|
||||
|
Приложение 2. О возможном открытии прецессионных эффектов в древней астрономии Джулио Магли Кафедра математики Миланского политехнического института Площадь Леонардо да Винчи, 32, 20133 Милан, Италия (Примечание: данная статья была опубликована на веб-сайте архива научных статей по физике http://arxiv.org/physics/0407108 (редакция 2, 1 августа 2004). В данной книге она приводится с разрешения доктора Магли, одобрившего некоторые изменения в тексте, поскольку первоначально статья была опубликована на итальянском языке.) 1.0 Введение Земля совершает оборот вокруг своей оси за двадцать четыре часа, а земная ось вращается относительно оси, перпендикулярной к эклиптике, описывая конус. Таким образом, вращение земли похоже на вращение волчка: имеет место прецессия. По отношению к продолжительности человеческой жизни период этого прецессионного движения очень велик - полный оборот земная ось делает за 25 776 лет. Прецессия оказала огромное влияние на длительный период развития астрономии, когда наблюдения велись невооруженным глазом. Во-первых, астрономический север определяется продолжением земной оси в небесную сферу. Поэтому направление астрономического севера - возможно, это звезда, то есть Полярная звезда, - со временем изменяется. Через несколько столетий современная Полярная звезда перестанет указывать на север, и на протяжении прецессионного цикла "полярными" могут стать все остальные звезды, расположенные вблизи круга, который описывает земная ось (на самом деле это не идеальный круг вследствие пертурбаций). Так, например, в эпоху палеолита Северный полюс пересекал Млечный Путь, и за 15 тысяч лет до новой эры "полярной" звездой была дельта Лебедя. Северное небо в те времена существенно отличалось от нашего (на котором доминируют созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы и Дракона), что, возможно, запечатлено на фреске в знаменитой пещере Ласко (Раппенглюк, 1998). Прецессионный эффект имеет место для всех звезд, хотя наиболее наглядно он изображается в перемещении Северного полюса (или Южного полюса, поскольку этот выбор определяется лишь широтой, на которой находится автор в момент написания статьи). Так, например, прецессия медленно перемещает точку восхода и точку зенита звезд, не относящихся к околополярным. Это значит, что в любой точке и в любое время вид всего звездного неба зависит от прецессии. Примером может служить группа звезд Крест Центавра, наблюдаемая из района Средиземного моря (Южный Крест был выделен как созвездие только в XVI веке н. э.). Эти яркие звезды имели большое значение для людей еще в глубокой древности, о чем свидетельствует исследование Майкла Хоскина, проведенное в мегалитических "Святилищах на Минорке, Майорке и Мальте (чуть позже мы еще вернемся к ним). Однако с течением времени эти звезды опускались к горизонту все ниже и ниже, и сегодня в результате прецессии их зенит располагается ниже южного горизонта и недоступен для наблюдения (он вновь станет видимым только в 12 000 году н. э.). Теперь возникает вопрос, когда же в действительности была открыта прецессия. Общепринятая научная точка зрения заключается в следующем: 1) Прецессия была открыта в 117 году до н. э. Гип-пархом Родосским. 2) Прецессия была неизвестна доколумбовым культурам. Другими словами, коренные жители Америки не знали о прецессии до открытия Америки Колумбом. Однако уже довольно давно существует прямо противоположная теория, подробно изложенная в знаменитой книге Джорджо де Сантильяны и Герты фон Де-хенд "Мельница Гамлета" (1983). Эта очень интересная и достойная прочтения книга тем не менее не может использоваться для обсуждения основных вопросов открытия прецессии, потому что приведенные в ней свидетельства не могут считаться строгими научными доказательствами. Авторы рассказывают (причем довольно выразительно) о похожих изображениях, цифрах и ситуациях в многочисленных мифах разных народов мира. Доподлинно известно, что эти мифы иногда действительно использовались для передачи конкретных знаний, но без независимого анализа с учетом контекста невозможно принять эти изображения и цифры в качестве доказательств. Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы обсудить, какие у нас есть свидетельства об открытии прецессии в древних культурах до Гиппарха, чтобы стимулировать дальнейшие исследования в этой области. 2.0 Астрономические данные Даже для опытного древнего астронома, который вел наблюдения только невооруженным глазом, было практически невозможно обнаружить прецессию на основании лишь собственных записей, потому что по отношению к продолжительности человеческой жизни это чрезвычайно медленный процесс. Однако достаточно иметь астрономические данные, собранные, скажем, за два или три столетия, такие, как высота траектории яркой звезды, и доверять им, чтобы понять, что в небе что-то происходит - с очень маленькой, но все же доступной измерению скоростью (именно это произошло с Гиппархом: он собрал астрономические данные о более чем восьмистах небесных объектах, накопленные александрийской обсерваторией, и эти данные послужили основой его открытия). Здесь я должен объяснить, что имеется в виду под словами "что-то происходит". Это значит, что речь идет не о возможном открытии механизма и/или длительности прецессионного цикла (хотя это и не исключается априори), а о выявлении несоответствий в данных, полученных в результате наблюдений, - мы будем называть это прецессионными эффектами. Типичным примером может служить наблюдение "Прецессионной Эры", то есть того факта, что солнце в момент весеннего равноденствия меняет свое положение по отношению к созвездиям, а каждые 2000 лет меняет созвездие, или наблюдение за сменой в наклонении гелиакического восхода звезды. 2.1 Вавилонская цивилизация Нам известно много примеров, когда древние культуры вели записи астрономических наблюдений на протяжении многих веков. В первую очередь это, конечно, культуры Месопотамии (обычно их называют вавилонской цивилизацией). В нашем распоряжении имеются астрономические данные, которые вавилонские жрецы записывали на глиняных табличках, причем погрешность наблюдений составляет меньше угловой минуты. Поскольку без использования оптических инструментов достичь такой точности практически невозможно, можно предположить применение первых подзорных труб (Петтинато, 1998). Примером вавилонского звездного каталога может служить знаменитый "Мул-Апин". Он был составлен, по всей видимости, приблизительно в 1000 году до н. э., и в нем содержатся данные с 2048 года до н. э. В его состав входят: 1) Перечень из семидесяти одного небесного объекта (созвездия, отдельные звезды и пять планет), разделенных на три "пути" (Энлиля, Ану и Эа). 