|
||||
|
Глава III Пока мы смотрели на древности Египта как на что-то неизвестное и ограничивались тем, что любовались ими как чудесными диковинами, впечатление странности, возникавшее от всего в целом, заставляло нас не обращать внимания на многочисленные различия между отдельными памятниками. Даже когда мы постепенно научились делить историю Египта на длинные эпохи, прошло еще немало времени, прежде чем наше зрение стало настолько острым, что мы смогли рассмотреть эти несколько эпох. Долгое время люди говорили о египетском искусстве, египетской религии и египетском языке так, словно они не претерпели очень больших изменений за три тысячи лет, и настроили свои умы на то, что египтяне по характеру были необыкновенно консервативны. Теперь мы знаем, что эти выводы не подтверждаются. В течение трех тысяч лет своей древней истории язык, верования и искусство древних египтян менялись не больше и не меньше, чем у любого другого народа в тех же условиях, и лишь из-за недостатка знаний мы так долго недооценивали эти различия. Голова Нефергора, хранителя архивов складов зерна, рядом с ним сидит его жена (Берлинский музей, 2303) Это утверждение верно и для одежды, которая у цивилизованных народов, возможно, переносит больше всего изменений. В эпоху Древнего царства египтяне носили короткую юбку вокруг бедер, во времена Среднего царства была добавлена вторая юбка, а во времена Нового царства была закрыта и грудь. Приглядевшись внимательней, мы обнаружим и много других изменений – тех, которые происходили в пределах этих больших эпох. Если в одном веке юбка была короткой и узкой, то в следующем она становилась широкой и бесформенной, а век спустя в моде была только юбка, определенным образом уложенная в складки. Различные слои общества тоже отличались один от другого одеждой: наряд царя отличался от одежды его придворных, а чиновники в домашнем хозяйстве знатнейших князей одевались иначе, чем слуги, пастухи или лодочники. Разумеется, в этом случае мода тоже диктовала свою волю: одежду высших слоев общества быстро перенимали слои, которые находились непосредственно ниже их, тогда эта одежда переставала быть модной, знатные господа оставляли ее народу и начинали носить другую. Например, сразу после ухода с исторической сцены V династии знатнейшие князья царства стали подражать в одежде прежним царям, а позже этот наряд стал официальной одеждой старших ремесленников; тот самый наряд, в котором придворные царя Снофру появлялись во дворце, через не слишком большой промежуток времени уже носили старшие служители в домашних хозяйствах знати. Простейшая форма юбки (по L. D., ii. 4) Юбка, удлиненная ниже колен. IV династия (по L. D., ii. 9) Мы должны прибавить к этому еще несколько различий: одежда старых людей была длиннее и теплее, чем у молодых, в присутствии царя, люди были одеты более модно, чем дома или на охоте. Запас данных по этой теме неистощим, и они заслуживают более внимательного рассмотрения, чем то, которое возможно в тесных пределах этой книги. Я должен ограничиться показом основных разновидностей различных типов одежд[74]. Однако я надеюсь, читатель почувствует, что в одежде, несмотря на простоту составных частей, сравнительно часто происходили изменения. Самым древним нарядом людей высокого звания, кажется, была простая короткая юбка, которая стала основой для всех стилей одежды. Она состояла из прямого куска белого полотна, который не слишком туго оборачивали вокруг бедер, и не закрывала колени. Как правило, ее обертывали вокруг тела справа налево, так что край оказывался спереди посередине. Верхний конец этого края засовывали за передник, который скреплял юбку[75]. Три изображения Сенедмеба, называемого Мехи (V династия), в необычно широкой юбке (L. D., ii. 74, 78) Юбка с выступом впереди. Изображение Небемехута (согласно L. D., ii. 13) Юбка с выступом впереди. Статуя Уерхуу (согласно L. D., ii. 44) В начале правления IV династии мы обнаруживаем, что даже знатнейшие люди довольствовались простейшей формой этой одежды; но даже в эпоху Древнего царства ее чаще носили писцы, слуги и крестьяне. После царствования Хафры (Хефрена), строителя второй пирамиды, стало модно носить более длинную и широкую юбку; вначале это нововведение не слишком привилось, но к концу V династии оно уже перешло границу хорошего вкуса, и мы с трудом можем понять, как при дворе царя Униса (последний фараон V династии) модник мог носить ту конструкцию, которая была надета у него спереди, – может быть, была какая-то подпорка для того, чтобы юбка выступала вперед. В период VI династии мы встречаемся с этим же нарядом, хотя и не таким преувеличенным. В это время слуги и крестьяне стали носить более широкие юбки, поскольку старшие служители в домашних хозяйствах знатных людей уже подали им пример. У этой юбки была странная разновидность, которая, видимо, была в большой чести у знатных людей времен V и VI династий: с помощью какого-то искусственного средства они заставляли переднюю часть юбки выдаваться вперед в виде треугольного выступа. В этой моде были небольшие различия. Если край юбки образовывал свободную складку, это считалось просто одним из вариантов обычной одежды; если же выступ был совершенно симметричным и поднимался над передником[76], это считалось совершенно новомодным причудливым нарядом. Помимо этих различных видов короткой юбки, мы обнаруживаем в виде исключения случаи, когда мужчины носят длинные одежды, которые закрывают тело от пояса до ступней[77]. В этой одежде изображают умерших, когда показывают, как те сидят за столом для жертвоприношений и принимают почести от своих живых друзей; несомненно, это был наряд старика, и, вероятно, покойные носили его перед самой смертью. Кроме этих повседневных нарядов, знатные люди Древнего царства имели наряд, предназначенный только для праздников. Как обычно бывает в таких случаях, праздничный наряд не был похож на модную одежду своего времени, а был выдержан в более древнем стиле. По сути дела, это – более элегантная разновидность старой узкой и короткой юбки. Ее перед округлен так, что ложится маленькими складками, а ремень закреплен красивой металлической застежкой. Хотя существует много изображений, трудно сказать, как именно была сделана застежка; та узкая, украшенная орнаментом деталь одежды, которая видна над застежкой, – возможно, конец передника. Это точно не ручка кинжала, как все предполагали. И наконец, передняя часть юбки, начиная от середины спины, часто была еще украшена собранным в складки куском золотой ткани; в результате получалась очень элегантная одежда[78]. Чтобы завершить этот праздничный наряд, нужна была шкура леопарда: знатные люди накидывали ее себе на