Указатель имен


Обстоятельно характеризуются только деятели позднеантичной и византийской истории и культуры. В других случаях либо дается крайне односложная справка, устанавливающая тождество названного лица общеизвестному историческому персонажу (например: «Тиберий, римский император»), либо кратко разъясняется, почему это лицо названо в контексте данной книги. Имена исследователей, занимавшихся научным анализом античной и средневековой цивилизации, в указатель не вошли. То же относится к именам мифологических и библейских персонажей.

Абрахам а Сайта Клара

(наст, имя — Иоганн Ульрих Ме-герле) (1644–1709), немецкий писатель и популярный проповедник. 190

Лбу Бекр (ум. 634), халиф (632–634), при котором начались арабские завоевания. 245

Август (63 до н. э. — 14 н. э.), римский император. 59—61

Августин «Блаженный», Аврелий (354–430), христианский мыслитель и писатель, виднейший представитель латинской патристики, придавший ее центральным идеям итоговую завершенность. Уроженец Северной Африки, преподавал риторику на родине и в Медиолане (Милане); пройдя через увлечение манихейством и скептицизмом, на путях неоплатонического умозрения пришел к христианству; с 395 г. епископ г. Гиппона в Северной Африке, принимавший энергичное участие в актуальных внут-рицерковных конфликтах эпохи (споры с донатистами и особенно с пелагианцами). Как Василий Кесарийский, Григорий Назиан-зин, Григорий Нисский, Августин свободно располагает интел-

лектуальным аппаратом, созданным античностью, но проявляет большую оригинальность мысли. Его онтология в общем следует неоплатонизму, однако вносит в понимание бытия Бога и человека острый личностный оттенок. Новой чертой его мышления было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла классическая античность: динамика человеческой души и динамика общечеловеческой истории. Первой проблеме посвящена «Исповедь» — лирическая автобиография, рисующая внутреннее становление Августина от первых детских лет до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве; будучи характерной для эпохи (в параллель можно поставить хотя бы «исповедальные» мотивы в лирике Григория Назианзина и особенно в его поэме «О моей жизни»), она в то же время уникальна по энергии самоанализа. Второй проблеме — мистически понятой диалектике истории — посвящен трактат «О граде Божием», написанный под впечатлением от разгрома Рима ордами Алариха в

410 г. 22, 26, 27, 38, 43, 97, 102, 105, 106, 107, 279, 293, 300

Агафий Миринейский (536–582), ранневизантийский историк и поэт-эпиграмматист эпохи Юстиниана. Уроженец Малой Азии, константинопольский ученый адвокат («схоластик»). Эпиграммы Агафия совмещают христианские мотивы с традиционной языческой топикой, имеющей несколько стилизаторский характер; в центре стоит воспевание чувственной любви. Составил сборник античных и ранневизантийских эпиграмм, послуживший одним из источников Палатинской антологии Константина Кефалы. 6

Агафон (ок. 446 до н. э. — между 405 и 400 до н. э.), древнегреческий трагический поэт, младший соперник Еврипида. Сохранившиеся фрагменты и свидетельства античных любителей словесности позволяют судить о присущем стилю Агафона сгущенном преизбытке риторических приемов. 241

Адамантий (первая половина IV в.), греческий автор трактата по физиогномике. 173

Адриан (76—138), римский император. 72

Акиба (ок. 50—135), глава раввинской школы, виднейший авторитет талмудической учености, принявший ei лону повстанцев Бар-Кохбы и ки ченный римлянами. 167

Апарих I (ок. 370–410), король вестготов, подвергший в 410 г. разгрому взятый им Рим. 19, 264

Александр Великий (356— 323 до н. э.), македонский царь, завоевания которого знаменовали

начало эпохи эллинизма. 10, 53, 95, 121, 137, 140

Александр Яннай (ум. 103 до н. э.), иудейский царь из династии Хасмонеев. 63

Алкуин (ок. 730–804), ученый и поэт при дворе Карла Великого. 215, 216

Аммиан Марцеллин (ок. 330—конец IV в.), позднеантич-ный историк, антиохиец по происхождению, писал по-латыни. 121,254,291

Амфилохий Кесарийский, или Иконийский (ум. после 394), ранневизантийский проповедник и поэт, уроженец Кесарии Каппадокийской, епископ Ико-ния, друг Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина. 236, 239

Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.), древнегреческий философ. 89

Анаксимандр (ок. 611–546 до н. э.), древнегреческий философ. 44

Анастасий (точное время жизни неизвестно и до сих пор составляет предмет гадательных гипотез), ранневизантийский церковный поэт, близкий Роману Сладкопевцу, автор кондака (см. Указ. терминов) «На усопших», пользовавшегося большой популярностью. 29, 189

Андрей Критский (ок. 660— ок. 740), византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гим-нографии — канона (см. Указ. терминов). Уроженец Дамаска, был монахом в Иерусалиме, диаконом в Константинополе, окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее из-


Указатель имен

вестное его произведение — великопостный «Великий канон», состоящий из 250 строф, в которых неустанно варьируется одна и та же топика покаяния. Последовательная статичность манеры Андрея Критского и сопряженная с ней редукция повествовательно-наглядного элемента ознаменовали собой конец ранневизантийской эпохи гимногра-фического творчества, отмеченной именем Романа Сладкопевца. 108

Анселъм Кентерберийский (1033–1109), философ и теолог западного средневековья, ведущий мыслитель ранней схоластики. 38, 39

Антиной (II в.), любимец императора Адриана, покончивший с собой и обожествленный. 72

Антиох I Сотер (правил 281/0—262/1 до н. э.), эллинистический монарх, основатель династии Селевкидов. 95

Аполлинарий Лаодикийс-кий (ок. 310–390), ранневизан-тийский теолог и поэт, епископ сирийского города Лаодикии. Поскольку доктрина Аполлинария подверглась осуждению как еретическая, его сочинения дошли почти исключительно под чужими именами; поэтому с его авторской личностью связаны сложные проблемы атрибуции. 244

Аполлинер, Гийом (1880— 1918), французский поэт. 191

Аполлоний Родосский (ок. 295—215 до н. э.), эллинистический поэт, пытавшийся в своей поэме «Аргонавтика» возродить эпическую поэзию на новой основе, соединив ее монументаль-

ные формы с рафинированным психологизмом. 143

Арий (ум. 336), ранневизан-тийский теолог, знаменитый «ересиарх», выступивший с отрицанием «единосущия», «собез-начальности» и «равночестности» второго лица христианской Троицы (Сына, или Логоса) первому лицу (Отцу); согласно его доктрине, Сын отделен от Отца онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, творением Отца, хотя и особым, избранным творением, посредником между Богом и миром. В течение IV в. арианство не без успеха боролось с ортодоксией за положение господствующей религии империи, потерпев окончательное поражение лишь на II Вселенском соборе в 381 г., а затем оставалось официальным вероисповеданием некоторых варварских королевств. Ныне утраченное сочинение Ария «Фалия», в котором стихи по типу античной менип-пеи перемежались с прозой, пользовалось некогда значительной популярностью. 187, 253

Ариосто, Лудовико (1474— 1533), итальянский поэт. 194

Аристипп Киренский (ок. 435—ок. 360 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Сократа, учивший о мудром наслаждении как высшей цели жизни (философский гедонизм). 72

Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ, универсальный мыслитель и ученый, теоретик поэзии и риторики. 3, 30, 34, 50, 52, 54, 114, 136, 158, 208, 270, 271

Аристофан (ок. 445—ок. 386 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф. 138, 203

Арсений (IV–V вв.), христианский аскет; знатный и образованный житель Константинополя, ставший монахом в египетской пустыне. 183

Афанасий Александрийский (295–373), ранневизантийский теолог и церковный деятель, епископ города Александрии, главный оппонент Ария и его приверженцев, вдохновитель непримиримой борьбы против арианства, пять раз отправлявшийся в ссылку за свои убеждения. В историю литературы вошел прежде всего как автор жития египетского аскета Антония; это житие (к которому, между прочим, восходит мотив «искушения святого Антония», столь ходовой в европейском искусстве и литературе) знаменует собой начало византийской монашеской легенды. 43, 125, 168, 169, 253, 255, 307

Афиней из Навкратиса (II–III вв.), позднеантичный писатель, автор диалога «Пирующие софисты» — памятника энциклопедической учености. 209, 300

Афраат (ум. после 345), сирийский христианский писатель, живший на территории Персидской империи. Мысль Афраата совершенно чужда влиянию греческой философии; напротив, явственно ощущается воздействие ближневосточной, иудейско— арамейской традиции. 100, 261

Бабрий (I–II вв. н. э.), древнегреческий поэт, перелагатель басен Эзопа. 172

Бархадбешабба Арабайа (VI–VII вв.), сирийский христианский писатель и церковный деятель, живший на территории Персидской империи. По-видимому, был старшим учителем Нисивийской школы, позднее — епископом города Халва-на. Автор трактата «Причина основания школ». 170

Баумгартен, Александр Готлиб (1714–1762), немецкий философ-вольфианец, введший впервые термин «эстетика». 30, 37

Бах, Иоганн Себастиан (1685–1750), немецкий композитор. 126

Беме, Якоб (1575–1624), немецкий мыслитель, представитель плебейской мистики, по ремеслу сапожник. 215

Бенедикт Нурсийский (ок. 480—после 529), италийский аскет, некоторое время ведший жизнь отшельника в Субиако, затем организатор общежительного монастыря в Монте Кассино; разработанный им устав, требующий от монаха дисциплины и трудовых усилий, был принят всем западноевропейским монашеством раннего средневековья и сделал из него важную экономическую и цивилизующую силу. 19

