• АЗИЯ
  • ВЕСТ-ИНДСКИЕ ОСТРОВА
  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
  • МАЛАЯ АЗИЯ
  • АФРИКА
  • ЮЖНАЯ АФРИКА
  • ВЕСТ-ИНДИЯ
  • ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА
  • Глава IX

    В глазах общественного мнения необходимость соблюдения секретности казалась слабым местом в нашей структуре, однако в свете практических действий, предпринимавшихся в прошлом, и в настоящих восточных сообществах, где древние системы сохранились, сокрытие их деятельности представляется насущной необходимостью, имеющей огромное значение.

    Именно открытие использования и применения квадрата, отвеса и уровня, особое владение геометрией, приобретенные годами экспериментальной деятельности, рассматривались как драгоценные крупицы знаний. Строители часто становились хозяевами положения и не боялись торговаться за привилегии и получать их. Именно это вместе с их таинствами они и охраняли необычайно ревностно.

    (Сэр С. Пардон Кларк)

    АЗИЯ

    Персия – Индия

    В 1808 году посол шаха в Париже принц Персии Аскер-хан был допущен в члены Братства этого города. Похожий опыт испытал мирза Абдул Хасан-хан, также персидский посол, принятый в масоны графом Мойрой в Лондоне в 1810 году. В том же году сэр Гор Озли, английский посол при дворе шаха, был назначен провинциальным Великим Мастером Персии. Однако не сохранились свидетельства, показывающие, что какая-либо ложа когда-нибудь была учреждена в этой стране под чьей-либо иностранной властью.

    Первая постоянная ложа в Индии, которая носила более или менее милитаризованный характер, была учреждена в 1730 году в Калькутте, в 1752-м в Мадрасе и в 1758-м в Бомбее.

    Соперничество между двумя Великими английскими Ложами отразилось в индийских ложах, однако Братство Мадраса в 1813 году счастливо обогатилось «Единением», «Атоллом», или древними масонами, и постоянными, или современными, масонами, которые в 1786 году были объединены генералом Горном.

    Однако неприязнь руководителей постоянных масонов и раскольников продолжалась вплоть до 1813 года, когда благодаря благоприятному влиянию графа Мойры, действующего Великого Мастера Индии, масонство укоренилось в Бенгалии и стало процветать, как никогда раньше.

    В Бомбее самая блестящая эпоха сообщества неразрывно связана с именем доктора Джеймса Бернса, при котором, чтобы открыть порталы франкмасонства местным дворянам, в декабре 1843 года учредили ложу «Восходящая Звезда Восточной Индии». Во время первого формального собрания состоялось две инициации, одним кандидатом оказался парс, другим – мусульманин, оба занимали свое место среди самых образованных людей своего народа.

    В следующем июле в ложе уже находилось девять местных братьев, три из которых оказались последователями Зороастра, два – Конфуция и четыре Магомета, однако все собрались вместе со сторонниками Христа, чтобы поклоняться богу масонов. Под тремя председательствующими, вместе с Аденом и Бирмой, образовалось 139 лож под английской юрисдикцией и 44 под шотландской.

    Как в Пруссии, так и в Индии вместе с тем существовали определенные обычаи, особенные для строительных ремесел, и именно они представляли интерес для франкмасонов. Они наглядно описаны сэром С. Кларком в его интересном очерке «Отслеживание границ между Современным Восточным и Средневековым действующим масонством», из которого я приведу следующий отрывок:

    «Восточные Мастера настолько хорошо скрывали тайны своего ремесла, поражавшие нас своей сложностью, что путешественники стали верить, что благодаря некоторым интуитивным способностям восточный Мастер-строитель смог справляться с планами, вертикалями и разделами, начиная строительство различных частей своей структуры без точного определения величины и соотношения объема нескольких частей здания.

    Всем казалось, что персидский Мастер-строитель независим и не пользуется никакими планами. На самом деле он сначала разрабатывал общую схему, путем специально выстроенных макетов, размер которых не превышал один или четыре кирпича. Подобные макеты и являются ключом к таинствам их Мастерства, масоны поймут значение их опыта, ведь они в миниатюрном виде представляли будущее поле деятельности Мастера-строителя».

    О великой древности персидского макетного Мастерства и системы масштаба свидетельствует (среди других доказательств) отсылка на халдейскую статую в Лувре – величавого строителя или архитектора, сидящего с макетом на коленях.

