• 6.1. Склонясь к стопам ассирийских царей
  • 6.2. Плешивые несут корзины
  • 6.3. Три города в одном
  • 6.4. Александр метит в Тир
  • 6.5. Римский остаток веков
  • 6.6. Финикия Христа
  • 6.7. Финикия памяти нашей
  • ХРОНОЛОГИЯ
  • 6. ВРЕМЯ ЧУЖИХ ЦАРЕЙ

    6.1. Склонясь к стопам ассирийских царей

    Для многих историков «золотой век» Финикии длился почти три столетия – с 1150 по 850 год до нашей эры. Даже удивительно, что целых три столетия никто не покушался на независимость финикийских городов. В сущности, своим расцветом они – эти беззащитные сокровищницы Востока – были обязаны воле случая. Почти триста лет во всем Восточном Средиземноморье не появлялось ни одной могучей державы, способной направить свои войска к финикийскому побережью и покорить его. Это было время мелких царств, ослабевших империй, обломков отживших свое держав. «Народы моря», как жернова Божьи, перемололи все царства и сами изнемогли в этом ратном труде.

    Но вот на пепелищах истории выросла новая держава – Новоассирийское царство. Именно ассирийские цари положили конец свободе и процветанию финикийских городов. Отныне владыки морей – финикийские купцы, – покинув корабль, становились слугами далекого, чужого царя. Не раз восставали они против новой власти, и в этой борьбе истощили силы и утратили первенство в средиземноморской торговле. Позднее ассирийских правителей сменят вавилонские, а затем персидские цари. Когда же Финикия освободится из-под ига последних, то окажется на вторых ролях.

    Ведущие позиции в мировой торговле будут занимать Греция и Карфаген. Этого краха следовало ожидать, ведь сами порядки, установленные в Ассирийской державе, мешали развитию торговли. Значительная часть товаров изымалась принудительно, в виде дани.

    Период упадка Финикии продлился почти пять столетий – с середины IХ по середину III века до нашей эры. Конечно, в эти столетия было всякое. Порой финикийские города вновь переживали кратковременный экономический подъем, но за ним следовал новый спад, вызванный очередным вторжением вражеской армии.

    Первый тревожный звонок раздался в канун «золотого века». Ассирийский царь Тиглатпаласар I использовал «вакуум» политической власти, образовавшийся в Сирии и Ливане, и вторгся сюда, пройдя со своей армией до побережья Средиземного моря. Города Библ, Сидон и Арвад уплатили ассирийцам дань, а на Ливанских горах солдаты Тиглатпаласара заготовили вдоволь кедра для храма, возводимого в честь богов Ану и Адада, который строили в Ашшуре. Тиглатпаласар даже побывал в островном городе Арва-де, предпринял морскую прогулку на корабле и поохотился на дельфина.

    Впрочем, регулярная вырубка ливанских лесов ассирийцами начинается лишь в эпоху Новоассирийского царства, примерно с 900 года до нашей эры. Ассирийские цари постепенно взяли верх над своими соседями. Из года в год они совершали походы – сперва, чтобы укрепить собственные границы, позднее, чтобы захватить соседние страны. Соперничество финикийских городов лишь облегчило ассирийцам их завоевание.

    Начиная с IХ века до нашей эры Ассирийская держава повела планомерное наступление на Финикию. Так, Финикия вновь, в несчастливый для себя час, оказалась в центре внимания летописцев своего времени. Теперь ее история запечатлелась на страницах ассирийских хроник. Главные финикийские города вновь и вновь упоминаются в них как поставщики дани. Например, в «Анналах Синаххериба», датируемых 691 годом до нашей эры, говорится «Сидон большой, Сидон малый… ниспроверг блеск оружия бога Ашшура, моего владыки, и они склонились к стопам моим. Туба’алума (сидон-ца) на троне царском я посадил и дань, подать владычеству моему, наложил на него» (пер. В.А. Якобсона).

    Финикийская Мона Лиза найдена при раскопках дворца ассирийских царей в КалахеЛьвица, напавшая на эфиопского мальчика. Деталь, украшавшая дворец ассирийского царя Ашшурнасирпала II в Калахе. Слоноваякость, VIII в. до н.э.

    Первый поход новоассирийского царя в Финикию, – его пре дпри нял в 877 году до н ашей эры Ашшурнасирпал II, – протекал сравнительно мирно. Правители крохотных городов-государств понимали, что им не справиться с ассирийской военной машиной, и потому безропотно подчинялись ей: высылали навстречу ассирийцам депутацию, приносившую грозному царю приветствия от «покорных слуг» и вдобавок к ним золото, серебро, олово, медь, медные сосуды, роскошные льняные одежды, эбеновое дерево, слоновую кость, обезьян – все, что приносили в их города корабли, мчавшиеся по свету. Впрочем, пишет Хорст Кленгель, «это кровопускание не очень-то повредило финикийской морской торговле».

    Польщенный подобной встречей, – а она закончилась целованием стоп властителя, – Ашшурнасирпал объявил новым данникам, что собирается строить огромный дворец в Кальху (Калахе) и ему потребуется немало кедров для этого. Финикийцы согласились отдать то, что взяли бы у них и так. Позже, когда дворец был построен, ассирийский царь пригласил туда финикийцев и принял их с княжескими почестями. Как сообщает ассирийская хроника, на праздничные торжества прибыли 5000 почетных гостей из соседних стран, в том числе из Тира и Сидона. И вселились в их души «мир и радость». Но радость и мир покинули Финикию. Отныне страна жила в вечном ожидании врага.

    Салманасар III – за 35 лет своего правления он совершил 31 поход – на шестом году царствования сразился на берегу Орон-та с войсками коалиции, в которую входили цари сирийских городов Дамаска и Хамата, израильский царь Ахав, а также «двенадцать царей морского побережья», в том числе цари Иркаты и Арвада. Обе стороны объявили себя победителями. В ассирийской надписи говорится даже, что Салманасар «перешел через Оронт по трупам, как по мосту». Однако финикийские противники царя после своего «разгрома» сохранили власть, хоть и стали выплачивать дань ассирийцам. Очевидно, что для последних сражение кончилось относительной неудачей.

    Финикийская статуэтка из дворца ассирийских царей в Калахе. Слоновая кость, VIII в. до н.э.Ассирийские солдаты доставляют стволы кедров

    Подобно любым воителям, бывавшим в Финикии, царь Салма-насар III не оставил без внимания местные леса. Для заготовки кедровой древесины он, как и его предшественники, прибег к помощи войска. На бронзовых фризах, украсивших Балаватские ворота царя Салманасара III, изображены ассирийские солдаты, несущие бревна к месту сбора.

    Впрочем, бездорожье мешало ассирийцам. Чтобы добраться из Финикии до исконных ассирийских земель, требовалось преодолеть по суше не менее 600 километров, перевозя громадные бревна волоком. Существовала, впрочем, возможность сплава леса по Евфрату до Вавилона, а оттуда, после того как бревна будут переправлены к берегу Тигра, их доставляли вверх по течению к городам Ассирии, хотя здесь течение Тигра быстрое и, чтобы доставить лес в верховья реки, нужно приложить немало сил. В Дур-Шаррукине, во дворце ассирийского царя Саргона II (721 – 705 гг. до н.э.), найден рельеф, подтверждающий, что бревна в Ассирию везли именно так – по реке.

    Ввиду таких трудностей с древесиной кедра обращались в Ассирии очень бережно. Ее использовали в основном для строительства храмов и дворцов, в том числе для их внутренней отделки, как явствует из книги пророка Софонии: «Пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее (Ниневии. – А.В.); голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Соф. 2, 14). Известно, что в Новоассирийском царстве ворота дворцов и крепостей (их ширина составляла от 2 до 5 метров, а высота – от 4,5 до 7, 5 метра) обшивали кедром и кипарисом высшего качества. А вот для строительства кораблей привозной финикийский лес использовали редко. Самих финикийцев новые власти всячески ограничивали в торговле лесом.

    Доставленный из Ливана лес выгружают в сирийском порту, чтобы потом посуху перевезти его к берегам Евфрата. Рельеф из дворца ассирийского царя Саргона II (конец VIII в. до н.э.)

    Во второй половине VIII века до нашей эры ассирийские цари переходят от грабительских походов к захвату чужих территорий. Если ранее Ассирия вела войны силами ополчения, то Тиглатпала-сар III (745 – 727 гг. до н.э.) создал профессиональное войско – «царский полк», набиравшийся из рекрутов. Теперь он мог подолгу держать в завоеванных странах свои гарнизоны. Отныне часть Финикии включена в состав Ассирийского царства.

