Глава 9

ДЕТИ БОГА СОЛНЦА

Славные дни Четвертой династии растворились в неизвестности. Дом Снофру и Хуфу больше не правил страной. Видимо, уже в царствование Шепсескафа собирались тучи, ибо он не мог стряхнуть с себя тяжелое иго жрецов Ра. Свидетельство этому – то, что мы знаем о новом правящем доме, о Пятой династии, цари которой строили свои пирамиды и храмы в Абу-Сире и Абу-Гурабе, примерно в 5 милях к югу от пирамиды Гизы.

История из папируса Весткар, рассказанная в одной из предыдущих глав, касается происхождения царей Пятой династии и их связи с богом Солнца. Согласно этой легенде, волшебник Джеди рассказал фараону Хуфу, что некая женщина по имени Реджедет, супруга жреца Ра, зачала троих детей от самого бога Ра[31]. «И сказал Ра, что дети ее будут властвовать над всей страной. А старший из них станет верховным жрецом в Гелиополе.

Когда услышал это его величество фараон, опечалилось сердце его. Но сказал ему Джеди:

– Из-за чего такая печаль, о повелитель, господин мой, да будешь ты жив, здоров и могуч! Неужели из-за этих троих детей? Но послушай, что я скажу: вперед будешь править ты, потом твой сын, потом сын твоего сына, и только после него – один из них»[32].

При рождении троих детей присутствовали Исида и многие другие боги и богини. Когда они родились, Исида назвала их Усерреф, Сахре и Кеку, имея в виду трех первых царей Пятой династии – Усеркафа, Сахура и Какай (Нефериркары).

Эта легенда, которая рассказывает о божественном рождении первых трех царей Пятой династии, не обязательно была создана позднее. Она могла быть записана и при первом из этих царей, чтобы убедить народ, что он взошел на трон вследствие божественного чуда. Таким образом, если бы кто-то попытался поколебать его права, они оказались бы неоспоримыми. Титул «Сын Ра» стал, таким образом, неизменной частью имени царя.

ПИРАМИДА УСЕРКАФА

Первый правитель Пятой династии решил построить свою пирамиду в Саккаре, как можно ближе к Ступенчатой пирамиде. (В то время здесь было много удобного свободного пространства.) Поскольку Усеркаф хотел быть ближе к своему великому предшественнику Джосеру, его архитектор выбрал участок у края выступа плато, примерно в 200 метрах от северо-восточного угла комплекса Ступенчатой пирамиды.

Ничто в конструкции пирамиды не говорит о разрыве с традицией, однако в храме есть нечто новое: молельня для приношений была расположена на восточной стороне, в то время как остальной заупокойный храм лежал на юге (рис. 52). Археолог, раскапывавший этот памятник, К.М. Ферт, считал, что эта необычная планировка вызвана топографической необходимостью. Согласно его теории, на восточной стороне новой пирамиды не было достаточно места для строительства заупокойного храма, и поэтому архитектор построил лишь небольшую молельню из известняка и поставил заупокойный храм на южной стороне. Последний исследователь памятника, Ж.-П. Лауэр, придерживается того же мнения. Однако Герберт Рике полагает, что это отступление от традиции было намеренным и имело отношение к почитанию солнца, столь распространенному при Пятой династии. Солнце идет с востока на запад на южной половине неба, так что алтарь на юге храма никогда не оказывался в тени. Если эта теория верна, то можно было найти такую же планировку в других храмах фараонов из этой семьи или по меньшей мере в солнечном храме Усеркафа в Абу-Сире. Однако у всех храмов Абу-Сира входы на востоке, и ориентированы они на восток – запад.