    Во время своего пребывания в Индии тот же наблюдатель, хотя и не сумевший найти среди национальных методов труда связь с квадратурой систем современной Персии и Древнего Востока, оказался настолько удачливым, что выявил новую систему пропорций. Возможно, это и станет ключом к некоторым расовым проблемам, до сих пор не решенным.

    В Мадуре он изучал сообщество ремесленников, состоявшее из тех, кто строго следовал правилам, которым было по крайней мере тысяча лет. Строители, землемеры, плотники и столяры заявляли, что они происходят от небесного архитектора Вишвакармы, который составил 32 или, как некоторые считают, 64 книги шастр (комментарий к сутре. – Ред.), хранителями которых являлись жрецы. Что же касается практических рецептов и предписаний, то они передавались от поколения к поколению устно, так что строительная теория оказалась потерянной для целой нации, если даже не для целого мира. В известной пагоде Кохин в Траванкоре нашли комнату, специально устроенную для храмового архитектора, стены которой были покрыты полноразмерными рисунками и схемами храма и храмовой мебели.

    Сэр С. Кларк справедливо отметил аналогию между этой «особой комнатой в составе храма и средневековыми европейскими описаниями специально устроенного помещения для деятельности масонов и совершения их таинств». Он верит, что «именно к ним восходят особенности устройства и украшения современных лож спекулятивного масонства».

    ВЕСТ-ИНДСКИЕ ОСТРОВА

    Ложи, созданные по европейским предписаниям, существуют на Цейлоне, на Суматре, Яве, Сулавеси и Борнео. На Филиппинах, в Маниле, существовали, вплоть до недавних политических перемен, четыре испанские ложи. Однако деятельность масонского Братства со временем стала проводиться под руководством американских Великих Лож.

    На островах практиковалась система искаженного масонства, были ячейки общества «Катапунан». Первоначально они представляли собой революционную ассоциацию, сформированную лидерами народов, восставших против владычества Испании.

    ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

    Образованные Великобританией или Ирландией ложи продолжали существовать в прибрежных поселениях, Сиаме (совр. Таиланд. – Ред.), Китае и Японии, а также в Шанхае и Гонконге, то есть в портах, открытых для свободной торговли в Китайской империи. Известны еще две ложи, действовавшие под немецким и американским руководством соответственно.

    Более того, в Китае существовало то, что многие исследователи рассматривают как вид местного масонства, которое точно так же проникло в некоторые колонии и зависимые территории некоторых европейских правительств, например в Суматру, Яву, прибрежные поселения и Бирму.

    Первое из тайных обществ Китая по времени, положению и значению именуется «Триада» от местного названия сань-го-ви, или «трое объединившихся». Это Небо, Земля и Человек. Они также известны под другим названием – Тянь-ди-ви, или «Небо и Земной альянс» (лига Гун), оба названия объяснялись одинаково: когда Небеса, Земля и Человек объединятся, чтобы восстановить династию Мин, они образуют совершенный треугольник и восстановят всеобщий мир.

    Долгое время деятельность общества в Поднебесной была окутана глубокой тайной. Только когда они начали распространяться на Суматру, Яву и прибрежные поселения, их действия стали известны широкой общественности.

    Вплоть до свержения династии Мин (в 1644 году) Братство «Триада» было филантропической ассоциацией мистического, философского и религиозного характера. Однако после завоевания Китая маньчжурами в 1674 году оно превратилось в организацию повстанцев и заговорщиков.

    Главным символом общества является треугольник, он присутствует на каждой церемонии, в то время как линейка, весы и гири кладутся в священную «меру» (бушель) перед алтарем перед открытием ложи. Алтарь и место председательствующего чиновника обращены на Восток. Члены называют друг друга братьями, поклоняются одному Богу и обладают собственной системой рукопожатий и знаков.

    После приема кандидат умирает для всех, кроме членов лиги, и считает себя (после вступления в Братство) вновь родившимся. Последняя церемония состоит в выпивании нескольких капель собственной крови, растворенной в чаше с араком, что символизировало принесение клятвы хранить секреты. Обычай кровяного жертвоприношения весьма древний, отмечено, что он существовал уже в начале династии Хань, то есть в 1122 году.

    Однако гораздо позже, в 1520 году, Фернандо де Магальянш, или, как мы обычно его именуем, Магеллан, обнаружил Филиппинские острова, и король Себу предложил заключить договор и ратифицировать его церемонией кровного братства, по национальным обычаям. Магеллан согласился, и церемонию осуществили.

    Как и в масонстве, здесь существовали ложи обучения ради ревностных членов Братства «Триады».