Беросс, или Берос (IV–III вв. до н. э.), ученый жрец из Вавилона, автор «Вавилонской истории», пользовавшейся большой известностью среди античных эрудитов эллинистической и римской эпох. 95–96, 278


Указатель имен

Блок, Александр Александрович (1880–1921), русский поэт. 239

Брут, Марк Юний (85–42 до н. э.), знаменитый убийца Юлия Цезаря, «последний римлянин», во имя отживших республиканских идеалов возглавивший «тираноборческий» заговор римской аристократии, а затем ведший вместе с Кассием безнадежную гражданскую войну; после решающего поражения оба покончили с собой. 73

Буало-Депрео, Никола,

(1636–1711), французский поэт и критик, автор «Искусства поэзии», излагающего в стихах по примеру Горация основы нормативной поэтики. 3

Бэкон, Френсис (1561— 1626), английский философ, впервые принципиально предъявивший науке требование практической полезности. Ему принадлежит известный афоризм: «И само знание — сила». 47

Вагнер, Рихард (1813— 1883), немецкий композитор, в своей музыкальной драме «Пар-сифаль» имитировавший настроение, а отчасти — например в теме Грааля — традиционные напевы католической мессы. 138

Валент, Флавий (328–378), восточноримский император (364–378), соправитель Вален-тиниана, позднее — Грациана. 259, 309

Валентин (середина II в.), один из виднейших мыслителей гностицизма. 56

Вардесан (Бар-Дайшан; ум. 222), сирийский христианский

теолог и философ еретического направления (связь с гностицизмом в новейших исследованиях поставлена под вопрос), влиятельный религиозный поэт, один из основоположников сироязыч-ной литературы и предвестник ее рассвета в IV–V вв., оказавший воздействие в чисто литературной плоскости и на тех ортодоксальных сирийских писателей (например на Ефрема Сирина), которые остро полемизировали с ним по вопросам веры. 187, 189

Василий Кесарийский, Василий Великий (ок. 330–379), ранневизантийский церковный деятель, мыслитель и писатель, глава так называемого каппадо-кийского кружка, в который входили также друзья Василия Григорий Назианзин и Амфилохий Иконийский и его брат Григорий Нисский. Родившись в семье состоятельного ритора и землевладельца, Василий получил прекрасное риторическое и философское образование в школах родной Кесарии Каппадокийской, затем Константинополя и Афин (в Афинах с ним вместе учились Григорий Назианзин, его будущий сподвижник, и Юлиан, будущий император и заклятый враг христианства). В качестве епископа Кесарии (с 370 г.) он развил широкую практическую деятельность, застроив пустыри города комплексом благотворительных сооружений; одновременно он работал над консолидацией в общеимперском масштабе сил ортодоксальной оппозиции официально насаждаемому арианству (см. Арий), продолжая дело Афанасия Александрийского и подготавливая торжество орто-

доксии в 381 г., до которого сам не дожил. Литературная деятельность Василия, отличаясь высоким уровнем, всецело подчинена конкретным целям; риторическая техника так называемой второй софистики становится для него инструментом прямого воздействия на умы. Заметное влияние оказал на него Плутарх со своим практическим психологизмом, живым интересом к возможностям человеческого поведения и нравоучительными установками. В качестве мыслителя Василий испытал воздействие платонизма и неоплатонизма; однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным пластам античной культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой морализм), способным привлечь широкие круги слушателей и читателей. В памяти византийцев Василий остался как один из трех важнейших «святителей» восточной церкви — наряду с Григорием Назианзином и Иоанном Златоустом. 32, 49, 176, 177, 178, 179, 183, 184, 224, 255, 277, 294

Василий I Македонянин (838–886), византийский император (867–886), основатель Македонской династии, выходец из фракийских крестьян. 17

Вергилий Марон, Публий (70–19 до н. э.), самый великий представитель римской классики, сознательно осуществлявшей себя в состязании с классикой эллинской. Его «Георгики» — дидактическая поэма о земледельческих трудах. 53, 143, 152, 157, 194

Верлен, Поль (1844–1896), французский поэт. 290

Веспасиан, Тит Флавий

(9—79), римский император (69–79); при нем была окончена разрушением Иерусалима т. н. Иудейская война 66–70 гг. 62

Вивес, Хуан Луис (1492— 1540), испанский гуманист. 107

Витело, Вителло (ок. 1230—ок. 1275), средневековый философ немецко-польского происхождения. 107

Витигис (ум. 542), король остготов (536–540), вел неудачную войну с Византией. 116

Вольтер, Франсуа Мари (1694–1778), французский писатель, мыслитель и публицист Просвещения. 11

Гайна, вестготский военачальник, пользовавшийся влиянием в Константинополе в 395–400 гг. 19

Гамлиэль, в эллинизирован-но-славянизированной форме Га-малиил (первая пол. I в.), глава раввинской школы, последователь и родич Гиллеля, учивший в Иерусалиме и «уважаемый всем народом» (Деяния апостолов 5, 34); «при ногах» его был «наставлен в отеческом законе» Савл, будущий апостол Павел (там же, 22, 3). 78

Гаунило, средневековый схоласт, современник и критик Ан-сельма Кентерберийского. 39

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831), немецкий философ. 38, 39, 186, 233

Гегесий (ок. 320–280 до н. э.), древнегреческий философ,


Указатель имен

последователь Apucmunna Ku-ренского, учивший об отсутствии страданий, вполне достижимом лишь для мертвеца, как о высшем благе. 72

Гелиодор (III или IV вв.), древнегреческий писатель, автор романа «Эфиопика». 85, 235

Георгий Писида (конец VI—

VII в.), византийский поэт, авторэпических поэм о войнах императора Ираклия I против персов иаваров, а также поэтических произведений религиозно-дидактического содержания (поэмы «Шестоднев, или Сотворениемира», пространной элегии «Осуете житейской», догматического послания «Против Севера», эпиграмм на библейские предметы и т. п.). 244

Георгий Сикелиот (VII

VIII вв.), византийский церковный поэт, живший в Сицилии;по-видимому, отличен от Георгия Сиракузского. 244

Гераклит Эфесский (VI–V вв. до н. э.), древнегреческий философ. Характерный для него архаический стиль изложения, отмеченный глубокомысленными темнотами, широко пользующийся сцеплением слов по созвучию, каламбурами и метафорами, указывающими путь мышлению, сложился под воздействием фольклорного и сакрально-оракульского склада речи. 67, 136, 252, 262

Герман I, Константинопольский патриарх (715–730), защитник почитания икон, проповедник. 244

Геродот (ок. 490—после 430 до н. э.), греческий историк, «отец истории», уделивший мно-

го внимания истории и нравам восточных народов. 63, 95

Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), древнегреческий поэт, первая историческая личность в истории античной литературы, мастер дидактического эпоса, автор поэм «Теогония» и «Труды и дни»; вторая из этих поэм суммирует житейский опыт и практическую мораль греческого крестьянина. 138, 157, 240

Гессе, Герман (1877–1962), немецко-швейцарский писатель. 192

Гёте, Иоганн Вольфганг (1749–1832), не только великий поэт, но и универсальный мыслитель натурфилософского направления, настаивавший на целостно-органическом видении природы; в острой полемике с общепринятой естественно-научной парадигмой, выразившейся в системе оптики Ньютона, предложивший свое спорное «учение о красках» («Farbenlehre»). 54

ГиеронСиракузский,

(ок.540–466 до н. э.), тираны (единоличный правитель) сицилийских городов Гелы и позднее Сиракуз, покровитель поэтов, адресат одических обращений Пиндара. 158

Гиппократ (ок. 460–370 до н. э.), основатель научной медицины в Древней Греции. 54

Гомер, легендарный автор «Илиады» и «Одиссеи». 55, 68, 69, 115, 138, 142, 143, 152, 153, 157, 193, 194, 196, 203, 240, 278

Гораполлон (IV в.), имя или псевдоним позднеантичного автора, на пороге византийской эпохи написавшего (или, по его собственной версии, переведшего

с древнеегипетского языка на греческий) трактат «О иероглифах», который содержит некоторые аутентичные сведения, но в целом дает совершенно фантастическую интерпретацию знаков египетского иероглифического письма как чистейших идеограмм, построенных якобы на основаниях весьма глубокомысленного и назидательного символизма. Книга Гораполлона, выразившая характерное для ранневизантийской культуры тяготение к идеограмме и постольку стоящая в одном ряду с другими современными ей явлениями литературного и внелитературного свойства, оказала широкое воздействие на западноевропейскую культуру Ренессанса, маньеризма и барокко (одним из влиятельных пропагандистов идей Гораполлона был ученый немецкий иезуит Афанасий Кирхер, 1601–1680). В конечном счете трактат «О иероглифах» повлиял и на становление масонской эмблематики. 283, 286

Гораций Флакк, Квинт (65—8 до н. э.), древнеримский поэт и теоретик литературы. 3, 93, 158, 204, 293

Г оргий Леонтинский (ок. 485—ок. 380 до н. э.), древнегреческий софист, основоположник античной риторики. 235, 236, 237, 239, 240, 262

Грациан, Флавий (359— 383), император (367–383), соправитель Валента, затем Феодосия I. 259, 309

Григорий VII (между 1015 и 1020–1085), папа римский (1073–1085), один из наиболее убежденных, последовательных и энергичных выразителей теокра-

