник или кто-то другой нарисовал голову фараона. Размеры обломка известняка составляют 40,6 х 27,9 см.

Недавно Службой древностей в Саккаре была найдена схема исключительной важности (рис. 18). Она нарисована на обломке известняка и сохранилась в полном виде. Размеры этого обломка 12,7 х 17,8 х 5 см, схема нарисована красными чернилами и, возможно, относится к эпохе III династии. В пяти секторах, образованных участком кривой и вертикальными линиями, указаны меры длины в локтях, ладонях и пальцах.

1. 1 локоть 3 ладони 1 палец (41 палец).

2. 2 локтя 3 ладони (68 пальцев).

3. 3 локтя (84 пальца).

4. 3 локтя 2 ладони 3 пальца (95 пальцев).

5. 3 локтя 3 ладони 2 пальца (98 пальцев).

Каждый из указанных размеров обозначает длину вертикальной линии, находящейся слева от надписи, причем все эти линии начинаются от одного и того же уровня. Таким образом, вертикальные линии представляют собой координаты, определяющие расположение точек, через которые проходит кривая. Очевидно, что для того, чтобы можно было пользоваться этой схемой, необходимо знать, на каком расстоянии друг от друга располагаются вертикальные линии (ординаты).


Рис. 18. Схема, нарисованная архитектором, на которой изображена кривая с координатами. Возможно, III династия. Саккара


Однако оно на рисунке не указано. Поэтому будет вполне естественно предположить, что линии проходят на одинаковом расстоянии, а тот факт, что оно не указано, говорит, скорее всего, о том, что оно равно 1 локтю, то есть самой распространенной единице измерения. Если по этим координатам начертить кривую, справа сходящую к нулю, то она будет очень похожей на кривую, изображенную на остраконе, с той лишь разницей, что на отрезке между 41 и 0 она проходит под меньшим углом. Эта кривая, вероятно, не является частью эллипса[19].

Этот остракон был обнаружен около остатков массивного выпуклого сооружения, верхняя часть которого, насколько можно было судить по сохранившимся руинам, очень сильно напоминала кривую, изображенную на обломке известняка (рис. 19). Скорее всего, эта схема служила каменщикам руководством при возведении этого выпуклого сооружения. Если это так, то египетские рабочие хорошо разбирались в том, как начертить кривую по заданным координатам.


Рис. 19. Кривая, вычерченная по координатам, указанным на древней схеме, на рис. 18


Но, поскольку на схеме не был соблюден масштаб, мы можем предположить, что архитектор сначала нарисовал произвольную кривую, скорее всего, на папирусе, а потом определил ее координаты и уже по ним, в качестве руководства для строителей, начертил приблизительную схему на обломке известняка.


Рис. 20. План поместья из гробницы Мерира в Эль-Амарне. XVIII династия (из книги Перро и Шипье «Египетское искусство»)


Во многих гробницах вельмож в Эль-Амарне существовал обычай изображать на стенах планы царского дворца, а иногда и частных поместий. Один из лучших планов можно увидеть в гробнице Мерира (рис. 20). По нему можно с достаточной точностью реконструировать внешний вид поместья (рис. 21).


Рис. 21. Реконструкция поместья, участок плана которого изображен на рис. 20 (из книги Перро и Шипье)


Недавно у одного дельца в Луксоре был куплен план поместья, представляющий большой интерес для исследователей. Он описан в статье Н. де Г. Дэвиса «План архитектора из Фив», помещенной в «Журнале египетской археологии», том IV, с. 194. Дэвис рассматривает в ней вопрос, выдержан ли на этом плане масштаб, но приходит к выводу, что нет.


Рис. 22. Архитектурный план поместья, изображенного на деревянной панели из Фив


Он замечает: «Широкая полоса воды в нижней части рисунка (рис. 22) – это либо канал, либо река Нил в разливе, а пространство между ней и тонкой параллельной ей линией представляет собой склон берега, который заливался во время половодья. Между ним и главной границей или стеной, защищающей поместье от разлива, протягивается еще одна полоса шириной 32 эля (локтя), засаженная двумя рядами деревьев позади низкой стенки… Вход в поместье представляет собой огороженное место квадратной формы, в центре которого находится водоем длиной 29 элей и шириной 23 эля. По бокам его расположены склоны, на одном из которых по прямой от входа поднимается лестница из дюжины ступеней.


