|
||||
|
Глава 9 Пепел, стучащий в сердца Загадки казни При знакомстве с биографией Жанны Дарк трудно удержаться от ощущения, что эта героическая девушка не могла долго жить в XV веке – рядом со средневековыми изуверствами, произволом, подлостью, грязью. Во всем этом предательство Карла VII и жестокость Бедфорда по-своему логичны. Что, однако, ничуть не извиняет их. Это логика жестокости и подлости того мира, который противостоял благородной Жанне Дарк и убил ее. Это логика ее жертвоприношения и вопиющей несправедливости. Описание казни Жанны преподносит две новые загадки: белая голубка, привидевшаяся одному из английских солдат (трудно удержаться от предположения, что «белая голубка» – отлетевшая душа Орлеанской девы), и сердце, которое не сгорело в трехметровом пламени, а позже не поддалось усилиям палача, обложившего его углями. Насколько можно доверять обоим сообщениям? Для намеренного вымысла они чересчур оригинальны. Мог ли английский солдат ошибиться, когда ему привиделась белая голубка? В принципе, да. Но такая ошибка скорее была бы естественна для человека, благожелательно относившегося к Жанне. В данном случае – ничего подобного. Можно ли найти «белой голубке» рациональное объяснение? Как ни странно, да, притом довольно очевидное. Хорошо известен феномен фотографий Кирлиана. Отдельные люди, находясь в определенном состоянии, способны наблюдать подобные «картинки» без использования фототехники. Допустим, что упомянутый солдат имел способность к Кирлиан-наблюдениям и в момент появления «белой голубки» находился в соответствующем состоянии. Известно, что это было за состояние: ненависть к жертве, агонизировавшей на костре, бурная радость по поводу ее мучений. Почему другие зрители не сообщили, что наблюдали «белую голубку» или нечто подобное? Большинство людей, вероятно, просто избегало смотреть на костер. С них хватало криков Жанны. Естественно, они ничего не заметили. Другие, более хладнокровные, или не обладали способностью к Кирлиан-наблюдениям, или не вошли в то состояние, которое бы позволило заметить этот эффект, или все же заметили нечто таинственное, однако предпочли умолчать об этом, чтобы не быть обвиненными в ереси. Несомненно также, что если бы Кошон и Винчестер увидели «белую голубку», то они бы ни за что не признались в этом. Теперь о сердце, которое не сгорело. Казалось бы, физика такого не допускает. Однако не будем спешить с выводами. Вспомним два известных, но малоизученных феномена: огнехождение/огнедержание и мощи святых. Первый эффект, совершенно фантастический по своему характеру, наблюдался множеством людей, был заснят на пленку; более того, огнехождение оказалось доступно и для простых туристов. Правда, для этого им требовалось войти в особое состояние. Что касается святых мощей, которые не подвергаются тлению, то на этот счет немало сообщений, но не вполне ясно, до какой степени им можно доверять. Сердце, которое не горит в пламени, человеческая кожа, которую не повреждает огонь, и умершие человеческие ткани, не подвергающиеся тлению, – все они могут иметь общую физическую природу: по какой-то причине органическая ткань, подвергшаяся некоторому воздействию, становится устойчива к окислению (прямому химическому – в первых двух случаях, или биохимическому – в третьем). Вероятно, устойчивость эта ограниченна: ведь почти все остальное тело Жанны сгорело, огнеходцев никто не помещал в режим кремации, а святые мощи не проходили лабораторные испытания. И все же естественно предположить, что если человек входит в определенное психическое состояние, то сопротивляемость его тела окислительным процессам резко возрастает. Исходя из устойчивости мощей, можно предположить, что этот эффект сохраняется и после смерти. Судя по тому, что сообщили очевидцы казни Жанны Дарк, она перед смертью вошла в определенное экстатическое состояние. Не смотрела в ужасе на подбиравшиеся к ней дым и огонь, а обращалась к Небесам, взывала к Богу, словно надеясь получить от него помощь, которую заслуживала и которую Бог вполне мог оказать ей (как Крезу). Это обстоятельство, пожалуй, является единственным аргументом в пользу того, что Жанна искренне верила в Голоса – как показала казнь, тщетно. Таким образом, две совершенно фантастические загадки Жанны Дарк, связанные с ее гибелью и зафиксированные средневековыми свидетелями, могут иметь вполне научное объяснение. Оба упомянутых факта были, по средневековым меркам, достаточны, чтобы уже тогда поставить вопрос о причислении Жанны к лику святых. Да и гибель Жанны слишком соответствовала христианским представлениям о святых великомучениках. Однако канонизация Орлеанской девы тогда была невозможна по политическим причинам. После казни На другой день после казни Жанны англичане возобновили боевые действия. Арманьяки, привыкшие за полгода к тому, что всю мощь ударов Англии принимает на себя хрупкая девушка, заточенная в Буврёе, оказались не готовы отразить неприятельские атаки. В первую очередь