|
||||
|
Глава 3 СТУПЕНЧАТАЯ ПИРАМИДА В САККАРЕ Знаменитое кладбище в Саккаре расположено в 15 милях от центра современного Каира. Это одна из наиболее важных достопримечательностей в Египте – с несравненно прекрасными гробницами, храмами и Серапеумом (подземным кладбищем священных быков-Аписов). Однако все затмевает Ступенчатая пирамида и окружающие ее памятники. Как мы уже говорили в предыдущей главе, фараоны, царствовавшие до Джосера, строили свои царские гробницы в виде большой мастабы из глиняных кирпичей. Египетская традиция приписывала Имхотепу – архитектору и визирю Джосера – первое использование камня для строительства. Древние египтяне использовали камень для отдельных частей построек задолго до этого, и использование камня отнюдь не было привилегией монархов: оно имело место в частных гробницах Первой и Второй династий в Хелуане, на противоположном от Саккары берегу Нила. Однако несомненно, что Ступенчатая пирамида, построенная около 2780 г. до н. э., была первым крупным отдельным зданием, сложенным из камня, и что это – первая царская гробница с надземной структурой, целиком состоящей из каменных блоков. Современные исследования этой пирамиды начались в первые десятилетия XIX в. Путешественники и исследователи и до этого посещали Саккару и оставили различные записки и зарисовки. Однако никто из них не пытался делать раскопки внутри Ступенчатой пирамиды, и никто не оставил более-менее стоящего описания[5]. Старейшее упоминание о раскопках принадлежит прусскому генеральному консулу фон Минутоли (1821). Он забрался в подземные галереи и совершил там несколько открытий, наиболее важным из которых была камера, выложенная синими изразцами. Фон Минутоли описал свою работу в книге «Поездка к храму Юпитера-Аммона» со множеством великолепных рисунков, сделанных итальянским художником Валериани. Тот, в свою очередь, оставил свидетельства о своей работе в «Атласе Нижнего и Верхнего Египта». Фон Минутоли обнаружил внутри Ступенчатой пирамиды части мумии и несколько надписей с именем Джосера. Он отправил находки в Европу, но они утонули в море во время бури. Об этой мумии часто спорят, и в основном ее относят к Третьей династии. Много лет спустя археологи обнаружили часть этой мумии на том же самом месте. Доктор Дерри, который осмотрел этот найденный позже фрагмент, говорит, что способы оборачивания и мумифицирования весьма похожи на те, что применялись в Древнем царстве. Возможно, это часть мумии самого Джосера. Английский полковник Говард Виз прибыл в Египет в 1837 г., чтобы проводить археологические раскопки и исследовать пирамиды. Визу для работы был нужен способный управляющий, и ему повезло – он взял на работу своего соотечественника Д.С. Перринга. Работа Перринга в пирамидах Гизы, Саккары, Дахшура и вокруг них, а также в других важных местах стала первым строго научным исследованием. Большинство измерений были точными, и работа, которую он сумел проделать менее чем за три года, до сих пор вызывает удивление. Это первая работа, в которой содержится детальное описание конструкции и внутренних помещений Ступенчатой пирамиды. Перринг вновь обнаружил галереи, открытые фон Минутоли, нашел комнату с изразцами из синего фаянса и зарисовал надписи. Он проводил и дальнейшие раскопки, нашел другие галереи и целую кучу мумий, а также дошел до комнаты, в которой начертано имя царя Джосера. Результат работы Виза и Перринга – «Работы, производившиеся в пирамидах Гизы», а также их атлас планов и зарисовок являются незаменимым подспорьем для археологов. За Перрингом последовал немецкий ученый Карл Лепсиус. Экспедиция Лепсиуса прибыла осенью 1843 г. и работала до осени 1845 г. Хотя целью экспедиции было преимущественно копирование надписей в Египте и Нубии, она проводила также и раскопки. И главным образом Лепсиуса интересовала Ступенчатая пирамида. Он был первым, кто понял, что первоначально она была построена как единичная мастаба, к которой позднее были добавлены другие. Экспедиция вошла в пирамиду и сняла часть стенок, покрытых синими изразцами, а также блоки с надписями, содержащими имя Джосера, которые их обрамляли. Лепсиус и его ассистенты опубликовали результаты