|
||||
|
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ [1] Monstrelet. IV. P. 304. [2] Bern. Sien. Opera. I. P. 100 // Hefele. Op. cit. P. 36. [3] Les cent nouvelles nouvelles. II. P. 153; Les quinze joyes de mariage. P. 111, 215. [4] Molinet. Faictz et dictz. Fol. 188 v. [5] Journal d'un bourgeois. P. 336; cp. p. 242, № 514. [6] Ghillebert de Lannoy. ?uvres / Ed. Ch. Potvin. Louvain, 1878. P. 163. То же сообщает и Ренье Знуа об уличной стычке между хуксами и кабельяусами в Харлеме в 1444 г.: Rerum belgicarum Annales / Ed. Sweertius. Antwerpen, 1620. P. 149. [7] Les cent nouvelles nouvelles. II. P. 101. [8] Le Jouvencel. II. P. 107. [9] Songe du viel pelerin // Jorga. Phil. de Mezieres. P. 423, № 6. [10] Journal d'un bourgeois. P. 214, 289, № 2. [11] Gerson. Opera. I. P. 206. [12] Jorga. Op. cit. P. 308. [13] Moll W. Johannes Brugman. Н. P. 125. [14] Chastellain. IV. P. 263-265. [15] Ibid. II. P. 300; VII. P. 222; Jean Germain. Liber de Virtutibus. P. 10 (упомянутая здесь менее строгая практика поста может относиться к иному времени); Jean Jouffroy. De Philippo duce oratio (Chron. rel. a l'hist. de Belg. sous la dom. des ducs de Bourg. III). P. 118; Fillastre G. Le premier livre de la Toison d'or. Fol. 131. О набожности Филиппа Доброго см.: Huizinga J. La physionomie morale de Philippe le Bon // Annales de Bourgogne. 1932 (Verzamelde Werken. П. Р. 216 ff.). [16] La Marche. И. Р. 40. [17] Monstrelet. IV. P. 302. [18] Jorga. Op. cit. P. 350. [19] Ibid. P. 444; Champion. Villon. I. P. 17. [20] ?uvres du roi Rene / Ed. Quatrebarbes. I. P. CX. [21] Княжеская пустынь в замке Рипай (близ Тонона на Женевском озере) уже в эти годы привлекала большое внимание и давала повод к преувеличенным слухам, которые в конце концов переросли в откровенную клевету. Для Амедея VIII, впоследствии антипапы Феликса V, с его бегством от мира, все это, без сомнения, было преисполнено глубочайшей серьезности. Мах Bruuchet (Le chateau de Ripaille. P., 1907) показывает, что выражение "faire ripaille" ["пировать, кутить"] с названием замка не имеет ничего общего; однако, по-видимому, он заходит чересчур далеко, когда и с такими трезвыми сведениями, как у: Monstrelet. V. Р. 112, — также разделывается как с клеветническими. [22] La Marche. I. P. 194. [23] Acta Sanctorum. Jan. II. P. 1018. [24] Jorga. Op. cit. P. 509, 512. [25] В данном случае не имеет значения, признавала ли Церковь этих лиц святыми или только блаженными. [26] Andre du Chesne. Hist. de la maison de Chastillon sur Marne. P., 1621; Preuves. P. 126— 131; Extraict de l'enqueste fait pour la canonisation de Charles de Blois. P. 223, 234; Monuments du proces de canonisation du bienheureux Charles de Blois, duc de Bretagne. S. Brieuc, 1921, a также: Rev. des quest. hist. 1926. CV. P. 108. Сопричисление лику блаженных было завершено только к 1904 г. [27] Froissart (ed Luce). VI. P. 168. [28] James W. The varieties of religious experience. P. 370 f. [29] Ordonnances des rois de France. VIII. P. 398, nov. 1400; P. 426, 18 mars. 1401. [30] Memoires de Pierre Salmon / Ed. Buchon. Coll. de chron. nationales. 3[e] Supplement de Froissart. XV. P. 49. [31] Froissart (ed. Kervyn). XIII. P. 40. [32] Acta Sanctorum. Juli. I. P. 486-628. Проф. Венсинк обратил мое внимание на то, что обычай ежедневно записывать свои прегрешения был освящен весьма давней традицией, что он был описан еще Иоанном Лествичником (ок. 600 г.): Johannes Climacus. Scala Paradisi / Ed. Raderus. P., 1633. P. 65; что он известен также исламу (у Газали) и что придерживаться его рекомендует и Игнатий Лойола в своих Exercitia spiritualia [Духовных упражнениях]. [33] Dupont Renier G. Jean d'Orleans, comte d'Angouleme d'apres sa bibliotheque // Luchaire. Melanges d'histoire du Moyen age. III (1897). P. 39-88; Idem. La captivite de Jean d'Orleans, comte d'Angouleme // Revue historique. 1896. LXII. P. 42-74. [34] La Marche. I. P. 180. [35] Lettres de Louis XI. VI. P. 514; ср.: V. P. 86; X. P. 65. [36] Commynes. I. P. 291. [37] Ibid. II. P. 67, 68. [38] Ibid. II. P. 57; Lettres de Louis XI. X. P. 16; IX. P. 260. Такой agnus scythicus ранее находился в Колониальном музее в Харлеме. [39] Chron. scand. II. P. 122. [40] Commynes. II. P. 55, 77. [41] Acta Sanctorum. Apr. I. P. 115; Lettres de Louis XI. X. P. 76. 90. [42] "Sed volens caute atque astute agere, propterea quod a pluribus fuisset sub umbra sanctitatis deceptus, decrevit variis modis experiri virtutem servi Dei" (Acta Sanctorum, 1. с.). [43] Ibid. P. 108; Commynes. II. P. 55. [44] Lettres de Louis XI. X. P. 124, 29 juin 1483. Поскольку пастернак (pastenargues) был вполне обычен в этих местах, следует предположить, что король имел в виду pasteques, т.е. арбузы. [45] Ibid. X. Р. 4 etc.; Commynes. II. P. 54. [46] Commynes. II. P. 56; Acta Sanctorum, 1. с. [47] Renaudet A. Prereforme et Humanisme a Paris. P. 172. [48] Doutrepont. P. 226. [49] Vita Dionysii auct. Theod. Leor // Dion. Opera. I. P. XLII ff.; Idem. De vita et regimine principium. XXXVII. P. 497. [50] Opera. XLI. P. 621; Mougel D. A. Denys le chartreux, sa vie etc. Montreuil, 1 896. P. 63. [51] Opera. XLI. P. 617; Vita // Opera. I. P. XXXI; Mougel D. A. Op. cit. P. 51; Bijdragen en mededeelingen van het historisch genootschap te Utrecht. XVIII. P. 331. [52] Opera. XXXIX. P. 496; Mougel D. A. P. 54; Moll. Johannes Brugman. I. P. 74; Kerkgesch. II. 2. P. 124; Krogh-Tonning K. Der letzte Scholastiker, Eine Apologie. Freiburg, 1904. S. 175. [53] Mougel D. A. Op. cit. P. 58. [54] Opera. XXXVI. P. 178; De mutua cognitione. [55] Vita // Opera. I. P. XXIV, XXXVIII. [56] Ibid. P. XXVI. [57] De munificentia et beneficiis Dei // Opera. XXXIV. P. 319, art. 26. |
|
||