|
||||
|
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ [1] Barante A. de. Histoire des ducs de Bourgogne de la maison de Vallois. 12 vol. P., 1824-1826. [2] Rel. de S. Denis. II. P. 78. [3] Ibid. P. 413. [4] Ibid. I. P. 338. [5] Ibid. P. 600; Juvenal des Ursins. P. 379. [6] La Came de Ste. Palaye. I. P. 388; ср. также: Journal d'un bourgeois. P. 67. [7] Journal d'un bourgeois. P. 179 (Карл VI); P. 309 (Изабелла Баварская); Chastellain. IV. P. 42 (Карл VII); I. P. 332 (Генрих V); Lefevre de S. Remy. II. P. 65; M. d'Escouchy. II. P. 424, 432; Chron. scand. I. P. 21; Jean Chartier. P. 319 (Карл VII); Quatrebarbes. ?uvres du roi Rene. I. P. 129; Gaguini compendium super Francorum gestis / Ed. Paris, 1500. Fol. 164 (похороны Карла VIII). [8] Martial d'Auvergne. Vigilles de Charles VII; Les poesies de Martial de Paris, dit d'Auvergne. P., 1724. 2 vol. II. P. 170. Столь же известны еще и по сей день хранящиеся в Вестминстерском аббатстве восковые изображения, некогда использовавшиеся во время торжественных погребений королей Англии; изображение Карла II — древнейшее из них. С этим схож обычай знатных флорентийцев еще при жизни вывешивать в церкви Сантиссима Аннунциата свои изображения, выполненные из воска в натуральную величину, о чем так превосходно рассказывает: Warburg A. Gesammelte Schriften. I. S. 99, 346, 350. [9] Fredericq P. Codex documentorum sacratissimarum indulgentiarum Neerlandicarum (RGP. Малая cep. XXI). s'Gravenhage, 1922. P. 252. [10] Такой проникнутый духом Ренессанса Папа, как Пий Н, к званию художника относится подобным же образом: он заказывает своему любимому скульптору Паоло Романо два портретных изображения Сиджисмондо Малатесты только для того, чтобы торжественно предать их сожжению! В своих Commentarii (VII. Р. 185) Папа восхваляет их разительное сходство с оригиналом. Ср.: Muntz E Les arts a la cour des papes etc. 1878. P. 248. [11] Замечательным обогащением нашего материала явился бы Охотничий праздник Бургундского двора, оригинал которого в замке Пардо в окрестностях Мадрида погиб при пожаре; в Версале имеется копия этой картины, как указывает: Post Paul. Ein verschollenes Jagdbild Jan van Eycks // Jahrbuch der Preu?ischen Kunstsammlungen. 1931. S. 120 ff. [12] См., например: Froissart (ed. Luce). VIII. P. 43. [13] Froissart (ed. Kervyn). XI. P. 367. В одном месте здесь стоит proviseurs [поставщики] вместо peintres [художники], однако по смыслу более вероятно последнее. [14] Kurth Betty. Die Blutezeit der Bildwirkerkunst zu Tournay und der Burgundische Hof // Jahrbuch der Kunstsammlungen des Keiserahauses. 1917. 34. S. 3. [15] Пьер де Фенен (р. 624) говорит о Бонн д'Артуа: "...et avec ce ne portoit point d'estat sur son chief comment autres dames a elle pareilles" ["...