    Исследуя ритуал, отметим сложности, которые встречаются в связи с многочисленными аллюзиями с буддистским и даосистским символизмом. О первом имеется достаточная информация, однако о последнем практически ничего не известно.

    Достаточно сказано, чтобы прояснить аналогию между этим китайским обществом и франкмасонством, но речь идет не о простом совпадении. В частности, Густав Шлегель пишет: «Для тех, кто верит в единство человеческой расы, не покажется странным, что существует явное сходство между двумя обществами, и они более охотно постараются понять сходство между символами и институтами этих обществ. Если теория о единстве человеческих рас окажется верной, то весьма вероятно, что нации, когда стали распространяться из предполагаемой колыбели человечества, долин Средней Азии, по всему миру, сохранили представление, что когда-то они все были братьями и образовывали одну семью. Возможно, масонство разделилось на два ответвления: одно отправилось на запад, другое – на восток и там нашло плодородную почву для своего развития в Китае».

    С другой стороны, Г. Жиль признавал следующее: «С незапамятных времен мы встречаем квадрат и компас, упоминаемые китайскими авторами, вместе или по отдельности, символизирующие те же самые стадии морального поведения, как и наша собственная система франкмасонов».

    И далее продолжал: «В Китае как физическую аксиому всегда принимали следующее: „Небеса круглые, Земля – квадратная“. Среди пережитков поклонения природы встречаем круглый Небесный алтарь в Пекине и квадратный алтарь Земли. Благодаря браку Небес и Земли произошло соединение круга и квадрата. Китайцы верили, что все вещи изготавливаются и распределяются, каждый оказывается в связи с собственной соответствующей функцией. Таково, с моей точки зрения, бесспорное происхождение понятий „квадрат“ и „компас“, метафорически связывающихся с поведением человека – первыми предками китайского народа».

    Затем Жиль отмечает точные совпадения, на которые недавно обратил внимание сэр Ш. Алабастер, между старой религией Китая, ритуалом и предписаниями нашего сообщества. Затем он указывает, что китайские символы были введены где-то через четыреста лет после начала христианской эры, когда период старой религии Китая начал проходить.

    Он выражает свою точку зрения следующим образом: «В китайском языке содержится множество знаков, явно масонских по форме, но почти все подобные совпадения в основном исчезли, растворились в воздухе, поскольку, когда мы припоминаем китайские символы, больше не знаем, что они обозначали».

    МАЛАЯ АЗИЯ

    Доминировавший среди малоазиатских арабов закон о пришельцах (Дахил) стал темой интересного очерка С. Клейна, который ищет его объяснение в любопытном эпизоде из библейской Книги царств, где говорится о «хорошем знаке», сопутствующем осаде Самарии. Использованные в диалоге слова послужили узнаванию и вместе с тем стали священной связкой в союзе между Венададом, Ахавом и посланцами.

    Обряды более или менее родственные франкмасонским встречаются не только у кочевников из Сирийской пустыни, но и у язидов или назореев, не принимавших ни Библию, ни Коран. Их население численностью примерно 300 000 рассеялось по Ассирии, Месопотамии, северной части Сербии, Курдистану, Армении и Малой Азии. Бекташи, живший в XV веке, основал общество Бекташ в Бухаре, но был похоронен в Малой Азии.

    Обо всех этих сектах я рассказал в главе, открывающей эту «Историю»; тем же читателям, которые хотят получить более подробные сведения, рекомендую примечательный очерк преподобного Хаскетта Смита, который утверждает, что друзы оказались не кем иным, как исходными подданными Хирама, короля Тира, и что их предки были строителями Храма Соломона.

    Хотя их знаки и символы не являлись паролями, как заявляет тот же самый автор, они сильно напоминали те, что имелись у франкмасонов. Лично я придерживаюсь уже высказанного мнения, и если подобные совпадения действительно имели место, тогда раскольники «Горы Ливан», возможно, приняли некоторые обряды нашего сообщества. Однако склоняюсь к тому, основываясь на сочинениях тех, кто долго проживали в Леванте, что истинные связи, объединяющие друзов и ансаритов, учитывая особенности каждой секты, все же остаются нераскрытой тайной.

    АФРИКА

    На севере Черного континента в Александрии находим Великий Восток Египта, в котором состояло примерно 100 членов, и Великую Национальную Ложу в Каире с последователями, группировавшимися в 68 лож. Несколько европейских масонских органов, включая английские, шотландские, итальянские и французские, также представлены в долине Нила. В Англии находилась Провинциальная Великая Ложа Египта и Судана с 14 ложами.