Рис. 23. Карта на папирусе, составленная для рабочих, добывавших золото во времена фараона Сети I. На ней изображены две параллельные горные долины с извивающимся ущельем, которое их соединяет. Показаны входы в четыре галереи, а также цистерна для воды и стела фараона (в настоящее время хранится в музее Турина)


Между водоемом и стенами имеется пространство шириной 10 элей, которое засажено одним рядом деревьев. Во двор можно войти со стороны реки из внешнего двора длиной 21 эль 4 ладони, который спускается почти до самой реки. В воротах, ведущих в этот двор, имеется площадка, на которой можно разместить груз или священную барку, прежде чем спустить их вниз по лестнице… Двойные линии, которыми показаны стены переднего двора, могут обозначать, что они выложены из камня, в отличие от жирной черной линии, обозначающей границу поместья и выложенной из необожженного кирпича».

Еще один рисунок, достойный изучения, представляет собой карту на папирусе, предназначенном для рабочих, добывавших золото в эпоху фараона Сети I (рис. 23). На ней изображены две параллельные долины среди гор с соединяющим их извилистым ущельем. Показаны входы в четыре галереи, а также цистерна для воды и стела фараона, находящиеся неподалеку. В правом верхнем углу видны дома рабочих. Оригинал этого плана хранится сейчас в Турине.

Когда экспедиция музея искусств Метрополитен из Нью-Йорка очистила место перед южной колоннадой храма XI династии в Дейр-эль-Бахри, были обнаружены круглые площадки, в которых росли деревья, посаженные рядами. В большей части этих площадок сохранились еще пни древних тамарисковых деревьев. К этому же времени был найден и обломок известняка, на котором был изображен план посадки этой рощи (рис. 24). Г.Е. Уинлок, руководивший раскопками, писал: «Во-первых, не следует забывать, что планы, выполненные в масштабе, были практически неизвестны египтянам, которые были небрежны даже в отношении пропорций, поэтому не следует удивляться, увидев, что квадратный храм и рампа, ведущая к нему, изображены в виде простого символа на центральной линии. Справа и слева на пересечении прямых линий расположены точки. Слева мы видим три длинных ряда, включающие в себя семь точек каждый, – это тамарисковая роща, которая уже раскопана, но если присмотреться повнимательней, то мы заметим стертый четвертый ряд. Очень важно отметить, что левый (южный) портик (рис. 25) короче правого, а догадаться, почему он короче, не так уж трудно. Древний ландшафтный архитектор измерил шагами длину правого портика и решил, что перед ним можно посадить четыре ряда деревьев. Затем он зашел в храм и, сидя на корточках, нарисовал план четырех рядов деревьев по обе стороны, но один из его более наблюдательных коллег указал ему на ошибку – колоннады по обе стороны от двери имели разную длину. Тогда архитектор стер на своем плане четвертый ряд деревьев слева…»


Рис. 24. Проект ландшафтного архитектора, на котором изображена роща перед храмом XI династии в Дейр-эль-Бахри


Вряд ли можно сомневаться в том, что египтяне, кроме планов, вычерченных на камне или папирусе, использовали еще и масштабные модели. В некоторых случаях, когда надо было определить, к примеру, где располагается центр тяжести у того или иного обелиска, это был единственный способ решения проблемы, поскольку математические знания египтян были очень примитивными (см. главу 20). В Каирском музее представлено много моделей ворот, башен, пилонов и других архитектурных сооружений, но ни одну из них нельзя назвать архитектурной моделью, выполненной в масштабе. Мы можем назвать таковой только модель, которую, по некоторым сведениям, нашли около Каира много лет назад и о которой очень редко упоминается в книгах. Ее можно описать так: «Модель сделана из гранита, ее длина – 1,12 м, ширина – 0,88 м и высота – 0,23 м. На ней изображена двойная лестница, ведущая в святилище. По обе стороны от нее, во-первых, расположены углубления, в которых когда-то стояли модели больших сфинксов, охраняющих вход. На вершине лестницы, опять же по обе стороны, имеются углубления для сфинксов поменьше. Позади них отмечены места двух больших пилонов… и на внутренних сторонах этих пилонов видны отверстия, отмечающее место двойных врат, которые вели в святилище. Далее показано, как располагались большие стены, окружавшие это святилище».


Рис. 25. Обнаруженные при раскопках остатки рощи при храме XI династии в Дейр-эль-Бахри


Модель, вероятно, была создана в эпоху фараона Сети I.