тических притязаний средневекового папства. 264

Григорий Назианзин, Григорий Богослов (ок. 330— ок. 390), ранневизантийский церковный деятель и мыслитель, проповедник и поэт. Получил отличное риторическое и философское образование, завершенное в Афинах, где Григорий подружился с Василием Кесарийским. Некоторое время был епископом Сасимы, затем Назианза (оба города в Малой Азии). В 379 г. был призван на епископство в Константинополь для борьбы с арианством и в 381 г. председательствовал на Втором Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя высокий сан, мало отвечавший его созерцательному душевному складу, и вернулся на родину. Как мыслитель Григорий Назианзин испытал определяющее влияние платонической традиции. Высшее достижение его прозы — прочувствованные панегирики отцу и Василию; следует отметить также яростные выпады против императора Юлиана. В поэтическом наследии Григория известное место занимает версификаторская игра; однако вершины его лирики отмечены одновременно старой античной тонкостью формы и новой проникновенностью отрешенно-медитативной интонации. Автобиографические поэмы и стихотворения по остроте самоанализа сопоставимы с «Исповедью» Августина. 6, 42, 57, 83, 84, 90, 91, 257,258,281,308

Григорий Нисский (ок. 335—после 394), ранневизантийский церковный писатель, богос-


Указатель имен

лов и философ. Брат Василия Кесарийского, друг Григория Назианзина, входил вместе с ними в так называемый каппадо-кийский кружок церковных деятелей и мыслителей. Как и другие члены кружка, испытал определяющее влияние Платона и христианского платонизма Ори-гена, но превосходил сотоварищей по кружку смелостью и глубиной философского умозрения. 25,40,43, 169, 171,255,277

Григорий Панама (1296–1359, византийский богослов, завершитель мистико-аскетических традиций Византии, давший им окончательное философское и догматическое оформление. 107

Данте Алигьери (1265–1321), итальянский поэт. Его труд «О монархии», написанный латинской прозой, развивает теорию священной вселенской державы. 107, 117, 119,307

Декарт, Рене (1596–1650), французский философ, основатель новоевропейского рационализма; в вопросе о бытии Божием обновлял «онтологический аргумент» — находящаяся в сознании идея Бога ручается за Его бытие. 38

Демокрит (ок. 460 до н. э. — год смерти неизвестен), греческий философ-атомист. 40, 55, 170 Демосфен (384–322 до н. э.), афинский оратор, один из наиболее почитаемых авторитетов греческой риторической традиции, борец за независимость Афин против македонской гегемонии. 4,73

Дидро, Дени (1713–1784), французский писатель и мыслитель эпохи Просвещения, ярый антиклерикал, издававший вместе с Д'Аламбером знаменитую «Энциклопедию». 11

Димитрий Ростовский (Туптало, 1651–1709), украинско-русский церковный деятель, ученый, писатель и поэт, мастер силлабического стихосложения, сочинявший, между прочим, пьесы-мистерии («комедии») на сакральные темы; причислен к лику святых. 239, 240

Диоклетиан, Гай Аврелий Валерий (243—между 313 и 316), римский император (284–305). Осуществил стабилизацию имперского порядка после кризиса III в., закладывая основы ран-невизантийского деспотизма. Предпринял широкие гонения на христиан. 17, 261

Дионисий Картузианец (1402–1471), поздний систематизатор мистической и схоластической традиций, секретарь Николая Кузанского. 307

Домициан, Тит Флавий (51–96), римский император (81–96), оставшийся в памяти потомков как тиран. 173

ЕвагрийПонтийский

(346–399), ранневизантийский мистико-аскетический писатель; был рукоположен в диакона Григорием Назианзином, с успехом выступал как проповедник в Константинополе, однако удалился в Египет и жил среди монахов в пустыне, зарабатывая средства к жизни переписыванием книг. Это первый известный

истории христианский монах, который развил широкую литературную деятельность. Даже осуждение Евагрия на Пятом Вселенском соборе в 553 г. за близость к неортодоксальным идеям Оригена, приведшее к тому, что многие тексты Евагрия сохранились либо в латинских, сирийских и армянских переводах, либо под чужими именами, не могло воспрепятствовать его влиянию на византийскую аскетическую литературу. 186, 215

Евдокс Книдский (ок. 408— ок. 355 до н. э.), древнегреческий астроном и математик. 298

Евн (II в. до н. э.), сирийский раб, вождь первого сицилийского восстания рабов (137–132 до н. э.), принявший сан царя, выдававший себя за любимца богов, прорицателя и чудотворца. 61

Евнапий (вторая пол. IV в.), ранневизантийский языческий писатель, автор «Жизнеописаний софистов», отмеченных антихристианской неоплатонической тенденцией. 141

Еврипид (485/484 или 480— 406 до н. э.), древнегреческий трагический поэт. 136, 201, 208

Евсевий Кесарийский (ок. 263–339), христианский писатель и ученый, автор «Церковной истории», положившей начало важному жанру ранневизантийской историографии, и других исторических, апологетических, экзегетических и риторических сочинений, официозный идеолог христианской империи. 13, 103, 105,119, 121,279

Епифаний Кипрский (ок. 315—403), ранневизантийский церковный деятель и писатель,

епископ города Саламина на Кипре. Традиция ложно приписала ему авторство «Фисиолога» («Естествослова»). 179, 283, 302

Епифаний Премудрый (ум. 1420), древнерусский писатель, самый блестящий представитель «плетения словес», характерного для ученой литературы XIV–XV вв.; воспринял через посредство так называемого второго южнославянского влияния традиции греческой риторики. 8, 236, 237, 239, 240

Ефрем Сирин (Афрем, ок. 306–373), виднейший аскетико-моралистический писатель и церковный поэт сироязычного региона, лежавшего за пределами Римской империи, классик сирийской литературы. 186, 187, 189,214,224,260

Зенон Китийский (ок. 336— ок. 264 до н. э.), греческий философ, основатель стоической школы. 167

Зинон, восточноримский (византийский) император (474–491), по происхождению исаври-ец. 17, 116

Зосим (вторая пол. V в.), ранневизантийский историк, доведший свою «Новую историю» до 410 г.; по убеждениям — язычник. 253

Зосим Панополитанский (IV в.), ранневизантийский алхимик. 217

21 — 1031


Указатель имен

Иванов, Вячеслав Иванович

(1866–1949), русский поэт-символист. 283

Иларион, митрополит (XI в.), русский церковный писатель, автор риторически разработанного «Слова о законе и благодати» (между 1037 и 1050), стоящего в самом начале истории русской литературы. 8, 236, 239

Имерий, Гимерий (ок. 310— конец IV в.), ранневизантийский ритор, язычник, наряду с Лива-нием и Фемистием один из трех виднейших представителей ораторской прозы IV в. Стиль Име-рия отличается преувеличенной декоративностью; это проза, как бы готовая сама собой переродиться в поэзию, что предвосхищает как «гимнический» тон Псевдо-Дионисия Ареопагита или проповедников вроде Прок-ла Константинопольского, так и практику церковной тонической поэзии Романа Сладкопевца и его круга. В Афинах Имерий был в числе учителей Василия Кесарийского и Григория Нази-анзина. 253

Иоанн Грамматик (нач. VI в.), ранневизантийский поэт, уроженец и житель Газы, автор пространного «Описания картины, живописующей мироздание» (речь идет об аллегорическом изображении сил природы), а также анакреонтических стихотворений. 28

Иоанн Дамаскин (ок. 650— до 754), византийский богослов, философ и поэт. Родился в христианской арабской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе. По-видимому, был приближенным халифа; затем стал монахом. Вы-

ступал как ведущий идейныйпротивникиконоборчества.

Иоанн Дамаскин — систематизатор наследия ранневизантийской церковной мысли. К новизне идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу: «Я не скажу ничего от себя». Разносторонность познаний позволила ему соединить разнородный мыслительный материал в единую замкнутую систему. Главное сочинение Иоанна Да-маскина — «Источник знания»; это компендиум философских и богословских сведений, предвосхищающий «суммы» западных схоластов. В историю литературы вошел как поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений. В литургической лирике он реставрирует античную просодию, отвергнутую ранневи-зантийскими церковными поэтами вроде Романа Сладкопевца, доводит до необычайной усложненности архитектонику канона (см. Указ. терминов). Наряду с этим он способен на выражение простого и сердечного чувства. 42,43,50,57, 108, 112

Иоанн Златоуст (между 344 и 354–407), ранневизантийский церковный деятель и писатель, знаменитый проповедник, получивший свое прозвище (засвидетельствованное с VI в.) за красноречие. Уроженец Антио-хии, Иоанн учился риторике у Ливания, в качестве священника соборной церкви Антиохии приобрел известность своими проповедями, среди которых выделяется цикл проповедей, возникший в бурные дни 387 г., когда антио-хийцы, протестуя против повышения податей, возмутились и

сбрасывали императорские статуи, а после с ужасом ожидали кар. В 398 г. Иоанна призвали в столицу и рукоположили в патриарха Константинопольского; однако его независимое поведение вскоре навлекло недовольство императрицы Евдоксии, а также верхушки клира. В 403 г. Иоанн был лишен сана и отправлен в ссылку; народ был готов подняться на защиту патриарха. Напуганная землетрясением императорская чета возвратила Иоанна, но в 404 г. он вновь был сослан в Кукуз (Армения), позднее в Питиунт^(совр. Пицунда); умер от тягот пути. Проповеди Иоанна Златоуста представляют собой уникальное явление по бескомпромиссности этических установок. К идее священной державы как образа царства Божьего на земле Иоанн относился холодно; не посягая на самый принцип существовавшего общественного строя, он без прикрас говорил о разврате богатых и о бесправии бедных, о неправде судов, о произволе собирателей податей. 6, 13, 19, 81, 103, 118, 190, 224, 289, 304

Иоанн Лествичник (ум. между 650 и 680), византийский религиозный писатель. Был настоятелем монастыря на Синае. Его сочинение «Лестница, возводящая к небесам», — аскетико-дидактический трактат о ступенях на пути самоусовершенствования и о подстерегающих монаха нравственных опасностях. 183, 186