2) Перечень гелиакических восходов многих звезд. 3) Перечень одновременного восхода/захода пар звезд. 4) Перечень интервалов (в днях) между восходом одних и тех же звезд. 5) Перечень одновременного прохождения/восхода некоторых пар звезд. Трудно поверить, что астрономы, с такой аккуратностью записывавшие данные наблюдений, не заметили явления прецессии - например, для гелиакических восходов. Тем не менее нам не известно никаких письменных свидетельств об открытии этого явления. 2.2 Цивилизация долины Инда История цивилизации долины Инда еще двадцать лет назад испытывала влияние глупой и антиисторической теории о так называемом вторжении ариев. В основе этой теории лежала идея о том, что цивилизацию в Индию принесли народы индоевропейской семьи, арии, и случилось это приблизительно за 1000 лет до новой эры. После открытия городов Хараппа и Мохенджо-Да-ро, датируемых 2500 годом до н. э., ариев причислили к завоевателям, но продолжали считать, что основополагающие книги индуизма, "Веды", написаны после их вторжения. Теперь мы наконец убедились, что арии просто не существовали и что индийская цивилизация (обычно ее ассоциируют с городами Хараппа и Мо-хенджо-Даро, но она занимала гораздо большую территорию) сформировалась в долине между двух рек, Индом и Саврастати (Ферштейн, Как и Фроули, 1995). В "Ведах" содержатся прямые ссылки на реку Саврастати, пересохшую приблизительно в 1900 году до н. э., и поэтому священные книги (нечто вроде записных книжек, которые заучивались на память жрецами-брахманами) не могли быть написаны позже это периода. Помимо появления нового взгляда на "Веды" в последнее время изменился и подход к так называемой ведической астрономии (Как, 2000). В ведической астрономии ведущая роль принадлежит пяти видимым планетам, солнцу и луне, которые отождествлялись с семью главными богами. Тем не менее для наблюдений за их движением использовались двадцать семь астрономических объектов. Это накшатры, или созвездия, делившие эклиптику на равные части, в каждой из которых солнце "останавливалось" на тринадцать с половиной дней. До нас дошли списки накшатр. Так, например, в них мы легко узнаем (используя современные названия) Плеяды, альфу Тельца (Аль-дебаран), бету Тельца, гамму Близнецов, бету Близнецов (Поллукс), дельту Рака, Гидру, Регул и так далее. Примечательно, что списки накшатр, относящиеся к разным эпохам, содержат одни и те же объекты, но начало их сдвигается. Начало списка определяется положением солнца в день весеннего равноденствия, и это значит, что древние астрономы Индии должны были знать о том, что Солнце "меняет накшатру" примерно один раз в тысячу лет (25 776/27). 2.3 Египет: астрономические данные эпохи Среднего и Нового Царства Изучение древней астрономии в Египте на протяжении многих лет находилось под давлением авторитета самого известного специалиста в этой области, Отто Ней-гебауэра, несколько раз заявлявшего, что "Египет не внес вклада в историю математической астрономии" (Нейгебауэр, 1969, 1976). Однако достаточно познакомиться с информацией о египетских астрономических текстах, содержащейся в фундаментальном труде самого Нейгебауэра и Ричарда Паркера, чтобы понять ошибочность этого утверждения. Еще одной проблемой, обусловленной негативным влиянием Нейгебауэра, стало предположение, что в Век пирамид (эпоху Древнего Царства) астрономии еще не существовало. И действительно, книга Нейгебауэра и Паркера начинается со Среднего Царства (далее мы убедимся в ложности этого утверждения). Источником разногласий служит тот факт, что в нашем распоряжении нет древнеегипетских текстов чисто астрономического содержания. На мой взгляд, это обусловлено тем, что папирусы просто не входили в число погребальных принадлежностей, составляющих подавляющее большинство предметов, найденных археологами. В любом случае не подлежит сомнению, что египетские астрономы вели записи многочисленных астрономических данных. Это становится понятным из тех "астрономических текстов", которые использовались в погребальных обрядах и встречаются на многих саркофагах Среднего Царства и гробницах Нового Царства, таких, как знаменитая гробница Семнута, архитектора царицы Хатшепсут, и многие гробницы эпохи Рамсеса в Долине Царей. Во времена Среднего Царства использовались так называемые деканальные списки. Деканами назывались тридцать шесть звезд (или групп звезд), гелиакический восход которых (день первого восхода перед рассветом после периода слияния с солнцем, то есть невидимости) имел место в каждую из "недель" (египетская неделя состояла из десяти дней). То есть календарь делился на деканы (36 х 10) плюс пять эпагоменальных дней, которые также ассоциировались с особыми деканаль-ными звездами (речь идет о так называемом религиозном сотическом календаре, в основе которого лежит гелиакический восход Сириуса, который, таким образом, считался первым деканом). Нейгебауэр и Паркер показали, что вероятные деканы должны находиться в полосе неба к югу от эклиптики, но они считали невозможной точную идентификацию этих деканов. Это оказалось ошибкой, и сегодня у нас есть ясное представление о том, с какими звездами ассоциировались деканы (Бельмонте, 2001). Кроме того, деканы использовались для измерения времени по ночам. Об этом свидетельствуют так называемые звездные часы, в которых ночные часы ассоциируются с последним часом первого дня гелиакического восхода текущего декана. По прошествии "недели" восход этого декана смещается во времени назад, указывая на начало предыдущего часа, а его место занимает следующий декан и так далее - всего двенадцать раз. Разумеется, длительность каждого часа была переменной величиной. В нашем представлении, час имеет фиксированную продолжительность, а длительность ночи меняется, тогда как у египтян все было наоборот (наше деление дня на двадцать четыре часа имеет в основе египетское деление на двенадцать ночных и двенадцать дневных часов, а также фиксированную продолжительность часа, как у вавилонян). Во времена Нового Царства фиксировался не восход деканов, а пересечение линии меридиана, но способ записи небесных событий оставался прежним. Об этом можно судить по звездным часам эпохи Рамсеса. На них человеческая фигура (помощник астронома или, возможно, статуя) изображена позади таблицы из девяти столбцов и тринадцати