    Тиглатпаласар III учредил в северной части Финикии наместничество. Его административным центром стал небольшой город Си-мир, чья история, как и история Арвада, мало изучена. В Тир и Си-дон были назначены сборщики податей. Введен разорительный налог на рубку ливанского кедра. Вывоз его в Египет и даже Палестину был запрещен. Финикийские города сохранили лишь некоторую автономию. Так, они пользовались свободой торговли. Вот что сказано в донесении одного из финикийских наместников: «Его (царя Тира. – А.В.) слуги входят в торговые дома по своему выбору, и выходят из них, и покупают, и продают». Впрочем, ассирийцы старались всюду назначить правителями собственных ставленников.

    Процветание финикийской торговли и рост благосостояния крупных торговцев не могли скрасить утрату независимости. Уже в тридцатых годах VIII века до нашей эры в Финикии начались восстания против ассирийского владычества. Наконец, Салмана-сар V (727 – 722 гг. до н.э.), придя к власти, решил покарать Тир. Все города Южной Финикии приняли сторону ассирийцев и даже предоставили флот для нападения на Тир с моря. Однако тирий-цы сумели разгромить его, хотя по числу кораблей он превышал их собственный флот. Пять лет продолжалась осада. Только в 722 году Тир был взят новым ассирийским царем – Саргоном II, свергнувшим Салманасара III.

    Определенные надежды у финикийцев возбудил приход к власти в Египте эфиопской династии (715 – 664 гг. до н.э.). Она сразу стала проводить активную антиассирийскую политику в Азии. Все недовольные в Финикии рассчитывали на ее помощь.

    После смерти Саргона II в 705 году финикийцам представился случай сбросить ассирийское иго. Ассирийцы подавляли мятеж в Вавилонии и долго не могли вмешаться в происходившее на другом конце державы. И вот, в 701 году до нашей эры восстал Тир. Его правитель, Элулай, заключив союз с иудейским царем, выступил против нового ассирийского царя – Синаххериба (705 – 681 гг. до н.э.), но был изгнан им, укрылся на Кипре, где и погиб. Его «ниспровергли грозные сияния моего величия, в даль посреди моря он убежал и сгинул навеки», – сказано в анналах ассирийского царя. По-видимому, усмиренные недавно киприоты снова восстали и расправились с царем. Тем временем Синаххериб захватил материковые владения Тира и провозгласил преемником Элулая некоего Туба’алума (Этбаала), царя Сидона, наложив на него дань.

    Сам же Тир еще пять лет выдерживал осаду ассирийцев.

    Ассирияне шли, как на стадо волки,
    В багреце их и в злате сияли полки,
    И без счета их копья сверкали окрест,
    Как в волнах галилейских мерцание звезд
    ((пр. А.К. Толстого))

    – так писал о воинстве Синаххериба Джордж Гордон Байрон.

    Ассирийцы пытались взять непокорный город, наслав на него флот из 60 кораблей, собранных по всей Финикии. Но 12 тирских кораблей разбили их и взяли до 500 пленных. Все они были казнены в Тире. В конце концов, жители Тира покорились ассирийскому царю, выговорив себе достойные условия примирения.

    Экспедиция Синаххериба за кедровым лесом описана в Библии, в книге пророка Исаии: «Со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самую вершину его, в рощу сада его» (Ис. 27, 24). Для пророка это деяние царя было прямым богохульством, ведь кедровый лес считался священным. Рощи же, в которых ассирийский царь рубил деревья для мирских целей, пророк проклинал: «И славный лес его (царя. – А.В.) и сад его… (Бог) истребит; …и остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись» (Ис. 10,18 – 19).

    Впоследствии Синаххериб потребовал от финикийцев снабдить его флотом. Они выполнили и этот приказ, лишавший их морской монополии. Разобрав корабли на части, финикийцы отправили их в Ассирию, где на берегу Евфрата их вновь собрали. Оттуда, вниз по реке, флот двинулся в сторону Шатт-эль-Араба – соединенного русла Тигра и Евфрата, достигающего 150 километров в длину. Здесь, в прибрежных болотах, скрывались враги ассирийцев – сторонники вавилонского царя. На кораблях, что плыли в бой, находились «тирские, сидонские и кипрские моряки, мои пленники», – горделиво заявлял Синаххериб.

    Преемник Этбаала, Абдимилькат, создал антиассирийский союз, тайно договорившись с правителями Северной Сирии. Но и этот царь был разбит, а Сидон с невиданной прежде жестокостью разрушен грозным ассирийским царем Асархаддоном (681 – 669 гг. до н.э.), сменившим убитого царя Синаххериба. Памятны стихи Валерия Брюсова, чеканные, как поступь ассирийских армий:

    Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
    Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
    Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
    Сидонян испроверг и камни бросил в море.

    Строптивый Абдимилькат был схвачен и казнен. «Повелением оракула Ашшура, моего владыки, выловил я из воды, как рыбу, Абдимильката, царя его, бежавшего от моего оружия в море, и отрубил ему голову… Все, что было ценного в его дворце, в огромном количестве унес я оттуда. В Ассирию угнал я его подданных (очевидно, аристократов и ремесленников. – А.В.), которым не было числа, а также быков, мелкий скот и ослов». В Сидоне ассирийцы захватили огромную добычу, в том числе личную казну царя.

    Два поселения, принадлежавших прежде Сидону, – Маруб и Сарепта, – были переданы царю Тира. Почему? Быть может, правитель Тира, предоставив ассирийцам свои корабли, помог схватить Абдимильката, пытавшегося бежать морем из города?

    Позднее Асархаддон велел отстроить Сидон, но вместо прежних его обитателей поселил в нем жителей окрестных деревень и горных областей, а также военнопленных. Сидонская область была превращена в ассирийскую провинцию. Сидон надолго потерял свое значение.

    После этого Асархаддон заключил договор с правителем Тира – им был Баал, – по которому весь груз корабля, снаряженного ти-рийцами и потерпевшего крушение «у филистимского берега или возле какой-либо иной ассирийской области», становился полной собственностью Асархаддона, то есть конфисковывался им, но экипаж о тпускался на свобо ду («О днако л юдей, которые н а судн е, никто не может тронуть»).

    Кроме того, Асархаддон распорядился, чтобы правитель Тира читал все его указы и письма лишь в присутствии ассирийского наместника, а значит, не смел в случае невыполнения их отговариваться тем, что ему было что-то непонятно. Тирский царь не имел права ничего предпринимать без разрешения наместника.

    Сохранилась надпись, рассказывающая, как Асархаддон заготавливал лес для строительства Ниневии. Для этого он созвал двенадцать финикийских царей и двенадцать царей городов Кипра. Всем им он «велел, несмотря на тяжкий труд, обеспечить доставку в подвластную мне Ниневию строительного материала для ее дворца – мощных бревен, длинного бруса и тонких досок из кедра и кипариса – продуктов… Ливанских гор».

    В 672 году до нашей эры, добиваясь утраченных прежде материковых владений, попытался восстать и Тир, заключивший союз с Египтом. Однако вскоре тирский царь Баал «сдался на милость Ассирии», поскольку Асархаддон вместо осады города предпочел отправить войско в Египет и покорить страну фараонов, подстрекавшую смутьянов. Баалу же он предложил уплатить дань, отказаться от материковых владений, выдать заложников, а также предоставить флот для отправки огромной добычи, захваченной в Египте. На этом они и помирились. Тир играл слишком большую роль в ассирийской экономике, чтобы его можно было разрушить.

    Итог восстания изображен на стеле, найденной в местечке Самааль в Северной Сирии. Здесь ассирийцы уводят в плен египетского и финикийского царей. Однако царь Баал не лишился власти. Позднее, воспользовавшись сменой правителя в Ассирии, он вновь восстал. Теперь его противником стал Ашшурба-напал (669 – 635/27 гг. до н.э.). Он осадил Тир, чей правитель в очередной раз покорился силе и признал над собой власть Ассирии.

    В летописи ассирийского царя Ашшурбанапала говорится о походе против Баала: «Так как повеление моей царственности он не соблюдал, не слушал речь моих уст, укрепления против него я воздвиг, на море и на суше его пути я захватил. Душу их (тирийцев) я стеснил (и) укоротил, под мое ярмо я склонил их. Свою родную дочь и дочерей своих братьев в качестве наложниц он привел ко мне. Яхимильки, своего сына, который ни разу море не переходил, одновременно он прислал мне для исполнения рабской службы.

    Его дочь и дочерей его братьев с многочисленными свадебными дарами я принял у него. Милость я оказал ему и его родного сына вернул и отдал ему» (пер. В. Белявского).

    Ашшурбанапал, как и его предшественники, требовал от финикийцев платить дань «благородным кедром» и «благовонным кипарисом», которые приходилось с большим трудом доставлять волоком с гор Ливана. Спасаясь от непосильной дани, местные жители порой бежали в отдаленные районы страны.

