|
||||
|
10 ВЕЛИКИЕ ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЭПОХ
I «ПЕРВЫЕ ВРЕМЕНА» ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Для того, чтобы узнать правду о прошлом Египта, возможно, нам придется обратиться к словам мудрого везира Птаххотепа, который жил во времена Пятой династии:
Каждая цивилизация оглядывается в свое сохранившееся в мифах прошлое и стремится найти там божественные истоки. Для греков таким прошлым было время Олимпийских богов, когда боги могли общаться со смертными, как в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Для евреев — это времена «Книги Бытия» Ветхого завета. Что касается египтян, от которых происходит как греческая, так и еврейская цивилизация, то их самый первый «золотой век», когда боги могли общаться с людьми, назывался «Теп Зепи», что приблизительно переводится как «первое время»[318]. Египтяне верили, что космический порядок и его отражение на земле Египта очень давно установлены богами. Раса богов правила Египтом на протяжении многих тысячелетий до того, как власть была доверена смертным, хоть и имеющим божественное происхождение, фараонам. Фараоны оставались связующей нитью с миром богов и, таким образом, с миром, существовавшим в «первое время». Боги следили, чтобы все повеления соответствовали установленным ими законам. Любое движение фараона, любой его поступок или указ должны были объясняться в терминах «первого времени», являвшегося своего рода Заветом царствования. Это относилось не только к царю и его двору, но и ко всем естественным процессам — движениям звезд, необъяснимым явлениям природы, подъему и спаду вод Нила. Не будет преувеличением сказать, что все, что делал фараон, имело отношение к «первому времени»; следовательно, для понимания реального хода истории ученым необходимо тщательно изучать события, происходящие в мифах, как космического плана, так и земного. Не удивительно, что это благословенное «первое время» относит нас ко «времени Осириса»[319]. Эпоха правления Осириса на Земле рассматривается как самая счастливая и благородная. И при строительстве пирамид египтяне наверняка думали о великих событиях, связанных с «первым временем», когда звезды были расположены определенным образом, в основном это касалось Сириуса и созвездия Ориона — космической обители душ богов. Это делает «первое время» очень интересным для египтян, которые были уверены в его реальном существовании и могли, в случае, если были знакомы с прецессией, вычислить эту эпоху древних богов. II ЖРЕЦЫ-АСТРОНОМЫ ГЕЛИОПОЛЯ Многие полагают, что эпоха пирамид — это время создания пирамид Гизе, время одной особенной династии и одной группы фараонов. Однако замысел был намного грандиознее и не ограничивался только тем, что было создано Четвертой династией. Есть много свидетельств, заставляющих сделать вывод, что существовал один большой план «заморозить время» в камне или, говоря другими словами, заставить камни «рассказать» о «первом времени». Поясняя свои слова, я прибегну к аналогии. Любое религиозное сооружение часто является не только творением своей эпохи, но также техническим и художественным выражением последнего «золотого века». Когда Кристофер Рен в конце семнадцатого столетия построил в Лондоне Кафедральный собор святого Павла, он использовал самую современную технологию, а искусство архитектурного выражения и символика имели своим источником христианство. Очевидно, что собор отражает религиозные взгляды эпохи, когда он был построен. То же самое относится к Собору святого Петра в Ватикане. «Золотой век» христианства относится ко времени, когда проповеди читал сам Христос, и соборы — это более позднее материальное воплощение памяти о мифическом «золотом веке», в то время как реально христианская вера, а следовательно, то, что пытались выразить Рен и Микеланджело, сложилась в промежутке от первого до пятого веков нашей эры. А когда возникли религиозные воззрения, заложенные в Великой пирамиде? За столетия до них, за тысячелетия или же еще раньше? Когда же было это «первое время»? Мы знаем, что Гастон Масперо, открывший «Тексты пирамид», считал, что религиозные идеи, которые в них отражены, на несколько тысячелетий древнее текстов пирамид Унаса[320]. Мы также знаем, что многие филологи думают, будто значительная часть «Текстов пирамид» имеет источник, относящийся к додинастической эпохе. Масперо предполагал, что этим религиозным взглядам, по крайней мере, 7000 лет[321], но большинство современных археологов считают это маловероятным, ссылаясь на археологические свидетельства. Вопрос в том, как трактовать эти свидетельства — вспомним, к примеру, ошибочную теорию «недостроенности» погребальной камеры царицы[322]. Каким сами египтяне представляли время возникновения своей религии? И что греки, к примеру, думали о происхождении египтян? Обычно считается, что египтяне уступали философскому «гению» греков. Египетские легенды представлены у Солона, Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля довольно бедно. Что касается знаний в области математики и астрономии, то такие специалисты, как Паркер и Нойгебауэр утверждают, что египтяне могли осуществлять только элементарные математические вычисления, которые вполне по силам детям до десятилетнего возраста; изучение же ими астрономии заключалось в простом наблюдении за звездами в попытке уловить волю богов. Какого бы уровня египетская астрономия ни достигла, утверждали эксперты, она была разработана гораздо меньше, чем астрономия вавилонская или греческая[323]. Но такое мнение расходится с тем, что писали сами греки. Большинство греческих, да и римских авторов, считали, что Пифагор, Платон и даже Гомер получили свои философские знания в Древнем Египте[324]. Диодор (первое столетие до н. э.) писал: «Наиболее образованные греки стремились посетить Египет для изучения самых главных принципов и законов; среди тех, кто посетил Египет, были Орфей, Гомер, Пифагор и Солон…»[325] Великий Страбон (64 год до н. э. — 24 год н. э.) сообщил:
В своей знаменитой «Истории» Геродот (ок. 485—425 годы до н. э.) писал:
Дион Христомен (30 год н. э.) также отмечал: «Египетские жрецы немало дурачили греков, потому что по многим вопросам они совсем не знали правды…» Очевидно, греки считали египетских жрецов хранителями великой астрономической мудрости, которую те неохотно разглашали недостойным чужеземцам. В самом деле, попасть в Египет чужаку было очень трудно — и особенно в эпоху пирамид. Во времена Четвертой династии на примитивных греков смотрели как на варварский народ, на людей, появившихся в технически передовом, создавшем пирамиды Египте, почти что из пещер. Только в седьмом веке до нашей эры иноземцам было разрешено как свободно приезжать в Египет[328], так и изучать его тайны. Шваллер де Любиц, современный философ, потратил большую часть жизни, пытаясь доказать, что Древний Египет являлся настоящим кладезем знаний по астрономии и философии (которые он называл «сакральными науками»). Он был убежден, что современные ученые просто не смогли правильно прочитать древних и что «должны быть пересмотрены многие наши представления относительно древних народов, от которых ныне остались только следы»[329]. Однако в письме, полученном мной от одного известного египтолога, работающего в Каире, я прочитал:
Но нам-то очевидно, что мы имеем дело с одной из величайших тайн, и потому здесь следует преодолеть барьер, выстроенный «специалистами», и постараться понять смысл и значение послания из древности. III КТО ГОВОРИТ ОТ ИМЕНИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА? Шваллер де Любиц отметил, что «не существует в мире большей дистанции, чем дистанция между современным западным менталитетом и образом мыслей, которого придерживались создатели мифов Древнего Египта»[331]. Курт Мендельсон, изучавший египетские пирамиды на протяжении многих лет, писал:
Одним из законов физики, который может оказаться полезным при изучении прошлого, является, конечно, закон прецессионного смещения оси нашей планеты, который выражается в изменении видимого положения звезд. Среди египтологов распространено мнение, что династический Египет начался где-то около 3100 года до н. э. Эпоха, предшествующая этой дате, носит название «до-династической», и, как следует из учебников истории государства, Египет в это время фактически не существовал. Принято думать, что первым фараоном был Менее, объединивший Египет примерно в 3100 году до н. э.; он же являлся основателем Мемфиса. Но династический принцип как концепция наследственной смены власти не был известен древним египтянам; они просто воспроизводили то, что существовало всегда, с «первого времени», когда законные права на трон Осириса получил Гор. А эпоха «первого времени» всегда осознавалась как значительно более древняя, чем эпоха правления Менеса. С возникновением научной египтологии, которая, как считается, началась с расшифровки Шампольоном иероглифов в 1822 году, появилось много разных мнений по вопросу о точной дате начала правления Менеса, тогда как время возникновения религиозных представлений оставалось в стороне от научных споров. Сам Шампольон относил начало Первой династии к 5867 году до н. э., и мы уже перечисляли, как уточнялась эта дата, пока не привела к 4400 году до н. э. Система хронологии, которой пользовался Бругш, исходивший из предположения, что в одном столетии сменяются три поколения, резко передвинула эту дату примерно на 3400 год до н. э.; в конце концов дата устоялась на цифре приблизительно 3100 год до н. э., и именно ее можно встретить в большинстве современных книг. Описание того, как вычислялись эти многочисленные даты, заняло бы много места, и мы не будем злоупотреблять терпением читателя. Там были и анализ текстов, и астрономические расчеты, и немалое число просто догадок. Однако современные специалисты почему-то не разрешают древним египтянам говорить самим за себя. Египетский источник, который используют наиболее часто, принадлежит жрецу по имени Мането, по всей вероятности, хорошо образованному человеку, возможно — жрецу высокого сана; он говорил по-гречески и жил в Нижнем Египте во времена правления Птолемея II (347—285 года до н. э.). Сама работа Мането не сохранилась, у нас есть только комментарии к ней Секста Африканского (ок. 221 года до н. э.) и Евсебия из Цезарии (ок. 264—340 годы до н. э.). Мы можем предположить, что сам Мането пользовался в составленной им хронологии каким-то своим, местным, источником. Мането разделяет фараонов на тридцать династий. Именно он первым ввел греческие имена, под которыми мы знаем фараонов сейчас: египетский Хуфу стал Хеопсом, Хафра — Хефреном, Менкаура — Микерином и так далее. До самого конца девятнадцатого столетия список Мането был единственным источником[333], определяющим египетскую хронологию. Другими источниками, которыми стали пользоваться позднее, был «абидосский список», относящийся ко временам Девятнадцатой династии, «саккарский список» той же династии, «туринский папирус» Семнадцатой династии и таинственный «палермский камень», который дает летоописание фараонов первых пяти династий[334]. Но именно Мането оказал наибольшее влияние на современную хронологию. В хронологии Мането перечисляются все фараоны с самых первых династий, но еще там есть и упоминание о таинственной эпохе, предшествующей этим династиям. Секст Африканский, «комментатор» текста Мането, был первым христианским историком, посвятившим свое время созданию «всеобщей» хронологии. В своей «Хронографии» он приводит данные из различных источников, что позволяет ему «покрыть» период от «сотворения мира» до 221 года н. э. Секст Африканский в основу своей датировки, естественно, положил Библию, и пытался синхронизировать с ней хронологии Древнего Египта, Халдеи, греческие мифы и историю Иудеи, но в свете нового взгляда христианина. Трудно представить себе получившийся хронологический коктейль. Евсебий из Цезарей был личным летописцем Константина Великого, утвердившего христианство в качестве официальной религии Рима, и потому его взгляд на события тоже страдает определенным субъективизмом. Евсебия в его хронологии больше занимало утверждение императора Константина в качестве первого христианского святого в царском сане. Короче говоря, как Секст, так и Евсебий были чересчур склонны трактовать события с точки зрения Библии вообще и римской христианской церкви в частности. Согласно Евсебию, хронология Мането упоминает три четко определяемые эпохи до Менеса: правление полубогов, которое наступило после царствования Гора; это правление продолжалось 15 150 лет; затем додинастическое правление, которое длилось еще 13 777 лет; в сумме это давало 28 927 лет до Менеса. В такую седую древность Евсебий поверить не мог, и потому сделал заключение: «Под годом я понимаю лунный цикл, состоящий из тридцати дней: то, что мы называем месяцем, египтяне называли годом»[335]. Таким образом Евсебию удалось сжать «лунные года» и получить в качестве года правления Менеса 2206 год. А вот Диодор Сицилийский пишет о 33 000-х летнем периоде до Менеса[336]. Но, возможно, самым важным являются комментарии на «туринский папирус», документ, относящийся к Семнадцатой династии (ок.1400 года до н. э.). Этот папирус был найден в Египте в начале девятнадцатого веками продан в Туринский музей в Италии. О третьей эпохе, предшествующей Менесу, мы не можем знать ничего, поскольку текст поврежден; две же другие эпохи приводятся с продолжительностью 13 420 и 23 200 лет, в сумме — 36 620 лет[337]. Египтологи не принимают эти даты всерьез, считая, что в папирусе описываются не исторические, а мифологические эпохи. Значит ли это, что египтяне, а потом и греки были неправы, говоря о древности египетской цивилизации? Мы знаем, что кроманьонский человек, самый ранний homo sapiens, или человек разумный, появился на арене эволюции примерно 50 000 — 100 000 лет тому назад. Научные свидетельства говорят, что размер и форма мозга кроманьонца и современного человека совпадают. Но только 134 года назад Чарльз Дарвин высказал свою «еретическую» теорию эволюции, чем вызвал гнев ученых мужей, которые придерживались мнения, что мир возник в результате божественного творения, примерно в 4004 году до н. э. «Я смеялся… пока у меня не заболели бока», — писал британский геолог Адам Седгвик в письме Дарвину. Сэмюель Уайлдерфорс, оксфордский епископ, объявил в Британской ассоциации наук, что теория Дарвина — это «грубая подделка, сотканная из домыслов и спекуляций». Луи Агасси, только что получивший звание профессора геологии, воскликнул: «Я верю, что навсегда вычеркну это сумасшествие» м. Интересно, к какому году относили «творение» эти господа? Доктор Джон Лайтфут, вице-канцлер Кембриджского университета, писал в 1859 году, что «…человек был создан 23 октября 4004 года до н. э., в девять часов вечера»[338]. Столетие спустя ученые пришли