строк. Строки ассоциируются с ночными часами, столбцы - с частями тела "человека-указателя", указывающими на прохождение или положение звезд ночью. Таблица менялась каждые пятнадцать дней. Я не буду углубляться в проблемы, связанные с интерпретацией подобных текстов. Мне хочется лишь подчеркнуть, что, хотя эти астрономические приспособления изображены в гробницах ("чтобы направлять душу в ночное время"), они явно скопированы из научных источников (читатель, если пожелает, может взять термин "научных" в кавычки, но я не стану этого делать). В действительности уже в эпоху Среднего Царства астрономы имели точные данные о движении тридцати шести звездных объектов (время восхода, период невидимости и т. д.), и это значит, что они должны были выбрать эту информацию из огромного числа наблюдений. Не подлежит сомнению, что можно выявить прецессионный эффект гелиакического восхода звезды, имея данные с точностью 0,5 градуса, скажем, за три столетия. Это привело таких ученых, как Пого (1930) и Заба (1953), к выводу, что прецессия была известна в Египте еще в глубокой древности. Кроме того, следует отметить, что некоторые специалисты в попытке объяснить необычное расположение созвездий на знаменитой карте звездного неба, известной как Зодиак Дендеры, предположили наличие связи с прецессионным движением Северного полюса (см., к примеру, работы Тревизана). Однако Зодиак Дендеры датируется первой половиной последнего столетия до н. э., то есть он был создан после открытия Гиппарха. И в этом случае у нас нет письменных свидетельств, которые однозначно указывали бы на открытие прецессионного эффекта. 2.4 Месоамерика Известно, что майя вели очень точные астрономические записи (Эйвени, 2001). К сожалению, всего четыре "кодекса" майя сумели пережить аутодафе, устроенное епископом Юкатана Диего де Ландой, который проклял все еретические книги. Эти "кодексы" содержали информацию о солнечных затмениях, о Венере и Меркурии. Данные настолько точны (так, например, в основе таблицы движения Венеры из "Дрезденского кодекса" лежат наблюдения, которые велись на протяжении многих десятилетий), что способность астрономов майя выполнять точные астрономические измерения не вызывает сомнений. Однако прецессию невозможно обнаружить по движению солнца, луны и видимых планет, а у нас нет свидетельств того, что майя наблюдали за звездами (возможно, за исключением так называемого "Парижского кодекса", который еще полностью не расшифрован). 3.0 Астрономическая ориентация До сих пор мы рассматривали возможные текстологические свидетельства. Однако существует и другой способ следить за перемещением небесных тел и оставить астрономические данные потомкам - при помощи астрономической ориентации зданий. Исследуя изменение их ориентации на протяжении столетий, нетрудно заметить прецессионный эффект (я использую не очень корректный термин "звездной" ориентации в отношении звезд, отличных от солнца). 3.1 Египет: ориентация храмов Пионером изучения астрономической ориентации храмов Египта был Норман Локьер (1894). В своей книге он проанализировал ориентацию многих храмов, но я подробно рассмотрю лишь один пример, касающийся двух главных фиванских храмов, в Карнаке и в Луксоре, как наиболее подходящий для наших целей. Эти два храма имеют тысячелетнюю историю, и за этот период они несколько раз реконструировались и расширялись. Чаще всего разные фараоны в разные эпохи строили дополнительные галереи, направление которых совпадало с направлением главных осей обоих храмов. Если взглянуть на план храма в Карнаке, становится очевидным, что при его расширении строго придерживались направления главной оси. Локьер показал, что это направление указывает на точку захода солнца в день летнего солнцестояния. Этот вывод Локь-ера подвергался критике, потому что холмы на горизонте не позволяли лучам заходящего солнца проникать в галерею, но сегодня мы знаем, что наблюдения велись с другой стороны храма, из святилища, которое - находясь на оси, параллельной главной оси храма, - явно ориентировано на восход солнца в день зимнего солнцестояния (Крапп, 1983, 1988). В любом случае ориентация храма на дни солнцестояния не подлежит сомнению, и поскольку прецессия не оказывает воздействия на видимое движение солнца, при реконструкции храма его ориентация не менялась. Другой главный храм Фив, который сегодня называется храмом в Луксоре, имеет звездную ориентацию. Свидетельством этого служит факт, что его ось не менее четырех раз немного изменялась - при каждом расширении, которые предпринимались на протяжении столетий. К сожалению, в нашем распоряжении есть только несколько изображений церемонии ориентации храма по звездам, которую египтяне называли "протягиванием шнура", но у нас нет точного представления, как именно проходила эта церемония. Так, например, во многих случаях говорится об ориентации на созвездие Мес, то есть Большой Медведицы или Плуга, которое египтяне представляли в виде бедра быка, но точно не известно, на какую именно звезду. Таким образом, мы не можем сказать, в направлении какой звезды ориентировали храм в Луксоре (Локьер предположил, что это была альфа Лиры, или Канопус, но, насколько мне известно, доказательств этого нет). В любом случае небольшие отклонения оси храма явно указывают на прецессионный эффект. 3.2 Египет: ориентация пирамид Всем известно, что главные пирамиды Четвертой династии фараонов (три пирамиды в Гизе и две пирамиды Снофру в Дашуре) ориентированы по четырем сторонам света с очень высокой точностью. Отклонение восточной грани пирамид от истинного направления на север составляет: Медум - 20' + 1,0'; наклонная пирамида - 17,3' + 0,2'; красная пирамида - 8,7' + 0,2'; Гиза 1 (Хуфу) - 3,4' + 0,2'; Гиза 2 (Хафра) - 6,0' + 0,2'; Гиза 3 (Менкаура) - 12,4' + 1,0'. Достигнутая строителями пирамид точность настолько велика, что не приходится сомневаться, что метод ориентации, которым они пользовались, был связан со звездами, а не с измерением длины тени (недавно французская экспедиция под руководством М. Валлогиа выяснила, что ошибка ориентации пирамиды в Абу Руаше [Матье, 2001], которая, по всей вероятности, была построена Джедефрой, правившим между Хуфу и Хафрой, составляет 48,7', но эта ошибка настолько выбивается из общего ряда, что заставляет предположить другую церемонию ориентации пирамиды, возможно, по солнцу). Методы ориентации по звездам, предложенные в прошлом, то есть наблюдение за восходом и заходом звезды, не подвержены воздействию прецессии. Тем не менее, как уже отмечал