    Впрочем, Ашшурбанапал не имел много времени заниматься западной окраиной своего царства. Его державу лихорадило от зависти царедворцев, мятежей инородцев, вторжений киммерийцев. В 70 – 40 годы VII века до нашей эры последние регулярно нападают на западные рубежи Ассирийской державы. Весь Восток жил мечтой о гибели Ассирии – «логовища львов». Весь Восток мечтал сокрушить ее столицу – «город крови».

    Времена расцвета Ассирии прошли. Близилось ее падение. Обстановка в Финикии стабилизировалась. В это время финикийские города фактически пользовались независимостью: осваивали новые маршруты, торговали почти со всем Средиземноморьем и все чаще поглядывали в сторону Египта, с которым их связывали многовековые узы. Пока Ассирия переживала упадок, они выбирали себе нового покровителя.

    6.2. Плешивые несут корзины

    Гибель Ассирийской державы вызвала у финикийцев радость и чувство облегчения. Теперь они могли не бояться нашествий захватчиков. Казалось, вечно одолевавший их страх исчез навсегда. Однако надежды на благоденствие и покой не оправдались. Начались «войны за ассирийское наследство». Две могучие армии, две великие державы делили клочок финикийской земли. С двух концов света, с мечами и копьями наперевес, к нескольким финикийским городам приближались солдаты Вавилона и Египта.

    Финикийские цари, считая, что Египет является меньшим злом, пошли на союз с фараоном. Вся Передняя Азия вплоть до Евфрата оказалась под властью египтян. Фараон Нехо II восстановил азиатские владения Тутмоса III, но удержать власть над огромной территорией не мог. В 605 году до нашей эры он был разбит Навуходоносором (605 – 562 гг. до н.э.), тогда еще наследником престола Вавилонии.

    Уже по всей Финикии в страхе ждали приближения грозного царя, уже в соседней Иудее пророк Иеремия предрекал стране гибель под ударами войска вавилонского. Однако поход Навуходоносора был отложен на семь лет. Ему срочно пришлось вернуться в Вавилон, где умер его отец.

    Царь Навуходоносор II был одним из величайших завоевателей в истории человечества. Он мечтал о создании империи, которая раскинулась бы от Анатолии до Нильской долины – империи, в которой бы не было больше отдельных племен и народов, но в которой все были едиными подданными вавилонского царя. И, конечно, ради свершения своего плана он не стал бы считаться с какими-то крошечными городками и островками на финикийском берегу. Всякое сопротивление ему было бесполезно. Даже пророк Иеремия заклинал своих соплеменников не противиться неизбежному: «И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его – и будете живы… Служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить город сей до опустошения?» (Иер. 27,12 и 17). А пророк Иезекииль сулил страшные бедствия Тиру: «И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря: ибо Я сказал это, говорит Господь Бог: и будет он на расхищение народам» (Иез. 26,4 – 5).

    Возникла реальная угроза самому Египту. «Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскому» (4 Цар. 24, 7).

    Лишь внук Нехо II, фараон Априй (589 – 570 гг. до н.э.), сумел выправить положение. Он разбил войска Навуходоносора на египетской границе и предпринял поход в Финикию, где на сторону фараона перешел Тир.

    Однако Априй не мог защитить своих азиатских союзников. Вот уже неприступный Иерусалим взят был «войском Халдейским» и пленен царь Седекия (Цидкия). «И сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон» (4 Цар. 25, 7).

    Куда теперь пойдет царь Вавилонский? Где устроит осаду? Куда нашлет голод? Откуда заберет все сокровища храмов и сокровища царского дома? Какой город потеряет плотников и кузнецов, строителей и купцов, лишь «бедный народ земли» (4 Цар. 24, 14) сохранив? Тир.

    Начались знаменитые осады Тира. Первый раз войска Вавилона окружили Тир в 586 году до нашей эры, и эта осада продлилась тринадцать лет, а другой раз пытались взять его в 572 – 570 годах. Обе осады описаны в Библии, в книге пророка Иезекииля:

    «Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил свое войско большими работами при Тире; все головы оплешивели (от ношения шлемов. – А.В.) и все плечи стерты (от ношения оружия и корзин с землей для возведения валов. – А.В.), а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы» (Иез. 29, 18).

    «Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском и с многочисленным народом. Дочерей твоих на земле (речь идет о селениях в окрестности Тира. – А.В.) он побьет мечем, и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал и поставит против тебя щиты, и стенам твоим придвинет стенобитные машины и башни твои разрушит секирами своими. От множества коней его покроет тебя пыль, от шума всадников и колес и колесниц потрясутся стены твои, когда он будет входить в ворота твои, как входят в разбитый город» (Иез. 26,7 – 10).

    Однако жители Тира отбили все атаки вавилонян, не дали им возвести дамбу и выдержали тяготы осады. Взять город штурмом не удалось. Это казалось чудом. Тем не менее тирийцы признали над собой власть вавилонского царя. После того как Тир покорился Навуходоносору, вавилонский царь сменил местного правителя, посадив на трон Баала II, но не стал депортировать ремесленников в Вавилон, как сделал это в Иерусалиме (помните «вавилонское пленение»?).

    Зато, по примеру других властителей, Навуходоносор II вывез из Финикии лес, проявив не меньшую настойчивость, чем при осаде Тира. Лес везли через долину Бекаа к Евфрату, чтобы сплавить потом по реке. Скалы мешали транспортировке бревен, и тогда, как гласит надпись, оставленная по приказу вавилонского царя, «то, что ни один из царей, бывших до меня, не мог совершить, я свершил. Я прорубил крутые горы, разбил скалы, открыл пути и построил таким способом гладкую дорогу для кедров».

    Под властью вавилонян Финикия даже экономически окрепла. В это время торговлю в Нововавилонском царстве контролировал чиновник по имени Ханнуну. Его имя весьма напоминает финикийское имя Ганнон. Очевидно, этот важный пост в стране занимал финикиец. Можно не сомневаться в том, что в Вавилоне в то время жило много финикийских купцов, торговавших продукцией ремесленников Финикии или товарами, привезенными из заморских стран.

    Тир сохранил определенную независимость и собственную царскую власть, однако утратил былое первенство среди финикийских городов. Его потеснил Сидон. Утратили тирийцы, как и все жители Финикии, свою единоличную власть и в Средиземном море. По его берегам, даже африканским, теперь раскинулись колонии греков. Их корабли бороздили все море.

    Нововавилонское царство: 1 – Сарды; 2 – Милет; 3 – Лидийское царство; 4 – Каркемиш; 5 – Мидия; 6 – Экбатаны; 7 – Сузы; 8 – Нововавилонское царство; 9 – Дамаск; 10 – Иерусалим; 11 – Вавилон; 12 – Рафия; 13 – Мемфис; 14 – Египетское царство

    Между тем в 564 году до нашей эры, после смерти царя Баала II, к власти в Тире пришли «судьи» (суффеты). Однако их правление продолжалось немногим более семи лет (564 – 558 гг. до н.э.). В финикийских городах «судьи» были высшими должностными лицами. Карфагенскую республику возглавляли два суффета. Известно, что предводители израильского племенного союза до установления царской власти тоже назывались судьями.

    Смена власти имела необратимые последствия для Тирской державы. Лишь царская власть скрепляла ее. Теперь держава распалась. Колонии перестали подчиняться новым правителям Тира.

    Сохранился список судей, возглавлявших Тир, с указанием сроков их пребывания на этом посту. Любопытно, что один из них – Йакинбаал – правил всего два месяца, а другой – Аб-бар – три месяца.

    По-видимому, «судьи» приходили к власти в результате государственных переворотов, или же вавилонские правители смещали неугодных суффетов. Последние два – Меттен и Герастарт – правили совместно. Возможно, что политические партии, соперничавшие в городе, договорились между собой. Что же касается наследников царской династии, те могли укрыться в Вавилоне или были насильственно вывезены туда. Позднее ее власть была восстановлена. В 539 году до нашей эры Тир встретил персидское нашествие уже под властью царя Хирама III. На этот раз Финикия покорилась безропотно. Возникла громадная Персидская империя – самая большая из всех, что существовали прежде в Передней Азии.

    6.3. Три города в одном

    Итак, возникла новая мировая держава, которая сразу стала отодвигать свою западную границу в сторону Греции. Царь Кир II (558 – 530 гг. до н.э.) завоевал почти всю Малую Азию и часть островов Эгейского моря. Пал под натиском персов и Вавилон.

    Власть персидского царя над собой финикийцы приняли довольно легко – тем более что персы помогали им в соперничестве с греками. Для дальнейшего продвижения персов на Запад финикийцы готовы были предоставить им свой флот, рассчитывая потеснить греков в торговле. Поначалу интересы финикийцев и персов, действительно, совпадали.

