Введение

Зачем нужны пирамиды?!

(Эмма Фройд, документальный фильм ВВС "Великая пирамида: ворота к звездам", декабрь 1993)

…тот (ушедший) царь - Осирис, эта его пирамида - Осирис, это его создание - Осирис…

(Тексты пирамид, 1657)

…смотри, он пришел как Орион, смотри, как Осирис пришел как Орион…

(Тексты пирамид, 820)

Космическое окружение


Для чего предназначены египетские пирамиды Древнего Царства? Какую функцию они могли выполнять? Зачем в них устроены низкие туннели, длинные узкие шахты, ведущие в никуда, а также пустые коридоры, галереи и комнаты с голыми стенами? Зачем их ориентировали по звездам? Почему они разбросаны группами по сорокакилометровой полоске пустыни? И самое интересное: почему в них отсутствуют тексты, тогда как в других пирамидах стены сверху донизу покрыты надписями, описывающими циклическое движение солнца и звезд? До недавнего времени большинство египтологов придерживались теории, что пирамиды являются гробницами, большими склепами, предназначавшимися для тел усопших царей. А что касается сложной системы туннелей, шахт, коридоров и комнат, то их считали ловушкой, которая должна была запутать грабителей гробниц.

Астрономической ориентации не придавали значения или считали ее совпадением. Как это ни удивительно, но подобные взгляды не подвергались сомнению на протяжении почти двух веков, причем несмотря на такой странный факт, как отсутствие мертвых тел царей (ни скелетов, ни черепов, ни даже осколков костей) внутри самих пирамид и рядом с ними.

Непонятно также, почему пирамиды - если это гробницы - не образуют единое упорядоченное кладбище, а разбросаны небольшими группами по бескрайней пустынной равнине к западу от Нила, подобно причудливым вулканическим островам в море песка. Тем не менее многочисленные признаки, вполне очевидные и доступные для изучения, указывали, что пирамиды не просто гробницы, а имеют иное назначение. И эти признаки имели отношение к звездам. Например:


1. Основание каждой пирамиды было ориентировано по звездам.

2. В самых больших пирамидах (в частности, в пирамиде Хуфу в Гизе) имелись воздуховоды, ориентированные на яркие звездные системы, такие, как Орион или Сириус, а также на околополярные созвездия.

3. Пирамиды имели "звездные" имена или подразумевали связь со звездами ("пирамида Джедефры - звезда Се-хед", "Небка - звезда", "Гор - звезда во главе неба" и так далее).

4. В комнатах пирамид потолок украшен пятиконечными звездами (например, в ступенчатой пирамиде, а также в пирамидах Пятой и Шестой династий в Саккаре).

5. На внутренних стенах пирамид вырезаны надписи, рассказывающие о поклонении звездам и о судьбе царей в звездном мире под названием Дуат, включавшем в себя Орион и другие созвездия (например, в пирамидах Пятой и Шестой династий в Саккаре).


Поэтому можно считать странным и даже ненормальным, что ни один египтолог не обратил внимания на эти "звездные" отношения и не связал пирамиды Древнего Царства со звездами. И поскольку этот важный аспект так долго оставался неизученным, огромное количество неопытных исследователей, дилетантов, психопатов и шарлатанов стали выдвигать разного рода теории, от смехотворных до абсолютно безумных. Пирамиды были возведены погибшей цивилизацией атлантов; их построили при помощи забытой технологии, использовавшей левитацию; они представляли собой электростанции; это были приемники электромагнитного излучения для межзвездной связи; пирамиды соорудили инопланетяне; пирамиды построили евреи во время пребывания в рабстве в Египте; каждый дюйм конструкции Великой пирамиды был предназначен для хранения подробной информации о прошлом и будущем Земли; это была Библия в камне. Поэтому, когда в 1994 году вышла моя книга "Мистерия Ориона", в которой я показал, что расположение трех пирамид в Гизе по отношению друг к другу и к реке Нил в точности повторяет расположение трех звезд пояса Ориона и Млечного Пути, тема эта была настолько дискредитирована, что любая новая гипотеза, упоминавшая звезды или астрономию, встречалась учеными либо с безразличием (в лучшем случае), либо вызывала яростные нападки.

Отрицательную реакцию усилило то обстоятельство, что моя теория получила поддержку - правда, очень осторожную - одного из самых известных и уважаемых египтологов, сэра И.Е.С. Эдвардса, который не побоялся подставить себя под огонь критики, поддержав некоторые из моих идей в документальном фильме ВВС. Это вызвало гнев его коллег, которые тем не менее были вынуждены обратить внимание на мою теорию. Однако в последующие годы, и особенно после смерти Эдвардса в 1996 году, меня высмеивало и осуждало сообщество египтологов и других "специалистов", которые, по всей видимости, решили развенчать мою "теорию взаимодействия с Орионом", как ее теперь называли (см. приложение 3).

