|
||||
|
Глава пятая Изгнание евреев Подготовка к изгнанию Аделина Рюкуа в своей книге «Средневековая Испания» отмечает: «В Средние века религия была эквивалентом закона (люди жили по законам Магомета, по еврейским или по христианским законам), она лишь в XX веке стала явлением культуры». Это очень важное замечание, ибо тот, кто не соблюдает закон, — преступник, а с преступниками нужно бороться. По словам Кристиана Дюверже, «католическая религия станет для Фердинанда и Изабеллы средством реализации политики объединения». Этот историк подчеркивает: «Фердинанду и Изабелле был брошен вызов: им предстояло объединить страну, раздробленную противоречивым ходом истории и средневековой политической организацией. Изабелла приняла простое решение: цементом единства Испании станет религия». Следует уже привыкнуть к тому, что, когда говорят «Изабелла приняла решение», нужно понимать так: Изабелла под воздействием Торквемады приняла решение. Королева — и мы это уже не раз отмечали — с детства находилась под сильнейшим влиянием своего духовника, и именно Торквемада предложил ей чистоту веры в качестве национальной идеи, которая должна была объединить страну. После капитуляции Гранады, когда было покончено со сторонниками ислама, Торквемада сразу же повел речь о том, что в Кастилии и по всей Испании множество лжеобращенных иудеев глумятся над доверчивыми христианами, что можно объяснить лишь слабостью веры, унаследованной христианами от отцов. Он объявил, что само Провидение привело его на пост защитника истинной веры, избрало его орудием Божественного правосудия на земле и он не даст себя провести уловками, коими так легко дурачат маловерных. Теперь Торквемада был уверен в том, что настало время покончить с коварными еретиками-евреями. Для этого он придумал то, что потом было практически повторено в СССР в XX веке. Торквемада инициировал «дело о евреях-отравителях». Его агентами была найдена пропитанная ядом облатка — круглый листок из пресного теста, который кладут в рот католику во время причащения. Как было сказано, именно так евреи собирались отравить правоверных христиан. Кто, когда и как нашел эту облатку, почему именно таким диким способом планировалось отравление? Эти и прочие подобные вопросы никого уже не интересовали. О чем тут говорить — евреи должны или честно и искренне креститься, или убраться из страны. Надо сказать, что подготовка к изгнанию евреев началась задолго до 1492 года. Достаточно вспомнить, что еще в 1490 году было инициировано так называемое дело «святого дитя из Ла-Гуардии» (El Santo Nico de La Guardia). А было так. Агенты Торквемады вышли на след ритуального убийства пятилетнего христианского ребенка в городке Ла-Гуардиа под Толедо. После чего в 1491 году в Кастилии прошел инквизиционный процесс, в результате которого несколько евреев и «конверсос» были признаны виновными в этом ужасном преступлении и сожжены. Без всякого сомнения, это было самое знаменитое из подобных дел на Пиренейском полуострове и, принято считать, прекрасно срежиссированный инквизицией повод к изгнанию евреев. А началось все с ареста в июне 1490 года в Асторге некоего «конверсо» Бенито Гарсиа из Ла-Гуардии по обвинению в приверженности иудаизму и контактах с иудеями. Его доставили на допрос к Педро де Виллада, главному викарию Асторги. Во время допроса Бенито Гарсиа среди своих сообщников назвал некоего Юсефа Франко из соседнего городка. Тому, в свою очередь, были инкриминированы совращение «новых христиан» в иудаизм и участие в ритуальном убийстве христианского мальчика, якобы совершенном в Ла-Гуардии. В результате по обвинению в ереси и преступлениях против католической веры арестовали целую группу людей, как евреев, так и «конверсос». При этом выдвинутые изначально обвинения были довольно расплывчатыми, и облик преступления сформировался лишь в ходе расследования. Совершенно очевидно, что в ходе расследования подследственные, стремясь получить более мягкий приговор, частично признавали выдвинутые обвинения, но при этом основную вину пытались возложить друг на друга. Инквизиторов это не смущало, и через несколько месяцев «напряженной работы» дело приобрело следующие очертания. В Страстную пятницу 1488 года пять евреев и шесть «новых христиан» собрались в пещере недалеко от Ла-Гуардии. Там они распяли пятилетнего христианского мальчика. А до этого они высекли его, заставили нести крест и подвергли тем же страданиям, какие описаны в Новом Завете применительно к Иисусу Христу. После всего этого они вырвали у ребенка сердце и совершили над ним магический обряд, с целью изготовления той самой ядовитой облатки, при помощи которой они хотели отравить запасы воды христианского населения. Конечно же, изуверский обряд не увенчался успехом, однако ответственность за колдовской замысел была возложена на двух докторов-евреев (один из них на момент следствия уже умер, а другой жил в Саморе, довольно далеко от Толедо). Примечательно, что первого не осудили посмертно, как это было принято в инквизиторской практике, а второго даже не стали искать, что дает отличный повод считать дело полностью сфабрикованным. Не было найдено и следов жертвы. Так сказать, «за давностью событий» этот очень важный вопрос так и оставили открытым. Было лишь объявлено, что в тот год в окрестностях Ла-Гуардии пропало несколько детей… Двадцать седьмого августа 1490 года Томас де Торквемада отдал приказ доставить обвиняемых в Авилу для суда. Для ведения процесса он назначил инквизиторов Педро де Виллада, Хуана Лопеса де Сигаль и брата Фернандо де Санто-Доминго. Шестнадцатого ноября 1491 года основных обвиняемых (восемь человек) сожгли на костре в городе Авила, а их жертва была провозглашена святой. Считается, что это дело, получившее в исторической литературе название «кровавый навет», было начато по специальному распоряжению генерального инквизитора Торквемады. Якобы сам Торквемада был готов заняться им лично, «если бы не другие неотложные обязанности», в результате чего он поручил его трем другим инквизиторам. Большинство историков сходятся во мнении, что вся эта история со «святым дитя из Ла-Гуардии» была плодом политической мысли Томаса де Торквемада: генеральный инквизитор якобы задумал использовать безотказное средство воздействия на общественное мнение. Он будто бы хотел оправдать деятельность инквизиции, придав ей роль защитника истинных христиан от коварства «новых христиан», действовавших заодно со своими бывшими единоверцами. Якобы все это было задумано Торквемадой для того, чтобы оправдать грядущее изгнание евреев — в глазах как всего общества, так и, возможно, самих Католических королей. Однако ничему этому нет документальных подтверждений. Более того, например, в декрете об изгнании евреев, изданном Изабеллой и Фердинандом всего через несколько месяцев после завершения дела о ритуальном убийстве «святого младенца из Ла-Гуардии», оно вовсе не упоминалось среди еврейских прегрешений. А вот мнение об этом деле исследователя испанского еврейства Ицхака Бера: «Ясно одно: убийство в ритуальных или магических целях — преступление, абсолютно несовместимое с установками еврея… Совершенно очевидно, что обвинение выросло из антисемитской литературы предыдущего века, а не из признаний арестованных… Нельзя даже допустить мысли о том, чтобы евреи стали использовать христианские культовые предметы или согласились на участие „конверсос“, которых не считали иудеями и которые не были даже обрезаны… Нет ни тени сомнения: обвинения в распятии ребенка и колдовстве были изобретениями антисемитской пропаганды». Следует отметить, что