Закладка храма в древние времена сопровождалась многочисленными церемониями, самые важные из которых, судя по рельефам, проводились самим фараоном. Трудно поверить, чтобы в более поздние времена, когда Египтом правили Птолемеи или римляне, сам фараон или император лично появлялся в храме и проводил все эти процедуры, которые мы видим на рельефах, хотя в династические времена так оно, возможно, и было. В более поздние времена, как выяснилось, церемонии стали просто данью традиции. Изображения церемоний при закладке храма встречаются во многих храмах династического периода, но самые подробные мы видим в храмах Эдфу и Дендеры. В первой сцене фараон покидает дворец, а перед ним несут четыре штандарта первобытных племен Верхнего Нила: Шакала первого порога, Сокола Эдфу, эмблему Фив и Ибиса Гермополя. Затем мы видим, как фараон отмечает колышками границы храма вместе с Сешат, богиней истории (рис. 26), прокладывает мотыгой первую борозду для закладки фундамента перед богом, которому посвящен храм, бросает семена или зерна благовоний в эту борозду, изготовляет кирпич из глины и, наконец, посвящает храм богу. Строительство египетского храма считалось законченным только после того, как он был «украшен». Его стены от пола до потолка покрывались росписью и рельефами, но с момента окончания строительных работ до полного завершения украшения стен проходило порой много лет. На различных стадиях создания росписей и рельефов, например в храме Эдфу, фараон официально посвящал богу рельефы, в сценах он часто предлагает ему хекер – иероглиф, обозначающий «украшение», – в качестве символа этой стадии отделки. Надписи, которыми снабжены сцены закладки храма, как правило, стереотипны и представляют интерес только в том смысле, что в них указываются даты и порядок возведения храма.

Во время закладки храма под ним и его стенами, а также вокруг них обычно закапывались различные предметы. В наши дни их называют «тайниками в фундаменте». Иногда в них находят только останки жертвенных животных; в других случаях – множество предметов, включая таблички с именем фараона, керамику, фаянсовые и каменные сосуды, а также образцы инструментов, с помощью которых создавался храм. Царица Хатшепсут велела закопать под своим храмом в Дейр-эль-Бахри миниатюрные копии медных инструментов, часть из которых имела деревянные рукоятки, формы для изготовления кирпичей (фото 62), качалки (фото 23), колотушки, мотыги и т. д.


Рис. 26. Некоторые из церемоний, проводившихся при закладке храма Эдфу. На первом рисунке фараон колышками отмечает границы храма вместе с богиней Сешат, на втором – прокладывает первую борозду, на третьем – сыплет в нее семена или зерна благовоний, а на четвертом – изготовляет первый кирпич из глины


Под другими же храмами ученые нашли грубую керамику. Богатая коллекция вещей, зарывавшихся в землю при закладке храма, хранится в Каирском музее. Не существовало строгих правил, какие предметы надо закапывать, хотя в различные эпохи отдавали предпочтение разным вещам. Наиболее разнообразные коллекции этих предметов относятся к эпохе Нового царства. Что же касается храма в Дейр-эль-Бахри, то они были зарыты не только под его стенами, но и в ямах его двора.

Хотя египтяне не всегда заботились о том, чтобы фундамент здания был ровным, они могли, если хотели, с большой точностью выровнять обширную площадку. Мы не знаем, как они это делали, но вполне можем предположить, что применяли для этого тот же самый способ, которым пользуются и современные строители. Египтяне хорошо знали, что поверхность воды в спокойном состоянии всегда находится на одном уровне. При строительстве на аллювиальных почвах выравнивание поверхности не представляло особого труда – те участки, которые нужно было выровнять, окружали каналами, заполненными водой. Для выравнивания же каменных поверхностей приходилось несколько модифицировать этот метод. Самый ровный участок из всех, что нам известны, – это каменная площадка, на которую были уложены блоки Великой пирамиды. Она тянется не подо всем объемом пирамиды, поскольку известно, что внутри нее находится скала. Насколько глубокой является эта площадка, мы не знаем, но за пределами пирамиды ее глубина составляет около 60 см. Недавние исследования, проведенные Обществом исследования Египта, показали, что ее видимая часть представляет собой почти идеально ровную плоскость, слегка наклоненную с северо-запада на юго-восток – перепад высот составляет всего 1,25 см.