плечи, когда появлялись на людях «в полном наряде». Правильно носить эту шкуру следовало так, чтобы маленькая голова и передние лапы животного свисали вниз, а задние лапы, связанные вместе длинными лентами, перевешивались через плечо. Было модно, сидя без дела, играть этими лентами, перебирая их левой рукой[79]. Парадная юбка без нарядного края. Статуя Нофера в Гизе (согласно Перро – Шипье, 628) Парадная юбка с золотым краем. Статуя Ранофера в Гизе (согласно Перро – Шипье, 655) В мрачные времена между VI и XII династиями одежда не претерпела больших изменений; однако юбка стала немного длиннее и теперь достигала середины ноги. В эпоху Среднего царства она снова стала более узкой и менее жесткой; для этого ее спереди делали немного наклонной и опускали несколько ниже, чем сзади. Считалось правильным показать между ног через одну или две круглые прорези внутреннюю часть юбки[80]. Мужчины также любили украшать ее наружный край вышивкой или собирать ее переднюю часть в красивые складки. У обычных людей эта юбка была из толстой ткани, но люди высокого звания, напротив, выбирали для нее тонкую белую ткань, такую прозрачную, что она скорее показывала, чем скрывала формы тела. Парадная юбка с золотым краем (принц Нереб. Согласно L. D., ii. 20) Простая юбка времен Среднего царства (чиновник Хнемхотеп. L. D., ii. 131) Поэтому было необходимо носить под прозрачной юбкой другую. Те, кто имел право носить шендет – короткую царскую одежду, – носили ее в качестве нижней юбки[81]. Одновременно с этим нарядом из двух юбок, который стал началом новой эпохи в истории египетской одежды, появилась первая одежда для верхней части тела. Один из тех правителей нома Зайца, которые были похоронены в Эль-Берше, носил – как видно на иллюстрации ниже – плащ наподобие мантильи, скрепленный на груди. На другом рисунке этот же князь появляется в совершенно необычном наряде: он закутан с головы до ног в узкую одежду, явно полосатую, – похоже, что ее носили старики во времена Среднего царства[82]. В период между Средним и Новым царством в одежде было мало нововведений, но более модные виды мужских нарядов полностью одержали победу над более простыми. Только жрецы остались верны простой юбке; все остальные египтяне носили верхнюю прозрачную юбку и короткую нижнюю, которые сохраняли свою старинную форму[83]. Вскоре после этого стремительное развитие Египетского царства и революционная смена всех прежних условий общественной жизни привели к быстрой смене моды. Примерно во времена царицы Хатшепсут одежда приняла новый вид: возник обычай прикрывать и верхнюю часть тела. Короткая рубашка, прочно закрепленная под передником, стала обязательным предметом одежды у всех людей из верхнего слоя общества. Похоже, что эта рубаха справа имела открытый вырез, чтобы правая рука могла двигаться свободно, а на левую руку надевался короткий рукав[84]. В этот период каждое поколение носило свой особый вид юбки. Двойная юбка эпохи Среднего царства (номарх Хнемхотеп. L. D., ii. 131) Необычные одежды эпохи Среднего царства (номарх Джутхотеп. L. D., ii. 134 d, e) Вначале нижняя юбка осталась без изменений, а верхняя стала короче спереди и длиннее сзади[85]. Ближе к концу XVIII династии, при царе-вероотступнике Эхнатоне, носили более широкую и длинную нижнюю юбку, а у верхней юбки подол поднимали и собирали в буфы, чтобы под ней была видна нижняя. Перед верхней юбки был собран в толстые складки, нижняя юбка тоже часто была складчатой, а длинным концам набедренной повязки было позволено свисать вниз[86]. В парадной одежде этого времени верхняя юбка стала значить меньше нижней. Нижняя развилась в широкую складчатую одежду, а верхняя выродилась в кусок льна, который обертывали вокруг бедер. Одежда во времена Аменхотепа III. Верхняя юбка длиннее нижней (согласно L. D., iii. 77 e) Одежда в первую половину периода XVIII династии (L. D., iii. 12 a) Одежда во времена Эхнатона. Нижняя юбка стала длиннее (согласно L. D., iii. 101) В это же время мы обнаруживаем на изображениях большое разнообразие нарядов: иногда кусок льняной ткани обернут вокруг тела так, что прикрывает сзади ноги, но спереди при этом очень короткий; иногда он принимает форму древней юбки, иногда он обернут вокруг тела два или три раза. Одежда знатных людей XIX династии очень схожа с той одеждой аристократа времен Эхнатона, которая была описана выше, с той лишь разницей, что теперь, в более позднее время, буфы на верхней юбке были разглажены, и она была немного длиннее. Праздничные костюмы в конце периода XVIII династии. Часто упоминавшийся Эйе с украшениями из золота, которые даровал ему царь. L. D., iii. 105. Наместник Эфиопии Аменхотеп, там же, 115. Его собрат по должности Хуи, там же, 118 Во времена Рамсеса III стало модно одеваться по образцу, который раньше существовал для торжественных нарядов[87]: от верхней юбки, которая была лишь украшением, полностью отказались, а спереди прикрепляли в виде передника широкий кусок ткани, форма которого могла быть разной[88]. В течение всего этого времени одежда для верхней части тела в основном не изменялась, хотя после правления XIX династии она стала более просторной[89]. Иногда мы также видим нечто вроде плаща, который плотно прилегает к спине и скрепляется перед грудью. Цари обычно появлялись на людях в нем, а все остальные носили его лишь в торжественных случаях[90]; другие люди – только на редких праздниках. Наряд периода XIX династии (L. D., iii. 176 и след.) Наряд периода XX династии с лоскутом ткани, прикрепленным впереди (L. D., iii. 217 a, 231) Помимо обычных разновидностей одежды, развитие которых мы только что проследили, во все эпохи существовали наряды, которые носили лишь высокопоставленные люди и которые мы должны, исходя из этого, считать положенными носителям той или иной должности. Первое место среди них мы обязаны, конечно, отдать царским нарядам фараона – юбке с львиным хвостом и округленными краями, между которыми свисала узкая полоса ткани – древнейший символ царского сана. Мы уже показали, как этот наряд становился все роскошнее с течением времени, и вполне можем предположить, что эти изменения во многом были вызваны духом подражания: знатные люди стремились, насколько это было возможно, одеваться так же, как фараон. Торжественный наряд времен Древнего царства был первым результатом подражания: край юбки в ее передней части был украшен золотым шитьем, чтобы тот, кто надевал такую юбку, был в своем наряде похож на его величество, хотя бы при взгляде справа. Лишь ближе к концу периода V династии мы впервые от случая к случаю видим наряд, в точности похожий на царскую юбку, с той лишь разницей, что он был сделан не из золотистой ткани и не