Глава 2

Механизм

I. Физический

Во-первых, займёмся физической частью механизма. В наших телах имеется великая центральная ось нервной материи, оканчивающаяся в мозгу, от которой сеть нервных волокон расходится во всех направлениях. Это те самые нервы, которые согласно современным научным теориям при помощи своих вибраций проводят все впечатления извне мозга, а последний, приняв эти впечатления, превращает их в чувства и восприятия; так что если я помещаю свою руку на какой-нибудь объект и нахожу его горячим, это на самом деле не моя рука чувствует, но мой мозг, действующий на основе информации, передаваемой ему вибрациями, бегущими по его телеграфным проводам – нервам.

Важно также иметь в виду, что все нервные волокна тела имеют одинаковое строение, и что особый пучок их, называемый нами оптическим нервом, который передаёт в мозг образы, созданные на сетчатке глаза и таким образом позволяющий нам видеть, отличается от нервных волокон руки или ноги только тем, что за долгие века эволюции он специализировался принимать и передавать с наибольшей лёгкостью только один достаточно малый набор быстрых вибраций, которые таким образом становятся видимыми для нас, как свет. То же замечание остаётся в силе и для других органов – слуховые, обонятельные и вкусовые нервы отличаются друг от друга и от остальных только этой специализацией; в сущности же они – те же самые и выполняют соответствующую им работу точно тем же способом, передавая вибрации в мозг.

Теперь наш мозг, являющийся таким образом великим центром нервной системы, весьма подвержен влиянию незначительных изменений нашего общего здоровья, и в особенности тех, которые вызывают изменение циркуляции крови через него. Когда поток крови через сосуды головы нормальный и равномерный, мозг (и следовательно, вся нервная система) имеет возможность функционировать упорядоченным и эффективным образом; но любое изменение её нормальной циркуляции – в количестве, качестве или скорости – незамедлительно вызывает в мозгу соответствующий эффект, а через него и на нервы по всему телу.

Если, например, к мозгу подаётся слишком много крови, сразу вызывается переполнение сосудов и тут же вызывается нерегулярность его работы; если же слишком мало, то мозг (и следовательно, нервная система) становится сначала раздражённым, а потом переходит в летаргическое состояние. Качество подаваемой крови также имеет огромную важность.

Протекая по телу, она выполняет две принципиальные функции – поставляет кислород и питательные вещества к разным органам тела; и если она будет неспособна адекватно выполнять каждую из этих функций, последует определённая дезорганизация.

Если поступление кислорода к мозгу недостаточное, он становится перенасыщенным двуокисью углерода и вскоре тяжесть и летаргия возобладают. Обычным примером этого является чувство скуки и сонливости, которое часто превозмогает нас в многолюдной и плохо вентилируемой комнате; по причине недостатка кислорода в комнате в результате долгого дыхания большого количества народу мозг не получает обычной нормы и поэтому неспособен работать правильно.

Опять же, скорость, с которой кровь течёт через сосуды, влияет на деятельность мозга; если она слишком велика, это производит перевозбуждение, если слишком мала, снова вызывается сонливость.

Очевидно, однако, что наш мозг (через который, следует помнить, должны проходить все физические впечатления) может легко нарушить свою деятельность и испытывает большее или меньшее препятствие в выполнении своих обычных функций по причинам вполне тривиальным – причинам, которым мы возможно слишком часто не уделяем внимания даже в часы бодрствования – и о которых мы почти совершенно не осведомлены во время сна.

Перед тем, как продолжить, следует заметить другую любопытную особенность этого физического механизма, и это – его примечательная склонность автоматически повторять вибрации, на которые он привык отвечать. Это то свойство мозга, которое относится к тем телесным привычкам или навыкам поведения, которые полностью непроизвольны и которые так трудно победить; и как будет сейчас видно, это играет более важную роль во время сна, чем в нашей бодрственной жизни.


II. Эфирный

Не только через один упомянутый нами мозг, однако, впечатления могут быть получены человеком. Почти точно соответствует своей видимой форме и проникает её эфирный двойник (ранее называвшийся в теософической литературе линга-шарирой), и он тоже имеет мозг, который в действительности является не менее физическим, хотя и состоит из материи, находящейся в состоянии, более тонком, чем газообразное.