своих изысканий в двенадцати огромных томах, первый из которых появился в 1849 г. После работ Лепсиуса внутренние помещения Ступенчатой пирамиды неоднократно посещали, помимо прочих, Мариетт, Масперо, Петри и Борхардт. Они писали о галереях, но никогда не исследовали насыпи, окружающие пирамиду. Большинство археологов, особенно Масперо, были более заинтересованы в том, чтобы открывать сами пирамиды, нежели в том, чтобы вести вокруг них раскопки. Только после окончания Первой мировой войны Департамент древностей Египта решил начать раскопки вокруг пирамид Саккары. С 1920 г. до своей кончины в 1931 г. продолжающейся работой как внутри, так и снаружи пирамиды занимался K.M. Ферт, и его исследования дали сенсационные результаты. Изучение самой Ступенчатой пирамиды началось в 1924 г. Под пирамидой были найдены другие выложенные изразцами галереи, а также подземные галереи, заполненные вазами. Считается, что ваз здесь не меньше 30 тысяч; они сделаны из алебастра, гранита, диорита, брекчии, аспидного сланца и многих других сортов камня. В 1927 г. к Ферту присоединился Ж.-П. Лауэр в качестве архитектора. После смерти Ферта с Лауэром стал работать Д.Э. Квибелл, и они продолжали совместные исследования до 1936 г. Лауэр продолжал свое дело до 1955 г., однако внутренние структуры пирамиды так и не были исследованы полностью[6]. Нам не многое известно о Джосере. Его отцом и предшественником был фараон Хасехемуи, чье царствование отмечено использованием камня в строительстве, а также изготовлением множества каменных ваз. Имя Джосер не встречается ни на одном памятнике ранее Двенадцатой династии. На современных ему памятниках этот фараон именуется Нечерихет. Имя Джосера тесно связано с областью к югу от Асуана, которая при греках была известна как Двенадцатиградие. Имя Джосера и его архитектора Имхотепа записано на хорошо известной «Стеле голода» Птолемеевской эпохи – более чем 2700 лет после смерти Джосера. Стела вырублена на скале на острове Сехель к югу от Асуана. Согласно этой надписи, во время царствования Джосера был страшный голод, поскольку в течение семи лет не было разлива Нила. Когда Джосер спросил совета у Имхотепа, он ответил, что для того, чтобы остановить голод, нужно завоевать благосклонность Хнума – бога Первого порога Нила, там, где рождается река. Только Хнум может наполнить житницы Египта. Джосер отправился к югу, к Первому порогу, и даровал огромные богатства храму Хнума. Вскоре после этого Нил разлился, и Египет был спасен. Текст был записан в поздний период, когда жрецы Хнума боролись с растущим влиянием жрецов Исиды, и, таким образом, является пропагандистской подделкой. Исследование Поля Барге показало, что Джосер этого текста – на самом деле Птолемей V Эпифан и что он датируется 187 г. до н. э. Однако он показывает, что имя Джосера сохранилось в памяти египтян и что культ его продолжался вплоть до конца древнеегипетской истории. Стела также показывает, что Имхотеп завоевал огромную славу как мастер-архитектор, создавший Ступенчатую пирамиду и ее комплекс. Пока неизвестно, начал ли Имхотеп свою карьеру при Джосере или еще при его отце. В надписи на пьедестале одной из статуй Джосера (современная ему работа) перечислены титулы Имхотепа: «Казначей царя Нижнего Египта, управляющий царским двором, начальник великого двора, князь, «великий видением» (титул Верховного жреца Гелиополя), начальник скульпторов, начальник камнесечцев». В более поздних документах Имхотеп именуется «визирь, начальник работ Верхнего и Нижнего Египта, управитель припирамидного города, начальник жрецов царя Джосера, писец священных книг»[7]. Титулы Имхотепа говорят о том, что он не принадлежал к царской семье, но, что называется, «сделал себя сам». Мы не знаем, где он родился, однако достаточно туманное и краткое упоминание у одного античного писателя заставляет полагать, что его родиной была деревня Гебелен к югу от Луксора[8]. На памятнике, который датируется между 495 и 491 гг. до н. э., упоминаются имена его родителей. Есть надпись в Вади-Хаммамат: архитектор Хнумибра, добывавший там камень, заказал надпись, в которой упоминаются его выдающиеся предки, многие из