подобная точка зрения была и продолжает быть канонической для большинства исследователей. В частности, С. Г. Лозинский в своей «Истории инквизиции в Испании» пишет: «Широкое развитие инквизиции сделалось возможным в Испании лишь благодаря долгой и упорной церковной пропаганде. Энергичные преследования еретиков и неустанная деятельность католических проповедников превратили испанцев, всегда относившихся с большой веротерпимостью к иноверцам, в народ фанатический, самый неверотерпимый. Венцом всех клевет и инсинуаций по адресу евреев был инсценированный великим инквизитором Торквемадой процесс святого дитяти из Ла-Гуардии… Процесс этот вызвал в испанском обществе сильное негодование против евреев и марранов и сыграл, без сомнения, крупную роль в решении царственной четы раз и навсегда освободить страну от еретической заразы». Джеймс Рестон в книге «Псы Господни: Колумб, инквизиция и поражение мавров» утверждает, что все это «было инсценировано испанской инквизицией как повод для изгнания евреев». В 1490–1491 годах произошло еще одно важное событие, которое может быть трактовано как подготовка к изгнанию евреев из королевства Изабеллы и Фердинанда: Торквемада велел сжечь несколько иудейских Библий и еще более шести тысяч книг на аутодафе в Саламанке, на площади Святого Стефана, под предлогом того, что они были «заражены заблуждениями иудаизма или пропитаны колдовством, магией, волшебством и другими суевериями» Хуан Антонио Льоренте, бывший секретарь инквизиции в Мадриде, по этому поводу сожалеет: «Сколько ценных произведений при этом погибло! Единственным их преступлением было то, что их не могли понять». Далее этот автор, страдающий, как отмечают многие исследователи, «некоторыми преувеличениями», констатирует: «Пылкое усердие Торквемады не ограничивалось преследованием людей; он гнал и книги». Примерно то же самое пишет в своей «Истории инквизиции» и Артюр Арну: «Торквемада понял, что недостаточно преследовать людей и что его работа будет более успешной, если он сумеет в корне убить всякую интеллектуальную деятельность. Поэтому книги сделались объектом его особого наблюдения». По мнению этого историка, Церковь «никогда не признавала свободы мысли и не уважала плодов ее независимой работы. Это шло бы вразрез с самыми основными ее принципами, во имя которых она существует, ибо она является блюстительницей абсолютной истины. Разве человечеству недостаточно этой истины?» Таким образом, Церковь взяла на себя функции цензоров, составляя список запрещенных книг, и была обязана следить за тем, чтобы помимо ее одобрения ничего не было напечатано. Костры разжигались не только для еретиков. Книги тоже гибли в торжественных аутодафе. По словам Хуана Антонио Льоренте, инквизиторы «постоянно находили средства для цензуры книг». При этом они «не только не сообразовывались ни с папской буллой, ни с королевскими указами, они даже пренебрегали обращением к епархиальному епископу. Совет инквизиции решал все самолично, следуя оценкам богословов, называемых квалификаторами, которые, в общем, были люди предубежденные». Но придумал все это не Торквемада. Сожжение еретических книг и задолго до него происходило публично с целью продемонстрировать отрицательное отношение Церкви к сжигаемой литературе. Из всего этого Артюр Арну делает следующий вывод: «Торквемада вовсе не сам изобрел преследование книг, так же как не он изобрел все остальные преследования. Он только углубил и усилил его — вот и все». При этом, осуждая деятельность Торквемады, тот же Артюр Арну заявляет: «В 1490 году в Саламанке были сожжены Библии как зараженные иудейским духом. Вскоре после этого еще шесть тысяч томов погибло в огне. Та же участь постигла всю библиотеку дона Энрике Арагонского, принца королевской крови». М. В. Барро в своем очерке о Торквемаде также утверждает, что великий инквизитор «уничтожил всю библиотеку королевского принца Генриха Арагонского». Примерно то же самое пишет и Леонар Галлуа в своей книге «Краткая история инквизиции в Испании», изданной в 1823 году: «Наглость Торквемады пошла так далеко, что он обрек на уничтожение всю библиотеку дона Энрике Арагонского, принца королевской крови, охватив таким образом своим вандальским преследованием литературу, науки и искусство». До чего же все-таки доходит ненависть к Торквемаде! До чего же доводят некоторых его критиков устоявшиеся за много веков стереотипы! Ему приписывают всё — даже то, к чему он не имел ни малейшего отношения… Поясним: дон Энрике (а не Генрих — он же все-таки был испанцем) Арагонский был выдающимся поэтом и ученым. Он много занимался астрологией и алхимией и в конце жизни, удаленный от двора, жил в своем имении. После его смерти его богатая библиотека была сожжена по приказу короля. Все это так… Но произошло это в 1434 году, когда Торквемаде было всего 14 лет! Даже признанный критик испанской инквизиции Хуан Антонио Льоренте признает, что совсем другой человек, «другой доминиканец по имени Лопе де Барриентос, духовник кастильского короля Хуана II, подверг уничтожению библиотеку дона Энрике Арагонского, маркиза де Вильены, принца королевской крови, невзирая на высокое положение этого вельможи, который был родственником короля». Как бы то ни было, еретические книги сжигались и при Торквемаде. В связи с этим Артюр Арну констатирует: «Это было просто концом нравственности и интеллекта. Земля превращалась в огромный монастырь, предающийся одуряющим обрядам ложного и извращенного благочестия». Принято считать, что усердие в уничтожении «зараженных заблуждениями иудаизма» книг при Торквемаде дошло до последних границ если не вандализма, то грубости и жестокости. Если на заре инквизиции роль цензоров исполняли епископы, то Торквемада предельно упростил эту процедуру, и при нем книги жгли, не подвергая их серьезному рассмотрению. El Decreto de la Alhambra А завершилась вся эта подготовка тем, что в самом конце марта 1492 года в прекрасном гранадском дворце Альгамбра Изабеллой и Фердинандом был подписан печально знаменитый декрет об изгнании евреев с территории их королевства, получивший название по месту подписания — «El Decreto de la Alhambra» или «Edicto de Granada». Текст этого документа выглядит так:
Луи Виардо в книге «Очерк об истории арабов и мавров в Испании» по этому поводу пишет: «Едва обосновавшись в Альгамбре, Изабелла и Фердинанд первым делом подписали известный декрет от 31 марта 1492 года, который предписывал полное изгнание евреев, декрет, строгое выполнение которого лишило состояний более пятидесяти тысяч предприимчивых и богатых семей». Произошло все это в следующем контексте событий. Дискриминационные акты против «конверсос» всегда вызывали широкую полемику. Католическое духовенство вновь приобретенных братьев во Христе особой любовью не жаловало. Тем не менее среди выступивших против дискриминации «новых христиан» были кардинал Хуан де Торквемада и епископ Бургоса Алонсо де Картахена. Многие из «новых христиан» стали добрыми католиками (кстати сказать, именно этих вероотступников называли «марранами» — грязными свиньями — их бывшие единоверцы), но многие, и это тоже факт исторический, продолжали тайно соблюдать еврейские обычаи. Подобная «фига в кармане» жестоко каралась, но чем суровее делались репрессии, тем хитрее иудеи прятали от посторонних глаз веру своих отцов. Историк Жан Севиллья пишет: «Парадокс: испанская инквизиция обосновалась в Кастилии, католическом королевстве, обладавшем традициями религиозного сосуществования. Альфонсо VII (1126–1157), король Кастилии и Леона, назывался „императором трех религий“… Мудехары