Если используя психические способности мы рассмотрим тело новорождённого ребёнка, мы найдём его проникнутым не только астральной материей всякой степени плотности, но также и различными состояниями эфирной материи; и если мы возьмём на себя труд проследить эти внутренние тела назад, к своему источнику, мы найдём, что причиной последней является эфирный двойник – шаблон, по которому выстроено физическое тело – сформированный агентами владык кармы; в то время как астральная материя собрана воплощающимся Я – не сознательно конечно – но автоматически, во время его прохождения через астральный план, и является, в действительности, просто развитием на этом плане склонностей, семена которых спали в нём во время его опыта в небесном мире, поскольку на том уровне было невозможным то, что они могли бы развить при наличии степени материи, необходимой для их выражения.

Теперь этот эфирный двойник часто называют проводником человеческого жизненного эфира или жизненной силы (называемой на санскрите праной), и всякий развивший психические способности может в точности видеть, что это так. Он увидит солнечный жизненный принцип почти бесцветным, однако ярко сияющим и активным; он постоянно изливается солнцем в земную атмосферу; он увидит, как эфирная часть его селезёнки, задействуя свою удивительную функцию, поглощает ту вселенскую жизнь и превращает её в прану, чтобы она с большей лёгкостью могла быть ассимилирована телом; и тогда она протекает по всему телу, пробегая вдоль каждого нервного волокна крохотными шариками красивого розового цвета, вызывая сияние жизни, здоровья и активности, проникающей в каждый атом эфирного двойника, и когда розовые частички поглощаются, излишний жизненный эфир излучается из тела во всех направлениях, как голубовато-белый свет.

Если он вникнет дальше в действие этого жизненного эфира, он скоро увидит причину, по которой следует склониться к мнению, что передача впечатлений к мозгу зависит скорей от регулярного потока по эфирной части нервных волокон, чем от обычной вибрации частиц их более плотной и видимой части, как это обычно предполагается. Детальное описание экспериментов, в результате которых была установлена эта теория, заняло бы у нас слишком много места, но достаточно будет отметить один или два простейших из них, чтобы показать основные их идеи.

Когда палец становится полностью оцепеневшим от холода, он неспособен чувствовать; и тот же феномен нечувствительности по своей воле может произвести месмеризатор, который несколькими пассами над рукой подопытного приведёт её в состояние, в котором она может быть уколота иголкой или обожжена пламенем свечи без малейшего переживания болевого ощущения. Посмотрим теперь, почему наш подопытный не чувствует ничего в обоих этих случаях? Нервные волокна всё ещё здесь, и хотя в первом случае может быть высказано мнение, что их действие было парализовано холодом и отсутствием крови в сосудах, это конечно не может служить объяснением во втором случае, где рука остаётся при нормальной температуре и кровь циркулирует, как обычно.

Если мы призовём на помощь ясновидящего, мы сможем получить нечто более близкое к истинному объяснению, поскольку он скажет нам, что отмороженный палец кажется мёртвым и кровь не может циркулировать по сосудам по той причине, что розовый жизненный эфир более не течёт вдоль нервных волокон; а мы должны помнить, что хотя материя в эфирном состоянии и невидима обычному взгляду, она тем не менее – вполне физическая и поэтому может быть подвержена действию холода и тепла.

Во втором случае он скажет нам, что когда месмеризатор производит пассы, которыми делает руку подопытного нечувствительной, на самом деле он изливает свой собственный жизненный эфир (или магнетизм, как это часто называют), при этом на время вытесняя из неё эфир подопытного.

Рука всё ещё тёплая и живая, потому что жизненный эфир всё ещё проходит через неё, но поскольку это более не специализированный жизненный эфир подопытного, он не находится в состоянии раппорта с мозгом, он не передаёт никакой информации в этот мозг, и следовательно, ничего не ощущается в руке. Из этого представляется очевидным, что не только сам жизненный эфир выполняет работу по передаче впечатлений извне к человеческому мозгу; совершенно необходимо его присутствие в состоянии, в котором он выделен самим человеком для передачи вдоль нервных волокон.

Как всякое изменение в циркуляции крови влияет на восприимчивость плотной материи мозга и изменяет таким образом надёжность восприятия доставляемых ему впечатлений, так и состояние эфирной части мозга подвержено влиянию всякого изменения объёма или скорости этих жизненных потоков.