которых были архитекторами. Древнейшее имя в этом списке – Ка-нефер, который был начальником работ Верхнего и Нижнего Египта. Второе имя – имя его сына, Имхотепа. В любом случае по титулам Имхотепа мы видим, что он был напрямую связан с художественной жизнью этого периода, пользовался огромным авторитетом в царском доме и, как Верховный жрец Гелиополя, занимал высший религиозный пост в стране. Царь одарил его особой милостью, разрешив начертать его имя на пьедестале царской статуи. Со временем Имхотеп стал легендарной фигурой, почти что богом. Египетский историк Манефон упоминает Джосера и добавляет: «При нем жил Имутес (Имхотем), которого греки считают Асклепием из-за его сноровки в искусстве врачевания; он же открыл искусство строительства из тесаных камней и с увлечением занимался писательством». Согласно папирусу, который датируется II в. н. э., царь Менкаура учредил храмы и даровал поместья в честь Имхотепа и двух других, однако этому нет никаких древних свидетельств. Древнейшее ясное упоминание о славе Имхотепа датируется Средним царством. Оно содержится в так называемой «Песне арфиста», которая была сочинена при Одиннадцатой династии (2100 до н. э.) и продолжала пользоваться популярностью при Новом царстве. Эта песня говорит о мудрости Имхотепа, хотя среди множества папирусов, где записаны мудрые высказывания древних мудрецов, нет никаких сочинений, приписываемых Имхотепу. Память Имхотепа чтили в течение всего Среднего царства, и писцы Нового царства считали его своим покровителем. Перед тем как писать на папирусных свитках, они выливали несколько капель воды из своих горшочков с водой в качестве возлияния ему. Лишь гораздо позднее, в VI в. до н. э., мы наблюдаем настоящее обожествление Имхотепа. Оно произошло при персах или, может быть, чуть раньше, когда в его честь строили храмы и именовали его Сыном Пта. Почитание Имхотепа могло быть введено как реакция египтян на растущее могущество Ассирии, Греции и Персии. В любом случае к тому времени, как была изготовлена «Стела голода», Имхотепа обожествляли и в его честь строили храмы. Люди искали его совета через оракулов, и его решения пользовались уважением. Египтяне почитали его как мага, знатока заклинаний и изобретателя каменной кладки. Они также видели в нем мудрого врача, в чьих рецептах содержались все секреты медицины. Храмы Имхотепа были прибежищами для больных, и туда стекались пилигримы, жаждущие исцеления[9]. Центр культа Имхотепа находился в Мемфисе, однако его храмы находились повсюду в Дельте и Верхнем Египте. Его почитали даже в Нубии и дальних оазисах Западной пустыни. Археологи надеются найти гробницу Имхотепа, чтобы мы больше могли узнать об этом замечательном человеке. Возможно, он похоронен в Саккаре, неподалеку от пирамиды Джосера, но точно это неизвестно. Имхотеп не был автором планов всех памятников Джосера. Так, не он планировал гробницу Джосера в Бет-Халлафе, которая была построена в самом начале его царствования. Эта гробница, расположенная к югу от Абидоса, имела традиционную форму большой прямоугольной мастабы из глиняных кирпичей. Ее размеры составляют около 95 метров в длину, 50 метров в ширину и около 10 метров в высоту. Коридор длиной более 17 метров круто спускается с вершины мастабы к длинному горизонтальному проходу с двенадцатью комнатами. (В этих комнатах было обнаружено множество каменных пьедесталов, но ни на одном из них не стояло имя Джосера. Однако оно встречалось на глиняных пробках вместе с названиями множества виноградников и именами различных чиновников.) Джосер также построил храмы в Гелиополе и Хорбете в Дельте, остатки которых сохранились. Типы лиц и иероглифов, которыми пользовался скульптор (сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке) относятся к этому раннему периоду. Однако Имхотеп руководил строительством Ступенчатой пирамиды и всех царских построек после нее. Египтологов больше всего интересует именно Ступенчатая пирамида. Ни один другой памятник в Египте – за исключением храма Карнака в Луксоре – так не увлекает археологов, как эта пирамида и ее комплекс. В ней проявились гений великого архитектора и расцвет египетской архитектуры.