завершался львиным хвостом. Эту одежду носили как охотничий наряд во времена Среднего царства и в начале эпохи Нового царства: в эти дни мужчины высокого звания надевали ее, когда охотились на птиц или били острогой рыб[91]. Однако в эпоху Среднего царства, очевидно, был принят закон, который устанавливал границы такого подражания, а право носить(царскую юбку) было дано лишь некоторым должностным лицам. При XII династии многие знатнейшие аристократы явным образом провозглашали, что имеют эту привилегию, а в более поздние времена верховные жрецы крупнейших святилищ считали одним из самых своих гордых титулов званиеЭти ограничения принесли мало пользы, и в смутное время между Средним и Новым царством царскую юбку стал носить еще более широкий круг людей. При XVIII династии начальники всех ведомств носили ее, когда появлялись где-либо официально; и даже когда они делали уступку моде своего времени и надевали длинную верхнюю юбку, то закрепляли ее на такой высоте, чтобы под ней был виден символ их должности[93]. Чиновники, обязанности которых были очень узкими, например «начальник крестьян» или «начальник возчиков», старшины каменщиков, моряков и погонщиков, во времена Нового царства часто носили юбки, очень похожие на Ранняя разновидность царской юбки Другим знаком высокого звания мы можем считать полосы белой ткани, которыми знатные люди эпохи Древнего царства часто обертывали себе грудь или тело, когда надевали свой парадный наряд, или накидывали на плечи, позволяя свисать концам, когда отправлялись на прогулку по сельским местам в обычной одежде или на охоту. Такая широкая полоса ткани не защищала ни от ветра, ни от холода, а скорее всего была знаком, по которому люди могли узнать знатного господина. Таким же образом главного смотрителя, надзиравшего за рыбаками или полевыми работниками, узнавали по узкой ленте на шее. Те узкие ленты, которые мы часто видим на рисунках в руках у знатных людей всех периодов египетской истории, могли иметь то же значение. Хнемхотеп охотится на птиц (согласно L. D., ii. 130) Еще один вид одежды, в котором с первого же взгляда можно опознать должностное облачение, – одежда главного судьи и наместника, высшего должностного лица в египетском правительстве. Он носил узкую одежду, прикрывавшую тело от груди до лодыжек; ее поддерживали две тесьмы, закрепленные сзади на уровне шеи металлической застежкой. Этот высокопоставленный сановник брил голову, как жрецы, – возможно, потому что он был также в силу своей должности верховным жрецом богини истины. Позже мы поговорим о многочисленных изменениях в одежде жрецов и военных. Копия настенного рисунка из фиванской гробницы (теперь в Британском музее) Теперь бросим взгляд на одежду низших слоев общества, которая коренным образом отличалась от описанной выше одежды верхов. Низшие чиновники, как правило, следовали за модой, но обычно отставали от нее. Например, во времена Среднего царства они носили короткую юбку времен Древнего царства, а в дни Нового царства – более длинную юбку времен Среднего царства. Собственно народ – крестьяне, пастухи, ремесленники, слуги – всегда довольствовался очень простым нарядом. Чтобы появиться перед своим господином, они, как правило, надевали короткую юбку того вида, который был в моде в начале правления IV династии. Когда же простые люди были за работой, эту юбку повязывали менее туго, и при любом резком движении ее передняя часть отлетала в сторону. Обычно эта юбка была сделана из льняной ткани, но в эпоху Древнего царства некоторые пастухи и лодочники, видимо, довольствовались одеждой из циновки. Наместник в царствование Рамсеса IX. По грубо выполненному наброску рисунка на плитке известняка (Insc. In the hier. char. i.) Эти люди отличаются от других также странными по виду волосами и бородами, точно такими же, какие носил часто упоминавшийся нами болотный народ [94]. Земледельцы в эпоху Нового царства тоже носили грубые юбки из циновки, причем имели обыкновение ставить на них заплаты из кожи[95]. И наконец, люди, которым надо было много двигаться или работать в воде[96], носили только набедренную повязку простейшей формы с бахромой по краю, – такую же, какую носят и сейчас многие африканские племена, – узкую полоску ткани, с которой впереди свисали вниз несколько лент[97] или ее собственный конец[98]. Конечно, такая повязка не очень прикрывала тело, ленты сдвигались со своего места при каждом движении, так что лодочники, рыбаки, пастухи и мясники часто снимали ее и работали в том виде, в каком их произвела на свет природа[99]. Чувства стыда, так сильно развитого у нас, в Древнем Египте не существовало, и самые распространенные иероглифы изображают то, что сейчас рисуют нечасто. Обычная одежда эпохи Древнего царства (царевна Седет, IV династия. Согласно L. D., ii. 21) Эте, жена Сехемка (Лувр, А. 102, согласно Перро – Шипье) Согласно нашим представлениям о жизни, женщинам, а не мужчинам пристало любить украшения и наряды, но египтяне эпохи Древнего царства держались противоположного мнения. По сравнению с многочисленными видами мужской одежды наряды их женщин выглядят для нас довольно однообразными: в течение многих веков, с IV до XVIII династии, все женщины египетского народа, от царевен до крестьянок, носили одинаковую одежду. Это было простое платье без складок, настолько узкое, что под ним были хорошо видны формы тела. Платье это начиналось под грудью и доходило до щиколоток; его прочно удерживали две тесемки, перекинутые через плечи. В редких случаях эти тесемки отсутствовали[100], и только узкий покрой платья не давал ему упасть. Платье и тесемки всегда были одного и того же цвета[101] – белого, красного или желтого; в этом отношении тоже не было различий в одежде ни между матерью и дочерью, ни между госпожой и служанкой. Точно так же у всех у них эта одежда была ничем не украшена – разве что вдоль верхнего края могло быть вышито несколько узоров[102]. Знатная женщина эпохи Древнего царства в плаще (статуя Нофрет, Гиза, согласно Перро – Шипье) Как мы уже говорили, очень редко мы встречаемся с одеждами другого покроя. Эте, жена Сехемка, «начальника земледелия», изображена одетой в белое платье, богато украшенное цветными бусинами; оно закрывает груди, а между ними вырез в виде буквы V. Это платье носили с поясом, а потому у него не было тесемок. Другое платье, которое мы видим немного чаще, закрывает плечи, хотя не имеет рукавов, вырез для шеи обычно имеет форму буквы V[103]. Здесь на иллюстрации, где изображена прекрасная статуя Нофрет, жены верховного жереца Рахотепа, показан плащ, который носили поверх обычного платья. В эпоху Среднего царства женская одежда, похоже, изменилась мало, и в начале