ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЦВЕТНОГО КАМНЯ

Поразительные по красоте вещи делают мастера-камнерезы из каменных глыб, украшая их тончайшей резьбой. Такой камень по характеру его использования называют поделочным, но у него есть и другое название, которое обязано яркой и нередко необычайной окраске, превосходно выявляющейся на полированной поверхности камня. Отсюда и второе название того же материала – цветной камень.

Камнерезами России созданы художественные изделия из цветного камня, получившие мировое признание. Не все они остались в России, но лучшие хранятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Эрмитаж является настоящей сокровищницей изделий из цветных камней, не имеющей равных в мире. Здесь находится около 500 крупных изделий русских мастеров: декоративных ваз, чаш, торшеров, столешниц и других предметов, а также одна из лучших в мире коллекций резных камнейгемм.

Вазы из лазурита и малахита, орлеца, строгих порфиров, яшм и иных камней поражают своей красотой, рисунком и окраской. Все они служат произведениями высокого мастерства и вместе с тем служат образцами исторических художественных стилей.

Яйцевидные вазы, выполненные из плотного порфира – первенцы русской камнерезной промышленности, изготовлены на Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской фабриках в 1780–1790 годах. Они строгой формы и строги по убранству, полированная поверхность камня настолько хороша, что не нуждается ни в каких украшениях, перебивающей рисунок камня. В этих камнях красота камня выступает в чистом виде.

Иные декоративные вазы и чаши начала XIX века связаны с творческими замыслами знаменитого архитектора А.Н. Воронихина. Так, большая ваза Колыванской гранильной фабрики выполнена из серо-фиолетового порфира и богато убрана золоченой бронзой. Хотя бронза занимает важное место в украшении вазы, камень с его изумительным цветом и полировкой прекрасно использован мастером Ф. Стрижковым. Горло вазы украшено широким поясом из виноградной лозы, в виде венка лежащем на ее «плечах». Низ тулова покрыт крупными ажурными пальметками – скульптурным орнаментом в виде стилизованных пальмовых цветов.

Другая ваза из темно-вишневого порфира с крышкой, увенчанной бронзовым фонтаном. Тела дельфинов из золоченой бронзы изогнуты в виде ручек. Оплечье вазы украшено сплошным бронзовым поясом из бронзы, орнаментированным фигурами дельфинов и кустами камыша. Низ вазы украшен украшен розеткой из листьев и побегов тростника.

Над изготовлением гигантской чаши овальной фофрмы из зеленой с волнистым рисунком ревневской яшмы трудились почти пятнадцать лет лучшие мастера Колыванской фабрики. Огромную глыбу яшмы добыли в 1829 году на склоне горы Ревневой, в 45 км от Колыванской фабрики. Сначала камень обрабатывали на месте вручную, а затем направили на фабрику. Для этого потребовалось около тысячи человек с рудника и селений. Искусствоведы утверждают, что ваза из ревневской яшмы изумляет природной красотой и массивностью монолита, но еще больше прекрасной работой и равной себе не имеет.

У основания чаши стоит мраморная доска, надпись на ней дает представление о труде, вложенном в ее изготовление: " Чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова: в поперечнике 7 аршин (506 см), вышиною с пьдесталом и ножкой – 3 аршина 10 вершков (260 см), весом более 1200 пудов (19 200 кг). Камень добыт в 1829 году унтершихместером Колычевым и осекался на месте два года, чаша совершенно окончена в начале 1843 г. Отправлена с фабрики под наблюдением бергешворина 12 класса Ивачева с доставлена в С. – Петербург в августе того же года. Во время следования сухим путем до реки Чусовой на расстоянии двух тысяч верст зарягались под нее от 120 до 160 лошадей". Стоимость вазы по оценке Колыванской фабрики 30 284 рубля серебром. Из-за колоссальной тяжести под нее подведен специальный фундамент.