Все эти нападки со стороны ученых расстраивали и угнетали меня, но я отстаивал свою точку зрения, потому что знал, что не только вызвал интерес и получил поддержку широкой публики и средств массовой информации, но также что моя теория точно вписывается в контекст эпохи египетских пирамид, становясь "недостающим звеном" в цепочке, которая ведет к разгадке тайны. Даже самый закоренелый скептик не может отбросить корреляцию Орион - Гиза как простое совпадение.

После публикации "Мистерии Ориона" прошло двенадцать лет. За это время книга была издана более чем на двадцати языках, а "теория взаимодействия с Орионом" легла в основу десятков документальных фильмов (ВВС 2 и 4-й канал в Великобритании, ABC, NBC и FOX TV в США, американские и европейские каналы "Discovery" и "History", немецкие ZDF и ARD, французские ARTE и TF3, южноафриканские SABC и M-net, голландский канал AVRO TV, австралийский 7-й канал, египетский NILE-TV, а также многие другие телеканалы Дальнего и Ближнего Востока). Готовятся к выпуску два новых документальных фильма: один совместно с "National geographic Television", названный "Неразрешенные загадки пирамид"[1] (где моя теория подвергается критическому анализу), а второй для итальянского канала RAI-2 и голландского AVRO TV на основе материала книги "Звездный сфинкс"[2]. Медленно, но верно теория взаимодействия пирамид с Орионом отвоевывает себе место среди основных направлений египтологии и новой дисциплины, археоастрономии.

Совершенно очевидно, что, несмотря на обилие критики, она затронула важные научные проблемы.

Следует отметить, что не все ученые были склонны отвергать "Мистерию Ориона".

Некоторые известные египтологи, такие, как Яромир Малек из Института Гриффитса и американский египтолог Эд Мельцер, придерживались той же точки зрения, к которой впоследствии присоединился сэр И.Е.С. Эдвардс. В последнее время теория получила осторожную поддержку астрономов, в частности, профессора Арчи Роя из Университета Глазго, профессора Мэри Брюк из Эдинбургского университета, профессора Гвидо Магли из Миланского политехнического института, профессора Перси Сеймура из Плимутского университета и профессора Чандры Викрамасингха из Университета Кардиффа. Несмотря на сохраняющийся скептицизм, эти известные астрономы нашли мою теорию интересной, заслуживающей анализа и дальнейших исследований.

Кроме того, за прошедшие годы в обороне египтологов появилась трещина, когда доктор Яромир Малек (он проанализировал мою теорию в оксфордском журнале "Discussions in Egyptology")[3] заявил, что склоняется к мысли, что на первый взгляд беспорядочное расположение пирамид в некрополе Мемфиса (сорокакилометровая полоса пустыни к западу от Нила в окрестностях Каира) имеет скорее "религиозное, астрономическое и т.п." объяснение, чем чисто практическое, например, географические и геологические особенности местности.

Схожие взгляды начали высказывать и другие специалисты, такие, как американец Марк Ленер, чех Мирослав Вернер и Дэвид Джефрис из Великобритании (см. главу 3). На мой взгляд, ближе всего к описанию общего замысла древних архитекторов, спроектировавших и построивших подобные загадочные сооружения (не только в Египте, но и в других уголках Земли), подошел Энтони Эйвени, профессор астрономии и антропологии Университета Колгейта. Он писал:


"Чтобы понять, что думали древние люди об окружающем мире, мы должны взглянуть на явления природы их глазами. Для этого необходимо знание каждой конкретной культуры, однако обязательным также является знание неба и движения всех его структур… Странно, но это действительно так: целые города, царства и империи были основаны в результате наблюдения и интерпретации природных явлений, которые мы не замечаем, хотя они происходят прямо у нас под носом и над головой"[4].


Доктор Эйвени говорил о цивилизациях майя и инков. Однако он вполне мог иметь в виду и египетское Древнее Царство, поскольку теперь я твердо убежден, что утверждение Эйвени справедливо для священных городов, пирамид и храмов, построенных древними египтянами вдоль тысячекилометровой долины Нила за все 3000 лет существования этой культуры. Именно это я намерен доказать в этой книге.

К 2000 году я был готов облечь результаты моих исследований в форму книги. Я представил аннотацию моему лондонскому издателю из "Random House", и он сразу же одобрил проект. К началу 2004 года была готова первая редакция рукописи. Однако окончательный вариант я заканчивал в Египте. Пребывание здесь дало мне уникальную возможность отредактировать книгу, на месте изучая пирамиды Нижнего Египта и величественные храмы Верхнего Египта, и также проверить многие компоненты моей гипотезы. Мне кажется, что я, проникнувшись очарованием и магией этих мест, добился большего, чем кто бы то ни было, успеха в доведении до логического конца теории взаимодействия между небом и землей, сформулированной два десятилетия назад.