к выводу, что наша планета имеет, по крайней мере, 4-5 миллиардов лет своей истории, а человекообразные, наши предки, появились более миллиона лет тому назад. В 1979 году палеоантрополог Мэри Лики нашла в вулканической породе отпечаток ноги, по всей видимости, человекообразного существа, может быть — предка человека, и древность этого отпечатка — 3,6 миллиона лет. Согласно археологическим данным, мы прошли путь от пещерных жителей до космических путешественников менее чем за 5000 лет. Но не могут ли археологические «свидетельства» уводить нас от истины и не является ли египетская цивилизация много древнее, чем считают современные ученые? Мы уже упоминали птицу Феникс и о том, что древние египтяне связывали ее с рождением и космическими циклами, которым подчиняется картина звездного неба[339]. Похоже, что после долгого отсутствия Феникс вернулся, возвещая новый «золотой век». Р. Т. Рандл Кларк говорил о цикле 1460 лет[340], но позднее, в своей обширной работе о египетском Фениксе, кроме этой цифры назвал еще один цикл с периодом в 12 954 года[341]. Четырнадцать столетий и шестьдесят лет являются циклом Сотис, который основан на наблюдениях подъема Сириуса на восходе солнца и его перемещениях за один день каждые четыре года при 365-дневном календаре. Завершается полный цикл через 4 х 365 = 1460 лет[342]. Но откуда возник такой большой период в 12 954 года? Что это был за цикл? Имеет ли он отношение к Сириусу? Всем, кто имел дело с прецессией, эта цифра хорошо знакома. Это половина цикла прецессии, который составляет примерно 26 000 лет; и эта половина определяет время, когда звезда проходит от своего максимального положения на звездном небе до положения минимального. Давайте возьмем для примера какую-либо гипотетическую звезду в начале цикла, в самом нижнем положении на небе. Предположим, что она пересекает при своем суточном движении линию меридиана, скажем, под 12 градусами к горизонту. Каждый год звезда будет подниматься немного выше, со скоростью приблизительно 12 угловых секунд в год. Чуть больше, чем за два столетия, звезда пересечет линию меридиана уже под 13 градусами, и этот угол будет постепенно увеличиваться. Приблизительно через 13 000 лет звезда достигнет своего максимума, скажем, 55 градусов над горизонтом. Затем начнется движение вниз с той же скоростью, до тех пор, пока звезда не достигнет своего самого нижнего положения на линии горизонта, то есть 12 градусов наклона. Это произойдет еще через 13 тысяч лет. Селлерс доказала, что древние не только разделили зодиак на двенадцать частей, но также знали и то, что солнце проходит 12 областей неба, находясь при этом в каждой области 2160 лет[343]. Если умножить 2160 лет на 12, то получается 25 920, время цикла прецессии. Это очень большой срок, но его делили на периоды в 2160 лет, а этот период, в свою очередь, делили на 360 градусов, получая маленькие периоды по 72 года, ставшие базисными в концепции «вечного возвращения» первого золотого века. Тщательное исследование привело Селлерс к очень важному заключению:
Символом «вечного возвращения» был, конечно, Феникс, и мы уже знаем, что в эпоху пирамид его «семя», таинственный камень Бенбен, хранилось в Храме Феникса в Гелиополе. Не менее важным является то, что стилизованное изображение камня Бенбен было помещено на вершину Великой пирамиды. Могли ли пирамиды, в частности, пирамиды Гйзе, быть выражением «вечного возвращения», возвращения в исходную точку прецессии? Шахты в Великой пирамиде являются существенным аргументом в пользу того, что это предположение верно. IV ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ «ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ» Мы привыкли думать, что время — это то, что показывают нам часы или календарь. Если же выбросить календари и часы, как мы узнаем о времени? Как узнаем, какой сейчас год? Если только мы не астрономы или не хорошие навигаторы, то у нас не будет ни малейшей зацепки. Древние астрономы-жрецы Гелиополиса знали секреты времени, поскольку наблюдали и изучали видимое движение звезд, луны и солнца. Если бы и мы занялись тем же самым, довольно скоро научились бы делать некоторые вещи: разделять время суток на часы, определять количество дней в году, подсчитать число в году лунных месяцев. Но все же лишь немногим удалось бы изобрести какой-либо «определитель», который смог бы указать на свое время далекому потомку. Астрономы-жрецы Гелиополиса знали, как это делать, и это был, возможно, один из самых больших секретов, которые они ревностно берегли, в том числе и от греков. Секретом было знание прецессии и скорости изменения положения Ориона, Шад и Сириуса[345]. Принято приписывать открытие прецессионного движения Гиппарху Александрийскому (ок. 180—125 годы до н. э.), но многие ученые, в частности, Заба, Селлерс[346] и Шваллер де Любиц[347], приводят убедительные доказательства, что египтяне знали о ней задолго до греков, возможно, даже до эпохи пирамид. Нам известно, что греки называли своими учителями в астрономии жрецов Гелиополя и Мемфиса. Мы также знаем, что ученые, изучавшие «Тексты пирамид», согласны с выводами о значительной роли звездного культа в священнодействиях, которые могли быть древнее эпохи пирамид на несколько-столетий, если не тысячелетий. Египетских астрономов интересовало время появления из-за горизонта звезд и пересечение ими меридиана, особенно это касалось и Сириуса и созвездия Ориона, и было бы просто невероятно, если бы они не заметили смещения этих звезд. Прецессия приводит к изменению угла наклона звезды примерно на полградуса в столетие. За столетие, в крайнем случае, два, это смещение должно было быть замечено египтянами. Если мы, к примеру, возьмем Дзету Ориона (Ал-Нитак), то расчеты покажут, что изменение угла, под которым видна звезда при подъеме из-за горизонта, скажем, между 3000 годом до н. э. и 2800 годом до н. э., составит 1,3 градуса, если наблюдать из Гелиополя: Это почти в три раза больше размера полной луны, и просто невероятно, что такая информация могла пройти мимо наблюдателей за звездами. Если наблюдение осуществлять после пересечения звездой меридиана, то видимая высота над горизонтом составит: Один градус; снова более чем достаточно даже для невооруженного глаза. Таким образом, египтяне наверняка знали, что звезды медленно смещаются. Отсюда можно предположить, что строители пирамиды, ориентируя южную шахту погребальной камеры царя Великой пирамиды на Дзету Ориона, знали, что эта звезда изменит свое положение. И еще они знали, что ориентация шахты как бы «фиксирует» какую-то временную точку общего великого цикла. Вполне резонно заключить, что древние архитекторы знали о скорости прецессионного изменения. Таблица показывает изменения в склонении и угле подъема над горизонтом (высоте) по линии меридиана для звезды Ал-Нитак на протяжении 13 тысяч лет. [Источник: компьютерная программа Skiglobe 3.6. Для дат до 10 000 лет до н. э. ошибка во времени в пределах 300 лет, в углах — в пределах 0,5 градусов в ту или иную сторону] Для наблюдателя в Гелиополе звезда Ал-Нитак в нижней точке (что отмечало собой начало цикла в 10 400 году до н. э.) находилась под углом склонения -48 градусов 53 минуты; то есть угол между ней и линией горизонта в южном направлении составлял 11 градусов 08 минут. В самой высокой точке в конце цикла, который наступил приблизительно в 2550 году, звезда на протяжении нескольких десятилетий