Рис. 52. План комплекса пирамиды Усеркафа

Путь к комплексу Усеркафа вел по дороге, замощенной базальтом и окруженной стеной теменоса. Дверной проем в стене вел в заупокойный храм. Когда храм был впервые раскопан в 1928 г., то оказалось, что он лежит в руинах, поскольку внутри ограды храма в Саисский период были вырыты огромные храмы для погребения знатных людей. От дверей теменоса два вестибюля вели к открытому двору, замощенному базальтом, размером 21 ? 35 метров. Первоначально он был с трех сторон окружен портиком, который поддерживали колонны из красного гранита со стороной 1 метр. Две двери вели из двора с колоннами на остальную территорию храма. Из-за трех саисских погребений, врезанных в пол, многие детали, в том числе и комната с нишами, исчезли.

Раскапывая храм Усеркафа, археологи обнаружили фрагменты гранитных и диоритовых статуй царя; самая значительная из них, гранитная голова, выставлена теперь в Каирском музее. Она в три раза больше натуральной величины и была найдена под базальтовым полом в отверстии для капители одной из гранитных колонн. Кроме того, было найдено множество рельефов и архитектурных деталей, которые показывали, как тщательно был построен храм. Великолепные рельефы изображают сюжеты, более-менее обычные в гробницах того времени. Их открытие в 1928 г. навело ученых на мысль, что именно в царствование Усеркафа стены храмов начали украшать рельефами. Однако мы уже говорили, что и в храме Снофру в 1951 г. были обнаружены рельефы, доказывающие, что египтяне украшали стены своих храмов по меньшей мере с начала Четвертой династии.

Южная часовня, облицованная красным гранитом и замощенная базальтовыми блоками, включала в себя комнату для приношений со стоком под полом. Вспомогательная пирамида расположена на западной стороне храма, в то время как пирамида царицы – на юге.

Сама пирамида, которую сегодня называют Эль-Харам Эль-Мекарбеш («Поцарапанная пирамида») была ограблена еще в древности. В XIX в. ученые вновь открыли и изучили ее. Ее конструкция следует традициям Четвертой династии. Ядро, построенное из больших блоков известняка, было облицовано высококачественным белым известняком. В сравнении с пирамидами предыдущей династии эта пирамида невелика. Первоначально длина каждой стороны составляла 70,37 метра, а высота – 44,53 метра. Когда в 1937 г. ее осматривали Перринг и Виз, длина основания была 63,84 метра, а высота – 32,83 метра. Стены и потолок открывающегося в середине северной стороны прохода сделаны из красного и черного гранита. Воры обошли тяжелые гранитные порткулисы, первоначально блокировавшие коридор, и прорыли туннель через кладку из более мягкого известняка над ним. Ничего важного не было обнаружено ни в главной пирамиде, ни в пирамиде царицы.

ПИРАМИДА САХУРЫ

Усеркаф царствовал одиннадцать лет, затем на троне его сменил Сахура. Последний построил пирамиду в Абу-Сире, в трех милях к северу от Саккары. Это место стало царским кладбищем для многих царей Пятой династии.

Памятник Сахуры – самая северная из пирамид Абу-Сира. К ней вела дорога длиной 200 метров. На нижнем конце дороги – нижний храм, построенный несколько необычно (рис. 53). У него два входа, которые открываются на большую, хорошо построенную набережную. Один вход, тот, что обращен к востоку, снабжен портиком, который поддерживают восемь колонн. Другой выходит на юг и имеет портик с четырьмя колоннами. Размеры основной постройки нижнего храма – 40 метров с севера на юг и 30 метров с востока на запад. Каждый из двух входов ведет в зал с гранитными колоннами в форме пальм и стенами, богато украшенными раскрашенными рельефами. Высота стены составляет 5,42 метра. Храм ныне разрушен, однако нижняя часть дороги (длиной 235 метров) достаточно хорошо сохранилась. На ней есть интересная серия рельефов, отражающая события царствования Сахуры, а также религиозные темы.