Для выравнивания каменных поверхностей египтяне применяли такой метод – они старались отыскать в разных местах небольшие ровные участки, под которые потом подгонялась вся поверхность площадки. Хотя для различных видов строительных работ, должно быть, применялись разные методы получения таких «эталонных поверхностей»[20], подгонка всей площадки под найденные равные плоскости осуществлялась с помощью «визирок», которые описаны в главе IX.

Способ получения ровных поверхностей заключался, вероятно, в том, что площадку заливали водой, обложив ее по краям невысокими валиками из глины, а затем в удобных местах убирали лишний камень до определенного уровня от поверхности воды. При такой работе необходимо было проверять, насколько ровными получились участки, почти непрерывно в течение всего дня. Таким образом, качество работы определялось на глазок – главное было набраться терпения и правильно организовать работу опытных каменотесов.

Легкий наклон подошвы Великой пирамиды можно объяснить тем, что в то время, когда рабочие проверяли эталонные поверхности, дул северо-западный ветер. Он гнал воду к юго-востоку, отчего и получился небольшой наклон.

Единицей измерения при строительстве был в Египте царский локоть, значения которого сильно отличались в годы разных династий и даже в эпоху одной династии. Приведем несколько примеров разницы в длине локтя.


Великая пирамида (по данным Питри) – 52,4 см.

Гробницы фараонов в Фивах (по данным Картера) – 52,3 см.

Каменоломни Асуана – 52,5 см.

Эпоха Птолемеев (линейки длиной в локоть из Дендеры) – 51 см и 52,7 см.


Локоть состоял из семи ладоней, а ладонь – из четырех пальцев. Все размеры, приводимые египтянами в своих записях, указаны в локтях, ладонях и пальцах.

Наши знания о длине локтя получены при изучении дошедших до нас линеек, длиной в локоть, которые делались из дерева и камня, а также указаний длины и уровней, оставленных древними строителями на камнях зданий и каменоломен, а также при измерении длины, ширины и высоты дверных проемов и т. д., в законченных зданиях, где чаще всего использовался локоть одного и того же значения.

Линейка длиной в локоть обычно имела прямоугольное сечение – часто квадратное, – а один край ее был скошен. Она была разделена на семь частей, а последняя часть, или две последние, – на четыре части. Часто мы видим линию, которая делит линейку пополам, а иногда встречается отметка, располагающаяся ближе к 4-й ладони – так отмечалось что-то вроде фута, однако твердой уверенности в этом нет. Известны более поздние линейки длиной в локоть, сделанные из камня, на некоторых из них пальцы делятся на половины, трети, четверти – до шестнадцатых частей, на некоторых указаны, вероятно, астрономические данные, однако это скорее церемониальные предметы, а не инструменты, использовавшиеся строителями. На двух каменных линейках длиной в локоть римского периода из Дендеры мы видим отметки четвертей, пятых, шестых и седьмых частей.

Мы не знаем, пользовались древние египтяне тем странным сочетанием единиц, которые современные жители Египта применяют во время торговли – размах рук, сжатый кулак с оттопыренным большим пальцем и т. д.[21]

Вполне вероятно, что наряду с царским локтем использовалось много иностранных и местных мер длины, но вряд ли они применялись в архитектуре. Многие авторы пытались доказать, что неодинаковая высота рядов кладки в Великой пирамиде объясняется тем, что на ее строительстве работали иностранцы, использовавшие свои меры длины. Однако тот факт, что верхняя часть кладки выравнивалась уже после ее завершения, не оставляет от этой гипотезы камня на камне (помимо того что участие иностранцев было просто невозможно), поскольку кладку выравнивали по высоте самого низкого ее блока, в результате чего она не вписывалась ни в одну единицу измерения. В гранитных каменоломнях Асуана рабочие участки имели длину около фута, но это вовсе не является доказательством того, что египтяне знали такую меру длины, как фут, поскольку то, что мы называем футом, вполне могло быть минимальным расстоянием, на котором рабочий мог обрабатывать камень долеритовым шаром, а это расстояние было установлено опытным путем.


Рис. 27. Измерение расстояний на местности. Изображение, найденное в гробнице Аменхотепа-си-се в Фивах


Во всяком случае, египтяне нигде не упоминают фут. Что касается «пирамидного дюйма», то он существует только в воображении и творениях людей, которых называют «помешанными на пирамидах» и которые изобрели его в качестве одного из доказательств своих фантастических теорий о пророчествах, которые якобы содержит длина коридоров и других помещений в Великой пирамиде.