англичане осадили Лувье. В октябре город сдался. Чуть раньше Уорвик нанес французам поражение при Бове. Однако стратегическую обстановку, сложившуюся после компьенской кампании, это не изменило. Время, которое англичане потеряли во время трибунала в Руане, теперь работало против них. Боевые действия продолжались в вялотекущем режиме, но постепенно французы освобождали территорию своей страны. Бургундия раздиралась внутренними противоречиями, и ее армия не оказывала французам заметного сопротивления. В сентябре 1435 года меж д у Францией и Бургундией был заключен мир и союз. Англичане постепенно теряли занимаемые территории, боевые действия все чаще доходили до Руана. В апреле 1436 года Ришмон, пользуясь поддержкой бургундцев, занял Париж. Так исполнилось еще одно предсказание Жанны. В 1439 году Карл VII издал ордонанс о создании регулярной армии. Вытеснение англичан из Франции усилилось. В 1444 году между Францией и Англией было заключено перемирие, которое продолжалось до 1449 года. Карл VII воспользовался передышкой для создания регулярной армии. В 1449 году война Франции с Англией возобновилась. Был взят Руан. В распоряжении французов оказались материалы Обвинительного процесса. В 1450 году англичане были разгромлены при Форминьи, а затем потеряли Нормандию. В 1451–1453 годах французы заняли Гиень и нанесли англичанам тяжелое поражение при Кастийоне. На этом Столетняя война завершилась. На территории Франции у англичан остался только порт Кале, который был взят в следующем столетии. Вскоре англичанам стало не до кампаний во Франции: у них самих началась династическая война Роз. Не было казни? Вспомним, как не хотел французский народ верить в пленение Жанны. Распространялись всевозможные слухи, что Дева спаслась, бежала. Распускать слухи было гораздо удобнее, чем самим сделать что-то для вызволения героини. Миллионы французов, спасенных Жанной, сидели по домам, разводили руками и сочиняли глупости, вместо того чтобы прийти к ней на помощь. Еще меньше французы были согласны поверить в гибель Орлеанской девы. Практически сразу после ее казни начали распространяться слухи о ее спасении – то ли сама бежала из-под стражи, то ли ее спасли арманьяки. Нет нужды пояснять, что арманьяки с удовольствием поддерживали эти версии, избавлявшие их от ответственности за неоказание помощи соратнице, оказавшейся в смертельной западне по их вине. В таких слухах был заинтересован и король – по той же причине, что и арманьяки. Способствовали рассказам о спасении и бургундцы, искавшие в тот период сближения с Францией, а потому заинтересованные сгладить негатив, вызванный продажей Жанны англичанам. В какой-то момент слухи о том, что Жанна спаслась, стали систематизироваться и превращаться в нечто вроде научной теории. Впоследствии версия, что Жанна Дарк не погибла на руанском костре, получила специальное название – сюрвивизм, от слова survivre – «выжить». Сюрвивизм дошел и до наших дней. С некоторых пор он слился с батардизмом, и теперь это сочетание называется ревизионизмом (квазиисторическая версия) биографии Жанны Дарк. Разумеется, современные сюрвивисты не заикаются, что якобы Жанне удалось сбежать или ее освободили из плена арманьяки, а списывают ее гипотетическое спасение на внезапный приступ великодушия англичан и церковников, которые почему-то предпочли скрыть это великодушие от мировой общественности. Спору нет, идейная основа у сюрвивизма невыносимо хлипка. Слишком много людей видели казнь Жанны. Да и невозможно поверить, чтобы англичане и церковники, с таким трудом состряпавшие смертный приговор девушке, ни с того ни с сего выпустили из когтей свою добычу. Интересно, что Англия, у которой, казалось бы, должна быть бо?льшая заинтересованность в сюрвивизме, не рассматривает его даже как вариант. Жанна считается святой великомученицей, и ее статуя находится во многих английских культовых заведениях. В начале ХХ века, когда решался вопрос о канонизации Жанны, было выдвинуто множество возражений, но о сюрвивизме не вспомнили. Можно было бы спокойно отбросить сюрвивизм как совершенно беспочвенную фантазию. Есть, правда, одна помеха. Вскоре после взятия французами Парижа появилась некая дама, которую звали Жанна дез Армуаз, утверждавшая, что она является Жанной Дарк. Конечно, это ни о чем не говорит – самозванцев во все времена хватало, а история Орлеанской девы был слишком притягательна. Так что не стоило бы и вспоминать о Жанне дез Армуаз, но… Братья Дарк, Жан и Пьер, признали эту женщину своей сестрой. К сожалению, сведения о ней из исторических работ чрезвычайно скудны: профессиональные историки уверены, что раз речь идет о самозванке, то тратить время на выяснения, касающиеся ее личности, незачем. С этим едва ли можно согласиться: исследуют же факты, связанные с другими самозванцами – Григорием Отрепьевым, княжной Таракановой и т. д. Однако что есть, то есть. Поэтому обратимся к публикациям сюрвивистов. В них мы читаем, например, вот что[7].