Хаак (1984), имеющиеся данные указывают на зависимость систематической погрешности от времени, которая обусловлена прецессией. Эта проблема побудила Кейт Спенс (2000) предложить метод ориентации - "метод одновременного переноса"? - состоящий в фиксации шнура, протянутого между двумя околополярными звездами, а именно между Кохабом (Малая Медведица) и Мицаром (Большая Медведица), в положении, перпендикулярном к горизонту. Из-за прецессионного движения земной оси шнур не всегда указывает на истинный север: он медленно перемещается слева направо. Начертив график временной зависимости отклонения от направления на север, Спенс демонстрирует, что получившаяся прямая линия достаточно точно совпадает с отклонением ориентации пирамид относительно истинного севера, если, к примеру, "церемония ориентации" для 1-й пирамиды Гизы проводилась в 2467 году до н. э. + 5 лет (несмотря на отсутствие письменных свидетельств существования церемонии ориентации для пирамид Древнего Царства, изображение "церемонии протягивания шнура" уже присутствует на стеле той эпохи, получившей название "палермский камень"). Если считать, что египтяне действительно пользовались этим методом, то полученный график можно применить для оценки времени строительства всех пирамид Четвертой династии, что дает датировку на восемьдесят лет позже общепринятой. В развитие идеи Спенс Бельмонте (2001) высказал предположение, что использовавшийся египтянами метод также состоял в измерении взаимного расположения звезд (как в гипотезе Спенс), только не находившихся по разные стороны полюса - возможно, это были Мегрец (дельта Большой Медведицы) и Фекда (гамма Большой Медведицы). Поэтому полюс располагается на продолжении линии, соединяющей звезды, - выше или ниже. Это выглядит более естественным (по крайней мере для современных наблюдателей, не использующих оптические приборы) и примиряет астрономическую хронологию с общепринятой. Следует, однако, заметить, что астрономическая датировка так называемых вентиляционных шахт в 1-й пирамиде Гизы (Тримбл, 1964, Бадеви, 1964, Бьювэл, 1993) свидетельствует в пользу хронологии Спенс. Решение, предложенное Спенс для ориентации 2-й пирамиды Гизы, совпадает с калибровочной прямой только в том случае, если соответствующую точку "поднять" в область положительных значений. Чтобы преодолеть эту трудность, Спенс предполагает, что ориентация этой пирамиды выполнялась в противоположное время года (летом, а не зимой) по отношению к другим пирамидам (эта же проблема возникала в гипотезе Бельмонте, и для ее разрешения он предположил особую процедуру ориентации для 2-й пирамиды Гизы). Мне кажется, что такая важная религиозная церемония, как ориентация гигантской гробницы царя, не могла проводиться когда угодно - время ее проведения определялось скрупулезными астрономическими вычислениями, как в обрядах, связанных с циклом Сириуса. Поэтому я предположил, что погрешность в ориентации второй пирамиды свидетельствует о том, что она была построена раньше первой, а если точнее, то оба сооружения проектировались одновременно (можно показать, что эта гипотеза не противоречит бесспорным археологическим фактам: см. Магли, 2003). В любом случае для нас здесь интересно то, что погрешности ориентации пирамид формируют набор экспериментальных данных, из которых можно вычислить эффект прецессии. Причина этого неизвестна, но прецессионный эффект абсолютно трансферабелен для самых больших и совершенных пирамид, то есть 1-й и 2-й пирамид Гизы. Можно, однако, возразить, что сравнение ориентации пирамиды 3 с ориентацией пирамиды 2 дает прецессионный эффект 18,4' или около 0,3 градуса. Как бы то ни было, мне хотелось бы подчеркнуть, что связанные с астрономией данные из Гизы (ориентация вентиляционных шахт и пирамид), а также многие астрономические ссылки в "Текстах пирамид", вне всякого сомнения, указывают на присутствие астрономии как важной составляющей мышления (религиозного и научного) в эпоху Древнего Царства. 3.2 Мальта Это может показаться странным, но расположенный в Средиземном море Мальтийский архипелаг (состоящий из островов Мальта, Гозо и Комино) имеет короткую историю, которая, согласно всем источникам, началась только в пятом тысячелетии до н. э., когда Мальта была заселена людьми (Трамп, 1991, 2002). Тем не менее всего лишь через 1500 лет, с началом так называемого Храмового периода (3500-2500 годы до н. э.), мальтийская цивилизация стала первой, где появились мегалитические сооружения (лишь немногие мегалитические гробницы, такие, как в Кинтроу в Британии, датируются более ранним периодом, тогда как первые фазы Стоун-хенджа и другие мегалитические памятники - не гробницы - относятся к первой половине третьего тысячелетия до н. э.). В мегалитический период были построены более сорока храмов. Слово "храм" следует заключить в кавычки, поскольку мы до сих пор не знаем, для чего были предназначены эти сооружения. Тем не менее в них явно обнаруживаются следы культа "богини-матери". Храмы состоят из нескольких зданий (числом до трех, соответствующих последовательным фазам строительства и сообразно пронумерованных), причем все они имеют внешнюю кладку овальной формы, а внутри состоят из нескольких "долей", вытянутых вдоль той же оси и заканчивающихся "апсидой". Внутренние "доли", возможно, повторяют форму "богини-матери". Лучше всего сохранился храм Джгантия, или "место гигантов", на острове Гозо, а также храмы Нагар Ким, Мнаджра и Тарксен на Мальте. Эти сооружения свидетельствуют о явном интересе их строителей к астрономии. Особенно наглядно это проявилось в храме Мнаджра II, который представляет собой солнечный календарь, сооруженный из камня: ось ориентирована точно на восток, а камни "алтаря" расположены таким образом, что наблюдатель может проследить годовую траекторию солнца от левого до правого края "апсиды". Оси всех остальных храмов Мальты направлены на юг и ориентированы на солнце или луну (например, точка восхода солнца в день зимнего солнцестояния и крайняя южная точка траектории луны). Благодаря исследованиям Майкла Хоскина с коллегами и Клауса Альбрехта мы сегодня имеем ясное представление об астрономической ориентации мальтийских храмов. В качестве примера рассмотрим храмы Джгантии. Два храма Джгантии соответствуют двум последовательным фазам строительства, причем ориентация второго сдвинута в южном направлении по отношению к ориентации первого. В каждом из них левый алтарь имеет солнечную ориентацию на точку зимнего солнцестояния (Альбрехт, 2001), а главная ось звездную - на группу звезд, образованную созвездием Южный Крест и двумя яркими звездами созвездия Центавра (не следует забывать, что лишь в последние несколько веков Южный Крест считается самостоятельным созвездием и что древние созвездия не совпадают с нашими. В любом случае мы придерживаемся месопотамско-гре-ческой традиции) (Хоскин, 2001). Альбрехт, открывший солнечную ориентацию этих храмов, утверждает, что гипотеза о звездной ориентации нежизнеспособна, но мне кажется, что этот храм является ярким примером реализации одновременно солнечной и звездной ориентации. Проблема заключалась в том, что солнечная ориентация не менялась на протяжении многих столетий, тогда как звездная была подвержена влиянию прецессии. Поэтому напрашивается вывод, что древние строители были просто обязаны соорудить второй храм, чтобы он соответствовал переместившейся на юг точке восхода группы звезд из созвездий Южный Крест и Центавр. 