Рис. 53. План комплекса пирамиды Сахуры в Абу-Сире (по Борхардту)

На верхнем конце дороги расположен заупокойный храм, в который входили через коридор со стенами длиной более трех метров. Он ведет в величественный центральный двор, который некогда был окружен 16 гранитными колоннами с пальмовым ордером. Двор был замощен черным базальтом, а стены из известняка украшены раскрашенными рельефами. Одна из сцен (ныне в музее Каира) изображает фараона Сахуру, побеждающего ливийцев. Показано, как он хватает ливийского вождя за волосы, намереваясь вышибить из съежившегося от страха бедолаги мозги своей булавой с каменным наконечником. Ливийка, несомненно жена вождя, и двое ее сыновей простирают руки к фараону, умоляя его о милосердии. Насколько нам известно, эти детали появляются здесь в первый раз, однако быстро становятся традиционными. Позднее фараоны повторяли тему победы над ливийцами и даже имена членов семьи этого вождя (таким образом, не всегда можно говорить о том, что эти сцены изображают исторические события).

Двор с колоннами окружает широкий коридор, также замощенный базальтом, со стенами из известняка, украшенными рельефами. Большинство сцен здесь показывают царя за охотой и за принесением жертв богам. Этим рельефам удалось пережить общее разрушение храма по забавной случайности. На одном из них царь приносит жертвы богине с кошачьей головой – Бастет, которую позднее, видимо, стали путать с богиней-львицей Сехмет. Центр культа Сехмет, супруги Пта, находился неподалеку, в Мемфисе. В эпоху Нового царства коридоры с рельефами Бастет были покрыты крышей, обнесены стенами и превращены в святилище местного культа Сехмет, где ее почитали как «Сехмет Сахура».

К западу от двора, за окружающим его коридором, находилось множество комнат и кладовых. Прямо за двором было пять ниш. К северу от них – две группы из пяти кладовых, одна над другой, соединенных лестницами. К югу от ниш была подобным же образом организованная группа кладовых – всего 17. К обеим группам кладовых вел проход из двух квадратных ниш на западной стороне коридора, крыши которых поддерживали колонны с бутонами папируса из красного гранита.

Коридор из южного конца камеры с нишами вел к святилищу и пяти культовым комнатам за ним. Этот коридор длиной около 13,72 метра и шириной 4,5 метра был, возможно, замощен алебастром, его западный конец был закрыт ложной дверью из гранита, перед которой стоял алебастровый алтарь. Под рельефом из белого известняка, показывавшим, как боги Египта приносят царю провизию, на северной, южной и восточной стенах был цоколь из красного гранита.

Любопытной и интересной чертой этого храма является его система сливов. Дождь, падавший на крышу, собирался в украшенные головами львов желоба, выдававшиеся далеко за карниз. Вода падала в открытые канавки, вырубленные в мощеном полу. Внутри храма находились пять обложенных медью бассейнов, снабженных свинцовыми пробками. (Два находились в комнатах вблизи святилища, один – в самом святилище, один – в коридоре, а пятый – в группе из 10 кладовых.)

Медные трубы из этих бассейнов проводили воду и другие жидкости, использовавшиеся в культовых церемониях. Они были связаны с подземной системой дренажа, также состоявшей из медных труб, которые проходили под полом храма и вниз, по всей длине дороги, на южной стороне которой было отверстие.

К югу от двора с колоннами расположен небольшой вход, открывающийся на восток, в портик с двумя колоннами. За ним – коридор, который ведет во двор вспомогательной пирамиды.

Пирамида Сахуры также сильно пострадала как внутри, так и снаружи, и ее известняковая облицовка почти не сохранилась. Высота постройки первоначально должна была составлять около 48 метров с длиной основания 78 метров, угол наклона составлял около 50°36?. Каменная кладка очень плохого качества и состоит из слоев грубого местного известняка, промежутки между которыми заполнены песком и щебнем. Очевидно, было шесть слоев, уменьшающихся в размере от ядра (рис. 54). Под конец ступени были заполнены той же низкокачественной смесью песка и щебня, и весь памятник облицован хорошим известняком.

