|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 9. Молодежная субкультура Молодежь – это не только социологический жаргон, это слово, которое понятно каждому. Согласно словарю, молодежь – это состояние молодости, т. е. как это часто происходит, определение дается само через себя. Таким образом, молодость и молодежь – это:
Различия в восприятии молодежи на обыденном уровне оказываются созвучными различным подходам и направлениям в понимании понятия «молодежь». Среди наиболее значимых и ведущих подходов в социологии молодежи и молодежных культур выделяются:
Главная мысль всех перечисленных подходов заключается в том, что не так важен разрыв между молодежью и старшим поколением, как разрыв внутри общества в целом по признаку класса, пола и расы. Составляющими компонентами повседневной жизни молодежи являются музыка и мода. Молодежная культура как для ученых-исследователей и взрослых, контролирующих процессы взросления, так и в общественном мнении, прежде всего ассоциируется с отдыхом, развлечениями, с тем, как молодежь реализует себя в досуге. Стиль и все его составляющие (а это самые первые приметы досуговой деятельности) – это именно то, что делает молодежь особой социальной группой в глазах окружающих. Досуг – именно та сфера, которая открыта для наблюдения. Досуг – это поле безмерной свободы разнообразных молодежных культурных форм, это сфера музыки и живописи, рекламы и компьютерной техники. Что подразумевается под выражением «молодежная культура»? Посиделки; уличные группы в городах; дворовые компании и беспризорники (1920-1930-е гг. в России); стиляги, битники, штатники (1950-1960-е гг.). Что означает это перечисление? Прежде всего то, что молодежная культура не является неким чистым подражанием Западу, а наоборот, имеет свои корни и традиции в России. Расцвет молодежной культуры начался в 1980-х гг., и уже в конце этого десятилетия появились десятки разных стилей и направлений. Тусовка – обычная форма молодежного культурного пространства, как правило, располагающегося в центральных местах больших городов. Стиляги впервые появились в 1950-х гг. Сутью течения является понятие «стиль», а именно – стиль музыки и одежды 1950-х гг. (рок-н-ролл). Поэтому стиляги всегда связывались с западным образом жизни. Панки появились в СССР, как и везде, в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Панки отвергают общепринятые нормы поведения. Они, например, не работают, стремятся избегать стабильной семейной жизни. Качки – это молодые люди, которые больше всего любят «качаться» (речь идет о подобии бодибилдинга), раньше это могло происходить в самодельных спортивных залах, расположенных в подвалах. Самые известные качки в начале 1990-х гг. – люберы. Волнисты – общее слово для всех течений, которые следуют или определенной рок(поп) – группе, или новому движению (течению) в танцах или спорте, как, например, скейтбординг. Рассмотрев несколько молодежных компаний и течений, можно заключить, что базовой формой молодежной культуры является музыка и танцы. Понятие молодежной культуры своими корнями уходит в 1920-е гг., когда мир молодежи среднего класса – мир девушек и юношей (подростков) в атмосфере джаза и танцев – начинал утверждаться как обычный образ молодости, который постепенно становился стереотипом. Молодежные интересы в моде, в ритуалах ухаживания, в практике свиданий, постоянное стремление молодых людей к использованию и сотворению новых стилей – все это становится популярными темами и для массмедиа. Основными компонентами стиля являются: имидж, манеры, арго. Имидж – это внешнее проявление некоего смысла, состоящее из костюма и его значимых аксессуаров, таких как прическа, украшения, художественные поделки. Манеры – прежде всего походка, осанка. Иначе говоря – это то, во что «актер» одет и как он носит это. Арго – словарь данной социокультурной группы, способ коммуникации посредством употребления специфических слов. Одежда – это социальная оболочка, разные одежды – это различные виды «оружия», вызовы миру. Можно использовать одежду для того, чтобы бросать вызовы доминирующим нормам, с ее помощью высказывать мнение о той среде, что окружает. Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле она выражает в то же самое время и среду нашего обитания. Стремление и возможность эстетизировать тело считается чисто женской привилегией. Одежда предоставляет женщине возможность трансформировать саму себя, быть мобильной, экспериментировать с собой. Женщины не просто видят себя, они еще видят себя в состоянии видения. Этот очень обязательный элемент маскарада («одевание») привел некоторых исследователей к выводу, что женская одежда в реальности есть маска – что-то, что скрывает что-то еще. Женщины ходят по магазинам больше для того, чтобы получить новые впечатления, сделать паузу в домашних делах, встретить друзей. Магазины – это публичная среда, но в них есть пространства, которые могут быть превращены в интимные, например комнаты для переодевания (примерочные). Здесь устанавливаются близкие легкие отношения между женщинами. С мужчиной женщина всегда играет – она лжет, когда показывает, будто верит, что она принимает свой статус как маловажный, она лжет, когда представляет ему воображаемый персонаж с помощью костюмирования, заученных фраз. Эта наигранность, театральность отвечает постоянному стремлению – когда она с мужем или с любовником, каждая женщина более или менее сосуществует с мыслью: «Я не есть собственное „я“, я – это не я». Женщина же с другой женщиной находится за сценой, здесь она без снаряжения, не на поле битвы, она показывает, что купила, красится, она любит эту расслабленную атмосферу. Спальня формирует вокруг себя «bedroom culture». Это защищенное место, где девочки могут быть серьезными, игривыми, ребячливыми или взрослыми. Это абсолютно свободное пространство – это место для одиночества и мечтаний. Еще один аспект молодежной культуры – клубная культура. Смысл этого культурного пространства складывается из происходящих там событий. Современные клубные культуры ассоциируются с новым и специфическим пространством, которое постоянно трансформирует как свою звучащую культуру (музыку), так и регулярно стили, доказывая то, что рейв – это современный апогей самых крайних проявлений молодежной культуры. Клубные культуры – это вкусовые культуры. Клубные толпы собираются прежде всего на основе разделяемых ими музыкальных вкусов. Принимая участие в выстраивании клубных культур, неких фигур сходства, социализируясь через верность определенным симпатиям и антипатиям, сами участники наделяют значением и ценностью данную культуру. Почему именно дискотеки заняли столь значимое место в молодежной культуре? Клуб – это определенный путь к независимости внутри пространства, которое пусть и относительно, но принадлежит только подросткам. Клуб помогает своим членам придаваться «взрослым» видам активности: флиртовать, выпивать и экспериментировать с индивидуальностью (модная музыка и одежда). Все это вместе позволяет им поддерживать как автономность, так и различия в индивидуальностях. Интерес к клубному стилю жизни совпадает с уходом из родительского дома, который ограничивает желание молодых людей выходить «на люди», сюда молодые люди убегают от семейного контроля и опеки. Подростки значительное время проводят на улицах. К ночи они часто концентрируются вокруг пивных баров, клубов. Еда вне дома имеет для подростков очень большое культурное значение. Магазины с ограниченными часами работы – это дневные территории «взрослых». Культурной формой, наиболее близкой большинству сегодняшней молодежи, бесспорно, является музыка. Молодежные культуры стремятся быть музыкальными субкультурами. Именно молодежь больше всего покупает CD, кассеты, диски, чем кто-либо еще. Молодежное TV – это в подавляющем большинстве музыкальное TV. Молодежный досуг и идентичность разворачиваются вокруг музыки. Посредством музыки молодежь сохраняет свое пространство. Так, например, плеер помогает поддерживать и ощущать автономию и независимость посредством «вырезания» своих ушей из нежелаемого общения, дистанцироваться от того, что окружает. Сравнение танцевальных клубов с барами, кафе помогает понять причины их появления. Хотя молодые люди продолжают ходить в бары чаще, чем в другие места вне дома, бары тем не менее не играют такой социально или символически значимой роли, как клубы. В чем же причины? Во-первых, танцевальные клубы сегодня остаются одними из немногих, которые продолжают работать после того, как бары и кафе уже закрыты. Во-вторых, клубы предлагают развлечения из другого мира, в который молодые люди совершают побег. Третья причина, почему молодежь предпочитает не бары, а клубы, заключается в том, что они ориентированы только на молодежь. Таким образом, одна из привлекательных сторон молодежной культуры состоит в ее разбойничьей, мятежной эксцентричности. |
|
||