Постройки комплекса Ступенчатой пирамиды прекрасны и впечатляющи. У них есть две отличительные особенности. Во-первых, эти памятники построены из высококачественного известняка и копируют здания, которые стояли в царской резиденции в Мемфисе. Архитектору пришлось столкнуться с массой трудностей, воплощая в камне элементы, которые первоначально были сооружены из глиняных кирпичей, дерева, камышей и бревен, однако его гений нашел решение для каждой проблемы. Во-вторых, большинство архитектурных элементов появляются здесь в первый и последний раз. Даже разнообразные типы колонн с их изящными каннелюрами не повторялись в позднейшие периоды, и подобные архитектурные детали близ пирамид не были найдены. Огромная стена из прекрасного белого известняка окружает пирамиду и вспомогательные структуры. Первоначально стена поднималась на 20 египетских локтей (10,4 метра), длина ее составляла 545 метров от севера к югу и 277 метров от запада к востоку. В ней было 14 ворот-бастионов, из которых 13 – фальшивые: настоящие ворота только одни. Эта стена, возможно, была такого же размера, как и во дворце Джосера в Мемфисе. Имхотеп использовал очень небольшие каменные блоки, чтобы скопировать форму и размер больших кирпичей, которыми пользовались в то время, и показал на стенах те места, где в стене дворца были сделаны меньшие ворота. Вход, видимо, оставался открытым, потому что не было найдено никаких отверстий для дверных осей, которые показывали бы присутствие дверей. Однако оси были изображены в камне на внутренней стороне глубокого дверного проема, и это говорит о том, что у первоначального здания были деревянные двери, открывавшиеся внутрь. Двери ведут в величественную длинную галерею. Из каждой ее стороны выступают по 20 контрфорсов, каждый 6,6 метра высотой. На конце каждого из них стояла связанная колонна или перетяжка, вероятно воспроизводившая в камне подобные кирпичные подпорки во дворце. Кирпичи, возможно, были покрыты деревом или стеблями камыша. Большинство подушек капителей были найдены в обломках и установлены на свои места. Каменный потолок имитирует пальмовые бревна. Ближе к концу галереи, на западной стороне, находится небольшой прямоугольный зал. Восемь контрфорсов, поддерживающие его крышу, уникальны для египетской архитектуры. В конце галереи находится узкий проход с любопытной фальшивой дверью, выполненной так, как будто она полуоткрыта. Пройдя через эту дверь, посетитель оказывается внутри большой ограды справа от пирамиды, перед фасадом так называемой Южной гробницы. Название «Южная гробница» появилось, когда это здание было впервые открыто в 1928 г. Однако у нас нет никаких доказательств тому, что это здание должно было стать гробницей или использовалось как таковая. Оно стоит около окружающей пирамиду стены, вход находится на его южной стороне. Как и в первоначальной мастабе, построенной для Джосера, здесь была шахта диаметром 7 метров и глубиной 28 метров. На дне находится камера, построенная из гранитных блоков площадью в 1,6 м2. Здесь также есть галереи, украшенные фаянсовыми изразцами. На одной из стен – три фальшивые двери, на которых вырезаны изображение, имя и титулы фараона Джосера. Над подземными проходами поднималась большая прямоугольная надстройка с куполообразной крышей, в которой находилась часовня. Ее длина составляла 84 метра в длину и 12 метров в ширину. С угла этого монумента располагалась часть первоначальной стены из известняка, украшенная фризом с кобрами. Большинство египтологов утверждают, что Южная гробница была символическим погребением Джосера как властителя Верхнего (Южного) Египта или местом погребения кувшинов-каноп, содержавших его внутренности. Я полагаю, что это, возможно, более ранняя форма вспомогательной