Рис. 54. Разрез пирамиды Сахуры в Абу-Сире (по Борхардту)

Рис. 55. План нижнего храма Нефериркары в Абу-Сире

Вход в пирамиду открывается на уровне земли, несколько к востоку от геометрического центра северной стороны. Его стены и крыша – из черного гранита. Коридор ведет в прихожую примерно 8 метров длиной, южный конец которой закрыт гранитной порткулисой, сдвигавшейся по вертикали. За ней – коридор (ныне недоступный), крыши и стены которого сделаны из высококачественного известняка. Проход постепенно поднимается кверху на расстояние примерно 25 метров к погребальной камере, пол которой расположен на одном уровне с основанием пирамиды. Заостренная крыша состоит из трех слоев массивных блоков известняка, концы которых положены друг на друга и поддерживают друг друга. Чем выше, тем больше блоки. Этот тип крыши типичен для погребальных камер пирамид Пятой династии.

ПИРАМИДА НЕФЕРИРКАРЫ

Комплекс пирамиды фараона Нефериркары, наследника Сахуры, лежит на некотором расстоянии от пирамиды последнего и отделен от нее комплексом Ниусерры, который построил свою пирамиду в промежутке. Судя по всему, Нефериркара решил повторить комплекс пирамиды своего предшественника, только в большем масштабе. Однако он не дожил до осуществления своего плана; его наследник закончил строительство глинобитными кирпичами и изменил план.

Нижний храм Нефериркары, как и храм Сахуры, имел два входа, восточный – с портиком из восьми колонн и западный – с портиком из четырех колонн. Оба входа вели в четыре небольшие комнаты, самая северная из которых открывалась на нижний конец дороги. Несмотря на то что нижний храм теперь уже полностью разрушен, блоки гранита, базальта и прекрасного белого известняка говорят о его былом величии.

Дорога была снабжена цоколем из черного базальта (необычная черта); некоторые плиты все еще остаются на месте. Стены из белого известняка над ней были украшены рельефами.

Заупокойный храм состоял из прохода, который вел в центральный двор с колоннадами (рис. 56). Деревянные колонны с лотосовидными капителями стояли на цоколях из известняка, которые все еще на месте. Во внутреннем западном крыле здания имеется пять ниш, кладовые, прихожие и святилище. Немецкая экспедиция обнаружила множество прекрасных церемониальных ваз в руинах храма. Они сделаны из позолоченного дерева, инкрустированного фаянсом, и должны были изображать золотые сосуды, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Рис. 56. План заупокойного храма Нефериркары в Абу-Сире (по Борхардту)

Пирамида Нефериркары – самая большая в абу-сирской группе, первоначальная высота ее составляла 70 метров с длиной стороны 106 метров; угол ее наклона – 53°. Постройка состояла из шести слоев, состоявших из небольших блоков грубого местного известняка. Эти слои и само ядро были облицованы большими блоками высококачественного белого известняка, как, скорее всего, и внешняя поверхность памятника. Немногие сохранившиеся блоки красного гранита говорят о том, что самый нижний слой снаружи был облицован именно им.

Вход в пирамиду, расположенный на севере, ныне недоступен. В погребальной камере была заостренная крыша, сделанная из массивных блоков гранита, как и ведущий к ней коридор.

Позднее царь Ниусерра отвел верхний конец дороги Нефериркары к своему собственному пирамидному комплексу, так что жрецы заупокойного культа его предшественника должны были пристроить свои домики из глинобитных кирпичей к стенам заупокойного храма вместо того, чтобы жить в обычном городе пирамид близ нижнего храма.