правления XVIII династии изменения в ней тоже были лишь мелкие[104]; но затем, одновременно с изменениями в мужской одежде, женская одежда тоже стала иной; возможно, отчасти это было вызвано великими переменами в политическом положении Египта. Платье и плащ эпохи Нового царства (согласно Перро – Шипье) Женщины, согласно новой моде того времени, стали носить две одежды – узкое платье, которое оставляло свободным правое плечо, а левое плечо закрывало, и широкий плащ, закрепленный перед грудью; как правило, и то и другое было сделано из такого тонкого льняного полотна, что под ним были отлично видны формы тела[105]. Край плаща был вышит и, когда одетая таким образом женщина стояла неподвижно, свисал вертикально вниз. С течением времени, уже в эпоху Нового царства, этот наряд, разумеется, претерпел много изменений, за всеми подробностями которых очень трудно проследить из-за того, что египетские художники изображали одежду лишь приблизительно. Мы неизбежно вынуждены ошибаться. Например, если бы мы стали рассматривать показанное здесь изображение царевны Бектенатон само по себе, мы бы пришли к выводу, что она была одета в одну белую одежду. Только сравнив его с более подробным изображением одной царицы, выполненным в те же времена, мы получаем возможность истолковать его правильно. В обоих случаях женщины одеты одинаково – в платье и плащ; но в первом случае художник показал контуры обеих частей наряда, а в другом только набросал его внешние очертания, и поэтому платье стало выглядеть изображенным сбоку, как нужно для фигуры, показанной в профиль. Но и в этом художник не последователен: он показывает, где у платья вырез для шеи и где плащ падает на левое плечо, но совершенно не обращает внимания на то, что плащ должен закрывать и часть правого плеча[106]. В таких обстоятельствах я ограничусь лишь перечислением главных видов женской одежды, которые можно с достаточной уверенностью выделить среди того, что надевали на себя женщины во времена XIX и XX династий. Следующим шагом в развитии моды был плащ, свободно наброшенный на руки, как показано на иллюстрирующих это рисунках. Вскоре к этому был добавлен короткий рукав для левой руки, а правая по-прежнему оставалась открытой. И в завершение всего, уже ближе к концу правления XX династии, к полупрозрачному платью и открытому плащу было добавлено нижнее платье из толстой ткани[107]. Женский наряд в конце периода XVIII династии (согласно L. D., iii. 100) Нам известен один наряд, который сильно отличается от обычного типа одежды и несомненно относится ко второй половине эпохи Нового царства. Он изображен на одной из самых красивых статуй среди тех, что находятся в Берлинском музее, и состоит из длинного платья, имевшего, похоже, два рукава, короткой накидки, украшенной на плечах бахромой, и впереди – что-то вроде просторного передника, который спускается от шеи до ступней. Раньше мы уже упоминали о мужском наряде, в котором передник примерно так же свисал вниз с пояса; изображение мужа этой госпожи позволяет нам увидеть, что оба этих фасона одежды были в моде одновременно. Одновременно со сложными видами женских нарядов мы иногда встречаем один очень скромный – простую рубаху с короткими рукавами, которая начиналась от шеи; но похоже, что ее носили только служанки. Одежда женщин низкого звания никогда сильно не отличалась от одежды знатных дам: в большинстве случаев крестьянки и служанки ходили в одежде почти такого же вида, как та, которую носили их госпожи. Эти наряды давали очень мало возможности для движения, и потому женщины не могли носить их во время трудной работы. В таких случаях женщины так же, как и мужчины, одевались только в короткую юбку, которая оставляла свободными верхнюю часть тела и ноги. Девушки-танцовщицы древних времен (несомненно, из-за кокетства) обычно предпочитали как раз такую одежду, но украшенную всевозможными узорами, а не более женственный наряд[108]. По подобным же причинам в эпоху Нового царства у молодых рабынь, которые прислуживали знатным господам и госпожам на пирах, единственной одеждой была полоса кожи, которая продевалась между ногами и удерживалась наверху вышитым поясом; гостям нравилось смотреть на красивые формы тел этих девушек[109]. В общем и целом развитие женской одежды шло во многом по тому же пути, что и мужской. В обоих случаях во времена Древнего царства одежда была очень простой, она мало менялась до начала эпохи Нового царства, а уже тогда, во время великого роста политического могущества Египта, в одежде произошла полная революция. В обоих случаях изменение имело вид добавления к наряду второго предмета одежды, причем рукав имелся только для левой руки, а правая оставалась свободной для работы. Еще одно совпадение – то, что в одежде обоих полов одновременно стало уделяться очень много внимания внешнему виду. Вполне возможно, что эти изменения в какой-то степени были вызваны общением с жителями других стран, но велика ли была эта степень, мы сейчас не можем определить. Однако иноземное влияние могло коснуться только деталей, поскольку основные характеристики египетской одежды были совершенно противоположны тому, что мы обнаруживаем в одежде жителей Северной Сирии в это же время. Плащ, оставляющий руки открытыми (согласно L. D., iii. 217 e) Плащ с рукавами (XX династия. Согласно L. D., iii. 2) Плащ с рукавами и два платья (согласно L. D., iii. 231 a) Сирийцы носили узкие, плотно облегающие тело, простые по форме одежды, в которых темно-синие нити чередовались с темно-красными, и этот наряд обычно был богато украшен вышивкой. В Египте были в ходу широкие одежды с большим числом складок, из белых прозрачных льняных тканей, ничем не украшенные, а достоинствами египетского наряда были идеальная чистота и тончайшая структура ткани. В начале истории Древнего Египта было не так. Видно, что в эпоху Древнего царства одежду иногда делали из толстой материи[110]; в самые ранние времена одежда женщин чаще была цветной, чем белой[111], а в эпоху Нового царства она бывала иногда зеленой, а иногда разноцветной[112]. Из мужской одежды цвет исчез гораздо раньше[113], и, хотя в надписях боги и умершие люди по-прежнему требовали для себя красных, зеленых или синих тканей, у живых на смену таким материям давно пришел тонкий белый лен. Это изгнание цвета было, несомненно, вызвано стремлением к идеальной чистоте тела – тем самым, которое заставляло египтян сбривать и волосы, и бороду. Естественно, что при таких взглядах на жизнь те работники, чьим делом было стирать одежду, играли в обществе особую роль, и «прачечник – тот, кто стирает на плотине, сосед крокодила, когда он плывет вверх по течению» был любимым персонажем египетской поэзии. Мы