пирамиды, которую строили начиная со Снофру (а может быть, и раньше) на южной стороне каждой пирамиды. Мы не знаем, какую роль играла эта вспомогательная пирамида. Археологи, раскапывавшие гробницу, обнаружили, что шахта, проход, ведущий в гробницу, и ступени были полностью заблокированы каменной кладкой, однако воры все же проникли внутрь, пробив дыру с южной стороны шахты и прокопавшись через заполнявший ее щебень. Внутри ученые не обнаружили ничего. Оказавшись в большом открытом дворе, посетитель затем проходит мимо одного из двух каменных зданий в виде буквы «В», которые, возможно, были связаны с церемониями праздника Хеб-сед. К востоку от него расположены три колонны с каннелюрами, которые возвышаются среди руин небольшого прямоугольного храма. По его остаткам археологи определили, что крашенный в красный цвет потолок также имитировал пальмовые бревна. Среди интересных деталей – полуоткрытая фальшивая дверь на восточном конце и формирующий углы полукруглый фриз. Прообразом этого фриза послужили пучки скрученных камышей, которые стояли в углах хижин, чтобы укрепить стены. На восток от небольшого храма находится то, что осталось от большого длинного двора, который именуется Двором юбилеев или празднества Хеб-сед. Хотя он и лежит в руинах, сохранившихся частей достаточно, чтобы восстановить его план. Вдоль как восточной, так и западной стены находятся остатки часовен. В зданиях у западной стены был небольшой вход, который вел в комнату с нишей. Фасады зданий у восточной стены были обычными, а у западной – декорированными. В каждой часовне западной стены находились три пилястра; центральный был выше двух других. Над ними лежал изогнутый выступающий карниз, крыша также была изогнутой. Капители колонн уникальны для египетской архитектуры. Сквозь каждую колонну было проделано отверстие, над которым поверхность камня была выровнена. На каждой стороне находятся каменные лепестки. Чуть ниже – еще одно отверстие, а под ним – два выступа. Единственное разумное объяснение существования этих отверстий – то, что они использовались для вставки держателей, в которые устанавливались штандарты богов. (Такие штандарты изображаются в сценах празднования Хеб-седа.) Некоторые археологи полагали, что в отверстия вставлялись модели рогов носорога, но это представляется невозможным. На стенах, разделяющих часовни, расположены каменные имитации низких деревянных заборчиков. На южном конце двора находится большая каменная платформа, на которой, возможно, стояли бок о бок два трона: один – для фараона, как для властителя Верхнего Египта, и другой – для него же, как для правителя Нижнего Египта. На северном конце стоял храм, где было четыре статуи, от которых теперь уже ничего не осталось, кроме ног. К северу от Двора юбилеев в отдельном дворе находятся руины здания, которое называют Южным зданием. Его прекрасный фасад украшен четырьмя пилястрами с каннелюрами и другими архитектурными орнаментами. Высота сохранившихся частей этих колонн составляет чуть более 3,5 метра, но их первоначальная высота, согласно исследованиям Лауэра, должна была быть 12 метров. Их капители напоминают колонны во Дворе юбилеев. К востоку от фасада расположены ниша и остатки колонн, у которых, возможно, были капители с двумя большими свисающими листьями. К северо-востоку, в другом дворе – руины Северного здания, устроенного более-менее так же, как Южное. На востоке от него – колонны с капителями-папирусами (папирус был символом Севера). Они сохранились лучше, чем в Южном здании, и были реставрированы. Как Двор юбилеев и два соседних здания, так и постройки в форме буквы «В» во дворе были связаны с Хеб-седом, или праздником Сед. В ходе ряда церемоний, которые восходят еще к Первой династии, фараон, одетый