и притом она не носила сословие свое на голове, как то делали другие дамы, ей равные"]. [16] Le livre des trahisons. P. 156. [17] Chastellain. III. P. 375; La Marche. II. P. 340; III. P. 165; d'Escouchy. II. P. 116; Laborde. II; см.: Molinier. Les sources de l'hist. de France. № 3645, 3661, 3663, 5030; Inv. des arch. du Nord. IV. P. 195. [18] См. выше, с. 39. [19] La Marche. II. P. 340 ff. [20] Laborde. II. P. 326. [21] La Marche. III. P. 197. [22] Laborde. II. P. 375, № 4880. [23] Ibid. P. 322, 329. [24] Хотя наиболее аутентичное свидетельство, клеймо мастера, ясно указывает имя Клаус Слютер, все же трудно согласиться с тем, что неголландское Клаус (вместо Клаас) было первоначальной формой имени, под которым его крестили. Предположение о происхождении Слютера из Харлема стало равнозначно уверенности, когда имя его было обнаружено в брюссельском перечне членов гильдии, относящемся приблизительно к 1380 г. [25] Уже в 1405 г. оно было отдано под залог ее брату, герцогу Людовику, и вскоре после этого очутилось в Баварии, где и хранится в церкви в Альтеттинге под названием Das goldene Ro?l [Золотой конь]. [26] Kleinclausz A. Un atelier de sculpture au 15[e] siecle // Gazette des beaux arts. 1903. 29. I. [27] Утраченные цвета точно установлены по отчету 1832 г. [28] Kleinclausz A. L'art funeraire de la Bourgogne au moyen age // Gazette des beaux arts. 1902. 27. [29] См.: Etienne Boileau. Le livre des metiers / Ed. de Lespinasse et Bonnardot // Histoire generale de Paris. 1879. P. XI (III, № 2). [30] Cohen G. Le livre de conduite du regisseur et le compte de depenses pour le mystere de la Passion joie a Mons en 1501 (Publ. de la Fac. des lettres de Strasbourg. 23). 1925. [31] Chastellain. V. P. 26, № 2; Doutrepont. P. 156. [32] Juvenal des Ursins. I. P. 378. [33] Jacques du Clercq. II. P. 280; Foulquart, цит. по: d'Hericault. ?uvres de Coquillart. I. P. 23, № 1. [34] Lefevre de S. Remy. II. P. 291. [35] В Национальной галерее в Лондоне и в музее Кайзера Фридриха в Берлине. [36] Как бы ни хотелось перевести подпись: "Это был Ян ван Эйк", а в портретном изображении мужчины увидеть самого художника, доводы "за" и "против" этого, приведенные недавно (см.: Revue de l'art. 1932. 36. P. 187, Gazette des beaux arts. 1932. 74. P. 42; Burlington Magazine. 1934. III, IX, X, XII), пока что, как кажется, не дают оснований для пересмотра уже утвердившегося мнения. [37] Froissart (ed. Kervyn). XI. P. 197. [38] Durrieu P. Les tres riches heures de Jean de France, duc de Berry (Heures de Chantilly). P., 1904. P. 81. [39] Moll W. Kerkgesch. II, 2. P. 313 ff.; Acquoy J. G. R. Het klooster van Windesheim en zijn invloed. Utrecht, 1875-1880. 3 vol. II. P. 249. [40] Thomas a Kempis. Sermones ad novitios. № 29 // Opera (ed. Pohl). VI. P. 287. [41] Moll W. Kerkgesch. II. 2. 321; Acquoy J. G. R. Op. cit. P. 222. [42] Ср. выше, с. 187. [43] Chastellain. IV. P. 218. [44] Ia Marche. II. P. 398. [45] Ibid. II. 369. [46] Chastellain. IV. P. 136, 275, 359, 361; V. P. 225; du Clercq. IV. P. 7. [47] Chastellain. III. P. 332; du Clercq. III. P. 56. [48] Chastellain. V. P. 44; P. 281; La Marche. Н. P. 85; du Clercq. III. P. 56. [49] Chastellain. III. P. 330. [50] Du Clercq. III. P. 203. [51] См. выше, с. 178. [52] Издатели Бонавентуры в Кваракки приписывают это сочинение Иоанну де Каулибусу, францисканцу из Сан-Джиминьяно, умершему в 1376 г. [53] Facius. Liber de viris illustribus / Ed. L. Mehus. Fir., 1745. P. 46; см. также: Weale. Hubert and Jonn van Eyck, their life and work. L. — N. Y., 1908. P. LXXIII. |
|
||