В этой книге я по возможности пользовался первоисточниками и опирался только на научные работы, опубликованные в уважаемых журналах, и труды известных египтологов и ученых других специальностей. Отбирая данные из этих источников, я пришел к следующему заключению: теократическая форма правления в Древнем Египте была устроена по подобию космического порядка Маат, который являлся не чем иным, как небесным порядком, то есть совокупностью наблюдаемых, точных и предсказуемых циклов солнца, луны и звезд. Я также пришел к выводу, что древние египтяне верили, что этот космический порядок оказывает влияние на земной мир, и особенно на имевшие огромное значение ежегодные разливы Нила, начинавшиеся в конце июня и заканчивавшиеся в сентябре. Ни одно из природных явлений не вызывало такого восхищения, благоговения и ужаса у жителей Египта. Это было ежегодное чудо, обеспечивавшее урожай и дававшее жизнь всей стране. Низкий уровень воды в июне грозил голодом и мором. Этот обоюдоострый меч, постоянно висевший над страной, заставлял население долины Нила искать магические средства, чтобы обеспечить высокую воду. Еще на ранних стадиях развития цивилизации люди заметили, что в конце марта звезды Орион и Сириус после захода солнца исчезают за западным горизонтом и длительное время (около трех месяцев) остаются в "преисподней", а затем появляются над восточным горизонтом в конце июня - как раз с началом подъема воды в Ниле.

Астрономы-жрецы также заметили, что в этот критический период "сожительства" звезд в "преисподней" солнце перемещается по эклиптике из точки прямо под ярким созвездием Плеяд (отмечающим точку весеннего равноденствия) в точку под грудью небесного льва, или созвездия Льва (точка летнего солнцестояния), в которое входили и Орион, и Сириус. Они предположили, что во время путешествия бога солнца через этот особый участок неба - его назвали Дуат - оно выполняет некий магический ритуал, нечто вроде остановок на крестном пути Христа, который приведет к возрождению звезд и возрождению Нила, когда в конце июня над восточным горизонтом появится Сириус. Этот момент также совпадал с днем летнего солнцестояния, когда солнце в Северном полушарии поднимается на максимальную высоту - серьезное основание для празднования Нового года, который в числе прочих носил название "Рождения Ра", бога солнца древних египтян.

Движение небесных тел и разлив Нила стали основой для мифологии и связанной со звездами религии. Самое интересное, что приблизительно к 2800 году до н. э. постепенно сформировался план, как в буквальном смысле "спустить" космический порядок на землю, чтобы фараон, считавшийся земным сыном бога Ра, мог предпринять такое же магическое путешествие в земной Дуат и обеспечить Египту хороший разлив Нила. Как гласит один из принципов герметизма, что наверху, то и внизу. Для этого был осуществлен грандиозный проект, рассчитанный на многие поколения и предусматривавший сооружение групп "звездных" пирамид в строго определенных местах, которые будут олицетворять Орион и Плеяды, а также великих "солнечных" храмов по обоим берегам Нила, призванных обозначить ту часть эклиптики, по которой бог солнца путешествует через Дуат в период с весеннего равноденствия до летнего солнцестояния.

Моя новая теория не останавливается на этом, поскольку в "Звездном сфинксе" я также намерен продемонстрировать, что медленные циклические изменения, наблюдаемые на небесных просторах и обусловленные прецессией и особенностями египетского календаря за 3000 лет существования этой цивилизации фараонов, отражены в изменениях, которые можно видеть на земле, в эволюции храмов вдоль тысячекилометровой долины Нила за те же 3000 лет. Другими словами, мною предпринята попытка доказать существование своего рода "космического Египта" в долине, протянувшейся с севера на юг Нила, которым управляли астрономы-жрецы во главе с царем-солнцем. Этот "космический Египет" просуществовал более трех тысячелетий, и его можно обнаружить в расположении пирамид и храмов, руины которых сохранились до наших дней.

"Звездный сфинкс" не относится к литературе Нового Века, о чем непременно поспешат заявить египтологи, поскольку в книге нет фантастических предположений или теорий, которые невозможно проверить. Мои тезисы можно проанализировать, проверить и при необходимости опровергнуть. Я призываю египтологов и других специалистов в области египетской археологии и истории присоединиться к дискуссии и высказать свои возражения.

Пусть их не вводят в заблуждение доступный стиль изложения и краткая аргументация. Это все для широкого читателя, который - после того как все сказано и сделано - является истинным судьей для новых идей.

В заключение мне хотелось бы добавить, что в Каире, во время работы над последней редакцией этой книги, я часто вставал из-за компьютера и выходил на крышу нашего дома, чтобы взглянуть на пирамиды. С этой высокой точки открывался вид на пирамиды Ги-зы, расположенные всего в километре отсюда. Иногда мне казалось, что можно протянуть руку и прикоснуться к ним. Однако мой взгляд всегда устремлялся дальше Гизы, к южному горизонту, где я мог различить очертания первой египетской пирамиды, ступенчатой пирамиды в Саккаре, характерный профиль которой просвечивал сквозь полупрозрачную дымку. "Звездный сфинкс" начался именно там, когда я стоял рядом со статуей царя, который построил это необычное сооружение и чья сидящая фигура была установлена так, чтобы вечно смотреть на околополярные звезды. Итак, я приглашаю вас в это место, чтобы мы вместе повторили мои поиски "святого Грааля" строителей пирамид и храмов Древнего Египта.

Поспешим на встречу с фараоном, с которого все это началось…