|
||||
|
Преображенское Топоним Преображенское, несмотря на свою «молодость» в сравнении с названием соседнего района Черкизово, связан в истории России с гораздо более значительными событиями и фактами. Наименование бывшего подмосковного села Преображенского ассоциируется в первую очередь с именем царя Петра I, который провел здесь значительную часть своего детства и отрочества. Первый дворец в этом месте Подмосковья выстроил в 1650-х годах отец Петра, Алексей Михайлович, любивший охотиться в здешних местах – близ Собакиной пустоши и дороги на Черкизово. Поэтому царский дворец на берегу Яузы по своему первоначальному назначению был охотничьим. Однако, по свидетельству историков и москвоведов, дворец вскоре стал любимым местопребыванием царя, особенно после того, как он женился вторично и супругой его стала Наталья Кирилловна Нарышкина: например, в год свадьбы Алексей Михайлович жил в Преображенском с конца мая до глубокой осени. Дворец называли Нагорным, поскольку стоял он «на горе» – на высоком берегу Яузы, между современными Преображенской и Электрозаводской улицами. Искусствовед Н. М. Молева в своей интересной книге «Древняя быль новых кварталов», рассказывая о Преображенском, справедливо пишет, что после смерти Алексея Михайловича дворец в Преображенском становится и вовсе постоянным жильем Натальи Кирилловны с маленьким Петром и дочерью Натальей; немного позже именно селу Преображенскому выпало стать тем местом, где в юношеских воинских «потехах» Петра были заложены основы будущей регулярной российской армии и ее элиты – гвардии: «Слишком неблагоприятно, да и попросту опасно становилось для них всех пребывание в Кремле, где власть находилась в руках детей Алексея Михайловича от первой жены – Марии Мило-славской. Расположенный на правом берегу Яузы охотничий дворец занимал примерно две с половиной десятины, но к нему было приписано по обеим сторонам реки около двадцати десятин. И в 1684 году по желанию Петра на левом берегу Яузы закладывается потешный городок – регулярная крепостца, земляная с деревянными частями, Прешбург. Годом позже в Прешбурге были построены две рубленые избушки с сенями для гарнизона потешных солдат. Здесь сосредоточивается руководство новыми воинскими частями, складываются новые учреждения по руководству государством, в частности, возникает позднее Преображенский приказ (из него затем в России выйдут коллегии как прообраз министерств. – М. Г.) и Тайная канцелярия при нем, ведшая борьбу с политическими врагами Петра. Около Прешбурга проводятся маневры потешных войск, и здесь же спускается на Яузу найденный в амбарах Измайлова парусный бот – знаменитый ботик Петра, «дедушка русского флота». Кстати говоря, страхи Натальи Кирилловны не были беспричинными – именно из Преображенского в ночь с 7 на 8 августа был вынужден бежать в Троице-Сергиеву лавру Петр во время знаменитого стрелецкого бунта, спровоцированного царевной Софьей. Почитатели творчества писателя Алексея Толстого легко вспомнят, что в его романе «Петр I» Преображенское фигурирует не единожды. Именно в Преображенском, если следовать за текстом романа А. Н. Толстого, произошло знакомство юного Петра с Алексашкой Меншиковым: Алешка Бровкин и Меншиков «однажды, закинув удочку в тихую и светлую Яузу, что вытекала из дремучих лесов Лосиного острова, увидели... на другом берегу мальчика, сидевшего подперев подбородок», – это и был Петр, будущий российский император. «Невдалеке, – продолжает писатель, – на пригорке, из-за липовых кущ поднимались гребнистые кровли Преображенского дворца. Когда-то он весь отражался в реке, нарядный и пестрый, – теперь зарос листвой, приходил в запустение». Впоследствии (особенно в связи со строительством Петербурга) царский дворец в Преображенском пришел в еще большее запустение и был к началу XIX века полностью разобран. Преображенское стало более известно в ту пору как «солдатская Преображенская слобода». Именно этой слободе и военной истории села Преображенского обязаны своим появлением такие московские топонимы в этом районе, как Потешная улица (официально название улицы существует с конца XIX века), улица Девятая Рота (название известно с XVIII века; улица эта расположена неподалеку от станции метро «Преображенская») и некоторые другие. Прежние имена Электрозаводской улицы и Электрозаводских переулков – Генеральная улица и Генеральные переулки – появились не в связи с петровскими генералами, как ошибочно считают некоторые краеведы, а потому, что при Петре Алексеевиче стояла здесь на рубеже XVII и XVIII веков так называемая Генеральная канцелярия. А что же известно о мотивировке и об истории самого названия Преображенское? Как и десятки других подмосковных сел типа Троицкого, Покровского, Архангельского, Ильинского, Рождественского, Спасского и иных, Преображенское получило свое имя по православному храму, воздвигнутому в честь праздника Преображения Господня или Спаса Преображения. Преображенская церковь в этом селе существовала еще до Петра – при Алексее Михайловиче: в архивных документах название села впервые