имела склонение -1 градус 50 минут, то есть угол наклона над горизонтом 58 градусов 11 минут[348]. Теперь, имея представление о положении звезды в 10 400 году до н. э., можно сказать следующее. Положение звезд пояса Ориона на западном «берегу» Млечного Пути с поразительной точностью соответствует расположению и ориентации трех пирамид Гизе относительно Нила! Приблизительно в 2450 году до н. э., когда строилась Великая пирамида, соответствие было заметно во время подъема Сириуса, совпадавшее с восходом солнца, пояс Ориона тогда находился не на западном «берегу» Млечного Пути, а на восточном; то есть время полного совпадения, «первое время» пояса Ориона, относится примерно к 10 450 году до н. э. Такое совпадение центральной части звездного Дуата Осириса, Ростау, и земного поля пирамид не может быть случайным и, по всей видимости, указывает на 10 450 год до н. э. Почему именно на эту, такую отдаленную дату? И почему именно к этой дате архитектор хотел привлечь чье-то внимание? V «ТИМЕЙ»: 10 450 ГОД ДО Н. Э. Если бы человек, наблюдающий за поясом Ориона из Гелиополя около 10 450 года, зафиксировал бы как-то свои наблюдения за углом подъема звезды над горизонтом и углом ее отклонения по меридиану, он смог бы однозначно зафиксировать этим и свое время. Есть ли какие-либо свидетельства, что так оно и было? Вспомним, что Страбон писал приблизительно в 20 году до н. э., примерно через тысячу лет после Гиппарха: «Египетские жрецы являются непревзойденными в науке о небе, именно они открыли грекам секреты „всего года“, но эти знания позднее были проигнорированы, как и многое другое…[349] Тремя столетиями раньше Гиппарха, приблизительно в 450 году до н. э., Геродот сообщал, что „именно в Гелиополе можно найти самых ученых египтян… все соглашаются, что египтяне благодаря своим исследованиям в астрономии открыли солнечный год и были первыми, кто разделил его на двенадцать частей…“[350] Возникает вопрос: был ли некрополь Гизе и, в частности, была ли Великая пирамида со своими шахтами, колоссальным «определителем» времени, чем-то вроде звездных часов для фиксации «времени Осириса» и, в частности, «первого времени»? Мы, конечно, знаем, что 10 450 год до н. э. — слишком далекое время и для археологов, и для египтологов, но это найденное астрономическое свидетельство бросает им вызов — если не попытаться объяснить, то хотя бы высказать свое мнение. Читатели греческой классики, без сомнения, вспомнят «Тимей», написанный Платоном, где он рассказывает о трагической судьбе, постигшей цивилизацию атлантов. Об атлантах поведал Платону Критий, который утверждал, что узнал эту историю от Солона, посетившего город Саис в Нижнем Египте[351]. Египетские жрецы рассказали Солону о таинственном народе из страны под названием Атлантида, который захватил большую часть Средиземноморья, в том числе и Египет, примерно «девять тысяч лет назад»; 4 записи о них сохранились в Египте до «сих пор». У Платона в «Тимее» есть интересное для нас упоминание о том, что души умерших являются звездами и возвращаются к своим звездам после смерти. Платон писал, что творец мира «создал такое количество звезд, чтобы у каждой души их было несколько… и те, кто прожили свою жизнь на земле хорошо, возвращаются обратно, к месту, где находится их главная звезда…»[352] Существуют также так называемые герметические тексты, которые были написаны в Египте приблизительно в 200 году н. э.[353], как утверждается древними учеными, которые опирались на «Тимей» Платона[354]. Правда, сам автор утверждал, что он пользуется мудростью древних египетских книг[355]. В «герметических текстах» Гермес (египетский бог мудрости Тот)[356] спрашивает своего ученика: «Знаешь ли ты, о, Асклепий, что Египет создан так, что он повторяет образ небес…?»[357] Этот вопрос, по меньшей мере, интригует, поскольку Асклепия греки отождествляли с Имхотепом, легендарным астрономом и архитектором, создавшим первую ступенчатую пирамиду в Саккара. Древние египтяне считали, что именно Тот написал священные книги Гелиополя, часть из которых посвящена движению звезд[358]. Два исследователя пирамид, В. Р. Фикс и Марк Леенер, были довольно точны, когда утверждали: «Похоже на то, что события, связанные с атлантами, произошли в 10 400 году до н. э.»[359]. Такое соответствие удивляет, поскольку ни один из авторов не использовал астрономические методы — оба ссьыаются на «видения» американского ясновидца Эдгара Цайка, умершего в 1945 году[360]. Цайк[361] настаивал на том, что пирамиды были начаты, или, по крайней мере, задуманы, примерно в 10 400 году до н. э. и что утерянные записи атлантов будут найдены в «тайных камерах» в последние двадцать лет этого тысячелетия[362]. Похоже, что Рудольф Гантенбринк подоспел как раз вовремя! На протяжении всей этой книги мы старались придерживаться фактов. Но мы не можем противиться искушению привести такой ненаучный факт, как видения Эдгара Цайка, поскольку, его столь меткие пророчества были сделаны давно и человеком, который никогда не бывал в Египте. Теперь пора обратиться к мифам о Фениксе и его яйце, священном камне Бенбен в Гелиополе. Примечания:3 Пирамиды Древнего царства расположены в пустыне неподалеку от Каира и находятся в районе, имеющем примерно восемь километров в длину и три километра в ширину; это место известно под названием Мемфисского некрополя. 31 R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p. 246. 32 J.Baines, в книге «Orientalia», vol.39, 1970, pp. 389—395. См. также «Discussions in Egyptology», 14, p.7. 33 J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», pp. 70—72. Также I.E.S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», 1993, p.282. 34 I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.284. 35 Иероглифическое письмо, по всей видимости, возникло намного раньше эпохи пирамид. Самые осторожные оценки относят дату его возникновения к третьему тысячелетию до н. э. Ко времени Хеопса иероглифическое письмо уже представляло собой весьма развитую систему. 36 Великий пантеон богов упоминается в «Текстах пирамид» (смотри Главу 3); есть намеки на Великий пантеон в надписях на гробницах более раннего времени, хотя Осирис там не упоминается. Великие звездные часы эпох id="n_317">317 Папирус Британского музея 10371/10435; перевод на английский в книге R. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt», p.65. id="n_318">318 R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.263. id="n_319">319 Ibidem. id="n_320">320 См. Главу 2. id="n_321">321 E. A. WaUis-Budge, «The Egyptian Book Of The Dead», P.XII. id="n_322">322 Протяженность южной шахты («шахты Гантенбринка») погребальной камеры царицы делает это очевидным (см. Пролог). id="n_323">323 E.Krupp, «In Search of Ancient Astronomies», p. 186. Но все же надо сказать, что Крупп относится к древнеегипетской астрономии с большим уважением и пишет, что «мы можем только удивляться тому, что находим среди гробниц и храмов на Ниле» в астрономическом смысле. Удивительно, но Ричард Паркер и Отто Нойегебауэр не увидели в астрономии Древнего Египта вообще никакого научного применения. Астроном Джеймс Корнелл, напротив, считал, что вся наука в Древнем Египте имела связь с религией. id="n_324">324 S.Mayassis, «Misteres et Initiations de l'Egypte Ancienne», pp. 1—13. id="n_325">325 Diodorus, 1,69. id="n_326">326 Strabo, «Porphyre». id="n_327">327 Herodotus, «Histories», II, 2-3. id="n_328">328 Dion Chrystomenos, XI, 37s. id="n_329">329 R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science, the King of Pharaonic Theocracy», p. 16. id="n_330">330 Письмо доктора Г. Хаени (Швейцарский археологический институт, Каир) Роберту Бьювэлу от 9 декабря 1986 года. id="n_331">331 R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science», p. 16. id="n_332">332 K. Mendelsson, «The Riddle of the Pyramids», London, 1974. id="n_333">333 A.WeigaU, «A History of the Pharaohs», vol. I, pp. 1—15. id="n_334">334 Ibid. См. также: R. B. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt», c.48. Паркинсон дает изображение «граффити» из Вади-Хаммамата, на котором приведены имена фараонов Четвертой династии, включая Хуфу, Хафра, Реджедефа, Хорджедефа и Бауфре, а также имена некоторых ювелиров. id="n_335">335 R. A. Schwaller de Lubicz, op. cit., p.87. Также см.: Gilbert, «Hermetica», p.20. id="n_336">336 Diodorus, 1,69. id="n_337">337 R. A. Schwaller de Lubicz, op. cit., p.87. id="n_338">338 Ibid., pp. 3—4. id="n_339">339 R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246. id="n_340">340 Abatte-Pasha, «Le Phenix Egyptien» в «Bulletin de l'Institut d'Egypte», 11,4, p. 11. id="n_341">341 R. T. Rundle Clark, «The Legend of the Phoenix», University of Birmingham Press, 1949, pp. 1—17. id="n_342">342 G. W. Oosterhout, «The Heliacal Rising of Sinus» в «Discussions in Egyptology», 24, 1992. Также M. F.Ingham, «The Length of the Sothis Cycle» в «Journal of Egyptian Archeology», 55, рр. 36—40 для более подробного изучения Цикла Сотис и периода обращения Сириуса. id="n_343">343 J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204. id="n_344">344 Ibid., p. 193. id="n_345">345 P.Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid», p. 174—175. id="n_346">346 J. B. SeUers, op. cit., p. 174. Весьма убедительные аргументы приводит также Г. Сантиллана (см. комм.30). id="n_347">347 R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science», pp. 175—178. id="n_348">348 Сейчас, к 1993 году, подъем звезд достиг почти максимального значения. id="n_349">349 Strabo, «Porphyre». id="n_350">350 Herodous, «Histories», 11,2-8. id="n_351">351 Plato, «Timaeus and Critias», 22-26. Смотри также версию Betty Radice, Penguin Books, 1977, приложение, pp. 146—167. id="n_352">352 Timaeus, 41E-42D. id="n_353">353 W.Scott, «Hermetica», p.228. id="n_354">354 Вальтер Скотт впервые высказал такую мысль в своем первом издании «Герметики» (1924). id="n_355">355 Они были написаны по-гречески, поскольку похоже, что авторы имели греческое образование. Вальтер Скотт верил, что автором «Асклепия I» (одной из книг герметических текстов) был коренной египтянин («Hermetica», p.228). id="n_356">356 Со времен, по крайней мере, Геродота (пятое столетие до н. э.) греки верили, что жрецы Гелиополя владели сакральными знаниями, которые были записаны в священных книгах. Авторство этих книг приписывалось богу Тоту, создателю иероглифического письма и геометрии. Именно этого Тота греки позднее стали называть Гермесом Трисмегистом и приписали ему «герметические письмена». Тота считали посланником Бога, и это подразумевало, что он владеет неограниченными познаниями; его письмо, таким образом, скрывало истинный гнозис (божественное знание). В египетских рисунках Тот изображается в виде человеческой фигуры с головой ибиса, символом мудрости. Иногда его можно видеть с принадлежностями для письма, когда рисунок показывает его в качестве божественного посланника или регистратора человеческих деяний, особенно таких, которые позднее могут определить судьбу при «взвешивании сердца» на посмертном суде у Осириса (в так называемом Большом зале Суда). В этом последнем качестве Тот также определял, был ли способен человек постигнуть божественные знания и достоин ли он попасть в космическое царство мертвых, в котором правит Осирис. id="n_357">357 «Hermetica», Asclepius III, p.136. id="n_358">358 Ibidem. id="n_359">359 W. R. Fix, «Pyramid Odessey», Mercury Media Inc., Virginia, 1978. id="n_360">360 T.Sugrue, «There is a River», ARE Press, 1988, p.356. Цайк скончался З января 1945 года. id="n_361">361 Информация об этом принадлежит, как мы полагаем, организации «Association for Research and Englight-ment», чьи штаб-квартиры находятся в Вирджиния-Бич, на 67 стрит и Атлантик-авеню. У них есть обширная библиотека и центры по всему миру. id="n_362">362 T.Sugrue, «There is a River», p.468. Также J.E.Furst, «Cayce's Story of Jesus», Berkeley Books, NY, 1976. >Семя Феникса id="n_363">363 R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246. id="n_364">364 Herodotus, «Histories», II, p.73. id="n_365">365 A.Lucas, «Ancient Egyptian Materials and Industries», p.299. id="n_366">366 Baines, «Orientalia», vol 39, pp. 389—395. id="n_367">367 Слово «бен» или «бин», дословно — «сын», до сих пор используется в арабском мире и Израиле в значении «сын». id="n_368">368 I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282. id="n_369">369 R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», pp. 5—6. id="n_370">370 R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246. id="n_371">371 R. T. Rundle Clark, «Legend of the Phoenix», p. 17. id="n_372">372 Ibidem. id="n_373">373 Ibid., p.15.; I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.282. id="n_374">374 Ibid., p.282. id="n_375">375 Производится ударной волной в атмосфере. id="n_376">376 Для более полного изучения метеоритного культа см. статьи в «Journal of Egyptian Archeology», том 18, с. 3—15; том 17, с. 185—195; том 21, с. 152—170. См. также: D.Daremberg, E.Saglio, «Dictionnaire des Antiquites Grecs et Romaines», «Elagalabus» и «Baetylia»; Cook, «Zeus»,III, часть I, c.881—903. id="n_377">377 Я благодарен Вану Баквэлду, авторитету в области изучения железных метеоритов Института металлов в Лингби, Дания. Он предоставил мне замечательную фотографию метеорита «Морито». Я также признателен Брайену Мэйсону из вашингтонского Смитсоновского института за фотографию метеорига «Вилламетт», которая была сделана в 1940-х годах. id="n_378">378 Смотри комм. 14. id="n_379">379 Там же. id="n_380">380 Там же. id="n_381">381 Pausanias, «Desc. Greece», III, 22, 1; L. R. Famell, «The Cult of the Greek States», vol. I, chapt.V. id="n_382">382 Pliny, «NatHist.», II, 59. id="n_383">383 P. K. Hitti, «History of Syria», London, 1951, p.312. id="n_384">384 См. комм.14. id="n_385">385 Там же. id="n_386">386 Смотри комм.14. Также существует упоминание о священном метеорите в Библии, где о символе Дианы Эфесской пишется, что он «упал с небес». id="n_387">387 G. A. Wainwright в «Annales du Service des Antiquites de FEgypte», XXVIII, 177. id="n_388">388 G. A. Wainwright, «Some Aspects of Atum» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, p. 147. id="n_389">389 G. A. Wainwright, «Iron in Egypt» в «Journal of Egyptian Archeology», 18, 1933, pp. 3—15. id="n_390">390 Ibid. Слово «бья» также обозначало метеоритное железо, поскольку это была единственная форма железа, известная в 2400 году до н. э. id="n_391">391 G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p. 14. Об этом упоминает и Плутарх (ок. 50 г.