в особые одежды, исполнял определенные танцы и должен был пробежать определенное число раз вокруг стен своего дворца. Он исполнял каждую церемонию дважды: раз – как царь Верхнего Египта и еще раз – как царь Нижнего Египта. Корни этого праздника лежат в древнем обычае, который еще сохранился у некоторых народов Центральной Африки, особенно племен нилоте кой группы. Согласно этому обычаю, правителю дозволено править максимум тридцать лет, после чего его убивают, поскольку благосостояние урожая и скота напрямую зависит от его здоровья и бодрости. Сегодня среди некоторых племен правитель может «обновить» свою молодость с помощью особых церемоний или жертвоприношений и таким образом продлить свое царствование. Несомненно, на заре истории и у египтян был такой обычай, однако ритуальные убийства прекратились еще до Первой династии. Празднование Хеб-седа было для фараона средством обновить свою юношескую силу и таким образом продлить свое правление. Обычай Хеб-седа продержался до конца истории Древнего Египта. Есть множество изображений этих церемоний на стенах храмов и гробниц. К сожалению, хотя нам известны эти рельефы и мы можем читать иероглифические надписи, их сопровождающие, еще очень далеко от понимания всей церемонии. Большинство фараонов не ждали до тридцати лет, чтобы отпраздновать Хеб-сед; считалось, что после его празднования наступал новый тридцатилетний период. Джосер отмечал этот праздник, хотя царствовал он только девятнадцать лет. Должно быть, для исполнения различных церемоний было построено множество зданий из кирпича и камыша. Имхотеп создал копии этих зданий в камне вокруг вечного обиталища тела и души своего повелителя.
На северной стороне пирамиды находятся остатки храма, а у его восточной стороны – небольшая комната, которую называют сердабом. Эта комната была местом «жительства» статуи, которая смотрела на храм. Здесь археологи нашли статую Джосера, которая теперь хранится в Каирском музее. (В самом сердабе ее заменила копия.) Храм по своему плану отличается от пирамидных храмов более поздних периодов. Трудно определить точно его функции и решить, был ли он в действительности заупокойным храмом. (Такие храмы строили у восточной стороны пирамид, однако их планы отличаются от плана этого храма.) По оставшимся стенам мы можем увидеть, что он состоял из двух симметричных частей и туда входили две ванные с каменными бассейнами в полу. Было высказано предположение, что эти здания воспроизводят в камне ту часть царского дворца, в которой проходили важные праздники. Памятниками комплекса Ступенчатой пирамиды восхищались еще в древности. На стенах Северного здания написано множество иероглифов. Автор одного из них, некий Таи, жил при фараоне Тутанхамоне (Восемнадцатая династия, около 1370 г. до н. э.). Другой писец, живший в то же время, – Яхмос, сын Иптаха, – говорит, что он пришел посмотреть храм Джосера и ему показалось, что внутри – небо, в котором поднимается Ра. Современных посетителей также восхищает скупая простота, изящество и пропорциональность построек, которые служат достойным дополнением к самой пирамиде. Ступенчатую пирамиду строили в несколько этапов. Перед тем как рабочие построили первую мастабу – нижний «слой» пирамиды, – они вырубили в скале шахту 28 метров глубиной и площадью 7 м2. На дне шахты построили продолговатую погребальную камеру из гранитных блоков и, кроме того, вырубили туннель, который шел к северу еще примерно на 20 метров. Вход в туннель должен был находиться вне первоначальной мастабы. Однако в погребальную камеру можно было попасть только через круглое отверстие в потолке, из комнаты над ней (теперь разрушена); гранитная «пробка», закрывавшая этот люк, весит более трех тонн и высотой более двух