    В 525 году до нашей эры персидский царь Камбиз (530 – 522 гг. до н.э.) при поддержке финикийского флота завоевал Египет, а также греческие колонии в Северной Африке. В благодарность за эту помощь Камбиз предоставил финикийцам почти полную независимость. Они превратились в союзников персов, а не их слуг. Так, при попытке напасть на Карфаген финикийцы отказались предоставить персам флот, не желая поражения соплеменникам. Этот случай показал, что военные успехи персов во многом зависят от поддержки или нерасположения нескольких финикийских городов. Поэтому персидские цари относились с особым вниманием к нуждам финикийцев, видя в их дружбе залог собственных успехов. Камбиз же никак не наказал ослушников.

    Новые правители не вмешивались во внутреннюю жизнь Финикии. Здесь сохранялась своя собственная царская власть. Цари Персии даже отдали своим финикийским собратьям несколько палестинских городов. Так, под властью Сидона теперь оказались Дор, Яффа, Орнитон, а под властью Тира – Акка, Аскалон и бывшие владения тирийцев на материке от Сарепты до горы Кармел.

    «Владыка царей дал нам Дор и Яффу, богатые зерном земли, которые на поле Шарона, за великие деяния, которые я совершил, – изрек Эшмуназар. – И мы присоединили их к пределам страны, чтобы они принадлежали к сидонцам вечно». Кроме того, Сидон стал административным центром одной из сатрапий, что простиралась от египетской границы до Тигра и включала Сирию, Финикию и Палестину (многие историки считают, что и ее столицей был Дамаск).

    При Pax Persica (Персидском мире) финикийские купцы могли наслаждаться миром и порядком, которых так недоставало в недавнем прошлом, когда их страна становилась желанной добычей ассирийских или вавилонских завоевателей. Преемник Камбиза, Дарий I (522 – 486 гг. до н.э.), проложил по всей стране сеть дорог, заметно облегчившую купцам передвижение. В Персидской державе была налажена надежная почтовая связь. Введена общая для всех денежная единица, получившая у греков название «дарик». Снижены налоги; они стали заметно меньше, чем при ассирийцах или вавилонянах.

    Все эти меры привели к процветанию торговли внутри страны. Важной предпосылкой тому была специализация различных районов Персидской державы на производстве тех или иных товаров, которая наметилась еще в эпоху Новоассирийского царства. Зачастую купцы старались торговать лишь определенным товаром, например солью, пивом, горшками, вином. В крупных городах страны появились характерные восточные базары с их сутолокой, шумом, многолюдьем.

    На монете, отчеканенной в Сидоне, изображен финикийский корабль. IV в. до н.э.

    Разумеется, в Персию из Финикии тоже везли кедровые бревна на сооружение дворцов царей Ахеменидской династии. В надписи, оставленной по приказу царя Дария I, говорится о том, как доставляли ливанский лес для строительства дворца в Сузах: «Дерево это, которое называется кедр, – есть такая гора по названию Ливан – оттуда его доставили. Ассирийский народ довез его до Вавилонии. Карийцы и ионяне привезли его из Вавилонии в Сузы».

    Со временем персы взяли леса в Ливанских горах под охрану. Так, наместник царя Артаксеркса I (465 – 424 гг. до н.э.) в Иерусалиме, Неемия, в 445 году до нашей эры вынужден был просить великого царя, чтобы некий Асаф, хранитель царских лесов, дал ему «дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить» (Неемия 2, 8). Заповедные лесные участки появились в различных местах Финикии.

    Портовые финикийские города – Библ, Тир, Сидон и Арвад – обязаны были платить подати персидским властям и снаряжать боевые суда, но при этом они сохраняли заметную автономию в составе Персидской державы. Они чеканили собственные монеты; на одной из них, выпущенной в Арваде, изображен с одной стороны персидский царь на колеснице (по иному толкованию, божество), а с другой – многовесельное боевое финикийское судно.

    Финикийские корабли составляли основу персидского флота, а правитель Сидона командовал флотом. Впоследствии финикийцы принимали самое активное участие в греко-персидских войнах. Они были глубоко заинтересованы в разгроме греческих торговых городов, рассчитывая занять их место в средиземноморской торговле и прочно закрепиться в Эгеиде.

    В 480 году до нашей эры, когда Ксеркс I (486 – 465 гг. до н.э.) предпринял свой знаменитый поход в надежде покорить европейскую часть Греции, под началом финикийских моряков находилось 1207 кораблей. Среди флотоводцев были сидонский правитель Тет-рамнест, тириец Маттен и выходец из Арвада Мербаал.

    Им противостояло всего 310 греческих кораблей, однако теми командовал один из величайших стратегов в истории мирового военного искусства – Фемистокл. Он посоветовал дать морской бой у острова Саламин, «утверждая, что в узком морском проливе на стороне тех, которые будут сражаться на морских судах против крупных кораблей неприятеля, даже при численном их превосходстве, будет большое преимущество» (Диодор, пер. В.С. Соколова).

    Так оно и случилось. В персидском флоте началось смятение. Афиняне же «стали налетать на корабли неприятелей и одни из них пробивали носами своих судов, у других отрывали лопасти весел, и так как после этого гребля становилась для таких кораблей невозможной, много персидских триер подверглось частым ударам вражеских судов и получило тяжкие повреждения. Поэтому неприятель… пускался в бегство» (Диодор).

    Итог сражения оказался трагичным для финикийцев. «Эллинских судов в этом бою погибло сорок, персидских же свыше двухсот, не считая тех, которые были захвачены вместе с людьми, – писал греческий историк Диодор. – Царь, против всех ожиданий, проигравший это сражение, казнил финикийских командиров, положивших начало бегству, остальным своим командирам он пригрозил заслуженным ими наказанием. Финикийцы, испугавшись этих угроз, прежде всего отплыли к берегам Аттики, а с наступлением ночи уехали к себе в Азию».

    Поражение персов повлекло за собой крушение тех надежд, что связывали с ними финикийцы. После катастрофы при Саламине они в течение 15 лет избегали сражений с греками. Лишь в 465 году до нашей эры, когда греки вторглись на Кипр, принадлежавший тогда Персии, финикийцы сразились с ними и обратили их в бегство. Очевидно, перспектива потерять медные рудники Кипра вдохновила их на битву куда сильнее, чем авантюрный поход Ксеркса.

    В период персидского господства в Финикии в первый раз за всю ее историю города образовали некий политический союз. Их правители решили, наконец, прекратить былое соперничество и действовать совместно, отстаивая интересы всего народа. Очевидно, их побудила к такому поступку перемена, случившаяся на «политической карте мира» того времени. Теперь в Средиземном море всецело хозяйничали карфагеняне и греки. Лишь действуя сообща, финикийцы могли успешно бороться со своими соперниками.

    Власти Тира, Сидона и Арвада совместными усилиями построили новый город – Триполи, «город трех городов». Подобно другим, Триполи располагался на участке суши, вдававшемся в море. Его образовали три отдельных поселения – три квартала, в которых проживали выходцы из упомянутых городов. Каждый из кварталов был окружен собственной стеной. Все они сообща пользовались местной гаванью. Помпоний Мела так писал о происхождении этого города: «Когда-то за мысом Эвпросопон было три города, на расстоянии одного стадия друг от друга, и по числу их вся местность называется Триполи».

    В Триполи собирался общефиникийский совет – своего рода парламент, в который входили представители различных городов. Для работы совета каждый город федерации делегировал по 100 человек. Совет решал важнейшие проблемы, интересовавшие весь народ.

    Город Триполи стремительно развивался. В нем возвели ряд храмов. Однако не сохранилось никаких документов, сообщающих о том, как он выполнял обязанности столицы Финикийского союза. Известно лишь, что в римское время этот город также процветал. Любопытно, что Триполи – один из крупнейших городов современного Ливана – сохранил до сих пор изначальную структуру. Он четко делится на три части: порт, верхний город и нижний город.

    Так выглядит Триполи сегодня

    В 350 году до нашей эры в Финикии поднялось восстание. Недовольство вызвали подати, собираемые персидскими царями. Почти полвека страной правил Артаксеркс II (404 – 358 гг. до н.э.). Это было время вопиющего застоя и бесхозяйственности, так облегчивших Александру Македонскому покорение Персидской державы. Финикийские города были возмущены подобными порядками.