ПИРАМИДА НЕФЕРАФРЫ

Неферафра, который наследовал Нефериркаре, судя по всему, царствовал недолго. Он начал было строить свою пирамиду немного юго-восточнее пирамиды своего предшественника, но, очевидно, она так и не была закончена. В настоящее время она состоит из низкого прямоугольника каменной кладки со стороной 60 метров с плоской поверхностью. Остались примерно восемь слоев местного известняка, пять из них видны над окружающим пирамиду песком. В центре северной стороны – вход, открывающийся в проход, ведущий к большому котловану в центре пирамиды. Это – не обложенная камнем, неоконченная погребальная камера. Очевидно, храмы и дорога при этой пирамиде так и не были построены.

ПИРАМИДА НИУСЕРРЫ

Царь Ниусерра построил свою пирамиду между пирамидами Сахуры и Нефериркары и, видимо, приспособил для себя неоконченные нижний храм и дорогу последнего. Поступив так, он сдвинул верхнюю часть существующей дороги, повернув ее под острым углом к северо-западу, так что она входит в заупокойный храм Ниусерры на юго-восточном углу стены теменоса (рис. 57).

Рис. 57. План комплекса пирамиды Ниусерры (по Борхардту)

Заупокойный храм Ниусерры имеет необычный план – в форме буквы L, так что наружная и внутренняя части здания лежат на двух разных осях. Это отклонение, возможно, вызвано присутствием уже существовавших гробниц, которые фараон не захотел тревожить, или какой-то неподходящей почвы. Дорога ведет в широкий коридор, по обеим сторонам которого с севера и юга расположены кладовые. Его западный конец выходит в большой центральный двор с колоннадой из 16 колонн в форме папируса из красного гранита; двор замощен черным базальтом. В центре западной стены дверь открывается в коридор, который ведет к пяти нишам на западе, двору пирамиды на севере и юге и двум коридорам, идущим на восток, которые, в свою очередь, соединяются с кладовыми напротив входного коридора. К северу от комнаты с нишами находится небольшая квадратная комната, крышу которой поддерживает одна колонна. За ней – небольшая прихожая, святилище и многие другие комнаты.

Небольшая вспомогательная пирамида стоит на юго-восточном углу пирамиды, огражденная стеной ее теменоса. Ее размеры составляют 11 метров в высоту, длина стороны – 15 метров. Проход из центра северной стороны ведет к обычной поперечной комнате.

Высота пирамиды Ниусерры первоначально составляла около 52 метров, длина стороны – 80 метров с углом наклона примерно 51°50?. Внутренняя каменная кладка состоит из грубого местного известняка, смешанного с песком и щебнем. На ней – пять наружных покрытий, каждое с наклоном 70°. Первоначальная облицовка из высококачественного известняка была снята. Вход расположен на северной стороне и окружен блоками гранита. Сейчас он недоступен (рис. 58). Коридор ведет к короткому проходу; затем идет вестибюль, и снова – длинный проход, прегражденный тремя порткулисами, закрывающимися по вертикали. В конце коридора – прихожая, из которой еще один короткий коридор ведет в погребальную камеру. В последней – заостренная крыша, характерная для пирамид Пятой династии.

Рис. 58. План и разрез пирамиды Ниусерры в Абу-Сире (по Борхардту)

ПИРАМИДА ДЖЕДКАРА ИСЕСИ

Пирамиды некоторых царей Пятой династии, в том числе Менкаухора, Шепсескара, Униса и Джедкара Исеси, находятся не в Абу-Сире. Последний монарх был давно известен египтологам, однако место его погребения было неизвестно до последнего времени, пока Абдель Салам Гуссейн не определил его как пирамиду, которую называют эш-Шоваф («Часовой»), на краю плато как раз над деревней Саккара (рис. 58). Эта пирамида, от которой открывается один из прекраснейших видов на поля Мемфиса, всегда была загадкой. Археологи отчасти исследовали ее в конце XIX в., но оставили работу, когда обнаружили, что внутри нет никаких надписей. Только в 1946 г., когда Гуссейн провел раскопки в заупокойном храме этой пирамиды, египтологи поняли, что этот комплекс принадлежит царю Джедкару Исеси.