уже отмечали, что «главный прачечник царя» и «главный отбеливатель одежд царя» были в числе придворных чиновников высокого уровня. Сирийский посол во времена Тутанхамона. На рисунке-оригинале в одежде чередуются синие и красные нити. L. D., iii. 116 В хозяйстве частного лица день большой стирки был важным событием в жизни дома – настолько значительным, что его изображали в ряду рисунков, украшавших гробницы[114]. Три рисунка эпохи Среднего царства изображают рабочих, которые под наблюдениемзанятыи около маленьких тазов. Мы видим, как они бьют одежду деревянными палками, обрызгивают ее, высоко поднимая руки, собрав в складки предмет белья, вешают один его конец на столбик, через другой конец продевают палку и поворачивают ее с большой силой. Затем они расправляют и складывают белье, и, наконец,упаковывает его в большой узел. Однако для хорошей стирки одежды были необходимы не только мытье и отбеливание; существовали сложные способы делать на одежде складки, которых требовала мода, но которые тонкая льняная ткань вряд ли могла принять сама по себе. Какими именно способами египтяне принуждали ее так сгибаться, мы едва ли сможем выяснить, хотя Уилкинсон сделал интересное предположение, что эти равномерно расположенные складки на одежде выдавливались на ткани с помощью такой доски, как та, которая показана здесь на иллюстрации. Согласно L. D., ii. 102 (Бени-Хасан) Но манеру одеваться, присущую какому-либо народу, определяет не одна лишь одежда; украшения, обувь и прическа – все это важные элементы наряда. В Египте прическа имела важнейшее значение, и мы должны поговорить о ней подробнее. Раньше часто утверждали, что древние египтяне, как и их современные потомки, самым тщательным образом брили голову и носили только искусственные волосы. К тому же есть факты, которые невозможно оспорить: на памятниках древности мы видим много изображений гладко выбритых голов, в некоторых музеях хранятся парики[115], одного и того же человека изображали на портретах иногда с короткими волосами, иногда с длинными. Геродот также явным образом утверждает, что египтяне в его время с молодых лет брились, а отращивали волосы только в знак траура. Тем не менее наблюдатель, свободный от предвзятых мнений и взявшийся за изучение этого вопроса, должен будет признаться, что дело обстоит не так просто, как кажется на первый взгляд. Деревянное приспособление, которое находится в музее во Флоренции. Выше показаны борозды на нем в их настоящем размере (согласно W., I. 185) Тот же Геродот, например, отмечает, что ни в одной стране он не видел так мало безволосых голов, а среди древнеегипетских медицинских рецептов есть ряд лекарственных средств для мужских и женских волос. Еще важнее то, что на некоторых статуях, созданных в разные эпохи, можно заметить маленькие пряди собственных волос, которые высовываются из-под краев тяжелых париков[116]. Таким образом, мы должны сделать вывод, что, когда о человеке говорили «бритый», мы должны, как правило, понимать под этим, что его волосы были только очень коротко острижены, а действительно бритыми были только те, кто изображен в этом виде на памятниках – жрецы в эпоху Нового царства. На деле памятники Древнего царства показывают нам, что первоначально короткие волосы были в моде (как показано на приведенных здесь иллюстрациях) у всех слоев общества[117] – у пастуха или лодочника и у князя, и даже у тех, кто носил одежду придворного. В то же время знатные люди имели, кроме обычной прически, более праздничное украшение для своих голов – огромные парики с искусственными прическами. Мы должны разделить эти парики на два типа – те, которые воспроизводили короткие и густые курчавые волосы, и другие, подобные длинным волосам. Голова карлика из Гизы Условное изображение парика Голова писца (статуя хранится в Лувре) Мелкие завитки на макушке (согласно L. D., iii. 290) Условное изображение такого парика Мелкие завитки только на лбу (согласно L. D., ii. 21) Короткий парик представлял собой конструкцию из мелких завитков, уложенных горизонтальными рядами, которые частично накрывали один другой – как черепицы на крыше[118]. Как правило, была видна лишь очень малая часть лба, а уши и задняя часть шеи были полностью закрыты. Многие отдельные случаи отличаются один от другого в частностях, но в целом это описание верно. Мелкие завитки были иногда треугольными, иногда квадратными; линия волос на лбу иногда прямая, иногда округленная; во многих случаях завитки начинаются на макушке, в других – у верхней границы лба; существуют и другие различия, которые можно объяснить только причудами моды. Нам кажется забавным то, что простолюдины, как обезьяны, копировали наряды своих господ. В самые ранние времена только господин, а также один или два чиновника его хозяйства носили эти парики, но от времени V династии до нас дошло много изображений ремесленников, пастухов и слуг, украшенных этим когда-то благородным головным убором. А вот парик второго типа – с длинными волосами[119] – похоже, никогда не терял свое положение наряда для избранных; правда, он был, конечно, более роскошным головным убором, чем жесткая конструкция из завитков. У длинного парика густые волосы свисали с макушки до плеч, а их концы были немного волнистыми. Иногда некоторые пряди были завиты в виде спирали. Длинный завитой парик (согласно Перро, 655) Тем не менее это чудо искусства египетских изготовителей париков со всеми вариантами, которые были допустимы, не удовлетворяло модника времен Древнего царства, и он прилагал много стараний, чтобы сделать свой головной убор еще более впечатляющим. Длинный завитой парик (на портрете Уерхуу из L. D., ii. 44 a) Некто Шепсесра, который был «начальником юга» при царе Исеси, должно быть, особенно старался быть в этом отношении лучшим. Он приказал изготовить для своей гробницы четыре статуи, все с разными прическами. Две изображают его в обычных париках, третья – с длинными и волнистыми, как у женщины, волосами, а четвертая – в парике из мелких завитков, который доходит до середины спины. Эта последняя прическа была, должно быть, изобретена изготовителями париков, потому что уложить собственные волосы человека таким чудесным способом было бы совершенно невозможно. То же можно сказать и о фасоне парика, который стал господствующим при VI династии. Это было бессмысленное сочетание двух более ранних видов: прическа с длинными волосами, весь стиль которой позволяет выполнить ее только из длинных прядей, но разделенная, по образцу париков другого вида, на ряды мелких завитков, и при этом сохранившая свои волнистые очертания. Условные изображения этого головного убора (на портрете Хафраанха из L. D., ii. 9; и портрете Мехи