Если бы еще писатель-фантаст А. Балабуха уточнил, кем это было доказано, да со ссылкой на источник… Под номером 123 – примечание, там написано:
Замечу, что исторические сведения о лже-Жаннах касаются главным образом более позднего периода – Оправдательного процесса. Однако А. Балабуха ссылок-то, доказывающих его правоту, не дает. И имеется у него ряд ошибок, причем очень серьезных. В очередной раз приводятся странные рассуждения о фамилии Жанны. Оправдательный процесс отнесен к 1451 году, хотя на самом деле он состоялся позже. Если же А. Балабуха имеет в виду начало подготовки к процессу, то это март 1450 года, но никак не 1451-го. Даются искаженные сведения по поводу изображений Жанны. А на чем основано следующее утверждение?
О том, чем изумила Жанна дофина в Шиноне, мы, читатель, уже говорили. Не отличаются исторической корректностью и другие публикации сюрвивистов[8]. К примеру, Е. Черняк называет мадам дез Армуаз Жанной д’Армуаз. В сюрвивистских источниках приходится встречать также заявление, что семейство дез Армуаз впоследствии сменило фамилию на «де Сермуаз». Вроде как свое имение переименовали из Армуаз в Сермуаз. Замок Arques, один из тех, в которых останавливался кортеж, транспортировавший Жанну Дарк в Руан, нередко именуется собственностью дворянской семьи d’Arc. Складывается впечатление, что ревизионисты даже не читают публикации друг друга. А жаль, могли бы найти пищу для размышлений. Так, А. Балабуха указывает, что рост Жанны составлял 158 сантиметров, а Е. Квашнина, отрицающая казнь Жанны, пишет:
Замечу, что 158 сантиметров – это был в Средние века высокий рост для женщины, но дело не в этом. Если рост казненной (по Е. Квашниной) был в точности равен росту Жанны Дарк (по А. Балабухе), то что опровергается-то? Может показаться, что подобные ошибки характерны только для русскоязычных ревизионистов. На самом деле, их предостаточно и у французов. Притягивая батардистскую версию незаконнорожденной принцессы, записанной при рождении под мужским именем Филипп, некоторые ревизионисты уверяют, что мадам дез Армуаз была гермафродитом. Вместе с тем считается, что мадам дез Армуаз была замужем и имела двоих сыновей. По тогдашним церковным законам, гермафродита не могли обвенчать, и на подобное нарушение супруг этой дамы, дворянин Робер дез Армуаз, едва ли пошел бы. Смягчая этот абсурд, часть сюрвивистов уверяет, что мадам дез Армуаз с годами развилась из гермафродита в бесплодную женщину, скрытого гермафродита. Так откуда же взялись дети? Сторонники этой версии отвечают: они были приемными[10]. При этом нет никакого уточнения, откуда взялись приемные дети, которым дворянин Робер дез Армуаз передал свое состояние и титул. На улице беспризорников он подобрал, что ли? Говоря об опознании мадам дез Армуаз братьями Жанны Дарк, ревизионисты не уточняют, как именно проводилось опознание и что на этой процедуре говорилось. Что, если просто было подтверждено внешнее сходство? Впрочем, логично предположить, что все-таки опознание носило более детальный характер и мадам дез Армуаз проявила осведомленность о специфических вещах, касавшихся Орлеанской девы и известных ее братьям. Иначе говоря, сюрвивисты согласны между собой в одном: как угодно отрицать гибель Жанны Дарк на руанском костре. Во всем остальном они безнадежно расходятся и с известными историческими фактами, и с логикой, и даже друг с другом. Перечисленные соображения не позволяют отнестись с доверием к фактической стороне сведений, приводимых в ревизионистских публикациях в отношении мадам дез Армуаз. Поэтому попробуем разобраться в том, что известно об этой женщине из ортодоксально-исторических материалов. Самое существенное для нас: мадам Жанну дез Армуаз признали своей сестрой братья Дарк. Конечно, возможно, что они лгали по каким-то причинам или ошиблись либо были неправильно поняты. А мадам дез Армуаз была самозванкой, которая хорошо изучила свою роль, вжилась в образ и собрала доступную информацию об Орлеанской деве. Существует также предположение, что при опознании присутствовали не братья Жанны, а похожие на них люди, сообщники самозванки. Однако есть еще одно обстоятельство: в тот период смертный приговор, вынесенный церковью Жанне Дарк, еще не был отменен. Иначе говоря, мадам дез Армуаз, если она выдавала себя за Орлеанскую деву, рисковала, что ее сожгут заживо. Это обстоятельство побуждает нас по-иному отнестись к этой женщине – не только и не столько как к обманщице. Зачем мошеннице идти на смертельный риск? Ради чего? Кстати, это обстоятельство является дополнительным аргументом (если кому-то еще нужно) против версии, что мадам дез Армуаз являлась спасенной Жанной Дарк. Зачем Жанна, если бы она действительно чудом избежала гибели, лезла к своим могущественным врагам, которым ничего не стоило добиться приведения приговора в исполнение? И почему церковь закрыла глаза? Да была абсолютно уверена, что подлинная Жанна Дарк казнена. Итак, некая самозванка, смертельно рискуя, выдавала себя за Орлеанскую