«ТИТАНИК». ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

В Лондоне, во дворце старейшей страховой компании Ллойда, время от времени совершается скорбный ритуал. В старинном зале раздаются три удара колокола, и глашатай, одетый в красную мантию, объявляет название судна. Этого судна уже нет, оно погибло, и происходящая во дворце Ллойда церемония — прощание с судном, где бы оно ни погибло и под каким бы флагом ни плавало.

Колокол, висящий в зале, не простой. Он снят с легендарного французского фрегата «Лютин», захваченного англичанами и трагически затонувшего 9 октября 1799 года со всем экипажем из 200 человек около голландского острова Влиланд с грузом золота.

Одновременно с третьим ударом колокола, напоминающего всем морякам о мужестве и верности долгу, имя погибшего судна заносится в «Книгу кораблекрушений». Названия разделов этой книги говорят сами за себя: «Сгоревшие», «Разбившиеся», «Затонувшие», «Погибшие в результате столкновения»… А ниже, под заглавиями, идут длинные списки судов, нашедших вечный покой на морском дне. Сколько человеческих жизней, сколько выплаканных слез, горя и отчаяния скрывается за этими сухими записями!.. И среди тысяч других судов — трагических героев «Книги кораблекрушений» — огромный пассажирский лайнер «Титаник».

Человек вошел в XX век подлинным триумфатором. Он научился варить сталь, выдерживающую огромные нагрузки, создал двигатели, развивающие чудовищные мощности, поставил себе на службу электрический ток и радиоволны, научился строить надводные и подводные корабли, дирижабли, самолеты; наиболее дерзкие мечтатели стали уже подумывать о создании подводных городов и путешествиях на Луну.

Но, пожалуй, наиболее впечатляющими были достижения человека в строительстве пассажирских лайнеров. Один за другим сходили со стапелей плавающие шедевры — настоящие дворцы, отели, которые по своим размерам можно было смело сравнить с крупнейшими сухопутными сооружениями, начиная от пирамиды Хеопса и кончая американскими небоскребами.

Все это вместе взятое создало определенную атмосферу эйфории, самодовольства и самоуспокоенности. Не только обыватели, но и высококвалифицированные специалисты стали рассуждать примерно так: «Что нам теперь стихия? Человек сильнее любых природных явлений!».

Именно в такой атмосфере был построен и отправился в первый, или «девичий», как образно говорят англичане, рейс пассажирский лайнер «Титаник». Газеты и рекламные проспекты, стремясь превзойти друг друга в восхвалении этого восьмого чуда света, называли его «Крупнейший в мире пароход», «Предел роскоши», «Архитектурный шедевр» и, как апофеоз человеческой самовлюбленности и самоуверенности, — «Непотопляемый корабль». Да что газеты! Сам капитан Эдвард Смит, старый и опытнейший морской волк, всю свою сознательную жизнь отдавший плаванию на судах компании «Уайт Стар Лайн» и которому в знак глубокой признательности компания доверила повести свой новый лайнер в первый трансатлантический рейс, заявил буквально следующее:

«Сейчас трудно вообразить ситуацию, и я просто не могу представить себе бедствие, которое могло бы вызвать потопление этого судна. Современный уровень судостроения не допускает кораблекрушений».

А на пятый день рейса огромный и «непотопляемый» корабль пошел ко дну, унеся с собой полторы тысячи жизней.

Эта трагедия произвела необратимый сдвиг в сознании людей. После гибели лайнера история мореплавания как бы разделилась на два периода: до и после «Титаника». Как выразился известный писатель-маринист Джозеф Конрад, «слепое доверие к технике испытало страшный шок». Люди вдруг вспомнили старинную морскую пословицу, что море не любит непотопляемые суда, что силу стихии нельзя недооценивать при самом высоком уровне науки и техники. И по сей день, когда до конца XX века осталось считанное количество лет, стихия жестоко наказывает людей за любое ослабление бдительности, за малейшее проявление самоуверенности.

Трагедия Чернобыля, гибель подводной лодки «Комсомолец», катастрофа американского космического корабля Челленджер и нескольких наших космических ракет с экипажами на борту, гибель пассажирских судов «Адмирал Нахимов», «Эстония», «Михаил Лермонтов» — все это уроки «Титаника», недостаточно выученные потомками строителей и моряков злополучного лайнера. А как можно забыть самую крупную в мирное время морскую катастрофу, происшедшую у берегов Филиппин 20 декабря 1987 года, когда в результате столкновения танкера «Виктор» и парома «Донна Пас» официально погибло 3132 человека, а фактически — еще больше, поскольку здесь не могли быть учтены многочисленные «зайцы» — мальчишки и девчонки, которые, как водится на Филиппинах, пробрались на паром без билета и, следовательно, не были зарегистрированы ни в списках пассажиров, ни в списках погибших… Так уже практически в наши дни, в век космических полетов, расцвета кибернетики и пересадки искусственных органов был побит мрачный рекорд «Титаника», причем сразу вдвое!

В представленной книге Уолтера Лорда, написанной более сорока лет назад и выдержавшей в разных странах мира десятки изданий, эмоционально и правдиво описывается ночь гибели «Титаника». Автор добросовестно изложил обстоятельства кораблекрушения в том виде, в каком они были известны во время написания книги, основываясь на опросах и свидетельских показаниях выживших после катастрофы членов экипажа и пассажиров, живо описал поведение различных людей на грани между жизнью и смертью, как если бы сам был на борту лайнера в ту роковую ночь. Писатель ярко показал, что в экстремальных ситуациях проявляются подлинные человеческие качества: люди, которые считались благородными и мужественными, оказывались трусами и подлецами, тихие, безропотные женщины показывали пример высочайшей силы духа и преданности близким, простые, полуграмотные члены экипажа, и прежде всего обитатели корабельной преисподней — машинного отделения, — до конца выполнили свой долг, обеспечивая спасение тем, кто был наверху, а другие бросали свои посты, охваченные животным страхом и стремлением спастись. А как трогательно описываются музыканты, которые во время погружения лайнера продолжали играть свои лучшие произведения! В этом желании вскрыть суть человеческих отношений, проникнуть в души своих героев, оказавшихся на грани жизни и смерти, несомненное преимущество книги Лорда. За сорок лет, прошедших со дня написания этой книги, стало известно много тайн, о которых не знал и не мог знать автор, была проведена огромная кропотливая работа по поиску затонувшего лайнера и, наконец, был обнаружен и обследован «Титаник», лежащий на глубине около четырех километров в нескольких сотнях миль у берегов Ньюфаундленда. В этой связи некоторые тайны гибели лайнера были раскрыты, но, в то же время, при обследовании обломков парохода появились новые вопросы, требующие ответа.

Поэтому возникла потребность дополнить книгу Лорда несколькими новыми главами, в которых мы хотим дать появившуюся дополнительную информацию о самом пароходе и его трагическом рейсе, обсудить вместе с читателями некоторые до сих пор не выясненные обстоятельства этого плавания, подробно рассказать о том, как искали и нашли затонувший пароход.

В последнее время интерес к «Титанику» вспыхнул с новой силой в связи с выходом на экран замечательного фильма Джеймса Камерона «Титаник», поэтому мы решили рассказать об этом фильме и о других произведениях литературы и искусства, героем которых стал исторический пароход.

Полагаю, что книгу с интересом прочтут люди разных возрастов и разных специальностей — все, кого влечет морская романтика, кого интересуют судьбы кораблей и людей, связавших с ними свою судьбу.

С. Белкин, инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук, автор «Голубой ленты Атлантики «Путешествий по кораблям «и ряда других книг.