|
||||
|
Открытіе Московіи иностранцами
лагодаря произведенію Герберштейна Европа впервые ознакомилась съ исторіей, нравами и обычаями Московіи, и этотъ посолъ Германскаго Императора, дважды прі?зжавшій, въ 1517 и 1526 гг. въ Россію съ порученіемъ улучшить русско-польскія отношенія, справедливо считается историками открывшимъ Московію иностранцамъ. До появленія Хроники Герберштейна Западная Европа почти ничего не знала о Московіи, которая представлялась иностранцамъ — говоритъ Эмиль Оманъ — какъ таинственная, азіатская, с?верная, отд?ленная отъ остального міра страна. Для того, чтобы достигнуть единственныхъ ея портовъ у почти постоянно покрытыхъ льдомъ береговъ Б?лаго моря, надо обогнуть рядъ дальнихъ с?верныхъ мысовъ, долго сл?довать вдоль пустынныхъ и опасныхъ береговъ. Сушею путь почти такъ же дологъ и безконечные л?са Польши кроютъ столько же опасностей, какъ и ник?мъ не пос?щаемыя С?верныя моря. Перейдя черезъ границу Московіи, иностранецъ не встр?чаетъ впереди ничего, кром? л?совъ, болотъ, р?къ безъ мостовъ, р?дкихъ деревень и еще бол?е р?дкихъ городовъ. Европа видитъ въ Московіи н?что врод? христіанскаго преддверія къ Китаю, а въ Московитахъ бол?е варварскій и бол?е таинственный, ч?мъ турки, Восточный народъ. Н?мецкій историкъ Мейнерсъ им?лъ полное право сказать, что образованная Европа въ начал? XVI в. знала о Россіи гораздо меньше нежели о Новой Голландіи въ конц? XVIII в. Въ начал? XVIII ст. русскій резидентъ при одномъ изъ Западно-Европейскихъ дворовъ, подыскивая д?ловыхъ людей для Петра, жаловался на то, что эти люди боятся ?хать въ Россію, думая, что ?хать туда значитъ ?хать «на край св?та» и что эта страна «съ Индіями граничитъ». Московія начинаетъ только въ XVI ст. привлекать вниманіе иностранцевъ. Религіозное движеніе XVI в. заставило римскихъ первосвященниковъ обратить заботливые взоры на Восточную Европу съ ц?лью вознаградить себя тамъ новыми религіозными завоеваніями за огромныя потери, причиненныя римской церкви протестантствомъ. Въ половин? XVI в. въ Англіи обнаруживается сильное движеніе къ открытію новыхъ странъ и торговыхъ путей. Соперничая съ Испаніей и Португаліей, англійскіе купцы пытались открыть новый с?веро-восточный проходъ въ Тихій Океанъ. Прохода не нашли, но завязали торговыя сношенія съ Московіей и образовали торговую компанію: Тhe Moscovian Company of the Merchants and Adventures[1]. Къ этому же времени относится участившееся отправленіе, въ особенности изъ Австріи, политическихъ посольствъ къ московскимъ царямъ.
Многіе изъ путешественниковъ по Московіи ХVI-ХVII ст. оставили описанія своего пребыванія въ Россіи и ихъ разсказъ представляетъ т?мъ большую ц?нность, что отъ этой эпохи совершенно не им?ется описаній. Московіи, ея быта, нравовъ, сд?ланныхъ самими русскими. Самое раннее такое описаніе относится ко второй половин? XVII ст. Оно было сд?лано русскимъ, покинувшимъ по религіознымъ побужденіямъ родину (Котошихинымъ). Не все представляетъ въ сказаніяхъ иностранцевъ о Московіи одинаковую ц?нность. Вн?шнія явленія, говоритъ Ключевскій, наружный порядокъ общественной жизни, ея матеріальная сторона, вотъ что съ наибольшей полнотой и в?рностью могъ описать посторонній наблюдатель. Напротивъ, изв?стія о домашней жизни, о нравственномъ состояніи общества, не могли быть въ той же степени в?рны и полны: эта сторона жизни мен?е открыта для посторонняго глаза и къ ней мен?е приложима чужая марка. До появленія Хроники Герберштейна Западъ зналъ о Московіи только по краткимъ описаніямъ, какія им?лись, главнымъ образомъ, въ общихъ трактатахъ той эпохи по исторіи и географіи[2]; описанія иностранцевъ путешественниковъ, пос?тившихъ Московію до Герберштейна, какъ, наприм?ръ, Барбаро (1436-1432) или Контарини (1483-1487), изданы были значительно поздн?е Хроники Герберштейна и къ тому же по полнот? описанія и по историческому интересу не могутъ быть поставлены рядомъ съ этой посл?дней. «Rerum Moscoviticarum Commentarii» вышли въ В?н? въ 1549 г. и это первое изданіе представляетъ собою большую библіографическую р?дкость. Книга быстро стала знаменитой и много разъ переиздавалась и переводилась на разные языки. Къ ней приложены дв? карты Московіи, планъ города Москвы и пять гравюръ на дерев?.