К несчастью, в последующие века храм был разрушен, а его пол во второй половине Восемнадцатой династии был использован в качестве кладбища. В результате раскопок, однако, было обнаружено множество прекрасных рельефов, как и множество архитектурных элементов храма. Среди последних – статуи пленных чужеземцев, львов, быков, баранов и сфинксов. Все было найдено разбросанным и вперемешку; невозможно было сказать, лежало ли хоть что-нибудь – за исключением нескольких фрагментов дверных шипов и колонн – близ того места, где находилось первоначально. Остальные данные указывали на то, что план храма напоминал другие храмы Пятой династии.

Мои раскопки зимой 1952/53 г. привели к открытию множества гробниц конца Шестой династии. Они находятся непосредственно к востоку от заупокойного храма. В одной из них, принадлежавшей некоему Пепианху Сету, была расписная погребальная камера, на стенах которой мы видим цветные изображения приношений еды и погребальный инвентарь. Более важной находкой стало обнаружение к северу от заупокойного храма небольшого холмика, который оказался пирамидой супруги Исеси. К востоку от нее находился ее заупокойный храм, который был больше, чем храм какой-либо другой царицы Древнего царства. Было найдено множество рельефов, однако и пирамида, и храм разделили ту же судьбу, что и остальные памятники Исеси.

Дорога, которая вела в нижний храм Джедкара Исеси, хорошо видна, и некоторые ее гранитные блоки еще можно видеть среди домов на краю обработанной земли. Нижний храм еще не раскопан, и потребуется много работы на всем комплексе, прежде чем можно будет составить его окончательный план.

ПИРАМИДА УНИСА

Пирамида фараона Униса, который считался и последним царем Пятой династии, и первым царем Шестой, занимает выдающееся место среди всех пирамид. В 1880 г. Масперо открыл неизвестные до сих пор знаменитые Тексты пирамид на внутренних стенах пирамиды Пепи I. Вскоре после этого подобные надписи были найдены и в других пирамидах. Древнейшая версия этих текстов находится в пирамиде Униса; раскопки за последние восемьдесят лет не обнаружили более ранней пирамиды с такими надписями. Внутренние покои пирамиды Униса хорошо сохранились, и туда легко попасть. Это важный монумент, и каждый турист, приезжающий в Саккару, должен его посетить.

Есть множество доводов за то, чтобы считать Униса первым царем Шестой династии, а не последним царем Пятой. Ни в одной пирамиде до него не писали Тексты пирамид, в то время как они написаны во всех пирамидах Шестой, в том числе и в пирамидах цариц. Обращает на себя внимание и то, что царь следующей династии Тети закончил надписи своего предшественника. Имя Униса встречается в заупокойном храме супруги Джедкара Исеси, и в облицовке пирамиды Униса есть блоки с изображениями и надписями, очевидно взятые из заупокойного храма Джедкара Исеси. Однако возможно, что это были старые блоки, использованные царевичем Хемуасом для ремонта пирамиды, поскольку храм Джедкара Исеси уже был разрушен во второй половине Восемнадцатой династии. Другая любопытная черта комплекса пирамиды Униса – это положение вспомогательной пирамиды, которая расположена к югу от заупокойного храма, чуть к западу от ее геометрического центра, а не к югу от главной пирамиды, как обычно.

Большой нижний храм Униса расположен по обеим сторонам современной дороги, которая ведет от обработанных полей к плато Саккара. Он был отчасти раскопан за несколько лет до Второй мировой войны, однако работа не была закончена. В его руинах обнаружено множество цоколей колонн из высококачественного красного гранита.