Иоанн Скот Эриугена, Эри-гена или Перу гена (ок. 810—ок. 877), философ западноевропейского средневековья, ирландец по

происхождению. В умственной атмосфере своей эпохи и своего окружения Эриугена одинок: его духовная родина — мир ранневи-зантийского христианского неоплатонизма, в особенности мир Псевдо-Дионисия Ареопагита, сочинения которого Эриугена впервые перевел на латинский язык. 107, 307

Иоанн IV Постник, патриарх Константинопольский (582–595), византийский церковный деятель и писатель, автор дидактических ямбов. 289

Иоахим Флорский (ок. 1132–1202), итальянский мыслитель, создавший мистико-диалектическую концепцию исторического процесса. 106

Ион Хиосский (ок. 490–422 до н. э.), древнегреческий поэт и прозаик, автор фрагментарно сохранившегося мемуарного труда. 208, 300

Иосиф Песнопевец (кон. VIII в. — 883), церковный поэт, защитник иконопочитания, один из мастеров в жанре канона (см. Указ. терминов). 108

Иосиф Флавий (37—после 100), иудейский историк, писавший по-гречески. 298

Ипатия (ок. 370—ок. 415), женщина-философ неоплатонического направления, язычница, за дружбу с непопулярным константинопольским наместником в Александрии Орестом (которого также подозревали в язычестве) растерзанная во время уличных беспорядков. 141, 254,

Ипполит Римский (ранее 170–235), раннехристианский церковный деятель, ученый и писатель. 291

21*


Указатель имен

Ираклий /(575–641), византийский император (610–641). 5, 121,246,256,261

Ириней Лионский (II в.), раннехристианский писатель, уроженец Малой Азии, епископ Лиона. 81,281

Исаак Сириянин, Исаак Ниневийский (ум. в конце VII в.), сирийский аскетико-мо-ралистический писатель. Сочинения Исаака, написанные по-сирийски в свободной форме чередующихся поучений и афоризмов и посвященные вопросам мистического самоуглубления и борьбы со страстями, благодаря необычайной тонкости в анализе психологических состояний приобрели широкую популярность; они были переведены на греческий, славянский и другие языки. 68,71, 186,261,273

Исидор Севильский (ок. 560–636), испанский церковный деятель и ученый. 217

Йешуа (или Шимеон) бен-Сира (в русской традиции Иисус, сын Сирахов), автор одной из «девтероканонических» (т. е. не входящих в иудаистический канон) книг Ветхого Завета (которая в латинской, а затем и западноевропейской традиции обозначается как «Ecclesiasticus». Его труд, относящийся к библейскому жанру т. н. «книг премудрости», был написан по-еврейски, но сохранился полностью в греческом переводе, который был выполнен внуком автора, по-видимому, в Александрии, в последние десятилетия II в. до н. э.;

весьма значительная часть оригинала была обнаружена последовательно в каирской генизе в 1896 г., в Кумране в 1952–1956 гг. и в развалинах Масады в 1964 г. 162–165,290

Каллимах (ранее 300—ок. 240 до н. э.), эллинистический поэт, убежденный противник монументального эпоса и защитник малых форм. 143, 180, 209

Каллисфен (ок. 370–327 до н. э.), придворный историограф Александра Великого, сопровождавший его в походах и казненный за отказ совершить перед ним проскинезу. 53, 62

Кальвин, Жан (1509–1564), деятель Реформации. 26

Кант, Иммануил (1724— 1804), немецкий философ. 37— 39

Карл Великий (742–814), основатель династии Каролин-гов, король франков с 768, император с 800, давший идее универсальной христианской державы новую реализацию. 75, 116, 264

Карл Лысый (823–877), король Западно-Франкского королевства, затем император. 307

Кассий, Гай Лонгин (ум. 42 до н. э.), сподвижник Брута. 73

Кассия (другие варианты имени — Касия, Ейкасия, Ика-сия, Касиана и Кассиана) (IX в.), византийская поэтесса, которой принадлежат церковные песнопения, а также дидактические и сатирические ямбы. 59, 228, 244

Катон Младший, Марк Порций Катон Утический (95–46 до н. э.), римский рес-

публиканец, бросившийся на меч после победы Цезаря. 73

Квинт Смирнский (IV в.?), эпический поэт, автор поэмы «После Гомера». 139

Кекавмен (ок. 1015—20— после 1078), византийский писатель, автор так называемых «Советов и рассказов» — свода житейской мудрости. 267

Келье, Цельс (II в.), греческий философ, написавший около 178 г. полемическое антихристианское сочинение «Правдивое слово», выдержки из которого дошли в составе возражения Оригена. 97

Кир II Великий (ум. 530 до н. э.), древнеперсидский царь. 61

Кир Панополитанский (V в.), ранневизантийский поэт, один из мастеров эпиграммы, соединявший эту античную жанровую форму с такими темами, как воспевание христианского аскета-столпника по имени Даниил. Уроженец Египта, Кир делал светскую карьеру в Константинополе, позднее был епископом фригийского города Котиэя. 286

Кирилл Александрийский (ум. 444), александрийский патриарх (412–444), ранневизантийский церковный деятель и мыслитель, принявший активное участие в догматических спорах по христологическим вопросам. 190

Кирилл Туровский (ок. 1130-х гг. — не позднее 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси, блестящий проповедник. 236

Клавдиан, Клавдий (ок. 375—после 404), поэт, составляющий как бы соединительное

звено между ранневизантийской и позднелатинской литературой: уроженец Египта, он начал с эпиграмм и поэмы «Гиганто-махия» на греческом языке, однако затем переехал в Италию, стал придворным поэтом императора Гонория, связал свою судьбу с судьбой вандала Стили-хона, императорского опекуна, и в совершенстве овладел латинским стихом. Египетский «эллин», который по-латыни воспевает германского «варвара», — колоритный пример смешения народов и культур на рубеже античности и средневековья. 172, 218

Клеанф (331–251 до н. э.), древнегреческий философ-стоик, автор философского гимна Зевсу в гекзаметрах. 142, 167

Климент Александрийский (ум. ранее 215), раннехристианский мыслитель и писатель, поставивший своей целью широкий синтез эллинской культуры и христианской веры, и постольку важнейший предшественник ранневизантийской мысли. 34, 174, 181,283,289,291,292

Климент Римский (конец I в.), глава христианской общины в Риме, предполагаемый автор «I послания Климента к коринфянам» — раннехристианского памятника, датируемого 90-ми гг. I в. н. э. 171

Константин I Великий, Флавий Валерий (ок. 285— 337), римский император (306–337), который первым перешел к покровительству христианской церкви (Миланский эдикт о веротерпимости 313, председатель-ствование на Первом Вселенском соборе в 325, принятие крещения на смертном одре) и перенес сто-


Указатель имен

лицу в Константинополь (330). Оба события наглядно знаменуют собою поворот от древнеримской к ранневизантийской государственности. 5, 59, 61, 103, 104, 105, 119, 121, 256, 259, 260

Констанций II, Флавий Юлий (317–361), император (337–361). 121, 122,259

Корипп, Флавий Кресконий (сер. и вторая пол. VI в.), латинский поэт, уроженец Африки, автор панегирических поэм, в одной из которых воспевается победа некоего Иоанна, полководца Юстиниана I, над восставшими маврами, во второй — смерть Юстиниана I и воцарение Юстиниана II. 122

Косьма Индикоплевст, Косьма Индикоплов (VI в.), традиционное обозначение автора «Христианской топографии» — популярного трактата об устройстве мироздания, написанного много путешествовавшим человеком. 7, 263

Косьма Маюмский, Косьма Иерусалимский (VII–VIII вв.), византийский церковный поэт, работавший преимущественно в жанре канона (см. Указ. терминов). Современник и приемный брат Иоанна Дамаскина, вместе с ним ставший монахом лавры савваитов близ Иерусалима, позднее епископ города Маюмы близ Газы. 108, 151

Кремуций Корд (ум. 25), древнеримский историк, покончивший с собой в царствование Тиберия, после того как его труд был приговорен к сожжению за похвальный отзыв о Бруте и Кассии. 199

Ксенофан Элейский (VI–V

вв. до н. э.), древнегреческий поэт-философ, основатель элейской школы. 41, 142, 241

Ксенофонт Афинский (ок. 430–355/4 до н. э.), древнегреческий писатель. 203, 205

Лактанций, Луций Цецилий Фирмиан (III–IV вв.), латинский христианский писатель. 27

Лев III Исавр, Лев III Сириец (ок. 675–741), византийский император (717–741), уроженец Сирии, иконоборец, основатель так называемой Исаврийской династии; издал Эклогу (сборник законов). 6, 63

Лев VI Мудрый (866–912), византийский император (886–912). 308

Лев IX (1002–1054), папа римский (1049–1054), много сделавший для централизации западной церкви на основе принципов Клюнийской реформы. 264

Лессинг, Готхольд Ефраим (1729–1781), немецкий философ-просветитель, и теоретик искусства, критик и драматург. 3

Ливаний, Либаний (314—ок. 393), ранневизантийский ритор, язычник, виднейший представитель «второй софистики» в IV в., учитель Иоанна Златоуста. Прославлял в своих речах императора Юлиана, однако не разделял его мистического фанатизма; для него самого христианство было не столько ненавистно, сколько непонятно и чуждо. 5, 142, 209, 210, 215, 253, 287, 290, 291,307

ЛикофронХалкидский

(первая пол. III в. до н. э.), эллинистический поэт и ученый, автор монодрамы «Александра». 137, 138

Ликург (между IX и началом VII в. до н. э.), легендарный спартанский законодатель. 172