Мы воспроизводимъ гравюры, изображающія русскихъ всадниковъ и ихъ вооруженіе. Вооруженіе это, говоритъ Герберштейнъ, «состоитъ обыкновенно изъ лука, стр?лъ, топора и палки врод? булавы, именуемой по русски кистенемъ. Саблю употребляютъ богат?йшіе и благородн?йшіе. Длинные кинжалы висятъ на подобіе ножей и бываютъ такъ запрятаны въ ножны, что едва можно прикоснуться къ верхней части рукоятки и схватить ее въ случа? нужды. Равнымъ образомъ употребляютъ длинный поводъ, на конц? разр?занный, и привязываютъ его на палецъ л?вой руки для того, чтобы можно было брать лукъ и, оставивъ узду, употреблять его въ д?ло. Хотя въ одно и то же время они держатъ въ рукахъ узду, лукъ, саблю, стр?лу и плеть, однако, искусно и безъ всякаго затрудненія управляются съ ними. Н?которые изъ знатныхъ употребляютъ латы, кольчугу, искусно сд?ланную будто изъ чешуи, и поручи; весьма немногіе им?ютъ шлемъ, заостренный кверху и съ украшенной верхушкой. Н?которые им?ютъ одежду, толсто подбитую для защиты отъ ударовъ. Употребляютъ также пики».
Герберштейнъ первый описалъ то великол?піе и ту подозрительность, съ какой русскій дворъ принималъ иностранныхъ пословъ; тонкости и хитрости московскаго этикета; блескъ торжественныхъ аудіенцій, которыя царь, окруженный своими боярами въ богат?йшихъ од?яніяхъ и громадныхъ лисьихъ шапкахъ, давалъ иностраннымъ посламъ въ Грановитой Палат?; великол?піе царскаго стола, къ которому послы приглашались посл? аудіенціи и т. д. Правленіе московскихъ царей, войско, религія, разд?леніе на классы, затворничество женщинъ, весь бытъ Московіи, нравы, игры и забавы населенія привлекали вниманіе пытливаго путешественника, который часто съ удивленіемъ описываетъ н?которые обычаи, сохранившіеся, однако, почти въ чистомъ вид? и по наше время. Вотъ, наприм?ръ, какъ Герберштейнъ говоритъ о томъ, «какъ входятъ въ Московіи въ знакомый домъ»: «въ каждомъ дом? и въ каждомъ поко?, на самомъ почетномъ м?ст? ставятъ изображенія святыхъ, писанныя или литыя. Когда кто-либо приходитъ къ другому, то, вошедши въ комнату, тотчасъ снимаетъ шапку и ищетъ глазами, гд? образъ; увид?въ его, трижды знаменуется крестомъ и, наклоняя голову, говоритъ: «Господи, помилуй!», потомъ здоровается съ хозяиномъ словами: «Дай Богъ здоровья». Зат?мъ, взявшись за руку, они ц?луются и наклоняютъ головы; потомъ взглядываютъ другъ на друга, чтобы вид?ть, кто изъ нихъ ниже поклонился, и такимъ образомъ три или четыре раза, поперем?нно, наклоняютъ головы, оказывая другъ другу честь и какъ бы споря въ этомъ между собою. Посл? того садятся, и гость, окончивъ свое д?ло, выходитъ прямо на середину комнаты, обращая лицо къ образу, снова крестится три раза и, наклоняя голову, говоритъ прежнія слова. Если челов?къ важный, хозяинъ сл?дуетъ за нимъ до л?стницы; если познатн?е, провожаетъ дальше, наблюдая м?ру по достоинству каждаго». Герберштейнъ зналъ русскій языкъ, пользовался первоисточниками и, давая очеркъ исторіи Московіи, приводитъ длинныя цитаты изъ документовъ и сборниковъ, которые появились въ печати значительно позже опубликованія его Хроники. Описывая нев?жество и грубость нравовъ населенія, деспотизмъ и жестокость правителей, Герберштейнъ восклицаетъ: «Неизв?стно, загруб?лость ли русскаго народа требуетъ тирана-государя, или отъ тираніи князя этотъ народъ сталъ такимъ грубымъ и жестокимъ». Повторимъ то, что уже сказали: духовный міръ и нравственная сторона быта русскаго народа остались закрытыми для иностранцевъ. Объ этой сторон? жизни Московіи надо пользоваться ихъ сказаніями крайне разборчиво и осторожно: часто писали они по слухамъ и судили по явленіямъ случайнымъ и исключительнымъ.
Примечания:1 Ключевскій. Сказанія иностранцевъ о московскомъ Государств?. Москва. 1866. 2 S. Munster. Cosmographei oder Beschreibung aller Lander. Mathie de Myechow. Tractatus Sarmatiis. Olaus Gothus Historia de Gentibus Septentrionalibus etc. etc. |
|
||