н. э.) в «De Iside et Osiride», 2, Moralia, p.536. id="n_392">392 С 20-х годов эта идея приходила в голову многим. Первым, вероятно, такое предположение сделал Валлис-Бадж (см. комм. 31). Но, по-видимому, я был первым, кто предположил, что он был «коническим» (смотри мою статью в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, рр. 5—17). id="n_393">393 E. A. WaUis-Budge, «Cleopatra's Needles», J.Leclant, J. P. Lauer, «Le Temps des Pyramides», pp.79, 336. id="n_394">394 J.Goyon, op. cit. Он оценивает вес пирамидиона на пирамиде Хеопса в 15,89 тонн. Керизел, с другой стороны, оценивает этот вес в 4-6 тонн, но сомневается, что такой вообще существовал (J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», Paris, 1991, p.83). id="n_395">395 Большой метеорит, вопреки распространенному заблуждению, падает на землю вовсе не раскаленным, а наоборот, холодным. Это связано с тем, что температура в космосе близка к абсолютному нулю, и при полете сквозь земную атмосферу раскаляется только его внешняя часть. Лежа на земле, метеорит быстро охлаждается. id="n_396">396 H.Frankfort, «Kingship and the Gods», pp.153, 380 и комм. 26. id="n_397">397 См. Главу 4, комм. 11. id="n_398">398 E. A. Wallis-Budge, «The Mummy», p.175. id="n_399">399 На различных стадиях своей карьеры один и тот же человек имел разные имена, то есть Гор был ребенком, наследником и царем. О том, какие функции выполнял Гор как сын усопшего, см. I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.32. id="n_400">400 Их называли Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф. Судя по «Текстам пирамид», главные их функции — помогать при церемонии «открытия рта» и ухода души усопшего царя в небо. id="n_401">401 G. A. Wainwright, «A Pair of Constellations» в «Studies for F. U. Griffith»; E. A. Wallis-Budge, «The Egyptian Book of the Dead», p.CXXIV. Как боги четырех сторон света, они символизировали четыре столба, но которых держится небо. Также они представляли четыре угла камеры, в которой осуществлялся погребальный ритуал (J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.248). Этих четырех сыновей также символизируют специальные кувшины, в которых хранятся легкие (Хапи), печень (Имсети), желудок (Дуамутеф) и внутренности (Кебхсенуф) усопшего. id="n_402">402 «Тексты пирамид», строки 1983—1984. id="n_403">403 G. A. Wainwright, «Iron in Egypt». id="n_404">404 Ibid., p.11. id="n_405">405 B.Scheel, «Egyptian Metalworking and Tools», Aylesbury, 1989, p. 17. id="n_406">406 G. A. Wainwright, «Iron m Egypt», p.11. id="n_407">407 J. P. Lauer, «Observations sur les Pyramides», Imprinierie de l'Institut Francais D'Archeologie Orientate, Cairo, 1960, p.106. («The Pyramid Texts in Translation and Commentaries», Commentaries section). id="n_408">408 Пражский египтолог и астроном Збииек Заба пришел примерно к тем же выводам в 1953 году. Его работа «L'Orientation Astronomique dans FAncienne Egypte et la Precession de ГАхе du Monde» получила большую известность у египтологов. Лауер, давая рецензию на работу Заба (см. комм. 49)» особо отметил наблюдение Заба, что инструмент, с помощью которого древние египтяне наблюдали за ночным небом и осуществляли ориентацию пирамид по полярным звездам, очень похож на тот, который использовали во время церемонии «открытия рта» (см. с.72 книги Заба). По всей видимости, для ориентации на звезды использовались как этот инструмент, так и отвес и куб. Уэйнрайт (Wainwright, «A Pair of Constella-toins») правильно заметил, что при церемонии использовались два тесла: одно — Гором, а другое — четырьмя его сыновьями. id="n_409">409 Я признателен Гантенбринку за подробный план обеих северных шахт, где показаны все их изгибы. id="n_410">410 См. Главу 12. id="n_411">411 G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p. 160. id="n_412">412 Ibid., p.89; G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», p.6. id="n_413">413 G.Goyon, op. cit., p. 88—93. id="n_414">414 Ibidem. id="n_415">415 Ibid., pp. 160—162. id="n_416">416 G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—15. id="n_417">417 Bianes J., Maiek J., «Atlas of Ancient Egypt». id="n_418">418 J. B. Sellers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204. >Дороги Осириса id="n_419">419 Сесострий I (Двенадцатая династия) прославил свое правление. Он был сыном Аменемхета I, которого, по всей видимости, убили. Пирамиды Аменемхета I и Сесострия I находятся в настоящее время в эль-Лиште, в нескольких километрах от Дашура. id="n_420">420 Письмо доктора Г. Хаени (Шведский археологический институт, Каир) Роберту Бьювэлу от 9.12.1986. id="n_421">421 J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», p.71; R. B. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt, an Anthology of Middle Kingdom Writings», p.41. Слово «Бенбен» также переводится как «пирамидной». id="n_422">422 J. H. Breasted, «Ancient Records of Egypt», p.71. id="n_423">423 Ibidem. id="n_424">424 Ibid., p. 203. id="n_425">425 Папирус Лейденского музея No.344. См. также: J. H. Breasted, op. cit., p.204. id="n_426">426 Папирус Лейденского музея No.344; 6-12. id="n_427">427 Там же; 5, 10. id="n_428">428 J. H. Breasted, op. cit., p.204. id="n_429">429 Если взять в расчет, что оба города выполняли религиозные функции, этот факт трудно считать простым совпадением. id="n_430">430 J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p. 164. id="n_431">431 G. A. Wainwright, «Iron in Egypt», pp. 6—11. id="n_432">432 G.Goyon, op. cit., pp. 89—90. id="n_433">433 В книгах I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», c.250—251 и J. P. Lauer, «Observations surles Pyramides», c.99-124, рассматриваются только северные звезды. Как известно, разметчики могут проверить правильность разметки, повернув свои инструменты на 180 градусов. Таким же методом могли пользоваться архитекторы древности. id="n_434">434 Фарук I отрекся в 1952 году. Гойон переселился во Францию и стал исследователем Национального центра научных исследований. Он был учеником Пьера Монте, знаменитого французского египтолога из «Коллеж де Франс». id="n_435">435 G.Goyon, op. cit., p.93. id="n_436">436 Strabo, 19-xvii, I, 30. id="n_437">437 Herodotus, «Histories», II, 15-17. id="n_438">438 G.Goyon, op. cit., p.92. id="n_439">439 Ibidem. id="n_440">440 M.Lichteim, «Ancient Egyptian Literature», vol. I, «The Old and Middle Kingdom», p.20. id="n_441">441 Гойон полагает, что это были слегка вогнутые диски. id="n_442">442 S.A. B. Mercer, «Religion of Ancient Egypt», p.121. id="n_443">443 R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 14, 1989, p.7. id="n_444">444 Лувр, стела под инв. номером СЗО. id="n_445">445 Эта «джед»-колонна, находившаяся, по-видимому, в Гелиополе, была посвящена Осирису. По всей видимости, колонна обозначала его позвоночный столб (см. E. A. Wallis-Badge, «Osiris and Egyptian Ressurection», vol. I, pp. 51—53). id="n_446">446 Лучшим примером такого саркофага является, без сомнения, золотой гроб Тутанхамона, который находится в Каирском музее. id="n_447">447 Статья «Горизонт Хуфу» Роберта Бьювэла появилась в «Дискуссиях по вопросам египтологии» в 1994 году. id="n_448">448 Не похоже на то, что сооружение, которое возводилось на протяжении десятилетий и потребовало напряжения сил всей нации, строилось только для ритуала перерождения. См. мнение, изложенное в книге P.Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid», в которой рассматриваются другие ритуальные функции, связанные с таинством перерождения. id="n_449">449 R. G. Bauval в «Discussions in Egyptology», 26, 1993; «Discussions in Egyptology», 27, 1993. id="n_450">450 Я признателен Рудольфу Гантенбринку за то, что он позволил мне увидеть эту «нишу» на видеозаписи, сделанной роботом УПУАТ-1 внутри южной шахты погребальной камеры царя. id="n_451">451 Это мне заметил доктор Хаени (см. комм. 2); ему на это тоже кто-то указал. id="n_452">452 Возможно, с закатом Четвертой династии. Без сомнения, ко времени правления Сесострия I храмы Гелиополя уже подверглись разграблению, поскольку Сесострий начал программу полного их восстановления. id="n_453">453 J.Kerisel, «La Pyramide a travers les Ages», p.83. Он напоминает о высказывании Диодора (первое столетие до н. э.) о том, что вершина пирамиды — плоская, как «платформа»; однако Диодор описывает пирамиду примерно через 2400 лет после Хеопса. id="n_454">454 «Весткарский папирус», Берлин 3033. id="n_455">455 W.Lethaby, «Architecture, Mysticism and Myth», pp. 38—39, «согласно Бругшу, солнечный храм Гелиополя имел тайную закрытую камеру в форме „пирамиды“, которая называлась Бенбен…» id="n_456">456 T.Sugrue, «There is a River». id="n_457">457 Ibid., p.393. >Эпилог id="n_458">458 Все цитаты — из переписки, заметок и дневников. Оригиналы находятся в Королевской обсерватории Эдинбурга у библиотекаря Ангуса Макдональда. >Послесловие id="n_459">459 Colonel Howard Vyse, «Operation Carried On At The Pyramids Of Gizeh in 1837», James Frazer, London, 1989, p.237. id="n_460">460 A. Lucas, «Ancient Egyptian Materials And Industries», p.237. id="n_461">461 El Sayed El Gayar, M.PJones, «Metallurgical Investigation of an Iron plate found in 1837 in the Great Pyramid at Gizeh, Egypt» in «Journal of the Historical Metallurgy Society», vol. I, 1989, pp. 75—83. >Приложения >Приложение 1 id="n_462">462 W. F. Flinders Petrie, «The Pyramids and Temples of Gizeh», 1883, p.53. id="n_463">463 W. S. Smifh, «The Art and Architecture of Ancient Egypt», Penguin Books, 1958, p.30. id="n_464">464 A. Badawy, «A History of Egyptian Architecture», Giza, 1954, p.163. id="n_465">465 Хотя Альфа Цефея и Альфа Лиры подойдут к полюсу на расстояние 4 градусов в 7500 и 14 000 годах, они не займут точку северного полюса так, как Полярная и Альфа Дракона, которые подходят к полюсу примерно на угол в 30 минут. id="n_466">466 Robert H.Baker, «Astronomy», New York, 1950, p.57. id="n_467">467 Otto Neugebauer, Richard A.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», I, The Early Decans, London, 1960, p.25. id="n_468">468 Ibid., p.110. id="n_469">469 S.R. K. Glanvffle, «The Legacy of Egypt», Oxford, 1942, p.32. id="n_470">470 Paul V.Neugebauer, «Tafein zur astronomischen Chronologic», I, Stemtafeln. Leipzig, 1912, S.8, 20. id="n_471">471 Ibid., S.21-82. id="n_472">472 Но примерно полгода эта кульминационная точка не была видна при свете дня. Ее можно было наблюдать в 2700 году до н. э. с конца июля до начала января. >Приложение 2 id="n_473">473 Можно назвать такие простые в использовании и достаточно точные компьютерные программы для этих вычислений, как Skyglobe 3.5, EZ Cosmos, Starmap 2.10 High Precision. У них к тому же приемлимая стоимость. Существуют и другие программы. id="n_474">474 A. Hirshfeld, R. W. Sinnot, «Sky Catalogue» 2000.0, vol. I, Cambrige University Press, 1982. id="n_475">475 Ibid., pp.119, 121 и 124. id="n_476">476 Доктор О'Бирн из Астрономического отдела Сиднейского университета писал о расчетах прецессии для Эпсилона Ориона (центральной звезды пояса Ориона), что «положение Эпсилона Ориона было вычислено при условии, что собственное движение звезды по обеим координатам бесконечно мало (практически равно нулю)». id="n_477">477 I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 247—251. id="n_478">478 J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.194. id="n_479">479 J. E. Manchip-White, «Ancient Egypt», George Alien Unwin Ltd, 1970, p.138. id="n_480">480 O.Neugebauer, R.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», Brown University, 1964, vol. I. >Приложение 3 id="n_481">481 К примеру, Erman, «Die LiteraturderAegypter», 70, 72. id="n_482">482 Этот определитель может обозначать дом, комнату или другой объект, вроде ящика, который может являться помещением для чего-либо. id="n_483">483 Фотография этого знака не четкая; смотри Moller, «Hieratische Lesestucke», I, 6. id="n_484">484 «Journal of Egyptian Archeology», III, PI. XII, pp. 96—97. id="n_485">485 В 54 комментарии своей книги. >Приложение 4 id="n_486">486 E. A. Wallis-Budge, «An Egyptian Hieroglyphic Dictionary», NY. 1978, vol. II, p.942. id="n_487">487 Ibid., p.946. id="n_488">488 I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.1. id="n_489">489 R. O. Faulkner, «The Book of the Dead», p. 12. id="n_490">490 Ibidem. id="n_491">491 Ibidem. id="n_492">492 I. E. S. Edwards, op. cit., p. 13. id="n_493">493 Ibid., p. 14. id="n_494">494 R-T.Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.102. id="n_495">495 Coffin Texts, ii, p. 104. id="n_496">496 O.Neugebauer, R.Parker, «Egyptian Astronomical Texts», vol.,1. id="n_497">497 Ibid., p.41 id="n_498">498 Ibidem. id="n_499">499 Carlsberg, I, Часть I, A.I, 1-6, изображение Нут. id="n_500">500 Ibid., G.IV, 26-9. id="n_501">501 Dramatic Texts, VI, c.3-9. id="n_502">502 Ibid., pp. 38—43. id="n_503">503 O.Neugebauer, R.Parker, op. cit., p.73. id="n_504">504 R. G. Bauval, «Discussions in Egyptology», 14, p.12; «Discussions in Egyptology», 16, pp. 21—28; Wemes Honig, «Discussions in Egyptology», 14, p.52. id="n_505">505 Wallis-Budge, «The Mummy», p. 175. id="n_506">506 H.Frankfort, «Kingship and the Gods». id="n_507">507 См. G.Santillana, H. von Deschend, «Hamlet's Mill», Gambit International, Boston, 1969 по поводу древних религий, касающихся звездного неба. >Приложение 5 id="n_508">508 По поводу астрономического аспекта см. R-Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16, 26 и 27; геометрического — J. A. R. Legon, «Discussions in Egyptology», 10 и 14. См. также: I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», pp. 245—251. id="n_509">509 RJ.Cook, «The Pyramids of Giza», Seven Islands, Glastonbury, 1992. id="n_510">510 I. E. S. Edwards, op. cit. id="n_511">511 Такие, как шахты, ibid., p.285. id="n_512">512 См.: R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14. id="n_513">513 «Archeologia», № 283, 1993, р.6. id="n_514">514 R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16. id="n_515">515 R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 26. id="n_516">516 J. A. R. Legon, «Discussions in Egyptology», 10, 14; RJ.Cook, «The Pyramids of Giza». id="n_517">517 I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», London, 1993; Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 16, 26 и 27. id="n_518">518 A. Badawy, «The stellar Destiny of Pharaoh and the so-called Air-shaft in Cheops's Pyramid» в «Mitteilungen des Instituts fur Orientforschung Akademie der Wissenschaften zu Berlin», 10, 1964, S.189—206. id="n_519">519 R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 16, 26 и 27. id="n_520">520 R. O. Faulkner, «The King and the Star-Religion in the Pyramid Text», pp. 153—161. id="n_521">521 «Тексты пирамид», строки 820, 882, 2180. id="n_522">522 R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 28 и 29. id="n_523">523 «Тексты пирамид», строка 632. id="n_524">524 R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13 и 16. id="n_525">525 «Тексты пирамид», строка 13. id="n_526">526 R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 26 и 27. id="n_527">527 Legon в «Discussions in Egyptology», 10 и 14; Legon, «The Geometry of the Bent Pyramid» в «Gottinger Miszellen», № 116, 1990, pp. 65—73. id="n_528">528 Legon, как в комм.21; см. также: RJ.Cook, «The Pyramids of Giza». >Приложение 6 id="n_529">529 R. Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, pp. 7—18. id="n_530">530 R. O. Faulkner, «The King and the Star Religion in the Pyramid Text», p. 153—61. id="n_531">531 «Discussions in Egyptology», 26, pp. 5—6. id="n_532">532 Ibid. id="n_533">533 «Discussions in Egyptology», 28. id="n_534">534 A.Badawy, «The Periodic System of Building a Pyramid» в «Journal of Egyptian Archeology», 63, p.58. id="n_535">535 R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 14, pp. 5—16. id="n_536">536 I. E. S. Edwards, «The Pyramids of Egypt», p.295. id="n_537">537 «Discussions in Egyptology», 26, pp. 5—6. id="n_538">538 «Discussions in Egyptology», 28. id="n_539">539 G.Goyon, «Le Secret des Batisseurs des Grandes Pyra-mides: Kheops», p.41. >Приложение 7 id="n_540">540 J. H. Breasted, «Development of Religion and Thought In Ancient Egypt», pp. 101—102. id="n_541">541 I. E. S. Edwards., op. cit, p.282. id="n_542">542 R. O. Faulkner, «The King and the Star Religion», pp. 153—161. id="n_543">543 A.Badawy, «The stellar Destiny of Pharaoh…», pp. 189—206. Также: V.Trimble, «Astronomical Investigation concerning the so-called Air-Shafts of Cheops's Pyramid», pp. 183—187. id="n_544">544 R.Bauval, «Discussions in Egyptology», 13, 14, 16, 26, 27, а также три статьи, изданные в начале 1994 года. id="n_545">545 Компьютерные программы, такие как Skyglobe 3.6, Starmap и EZ Cosmos могут продемонстрировать это визуально. id="n_546">546 R.Bauval, «The Adze of UPUAUT», а также «The Horizon of Khum» в «Discussions in Egyptology» (начало 1994 года). id="n_547">547 A.Badawy, «The.Periodic System of Building a Pyramid» в «Journal of Egyptian Archeology», 63, 1977, c.58. >Приложение 9 id="n_548">548 W. F. Petrie, «The Pyramids and Temples ofGizeh», 1885, pp. 80—81. «Может показаться странным, что выбрано именно это место [для Великой пирамиды], которое находится не на самой высокой точке». Великие звездные часы эпох id="n_317">317 Папирус Британского музея 10371/10435; перевод на английский в книге R. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt», p.65. 318 R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.263. 319 Ibidem. 320 См. Главу 2. 321 E. A. WaUis-Budge, «The Egyptian Book Of The Dead», P.XII. 322 Протяженность южной шахты («шахты Гантенбринка») погребальной камеры царицы делает это очевидным (см. Пролог). 323 E.Krupp, «In Search of Ancient Astronomies», p. 186. Но все же надо сказать, что Крупп относится к древнеегипетской астрономии с большим уважением и пишет, что «мы можем только удивляться тому, что находим среди гробниц и храмов на Ниле» в астрономическом смысле. Удивительно, но Ричард Паркер и Отто Нойегебауэр не увидели в астрономии Древнего Египта вообще никакого научного применения. Астроном Джеймс Корнелл, напротив, считал, что вся наука в Древнем Египте имела связь с религией. 324 S.Mayassis, «Misteres et Initiations de l'Egypte Ancienne», pp. 1—13. 325 Diodorus, 1,69. 326 Strabo, «Porphyre». 327 Herodotus, «Histories», II, 2-3. 328 Dion Chrystomenos, XI, 37s. 329 R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science, the King of Pharaonic Theocracy», p. 16. 330 Письмо доктора Г. Хаени (Швейцарский археологический институт, Каир) Роберту Бьювэлу от 9 декабря 1986 года. 331 R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science», p. 16. 332 K. Mendelsson, «The Riddle of the Pyramids», London, 1974. 333 A.WeigaU, «A History of the Pharaohs», vol. I, pp. 1—15. 334 Ibid. См. также: R. B. Parkinson, «Voices of Ancient Egypt», c.48. Паркинсон дает изображение «граффити» из Вади-Хаммамата, на котором приведены имена фараонов Четвертой династии, включая Хуфу, Хафра, Реджедефа, Хорджедефа и Бауфре, а также имена некоторых ювелиров. 335 R. A. Schwaller de Lubicz, op. cit., p.87. Также см.: Gilbert, «Hermetica», p.20. 336 Diodorus, 1,69. 337 R. A. Schwaller de Lubicz, op. cit., p.87. 338 Ibid., pp. 3—4. 339 R. T. Rundle Clark, «Myth and Symbol in Ancient Egypt», p.246. 340 Abatte-Pasha, «Le Phenix Egyptien» в «Bulletin de l'Institut d'Egypte», 11,4, p. 11. 341 R. T. Rundle Clark, «The Legend of the Phoenix», University of Birmingham Press, 1949, pp. 1—17. 342 G. W. Oosterhout, «The Heliacal Rising of Sinus» в «Discussions in Egyptology», 24, 1992. Также M. F.Ingham, «The Length of the Sothis Cycle» в «Journal of Egyptian Archeology», 55, рр. 36—40 для более подробного изучения Цикла Сотис и периода обращения Сириуса. 343 J. B. SeUers, «The Death of Gods in Ancient Egypt», p.204. 344 Ibid., p. 193. 345 P.Tompkins, «Secrets of the Great Pyramid», p. 174—175. 346 J. B. SeUers, op. cit., p. 174. Весьма убедительные аргументы приводит также Г. Сантиллана (см. комм.30). 347 R. A. Schwaller de Lubicz, «Sacred Science», pp. 175—178. 348 Сейчас, к 1993 году, подъем звезд достиг почти максимального значения. 349 Strabo, «Porphyre». 350 Herodous, «Histories», 11,2-8. 351 Plato, «Timaeus and Critias», 22-26. Смотри также версию Betty Radice, Penguin Books, 1977, приложение, pp. 146—167. 352 Timaeus, 41E-42D. 353 W.Scott, «Hermetica», p.228. 354 Вальтер Скотт впервые высказал такую мысль в своем первом издании «Герметики» (1924). 355 Они были написаны по-гречески, поскольку похоже, что авторы имели греческое образование. Вальтер Скотт верил, что автором «Асклепия I» (одной из книг герметических текстов) был коренной египтянин («Hermetica», p.228). 356 Со времен, по крайней мере, Геродота (пятое столетие до н. э.) греки верили, что жрецы Гелиополя владели сакральными знаниями, которые были записаны в священных книгах. Авторство этих книг приписывалось богу Тоту, создателю иероглифического письма и геометрии. Именно этого Тота греки позднее стали называть Гермесом Трисмегистом и приписали ему «герметические письмена». Тота считали посланником Бога, и это подразумевало, что он владеет неограниченными познаниями; его письмо, таким образом, скрывало истинный гнозис (божественное знание). В египетских рисунках Тот изображается в виде человеческой фигуры с головой ибиса, символом мудрости. Иногда его можно видеть с принадлежностями для письма, когда рисунок показывает его в качестве божественного посланника или регистратора человеческих деяний, особенно таких, которые позднее могут определить судьбу при «взвешивании сердца» на посмертном суде у Осириса (в так называемом Большом зале Суда). В этом последнем качестве Тот также определял, был ли способен человек постигнуть божественные знания и достоин ли он попасть в космическое царство мертвых, в котором правит Осирис. 357 «Hermetica», Asclepius III, p.136. 358 Ibidem. 359 W. R. Fix, «Pyramid Odessey», Mercury Media Inc., Virginia, 1978. 360 T.Sugrue, «There is a River», ARE Press, 1988, p.356. Цайк скончался З января 1945 года. 361 Информация об этом принадлежит, как мы полагаем, организации «Association for Research and Englight-ment», чьи штаб-квартиры находятся в Вирджиния-Бич, на 67 стрит и Атлантик-авеню. У них есть обширная библиотека и центры по всему миру. 362 T.Sugrue, «There is a River», p.468. Также J.E.Furst, «Cayce's Story of Jesus», Berkeley Books, NY, 1976. |
|
||