    Поводом же к восстанию послужило поражение, которое новый царь, Артаксеркс III (358 – 338 гг. до н.э.), потерпел от Египта. Этот неудачный поход нанес огромный урон Финикии. По пути в Египет персидская армия разорила собственную страну. Вот тогда «парламент» Финикии и объявил страну независимой. Восстание возглавил Теннес из Сидона. Жители города прогнали персидский гарнизон, разорили царский «парадис» и сожгли запасы фуража для конницы. Довольно быстро Теннес привлек на свою сторону другие финикийские города, заручившись помощью из Египта и, возможно, из Греции. Восставшие создавали запасы на складах, готовясь выдержать осаду, и рубили кедры для постройки флота. Волнения перекинулись и на Малую Азию. Однако финикийцы переоценили свои силы.

    Когда же Артаксеркс III направился в Финикию, чтобы усмирить бунтовщиков, Теннес Сидонский, охваченный страхом, тайно вышел из города и предложил персидскому царю свою помощь в подавлении восстания. Вернувшись в Сидон, он убедил других руководителей восстания немедленно отправиться в Триполи на заседание «парламента». С ним отбыли сто самых знатных людей города. Все они были захвачены персами и казнены. Были убиты и 500 знатных сидонцев, сдавшихся персидскому царю.

    Оставшись без руководства, жители Сидона решили сражаться до последнего и сжечь свои суда, чтобы отрезать себе путь к бегству. Когда же персы, наконец, в 343 году до нашей эры при помощи предателей, открывших ворота, взяли мятежный город, они сожгли его дотла вместе со всеми архивами и библиотеками. Уцелевшие жители Сидона были уведены в глубь Персидской державы. Жертвами этой расправы стали, по словам Диодора, 40 тысяч человек. Был казнен и изменник – Теннес Сидонский.

    Впоследствии Артаксеркс III продал место пожарища за баснословную цену. Покупатели не прогадали: в руинах города было найдено много кладов – золота и серебра.

    Другие финикийские города, увидев, что их ожидает, немедленно сдались. Восстание было полностью подавлено. Однако дни персидской монархии были сочтены. Сидон же через некоторое время был восстановлен и вскоре вновь превратился в крупный торговый центр.

    6.4. Александр метит в Тир

    В 334 году до нашей эры армия Александра Македонского двинулась в Азию. Разбив в ноябре 333 года при Иссе войска персидского царя, она повернула на юг – и направилась на Ближний Восток. Большинство финикийских городов – Арвад, Сидон, Библ – смиренно признали нового владыку.

    Правда, власти финикийских городов некоторое время колебались, боясь перейти на сторону какого-то греческого правителя, который, быть может, не сегодня-завтра уйдет из Азии и оставит их один на один с персидским царем, а тот не простит измены. В их памяти еще жив был разгром Сидона. Разве защитит их молодой грек, опрометчиво вторгшийся в Азию?

    Всеобщие колебания усиливало отсутствие собственных царей. Они находились в составе персидского флота в Эгейском море. И все же большинство финикийских городов решили отказаться от сопротивления грекам, чувствуя свою беззащитность перед их войском. Жители же Сидона и вовсе встретили македонскую армию с ликованием – слишком сильна была их ненависть к персам.

    Казалось, и для Тира все обойдется хорошо. Делегация знатных горожан вышла навстречу Александру и объявила, что готова выполнить все его распоряжения. Однако не подданными его хотели быть тирийцы, а союзниками. «Тир, выдающийся своими размерами и славой среди всех городов Сирии и Финикии, казалось, охотнее вступил бы с Александром в союз, чем признал бы его власть; поэтому послы города предлагали ему в подарок золотой венок, щедро и гостеприимно снабдив его перед этим продовольствием из города», – писал Квинт Курций Руф.

    Однако тирийцы отказались открыть ворота Александру и допустить его за городские стены, когда он захотел принести жертву Мелькарту. Свой отказ они попытались смягчить, сказав, «что никого из персов или македонцев они в город не пустят: при данных обстоятельствах это самая благовидная отговорка, а ввиду неизвестного исхода войны и самое правильное поведение» (пер. М.Е.Сергеенко), – признавал греческий историк Арриан. Они хотели сохранить в этой войне нейтралитет.

    Александр воспринял этот отказ не только как личное оскорбление, но и как попытку ограничить его власть над Тиром. В то время он стремился захватить все финикийские гавани, чтобы отрезать основные силы персидского флота от их базы, а, кроме того, надеялся использовать флотилию Тира в своих целях. Поэтому он решил осуществить свое намерение силой.

    «Друзья и союзники, – с такой речью он обратился к предводителям войска, – нам опасно предпринимать поход на Египет… и преследовать Дария, оставив за собой этот город, на который нельзя положиться… Если мы сметем Тир, то вся Финикия будет нашей и к нам, разумеется, перейдет финикийский флот, а он у персов самый большой и сильный» (Арриан).

    Посланцам же Тира он адресовал совсем другие слова. «Так вы, – воскликнул он, – полагаясь на то, что занимаете остров, презираете наше сухопутное войско? Но я скоро покажу вам, что вы живете на материке! Знайте же: или вы впустите меня в город, или я возьму его силой». С этими словами он отпустил послов» (Квинт Курций Руф).

    Александр решил соединить насыпью материк с городом. Несколько месяцев длилась работа. Трудностей было немало. Юго-западный ветер, «вздымая волны, опрокидывал все, что свозили для постройки, да и нет ничего столь крепкого, чего не разъедали бы волны» (Квинт Курций Руф).

    Но постепенно мол стал немного выступать из воды, увеличилась ширина насыпи, и она приблизилась к городу. От этого было хуже самим осаждавшим, писал Арриан, «так как их стали поражать со стен, которые были высоки». Тирийцы часто не давали солдатам продолжать работу. «Ни одна из стрел или дротиков, летевших в густую безоружную толпу, не пропадала даром, люди стояли на виду и ничем прикрыты не были», – живописал происходившее тогда Диодор Сицилийский.

    И все же, как ни сопротивлялись защитники Тира, дамба лишила город его естественной защиты – перекрыла протоку шириной 900 метров, отделявшую Тир от материка. Подойдя к городу вплотную, македонцы взяли его штурмом. Решающий удар был нанесен с моря. К этому времени финикийские корабли покинули персидский флот и вернулись домой. Теперь, подчинившись Александру, они приняли участие в осаде Тира.

    В какой-то момент, потеряв многих солдат, Александр уже готов был снять осаду и направиться в Египет. «Но, считая позором, как уйти, не добившись цели, – отмечал Квинт Курций Руф, – он полагал, что если он оставит Тир свидетелем своей неудачи, слух о его славе утратит свой вес, а при помощи доброй молвы он достигал большего, чем своим оружием». Тогда, «чтобы не оставить ничего не испробованным, он приказал двинуть к городу еще большее количество судов и посадить на них отборных воинов».

    После нескольких дней сражения к стенам Тира подошли вражеские корабли и принялись таранить укрепления. «Когда под частыми ударами тарана каменная кладка была разбита и защитные укрепления рухнули, флот вошел в порт, и группа македонцев поднялась на покинутые неприятелем башни» (Квинт Курций Руф).

    Штурм принес быструю победу армии Александра Македонского. Победитель приказал «перебить всех, кроме укрывшихся в храмах, и поджечь все постройки города» (Квинт Курций Руф). В этом сражении пало около восьми тысяч жителей Тира.

    Когда город, наконец, сдался, часть его жителей – не менее двух тысяч – была казнена. Их распяли на крестах, расставив те на большом расстоянии вдоль берега моря. Другая часть – около тридцати тысяч – была обращена в рабство. Жестокость Александра была психологически объяснима. Во время осады жители Тира убили захваченных ими македонцев, принеся их в жертву своим богам, а затем сбросили их тела с городских стен в море.

    Победив, Александр проследовал в храм Мелькарта, принес жертву Гераклу и устроил в его честь процессию.

    Итак, «Тир, город достойный памяти у потомства как по своей древности, так и по превратности судьбы, был взят на седьмой месяц после начала осады» (Квинт Курций Руф). По мнению ряда исследователей, победа над Тиром была важна Александру Македонскому не только сама по себе. Ею он демонстрировал карфагенянам, что их город также уязвим для македонских войск. Ведь что такое Карфаген – это всего лишь «большой Тир».

    Александр не стал разрушать Тир до основания, надеясь сделать его своей будущей морской базой. Он помиловал городскую знать, укрывшуюся в храме Мелькарта. Разрешил вернуться всем, кто бежал из города. Многих жителей Тира – по сообщению Квинта Курция Руфа, примерно 15 тысяч человек, – спасли сидоняне, укрывшие их от смерти или продажи в рабство на своих кораблях.

    Весной 331 года до нашей эры Александр Македонский вновь побывал в Тире, возвращаясь из похода в Египет. Теперь его встретили торжественными процессиями, музыкантами и актерами. Царь проследовал в храм Мелькарта и принес «славному Гераклу» богатые жертвы.