Лисий (ок. 445—ок. 380 до н. э.), древнегреческий оратор, один из наиболее чтимых классиков аттической прозы. 4, 147

Лукан, Марк Анней (39–65), римский поэт. 73

Лукиан Самосатский (ок. 120—после 180), греческий писатель-сатирик, по происхождению сириец. 72, 142, 168, 298

Лукреций Кар (ок. 96–55 до н. э.), римский поэт, автор дидактической поэмы «О природе вещей», излагающей философию эпикуреизма. 157

Лютер, Мартин (1483–1546), немецкий теолог, инициатива которого положила начало Реформации; придя к убеждению в ложности монашеского безбрачия, демонстративно из принципа вступил в брак, хотя дал когда-то обет безбрачия как монах-августнец. 26

Макарий Египетский, авва Макарий (IV в.), христианский аскет. 183, 302

Макробий, Амвросий Феодосии (V в.), латинский писатель ранневизантийской эпохи, язычник, автор «Сатурналий», излагающих ученые сведения в форме застольной беседы, и неоплатонических толкований на «Сон

Сципиона» из диалога Цицерона «О государстве». 307

Максим (IV в.), ранневизантийский философ-неоплатоник, язычник, выдавал себя за мага («теурга») и пророка, пользовался неограниченным влиянием на императора Юлиана, позднее был казнен. 290

Максим-Ирон (сер. и вторая пол. IV в.), ранневизантийский церковный деятель, сочетавший традиционное обличив философа-киника и притязания на епископский сан. 257, 308

Максим Исповедник (ок. 580–662), византийский христианский мыслитель, на исходе ранневизантийской эпохи подведший итоги греческой патристики. Выступал как ведущий оппонент монофелитства (доктрины о наличности у богочеловека Христа лишь одной воли — божественной), которому тогда покровительствовало правительство; в 645 победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении и признании доктрины которого Максим Исповедник сыграл важную роль. 107, 125, 288

Мандельштам, Осип Эми-лиевич (1891–1938), русский поэт. 206, 219, 297

Манн, Томас (1875–1955), немецкий писатель. 252

Марк (II в.), позднеантичный религиозный деятель, гностик. 217

F


Указатель имен

Марк Аврелий (121–180), римский император из династии Антонинов, «философ на троне», мыслитель-стоик, автор афористического труда «К самому себе». 78, 114

Маркелл, ранневизантийский христианский аскет, чьи поучения приводятся в «Луге духовном» Иоанна Мосха (ум. 619). 190

Маркс, Карл (1818–1883), немецкий мыслитель. 233

Маяковский, Владимир Владимирович (1893–1930), русский советский поэт. 297

Мелеагр Гадарский (ок. 140—ок. 70 до н. э.), эллинистический поэт, мастер любовной эпиграммы, по происхождению сириец. 141

Мелисс (V в. до н. э.), древнегреческий философ элейекой школы. 40

Мельхиседек, царь Салима или Солима (по-видимому, будущего Иерусалима) и одновременно священник «Бога Всевышнего», современник Авраама, довольно загадочно упоминаемый в Книге Бытия (14, 18–20). В псалме 109 (ПО), 4 совмещение царского и священнического сана в лице Мельхиседека рассматривается как прообраз грядущего мессианского Царя. Новозаветное Послание к евреям, развивая эту мысль в применении к Иисусу Христу (5, 6; 6, 20), расценивает то обстоятельство, что ветхозаветный повествователь, вопреки обыкновению, не называет ни родителей, ни родоплеменной принадлежности Мельхиседека, как символ трансцендирования земных связей во Христе (7, 3). 20

Мефодий Ликийский, Ме-фодий /Татарский (III—начало IV в.), раннехристианский писатель и церковный деятель пред-византийской эпохи. Сведения о его биографии, в частности о месте его епископства, противоречивы (отсюда различные варианты его прозвища). Будучи горячим противником взглядов Ори-гена, Мефодий, однако, также стоял на линии христианского платонизма. Его главное произведение — «Пир, или О девстве»: спор десяти дев, славящих девственность и материнство, приходит к синтезу того и другого идеала (духовная «плодоносность» целомудрия) и завершается поэтическим гимном Христу-Жениху; образцом был, конечно, «Пир» Платона. 5, 81

Мухаммад (ок. 570–632), основатель ислама. 123

Набонассар (VIII в. до н. э.), царь нововавилонской державы. 95

Нарсес (ок. 478–568), византийский полководец, евнух, приближенный императора Юстиниана I. 20

Нерон, Клавдий Цезарь (37–68), римский император (54–68). 63, 119

Николай Кузанский (1401— 1464), западноевропейский философ-неоплатоник на рубеже средних веков и Возрождения. 107, 307

Нил (X в.), греческий отшельник в Италии. 283

Нил Сорский (ок. 1433–1508), русский церковный деятель и писатель. 215

Нонн (V в.), епископ. 286 Нонн Панополитанский (V в.), ранневизантийский поэт-эпик, автор поэмы «Деяния Диониса» и гекзаметрического переложения Евангелия от Иоанна, инициатор реформы гекзаметра, направленной на примирение традиционной метрики с реальным состоянием языка и усвоенной целым рядом эпических поэтов (Трифиодором, Коллуфом, Мусеем). 4, 6, 139, 140–146, 149, 152–156, 196, 253, 255, 257, 286

Ноткер Заика (840–912), западноевропейский поэт и историк, уроженец Аллемании (Швабии), библиотекарь и учитель монастырской школы в Санкт — Галлене: дал решающий импульс развитию секвенции — важнейшего жанра западной средневековой гимнографии. 306

Овидий Назон, Публий (43

до н. э. — 18 н. э.), римский поэт. 155

Одоакр (ок. 431–493), варвар-германец, низложивший в 476 последнего западноримского императора Ромула Августула. 116

Октавиан, см. Август.

Олимпиодор Фиванский (V в.), ранневизантийский историк и поэт, язычник, уроженец египетских Фив. 287

Омар I, Омар ибн аль-Хат-таб (591 или 581–644), сподвижник Мухаммеда, халиф (634–644). 245

Орест (IV–V вв.), имперский наместник в Александрии' в

410-е годы, предмет вражды со стороны местного христианского населения; в составе мотивов этой вражды ненависть коптов к имперскому гнету переплеталась с религиозным фанатизмом (Орест, сам христианин, находился в остром конфликте с таким вождем египетских христиан, как Кирилл Алексанрийский). Дружба с Орестом оказалась роковой для Ипатии. 141

Ориген (ок. 185–253/4), христианский теолог, философ и ученый, один из важнейших предшественников ранневизантийской мысли. Уроженец Александрии, он с 217 возглавлял там христианскую школу, но в 231 подвергся осуждению со стороны церковных авторитетов, после чего перенес преподавательскую деятельность в Палестину. В сочинениях Оригена христианская мысль впервые достигает высшего философского уровня языческой культуры того времени. Философия Оригена — стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, Ориген вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трех смыслах библейского текста — «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном) и «духовном» (фи-лософско-мистическом); последнему отдавалось предпочтение. Так закладывались основы средневековой традиции аллегоризма и символизма. Доктрина Оригена об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в IV–VI вв., а выработанная им система понятий широко использовалась


Указатель имен

при построении церковной догматики (например, у Оригена впервые встречается термин «богочеловек»). Приверженцами Оригена были Eeceeuu Kecapuu-ский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский. Другие теологи резко осуждали Оригена за еретические мнения (например о конечном спасении всех грешных душ и духов) и за включение в состав христианской доктрины несовместимых с ней тезисов платонизма. В 543 Ориген был объявлен еретиком в эдикте Юстиниана /; это не положило, однако, конца его влиянию. 13, 74, 89, 90, 100, 103, 278, 283, 284, 302

Оттон III (980—1002), император «Священной Римской Империи» (996—1002). 282

ОттонФрейзингский

(после 1111–1158), западноевропейский средневековый историк, немец, автор «Хроники, или Истории о двух Градах» — широкой попытки осмыслить исторический процесс в духе идей Августина. 106

Павел Силентиарий (VI в.), ранневизантййский поэт; занимал должность начальника силентиа-риев («блюстителей тишины») при дворе Юстиниана I. Эпиграммы Павла, преимущественно любовного содержания, — вершина эпиграмматической поэзии VI в. По заказу императора были написаны две поэмы, прославляющие архитектурный шедевр Юстинианова века: «Описание храма святой Софии» и «Описание амвона» (того же храма).