деву. Кому это могло понадобиться? Разве что человеку, которому Жанна Дарк была слишком дорога. Это обстоятельство значительно сокращает список возможных кандидатур. Трудно поверить, что случайная мошенница была готова пожертвовать собой, принять мученическую смерть только ради того, чтобы перед этим попользоваться плодами своего жульничества. Вспомним о сестре Жанны – Катрин. Мы отмечали, что в отношении ее судьбы имеется полная неясность. А если она дожила до середины 1430-х годов и встретилась с братьями Дарк, то они несомненно признали ее своей сестрой. Очень вероятно, что Катрин была внешне похожа на Жанну. Братьям Дарк она бесспорно приходилась сестрой. Однако это не превращает ее в Жанну. Версия о том, что мадам дез Армуаз была урожденной Катрин Дарк, была выдвинута еще в XIX веке. Четких подтверждений она не получила (впрочем, их никто и не искал толком), а единственный довод против нее – расплывчатые сведения о том, что Катрин, возможно, умерла примерно в 1430 году. Вместе с тем очевидно, что женщина, ставшая мадам дез Армуаз, однажды куда-то исчезла и была сочтена умершей. Как и Катрин. Каков мог быть путь Катрин Дарк к образу мадам дез Армуаз, если эта версия верна? Предположим, что Катрин была выдана замуж насильно и не любила своего мужа. В 1429 году, когда она стала сестрой героини Франции, а затем и графиней Лилий, если Катрин захотела покинуть мужа, тот не смог бы ее удержать. Оба супруга не были заинтересованы афишировать свою размолвку. Гораздо удобнее было для обоих имитировать смерть Катрин. Тогда ее муж Колен получал возможность взять себе другую жену, а Катрин становилась вольной птицей. Вполне вероятно, что в этом случае она сменила имя (судя по публикациям, назвалась Клод). Если после этого Катрин вышла замуж за Робера дез Армуаза, то понятно, что она скрывала свое подлинное имя, чтобы не быть наказанной за двоемужество. Но зачем Катрин выдавала себя за погибшую сестру? На мой взгляд, она могла поступить так, чтобы попробовать отомстить убийцам Жанны. Приходила на ум аналогия с воскресением Иисуса Христа. Можно не сомневаться, что Катрин придумала какое-то объяснение своего мнимого спасения, приемлемое для всякого, кто не хотел или не мог проверить ее слова. Судя по всему, Робер дез Армуаз был в курсе проделок супруги и относился к ним с пониманием. Трудно поверить, что он, дворянин и рыцарь, поступал так ради того, чтобы выцыганить у доверчивых орлеанцев несколько монеток. А вот если он был возмущен отношением арманьяков к Жанне Дарк, его реакция на поведение жены совершенно понятна. В конце концов, она тоже была графиней Лилий. Вместе с тем нет никаких сведений, что супруги дез Армуаз предпринимали какие-либо усилия по передаче своим детям графского титула Лилий. Существует схожая версия: якобы мадам дез Армуаз была двоюродной сестрой братьев Дарк. Этого нельзя исключать, и мотивы у самозванки могли быть такие же, как те, о которых говорится выше, но доказательств у этой версии не более, чем у гипотезы о Катрин. Отмечу интересную деталь: муниципалитет Орлеана выплатил мадам дез Армуаз 210 ливров. Это что – оценка заслуг Жанны по спасению города? Три месяца беспорочной службы Пьера Кошона ценились англичанами намного выше. Кем бы ни была в действительности мадам дез Армуаз, тот факт, что она пошла на смертельный риск, заставляет пересмотреть традиционный взгляд на нее. Неверно считать ее просто воровкой чужой славы, женским вариантом Остапа Бендера. Уместно как минимум задуматься, зачем она так рисковала и отчего муж поддержал ее поведение. Вдруг у него были на то более веские причины, чем желание избежать скандала? Тем более что скандал все равно состоялся – из-за разоблачения самозванки. Итак, есть все основания полагать, что мадам дез Армуаз не могла быть Жанной Дарк. Но, может быть, за неполные 600 лет трудов сюрвивисты нашли какие-то другие аргументы? Начнем с простого вопроса. Почему, собственно, англичане могли быть заинтересованы в том, чтобы сохранить жизнь Жанне? Мы об этом уже говорили: публичный акт милосердия, проявленного в отношении Жанны, уменьшил бы ненависть к оккупантам со стороны простых французов, а заодно избавил бы тысячи английских солдат от выполнения обязанностей по охране пленницы. Однако это имело смысл для англичан только при условии, что они предъявили бы всему миру живую и невредимую Жанну. Но тогда и трибунал был ни к чему. Провести тяжелейший процесс, истратить огромные деньги на выкуп и охрану Жанны – только ради того, чтобы испортить собственный труд? Отпустить тайком Жанну и при этом имитировать ее казнь, усилить ненависть к себе со стороны французов, покрыть позором свою страну и себя лично? Бедфорд купил билет и пошел пешком? Впрочем, никто из ревизионистов не утруждается подобным анализом. В ход идет следующее рассуждение: если Жанна была принцессой, тетей короля Англии, то ее не могли казнить. Что за логика! В те времена англичане запросто убивали собственных королей и принцев – особенно во время войны