и мусульмане, жившие на христианской территории, были свободны в своей религии. То же самое касалось и евреев». Жозеф Перес добавляет к этому: «В христианской Испании к ним относились более чем терпимо; они жили легально, и их признавали». Лишь потом евреев, как мы уже говорили, вдруг начали обвинять в подстрекательстве к вероотступничеству тех, кто стал христианином. Им стали приписывать преступления, совершенные не только против христиан, но и против святой католической веры в целом, а также против спокойствия государства. Вдруг вспомнили законы, изданные в 1255 году королем Альфонсо X Мудрым, в которых якобы говорилось об обычае евреев похищать христианских детей и распинать их в Великую пятницу, то есть в пятницу Страстной недели, которая посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, и все это — для осмеяния всего того, что связано с ним. Историк Жан Севиллья констатирует: «Несмотря на то, что монархи охраняли евреев, религиозный антииудаизм развивался. В народных кругах он питался фальшивыми обвинениями в ритуальных убийствах и прочими профанациями». В качестве примера подобных фальшивых обвинений можно привести историю святого Доминика де Валя, ребенка из Сарагосы, который был распят в 1250 году. На самом деле слух об этом распятии был вызван заявлением некоего перешедшего в христианство еврея Авраама, который утверждал, что убил с ритуальной целью мальчика, якобы родившегося с короной на голове и с крестом в правой руке. Этот Авраам был явно не в полной мере нормальным человеком. Конечно же, все это было полным бредом. Безусловно, всегда и везде находились отдельные люди с больной психикой, маньяки и садисты. Существовали они и среди евреев. Но столь массовых легенд о ритуальном употреблении евреями крови христианских детей до этого не было никогда. И почему именно евреями? А разве в этом не обвиняли различных еретиков из христиан, в частности катаров, веривших «в двух богов — одного доброго, а второго злого», и вальденсов, ратовавших за ликвидацию частной собственности и апостолическую бедность… Ссылки же на законы короля Альфонсо X Мудрого вообще не имели под собой оснований. Его так называемые Законы семи частей вошли в силу лишь в 1348 году, а это был год черной смерти, то есть страшной чумы, унесшей сотни тысяч жизней. Неужели и в этом были тоже виноваты евреи? Самое смешное (если в данном контексте применимо это слово) состоит в том, что в своде законов короля Альфонсо действительно имеется особый раздел о евреях, но в нем сказано: «Хотя евреи отвергают Христа, тем не менее их следует терпеть в христианских государствах, дабы все помнили, что они происходят от племени, распявшего Христа. Так как евреи лишь терпимы, они должны вести себя тихо, не проповедовать публично своей веры и не пытаться обращать кого-либо в иудейство». И всё. Плюс то, что для евреев был введен ряд ограничений в правах, включая необходимость исполнения постановления об обязательном ношении отличительного знака в виде особого головного убора. И какие тут похищения христианских детей, какие ритуальные убийства… Но так называемая молва с готовностью подхватывала весь этот бред. Она всегда была такой. Еще Вергилий (а он умер в 19 году до н. э.) говорил, что молва растет по мере своего распространения. Слухи вообще летят со скоростью света. Особенно темные слухи. Любимая поговорка тех, кто их распространяет: «Дыма без огня не бывает». А потом начинается так называемый «испорченный телефон», это когда самый нелепый слух уже не может распознать даже сам его автор. Вот и в королевстве Изабеллы и Фердинанда вдруг стали ходить разговоры о краже некоей священной гостии в Сеговии в 1406 году и об издевательствах евреев над ней. Чтобы было понятно, гостия, или хостия (от латинского «hostia» — жертва), — это евхаристический (то есть обрядный, главнейший, признаваемый всеми христианами) хлеб, выпеченный из пресного теста, который используется во время литургии для таинства евхаристии. В русскоязычных источниках гостии иногда называют облатками. Говорили также о заговоре, организованном в Толедо в 1445 году. Там якобы евреи хотели учинить пороховые взрывы на улицах города во время процессии в праздник Святого таинства. С готовностью подхватывали разговоры и о заговоре в Таваре, местечке между Саморой и Бенавенте, где якобы видели, как евреи разбрасывали железные капканы по улицам, по которым жители должны были бежать среди пожара, охватившего их дома. Чего только не говорили! Вспоминали мученическую смерть неких детей, похищенных и умерщвленных евреями подобно Сыну Божьему. Называли даже конкретные места, где это происходило: в 1452 году — в Вальядолиде, в 1454 году — на земле маркиза д’Альмарса близ Саморы, в 1468 году — в Сепульведе и т. д. Припоминали издевательства над крестом в 1488 году где-то между деревнями Касар и Гранадипья, похищение пятилетнего ребенка из Ла-Гуардии и его распятие в 1490 году. К этим обвинениям молва прибавляла еще и другие — в том же роде и даже еще более ужасные. Обвиняли врачей и аптекарей из числа евреев в злоупотреблении профессией. Они якобы умышленно причиняли смерть множеству христиан. Даже смерть короля Энрике III приписывали его врачу Майру. Этот король Кастилии и Леона умер в Толедо в 1406 году, не дожив даже до двадцати восьми лет. Народ очень любил его, и очень скоро все как-то забыли, что он с детства сильно болел и даже был прозван Энрике III Болезненным (Enrique III El Doliente). Конечно же, во всем были виноваты евреи. Историк Жан Севиллья делает вывод: «Каждый раз евреи были козлами отпущения». А вот Жозеф Перес дает этому вполне логичное объяснение: «В гораздо большей степени, чем религиозная пропаганда и расовая ненависть, поворачивали народную жестокость против евреев экономические трудности». Историк Леон Поляков в своей «Истории антисемитизма» утверждает, что процесс этот шел «не от Католических королей и не от Церкви, а от общественного мнения». Фернан Бродель также констатирует, что инквизиция воплощала в себе «глубокое желание толпы». Однако он же особо подчеркивает, что говорить о том, что Испания была страной расизма, неразумно. А вот мнение Жозефа Переса: «Когда говорят о нетерпимости, пусть будет так, но не о геноциде, так как этот термин подразумевает желание уничтожить весь народ. Очевидно, что не таким было намерение Католических королей». Жан Севиллья пишет: «Пятнадцатый век в Испании соответствовал расцвету народного антисемитизма во всей сложности его социальных и религиозных составляющих… До 1520 года инквизиторские трибуналы интересовались практически одними лишь обращенными евреями. Но о расизме XX века с его трагической манией уничтожения тут не может быть и речи. Король Фердинанд, равно как и Торквемада, имел еврейских предков. В момент, когда была создана инквизиция, евреи, верные своей вере, могли ничего не бояться: не будучи крещеными, они не могли быть обвинены в ереси». И все же этот же автор признает: «Не без оснований старые христиане подозревали некоторых „конверсос“ в тайном иудаизме». Возьмем, например, уже описанное нами «ритуальное убийство» иудеями «святого дитя из Ла-Гуардии». Очень похоже на то, что вся эта легенда является фантазией на тему уже известной нам истории убийства инквизитора Педро де Арбуэса, совершенного в 1485 году. Видимо, в документах XV века было несколько отличных друг от друга описаний этого громкого события. Не исключено, что одна из версий была потом расценена историками инквизиции как якобы «еще одно убийство» некоего христианского мальчика. Кстати сказать, обвиняемые по этому делу