3.3 Майорка Примерно через тысячу лет после заселения Мальты, то есть во времена Бронзового века, на Майорке и Менор-ке, относящихся к группе Балеарских островов, жили звездочеты, строившие мегалиты. Расположенные на этих двух островах так называемые святилища, в том числе знаменитые Таулас Менорки, мегалитические сооружения из двух камней в виде гигантской буквы "Т", ориентированы точно на юг, на ту же самую группу звезд, образованную созвездием Южный Крест и двумя яркими звездами созвездия Центавра (Хоскин, 2001). Особый интерес для нас представляет одно из святилищ Менорки под названием Сон Мас. Когда Хоскин с коллегами исследовали это святилище, выяснилось, что оно ориентировано на низкую дугу в южной области неба, которую описывали звезды из созвездий Южный Крест и Центавр в дальнем конце долины приблизительно в 2000 году до н. э. Однако к 1700 году до н. э. вследствие прецессии нижняя часть этой дуги стала невидимой. Таким образом, если данное место действительно использовалось для астрономических наблюдений, то примерно в это время люди должны были покинуть его. Хоскин не знал, что группа специалистов под руководством Марка ван Страйдонка из Голландского королевского института культурного наследия проводила радиоуглеродный анализ образцов из этого места, недоумевая, почему люди покинули его - именно в этот период! Это один из очень интересных примеров того, как археоастрономия может играть роль предсказывающей науки. Для нас самым важным является тот факт, что астрономическая ориентация сооружения показала людям, что в южной области неба "что-то происходит", в результате чего они покинули это место. 3.4 Круги Медисин Так называемые "круги Медисин" представляют собой каменные сооружения, состоящие из центральной пирамиды из валунов, которая при помощи радиальных рядов камней соединяется с внешним кругом и другими пирамидами. Большинство таких кругов находится в канадской провинции Альберта, но самый знаменитый из них, круг Биг-Хорн, был найден вблизи горы Медисин в Вайоминге, откуда и произошло название всех подобных сооружений. Различают несколько разновидностей кругов, отличающиеся топологией, но некоторые из них явно связаны с астрономическими наблюдениями. Первый круг, который идентифицировали как астрономическую обсерваторию, - это сам Биг-Хорн. Специалист в области физики солнца Джон Эдди обнаружил, что небольшие пирамиды из камней, расположенные на внешнем круге, служили астрономическими ориентирами для многих направлений. Среди выявленных Эдди направлений есть летнее солнцестояние и гелиакический восход звезд Альдебаран, Ригель и Сириус (Эдди, 1974, 1977). Окно применимости для этих направлений (приблизительно триста лет из-за явления прецессии) включает в себя три последних столетия; и действительно, независимый анализ дает возраст круга Биг-Хорн около двухсот пятидесяти лет. Интерпретация Эдди получила подтверждение после археологического исследования другого круга, на горе Мус. Этот круг ориентирован на те же объекты, но имеет совсем другое окно применимости - последние столетия до новой эры. Археологи Том и Элис Кекоэ взяли образцы для радиоуглеродного анализа и подтвердили "астрономически предсказанный" возраст сооружения, демонстрировавшего, что неизвестные строители кругов на протяжении тысячелетий сохраняли интерес к одним и тем же объектам. Это еще один яркий пример археоастрономии как предикативной науки (на самом деле астрономическая традиция "кругов Медисин" гораздо старше: круг Маджорвиль в канадской Альберте использовался для наблюдений за солнцем еще за 2500 лет до н. э.). Для нас здесь интереснее всего отсутствие элемента "D", впоследствии открытого Робинсоном (1980) в Биг-Хорн и Мус-Маунтин. Робинсон обнаружил, что эта точка обозначает направление на восход звезды Формаль-гаут, которая входит в созвездие Южной Рыбы (не путать с зодиакальным созвездием Рыб). Окно применимости этого направления, однако, сдвинуто во времени на несколько столетий по сравнению с оценками Эдди для Мус-Маунтин. Радиальная линия камней изогнута по дуге, что выглядит очень необычно. Создается впечатление, что изначально линия была направлена западнее, но затем ее изогнули, чтобы привести в соответствие с прецессионным смещением точки восхода звезды. Такое же отклонение наблюдается и для пирамиды из камней, указывающей на Сириус, еще одну звезду южного неба, влияние прецессионного цикла на которую становится заметно быстрее, чем на Альдеба-ран и Ригель. Таким образом, "круги Медисин" Биг-Хорн и Мус-Маунтин являются подходящими кандидатами на места, где внимательные астрономы открыли прецессионный эффект. 