Роз. С какой стати они пощадили бы принцессу-мятежницу? Если бы англичане сочли Жанну англо-французской принцессой, это скорее уменьшило бы ее шансы на спасение (хотя – куда уж дальше). Пытаясь получить объяснение из первых рук, я связался с авторами-сюрвивистами и попросил у них разъяснений. Только один из них (г-н Жан Рош[11]) ответил мне – 19 мая 2005 года. И тут выяснилось много всего. Во-первых, по признанию г-на Роша, нет никаких доказательств, что Жанна осталась жива. Вот так поворот! Так мадам дез Армуаз – не доказательство даже для ревизионистов? Во-вторых, г-н Рош допускает, что Жанна спаслась благодаря некоей сделке между Карлом VII и англичанами. А еще возможно, что Жанну пощадил Бедфорд, по просьбе его жены, которая якобы хорошо относилась к Жанне и обеспечила ей защиту через орден францисканцев третьего порядка, в котором как будто состояла. Такой ответ вызывает слишком много вопросов и замечаний, которые я в тот же день отослал г-ну Рошу:
Увы! Не только автор указанной статьи, но и ни один из ревизионистов, ознакомленных с моими вопросами, не ответил на них. Распространенный довод батардистов – что якобы никто из публики не мог рассмотреть осужденную. Так ли это? Нет, осужденную было хорошо видно с любой точки на площади, а также из окон близлежащих домов. Не менее важно то, что ее хорошо видели английские солдаты. Вся площадь слышала крики гибнущей девушки, а голос Жанны Дарк знал весь Руан, весь гарнизон. Слишком многие люди присутствовали при публичных заседаниях трибунала, а также при сцене отречения. Абсолютно очевидно, что устроители казни были совершенно уверены: личность осужденной не вызовет ни малейшего сомнения у английских солдат. Так оно и оказалось. Поль-Эрик Бланрю указывает, что лицо осужденной не было закрыто. Он же приводит список свидетелей, непосредственно готовивших и сопровождавших Жанну на казнь и впоследствии подтвердивших ее гибель: Пьер Кускель, Гийом де Ла Шамбр, Гийом Маншон, Гийом Колль, Никола Такель[12]. Процесс оправдания Приговор Обвинительного трибунала не оказал практически никакого влияния на ход Столетней войны. Более того, не измени л он и отношение народа к Жанне Дарк. Отречение девушки не было воспринято всерьез – все отлично понимали, каким образом церковники добились его от Жанны. Обвинительный трибунал был понят как чисто английская акция по уничтожению святой спасительницы Франции, а казнь Жанны – святая девушка погибла мученической смертью. Культ святой Жанны развивался и распространялся, хотя до официальной канонизации оставались столетия. Центром этого культа стал Орлеан. В честь отлученной от церкви девушки проводились празднества, за ее душу молились миллионы людей. Отлучение Жанны от церкви повредило последней несравненно больше, чем памяти о героине. Райцес подчеркивает, что официальные документы Франции того периода никак не упоминали Жанну. Победы над англичанами были приписаны доблестным капитанам под руководством мудрого и справедливого короля. Помимо отталкивающих черт характера Карла VII, Райцес указывает и на другую причину официального молчания относительно Жанны. Ведь она была осуждена церковью. Доброе слово о ней вызвало бы недовольство со стороны церкви, в первую очередь Парижского университета. Бургундцы не были бы в восторге от напоминаний, кто отдал святую девушку англичанам на верную гибель. Да и арманьяки не рвались поделиться славой со спасительницей Франции. Однако в ситуации, когда народ уже канонизировал Жанну Дарк, церковь и правитель Франции не могли делать вид, будто ничего не происходит. Карл VII, будучи умным и прозорливым политиком, вовремя понял, что наступила пора изменить линию поведения. Уже в 1440-х годах стало ясно, что изгнание англичан из Франции не за горами и пора готовиться к мирной жизни. Для Карла VII это означало, что наступает время очистить свою репутацию от тех грязных брызг, которые попали на нее из-за Обвинительного процесса в Руане. Взятие Руана в 1449 году и захват документов Обвинительного процесса открыли дорогу для отмены приговора. Разумеется, король Франции не мог удалить оттуда то, что компрометировало его, без защиты чести погибшей Жанны. 15 февраля 1450 года Карл VII поручил своему советнику Гильому Буйе, доктору богословия и профессору Парижского университета, провести предварительное расследование обстоятельств Обвинительного процесса. В начале марта мэтр Буйе опросил свидетелей. Это были бывшие секретарь трибунала Гильом Маншон, судебный исполнитель Жан Массье, асессор Жан Бопэр и асессоры инквизитора – четыре монаха-доминиканца из руанского монастыря Сен-Жак. По окончании следствия Буйе представил королю доклад и протоколы показаний свидетелей. Юристы из окружения Карла VII пришли к выводу, что наилучшей инстанцией для пересмотра Обвинительного процесса является римская курия (нынешний Ватикан). Главной причиной этого вывода был международный характер процесса. Существовала, однако, и другая причина: требование Жанны, неоднократно высказанное