    Впоследствии возле дамбы скопились песок и донные отложения. Дамба превратилась в перешеек. Теперь Тир расположен не на острове, а на полуострове.

    А вот географию другой области Азии царь Александр не сумел изменить. Незадолго до смерти он задумывал населить побережье Восточной Аравии выходцами из Финикии и с их помощью подчинить себе страны, лежавшие вдоль южных морей. Однако этот замысел пресекла его смерть.

    Походы Александра Македонского открыли новую эпоху в мировой истории – эпоху эллинизма. Время финикийцев прошло. Почти тысячу лет они лавировали между великими державами своего времени, сопротивляясь завоевателям или временно покоряясь им. Отныне Финикии уготовано было медленно раствориться в чужеродных ей культурах, стать частью их.

    6.5. Римский остаток веков

    После смерти Александра Македонского финикийские города пережили череду междоусобных войн, длившихся почти двадцать лет, – в это время Тир и Сидон несколько раз переходили из рук в руки, – и, наконец, вошли в состав державы Селевкидов. К тому времени царская власть в них была ликвидирована. Долгие войны разорили эти города. Их жители вместо того, чтобы торговать, воевали друг с другом. Часть их была мобилизована в армию одного греческого полководца, часть – в армию другого…

    Лишь одно событие могло порадовать финикийцев. На одной из их верфей был построен самый крупный корабль, который когда-либо строился в Финикии. Его киль изготовили из ствола ливанского кедра длиной свыше 40 метров. Гребцы на этом корабле рассаживались в 11 рядов. Всего же на веслах сидело 1800 рабов.

    Однако это достижение едва ли скрашивало упадок Финикии. Тем временем расположенная неподалеку Александрия переживала расцвет. При египетском правителе Птолемее II Филадельфе (285 – 246 гг. до н.э.) она стала центром мировой торговли. При этом же царе на побережье Красного моря был основан город Берени-ка, игравший важную роль в торговле Египта с Индией и Эфиопией. Само Красное море отныне было связано со Средиземным морем каналом, строить который начинал еще фараон Нехо II. Судоходство в Средиземном море стало таким оживленным, что, по признанию античных авторов, всякий желающий мог в считанные дни найти в крупном порту корабль, который отвез бы его в любой порт.

    Былая слава Финикии меркла на фоне «достижений античного капитализма», если употребить клише, так не любимое советскими историками. Финикийские города теперь не пользовались политическим влиянием, хотя все еще оставались крупными торговыми центрами. Кто владел ими, тот держал в руках традиционные центры азиатской торговли, распоряжался верфями и гаванями, мог строить и содержать мощный флот.

    Между тем сама атмосфера в финикийских городах стала иной. Царская власть в них была ликвидирована; они превратились в республики. Политика эллинизации, проводимая сирийским царем Антиохом IV (175 – 164 гг. до н.э.), не вызывала теперь сопротивления. Здесь греческая культура пользовалась популярностью еще с эпохи владычества персов. Финикийцы почитают богов Эллады, занимаются в гим-насиях, говорят по-гречески.

    Реверс и аверс серебряной монеты, имевшей хождение в Тире в эллинистическую эпоху

    Уже в начале I века до нашей эры финикийский язык исчезает из надписей, встречаемых на территории Финикии. Лишь на монетах еще почти два столетия держатся финикийские обозначения, соседствующие с греческими. Так в наши дни издания текстов на древнерусском языке сопровождаются их переводами на современный русский язык, понятный всему населению. Вскоре Восточное Средиземноморье будет говорить на «лингва франка» – доступном всем языке, состоявшем из латинских, греческих и семитских слов. Лишь в римской провинции Африка, на бывших землях карфагенян, сохранится древний пунический язык, давно забытый на его родине.

    В 120 (по другим данным, в 126) году до нашей эры Тир, а в 113 (по другим данным, в 111) году до нашей эры Сидон стали ненадолго независимыми от сирийских царей – Селевкидов. Однако это время совпало с тяжелейшим хозяйственным кризисом во всей Передней Азии. Длительные войны истощили регион. Морские пути стали ненадежными; здесь хозяйничали флотилии киликийских пиратов. Лишь вмешательство Рима принесло с собой перемены.

    Все предшествующее столетие римляне постепенно подчиняли своей власти страны Средиземноморья, стремясь основать державу по образцу империи Александра Македонского. В 146 году до нашей эры они захватили и разрушили Карфаген, а в 64 году до нашей эры римский полководец Помпей присоединил к Риму Сирию и Финикию. Сирия стала римской провинцией, в состав которой римляне включили прибрежные – финикийские – районы. Так Финикия окончательно исчезла с политической карты мира.

    Впрочем, по традиции римляне не вмешивались во внутреннюю жизнь городов, перешедших под их управление. Они лишь навели порядок в стране. Так, отряды римлян разорили разбойничьи гнезда в Ливанских горах и положили конец набегам грабителей на приморскую долину. Финикийские города могли быть довольны новой властью, предоставившей им самоуправление и гарантировавшей неприкосновенность их территориальных владений.

    Впрочем, римские наместники вели себя менее благородно, стремясь как можно сильнее обогатиться за то время, что им позволено было править здесь. По словам Цицерона, наместничество в Сирии сопровождалось чередой темных делишек, сговоров, насилий, ограблений и убийств.

    На короткое время Сирия и Финикия еще раз вышли из-под римской власти. Случилось это в 40 – 38 годах до нашей эры, когда сюда вторглись парфянские войска, овладев почти всей провинцией. Из финикийских городов лишь Тир устоял перед их натиском.

    Рельеф с изображением финикийского корабля римской эпохи. Найден при раскопках Сидона

    Все то десятилетие выдалось неспокойным. Лишь после гражданской войны между сторонниками Антония и Октавиана – войны, чьи основные события разыгрались в восточной части Римской державы, – в Финикии наступило успокоение. Начался новый период ее процветания.

    Во время последующих войн Римской империи с Иудеей, Пар-фией, Сасанидской Персией и Пальмирой финикийские города неизменно оставались в тылу. Эпоха Pax Romana (Римского мира) окончилась для Финикии только в 614 году нашей эры, когда в страну вторглась персидская армия под водительством Хосрова II, разрушая все на своем пути.

    Но прежде были шесть веков благоденствия. В римскую эпоху ряд финикийских городов был освобожден от налогов, которые платило все население империи, кроме римских граждан. Сумели финикийцы добиться и других привилегий. Как отмечал Квинт Кур-ций Руф, говоря о Тире, «под охраной римского гуманного владычества он пользуется продолжительным миром, содействующим всеобщему процветанию».

    В Риме и приморских городах Италии финикийские купцы открывали свои конторы. В столице возник даже финикийский квартал. Значительные поселения финикийцев были также в Остии, Неаполе, Мизенах. Вслед за купцами и финикийские ремесленники разъехались по отдаленным уголкам империи, как когда-то устремлялись в заморские колонии Финикии.

    Из римских императоров, правивших Финикией, непременно нужно упомянуть Адриана (117 – 138 гг. н.э.). В 134 году он объявил все высокогорные леса Ливана государственной собственностью. Границы заповедника были обозначены наскальными надписями и стелами. Эти границы примерно соответствовали региону, где вообще мог произрастать кедр. В Ливане еще и сейчас сохранились более ста римских надписей, запрещающих рубку деревьев в здешних лесах.

    Через полвека после правления Адриана к власти в Риме пришла сирийско-финикийская династия Северов (193 – 235). Ее основатель, Септимий Север, был родом из древней финикийской колонии Лептис в Северной Африке. «И до и после него он оказался единственным уроженцем Африки, достигшим престола» (пер. А.И. Донченко), – писал римский историк Евтропий. А другой историк, Секст Аврелий Виктор, добавлял: «Он был достаточно обучен латинскому языку, хорошо владел греческой речью, но лучше всего усвоил пуническое красноречие» (пер. В.С. Соколова). Жена императора, Юлия Домна, происходила из города Эмесы в провинции Сирия, из жреческой семьи. С воцарением династии Северов финикийские боги получили широкое распространение в Римской империи. Поклониться им на историческую родину императоров, в Финикию, ездили многие римляне.

    Ипподром в Тире

    Воцарение Септимия Севера было, наверное, невозможно без поддержки финикийцев. Ведь имелись и другие претенденты на власть. Вспыхнула гражданская война. В то время Септимий находился в Сирии, и жители Тира особенно ревностно поддерживали его. Победив соперника, он не забыл заслуг Тира. Септимий пожаловал городу права римской колонии. В знак императорской милости в Тире возводили пышные дома и строили ипподромы для состязаний на боевых колесницах.