3.5 Теотиуакан и семейство "17 градусов" Как указывалось выше, мы хорошо представляем, каким образом майя записывали результаты астрономических наблюдений, однако мы не можем сказать то же самое о других цивилизациях Месоамерики. Мы практически ничего не знаем о так называемой первичной культуре Месоамерики, то есть ольмеках, и до нас не дошло никаких письменных свидетельств о великой цивилизации долины Мехико, расцвет которой приходится на доклассический период майя, приблизительно со второго по шестой век до н. э., и которая оказала влияние на все последующие цивилизации центральной Мексики, в том числе тольтеков и ацтеков. Я имею в виду место, которое сами ацтеки называли городом богов - Теотиуакан. Теотиуакан находится недалеко от современного Мехико, и даже сегодня он выглядит огромным городом, где в период наивысшего расцвета проживали более 125 тысяч человек. Город был тщательно спланирован таким образом, чтобы повторять природный ландшафт. Это подтверждается тем, что два главных здания города, пирамида солнца и пирамида луны (это современные названия, поскольку не было найдено доказательств связи этих сооружений с солнцем и луной), расположены таким образом, чтобы "копировать" две горы, находящиеся за ними, Серро Гордо и Серро Патлачике. Город спланирован и построен в соответствии с "координатной сеткой", в основе которой лежали две оси, "Т-север" под углом 15,5 градуса к востоку от направления на север, и "Т-восток" под углом 16,5 градуса к югу от направления на восток. Вне всякого сомнения, это не имеет никакого отношения к геоморфологическим причинам (достаточно заметить, что пересекающая город река была отведена в канал, направление которого совпадало с координатной сеткой). Таким образом, "стороны света" Теотиуакана были повернуты по отношению к истинным сторонам света и наклонены на один градус по отношению друг к другу, что объясняется символическими причинами. Здесь главную роль играла астрономия, потому что наиболее правдоподобным является следующее объяснение. Ось "Т-восток" ориентирована на солнце. Она слишком близка к восточному направлению, чтобы указывать на особые точки солнечной траектории (солнцестояние и прохождение зенита), однако солнце заходит на этой линии 13 августа и 29 апреля, причем эти две даты разделяют 260 дней. Доподлинно известно, что так называемый священный календарь Месоамерики (записанный майя, но, скорее всего, гораздо более древний и кодифицированный приблизительно в IV веке до н. э.) состоял из 260 дней. Основан он на прохождении солнцем точки зенита, что, разумеется, зависит от широты местности; эти даты соответствуют широте доклассиче-ского поселения Исапа (более подробно см. Эйвени, 2001). Таким образом, ось "Т-восток", по всей вероятности, была напоминанием о священном солнечном календаре. Но наибольший интерес представляет ось "Т-север", поскольку она почти наверняка имеет звездную ориентацию. Карта Теотиуакана Ось, перпендикулярная оси "Т-север" (напоминаем, что она не параллельна оси "Твосток"), в точности совпадает с линией между двумя так называемыми пунктирными крестами, или прочерченными на земле символами - одним на холме на западном горизонте и другим в центре города. Это направление указывает на точку захода созвездия Плеяды примерно в I-IV веках н. э., причем гелиакический восход этого созвездия приходился на день прохождения солнцем зенита (18 мая), и в этот день созвездие тоже приближалось к зениту (Доу, 1967). Два века спустя Теотиуакан был разрушен, и его астрономы вряд ли успели понять, что из-за прецессии ориентация города утратила точность. Для нас же особый интерес представляют сооружения, названные Эй-вени и Гиббсом "семейство 17 градусов" (Эйвени и Гиббс, 1976). Это "семейство" состоит из нескольких археологических объектов в центральной Мексике. И везде наблюдается - на протяжении нескольких столетий, вплоть до 1000 года н. э. - та же ось "Т-север" (или близкая к ней). Примером могут служить первая фаза гигантской пирамиды в Чолуле, храм тольтеков в Туле, пирамиды Тенаюка и Тепочтеко. Таким образом, "семейство 17 градусов" включает в себя здания, построенные через несколько столетий после 400 года н. э., и поэтому ориентация "Т-север" для них больше не указывала на точку восхода созвездия Плеяд. Возникает закономерный вопрос: понимали ли архитекторы, что они ориентируют здания в направлении, утратившем свою эффективность, и если понимали, то задумывались ли о причинах этого или просто "увековечивали" былую славу Теотиуакана, даже не зная первоначального смысла такой ориентации? 4.0 Более поздние свидетельства 4.1 Культ Митры На мой взгляд, приведенные факты указывают, что прецессионные эффекты действительно были открыты. Проблема же состоит в том, что у нас нет прямых упоминаний об этих эффектах. Как физик я люблю загадки (то есть задачи, имеющие решение) и не верю в "тайны". Велико искушение сделать вывод, что о прецессии открыто не говорилось по той причине, что эти знания считались тайными или по крайней мере доступными лишь небольшой группе посвященных, однако вполне естественно попытаться обнаружить следы этого открытия в подобных культах - хотя бы в историческую эпоху. В исторической литературе культы, доступные лишь узкому кругу посвященных, известны как мистерии; ярким примером таких культов могут служить Элевсин-ские мистерии в Греции и мистерии Митры, существовавшие в Римской империи в первые три века нашей эры. Примечательно, что именно в этих мистериях содержатся чрезвычайно любопытные намеки на открытие прецессии. Гиппарх открыл прецессию в 127 году до н. э.; он жил и работал на острове Родос, но пользовался данными астрономической обсерватории Александрии. Примерно пятьдесят лет спустя Помпей предпринял поход против фригийских пиратов, и римские легионеры впервые столкнулись с религией, которая в следующие два века распространится по всей Римской империи и исчезнет лишь после принятия христианства. Это культ Митры. Обряды культа Митры скрывались от непосвященных, и письменного описания их не существовало. Тем не менее археологи нашли и изучили несколько святилищ культа, самое известное из которых находится в катакомбах св. Климента в Риме. Так, иконография культа, остававшаяся неизменной - в виде рисунков и скульптур, - широко представлена в последней "часовне" святилища. Мы видим бога Митру в образе юноши, который мечом убивает быка. Бог не смотрит на быка. В нижней части рисунка скорпион наносит удар жалом в гениталии быка, а рядом располагаются фигурки собаки, змеи, ворона, льва и кувшина. От хвоста быка отходят колосья. История современных исследований культа Митры очень поучительна и почти невероятна. В 1896 году бельгийский ученый Франц Кюмон сформулировал теорию, согласно которой культ представляет собой адаптацию культа древнего иранского божества с тем же именем. Несмотря на явные различия - в частности, в иранском культе не упоминалось убийство быка, - авторитет Кюмона был настолько высок, что гипотеза об иранском происхождении культа Митры (так, например, бык фигурировал в другом иранском мифе, где его убивает бог тьмы Ариман, а Митра не присутствует вообще) не подвергалась сомнению вплоть до 1970 года). "Догма Кюмона" являет собой яркий пример риска, которому подвергаются ученые, склоняясь перед авторитетами (или, возможно, ложными авторитетами). Как бы то ни было, в 1971 году некоторые исследователи поставили под сомнение эту догму, и сразу же стало ясно, что исследование культа Митры нужно начинать с самого начала и что отправной точкой исследования естественным образом должна стать астрономия. Еще в 1869 году немецкий ученый К.