Даже в этих поэмах образная система, не говоря уже о лексике и метрике, ближе к традициям языческой античности, нежели к современной Павлу церковной поэзии, строившейся на иных основаниях. 6, 29

Паллад (конец IV — начало V в.), ранневизантййский мастер эпиграммы, язычник, позволявший себе прямые или слегка замаскированные выпады против христианства. В энергичных, виртуозных эпиграммах Паллада обычные для жанра любовные мотивы отсутствуют, преобладает сатирическая насмешка и желчная житейская мудрость отказа от иллюзий. 6, 25, 253

Палладий Еленопольский (ок. 364—ок. 430), ранневизантййский церковный писатель, запечатлевший в «Лавсаике» («Лав-сийской истории» — по имени сановника Лавса, которому книга посвящена) предания, воспоминания и легенды раннего египетского монашества. Этот ученик Евагрия Понтийского сам более десяти лет монашествовал в Египте, а затем стал епископом города Еленополя в Малой Азии (отсюда прозвище). Главные достоинства «Лавсаика» — острое ощущение бытового колорита и редкая непосредственность изложения; словесная ткань держится на непринужденных интонациях устного рассказа. Другое произведение Палладия — «Диалог о жизни святого Иоанна Златоуста», написанный, по-видимому, всего через год после смерти Иоанна Златоуста в защиту его памятл. 4, 168, 184,215

Пампрепий Панополитан-ский (конец V в.), ранневизан-

тийский поэт и грамматик, близкий к неоплатоническим кругам. 286

Парменид (ок. 540–480 до н. э.), древнегреческий философ, выразивший свое учение в поэтической форме дидактического эпоса. 52, 142, 157

Паскаль, Блез (1623–1662), французский религиозный мыслитель, математик и физик. 22

Пахомий (Пахон, ум. 346), ранневизантййский религиозный деятель, христианский аскет, египтянин, основатель «киновит-ского» («общежительного») монашества. 120

Перегрин Протей, поздне-античный странствующий проповедник, одно время христианин, затем киник, в 165 кинулся в пламя разожженного им же костра на глазах многочисленных зрителей во время олимпийских игр; герой язвительного памфлета Лукиана. 72

Перикл (ок. 490–429 до н. э.), вождь афинской демократии. 53

Персии Флакк, Авл (34–62), римский поэт-сатирик. 293

Петрарка, Франческо

(1304–1374), итальянский поэт, родоначальник культуры Возрождения. 11

Пимен (IV–V вв.), ранневизантййский христианский аскет, египетский монах. 24

Пиндар (ок. 518–442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт, мастер хоровой лирики. 68, 136, 158, 207, 208

Пифагор (ок. 570—ок. 500), древнегреческий мыслитель, религиозный и политический дея-

тель, герой многочисленных легенд. 52, 88, 91, 168, 170

Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.), древнегреческий философ. 27, 30, 40, 48, 72, 86, 88, 91, 92, 95, 96, 97, 115, 136, 148, 168, 170, 202, 203, 207, 208, 259, 277, 290, 297

Плиний Младший, Гай (61/62—113/114) римский ритор, автор сборника писем, в который наряду с приватными письмами входят отчеты, которые он как наместник Вифинии ок. 112 г. направлял императору Траяну; в одном из них речь идет о расследовании по доносу на местную христианскую общину. 62

Плотин (ок. 204–269/70), позднеантичный греческий философ, основатель неоплатонизма, создатель спиритуалистической эстетики, оказавший универсальное влияние на средневековую мысль. 41, 52, 56, 114, 215, 280, 283

Плутарх Херонейский (ок. 46—ок. 127), греческий писатель и философ-моралист времен Римской империи, автор «Параллельных жизнеописаний». 53

Полибий (ок. 201—ок. 120 до н. э.), греческий историк эпохи эллинизма. 52, 118

Порфирий (ок. 233—ок. 304), позднеантичный греческий философ, ученик Плотина. 129, 280

Посидоний Апамейский (ок. 135—51 до н. э.), греческий философ и ученый на рубеже эллинистической и римской эпох. 96

Прокл Диадох (ок. 410–485), ранневизантййский философ, завершитель и систематизатор языческого неоплатонизма, соединивший мистицизм исход-


Указатель имен

ных установок с крайне рассудочной формализацией работы над понятиями; его влияние на средневековую философию было еще значительнее, нежели влияние Плотина. 26, 48, 57, 71, 114, 115,140,253,255,307

Прокл Константинопольский (ум. 446), патриарх Констан-тинополья (434–446), церковный деятель и писатель, блестя- щий проповедник, продолжавший традицию Иоанна Златоуста, но давший гораздо больше места декоративным риторическим приемам. 236, 239, 240, 242, 243

Прокопий Кесарийский (между 490 и 507—после 562), ранневизантийский историк эпохи Юстиниана I. Был секретарем и советником полководца Велисария. Оценка самого Юстиниана в сочинениях Прокопия резко колеблется — от несколько двусмысленных похвал в трудах, предназначенных для публикации (в обширной «Истории войн Юстиниана» и особенно в трактате «О постройках Юстиниана»), до неистовых, скандальных, подчас пасквильных инвектив «Тайной истории», написанной для узкого круга единомышленников из среды оппозиционной аристократии. Стилистика Прокопия определена античными традициями, но нервозные крайности хвалы и хулы как-то связаны со становлением новых, византийских, литературных установок. 6, 173,254

Псевдо-Дионисий Ареопа-гит (V в. или начало VI в.), загадочный автор четырех трактатов— «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Бо-

жественных именах», «Таинственное богословие» — и десяти посланий; все эти тексты написаны от имени Дионисия Ареопа-гита, легендарного современника апостолов, образованного афинянина I в., обращенного проповедью апостола Павла, но мы слышим о них впервые лишь в связи с религиозным собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533 г. Фразеология и стилистика Псевдо-Дионисия Ареопа-гита, церковно-бытовые реалии, упоминаемые им в контексте символических истолкований, наконец, следы прямого использования конкретных текстов Прокла Диадоха, выявленные в конце XIX в. Г. Кохом и И. Стиг-лмайром, — все это в совокупности не позволяет датировать «ареопагитический корпус», как его принято называть в науке, временем более ранним, нежели вторая половина V в.; некоторые дополнительные данные указывают на сирийскую среду. Советский исследователь Ш. И. Нуцу-бидзе и (независимо от него) бельгийский византинист Э. Хо-нигман предложили идентифицировать Псевдо-Дионисия Аре-опагита с монофиситским церковным деятелем и мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иве-рии (Грузии), епископом города Маюмы близ Газы; высказывались и другие гипотезы, ни одна из которых, однако, не приобрела общего признания. «Ареопагитический корпус» — высшая точка христианского неоплатонизма. Усвоив и развив неоплатонические представления о безусловной неопределимости Бога в себе са-

мом («апофатическое богословие») и об условной возможности восходить к богопознанию по иерархической лестнице аналогий («катафатическое богословие»), Псевдо-Дионисий Арео-пагит сделал, однако, то, чего не мог сделать ни один языческий неоплатоник — в очень прямой, четкой и притом развернутой форме связал онтологию неоплатонизма и порожденное этой онтологией учение о символе с социальной (экклезиологически оформленной) проблематикой, заставив доктрину о «церковной иерархии» непосредственно подстраиваться к доктрине о «небесной иерархии». Этим он ответил на важнейшие запросы средневековой идеологии. 6, 7, 13, 38, 44, 45, 48, 49, 50, 57, 81, 106, 107, 127, 130, 140, 144, 145, 146, 156, 172, 251, 252, 255, 307

Псевдо-Епифаний, см. Епи-фаний Кипрский.

Псевдо-Лонгин (I в.), греческий теоретик литературы и эстетик времен Римской империи, автор сочинения «О возвышенном». 3

Псевдо-Оппиан, позднеан-тичный греческий поэт, автор дидактической поэмы «О псовой охоте». 241,243

Пселл, в миру Константин, в монашестве Михаил (1018–1078 или 1096), блестящий византийский ритор, литератор, политик и универсальный эрудит. 48, 309

Птахотеп, Птаххотеп — предполагаемый автор собрания египетских назидательных афоризмов из эпохи Древнего Царства. 159

Птолемеи, Лагиды, династия, правившая в эллинистичес-

ком Египте (305—30 до н. э.). 140, 208

Птолемей II Филадельф, царь эллинистического Египта (285–246 до н. э.). 72

Публилий Сир (I в. до н. э.), римский поэт, представитель низовой поэзии мима; сохранилось около семисот одностишных сентенций житейской мудрости, выбранных из его сочинений. 158

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837), русский поэт. 238, 297

Рабле, Франсуа (ок. 1494— 1553), французский писатель. 22, 235

Радищев, Александр Николаевич (1749–1802), русский писатель. 87, 276

Роман Сладкопевец (конец V в. — ок. 560), ранневизантийский церковный поэт, придавший наибольшее литературное совершенство жанровой форме кондака (см. Указ. терминов). Уроженец Сирии, Роман служил дьяконом в Берите, позднее в Константинополе; по данным новооткрытого жития, был монахом. Его гимны очень высоко ценились, но в эпоху верховенства жанра канона (см. Указ. терминов) были вытеснены из церковного обихода. 3, 4, 6, 29, 74, 107, 108, 126, 182, 186, 189, 213, 214, 221–226, 228, 230, 231, 241, 244, 246,251,260,279,294,301

Рому л Августу л, последний римский император, подросток, возведенный на престол в 475 и низложенный 4 сентября 476 предводителем германских наемников Одоакром; это событие


Указатель имен

знаменовало конец Западной Римской империи. 116

Руссо, Жан-Жак (1712–1778), французский мыслитель и писатель, идеолог Просвещения. 147

Рупшлий Намациан (IV–V вв.), римский поэт, авор поэмы «О моем возвращении», описывающей его странствие в 416 из Рима в Галлию. 114

Сапфо (первая пол. VI в. до н. э.), древнегреческая поэтесса. 157

Сасаниды, иранская династия (226/7—651/2). 120

Светоний Транквилл, Гай (ок. 70—ок. 140), римский писатель, биограф цезарей. 63

Севериан из Габалы (ум. после 408), церковный деятель и писатель, епископ города Габалы в Сирии, видный проповедник. 302

Сенека Младший, Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), римский философ и писатель, вдохновитель стоической оппозиции. 27, 62, 73

Сергий I Константинопольский (ум. 638), патриарх Константинополя (610–638), церковный деятель монофелитс-кого направления. 195, 244

Сергий Радонежский (ок. 1321–1391), русский религиозный и общественный деятель. 215

Симеон Новый Богослов

(949—1022), византийский религиозный писатель и мыслитель-мистик. 79, 267, 275

Симеон Полоцкий (1629— 1680), русский церковный дея-

тель и писатель, проповедник и поэт. 239, 240

Симеон Столпник (ум. 459), ранневизантийский христианский аскет. 19, 182

Симмах, Квинт Аврелий (ок. 345–405), латинский писатель византийской эпохи, вдохновитель языческой сенаторской оппозиции в Риме. 307