    Этот мост построили римляне

    В Тире был возведен один из крупнейших в мире ипподромов. Он достигал 480 метров в длину и 92 метров в ширину. Позднее его сооружения стали каменоломнями для тех, кто строил по соседству небольшую христианскую капеллу. При расчистке ипподрома здесь были обнаружены остатки колоссальной статуи Геракла. Очевидно, в городе проводились праздничные игры в его честь. Этот культ пользовался особым покровительством Септимия Севера.

    Другой император династиии Северов – Элагабал (218 – 222) – рьяно поддерживал куль т Баала. Он был жрецом этого бога вплоть до своего провозглашения императором и носил его имя. В годы его правления бог Баал стал высшим божеством империи, что побудило Евтропия заявить: «Вопреки великим надеждам и воинов и сената опорочил он себя всяческими мерзостями».

    Со временем под защитой римских войск в Финикии заметно расширились территории, занятые оседлым населением. Склоны Ливанских гор покрылись деревнями. Финикийские города разрослись. Расцвет переживает Берута, находившаяся до этого в тени соседних Библа и Сидона. Вплоть до римского завоевния Берута не играла особой роли в истории Финикии. Все изменилось, когда Марк Агриппа, зять императора Августа, поселил здесь в 15 году до нашей эры ветеранов пятого и седьмого легионов. К тому времени город уже полтора века лежал в руинах после разрушения в одной из междоусобных войн. Отныне Берута была освобождена от поземельной и подушной подати. Вскоре она стала средоточием римского влияния в Финикии. Здесь, в Беруте, начинался кратчайший путь из Финикии в Дамаск. Впрочем, раскопки города затруднены, поскольку на месте древней Беруты находится современная столица Ливана – Бейрут.

    Руины римской виллы в Ливане

    В облике финикийских городов появились типично европейские черты: например, стала использоваться римская арка; дома украсили рельефы и мозаики со сценами греческих мифов. За городской чертой раскинулись виллы, окруженные садами. Богатые горожане жили там жарким летом. Особенно часто дачные поселения возникали близ святилищ, куда стекались паломники.

    Тир. Кладбище римской и византийской эпохи

    Сами святилища в этот период перестраивают, значительно расширяя их. Количество храмов, возведенных на территории Финикии в римскую эпоху, поразительно велико. Многие святилища располагались в горах и были связаны между собой дорогами паломников. Большинство их теперь разрушено; о них напоминают лишь обломки колонн.

    В эту эпоху между финикийскими городами возникло надежное сухопутное сообщение. Римские строители пробили в скалах проходы, значительно расширив дороги. По ним могли двигаться повозки и колесницы. Любопытно, что римскими горными дорогами, связывавшими Ливан с Сирией, пользовались вплоть до Первой мировой войны. Вдоль дорог высились сторожевые башни и крепости, построенные для борьбы с разбойниками.


    Саркофаги римской эпохи, найденные при раскопках Тира

    6.6. Финикия Христа

    В римскую эпоху разительно изменился сам образ мыслей финикийцев. На родине Баала теперь все больше людей молились другому богу – христианскому. Финикийская, или, как говорят сейчас, ливанская, земля хранит немало памятников раннего христианства. Так, в нескольких километрах к югу от Сайды в скальной пещере есть небольшая часовня. Она посвящена Деве Марии. По легенде, Мария ждала Иисуса в одной из пещер, пока он проповедовал в Сидоне, а потом переночевала там с сыном перед возвращением в Галилею. Возможно, легенда связана именно с этой пещерой, где теперь расположилась часовня.

    Евангелие говорит, что учение Христа еще при его жизни стало очень популярно в Финикии. «И живущие в окрестностях Тира и Си-дона, услышавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве» (Марк 3, 8). Они «пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих» (Лук. 6, 18). Сам Иисус во время своих странствий также побывал в Финикии.

    Он «пришел в пределы Тирские и Сидонские; и вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и при-шедши припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом Сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери» (Марк 7,24 – 26). «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф. 15, 28). «Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому» (Марк 7, 31). Согласно более поздней традиции, исцеление бесноватой случилось в Сарепте.

    В Тире же и Сидоне возникли христианские общины. Вот как описывал апостол Павел путешествие к своим единомышленникам в Финикию. «Мы… пристали в Тире… и, нашедши учеников, пробыли там семь дней… проведши эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонивши колена, помолились. И, простившись друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой» (Деян. 21,3 – 6).

    В конце II века Тир стал резиденцией епископа. Долгое время город играл ведущую роль среди христианских общин Финикии. Как полагают, в местной базилике погребен знаменитый богослов Ориген (185 – 254 гг.), теолог и философ, умерший в тюрьме как еретик.

    Распространению христианства в Финикии, как и вообще в Римской империи, способствовали сами императоры династии Северов. Так, Юлия Маммея, мать Александра Севера – последнего императора этой династии, переписывалась с Оригеном и приглашала его для публичных выступлений. Ее сын, по преданию, даже намеревался построить в Риме христианский храм. Усебя в домашней молельне он установил бюсты Авраама, Орфея, чудотворца Аполонния Тианского и Христа. При нем между христианами и язычниками установился «климат терпимости и мирного сосуществования», – писал итальянский историк Амброджо Донини.

    Среди ведущих богословов древности был и финикиец Пам-фил (240 – 309 гг.), ученик Оригена и учитель Евсевия, выходец из богатой берутской семьи. Позднее он стал жертвой последних гонений на христиан, начавшихся в 303 году. Пресвитер Памфил, бывавший часто в Александрии, собирал памятники христианской литературы, особенно же сочинения Оригена, а также переписывал и комментировал их. В годы гонений на христиан погибли многие ученики и друзья Памфила.

    Спасаясь от властей, финикийские христиане бежали в горы и прятались в уединенных долинах и многочисленных пещерах. Именно тогда появилось немало пещерных церквей. В пещерах или кельях, вырубленных в скалах, селились отшельники. В горах, неподалеку от селения Фурзоль, почти в ста километрах от Беруты, возник скальный монастырь, в котором кельи были обустроены наподобие сот. Здесь находилась и одна из древнейших резиденций ливанского епископа.

    Финикийцы поневоле стали миссонерами, распространив христианское учение туда, где его придерживаются поныне. По преданию, основателями эфиопской церкви стали два молодых жителя Тира, Фрументий и Эдесий, совершавшие в 330 году путешествие по Красному морю. Их корабль потерпел крушение у африканского берега, и экипаж судна был перебит местными жителями. Лишь Фрументий и Эдесий были доставлены в Аксум, ко двору эфиопского царя. Вскоре они стали его советниками и приобщили эфиопов к христианской вере. Впоследствии Эдесий сумел вернуться в Тир.

    Церковь, сооруженная на месте античного храма

    К этому времени христианство являлось уже государственной религией Римской империи. Многие античные храмы были превращены в церкви. Лишь вместо старых богов теперь поклонялись новому Богу, а также святым и мученикам.

    Так, Смар Джебель, находившийся близ Батруны, был посвящен мученику Мар Нохра, персу по происхождению, который проповедовал христианское учение в Батруне и его окрестностях. При императоре Диоклетиане он был казнен, причем перед смертью его ослепили. Вскоре это место стало привлекать к себе паломников, которые считали, что здесь можно исцелиться от глазных болезней.

    Самым популярным святым Финикии стал святой Георгий – офицер римской армии, казненный за христианскую веру в 303 году. После победы христианства он «воцарился» в храме Адониса в Януа – местечке, лежащем у склона Ливанских гор. С именем Георгия связано одно из самых знаменитых христианских преданий – о чудесной победе над драконом. Особой известностью эта легенда пользовалась в Беруте и его окрестностях.

    Иногда под новыми именами скрывались свои собственные древние боги. Некоторые старые божества проникли в саму суть новой веры, став святыми или же бесами. Например, место богини Астарты заняла Дева Мария. Отныне ее почитали как хозяйку кедрового леса.

    В Финикии жили, впрочем, и противники христианства: философы Порфирий (233 – 305 гг.), Ямвлих (250 – 325 гг.) и упоминаемый ранее Филон Библский. Порфирий принадлежал к самым резким критикам христианства. Филон же пытался как-то примирить веру отцов и веру детей, язычество и христианство, древних богов и Иисуса.

    При Юлиане Отступнике (361 – 363 гг.) традиционные финикийские культы были на какое-то время восстановлены. Некий Кирилл, удаливший из храма языческие изображения богов, был предан мучительной смерти. Однако триумф старой веры оказался недолгим. При императоре Феодосии I (379 – 395 гг.) христианская община вновь взяла верх.