были казнены, а в обвинительном заключении акценты были расставлены так, чтобы возбудить в народе чувство ненависти к евреям и положить конец сомнениям относительно законности процесса. Почему это было сделано? Видимо, потому, что как в самой Ла-Гуардии, так и в других местах ходили слухи о том, что этот процесс был основан на одних лишь предположениях и пустых вымыслах. Очевидно, что это «убийство» и прочие «преступления» евреев послужили для инквизиции лишь поводом к началу решительных действий, направленных против них. Хуан Антонио Льоренте по этому поводу пишет: «Я не знаю, какого доверия заслуживают приводившиеся доказательства этих преступлений. Но если даже допустить, что имелись основания считать их истинными, то отсюда никоим образом не вытекала необходимость изгнания всех евреев из королевства. Религия и политика обязывали обращаться с ними с кротостью и отдавать их хорошему поведению уважение, в котором не отказывали христианам, и карать лишь тех, кто был виновен в каком-нибудь преступлении, как в таком случае поступили бы с испанцами, изобличенными в убийстве или каком-либо другом преступлении». Тридцать серебреников от Ицхака Абраванеля Евреи знали об угрожавшей им опасности. Будучи убеждены, что для ее предотвращения достаточно предложить Изабелле и Фердинанду деньги, они обязались доставить 30 тысяч дукатов, как говорится, «на государственные расходы». Кроме того, евреи взяли на себя обязанность не давать никакого повода к тревоге правительства и следовать предписаниям закона, то есть жить в отдельных от христиан кварталах, возвращаться до наступления ночи в свои дома и воздерживаться от некоторых профессий, предоставленных только христианам. С этим они отправили делегата к королю и королеве. Им стал дон Абраванель, он же Ицхак бен Иехуда, родившийся в 1437 году в Лиссабоне. Он пришел во дворец Алькасар с прошением о высочайшей аудиенции. На вопрос о причинах он объяснил, что должен информировать короля и королеву об очень важных государственных делах. После долгого ожидания он получил ответ: ему предписано явиться для доклада в ближайшую субботу. Дону Абраванелю было 55 лет. Он был известным философом, одним из первых еврейских ученых того времени и комментатором Торы, которого по глубине суждений ставили рядом со Спинозой. Помимо этого, он был преемником своего отца на постах государственного финансиста и казначея португальского короля. В 1483 году его обвинили в поддержке мятежа дворян против короля, и он был вынужден бежать в Кастилию, где его приняли на службу в качестве королевского откупщика. Ныне он был одним из наиболее доверенных советников королевской четы, и его мнение ценилось при дворе. Отметим и такой факт: за выдающиеся заслуги в пополнении королевской казны ему было даровано дворянское звание. В назначенный час дон Абраванель явился на прием к Изабелле и Фердинанду. Он был бледен, и от его всегдашней уверенности в себе не было и следа. Он низко поклонился, затем преклонил колени: — Ваши величества! — Встаньте! — милостиво махнул рукой Фердинанд. — Вы ведь наш откупщик. Дон Абраванель послушно встал. — Ну? — произнесла Изабелла. — Ваше решение… — Откупщик запнулся. — Я понимаю, какие государственные резоны его вызвали… Конечно, если исчезнут все евреи, у марранов не будет ни соблазна, ни возможностей тайно приобщаться к иудаизму. Но изгнание — это же ужасно! Это настоящая трагедия для огромного числа людей, так верно служивших вашим величествам! — Какая трагедия? — сделав удивленное лицо, пожал плечами Фердинанд. — Всё прекрасно устраивается, все будут довольны и счастливы… Дон Абраванель на мгновение опешил. Но в ту же секунду он понял, что последует дальше. Между тем королева продолжила слова своего супруга: — Достаточно нашим подданным-иудеям перейти в христианскую веру, и они смогут, как прежде, жить в своих домах и достойно трудиться на благо Короны. — Увы, — печально возразил дон Абраванель, — это слишком непросто, а порой и невозможно. Вера предков сидит в моем народе слишком глубоко. И это можно понять. Представьте себе, что католику предложили бы стать иудеем. Разве он согласится на подобный шаг? — Как вы смеете такое говорить?! — в гневе вскочил Фердинанд. — Сравнивать единственно возможный путь служения Господу нашему с какими-то еретическими течениями! — Это не мои слова, — пытаясь загладить свою оплошность, быстро проговорил откупщик. — Это сравнение принадлежит одному из севильских раввинов. Он мудрый человек. И поэтому собрал с евреев Кастилии и Арагона некоторую сумму, чтобы преподнести ее в дар вашим величествам. Это будет лишь скромным напоминанием о том, что мои соплеменники любят вас и вы всегда можете на них рассчитывать… В будущем… Они надеются также, что вы пересмотрите свое решение и дадите им возможность остаться в стране, где они и их семьи живут с незапамятных времен. — Сколько? — коротко бросил Фердинанд. — Тридцать тысяч дукатов. Что касается Фердинанда, то он весьма обрадовался сделанному предложению. Тридцать тысяч дукатов! Эти слова, как сладчайшая, райская музыка, прозвучали в его ушах. И все, что за это требовалось, — не подписывать эдикт, который предложил Торквемада. Но вот Изабелла? Фердинанд вопросительно взглянул на жену. Та почти неуловимо кивнула. — Он действительно неглуп, этот ваш раввин, — сказал король. — Я вижу, что вы и впрямь желаете блага нашему государству. Мы обдумаем ваше предложение. — И дадим знать о нашем решении, — добавила королева. Дон Абраванель со слезами благодарности посмотрел на монархов. Когда он вышел, Фердинанд хмыкнул: — Совсем неплохо придумано, я уже вижу блеск монет в наших сундуках. Хотя я бы с удовольствием разогнал упрямых соплеменников нашего откупщика. На следующее утро Изабелла и Фердинанд послали за доном Абраванелем. Тот тут же явился, предвкушая победу. Но, на его беду, «доброжелатели» уже успели доложить о произошедшем Торквемаде. — Святейший приор, — сказали ему, — в королевских покоях побывал представитель иудеев. Он предложил монархам тридцать тысяч дукатов — в обмен на право остаться на своих местах. Торквемада побледнел. Затем он схватил распятие и бросился во дворец. Оттолкнув дворецкого, он ворвался в зал, где за столом сидели Изабелла и Фердинанд, а рядом, склонив голову, уже стоял дон Абраванель. В руках Фердинанда находилась бумага, на которой нужно было лишь поставить подписи. Король поднял голову и с изумлением уставился на запыхавшегося Торквемаду. — Что это значит? — спросил он. Великий инквизитор приблизился к королевской чете и почтительно сказал: — Рад видеть ваши величества в добром здравии и заботах о процветании государства. — Мы тоже рады приветствовать вас, — сказал Фердинанд. — Но что привело во дворец такого высокого гостя, да еще так рано утром? — Слухи, всего лишь слухи, — развел руками Торквемада. — Хотя должен заметить, что это недобрые слухи. — Новый заговор марранов? — озабоченно отозвалась Изабелла. — Да, заговор. И самое гнусное заключается в том, что он направлен против вас, наших высокочтимых властителей. — Как?! — в один голос воскликнули Изабелла и Фердинанд. — Евреи обливают грязью ваши величества. Они решили откупиться от вас и считают, что вы пойдете на такое предательство перед Всевышним и католической церковью. — Речь идет о деньгах? — осторожно задал вопрос Фердинанд. — И немалых деньгах… Говорят о тридцати тысячах дукатов. — Ого! — делано удивился Фердинанд и тут же задумчиво добавил: — Это было бы солидное пополнение для нашей казны. А она сейчас истощена войной. Мы изгнали врагов, но победа потребовала немалых