на заседаниях Руанского трибунала и проигнорированное тогдашними судьями. Сейчас это обстоятельство работало на Карла VII. В качестве истцов выступила семья Жанны, прежде всего ее мать. Французский король предпочел остаться в тени. В апреле 1452 года кардинал д’Эстутвиль, легат папы Николая V во Франции, начал официальное следствие по процессу Жанны Дарк. Вместе с Великим инквизитором Франции Жаном Брегалем он допросил в Руане пятерых свидетелей, в том числе тех, кто уже давал показания мэтру Буйе. Эти свидетели, которых правильнее было бы назвать соучастниками убийства, возложили ответственность за казнь Жанны на покойного к тому времени Кошона и безымянных «англичан», замалчивая роль Парижского университета и Леметра. Их поведение встретило полную поддержку со стороны готовивших процесс реабилитации. Через несколько дней на основе собранных показаний был составлен новый, более подробный, вопросник (но в том же духе). И по нему были допрошены свидетели – 5 старых и 11 новых. Вернувшись в Рим, кардинал-легат передал имеющиеся материалы (в том числе копии протокола Обвинительного процесса) на экспертизу двум экспертам канонического права – адвокатам папской курии Теодору де Лелиису и Паоло Понтано. Те подготовили обширные богословско-юридические трактаты, в которых дело Жанны рассматривалось как с процессуально-правовой точки зрения, так и по существу. Эксперты отметили сомнительные правовые моменты Обвинительного процесса и указали на обстоятельства, которые оправдывали поведение Жанны. Они оспорили право Кошона судить Жанну и отметили те процедурные нарушения, о которых мы, читатель, говорили. Паоло Понтано раскритиковал обвинение «Двенадцать статей», заявил, что его авторы пренебрегли истиной и прибегли ко лжи и клевете. Он поставил под сомнение основные пункты обвинения, включая ношение мужского костюма. Позиция Понтано содержала некоторые второстепенные противоречия. Подобные противоречия нарастали по мере развития Оправдательного процесса. Правда, они носили характер перегибания палки в обратную сторону, по сравнению с Обвинительным трибуналом, но при желании можно было найти предлог оспорить выводы Оправдательного процесса в целом. Однако в связи с высшим уровнем инстанции, проводившей этот процесс, оспорить его было негде. Инквизитор Франции доминиканец Жан Брегаль (коллега Леметра и Ла Пьера) запросил мнение авторитетных французских теологов и канонистов. Как некогда их коллеги взяли под козырек, готовя расправу над Жанной, так теперь преемники ее убийц бросились организовывать Оправдательный трибунал. Вскоре вокруг дела Жанны возникла целая богословско-юридическая литература, появились многочисленные трактаты и мемуары. Их авторы с энтузиазмом высказывались за оправдание погибшей девушки. Некоторые из этих сочинений содержали обстоятельный анализ материалов обвинительного процесса, но другие были примитивны. Церковники, оклеветавшие и погубившие живую Жанну Дарк, теперь громко пели аллилуйю ее пеплу. В этом хоре особо выделялись голоса вчерашних «лжефранцузов», которые теперь норовили завоевать милость короля-победителя. Пепел Орлеанской девы никому не мешал. Напротив, он был очень удобен, чтобы вырастить на нем всходы удачных карьер. На какое-то время дело застопорилось из-за стычек Карла VII с папой Николаем V по поводу Буржской прагматической санкции 1438 года, которая ограничивала права римской курии на территории французского королевства. Однако весной 1455 года Николай V умер и папой стал Каликст III, избранный благодаря французским кардиналам. 11 июня 1455 года он назначил архиепископа Реймсского и епископов Парижского и Кутанского апостолическими комиссарами по проверке и пересмотру дела Жанны Дарк с правом вынесения окончательного приговора. Реабилитационный трибунал начал работать 7 ноября 1455 года. На первое заседание он собрался в соборе Парижской Богоматери. Мать Жанны, Изабель, обратилась к суду с просьбой очистить память ее покойной дочери от пятна бесчестия. Суд принял это обращение к рассмотрению. Начались новые расследования. Проверялись не только материалы Обвинительного процесса, но и обстоятельства жизни Жанны до плена и суда, чтобы установить, не была ли она действительно колдуньей и еретичкой. Зимой 1455/56 года уполномоченные трибунала и его члены опросили свидетелей в Руане, Домреми, Вокулёре, Туле и Орлеане. Позже – также в Париже и снова в Руане. Перед следователями предстали десятки людей. Среди них были не только друзья Жанны и ее соратники, но и те, кто отправил ее на костер. Одни из них знали девушку очень хорошо, другие видели ее мельком. Одни искренне сожалели о гибели Жанны, другие лили крокодиловы слезы. Никто из тех, кто состряпал обвинительный приговор на предыдущем процессе, даже не заикнулся в его защиту. Показания на Оправдательном процессе содержали конкретные сведения о Жанне, но хватало также легенд и вымыслов. Капитаны-арманьяки, добросовестно выдавая требуемые реплики, не забывали исподволь похвалить себя. Из