    6.7. Финикия памяти нашей

    После распада Римской империи в IV веке нашей эры Финикия вошла в состав ее восточной половины – Византии. К этому времени название Финикия, прежде относившееся к прибрежной полоске Ливана, распространилось и на внутренние районы страны. Оно превратилось в название произвольно созданной провинции на территории Римской Сирии. Провинция эта уже не имела ничего общего с исторической Финикией. Постепенно и местные жители забыли о своем происхождении.

    Лишь на окраине финикийского мира – в Северной Африке, на Сардинии и Мальте – еще сохранялись древние язык и традиции. Так, Августин Блаженный, один из отцов церкви, писал в начале V века: «Наши крестьяне, говорящие по-пунийски, будучи спрошены, кто они есть», отвечают: «Ханааны». В другом письме он уведомлял, что нужен священник, который был бы сведущ в пуническом языке. Сам он тоже владел им.

    Как отмечал И.Ш. Шифман, «финикийская культура и финикийский язык сохранялись и на западе, и на востоке вплоть до арабского завоевания и распространения поглотивших их арабского языка и арабской культуры».

    Земли древней Финикии были захвачены арабами в VII веке. Названия «Финикия» и «финикийцы» оказались забыты. Большинство жителей современного Ливана теперь считает себя арабами. Однако древние культы не погибли совсем. Финикийская религия веками жила в народе в виде отдельных суеверий и пережитков.

    Так, еще в ХII веке нашей эры еврейский путешественник Вениамин Тудельский видел в одном из здешних городов, – а он посетил Бейрут, Тир, Сидон, Акку, – статую финикийского божества и финикийское капище, которое пережило и христианских, и мусульманских фанатиков.

    Ливанский пейзажБейрут в канун гражданской войны

    Во время крестовых походов древние города Финикии перешли к христианам. Триполи пал в 1099 году – в том же году, что и Иерусалим. Зато Тир, как и в прошлые века, стойко сопротивлялся захватчикам. Взять эту крепость на полуострове удалось лишь в 1124 году, когда на помощь крестоносцам пришли венецианские суда.

    В свою очередь, Тир, как и Сидон и Бейрут, крестоносцы удерживали дольше всего. Эти города были оставлены ими лишь в 1291 году.

    В христианских традициях Ливана еще и сегодня многое связано с древнейшими финикийскими культами. Так, в литургии христи-ан-маронитов Дева Мария именуется «Кедром Ливана». Древние рощи кедра и поныне бережно охраняет местная церковь. В роще Бшерри еще в первой половине ХХ века устраивался «Праздник кедров Господних». Поныне туристы могут полюбоваться здесь «кедрами Соломона» (конечно, они выросли не в библейские времена, а гораздо позже). Как риторически замечает К. – Х. Бернхардт, «эти кедры больше, чем памятник природы, – они символ Ливана, символ его бурной истории и вместе с тем олицетворение его неизбывной силы, пережившей все превратности судьбы».

    Подводя итог, хочется процитировать слова известного российского исследователя Ю.Б. Циркина: «За последние три десятилетия изучение финикийского мира сделало резкий скачок. Работы итальянских, немецких, испанских и других археологов практически заново открыли… своеобразные области финикийского мира, существовавшие в Северной Африке и Испании, на Сицилии, Сардинии, Мальте… И в Финикии, и в ее колониях было открыто много новых надписей… Количество археологических находок и на этой основе исторических интерпретаций перешло в совершенно новое качество науки». Мы постепенно разгадываем тайны Финикии. Но сколько еще древних загадок нам предстоит решить!

    А пока прикоснуться к этим тайнам может любой, кто приедет в Ливан, хотя сложная политическая обстановка сдерживает развитие туризма. Пятнадцать лет, с 1975 по 1989 год, в стране шла ожесточенная гражданская война. Ее последствия до сих пор не преодолены. Сколько же войн пережила земля Финикии! Сколько сражений перевидали ее памятники!

    В местечке Джубейль, где правил царь Ахирам, сохранились остатки вала, защищавшего город, и руины древних храмов. В Сайде можно увидеть холм высотой 40 метров, расположенный там, где находились красильни. В Тире легче найти памятники римской эпохи, чем финикийской. Последние встречаются лишь в окрестностях города. Что ж, возможно, в ХХI веке археологи откроют древности Ливана, решат загадки Финикии. И тогда ее города превратятся в памятники под открытым небом, а туристы, приезжающие сюда, будут удивляться так же, как полторы тысячи лет назад удивлялся византийский «турист» и поэт Нонн, оставивший описание путешествия по Финикии:

    «Он возликовал, увидев город… Тир лежал в воде, причастный земле, но охваченный морем… Непоколебимый, он был подобен плавающей деве. Он отдал морю голову, грудь и шею, распростер руки среди двойного моря, белея наподобие соседки – морской пены» (пер. Б.А. Тураева и Г.Ф. Церетели).

    Ливанская земля еще хранит тайны древней Финикии

    ХРОНОЛОГИЯ

    4000 – 3100 гг. до н.э. – медный век.

    3100 – 1200 гг. до н.э. – бронзовый век.

    После 2723 г. до н.э. – по приказу фараона Снофру египетские корабли прибывают в Библ. Начало торговых отношений между Египтом и Ливаном.

    ХХIV в. до н.э. – Саргон Аккадский совершает поход в Сирию и достигает побережья Средиземного моря.

    2300 – 2100 гг. до н.э. – ханаанеи завоевывают Палестину и Ливан.

    Конец ХХII – ХХI вв. до н.э. – правление III династии Ура. Возможно, Библ находится под контролем царей Ура.

    Около 2000 – 1787 гг. до н.э. – правление ХII династии в Египте. Укрепление торговых и культурных связей между Египтом и Финикией.

    1503 – 1491 гг. до н.э. – правление фараона Тутмоса III (ХVIII в. до н.э.). Тутмос III завоевывает Ливан и Сирию до Евфрата.

    1377 – 1354 гг. до н.э. – правление фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Нападение хапиру на Библ.

    После 1200 г. до н.э. – нашествие «народов моря».

    Около 1080 (1066) г. до н.э. – египтянин Ун-Амон едет в Библ, чтобы заготовить лес для ладьи Амона-Ра.

    1114 – 1076 гг. до н.э. – правление ассирийского царя Тиглатпаласара I. В годы своего правления он совершает поход к Средиземному морю и собирает дань с городов Финикии.

    Около 1100 г. до н.э. – появление финикийцев на Кипре. Укрепление финикийских городов.

    После 1100 г. до н.э. – саркофаг библского царя Ахирама с раннеалфавитной надписью.

    969 – 936 гг. до н.э. – правление Хирама I Тирского. Строительство островной части Тира. Поставка древесины в Иерусалим для возведения храма. Плавания в страну Офир.

    950 – 850 гг. до н.э. – расцвет Тира.

    887 – 856 гг. до н.э. – правление Итобаала I Тирского.

    883 – 859 гг. до н.э. – правление ассирийского царя Ашшурнасирпала II. Новый поход ассирийской армии к Средиземному морю. Он и его преемники включают государства, лежавшие на территории Сирии и Ливана в состав Ассирийского царства.

    871 – 852 гг. до н.э. – правление «нечестивого Ахава» в Израиле; сотни «пророков Вааловых» «прельщают» израильтян.

    814 (825 или 823) г. до н.э. – основание Карфагена.

    После 742 г. до н.э. – Ассирия начинает угрожать независимости финикийских городов.

    701 г. до н.э. – ассирийский царь Синаххериб (705 – 681 гг. до н.э.) безуспешно осаждает Тир.

    681 – 669 гг. до н.э. – правление ассирийского царя Асархаддона; разоруние Сидона. Финикийские города платят дань Ассирии.

    605 – 562 гг. до н.э. – правление нововавилонского царя Навуходоносора II. Он отвоевывает у египетского фараона Нехо (610 – 595 гг. до н.э.) Финикию, включенную последним в состав Египта после распада Ассирийского царства. Теперь финикийские города становятся частью Нововавилонского царства.

    586 – 573 гг. до н.э. – Навуходоносор II безуспешно осаждает Тир.

    564 – 558 гг. до н.э. – правление «судей» (суффетов) в Тире.

    539 г. до н.э. – Кир II (558 – 530 гг. до н.э.), царь Персии, завоевывает Вавилон. При его преемнике, Камбизе II (530 – 522 гг. до н.э.), Финикия входит в состав Персидского царства.

    343 г. до н.э. – персидский царь Артаксеркс III (358 – 338 гг. до н.э.) сжигает Сидон.

    332 г. до н.э. – Александр Македонский после долгой осады берет штурмом город Тир и жестоко расправляется с его жителями. Начало эллинизации Финикии.

    64 г. до н.э. – римский полководец Помпей присоединил Сирию и Финикию к Риму.

    614 г. н.э. – в Финикию вторгается персидская армия.