денег… Великий инквизитор в упор посмотрел на короля, а потом вдруг закричал: — Ангелы на небесах нынче оплакивают нашу горькую судьбу! Хотите знать почему? А вот почему! Иуда Искариот продал своего господина за тридцать серебреников. А ваши величества готовы теперь продать его за тридцать тысяч монет! Сказав это, Торквемада поднял распятие высоко над головой и, запрокинув голову, возвел взгляд к потолку. — О, Пресвятая Матерь Божья, Царица Небесная! Недостойны мы твоего святого покровительства и заступничества. Ты подарила нам величайшую из побед. Так взгляни же вниз, на эту грешную землю! Богородица, посмотри на нас, неблагодарных, и, прошу тебя, отними у нас наше былое величие. Мы получили от тебя все дары, о которых мечтали и молились, а в благодарность надругались над святым именем Господним. После этого он бросил распятие на стол и с презрением посмотрел на Изабеллу и Фердинанда. — Продайте и это. Здесь изображен наш распятый Спаситель, за него вы получите еще несколько серебряных монет. Но не думайте, что я приму участие в столь позорной сделке! С этими словами Торквемада резко повернулся и вышел. Изабелла и Фердинанд переглянулись, затем одновременно уставились на распятие, лежавшее на столе. Оба они дрожали от страха. Они уже осознали свою вину и боялись, что после смерти их не простят за предательство, которое они чуть было не совершили. Наконец, Изабелла сказала дрожащему и белому как полотно дону Абраванелю: — Прошу вас, оставьте нас. Приор прав. Декрету будет дана сила. О том, что было дальше, Хуан Антонио Льоренте рассказывает следующее: «Фанатизм доминиканца произвел внезапный поворот в душе Фердинанда и Изабеллы. 31 марта 1492 года они издали декрет, которым все евреи, мужского и женского пола, обязывались покинуть Испанию до 31 июля того же года под угрозой смерти и потери имущества. Декрет запрещал христианам укрывать кого-либо в своих домах после этого срока под угрозой тех же наказаний. Евреям было разрешено продавать свои земельные угодья, брать с собой движимое имущество и другие вещи, кроме золота и серебра, вместо которых они должны были получать векселя или незапрещенные товары». Епископ Валентин Флешье в своей «Истории кардинала Хименеса» пишет о Торквемаде: «Этот лев религии убедил обоих, что испорченность нравов и свободомыслие с каждым днем возрастают, что соседство христиан с евреями и маврами вредит благочестию народа». Мишель Мурр констатирует: «Торквемада стал главным подстрекателем в деле изгнания евреев из Испании, решение о чем было принято Католическими королями 31 марта 1492 года». Таким образом, соблазнительное предложение евреев было отклонено, а их попытки щедрыми дарами смягчить отношение Изабеллы и Фердинанда не удались. При этом изгнание не принявших крещение евреев из страны официально мотивировалось необходимостью уберечь от их влияния души христиан и «новых христиан». Авторы указа прекрасно понимали, что, пока евреи будут оставаться в королевстве, они будут влиять на десятки тысяч обращенных в христианство собратьев (марранов), побуждая тех в тайне сохранять верность иудаизму. Жорж Бернар Деппен в своей книге «Евреи в Средние века», изданной в Брюсселе в 1844 году, пишет: «Напрасно Абраванель искал деньги, чтобы попытаться смягчить короля и королеву и заставить их отменить их суровый указ; напрасно он собирал деньги и предлагал их от имени своей нации Фердинанду, которому они были так нужны: декрет об изгнании был утвержден без малейших изменений, и сам Абраванель, как и все высокопоставленные евреи, был включен в общую проскрипцию». Как мы уже знаем, согласно декрету, евреям надлежало или принять крещение, или в четырехмесячный срок покинуть страну. При этом им запрещалось вывозить золото и серебро, и несчастные люди вынуждены были продавать дома, виноградники, скот за бесценок, чтобы тут же обратить выручку в разрешенный для вывоза товар. Более того, как пишет в книге «Евреи Запада» Артюр Бёньо, «Торквемада счел необходимым превзойти жесткость короля, запретив христианам контактировать с евреями по истечении отведенных им четырех месяцев». Это отмечает и Хосе Амадор де лос Риос в своей книге «Исторические, политические и литературные исследования о евреях в Испании»: «В апреле месяце он издал второй указ, запрещающий всем христианам любую торговлю, любое общение с евреями после истечения отведенных им четырех месяцев». Аптекарь Сатаны А 25 июля 1492 года скончался папа Иннокентий VIII, и на его место 12 августа был избран Родриго ди Борджиа (или де Борха), взявший себе имя Александр VI. Этот человек родился в 1431 году в местечке Хатива, что неподалеку от Валенсии. Его мать Изабелла была сестрой кардинала Альфонсо ди Борджиа, и свой окончательный выбор профессии Родриго сделал, когда этот его дядя в апреле 1455 года стал папой Каликстом III. Высокопоставленный дядя отправил Родриго изучать право в Болонский университет, а вскоре, в 1456 году, сделал его кардиналом, несмотря на то, что ему было лишь 25 лет. Еще через год Родриго ди Борджиа стал вице-канцлером римской церкви. Несмотря на то, что столь быстрая карьера была следствием высокого положения дяди, Родриго ди Борджиа показал себя умелым администратором. Личный аскетизм и обширные владения (он был архиепископом, епископом и аббатом во многих областях Италии и Испании) позволили ему стать одним из богатейших людей своего времени. Таким образом, его выбор на пост папы был вполне ожидаем. Несмотря на столь высокое положение в церковной иерархии, Александр VI еще при жизни был заклеймлен как «чудовище разврата». Даже официальной историей католической церкви он характеризуется как «самая мрачная фигура папства», а его понтификат назван «несчастьем для Церкви». Кроме того, папа Александр VI имел во времена правления прозвище Аптекарь Сатаны, связанное с его умением изготавливать смертоносные напитки. Александр VI имел многочисленное внебрачное потомство. Еще в бытность кардиналом он в своем дворце сожительствовал со множеством женщин, и от одной из них — Ваноццы деи Каттанеи — имел трех сыновей, из которых наиболее известен Чезаре ди Борджиа, а также дочь Лукрецию. Другой его возлюбленной была Джулия Фарнезе. Судьба Александра VI сложилась трагически. Однажды вместе с несколькими кардиналами он обедал в гостях на вилле. С наступлением сумерек папа имел неосторожность выйти на свежий воздух, где он подхватил лихорадку и 18 августа 1503 года умер. Судя по тому, как раздулся и быстро разложился его труп, некоторые современники предположили, что папа был отравлен. Поговаривали, что он по ошибке выпил отравленного вина, приготовленного его сыном для хозяина виллы. Также по ошибке отравился и его сын Чезаре, но ему повезло больше: благодаря молодости и здоровому организму ему удалось не поддаться действию отравы и выздороветь. Следует отметить, что отношения папы Александра VI и Томаса де Торквемада, что называется, не сложились. Конечно, эти люди являлись полными противоположностями и просто вынуждены были терпеть друг друга. При этом Александр VI — знаменитый развратник из семейства Борджиа — все время пытался убедить короля Фердинанда обуздать Торквемаду, которого он считал чересчур ретивым борцом за веру. Изгнание евреев Историк Жан Севиллья пишет: «1492 год — в испанской истории это стыковая дата. 2 января падение Гранады положило конец последнему мусульманскому государству на полуострове. 31 марта был подписан декрет об изгнании евреев из королевства. 