метров. Вокруг погребальной камеры были вырублены четыре подземные галереи и связывавшие их проходы. В них хранились погребальный инвентарь и множество ваз, погребенных вместе с фараоном. Некоторые из этих галерей так никогда и не были закончены; другие были покрыты панелями из глазированных голубых изразцов, напоминавших циновки, которые вешали на стены царского дворца. Члены семьи Джосера были похоронены рядом с его гробницей. На ее восточной стороне выкопали 11 шахт глубиной более 32 метра. Каждая заканчивалась коридором длиной 30 метров, шедшим на запад под первоначальной мастабой. (Еще в древности во все 11 погребальных камер проникли разбойники, однако в одной из них археологи нашли два алебастровых гроба, один из которых содержал остатки мумии ребенка.) Джосер хотел включить погребения своих домашних в собственную гробницу, и поэтому мастаба была расширена к востоку (третья надстройка). Входы во все 11 шахт теперь стали недоступными, так что к северным была построена лестница. Когда было принято решение надстроить над первоначальной еще дополнительные мастабы, строителям пришлось добавить площади для надстройки и на северной стороне. Следовательно, пришлось заблокировать первоначальный вход в траншею и на лестницу, которая вела в погребальную камеру. Строители прорубили новый вход дальше к северу (внутри территории храма), начинавшийся ступенями, а потом переходивший в туннель. Вместо того чтобы связать новый туннель со старым, они провели его вокруг галерей и проходов и состыковали со старым туннелем уже ближе к концу, недалеко от погребальной камеры. Никто не может сказать, все ли проходы и галереи под Ступенчатой пирамидой были сооружены древними строителями: некоторые могли быть прорыты и ворами. Более того, есть и такие галереи, которые еще не были полностью обследованы из-за непрочности сланца, в котором они вырублены.
Первоначальная каменная мастаба Ступенчатой пирамиды была царским погребением, квадратным в плане. Каждая сторона имела примерно 63 метра в длину и 8 метров в высоту. (Ядро пирамиды состояло из местного известняка Саккары, однако пирамида была облицована прекрасным высококачественным белым известняком, привезенным с противоположного берега Нила.) В последующие годы Имхотеп делал добавления к первоначальной мастабе. Первым из них была надстройка – еще 3 метра со всех сторон. Второе добавление – примерно 9 метров с восточной стороны – сделало гробницу прямоугольной. До того как строители начали облицовывать эту новую мастабу, они растянули каждую сторону еще на 3 метра. Эта расширенная мастаба стала теперь нижней ступенькой Ступенчатой пирамиды, состоящей из четырех поставленных друг на друга мастаб. Архитектор предполагал, что эта стадия будет последней, и начал на северной стороне строить храм. Но еще до того, как были закончены этот храм и отделка пирамиды, он запланировал еще одно изменение. Пирамиду расширили на север и на запад, а количество поставленных друг на друга мастаб выросло до шести. Перед тем как эта стадия была завершена, пирамида еще была расширена с каждой стороны. В итоге размеры Ступенчатой пирамиды составили около 140 метров с востока на запад и около 118 метров с севера на юг, а высота – 60 метров. Нет никаких сомнений в том, что сам Джосер был похоронен в этой пирамиде, а не в кирпичной мастабе в Бет-Халлафе. Последняя, скорее всего, была кенотафом; это единственное объяснение, которое мы можем дать при сегодняшнем уровне нашего знания египетской цивилизации. Итак, фараон Джосер стал славнее своих предков, его гробница – заметной, а его душа могла взойти на небо, как по лестнице. Когда вставал солнечный бог Ра, его первые лучи приветствовали вершину вечного жилища царя, который и сам был богом. |
|
||