    В Алжире и Марокко масонство якобы подпало исключительно под французскую сферу влияния, так, в Тунисе благодаря этому, хотя ее регентство считалось независимым, Великую Ложу учредили в 1881 году.

    На западном побережье Африки находилось несколько лож под управлением Англии и одна – Ирландии. Другие существовали в Сенегале, на Азорских островах и острове Святой Елены, придерживаясь французских, португальских и английских предписаний соответственно.

    В негритянской республике Либерии отмечается Великая Ложа, учрежденная в 1867 году вместе с 8 дочерними ложами и 250 членами.

    Сошлемся на примечательный очерк «Тайные судебные общества Западной Африки», написанный мистером X. Марриотом, в котором эти ассоциации называются религиозными, мистическими, политическими и юридическими. «Науке жизни и смерти», или, если использовать другое выражение, «поклонению смерти», обучались в высших и даже в стоящих ниже обществах.

    В большинстве ассоциаций существовала система степеней, или шагов. Объяснение их влияния связано с тем, что они наследовали тайные судебные ассоциации. Именно поэтому происходило следующее: «В Египте существовало общество, называвшееся „Сирия“, от арабского слова, обозначающего „тайный“ или „магический“. Его разновидности встречаются во многих частях Судана и Сенегамбии. Оно предназначалось для изучения оккультизма, было привнесено в Африку арабами. Сохранило некоторые из древних каббалистических таинств евреев на арабском языке, равно как и науку астрологию. Позволяет понять ритуалы, церемонии и прочее в африканской религии, действия африканских тайных обществ».

    ЮЖНАЯ АФРИКА

    Первая в длинной цепочке голландских лож была учреждена в Кейптауне в 1772 году. После окончательного устройства Капского поселения и передачи его Великобритании в 1814 году франкмасоны, сохранявшие верность Великому Востоку Нидерландов, стали действовать в совершенном согласии с теми, кто осуществлял свою деятельность в соответствии с руководствами, шедшими от Великой Ложи Британских островов.

    В 1920 году в Капской колонии, Натале, Трансваале, колонии Оранжевой реки, Родезии, Нигерии, Махоналенде существовали 185 английских, 35 шотландских, 23 датские и 4 ирландские ложи, всего – 247. Они не признают авторитет европейских масонских властей.

    На южноафриканских островах существовали французская ложа Воссоединения (или Бурбонская) и мадагаскарская. Португальская ложа находилась в Мозамбике. На Маврикии было три ложи, придерживавшиеся французских руководств. Но одна из них, независимая, № 326, числилась в списке Великой Ложи Ирландии, но к моменту написания этой книги исчезла из списка.

    ВЕСТ-ИНДИЯ

    На большой группе островов, расположенных к востоку от Центральной и к северу от Южной Америки, находятся 45 британских лож и одна ирландская. Среди районов, где масонство процветает, отметим Ямайку, Барбадос, Бермуды и Тринидад. Придерживающиеся французских руководств ложи находятся на Мартинике и в Гваделупе.

    Великая Ложа Кубы была учреждена в начале XVIII века, после переменчивой деятельности вновь возродилась и реорганизовалась в 1899 году. После последнего периода спячки Великая Восточная Национальная Ложа пришла в действие. В 1901 году в Великой Ложе находилось 102 подчиненные ей ложи, с общим числом членов 6000.

    В Пуэрто-Рико, на другом острове, который формально относился к испанской Вест-Индии, Великую Ложу основали в Маягуэсе в 1885 году. После периода бездействия, продолжавшегося три года, организация собралась в 1899 году и переместилась в Сан-Хуан. Великая Ложа «Соберана» Пуэрто-Рико имела под своей юрисдикцией 15 лож и 396 членов. На 1920 год она находилась под юрисдикцией США.

    Эспаньола, или Гаити, или Сан-Доминго, недавно входивший во французскую Вест-Индию, сегодня разделен на две негритянские республики, одна из которых, та, что находится на западе, стала называться Гаити, другая, что на востоке, – Сан-Доминго. В первой находится два Великих Востока, в старейшем из которых в 1836 году в Порт-оф-Пренсе находилось 75 лож, в Младшей ложе, 1886 года, никакие особенные ложи не отмечены. В районе, сегодня называемом Сан-Доминго, расположен Великий Восток (1866 года) с 13 ложами и Великая Ложа (1891 года) тоже с 13 ложами.