3 августа во главе трех каравелл Христофор Колумб снялся с якоря, чтобы отправиться на запад. Политическое единство, религиозное единство, экспансия на запад: это была переориентация силовых линий иберийской цивилизации». В 1992 году, в год пятисотлетия открытия Америки, год 1492-й был подвергнут осуждению. События были соединены одной нитью: католическая нетерпимость по отношению к другим культурам. «В 1492 году, — заявил Жак Аттали, — Европа закрылась к востоку и повернулась к западу, постаравшись избавиться от всего, что не было христианским». Последствия указа от 31 марта 1492 года были ужасными. Королевство Изабеллы и Фердинанда покинуло, по одним данным, более четверти миллиона человек, по другим — от 50 до 150 тысяч. Историк и теолог Хуан де Мариана, умерший в Толедо в 1624 году, говорит об одном миллионе семистах тысячах человек, но эта цифра представляется чрезмерно завышенной. Ряд историков называет цифру, вдвое меньшую, — 800 тысяч человек. Историк Жан Севиллья задается вопросом и сам же на него отвечает: «Сколько их было? Согласно источникам, цифры варьируются от 100 тысяч в XIII веке и 200 тысяч в XIV веке. Видимое меньшинство: экономически мощное и очень организованное, оно было сконцентрировано в определенных районах. Будучи крестьянами, ремесленниками, торговцами или врачами, евреи были также негоциантами и кредиторами. В королевской администрации они управляли финансами и собирали налоги. Эти последние функции делали их непопулярными, и эта непопулярность нарастала с течением времени». Жорж Бернар Деппен в своей книге «Евреи в Средние века» пишет: «Торквемада добавил жесткости в указ, отданный в Кастилии, Леоне, Андалусии и в Толедо, приказав не принимать беженцев и даже не контактировать с ними. В Арагоне, Валенсии и Каталонии этот безжалостный гонитель приказал произвести перепись имущества евреев, чтобы было понятно, что можно передать сеньорам и монастырям в качестве компенсации за потери от отъезда их арендаторов. Так, сорванные со своих мест евреи должны еще были возмещать убытки тем, с кем их насильственно разлучали. Это было всеобщее отчаяние, и повсюду перед глазами христиан представали душераздирающие сцены, к которым лишь Торквемада мог оставаться равнодушным… Одни говорят о ста семидесяти тысячах человек, другие — даже о четырехстах тысячах изгнанных Фердинандом и Торквемадой: в одной лишь Гранаде 1500 семей было эвакуировано по приказу короля, чтобы завладеть их богатствами. Евреи с севера Испании бежали в Наварру и Бискайю; говорят, что 80 тысяч перебрались в Португалию; огромная масса погрузилась на корабли в Кадисе и в портах Каталонии и Валенсии, чтобы уехать в Африку и в Левант». И. Р. Григулевич в своей книге «Инквизиция» констатирует: «Точных данных о количестве иудеев, покинувших страну или принявших христианство после королевского указа 1492 года, нет. Разные источники указывают, что из Испании было изгнано от 105 до 800 тысяч иудеев и приняло христианство около 50 тысяч». Ныне считается, что примерно от 50 до 150 тысяч евреев предпочли «конверсию», а от 150 до 200 тысяч — изгнание. Согласно указу, всякий еврей, в течение четырех месяцев не крестившийся или не покинувший страну, объявлялся вне закона. Евреи Кастилии и Арагона были потрясены и бросились распродавать свое имущество. Но покупатели-христиане, знавшие указ во всех деталях, забирали еврейское имущество лишь за символическую плату. Например, хороший дом шел за осла, виноградник — за кусок ткани… Так десятки тысяч евреев покинули страну, где они прожили сотни лет, где были когда-то полноправными гражданами. Часть беженцев оказалась в Северной Италии, некоторое их количество на короткий срок нашло приют в Наварре. Большая группа евреев, в которой был и дон Абраванель, поселилась в Южной Италии (он прибыл в Неаполь, а потом перебрался в Венецию, где и умер в 1508 году). Кому-то повезло осесть в соседней Португалии. Но основная масса, понадеявшись на давние связи с маврами, направилась в Северную Африку, и немало евреев полегло в дороге, не выдержав тягот пути. К тому же мавританские разбойники, понимая, что евреи беззащитны, сразу забыли о былой дружбе. Вместо этого они грабили беженцев, даже вспарывали животы женщинам, надеясь найти у них в желудках проглоченное золото — иначе его никак нельзя было вывезти из страны. Затем разбойники выбрасывали людей — живых и мертвых — за борт. Многие уверены, что ответственность за это тоже лежит на Торквемаде. Он отлично понимал, какая участь ждет евреев, но все же настоял на исполнении указа. С другой стороны — и этот факт нельзя не отметить, — ничего нового Торквемада не придумал. Как пишет американский исследователь Альфеус Хиятт, он «лишь обновил старый инструмент, положенный под сукно, и перенес ставку в Испанию». В самом деле, евреев регулярно изгоняли, наверное, из любой европейской страны. И до Торквемады, и после него (в 1080, 1147, 1306, 1394 и 1591 годах — из Франции, в 1188, 1198, 1290 и 1510 годах — из Англии, в 1360 году — из Венгрии, в 1407 году — из Польши и т. д.). Отличие заключалось лишь в том, что при Торквемаде альтернативой изгнанию было крещение. Грубо говоря, крестись — и оставайся. Торквемада специально посылал своих доминиканцев в еврейские кварталы, чтобы объяснить, что он желает не столько изгнания иудеев, сколько их обращения в христианство. Крестившиеся иудеи получали право остаться в королевстве. Как пишет Хуан Антонио Льоренте, «многие евреи крестились из-за страха и карьеризма, ибо, крестившись, они получали доступ к высоким должностям. Многие из крестившихся евреев раскаялись в этом и вернулись к иудаизму, исповедуя его тайно, а внешне прикидываясь христианами». Как бы то ни было, они по крайней мере остались живы, и им не пришлось продавать за бесценок свои дома и земли. Положение отвергших крещение и изгнанных поистине достойно сожаления. Толпы мужчин, женщин и детей были похожи на отступающее в беспорядке войско. У части из них были лошади или ослы, но очень многим пришлось идти пешком. Часть изгнанных евреев, как мы уже говорили, отправилась в соседнюю Португалию, так как король Жуан II, сын умершего в 1481 году Афонсу V и Изабеллы Португальской, за определенную плату разрешил им безопасный проезд в Северную Африку. Однако потом произошла катастрофа: среди изгнанников вдруг вспыхнула эпидемия, и правительство Португалии потребовало, чтобы они покинули страну. Португальцы предоставили евреям корабли, но соседние страны, опасаясь эпидемии, не позволяли им приближаться к своим берегам. Владельцы кораблей и моряки использовали бедственное положение беженцев для наживы: отбирали деньги, имущество и даже женщин и девочек. Наконец, после многих недель страданий оставшиеся в живых прибыли в Марокко. Но немало евреев осталось в Португалии, пропустив все сроки отъезда (о том, что станет с ними, будет рассказано ниже). Другая часть изгнанников направилась из королевства Изабеллы и Фердинанда в Неаполь, и во время этого путешествия среди них многие заразились чумой и умерли. Были и такие, которые добрались до Генуи, где, впрочем, им было запрещено задерживаться, потому что по закону ни один иудей не должен был там оставаться больше трех дней. Поистине печальной была участь этих людей, решивших сохранить свою веру и отправившихся в опасное путешествие к новым землям. Но это массовое изгнание ударило не только по евреям. Королевство Изабеллы и Фердинанда опустело, потеряло значительную часть наиболее трудолюбивых и искусных «мастеров денежных дел», что привело его к некоторому экономическому упадку. Считается также, что указ от 31 марта 1492 года уничтожил интеллектуальную элиту страны, представленную преимущественно евреями. Можно долго