из L. D., ii. 74 c) В эпоху Среднего царства мода на прически изменилась мало. Похоже, что мужчины из верхов общества оставались верны двум древним видам парика[120], а люди низкого звания отращивали собственные волосы[121]; сразу после изгнания гиксосов мода тоже не изменилась: это произошло лишь вместе с внешнеполитическим усилением Египта[122]. С этого времени, то есть со второй половины периода правления XVIII династии, моды явно быстро сменяли одна другую, и мы не всегда можем понять (по тем материалам, которые есть в нашем распоряжении), как долго держалась та или иная мода. Короткие парики (согласно L. D., iii. 77 e, 115. Ср. также: голова писца на с. 113) Головные уборы, спускающиеся на плечи (согласно L. D., iii. 121 b, 100, 173 c) Мы можем выделить два основных вида причесок – более короткая, часто закрывающая шею, и более длинная, в которой масса густых волос спадает спереди на плечи. Простая разновидность короткой прически показана на приведенном здесь изображении головы «начальника житниц» Хаемхета: прямые волосы вокруг всей головы, остриженные даже над спиной[123]. Но как правило, египетских мужчин не удовлетворяла такая простота; мода требовала иметь завитые волосы или по меньшей мере бахрому из маленьких завитков вокруг лица и одну прядь, свободно ниспадающую на спину[124]. В своем простейшем виде эта вторая прическа с волосами накрывающими плечи, не очень отличалась от более короткой, но, как правило, в этом случае сооружали что-нибудь гораздо более величественное. Концы волос и волосы вокруг лица иногда тоже были завиты очаровательным, хотя и довольно неестественным образом, как мы видим на изображениях нескольких знатных особ периода XVIII и XIX династий. Волосы, спадавшие на плечи, разделяли на отдельные пряди, каждую из которых завивали; эти завитки красиво контрастировали с остальными волосами, которые обычно были прямыми[125]. Рисунок согласно L. D., iii. 77a. Ср. также: голова Нефергора на с. 88 Оба вида прически, которые были описаны здесь, были в ходу у всех людей высокого звания при XVIII и XIX династиях; что это действительно были парики, а не их собственные волосы, мы видим по тому, как менял свои прически один и тот же человек. Их продолжали носить и при XX династии, при ней мы встречаемся также и с длинными, свободно свисающими волосами. Парик с длинными волосами (согласно L. D., ii. 21) Парик с короткими волосами (согласно Перро, гравюра ix) Парик с длинными волосами (Перро, 659) В эпоху Древнего царства женщины всех слоев общества носили большую прическу из прямых волос, разделенных надвое и спускавшихся до груди. Многие рисунки доказывают нам, что эти роскошные шевелюры тоже не всегда были природными: иногда мы видим без них не только служанок, но и взрослых хозяиских дочерей, и самих хозяек[126], а на голове при этом заметны короткие волосы[127]. В нескольких случаях мы встречаемся с более коротким видом парика, который иногда носили женщины высокого происхождения. У такого парика волосы спускались самое большее до плеч, а спереди под париком (как правило) были видны собственные волосы, закрывавшие лоб почти до глаз. Из W., ii. 339 С рисунка из Британского музея Из Перро, 795 В течение всей долгой эпохи Среднего царства мода на женские прически оставалась на удивление постоянной: единственное изменение, которое мы можем отметить, было то, что из концов двух половин прически делали красивую бахрому. При больших переменах в одежде, которые произошли у египтян в середине периода XVIII династии, появилось несколько новых видов как женских, так и мужских причесок, которые возникли одновременно с этими переменами и явно отражали ту же тенденцию. Похоже, что они были порождены желанием, чтобы конструкция, созданная из волос, давала им больше свободы и была менее жесткой. Тяжелые пряди, свисавшие впереди, теперь были позабыты, и волосы либо укладывали так, чтобы они покрывали всю верхнюю часть тела, либо зачесывали назад, чтобы они свисали на спину. В деталях прически очень сильно отличались одна от другой. Иногда это были прямые волосы, спадавшие вниз, иногда волосы были заплетены в косички, а иногда были завиты[128]. Одни женщины носили длинные волосы, другие короткие и пышные, некоторые обрамляли свое лицо восхитительными длинными косами, другие – короткими косичками. Однако почти все, и мужчины и женщины, скручивали вместе концы нескольких кос или завитых прядей, создавая нечто вроде бахромы по краю тяжелой массы волос (см. рис. на с. 88, 118). Более изящным образом причесана играющая на каком-то музыкальном инструменте девушка с так часто упоминаемого лондонского рисунка (см. следующую главу): легкие завитки волос окружают голову, не скрывая ее формы, а несколько завитых прядей свисают сзади, как «конский хвост». Очень похожим на это образом уложила свои косы одна молодая служанка: три из них, толстые, связаны в «конский хвост», и еще по восемь, меньшего размера, свисают вдоль каждой из щек. Все эти прически носили дамы во времена XVIII династии; позже, особенно при XX династии, дамы вернулись к старому типу прически – снова позволяли падать на каждое плечо по одному тяжелому локону. Правда, женщины очень далеко ушли от старой простоты: они делали свои волосы волнистыми, а те, кто мог, позволяли своим парикам спускаться ниже пояса. Я говорюпотому, что большинство этих причесок, должно быть, были искусственными: это видно по тому, что в различных случаях те же самые дамы носили короткие прически. Одной из этих дам принадлежал парик из Берлинского музея (см. иллюстрацию), длинные завитые пряди которого сегодня кажутся слишком похожими на нити. Прическа периода XX династии (согласно L. D., iii. 2) Парик из Берлинского музея Он был сделан не из человеческих волос, а из овечьей шерсти, и нет сомнения, что обычно на головы бывали надеты такие дешевые изделия[129]. Этот обычай носить искусственные волосы для нас выглядит очень глупым, хотя, возможно, менее глупым, чем другой обычай, тесно связанный с ним. Преувеличенная чистоплотность заставляла египтянина считать длинные волосы чем-то грязным, что нужно удалить, это касается и бороды. Он сбривал ее – в отличие от своих потомков-мусульман, которые бреют головы, но бороду считают слишком священной, чтобы касаться ее бритвой. Во все периоды египетской истории мы очень редко видим, чтобы мужчина благородного происхождения носил хотя бы маленькие усы[130], только пастухи и рабы-иноземцы отращивали себе бороды – очевидно, вызывая этим отвращение у всех чистоплотных египетских мужчин. Однако и в Египте с древнейших времен сохранилось обычное для многих восточных народов представление, что борода – символ мужского достоинства. Поэтому