Например, когда количество нервного эфира, выделенного для этой цели селезёнкой, падает по любой причине и становится ниже среднего, тут же чувствуется физическая слабость и утомление, и если при этих условиях также случится, что скорость его циркуляции увеличится, человек становится сверхчувствительным, сильно раздражительным, нервным и возможно даже истеричным, причём в таком состоянии он часто более чувствителен к физическим впечатлениям, чем обычно; и часто случается так, что личность, страдающая от слабого здоровья, видит явления или видения, совершенно не воспринимаемые её более крепким соседом.

Если же, напротив, и объём, и скорость жизненного эфира уменьшатся одновременно, человек ощущает значительную слабость, становится менее чувствительным к внешним влияниям и вообще чувствует себя слишком слабым, чтобы обращать внимание на то, что с ним происходит.

Следует помнить также, что та эфирная материя, о которой мы говорили и более плотная материя, которую обычно признают принадлежащей физическому мозгу, в действительности являются частями одного и того же физического механизма, и поэтому никакая из этих частей не может быть подвергнута влиянию без незамедлительного создания некоторой реакции в другой. Следовательно, не может быть уверенности в том, что впечатления будут правильно переданы через этот механизм без нормального функционирования обеих его частей; каждое отклонение в любой части может очень легко заглушить или нарушить его восприимчивость, производя расплывчатые или искажённые образы всего, что ему представлено. Более того, как сейчас будет объяснено, он бесконечно более подвержен таким ошибкам восприятия во время сна, нежели в бодрствующем состоянии.


III. Астральный

Ещё один механизм, который мы должны принять во внимание – это астральное тело, часто называемое телом желаний. Как подразумевает его название, этот проводник состоит исключительно из астральной материи и является, по существу, выражением человека на астральном плане, точно так же как его физическое тело является выражением его на низших уровнях физического плана.

В самом деле, мы избавим изучающего теософию от больших трудностей, если научимся считать все эти различные проводники просто действительным проявлением Я на соответствующих планах – если он поймёт, например, что это каузальное тело (иногда называемое аурическим яйцом) – настоящий проводник перевоплощающегося Я, и оно обитает в нём столь долго, сколько остаётся на плане, являющемся его истинным домом – на высших уровнях ментального мира; но что когда оно спускается на нижние уровни, оно должно, чтобы иметь способность функционировать на них, одеть себя в их материю, и что материя, которую оно притягивает таким образом, составляет тело его ума.

Аналогично, спускаясь на астральный план, оно формирует своё астральное, или тело желаний, однако, разумеется, всё ещё сохраняя все остальные тела; и при его дальнейшем опускании на этот, самый низший из всех план, физическое тело формируется в середине аурического яйца, которое таким образом содержит всего человека.

Этот астральный проводник ещё более чувствителен к внешним впечатлениям, чем плотное и эфирное тела, поскольку само оно является местопребыванием всех желаний и эмоций – соединительным звеном, лишь через которое Я может собирать опыт из физической жизни. Оно примечательно восприимчиво к влиянию проходящих мысленных потоков, и когда ум активно не управляет им, оно непрерывно получает эти стимулы извне и нетерпеливо на них отвечает.

Этот механизм также, подобно другим, более подвержен влиянию во время сна физического тела. Что это так, показано многочисленными наблюдениями, и прекрасным примером этого является случай, недавно сообщённый автору. Человек, бывший пьяницей, описывал трудности на пути своего исправления. Он заявил, что после долгого периода полного воздержания он преуспел в полной ликвидации физического желания алкоголя, так что в состоянии бодрствования он чувствовал, что полностью отвергает его; однако ему часто снилось, что он пил, и в этом состоянии сновидения он чувствовал прежнее отвратительное удовольствие от этой деградации.

Очевидно, что в течение дня его желание находилось под контролем воли, и случайные мыслеформы или проходящие мимо элементалы не были способны произвести на него какое-либо впечатление; но когда астральное тело было освобождено во сне, оно в некоторой степени избегало доминирования Я и его крайняя естественная впечатлительность снова утвердила себя в такой степени, что с готовностью отвечала на эти пагубные влияния и воображало себя ещё раз переживающим эти низкие удовольствия развращения.