спорить, насколько страшно отразилось изгнание евреев на культуре и экономике королевства Изабеллы и Фердинанда. Например, есть мнение, что практически никак, ведь большинство евреев все-таки обратились в христианство и остались в стране. Другие эмигрировали в соседние страны и крестились там. Ко всему прочему, буквально на следующий день после изгнания евреев Изабелла и Фердинанд уже были заняты подготовкой морской экспедиции Христофора Колумба. А 3 августа 1492 года корабли «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» под командованием последнего (по некоторым сведениям, он происходил из семьи крещеных евреев с острова Мальорка) отплыли на запад, чтобы пересечь Атлантический океан в поисках нового пути в Индию. Колумбу, которому 30 апреля 1492 года королевская чета пожаловала дворянский титул, и в голову не приходило, что между Пиренейским полуостровом и берегами Индии лежит новый, неизвестный континент! Но его экспедиция в определенном смысле послужила началом новой эпохи: новые земли, открытые Колумбом, надолго решили экономические проблемы страны, ныне известной как Испания. Борьба Торквемады с епископами Леонар Галлуа в своей книге «Краткая история инквизиции в Испании» пишет: «Принести в жертву евреев и мавров — этого было недостаточно для фанатика Торквемады; его дерзость дошла до того, что он стал судить епископов Сеговии и Калахорры, которые пользовались всеобщим уважением, а все их преступления состояли лишь в том, что они были обращенными в христианство евреями». В самом деле, папская булла от 25 сентября 1487 года лишила митрополитов права принимать апелляции на приговоры епархиальных епископов и их викариев (наместников, не имеющих своей епархии) и облекла этим правом генерального инквизитора. По словам Хуана Антонио Льоренте, «эта новая привилегия внушила столько тщеславия Торквемаде и его уполномоченным, что с этого времени они стали считать себя выше епископов». Более того, Торквемада даже позволил себе судить за ересь самих епископов, которые, по определению Хуана Антонио Льоренте, «в делах веры являются законными и компетентными судьями по божественному праву, и никто, даже папа, не может отнять у них того, что они получили от Святого Духа». Тем не менее Торквемада первым подал пример привлечения к суду епископов. Не довольствуясь получением от Сикста IV бреве от 25 мая 1483 года, запрещавшего епископам, происходившим от еврейских предков, браться за расследование дел инквизиции, он решил привлечь к суду двух епископов. Его жертвами стали дон Хуан Ариас де Авила, епископ Сеговии, и дон Педро де Аранда, епископ Калахорры. Торквемада известил о своем решении папу, который написал ему 25 сентября 1487 года, что один из его предшественников, Бонифаций VIII, запретил прежним инквизиторам судить епископов, архиепископов и кардиналов. А посему он посоветовал Торквемаде сообразовываться в своих действиях с этим законом. Но Торквемада все равно начал тайно следить за епископами. Ему несвойственно было уклоняться от своих обязанностей. Всегда, в любом деле, он любил изучить все до мелочей, каждую деталь, лично следил за разбором дела, за допросами и показаниями, и все для того, чтобы составить себе твердое представление и принять в соответствии с ним непреклонное окончательное решение. Именно поэтому Торквемада распорядился вести слежку. Папа со своей стороны с радостью увидел, что рождается благоприятный предлог для того, чтобы вмешаться в испанские дела. И он послал в королевство Изабеллы и Фердинанда своего чрезвычайного нунция (посланника) Антонио Паллавичини, епископа Турне, достигшего затем звания кардинала. Прибыв в Испанию, Антонио Паллавичини получил информацию и соединил ее с имевшейся в руках у Торквемады. После этого он вернулся в Рим, где шел процесс двух епископов, которых папа вызвал туда для предъявления обвинения, и они должны были предпринять защиту. Дон Хуан Ариас де Авила был сыном Диего Ариаса де Авила, еврея по происхождению, который крестился после одной из проповедей знаменитого богослова и проповедника Висенте Феррера, умершего в 1419 году. После этого он стал главным счетоводом (contador mayor) королей Хуана II и Энрике IV. Последний возвел его в дворянское достоинство, дав ему во владение замок Пуньонростро близ Сеговии и некоторые другие местности, а также титул гранда Испании. По словам Хуана Антонио Льоренте, «все это нисколько не импонировало Торквемаде». По приказу генерального инквизитора были произведены дознания, из которых можно было заключить, что Диего Ариас де Авила умер в ереси иудаизма. Цель Торквемады состояла в осуждении его памяти, в конфискации имущества, в извлечении из могилы останков и в сожжении их вместе с его изображением. Так как в подобных делах вызываются на суд дети покойного, дон Хуан Ариас де Авила был обязан явиться для защиты своего отца и себя. В 1490 году он отправился в Рим, несмотря на свой преклонный возраст, после тридцатилетнего служения на епископской кафедре Сеговии. Он был очень хорошо принят папой Александром VI, который в 1494 году даже избрал его для сопровождения своего племянника, кардинала Монреальского, в Неаполь, куда тот отправлялся для коронации короля Фердинанда II. Дон Хуан Ариас де Авила вернулся в Рим и умер там 28 октября 1497 года, оправдав память своего отца и не дав возможности Торквемаде произвести покушение на его собственную свободу. Дон Педро де Аранда, епископ Калахорры, не был так счастлив. Он приходился сыном Гонсало Алонсо, еврею, крестившемуся во времена все того же знаменитого Висенте Феррера. Гонсало Алонсо имел удовольствие видеть назначение епископами двоих своих сыновей. Его второй сын стал епископом Бургоса, потом архиепископом Монреаля на Сицилии, а Педро де Аранда был назначен епископом Калахорры в 1478 году. И все-таки в 1488 году он явился предметом тайного следствия, руководимого Торквемадой, целью которого было доказать, что Гонсало Алонсо умер иудействующим еретиком. Хуан Антонио Льоренте по этому поводу пишет: «Достаточно было, чтобы какой-либо обращенный еврей умер богатым и счастливым — тотчас пытались породить сомнения в его правоверности. Зложелательство по отношению к потомкам евреев было так же велико, как и стремление их преследовать и обогащать государственную казну их достоянием». Леонар Галлуа в «Краткой истории инквизиции в Испании» развивает эту мысль: «Достаточно было, чтобы какой-то обращенный еврей оставил после себя богатство, как тут же инквизиция начинала использовать все возможные средства, чтобы доказать, что он был иудеем-еретиком, чтобы опозорить его память, конфисковать его имущество, эксгумировать его останки, чтобы придать их костру, а также лишить его детей всех отличий. Такова была цель Торквемады в отношении этих двух прелатов». Дело Гонсало Алонсо вели инквизиторы Вальядолида и епархиальный епископ (им был тогда епископ Паленсии). Но дон Педро де Аранда побывал в Риме и получил от папы Александра VI бреве от 13 августа 1493 года, которым это дело передавалось в руки дона Иньиго Манрике де Лара, епископа Кордовы, и Хуана де Сан-Хуана, приора бенедиктинского монастыря в Вальядолиде. Они должны были произнести приговор по делу Гонсало Алонсо и велеть исполнить его, причем инквизиторы и епархиальный епископ не имели права этому противодействовать или апеллировать против вынесенного приговора. Последствия этого решения были благоприятны для Гонсало Алонсо. Его сын, дон Педро де Аранда, достиг такой степени уважения со стороны папы, что был назначен главным мажордомом папского дворца. А в 1494 году папа отправил его в