встречается в 1661 году. Новое каменное здание храма Спаса Преображения было выстроено на деньги местных жителей в 1768 году. Престольный летний праздник Преображения Господня был введен в церковный календарь приблизительно в IV веке и связан с событием из земной жизни Иисуса Христа, описанным сразу в трех Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки. Слово преображение в русском языке означает «изменение образа, облика». Христос явил чудо Преображения тогда, когда Его земной путь стал подходить к концу. А Его служение людям – к Пасхе страданий. Чудом Преображения Господня Он хотел оградить своих учеников от опасности уныния. Вот как об этом рассказывает нам евангелист апостол Матфей: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи... Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 1—9). Историки христианства пишут, что до сих пор на горе Фавор – горе Преображения Господня – живет память о посещении ее Спасителем, а богословы объясняют само Преображение как открытие людям божественного света веры, пронизывающего весь мир, и как жажду просветления. Увидев свет Преображения Господня на горе Фавор и славу Христа, апостол Петр воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!» С тех пор христианство, Церковь и вера стали постоянной радостью для человека, молящего о присносущном свете. У праздника Преображения есть и народное название – «второй Спас» и «яблочный Спас». Вот что пишет об этом автор книги о русских православных праздниках В. С. Колесникова: «Для крестьянина он (яблочный Спас. – М. Г.) начинался с посещения церковной службы, на которую приносились для освещения плоды садов и огородов. Их до Преображения считалось грехом употреблять в пищу (кроме огурцов). Приносились в храм для освещения и колосья и семена нового урожая злаков – над ними совершалась молитва и окропление святой водой. Эти освященные колосья хранились в домах до следующего года и нового урожая. Следует добавить, что на Руси из всего множества созревающих фруктов и овощей к концу августа неизменно выделялись яблоки. Вот почему праздник Преображения часто называли еще и «Спасом яблочным», а наиболее распространенный сорт сочных и румяных кисло-сладких яблок – «спасовками». Одни из самых ярких поэтических строк, в которых упоминается праздник Преображения Господня, написаны Борисом Пастернаком. Это стихотворение «Август» из романа «Доктор Живаго»: ...Вы шли толпою, врозь и парами, Топонимический ландшафт Преображенского в современной Москве сохраняет имя бывшего подмосковного села и слободы в нескольких названиях улиц. Это – Преображенская улица, Преображенская площадь и Преображенская набережная; топонимы возникли в XVIII—XIX ве-ках. В 1922 году получила новое, более краткое наименование улица Преображенский Вал, до того называвшаяся улицей Преображенский Камер-Коллежский Вал. С Преображенской солдатской слободой связаны еще два названия – 2-я улица Бухвостова (топоним появился в 1922 году) и Суворовская улица. Улица Бухвостова выходит на Преображенскую улицу неподалеку от станции метро «Преображенская площадь». До 1922 года она носила имя 2-я Петровская, в память о Петре I и его роли в истории Преображенского. Современное название улицы мемориальное; справочник «Имена московских улиц» указывает, что этот топоним был создан в память Бухвостовых: одного из первых солдат русской регулярной армии – С. Л. Бухвостова, архитекторов С. А. Бухвостова и Я. Г. Бухвостова, строивших стены и башни Новоиерусалимского монастыря на реке Истре, собор в Рязани, кельи Моисеевского монастыря в Москве. Что же касается Суворовской улицы, то она свое имя получила не в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (его память увековечена в названии Суворовской площади, бывшей площади Коммуны). По одной из версий, улица была так названа в XVIII веке потому, что в этом месте (между улицами Девятая Рота и нынешней Электрозаводской) находилась канцелярия начальника штаба Преображенского полка Ивана Григорьевича Суворова, деда полководца А. В. Суворова. Другая версия связывает образование топонима Суворовская улица с фамилией одного из домовладельцев в Преображенском. В ходе нашего топонимического путешествия в Преображенское следует, как мне кажется, напомнить и о том, что Преображенский полк, основанный в 1687 году, был не только одним из старейших, но и славнейших полков русской гвардии. Значительны его воинские успехи и доблесть: полк отличился в войнах со Швецией (1700—1721), Францией (1812—1814) и Турцией (1877—1878). Полк был расформирован большевиками в 1918 году. Хорошо известно в Москве и Преображенское кладбище. Основали его в 1771 году старообрядцы-федосеевцы во время страшной эпидемии чумы. В 1866 году здесь был основан Никольский мужской единоверческий монастырь. Термин единоверческий связан с одним из течений в старообрядчестве и означает «принадлежащий сторонникам объединения старообрядчества и официальной православной церкви». После 1991 года понемногу начал возрождаться и этот старообрядческий религиозный центр в Преображенском. |
|
||