Синесий Киренский (между 370 и 375—ок. 413), ранневизантийский писатель, философ и по-эт-гимнограф, отпрыск древнего рода, тяготевший в жизни и творчестве к античным традициям, преклонявшийся перед Ипа-тией, скептически относившийся к монашеству (как это выражено в его сочинении «Дион, или О жизни по его образцу»), а также, по-видимому, к некоторым христианским догматам, однако сблизившийся с патриархом Феофи-лом Александрийским, а в 410 сам ставший епископом города Птолемаиды (возможно, что он принял крещение лишь тогда). Его гимны, реставрирующие не только античную метрику, но и лексику дорического диалекта, представляют собой странную амальгаму языческих и христианских образов. 242, 243, 254, 286

Сократ (470/69—399 до н. э.), древнегреческиий философ. 61, 62, 72, 166, 200, 203, 259

Солон (между 640 и 635—ок. 559 до н. э.), древнегреческий политический деятель, мыслитель и поэт, законодатель Афин. 196, 208

Софокл (ок. 496–406 до н. э.), древнегреческий трагический поэт. 136, 204,208

Софроний (ум. 638), ранневизантийский церковный писатель, патриарх Иерусалима (634–638), автор проповедей, житийных сочинений и од на церковные праздники. 247

Сугер (1081–1151), аббат Сен-Дени близ Парижа, патрон и теоретик церковного искусства на переходе от романского стиля к ранней готике, видный представитель средневековой эстетической мысли. 107, 307

Тассо, Торквато (1544— 1595), итальянский поэт. 194

Тацит, Публий Корнелий (ок. 55—ок. 120), римский историк. 63, 73, 290

Тертуллиан, Квинт Сеп-тимий Флоренс (ок. 160— после 220), раннехристианский мыслитель и писатель, выразитель бескомпромиссного отрицания старой языческой цивилизации, государственности и культуры. 13, 124, 282

Тиберий, Клавдий Нерон (42 до н. э. — 37 н. э.), римский император. 63, 199

Тиртей (вторая половина VII в. до н. э.), древнегреческий поэт. 158

Тициан Вечеллио (ок. 1477 или 1487/8—1576), итальянский живописец. 238

Трифиодор (V в.), ранневизантийский эпический поэт, уроженец Египта, подражатель Нон-на Панополишанского, автор поэмы «Взятие Илиона». 286

Туотилон Санкт-Галлен-ский (X в.), латинский гимно-граф, монах Санкт-Галленского монастыря. 306

Фалес Милетский (ок. 625—ок. 547 до н. э.), один из т. н. семи мудрецов, основатель древнейшей греческой философии природы; от его текстов сохранились фрагменты. 45

Фемистий (ок. 317–390), ранневизантийский писатель, оратор и философ, наряду с Ли-ванием и Имерием один из виднейших представителей «второй софистики» во второй половине IV в., автор парафраз на сочинения Аристотеля и многочисленных речей, умеренный язычник, чуждавшийся экзальтации крайнего неоплатонизма и уверенно делавший при христианских императорах карьеру синклитика (члена Константинопольского сената), чтобы в 384 получить от Феодосия I должность префекта города; сторонник рассудочного красноречия, заимствующего мысли у философии. 253, 259, 309

Фемистокл (ок. 524–459 до н. э.), древнегреческий политический деятель. 136, 219

Феогнид (вторая пол. VI в. до н. э.), древнегреческий поэт, автор стихотворных поучений в элегическом метре. 241

Феодор Студит (759–826), византийский церковный деятель, огрганизатор монашества, вдохновитель оппозиции иконоборчеству, трижды отправлявшийся в ссылку, автор догмати-ко-полемических и морально-аскетических сочинений, проповедей, песнопений, ямбических стихотворений о монашеской жизни. 125

Феодорит Киррский (ок. 393—ок. 466), ранневизантийский церковный деятель и писатель, епископ города Кира, или


платоник эпохи Возрождения. 107

Фокилид (VI в. до н. э.), древнегреческий поэт, автор назидательных сентенций в гекзаметрах. 157

Фома Аквинский (1225— 1274), средневековый философ и теолог католического Запада, систематизатор ортодоксально-христианской мысли. 23, 33, 38, 42, 43, 50, 107

Фома Кемпийский (ок. 1380–1471), германско-нидерландский религиозный деятель, предполагаемый автор трактата «О подражании Христу». 215, 302

Фотий (между 810 и 828— ок. 893), патриарх Константинопольский (858–867, 877–889), византийский церковный и политический деятель, ученый и писатель. 244, 245

ФранцискАссизский

(1182–1226), итальянский религиозный деятель. 185,219

Фукидид (ок. 460^ — ок. 400 до н. э.), древнегреческий историк, один из чтимых классиков аттической прозы. 4, 52, 95, 96, 209, 210,278

Шанфара, аш-Шанфара

(V–VI вв.), арабский поэт. 148 Шелли, Перси Биши

(1792–1822), английский поэт-романтик. 157

Шенуте (ум. 451), египетский церковный деятель ранневизантийской эпохи, настоятель Белого монастыря и авторитетный организатор монашеской жизни по всему Египту, виднейший представитель христианской литературы на коптском языке. 141

Шиллер, Иоганн Кристоф Фридрих (1759–1805), немецкий поэт. 207, 218

Эзоп, легендарный баснописец середины VI в. до н. э., которому древнегреческая традиция приписывала всю совокупность басенных сюжетов, имевших широкое употребление в античном народном и культурном быту (в частности, для развлечения и поучения детей). 172

Экхарт, Иоганн, Мейстер Экхарт (ок. 1260–1327), немецкий мыслитель-мистик. 307

Элиан, Клавдий (ок. 170— ок. 230), представитель «второй софистики», писавший по-гречески, уроженец Италии. 175, 177, 184,255

Элиот, Томас Стернз

(1888–1965), англо-американский поэт и теоретик литературы, парадоксально совмещавший в складе своей мысли опыт современного культурного распада и реставраторски-неоклассические устремления. 284

Эмпедокл (ок. 490–430 до н. э.), древнегреческий философ,

Хальс (Гальс, Хале), Франс (между 1581 и 1585–1666), голландский живописец. 238

Херасков, Михаил Матвеевич (1733–1807), русский поэт, автор классицистического эпоса «Россияда». 194

Хильдеберт Лаварденский (1056–1133), средневековый латинский поэт. 116

Хлодвиг I (465–511), франкский король (481–511), основатель державы франков. 120

Кирра, близ Антиохии, типичный представитель антиохийской школы богословия, вступивший в конфликт с Кириллом Александрийским, автор апологетического трактата «Врачевание эллинских недугов», толкований на библейские тексты, «Церковной истории», агиографической «Истории боголюбцев», догматико-полемических сочинений и писем. 169, 174

Феокриш (конец IV — первая половина III в. до н. э.), эллинистический поэт, создатель жанра идиллии. 180

Феофан Начертанный (IX в.), византийский церковный деятель и поэт, противник иконоборчества, подвергнутый по приказу иконоборческого императора Феофила выжиганию на лице насмешливой стихотворной надписи (откуда прозвище), один из мастеров гимнографии в жанре канона (см. Указ терминов). 108

Феофил Александрийский (ум. 412), патриарх Александрии (3 85—412), ранневизантийский церковный деятель и писатель, сочетавший фанатизм с энергией политика, добивающегося верховенства александрийской кафедры, враг Иоанна Златоуста. 254, 308

Филон Александрийский (21 или 28 до н. э. — 41 или 49 н. э.), иудейско-греческий философ, соединивший веру в святость Библии с преклонением перед умозрением Платона, теоретик иносказательной интерпретации библейских текстов, указавший пути средневековому аллегоризму. 278, 283, 293

Фичино, Марсилио (1433–1499), итальянский философ-нео-

Хосров II Парвиз, шах Ирана (591–628) из династии Сасани-дов (см.), ведший против Византии долголетнюю войну, которая изобиловала драматическими эпизодами (разрушение христианских церквей в захваченной персами Палестине, ответное разрушение зороастрийского святилища в Ганзаке, осада Константинополя силами союзного персам аварского хакана в 626), но окончилось победой Византии. 261

Христодор Коптийский (V — начало VI в.), ранневизантийский поэт, уроженец египетского города Копта, автор утраченной эпической поэмы об исаврийском походе императора Анастасия, эпиграмм и занимающего всю II книгу Палатинской антологии описания статуй богов, героев, философов, поэтов и государственных мужей Греции и Рима. 286

Христодор Фиванский, Христодор Иллюстрий (V в.), ранневизантийский поэт, уроженец египетских Фив, автор утраченных поэм о святых Косьме и Дамиане и об охоте на птиц. 287

Цезарь, Гай Юлий (100—44 до н. э.), римский государственный деятель. 60, 61

Цец, Иоанн (ок. 1110—ок. 1180), византийский филолог-эрудит, комментатор античных авторов. 138

Цицерон, Марк Туллий (106—43 до н. э.), римский оратор. 27

22 — 1031


Указатель имен

автор двух дидактических поэм — «О природе» и «Очищения». 142, 157

Эпикур (342/1—270 до н. э.), древнегреческий философ. 170

Эразм Роттердамский (1469–1536), писатель, теолог и филолог, виднейший представитель европейского гуманизма эпохи Возрождения. 11, 13, 22, 107

Эсхил (ок. 525–456 до н. э.), древнегреческий трагический поэт, «отец трагедии». 136, 180, 201,204,208