протоколов Обвинительного процесса Жанна предстает одинокой и затравленной, но стойкой героиней, до конца сражавшейся за свободу Франции против своры убийц, предателей и лицемеров. Жанна Оправдательного процесса – ни дать ни взять святая, сошедшая с небес во Францию, чтобы призвать к порядку нечестивых англичан и принять мученический венец. Арманьяки, свидетели Оправдательного процесса, упорно обходили такие щекотливые эпизоды, как осада Парижа, жизнь Жанны при дворе, провал осады Ла-Шарите, пленение героини под Компьенем. Красноречивые во всем, что касалось их побед (когда они сражались рядом с Жанной), арманьяки становились скупы на слова, как только требовалось объяснить их поведение в неприятных ситуациях – например, неоказание помощи пленнице. В этом они встретили полное понимание следователей и судей. Никто не задавал неприятных вопросов ни арманьякам, ни тем, кто подписал смертный приговор Жанне Дарк. Ни один богослов не указал на еретический характер некоторых обвинений. Никто не стал копаться в вопросе о том, что вынудило Жанну принять страшную смерть. Леметр никак не был затронут в начале Оправдательного процесса, и впервые его упомянули в 1455 году, когда он уже покинул сей мир. Интересно также, что материалы суда в Пуатье, исчезнувшие к 1431 году, так и не появились на Оправдательном процессе, хотя многие свидетели ссылались на них. Кошону в 1431 году они бесспорно мешали, в этом сомневаться не приходится. Но получается, что и инициаторы Оправдательного процесса не были в восторге от этих документов! Что же такое в них было записано? Оправдательный процесс приблизился к своему финалу. 7 июля 1456 года председатель суда огласил приговор, в котором перечислялись процедурные нарушения, допущенные в ходе Обвинительного трибунала, и отмечалось, что злополучный руанский суд был запятнан клеветой, беззаконием, противоречиями и явными ошибками правового и фактического характера. В приговоре сказано: «Жанна была задушена в жестоком и ужасном пламени». Хотя душит не пламя, а дым, эту формулировку можно считать дополнительным подтверждением той картины казни, которую мы прежде рассмотрели. Все решения Обвинительного трибунала были отменены. Жанна и ее семья были объявлены очищенными от бесчестия. Решено было также почтить память Жанны двумя религиозными процессиями, проповедью и воздвижением креста на месте казни. Основанием для отмены приговора Обвинительного трибунала послужил факт процедурных нарушений, признанный экспертами еще в 1452 году. Зачем же понадобился последующий суд, перемоловший показания множества свидетелей, так и не нашедшие отражения в приговоре? Кому нужна была вся фальшь Оправдательного процесса? Воскресить Жанну Дарк было невозможно. Памяти о ней церковное отлучение никак не вредило. На основании всей хвалебной картины, представшей на Оправдательном процессе, следовало уже тогда канонизировать Жанну Дарк. У большинства других святых для этого имелось гораздо меньше оснований. Однако даже канонизация затянулась более чем на четыре столетия. Процесс формальной реабилитации героини превратился в фактическое оправдание тех, кто предал и убил Жанну Дарк, во главе с королем Франции. Карл VII выиграл везде – и на полях сражений, в которых Жанна победила ценой своей крови, и в руанском судилище, погубившем героическую девушку, и на процессе, который номинально предназначался для очищения памяти о ней. Неплохо погрели руки на Оправдательном процессе также знатные арманьяки и церковники. Немногие люди, пришедшие туда без всякой корысти – семья и искренние друзья Жанны, – всего лишь получили подтверждение, что белая голубка является белой. Ради этого были все их усилия? Возможно, что в какой-то момент фальшь процесса стала невыносима для матери Жанны, Изабель Дарк, – на вынесении приговора она не присутствовала. И все же польза от Оправдательного процесса была. Он позволил воссоздать бо?льшую часть биографии героини. Существенно также, что Оправдательный процесс формально открыл дорогу для последующей канонизации Жанны Дарк. Святость Орлеанской девы – это фактическое признание заслуг всех героев, боровшихся за свободу своего народа, будь то Уоллес, Боливар или Гарибальди. Разведчики «Красной капеллы». Герои Варшавского гетто и Парижского восстания. Жанна и англичане Мы уже отмечали, что еще во время Столетней войны отношение англичан к Жанне было неоднозначным и многие хронисты писали о ней с восхищением. Тем не менее в течение длительного периода английское общественное мнение в целом было настроено против казненной девушки, что проявилось, в частности, у Шекспира. Однако спустя некоторое время ситуация изменилась. Переломным в этом отношении был конец XVIII века. Этому предшествовали две английские революции и война в Северной Америке, в ходе которой колонистов, уроженцев Англии, убивали гессенские наемники по приказу английского короля. Похоже, эти события привели многих англичан к выводу, что есть вещи поважнее, чем лояльность их монарху. А раз так, то