Определение египетских мер длины с помощью измерения различных частей здания представляет собой весьма сомнительное предприятие, за исключением тех случаев, когда достаточно получить лишь приблизительные данные. Поверхность египетской кладки была неровной и в конце строительства обрабатывалась, поэтому судить о том, в каких единицах можно измерять толщину законченных стен, невозможно. Зато при изучении средневекового строительства этот метод дает прекрасные результаты.

Единственным свидетельством того, как египтяне измеряли расстояние на местности, являются изображения на стенах гробниц и статуэтки. Для таких измерений использовали веревку.

На рельефе в гробнице Аменхотепа-си-се в Фивах мы видим людей, которые измеряют посевы в поместье бога Амона (рис. 27). Хотя на этом рисунке узлы не показаны, по другим изображениям мы знаем, что они располагались на веревке через равные промежутки. Возможно, для того, чтобы показать, что эта веревка служит стандартным средством для измерения, она снабжена скрученной бечевой с головой барана, которая увенчана змеей, что, по-видимому, было символом бога. Во время измерительных работ бечеву завязывали на плече одного из мужчин, проводивших их. На статуэтке писца Пенанхурета, хранящейся в Каирском музее, мы видим, что он держит на коленях царскую измерительную веревку, также снабженную символом бога (фото 17).

Единицей площади у египтян был сечат, называвшийся у греков арура, который был равен одному квадратному хету, или 10 000 квадратных локтей (2735 м2). Сечат делился на два ремена, четыре хесеба или восемь са. Другими составными частями сечата были земельный локоть, то есть полоска земли длиной 100 локтей и шириной 1 локоть (1/100 сечата). Тысяча земли, или ха, равнялась 10 сечатов.

Единица объема зерна называлась хекат (4,785 л), хекат состоял из 10 хену (хин) и делился на 64 части. Двойной или четверной хекат также использовался для измерений урожая. Другой единицей измерения был хар, равный пяти четверным хекатам, или 2/3 кубического локтя. Однако вполне возможно, что размер кладки выражался лишь в кубических локтях.

До нас не дошли древние измерительные веревки, но сохранилась бобина с веревкой времени XI династии (фото 63). Веревка наматывалась на расщепленный тростник, который вращался вокруг вала, соединенного с ручкой.

Кратко описав единицы измерений, существовавшие в Древнем Египте, а также их способы измерения, о которых мы знаем так мало, рассмотрим теперь, с какой точностью они могли обозначить границы храма или другого сооружения. Памятником, построенным с самой высокой точностью, является Великая пирамида, и до недавнего времени считалось, ни одна сторона ее основания не отличалась от другой более чем на 4,6 см. Иными словами, при длине стороны, равной 9000 дюймов, точность составляет 1 к 5000. Поскольку, проводя измерения стальной лентой, достичь такой точности невозможно, несмотря на вносимые поправки, люди, изучавшие Великую пирамиду, не могли объяснить, каким образом она была достигнута. Однако недавно длина сторон Великой пирамиды была определена Обществом исследования Египта. Были найдены точки, в которых края блоков облицовки соприкасаются с подошвой пирамиды, и после нанесения их на план были установлены истинные азимуты каждой из ее сторон. Результаты измерений показали, что стороны основания пирамиды имеют следующую длину:

Северная 9065,1 дюйма

Восточная 9070,5 дюйма

Южная 9073,0 дюйма

Западная 9069,2 дюйма

В среднем: 9069,45 дюйма

Из этих подсчетов хорошо видно, что разница между самой длинной и самой короткой стороной составляет 7,9 дюйма, которая объясняется гораздо проще, чем результат предыдущих измерений. На вопрос, можно ли получить такую точность с помощью измерительной веревки, ответить, не проведя эксперимент лично, нельзя. По мнению автора этой книги, на плоской ровной поверхности можно. И даже если измерения с помощью веревки не способны обеспечить такую точность, нет никаких причин утверждать, что древние применяли какой-то сложный прибор. Древний способ, заключающийся в том, что к концу одной измерительной палки прикладывали другую, и так до конца измеряемого отрезка, дает гораздо большую точность, чем в случае с Великой пирамидой. Первоначальная база триангуляции, которую Служба межевания в Англии создавала на равнине Солсбери, была построена с помощью шестов, хотя в полученные данные было внесено много поправок, а сами измерения проводились с многочисленными предосторожностями, о которых египтяне не имели никакого понятия. С учетом современных поправок метод измерения на местности дает точность 1: 250 000. Используя модели двух линеек длиной в локоть из твердого дерева, один из авторов измерил отрезок, в котором они укладывались двадцать пять раз, и вернулся вдоль полученной линии к ее началу, не получив никакого расхождения в данных. Однако следует помнить, что нет никаких доказательств того, что египтяне измеряли длину отрезков, прикладывая конец одной палки к другой, как было описано выше.