Б. Старк заметил явную связь иконографии культа Митры с созвездиями. Но Кюмон заявил, что астрономия, несомненно, игравшая важную роль в нижних степенях посвящения, отходит на второй план в высших степенях, где основными являются иранские традиции и представление о конце света. Главными персонажами являются Митра и бык, и совершенно очевидно, что бык ассоциируется с Тельцом, однако идентификация Митры остается загадкой. Все предложенные после 1970 года астрономические интерпретации, в том числе связанная с гелиакическим восходом созвездия Тельца, сталкиваются с серьезными трудностями при идентификации Митры. Так, например, его пытались отождествить с Орионом, но Орион находится ниже, а не выше Тельца. Наконец, решение задачи было предложено Дэвидом Уланси (Уланси, 1989). Он обратил внимание, что над Тельцом находится Персей, созвездие, которое лишь в V веке до н. э. стали отождествлять с фригийским воином. Но при чем здесь созвездие Скорпиона? Если мы посмотрим на звездное небо в Эру Тельца, то заметим, что в то время Скорпион был одним из экваториальных созвездий. Небесный экватор пересекали такие созвездия, как Телец, Большой Пес, Гидра (т. е. Змея), Корабль, Ворон и Скорпион (а также небольшая часть меча Ориона). Остается созвездие Льва, которое в эту эпоху было созвездием летнего солнцестояния. Колосья на хвосте Тельца ассоциируются с весенним равноденствием. Связь с культом Митры здесь следующая: могущество бога настолько велико, что в его власти изменять космический порядок движения солнца по отношению к звездам. Это очень убедительная интерпретация. Но для нас наибольший интерес представляет то, как Уланси объясняет происхождение культа Митры. По мнению Уланси, произошло следующее. В 128 году до н. э. Гиппарх открыл прецессию. Это открытие быстро проникает в символизм философской школы стоиков в Тарсе. Стоики считали силы природы божественным проявлением, поэтому для них было совершенно естественным ввести новое божество, ответственное за новое космическое движение: могущественного бога, способного сдвигать "неподвижные" звезды. Поскольку в Тарсе уже поклонялись Персею, его отождествление с новым богом не вызвало сомнений. Что касается отсутствующей связи с пиратами, которые якобы были первыми приверженцами культа Митры, то Уланси отмечает, что они имели "связи с интеллектуалами" и использовали звезды для навигации. Я хочу сразу же оговориться, что не верю в необычную интерпретацию культа Митры, предложенную Уланси, и что меня не убеждает его теория о происхождении культа. Причина очень проста. Как я ни старался, мне не удалось найти ни одного исторического примера, когда научное открытие превратилось бы в религию. Оно могло стать мифом в религиозном обрамлении, как изложено в книге "Мельница Гамлета", но не основой культа нового бога. Существует и техническая причина, мешающая мне поверить в интерпретацию Уланси. Предположим, к примеру, что научное открытие какого-либо механизма дает начало религии. Религия обычно ассоциируется с эсхатологической идеей: мы ожидаем некого события, например, пришествия бога. Поэтому мне кажется, что новая религия должна базироваться на конце текущей эры (Эра Овна уступает место Эре Рыб), а не на конце предыдущей, имевшей место две тысячи (повторяю, две тысячи!) лет назад. Это же возражение, хотя и в разных формулировках, уже высказывалось, и в основу своего ответа Уланси положил тот факт, что оценка Гиппархом скорости прецессии оказалась заниженной (приблизительно один градус за сто лет). Поэтому смену прецессионной эры ожидали только через много столетий (примерно через восемьсот лет), а не в тот момент, когда она действительно произошла, то есть приблизительно в первом веке нашей эры. На мой взгляд, это одно из возможных объяснений упадка культа Митры (я не знаю, замечали ли это другие ученые, но мне такой процесс представляется естественным), но я не считаю его правдоподобным, потому что "время религии есть время богов", и в эсхатологических событиях обычно не было необходимости. В общем и целом я полагаю, что происхождение прецессионной иконографии Мирты гораздо древнее открытия Гиппарха. Но и это всего лишь предположения. Надеюсь, что новые эпиграфические и археологические находки помогут пролить свет на этот чрезвычайно интересный вопрос. Как минимум одна такая археологическая находка уже существует. 4.2 Котел из Гундеструпа Так называемый "котел из Гундерструпа" представляет собой большой сосуд, изготовленный из серебряных пластин. Это самое знаменитое произведение кельтского искусства, найденное в Дании в 1880 году и выставленное в Национальном музее Копенгагена, датируется первым веком до н. э. (датировка приблизительна, поскольку еще не разработано точных физических методов для такого рода объектов). Котел украшен большим количеством загадочных изображений. В котле присутствуют все характерные признаки кельтского искусства, например, бог по имени Цернунн, однако заметно и явное восточное влияние (на нем также изображены слоны). Ученые продолжают спорить относительно смысла изображенных на котле сцен, и наибольшие споры вызывает центральная пластина. В центре пластины изображен умирающий бык, вокруг которого располагаются воин, ящерица и собака. По всей видимости, здесь же изображены медведь и ветка дерева с листьями. Нетрудно предсказать, какие интерпретации были предложены для этого изображения. Разумеется, это "ритуальная жертва", "ритуальная битва с быками", "ритуальная битва между быками и собаками" и так далее (правда, отсутствует вариант "коррида"). Наконец, французский ученый Поль Вердье (2000) высказал очевидную идею, что символизм изображений на котле связан с астрономией. Верхний пояс изображает четырех всадников (солнцестояния), нижний пояс - двенадцать воинов (месяцы кельтского календаря), а ветвь дерева - это Млечный Путь. На центральной пластине скорее всего изображена смерть Эры Тельца, как на иконографии культа Митры. И действительно, если мы посмотрим на небо, каким оно было в 2000 году до н. э., то увидим (по часовой стрелке) созвездия Ящерицы, Большого Пса (собака), Ориона (воин) и Тельца (бык), а две Медведицы "смотрят" на них сверху, от северного полюса неба. На мой взгляд, воин вполне может быть созвездием Персея, а не Ориона - движение по спирали (по часовой стрелке) к созвездию Тельца на самом деле приводит к Персею, как показано на рисунке. В этом случае аналогия с культом Митры действительно явная. Как бы то ни было, астрономическая интерпретация данного изображения не вызывает сомнений. К сожалению, нам неизвестен уровень астрономических знаний кельтских астрономов, поскольку большая часть информации о них дошла до нас из вторичных источников, в частности, из работ эллинского стоика Посидония и трудов Цезаря. Тем не менее у нас есть и некоторая первичная информация, например, календарь Колиньи - лунный календарь, написанный римскими буквами, но на галльском языке. Кроме того, астрономия европейского Бронзового века продолжает раскрывать свои тайны, о чем свидетельствует недавняя находка так называемого "небесного диска из Небры". На этом бронзовом диске, датируемом XVI веком до н. э., изображены тридцать две звезды, луна и солнце - по всей вероятности, это звездное небо в какой-то определенный день.