Дорога длиной более 660 метров начинается на юго-западной стороне нижнего храма и дважды поворачивает из-за крутого подъема. Нижний конец еще не полностью раскопан, однако мы знаем, что дорога имела стены и крышу и была замощена высококачественным белым известняком. Крыша была украшена звездами, вырезанными в рельефе и раскрашенными в желтый цвет на голубом фоне. На стенах были изображены различные сцены в изящных барельефах. Некоторые темы традиционны, в том числе люди с приношениями, сцены церемоний и охоты. Другие, насколько нам известно, уникальны. На одной такой сцене показан флот кораблей, которые везут различные архитектурные детали из карьеров Асуана в Саккару. Среди них можно видеть пару пальмовидных колонн, уложенных конец к концу. В сопровождающей барельеф надписи даны размеры, которые позволяют заключить, что рельеф действительно изображает те самые гранитные колонны, которые теперь лежат в руинах нижнего храма. На одной загадочной сцене показаны изможденные голодом люди, видимо чужеземцы.

Заупокойный храм лежит в руинах, однако от него осталось достаточно, чтобы начертить план (рис. 59). Он был отчасти раскопан в 1900–1901 гг. Барсанти и снова, более тщательно, – в 1929 г. под руководством К.М. Ферта. В общем и целом план и конструкция очень напоминают соответствующий храм Сахуры в Абу-Сире, однако есть и много различий в расположении коридоров и кладовых внутреннего храма. Основные входные двери из красного гранита на момент кончины Униса еще не были закончены, и их достроил царь Шестой династии Тети, который написал свое имя на одном из косяков. Во дворе с колоннадами было 16 пальмовидных колонн, по меньшей мере две из которых были сделаны из коричневого песчаника из карьеров к северу от Каира, которые как в древности, так и сейчас называются Красная гора. Другие колонны того же типа сделаны из красного гранита. Пол двора, а также некоторые коридоры были вымощены алебастром. Что касается общего плана, храм вполне симметричен, и можно сказать, что он является связующим звеном между заупокойными храмами Пятой и Шестой династий.

Рис. 59. План заупокойного храма Униса в Саккаре

Длина стороны пирамиды Униса составляет 67 метров, высота – около 19 метров, однако первоначальная высота составляла около 44 метров. Теперь она так разрушена, что мы даже не можем точно сказать, как именно она была построена. Очевидно, что вся верхняя часть является сплошной массой, без слоев, а проходы и камеры были вырезаны в природной скале. Значительная часть нижней известняковой облицовки осталась на месте, особенно на северной и восточной сторонах. На южной стороне большими и четкими иероглифами вырезан текст, рассказывающий о реставрации Хемуаса.

Рис. 60. План подземных помещений пирамиды Униса в Саккаре

Вход расположен на уровне земли, почти в центре северной стороны. Он вырублен в скале снаружи пирамиды, и его потолок достает до нижней линии памятника. Вход был первоначально закрыт «пробкой» из известняка, однако теперь он открыт и доступен для публики. Внутри находится наклонный проход длиной 14,35 метра; он спускается под углом 22° и кончается вестибюлем (рис. 60). Три плиты-порткулисы из гранита блокируют горизонтальный проход длиной 18 метров, который ведет в прихожую с заостренной крышей. Из восточной стороны прихожей небольшой проход ведет в три небольшие комнаты. На западе такой же короткий проход ведет в погребальную камеру. В погребальной камере также была заостренная крыша, украшенная звездами, вырезанными в рельефе на голубом фоне. На дальнем конце стоит саркофаг из прекрасно отполированного черного гранита. Стены погребальной камеры, окружающей саркофаг, – из отполированного алебастра; резьба на них изображает обычный «фасад дворца», раскрашенный в зеленый и черный цвета. Все другие стены подземных помещений (за исключением стен облицованного гранитом наклонного коридора) – из высококачественного белого известняка. Остальные стены погребальной камеры, прихожая, короткие проходы и внутренний конец основного прохода сверху донизу покрыты отрывками из Текстов пирамид. Иероглифические надписи, сделанные в технике инталии и покрашенные в синий цвет, прекрасно вырезаны и очень хорошо сохранились. В них есть части текстов, которые не встречаются в более поздних пирамидах и обладают особым литературным стилем, не без своеобразной поэтической красоты.