Ювенал, Децим Юний (ок. 60—ок. 127), римский поэт-сатирик. 213

Юлиан «Отступник» (332–363), император Юлиан (361–363), писатель и философ-неоплатоник, посвятивший все свои силы одной цели — возрождению языческих культов, понимаемых как средоточие старой греко-римской культуры, и торжеству их над христианством. Стремясь создать некую языческую церковь, верховным главой которой был бы он сам, Юлиан приписывал текстам Гомера, Платона и других античных авторов такой же «боговдо-хновенный» характер, какой христиане приписывали Библии. Писательская манера Юлиана отличается неподдельной экзальтацией и в то же время вычурностью, сбивчивостью плана, несколько тяжелым юмором; однако она импонировала ранневизантийс-кому вкусу. 26, 253–257, 290, 291, 307, 308

Юлиан Африкан (ум. после 240), раннехристианский писатель и ученый, создатель «Хро-нографии» — первой христианской всемирной хроники. 96

Юстин I (ум. 527), византийский император (518–527), по происхождению — македонский крестьянин, дядя Юстиниана I. 17

Юстин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), раннехристианский мыслитель и писатель, уроженец Палестины. 212

Юстиниан I (482–565), византийский император (527–565), чье долголетнее царствование отмечено внешним блеском византийской государственности, грандиозной попыткой вернуть западные земли Римской империи, широкой работой по кодификации римского права, импозантным строительством, расцветом архитектуры (породившим, в частности, такой шедевр, как константинопольский храм святой Софии), высоким развитием утонченного литературного творчества по античным канонам (эпиграмма, историография и т. п.), но также успехами народной по духу гимнографии мастеров кондака (см. Указ. терминов) — Романа Сладкопевца и его товарищей. «Век Юстиниана» — золотой век ранневизантийской культуры. Стремясь добиться религиозного единомыслия среди подданных империи, Юстиниан лично выступал как догматист и гимнограф; он закрыл в 529 Афинскую школу — центр языческого неоплатонизма, что, впрочем, не мешало ему поощрять безобидную языческую топику в литературных стилизаци-

ях и мириться с широким распространением религиозного индифферентизма в кругах своих администраторов и деятелей пропаганды (как о том можно судить по творчеству Агафия Мириней-ского или Прокопия Кесарийс-кого). Непомерное напряжение сил ради престижа империи вызвало недовольство, вылившееся в восстание Ника (532 г.), а позднее — упадок, наметившийся к концу жизни Юстиниана и выявившийся после его смерти. 16, 21, 25, 28, 29, 63, 116, 117, 119, 121, 173, 246, 254, 256, 260, 261, 308

Юстиниан II (ум. 711), византийский император (685–695 и 705–711), был свергнут и подвергнут отрезанию носа, но при

новом государственном перевороте вернулся на престол, позднее был еще раз свергнут и погиб. 63

Ямвлих Халкидский (ок. 283—ок. 330), греческий философ-неоплатоник, живший на рубеже ранневизантийской эпохи, основатель сирийской школы неоплатонизма, важнейший авторитет в кругах последних язычников, в особенности по вопросам «теургии» (ритуальной магии, которую Ямвлих силился обосновать философски), а также по вопросам философии математики. 48, 50, 53, 115, 307

персонажами. Наряду с этим заметны интонации проповеди, тяготеющие к раскованности в духе традиций диатрибы. Метрика кондаков — силлабическая, с учетом тоники, без всякой оглядки на античное стихосложение. После торжества жанровой формы канона в богослужебном обиходе остались только отдельные строфы наиболее знаменитых кондаков (обычно по две строфы — кукулий и первый икос), а само слово «кондак» стало употребляться в совершенно ином смысле. 103, 107, 108, 109, 214, 221–222, 223–227, 228, 229,230,231.

Кукулий — «капюшон», зачин кондака или акафиста, соединенный с икосами единым рефреном, но обособленный от них своей метрической структурой. 245–246.

Метафора, метафорика.

112, 115, 143, 144, 145, 146, 190, 191, 193, 195, 197, 201, 213, 251, 252, 259.

Метонимия. 196.

Метафраза— переложение. 152–154.

Нотарикдн — «магический» способ читать слово как аббревиатуру других слов. 216, 217, 302.

Парйбола— притча, иносказательное выражение мысли. 151, 152.

Парадокс, парадоксальность. 80, 83, 125, 127, 146, 151, 229, 230, 295.

УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ*

Антономазия. 147, 196.

Гомеотёлевты — рифмоид-ные созвучия в практике античной и византийской риторики. 235, 236, 238–243, 247, 248.

Диатриба — в античной литературе жанровая форма фило-софско-моралистического «увещания» или «обличения», имитирующего живые интонации устной беседы. 223, 303.

Диминутйвы — уменьшительные формы имен существительных. 184–185.

Изосиллабизм. 247.

Икос— в ранневизантийских церковных гимнах (кондаках, примыкающем к ним акафисте) строфа особого рода, имеющая довольно большой объем и сложную метрическую структуру, единообразную в пределах каждого отдельного гимна. 221, 246, 303.

Акафист — жанровая форма церковного гимна, отработанная (на единственном образце) в ран-невизантийскую эпоху, получившая распространение в греческой литературе зрелого и позднего средневековья, а из нее перешедшая в другие восточноевропейские литературы. Примыкая по важнейшим признакам к кондаку, акафист отличается: а) строго фиксированным числом икосов, которых всегда двенадцать, б) непременным присутствием в каждом икосе двенадцати парных хайретизмов с прибавлением тринадцатого непарного, который остается неизменным и представляет собой рефрен, в) правильным чередованием икосов с двенадцатью меньшими строфами, которые имеют иной рефрен («аллилуиа») и обозначаются как «кондаки» (не смешивать с другим значением этого слова!). В русской традиции сложилось не вполне корректное обыкновение причислять кукулий к «кондакам», которых в этом случае получается тринадцать. 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249, 280, 306.

Акрдстих. 251–252.

Канон — жанровая форма византийской гимнографии, сложившаяся к VIII в., вытеснившая кондак как из сферы литератур-

Аллегория, аллегореза, аллегоризм. 91, 101, 102, 115, 122, 123, 124, 179,231,283.

Аллитерация. 188, 189,251.

Разъясняются только термины, специфические для литературного обихода и отчасти философско-идеологического лексикона ранневизантийской эпохи (в меньшей степени — античности). Если непосредственное раскрытие термина дано в самом тексте книги, соответствующие номера страниц выделены.

ного творчества, так и из церковного обихода, и тем ознаменовавшая конец ранневизантийскойэпохи в гимнографии. Структураканона сложна: он состоит из девяти «песней» (нормально — извосьми, ибо вторая «песнь» опускается во всех канонах, кроме великопостных), причем каждая «песнь», соотносимая с определенным библейским моментом, членится на «ирмос» (зачин) инесколько «тропарей»; полное «чинопоследование» канона

включает и другие компоненты. Поэтика канона отмечена торжественной статичностью, медлительной витиеватостью; наглядное повествование, характерное для кондака, уже не играет большой роли. 108, 109.

Катахреза. 115.

Кондак— ведущая жанровая форма ранневизантийской гимнографии, складывающаяся в V–VI вв., претерпевающая наибольший расцвет в эпоху Романа Сладкопевца (см. Указ. имен), исчезающая в VII–VIII вв. Нормальный объем кондака— от 18 до 24 икосов, объединенных единообразной метрической структурой и рефреном; предпосланный им кукулий имеет иную метрическую структуру и меньший объем, но тот же рефрен. Первые буквы кукулия и всех икосов обычно составляют акростих (например, «сочинение смиренного Романа»). Поэтика кондака дает много места наглядной изобразительности: поэт пересказывает библейский или агиографический эпизод, дополняя его картинными подробностями, представляя «в лицах» драматические диалоги между

Указатель терминов

Парафраза — переложение. 151,152.

Парресйя — «свободоречие», право говорить перед Богом или людьми без боязни, без робости и смущения. Классическое античное сознание рассматривало пар-ресию как атрибут полноправного гражданина в кругу равных (противоположность — скованность и приниженность раба). Христианское сознание усмотрело в парресии дар Бога, утраченный человеком при грехопадении; только праведник, до конца победивший грех, заново обретает это исконное человеческое первородство. 84.

Равностишие — принцип организации некоторой группы текстов ранневизантийской церковной поэзии, отделяющий их от всех остальных гимнографи-ческих текстов, которые построены на основе закономерного чередования на соответствующих позициях в составе каждой строфы строк с различным объемом и метрическим обликом. В кондаке равностишие редко и ограничено присутствием кукулия и рефрена, выпадающих из общего принципа. Чисто равностишные гимны составляют особую жанровую разновидность, исчезающую к концу ранневизантийской эпохи. 189.

Рефрен. 222–231,247.

«Симфония» — в официальной византийской идеологии требуемое согласие государства и церкви, императора и патриарха. 125.

Сугитта— жанровая форма сирийской гимнографии, характеризовавшаяся диалогической драматизацией библейского или агиографического сюжета, разыгрываемого «в лицах». 108.

Физиогномика. 54–55,

173—175.

Хайретйзмы — приветствия, обращенные к воспеваемому священному лицу и состоящие из слова «хайре» (букв, «радуйся») и описательного обозначения этого лица; компонент икосов акафиста. 247, 248, 249.

Центдны — стихотворные тексты, составленные из стихов или полустиший других текстов; наиболее характерны для поздне-античной латинской литературы. 14,152,266.

Эйдос — в платонической традиции образ-идея, идеальная сущность в своей конкретной яв-ленности, пластически завершенный предмет интеллектуального созерцания. 49–56, 58, 59.

Экзегеза — истолкование текста, особенно сакрального. 102, 278.

Экфрасис — риторическое или поэтическое описание. 93.

Энкдмий — похвальное слово. 309.