|
||||
|
РАБОТА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ДЕФЕКТНЫХ ЗВУКОВ В РЕЧЬ Усвоив верное произнесение дефектного звука в изолированном виде, следует перейти к его произнесению в сочетании с гласным звуком. Поначалу упражнение делается топотом, для того, чтобы возбуждение, возникающее в области гортани при произнесении с голосом, не могло затормозить работу артикулярных органов. Кроме того, в первый период можно отделять согласные от гласного паузой, для того, чтобы внимание было больше собрано на исправляемом согласном и чтобы артикуляторная установка гласного не мешала согласному. Постепенно пауза между согласным и гласным убирается. Согласный сначала произносится с одним гласным. Затем его произносят между двумя одинаковыми, а потом между двумя разными гласными. Если согласный' звучит правильного можно к работе подключить и голосовой аппарат. Следующим этапом является произнесение слов с начальным или конечным исправляемым звуком, а потом включаются в работу слова с этим звуком, находящимся в середине слова. Затем берутся небольшие чистоговорки или фразы с многократно повторяющимся исправляемым звуком. Потом следим за правильностью произнесения звука в стихотворном материале, а затем - и в прозе. Работая над исправлением речевого дефекта, студент должен все время следить за этим звуком в своей бытовой речи. Включить правильный согласный в речевой поток довольно трудно, хотя в изолированном виде и даже в слоге он уже чистый. "Объясняется это связанностью наших речевых звуков в единые словесные комплексы, вне которых они, естественно, не живут Я.Е. Хватцев. "Логопедия", 1951, с. 10§1 Старые словесные комплексы устойчивы и с трудом видоизменяются. Единственным приемом, ускоряющим использование верного звука в живой речи, является перепроизнесение слова, если встретившийся в нем исправляемый согласный был произнесен неверно. Со временем прибегать к перепроизнесению придется все реже. Овладевая произнесением исправляемого согласного в слове, фразе, в стихотворном и прозаическом материале, студенту необходимо воспитать в себе "чувство слова". Для этого он должен научиться: а) ощущать протяженность слова (слова длинные, короткие, средние); б) ощущать ритмическую организацию слова (количество слогов в слове, ударные и безударные слоги, соотношение между ними); в) ощущать звуковой состав слова (чувствовать каждый звук, составляющий слово); г) ощущать интенсивность звучания каждого гласного и согласного, входящего в слово; д) ощущать соотношение интенсивности согласных, образующих слово; е) ощущать длительность каждого звука, составляющего слово. е) ощущать звонкость и глухость согласных в словах и фразах; ж) анализировать качество звучания гласных и согласных не только в слове и фразе, но в речевом потоке при непрерывном изменении громкости, высоты, скорости, тембральной окраски речи; з) чувствовать дальнобойность, пространственную активность согласных и гласных (ощущать доходчивость и недоходчивость гласных и согласных до отдаленного зрителя, легко ли они воспринимается им, "ложатся ли в ухо"); и) настраивать звуковой аккорд слова при любой высоте, громкости, скорости речи, при любой ее тембральной окраске: к) ощущать звуки речи, составляющие слово как орудие художественной выразительности. Развив в себе эти речевые ощущения, студент сумеет овладеть правильной и художественно полноценной речью, необходимой для сцены. Материалом построения интонационной структуры речи у него станут не только гласные, но и согласные звуки. Только это позволит ему в будущей осуществлять на должном уровне речевое воспитание у своих исполнителей в коллективах художественной самодеятельности. |
|
||