Что касается способов определения прямых углов, то мы можем только предполагать, как это делали египтяне. Однако надо отбросить даже намек на то, что в их распоряжении был прибор, похожий на теодолит, – скорее всего, они применяли простые приспособления, которые позволяли получить данные большой точности. Из результатов недавних исследований, на которые мы уже ссылались, видно, что углы Великой пирамиды имеют следующее значение:

северо-восточный 90° + 3'2»;

юго-восточный 90° – 3'33»;

юго-западный 90° + 0'33»;

северо-западный 90° – 0'2».

Таким образом, максимальная ошибка при определении прямого угла составляла 3,5 минуты. В Великой пирамиде квадрат нельзя было исправить с помощью измерения диагоналей, поскольку внутрь пирамиды вдается скала. Это практически исключает вероятность того, что прямой угол был определен с помощью треугольника, стороны которого имеют пропорции, скажем, 3, 4 и 5 или 5, 12 и 13, которые были хорошо известны египтянам.


Рис. 28. Схема, иллюстрирующая принцип, на основе которого можно было определить прямой угол с помощью визуальных методов


Установить прямой угол можно было достаточно точно и с помощью чисто визуальных методов, хотя мы не знаем, какое приспособление использовали для этого древние египтяне. Прибор, изготовленный одним из авторов для определения, какой точности можно достичь визуальными методами, состоит из двух деревянных реек длиной около 2,13 м, скрепленных под углом примерно 90°. В вершине угла и на концах реек были вставлены шпильки. Способ определения прямого угла по отношению к линии АY заключался в следующем: приспособление, аналогичное изображенному на рис. 28, было установлено таким образом, чтобы шпилька в вершине угла находилась точно в точке Y, а линия ХУ была продолжена визуально до точки А. В результате был получен отрезок АУ. Линия YZ была также визуально продолжена, и примерно в 91,4 м от точки Z был вбит колышек в точке p. Затем приспособление повернули на 90°, так, чтобы линия YZ совпала с линией АУ. Линия УХ была визуально продолжена, и на таком же расстоянии вбит колышек p'. Затем расстояние между p и p' разделили с помощью биссектрисы (Р), а полученный таким образом прямой угол (АУР) проверили с помощью теодолита. Было обнаружено, что, сколько бы ни проводилось экспериментов, ошибка визуального метода составляет не более 1 минуты 30 секунд. Вполне вероятно, что приспособление, которое использовали для определения прямых углов строители пирамиды, было похоже на римскую грому. Оно состояло из двух деревянных реек, образующих крест, на концах всех четырех перекладин которого подвижно крепились свинцовые пластинки. Деревянные перекладины, в свою очередь, подвижно крепились в центре креста. Грома функционировала по тому же принципу, что и описанное нами приспособление. Однако мы не можем сказать, могла ли она давать очень точные результаты.

Ориентировка храмов по сторонам света не отличалась особой точностью, однако пирамиды, в особенности Великая, были весьма строго ориентированы на истинный север. Хотя у нас нет причин полагать, что египтяне ориентировались по Полярной звезде, вполне вероятно, что они использовали для этого звезду, которая видна на небе всего несколько часов, и проводили биссектрису угла между направлением на эту звезду, наблюдателем и местом сооружения пирамиды. Однако вполне возможно, что они определяли направление на север по крайним положениям околополярной звезды. По-видимому, наблюдения за ней позволяют ориентироваться с такой же точностью, с какой ориентирована Великая пирамида, ни восточная, ни западная стороны которой не приближаются к истинному северу более чем на 2 минуты 30 секунд. Действительная ориентация сторон пирамиды такова[22]:

западная сторона 2'30» сдвиг на запад северным углом;

восточная сторона 5'30» сдвиг на запад северным углом;

северная сторона 2'28» сдвиг на юг западным углом;

южная сторона 1'57» сдвиг на юг западным углом.