в торжественных случаях, когда знатнейшие князья страны желали вызвать к себе уважение, они должны были носить бороду; а поскольку природная борода была запрещена, у них был лишь один выход – прикрепить под подбородком искусственную. Такая искусственная борода на самом деле была лишь намеком на бороду: это был всего лишь короткий клок волос, заплетенных в тугие косички[131], прикрепленный к двум тесемкам, которые завязывались за ушами[132]. Каждый египтянин охотно обходился бы без этой уродливой подвески; во времена Древнего царства знатные мужчины иногда надевали ее в торжественные дни, когда появлялись на людях в огромном парике, но даже и в этих случаях египтяне часто отказывались от приставной бороды, а один из них почти не позволил изобразить себя с ней даже на своих портретных статуях, чувствуя, что она уродует его красивое лицо[133]. Бороды времен Древнего, Среднего и Нового царства В эпоху Среднего царства искусственная борода была распространена шире; ее носили даже чиновники номов и поместий[134], хотя в более ранние времена их предшественники очень редко делали это. Во времена Нового царства ее опять надевали редко, к примеру, никто из придворных Эхнатона этого не делал, поскольку такая борода считалась старомодной и носить ее было положено лишь во время некоторых обрядов[135]. Более длинная разновидность искусственной бороды надевалась исключительно с царским нарядом; хотя в эпоху Среднего царства мы иногда видим ее на правителях номов, это было таким же нарушением царской привилегии, как ношениеИ наконец, считалось, что боги носят бороду особой формы: их бороды были на четыре ширины пальца длиннее тех, которые носили люди; кроме того, такие бороды были заплетены как косы и изогнуты на конце[136]. Царь эпохи Древнего царства; правитель нома в эпоху Среднего царства; царь эпохи Нового царства; бог Осирис Египетская одежда – мы увидели это в той мере, в какой рассмотрели ее развитие, – имела достаточно богатую историю. История обуви, напротив, очень простая. Правду говоря, ни в чем из своего наряда египетский народ не был так верен старой моде, как в обуви. В те времена, когда люди уделяли огромное внимание многочисленным проявлениям новизны в стиле одежды и париков, а также упорно добивались наибольшей чистоплотности, они же – и мужчины, и женщины, и молодежь, и старики – почти всегда ходили босиком, даже когда были одеты в самые дорогие наряды. 1, 2 – верхняя и нижняя сторона сандалии (замок Алнвик). 3 – то же самое. 4 – Берлин (согласно W., ii. 336, 337) В эпохи Древнего и Нового царства женщины, похоже, никогда не носили сандалий, а знатные мужчины, вероятно, надевали сандалии лишь тогда, когда находились вне дома, и при необходимости, но даже и в этих случаях обычно отдавали их в руки, который шел сзади[137]. В эпоху Нового царства сандалии носили чаще, но все же они были для египтян чем-то не вполне своим, и обычай запрещал человеку носить их перед теми, кто стоял выше его в обществе[138]. По этой причине все сандалии были в основном одинаковыми по форме. Те, которые изображены здесь, имели подошвы из кожи, папируса или пальмового лыка и два ремешка из того же материала. Воспроизведено по L. D., iii. 77 e. Здесь показан также необычный щиток для ноги, и это – единственное известное нам изображение такого щитка Один ремешок охватывал подъем ноги, другой проходил между пальцами[139]. Иногда, чтобы сандалия прочнее держалась на ноге, сзади добавляли еще третий ремешок, огибавший пятку, иногда носок сандалии загибали кверху для защиты пальцев. Сандалии с боками, вероятно, относятся к более позднему времени; это уже почти башмаки. По многочисленности и разнообразию иллюстраций к этой главе читатель сможет увидеть, что мы уделили очень большое внимание дополнениям к одежде и украшениям. Во все эпохи и мужчины, и женщины в Египте носили разноцветные вышитые воротники-ожерелья[140], а также браслеты на запястьях и на предплечьях[141]; женщины украшали браслетами и лодыжки[142]. Сандалии из папируса, Берлин (согласно W., ii. 336) Сандалии из зеленой кожи, собрание Солта (согласно W., ii. 336) Cандалии из зеленой кожи, собрание Солта (согласно W., ii. 336) С серьгами египтян, вероятно, познакомили иноземцы в эпоху Нового царства. При XVIII династии серьги имели форму больших, украшенных узорами дисков, при XX – крупных колец[143]. Многочисленные сохранившиеся до сих пор кольца для пальцев были, как правило, печатями; в большинстве случаев на них стоит имя правящего царя. Члены царской семьи носили особый головной убор. Фараон носил свои короны, свой шлем или свой собранный складками головной платок. Его сыновья (во всяком случае, в эпоху Нового царства) носили головной платок с широкой лентой, которая занимала место юношеского бокового локона и была древним знаком сана принца, а также надевали на голову диадему. Царица носила так называемый венец коршуна – головной убор в форме этой священной птицы, защитницы царя в бою, которая словно раскрывала свои крылья над головой царицы. Обычные люди, когда надевали праздничную одежду, ограничивались венком из цветов или цветной лентой на голове. Женщины, как правило, тоже надевали на голову венок или ленту; лишь один раз в эпоху Древнего царства мы случайно видим на мужчине диадему[144]. Серебряная серьга (согласно W., ii. 349) У мужчин было одно преимущество над женщинами – еще один вид почетных знаков, и, с точки зрения египтян, знак очень важный. Мы имеем в виду разнообразные жезлы, которые знатные мужчины несли в руке с таким достоинством. Для нас, непосвященных, различия между этими жезлами кажутся мелкими: одна палка ничем не лучше и не хуже другой. Но для египтян каждый из них имел свое значение и собственное имя. Жезл, которым пользовались чаще всего, был длиной в рост человека и, как правило, имел совершенно ровную поверхность или заканчивался наверху круглой рукоятью[145]. Его использовали как посох при ходьбе и опирались на него, когда стояли неподвижно. Затем был еще жезл следующей формы: , который носили как символ власти, на что указывает его названиечто значит «первый». Похожий посох, называвшийсято есть «могучий», явно служил для этой же цели. Четвертый с головой сказочного зверя наверху, первоначально был скипетром богов, но позже даже частные лица пользовались им в качестве посоха[146]. Может быть, этих примеров будет достаточно. Были также многочисленные разновидности посохов, заимствованные из других стран, например, посох жителей Ханаана, который сами ханаанеи называлиа египтяне — Между примитивными и цивилизованными народами отмечено такое различие: первые любят блеск роскошных нарядов, вторые же ценят красоту самого тела; если судить по