им труднее стало осуждать девушку, которая ради свободы и спасения своих ближних покусилась на права английской короны. Началом изменения в отношении англичан к Жанне следует считать, наверное, 1795 год. Тогда на сцене «Ковент-Гарден» была поставлена пантомима «Жанна д’Арк». В первой редакции этого спектакля дьявол отправлял девушку в ад. Вероятно, авторы ожидали бурных восторгов и оваций. Вместо этого зрительный зал возмутился и освистал постановку. Авторы поспешно исправили сюжет – заменили дьявола на ангелов, которые похищали героиню, чтобы вознести ее на Небеса. Эта редакция была воспринята публикой с удовлетворением. Впоследствии положительное отношение большинства англичан к Жанне сохранилось, и пьеса Бернарда Шоу «Святая Жанна» была принята с полным пониманием и одобрением. Что же, лучше поздно, чем никогда. Для американцев Жанна Дарк является практически «своей» героиней. Ведь и их предки когда-то поднялись на борьбу против произвола островитян, против английской короны. Были объявлены мятежниками. Многие из них погибли. Эталон подвига А теперь подумаем, какое значение имел подвиг Жанны Дарк для мировой истории. Принято считать, что один человек, как бы талантлив и отважен он ни был, не в состоянии серьезно повлиять на ход истории. Тем труднее поверить, что неграмотная девушка сильно изменила ход событий. Предположим, что Жанна осталась бы в Домреми, вместо того чтобы отправиться на помощь Орлеану. К войскам, которым предстояло идти на помощь осажденному Орлеану, не примкнуло бы народное ополчение, а значит, не были бы собраны силы, достаточные для победы. Командиры привели бы армию не на тот берег… и армия развалилась бы? Не смогла бы пройти мимо правобережных английских бастионов? Допустим, что в конце концов помощь пришла бы в Орлеан. Но французы бы проиграли бой за Сен-Лу и не стали бы штурмовать Турель – как мы помним, капитаны полагали, что для этого недостаточно сил, а без ополчения Жанны их было бы еще меньше. Вскоре пришли бы войска Фастольфа, и силы осады еще бы увеличились. Вне всякого сомнения, город вскоре сдался бы из-за голода. Падение Орлеана, помимо резни в самом городе, привело бы к захвату англичанами южных областей Франции, бегству дофина Карла и образованию объединенного англо-французского королевства. Трудно поверить, что боевой задор победоносных англичан на этом бы исчерпался. Гораздо вероятнее, что они решили бы развить успех. Припомнить Бургундии ее своевольничанье во время минувшей войны. Отомстить Кастилии и Генуе за поддержку Франции. Пройтись по слабым германским и итальянским княжествам. В результате в Европе образовалось бы мощное и агрессивное государство, стремящееся нарастить свою территорию на восток и не встречающее преград на своем пути. Даже без помощи Англии Франция небезуспешно пыталась захватить некоторые княжества в Италии и Германии, а каковы были бы возможности объединенного королевства? Нанеся поражение англичанам, но не захватив Англию, Жанна лишила перспектив английский экспансионизм на Европейском континенте. Англии пришлось заняться своими внутренними проблемами, пойти на развитие политической системы. Другим следствием прекращения европейской экспансии Англии стало развитие мореходства и освоение новых земель. Оба эти фактора спустя столетия привели к созданию англоязычной системы демократии. Таким образом, первый исторический результат подвига юной пастушки из Домреми состоит в том, что он внес значительную лепту в создание мировой системы демократии. Но есть и другое следствие подвига Жанны, не менее важное. Оно носит морально-психологический характер. Орлеанская дева стала примером для героев всех времен и народов: любить ближних, не жалеть себя ради их свободы, использовать самую ничтожную возможность для победы над злом, сопротивляться несправедливости до конца, даже если на успех нет ни малейшего шанса. Свершение Орлеанской девы – эталон подвига на все времена. Пепел Жанны Дарк вечно будет стучать в сердца тех, кому дороги идеалы свободы и справедливости. Примечания:1 Мне удалось найти и прочитать две книги В. И. Райцеса: Процесс Жанны д’Арк. М.-Л., 1964; Жанна д’Арк. Факты, легенды, гипотезы. Л., 1982. Между этими книгами имеются некоторые расхождения второстепенного характера. Подробно останавливаться на них мы не будем. 7 Андрей Балабуха. Когда врут учебники истории. Библиотека Альдебаран. http://lib.aldebaran.ru/author/balabuha-andrei/ 8 Ефим Черняк. Воскресшая Жанна. Издательский дом «Первое сентября». http://his.1september.ru/article.php?ID=200200504 9 Е. Квашнина. Легенда о Жанне д’Арк. http//zurnal.lid.ruk/ kwashnina elena dmitriewna/jann dark.shtml 10 Paul Rouelle. Jeanne d’Arc: cessez le feu! http://www.cafe. umontreal.ca/crb/paul/jeanne.html 11 Jean Roche. Jeanne d’Arc a-t-elle ete brulee? http://perso. wanadoo.fr/daruc/divers/jeanne.htm 12 Paul-Eric Blanrue. Jeanne d’Arc, princesse de sang royal? L’exemple-type d’une fausse demystification. http://www.zetetique. ldh.org/jeanne.html |
|
||