В любом случае трудно поверить, что кельты так быстро усвоили открытие Гиппарха, что уже в первом веке до н. э. художник решил изобразить прецессионное событие, случившееся за две тысячи лет до него. 5.0 Заключение В общем и целом не существует ясных и неопровержимых свидетельств открытия прецессии до Гиппарха или в доколумбовых культурах. Однако существуют (по крайней мере, на мой взгляд) свидетельства того, что простые астрономические явления, такие как гелиакический восход ярких звезд или движение точки равноденствия относительно зодиакальных созвездий, наблюдались на протяжении значительного времени и с достаточной точностью, чтобы древние астрономы сумели понять, что в небе "что-то происходит" - очень медленно по сравнению с человеческой жизнью. Совершенно очевидно, что этот вопрос нуждается в дополнительных исследованиях, и прежде всего в Египте. Следует пересмотреть отношение к проблеме звездной ориентации египетских храмов, учитывая то обстоятельство, что египетская хронология известна нам гораздо лучше, чем во времена Локьера, и выполнить количественную проверку утверждений Локьера (например, проанализировав последовательную реконструкцию храма в Луксоре с точки зрения прецессионного движения звезд). Нужны также теоретические исследования, которые позволили бы сравнить деканальные списки различных культур. Тезис о необходимости дополнительных исследований справедлив также для Мальты и всех мест, строители которых проявляли явный интерес к ориентации сооружений, изменяющейся в результате прецессии. Библиография Albrecht, К. (2001), Maltas Tempel: Zivischen Religion und Astronomic, Naether-Verlag, Potsdam. Aveni, A. F. (2001), Skyivatchers: A Revised and Updated Version of Skywatchers of Ancient Mexico, University of Texas Press, Austin. Aveni, A. F. and Gibbs, S. L. (1976), "On the orientation of pre-Columbian buildings in central Мехісо", American Antiquity, Vol. 41, pp. 510-517. Badawy, A. (1964), "The stellar destiny of pharaoh and the so called air shafts in Cheops pyramid", M.I.O.A.W.B. Band 10, p. 189. Bauval, R. (1993), "Cheop's pyramid: a new dating using the latest astronomical data", Discussions in Egyptology. Vol. 26, p. 5. Belmonte, J. A. (2001a), "The Ramesside star clocks and the ancient egyptian constellations", SEAC Conference on Symbols, calendars and orientations, Stockholm. Belmonte, J. A. (2001b), "The decans and the ancient Egyptian skylore: an astronomer's approach", INSAP III Meeting, Palermo. Belmonte, J. A. (2001c), "On the orientation of Old Kingdom Egyptian Pyramids", Archaeoastronomy 26, 2001, SI. De Santiliana, G.,Von Dechend, E. (1983), Hamlet's Mill, Dover Publications. Dow, J. (1967), "Astronomical orientations at Teotihuacan; A case study in astroarchaeology", American Antiquity, Vol. 32, pp. 326-334. Feuerstein, G.,Kak, S., and Frawley, D. (1995), In search of the cradle of ciivilzation, Wheaton, Quest Books. Eddy, J. A. (1984), "Astronomical alignment of the Big Horn Medicine Wheel", Science. Vol 18, p. 1035. Eddy J. A. (1977), "Medicine wheels and plains Indian astronomy. In Aveni, A. (ed.), Native Americati Astronomy, University of Texas Pr ess, Austin, pp. 147170. Haack, S. (1984), "The astronomical orientation of the Egyptianpyramids", Archeoastronomy, Vol. 7, SI 19-Hoskin, M. (2001), Tombs, temples and their orientations, Ocarina books. Как, S. (2000),"Birth and Early Development of Indian Astronomy". In Astronomy Across Cultures: The History of Non-Western Astonomy, Helaine Selin (ed), Kluwer, pp. 303-340. Krupp, E. С (1983), Echoes of the Ancient Skies, Harper, New York. Krupp, E.C. (1988), "The light in the temples". In Ruggles C.L.N. (ed.) Records In Stone: Papers In Memory Of Alexander Thorn, Ciambrdge-. Cambridge University Press. Lockyer, N. (1984), The Damn of Astronomy. Magli, G. (2003), On the astronomical orientation of the IV dynasty Egyptian pyramids and the dating of the second Giza pyramid (preprint). Mathieu, B. (2001), "Travaux de l'lnstitut Francais d'Archeologie Orientale en 2-2001", BIFAO, p. 101. Neugebauer, O. (1976), Л History of ancient mathematical astronomy, Springer-Verlag. Neugebauer, О (1969), The exact sciences in antiquity Dover Publications, New York. Neugebauer, O, Parker, R. A. (1964), Egyptian Astronomical Texts, Lund Humphries, London. Pettinato, G. (1998), La scnttura celeste, Milano, Mondadori. Pogo, A. (1930), The astronomical ceiling decoration of the tomb of Semnut, /575, Vol. 14, p. 301. Rappenglueck, M. (1998), "Palaeolithic Shamanistic Cosmography: How is the Famous Rock Picture in the Shaft of the Lascaux Grotto to be Decoded?", XVI Valcamonica Symposium Arte Preistorica e Tribale, Sciamanismo e Mito. Robinson, J. Н.(1980). "Fomalhaut and Cairn D at the Big Horn and Moose Mountain Medicine Wheels", Archaearoastonomy: Bull. CenterforArchaeoastr., pp. 15-19Spence, К (1999), "Ancient Egyptian chronology and the astronomical orientation of pyramids", Nature, Vol. 408, p. 320. Trimble, V. (1964), "Astronomical investigations concerning the so called air shafts of Cheops pyramid", M.I. O.A. W.B., Band 10, p. 183. Trump, D. H. (1991), Malta: An Archaeological Guide, Progress Press Co. Ltd. Trump, D.H. (2002), Malta: Prehistory and Temples, Midsea Books. Ulansey, D. (1989), The Origins of the Mithraic Mysteries, Oxford University Press, Oxford. Verdier, P. (2000) L'Astronomie celtique: Tenigme du chaudron de Gun-destrup, Archeologue 6. Zaba, Z. (1953), L'orientation astronomique dans L'ancienne Egypte et la precession de Гахе du monde, Prague, 1953 |
|
||