Венецию в качестве посла. Но даже эта исключительная милость не остановила пыла инквизиции, которая продолжала начатый против него процесс. Дон Педро де Аранда представил сто одного свидетеля, но так неудачно, что каждый имел что-либо показать против него в том или другом пункте. Судьи сделали доклад папе 14 сентября 1498 года, за два дня до смерти Торквемады, и верховный первосвященник присудил епископа к лишению должности и бенефиций, к снятию епископского сана и к возвращению в состояние мирянина. Он был заключен в замок Сант-Анджело и умер там некоторое время спустя. Леонар Галлуа в своей «Краткой истории инквизиции в Испании» констатирует: «Почти всегда интриги обеспечивали инквизиторам успех в их начинаниях; кроме того, они не боялись предпринимать несправедливые действия каждый раз, когда это было выгодно их деспотизму». А вот мнение Хуана Антонио Льоренте по этому поводу: «Несмотря на это формальное осуждение, я не думаю, чтобы дон Педро де Аранда был повинен в преступлении, в котором его обвиняли, потому что мне кажется невероятным, как он мог, в противном случае, так долго пользоваться репутацией хорошего католика и исключительным образом стяжать такое всеобщее уважение, что королева Изабелла назначила его председателем совета Кастилии. Его забота по созыву синодального съезда в епархии доказывает ревность Аранды к чистоте веры и догмата». Реакция папы Александра VI Жесткость и решительность Торквемады поразили даже папу Александра VI, но, боясь поссориться с Изабеллой и Фердинандом, он до поры до времени не принимал никаких мер, хотя получал регулярные жалобы на действия инквизиции в их королевстве. Как видим, Торквемада сделал инквизицию такой, какой она стала, и никто, даже очень могущественный, даже Александр VI, не мог остановить его. И все потому, что генеральный инквизитор был более грозным ревнителем веры, чем сам римский папа. Тем не менее Александр VI, встревоженный действиями Торквемады, предложил Изабелле и Фердинанду назначить ему «в помощь» других инквизиторов. В трудную минуту помощь ценнее золота. Но помощь — понятие растяжимое, как, впрочем, и благодарность за нее. В данном случае «помощь» Александра VI подразумевала его желание хоть как-то ослабить единоличную власть генерального инквизитора. Манюэль де Малиани в «Политической истории современной Испании» утверждает, что Александр VI (которого он, кстати, называет «гнусным Борджиа»), «испугавшись возмущения, поднимавшегося со всех сторон, хотел лишить генерального инквизитора данной ему власти». Но успех этой попытки был незначительный, Торквемада удержал свои позиции. В книге Вилльяма Прескотта «История правления Фердинанда и Изабеллы Католической» сказано: «Напрасно Александр VI, чтобы смягчить неистовство, которое Торквемада путал с усердием, придал ему в 1494 году четырех коадъюторов, с мнением которых он должен был считаться; они ничему не могли помешать, и великий инквизитор продолжал до самого конца своей карьеры, без сомнений и без советов с кем-либо, идти по страшной и опустошенной дороге, которая, окружая его бесконечным ужасом, не вызывала у него при этом ни малейшего сожаления». В конечном итоге, как пишет в своей «Истории Испании» Альфонс Рабб, «папа Александр VI признал за генеральным инквизитором чрезвычайные и неограниченные права». Но Торквемада действительно уже был стар и очень болен (все-таки 74 года!). Назначение четырех заместителей, получивших право обжаловать его решения, было воспринято им как оскорбление. Он и в самом деле смертельно устал. Он стал плохо спать, иногда мог задремать, обессиленный, лишь на рассвете: многолетняя борьба, насилие, совершаемое над собой, породили сумрачные видения во сне. Запас сил, поддерживавшийся силой духа и верой, практически иссяк, а убеленная сединами голова, словно налитая свинцом, отказывалась работать так же быстро и эффективно, как раньше. Торквемада вдруг понял, что ему не доверяют, обиделся и демонстративно удалился от дел. Он больше ни разу не переступил порог королевского дворца. Он действительно ушел в отставку сам (его никто не изгонял) и провел еще несколько лет своей жизни — очень преклонные годы — в столь привычном ему аскетизме монастырской жизни. Что за этим стояло? Трудно сказать. Некоторые биографы считают, что его «стали преследовать тени его жертв». Как бы то ни было, 23 июня 1494 года папа Александр VI опубликовал указ, в котором говорилось, что, ввиду преклонного возраста Торквемады и его различных недомоганий, он назначает еще четырех инквизиторов для ведения дел совместно с ним. Этими инквизиторами стали дон Мартин Понсе де Леон, архиепископ Мессины в Сицилии, пребывавший в Кастилии, дон Иньиго Манрике де Лара, епископ Кордовы, дон Франсиско Санчес де ла Фуэнте, епископ Авилы, а также дон Альфонсо Суарес де Фуэнтельсас, епископ Мондоньедо. Каждый из них был уполномочен папой делать единолично все, что он сочтет нужным, и заканчивать дела, начатые другими, потому что все они были облечены одинаковой властью. Из этих четырех человек один, а именно Иньиго Манрике де Лара, пребывал в своей епархии в Кордове, не следуя за королевским двором, и поэтому точно неизвестно, исполнял ли он обязанности инквизитора. Дон Альфонсо Суарес де Фуэнтельсас, по-видимому, вскоре отказался от этого назначения. Лишь епископ Авилы и архиепископ Мессины тотчас после своего назначения вступили в должность. Частная армия Торквемады Принято считать, что Торквемаду все ненавидели и боялись. А он, в свою очередь, стал опасаться ненависти окружающих. Общество жило в ужасе. Но в ужасе жил и Торквемада. В старости у него даже якобы развилась мания преследования. Генрих Грец в «Истории евреев» пишет: «Торквемада не мог не понимать, что его жестокость привлекает к нему всеобщую ненависть, и он постоянно боялся за свою жизнь. На столе у него всегда находился рог единорога, который, согласно суевериям того времени, мог нейтрализовать действие ядов. Когда он выходил, его сопровождала гвардия, составленная из пятидесяти всадников и двух сотен пехотинцев». На самом деле все это не совсем так. Торквемада до самой смерти пользовался любовью в народе. Эскорт охранников был навязан ему королевой Изабеллой, напуганной восстанием в Сарагосе. Охрана раздражала Торквемаду. А простой народ считал его человеком очень милосердным. Нетерпимым к греху — да. Но добрым к честным и законопослушным людям. Самое малое 60 лет после его смерти, несмотря на ошибки его преемников, Торквемаду в Кастилии почитали едва ли не как святого. В самом деле, Торквемада был человеком абсолютно безупречным в личной жизни. Его нельзя было подкупить, он не имел слабостей, которыми его можно было шантажировать. Он не отличался даже тщеславием. Среди придворных Торквемада терялся. Он никогда не считал себя важной политической фигурой, он просто добросовестно исполнял свои обязанности. Королева Изабелла сама попросила его принять соответствующие меры предосторожности. И это было мудрое решение. Ведь те люди, чьих родных и любимых сожгли на кострах инквизиции, кому пришлось многое претерпеть из-за генерального инквизитора, вполне могли попытаться лишить его жизни. Он и сам ждал отравления. Он был готов к нему. В те времена это было обычным делом. Каждое блюдо перед подачей на стол пробовалось в его присутствии. Об охране в 250 человек говорят многие историки. В Средние века 250 человек — это была почти армия. Частная армия Томаса де Торквемада. Эта кавалькада отныне всегда следовала за ним, распугивая выбежавших на дорогу любопытных мальчишек и топча в дорожной пыли зазевавшихся кур. |
|
||