этому признаку, мы обнаружим, что египтяне эпохи Древнего царства недалеко ушли от примитивного состояния. Краски на лице и помада на губах, натирание маслами волос и тела – все это было для них так же важно, как одежда; даже их мертвецы не могли быть счастливы без семи бальзамов и двух видов румян[148]. Принц в венце-диадеме (согласно L. D., iii. 217 a) Царица в венце коршуна (согласно L. D., iii. 217 e) На своих скульптурах, в которых были позволены небольшие отклонения от природы, египтяне также любили намечать линии косметики, украшавшей глаза. В основном использовали два цвета – зеленый, которым в эпоху Древнего царства проводили черту под глазами, и черный, которым окрашивали брови и веки, чтобы глаза казались больше и ярче блестели. В качестве косметического средства применяли главным образом сурьму. Ее привозили из стран Востока, и лучший ее сорт, который называлсястоил, разумеется, очень дорого. Этот обычай существует в Египте до сих пор, и в этой стране, где трахома – распространенное заболевание глаз, сурьмеприписывают те же целебные свойства, которыми раньше наделяли сурьмуСуществовал обычай раскрашивать не только лицо, но и другие части тела: по рисунку, изображающему певицу Амона, можно догадаться, что эта дама сделала себе татуировку на руке. На показанной здесь карикатуре изображена дама, которая красит себе губы и самодовольно любуется собой в металлическом зеркале, которое держит в левой руке вместе с флаконом для краски. Флакончики из-под краски для глаз: в форме колонны, рядом с ним палочка, с помощью которой наносили краску; флакончик держит обезьяна; крышка и кисточка утрачены (замок Алнвик); для четырех разных видов (согласно W., ii. 348) Нам трудно понять, как велика была роль растительного масла в Древнем Египте. Такое масло было предметом первой необходимости в повседневной жизни египтян, и голодные, не получавшие платы ремесленники жаловались в одно и то же время на то, что им не дают еды и не дают масла. Вероятно, этим ремесленникам приходилось довольствоваться маслом местного производства, но воины требовали для себя привозное масло —Люди высокого звания всегда получали для себя разные масла и духи из чужих стран, предпочтительно – с южных берегов Красного моря, откуда в Египет поставляли драгоценное благовониекоторое очень часто упоминается в текстах и изображается на рисунках; во времена Древнего царства им смазывали голову[150]. Масло применяли не так, как мы могли бы себе представить. В чашу с маслом клали шар размером с кулак; из чего состоял этот шар, неизвестно, но, во всяком случае, он впитывал масло. Затемкоторый всегда имелся в богатом доме, клал этот шар на голову своего господина, на ней он и оставался в течение всего пира, а масло понемногу просачивалось в волосы. Дама красит губы. В левой руке она держит зеркало и флакон с краской (из эротического папируса, Tur., 145) Металлические зеркала (согласно W., ii. 351) Масло в Египте имело также и символическое значение: оно обозначало радость. В дни праздников, когда мимо шла царская процессия, все люди лили «сладкое масло на свои головы, на свои новые прически». На всех пирах накладки с маслом для голов были так же необходимы, как венки, а если царь желал оказать кому-либо из своих придворных особый почет, он приказывал своим слугам умастить егои надеть на него прекрасные одежды и украшения. Считалось подходящим развлечением на пиру, чтобы его участники вместе занимались своим туалетом, и во время еды они натирали себя благовониями или надевали новые ожерелья и обменивались цветами. Дама с накладкой, пропитанной ароматным маслом Чаша для ароматных масел Чтобы придать своему телу приятный запах, египтяне пользовались многими видами духов, прежде всего, составом под названиемкоторый был хорошо знаком грекам и состоял из мирры, ракитника, ладана, коронопуса и еще нескольких других компонентов, причем некоторые из них добывались из чужеземных растений. Эти ароматные вещества толкли и смешивали, какое-то количество их клали в огонь, и тогда «запах в доме и запах одежды был приятным». В смесь добавляли также мед и делали из нее шарики, которые потом жевали «женщины, делавшие дыхание своего рта сладостным». Последний из этих рецептов подводит нас к рассказу о том виде косметики, который занимал очень много места в медицинской литературе египтян. Любопытно и странно, что врачи народа, носившего парики, очень беспокоились о здоровье волос; и мужчины, и женщины[151] требовали у врача, чтобы, когда их волосы выпадут, он отрастил их заново, а также вернул их седым кудрям черный цвет молодых волос. Мы не знаем, умели или нет египетские врачи делать это лучше, чем их современные собратья по профессии, но, во всяком случае, они давали множество рецептов для этого. Например, для борьбы с сединой волос голову нужно было «смазывать кровью черного теленка, прокипяченной с растительным маслом». В качестве средства против этого же несчастья предлагали «кровь из рога черного быка», тоже прокипяченную вместе с растительным маслом, которую также надо было применять как мазь. По мнению других врачей,действенным средством против седины была «кровь черного быка, прокипяченная вместе с растительным маслом». Составители этих рецептов явно предполагали, что черный цвет шерсти быка перейдет на волосы человека. Мы можем прочесть и о том, что с этой же целью прописывали «жир черной змеи»[152]. Если волосы выпали, их можно было восстановить с помощью помады из жира шести животных – льва, бегемота, крокодила, кота, змеи и каменного козла. Считалось также, чтоукрепить волосы можно, смазывая их «ослиным зубом, растертым в меду». Однако царица Шеш, мать древнего царя Тете, полагала, что лучше вместо ослиных зубов использовать ослиное копыто и сварить его в растительном масле вместе с собачьей ногой и косточками фиников, сделав помаду. Те, на кого все это не действовало, могли использовать смесь из навоза газелей, опилок, жира бегемота и растительного масла[153]или использовать растениев особенности если они принадлежали к сообществу, верившему, что это растение – лекарство от всех болезней[154]. Однако врач должен был не только исполнять желания дамы, которая сама хотела иметь красивые волосы, но, к сожалению, должен был помочь ей, когда она ревновала соперницу, имевшую красивые кудри. «Чтобы заставить выпасть волосы той, кого ты ненавидишь, возьми червяили цветоксвари червя или цветок в растительном Этим брошенным мельком взглядом на жизнь гарема мы закончим наш разговор об одежде египтян, который продолжался дольше, чем многие наши читатели могли посчитать нужным. Карикатура на плохо выбритого лысого человека (из Туринского эротического папируса) |
|
||