    Если мы вернемся ко второй половине XVIII века, то обнаружим, что приписываемый масонам и являющийся сегодня (1920 год. – Ред.) одним из самых распространенных из огромного рода ритуал зародился на самом деле на острове, именовавшемся Эспаньола, или Гаити, или Сан-Доминго. Среди французских колонистов находилось четыре человека, Стивен Морин, Жермен Аске, граф Александр Тильи де Грасс и Жан Баптист Мари де ля Хог, чьи имена по достоинству предстанут в истории, о которой я собираюсь рассказать.

    В 1761 году Стивен Морин получил патент от Великого Совета «Императоров Востока и Запада» и Великой Ложи Франции, временно объединенных. Его наделили полномочиями учредить символическую ложу, а также принять высшие степени и ранг Инспектора. «Императоры Востока и Запада» контролировали ритуал, состоявший из двадцати пяти степеней, который был первоначально известен как Ритуал Совершенства.

    В 1736 году Морин отправился из Парижа в Сан-Доминго, который сделал своей штаб-квартирой, или Великим Востоком для получения высших степеней в Новом Свете. Он также создал в 1770 году Совет «Принцев королевской тайны» (25 человек) в Кингстоне на Ямайке и назначил многочисленных уполномоченных и ревизоров пропагандировать обряд, гарантируя им комиссионные и власть, равную его собственной.

    Относительно происхождения этих уполномоченных подробных записей не сохранилось, однако известно, что первым избранным, назначенным Морисом, был Анри Франшен из Кингстона, Ямайка, который впоследствии отправился в Нью-Йорк и учредил в Олбани Ложу Совершенства.

    После вспышки революции на Сан-Доминго в 1791 году (после этого ничего не удалось разыскать о Стивене Морине) французским поселенцам пришлось бежать, и многие из них стали искать убежище в Америке. Граф Тильи и его тесть де ля Хог стали в 1796 году Заместителями Генерального Инспектора в Чарльстоне, похожего ранга удостоился Жермен Аске в Филадельфии в 1798 году.

    Вплоть до 1801 года в Восточной Индии была известна только одна высшая степень «Принц королевской тайны», двадцать пятая и последняя из Ритуала Совершенства. Однако 31 мая 1801 года учредили новую управляющую организацию нового ритуала, в которую трансформировался Ритуал Совершенства. Он стал именоваться Высшим Советом Суверенного Великого Инспектора тридцать третьей степени Соединенных Штатов Америки.

    Он признавал Конституцию 1762 года, секретные Конституции и Конституции 1786 года. Последняя из упомянутых считалась Высшим законом ритуала и намеревалась добиться одобрения со стороны Фредерика Великого как его губернатора и главы.

    Действительно ли Великие Конституции 1786 года относятся к действительной, а не мифологической истории этого ритуала, остается предметом яростных дискуссий. Однако большинство читателей, возможно, в данном случае сойдутся во мнении, отраженном во французской пословице и вполне подходящем к месту: «Pour qui ne les croit pas, il n'est pas de prodiges» («Для человека не имеющего веры чудеса никогда не случаются»).

    Согласно патенту, граф Тильи был членом Высшего Совета в Чарльстоне и пожизненным главнокомандующим французской Восточной Индией. В конце 1802 года он вместе с де ля Хогом вернулся в Сан-Доминго и образовал в Порт-оф-Пренсе Высший Совет. Тогда они оба считались Суверенными Великими ревизорами, то есть членами тридцать третьей степени.

    В 1803 году негры вновь захватили власть, белых опять выдворили из Сан-Доминго. Аске в начале 1804 года прибыл в Париж и побудил Великий Восток Франции принять двадцать пятую степень Ритуала Совершенства. «Рука времени, – говорится в циркуляре 1819 года Великого Востока, – сегодня изгладила во Франции память об этих степенях, как происходит с матерью, отрекшейся от кормления и забывшей об этом времени. Даже тех, что считались только французскими. Так что они возвратились как иностранцы и не были приняты».

    В сентябре 1804 года граф Тильи с помощью де ля Хога и трех других Суверенных Высших Ревизоров, также прибывших из Сан-Доминго, организовал и учредил Высший совет Франции в Париже, а в следующем месяце – Великую шотландскую Ложу.

    Великий Восток Франции посчитал подходящим образовать из этих организаций Союз, с согласия Великой шотландской Ложи они слились в Великий Восток, Высший Совет стал координировать ответвления. Однако соглашение расстроилось в 1805 году. Все Высшие Советы так называемого Древнего и Принятого Шотландского Ритуала в мире выводят свое происхождение от Чарльстона, де Грасса, Высшего Совета или от Великого Востока Франции.

    ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

    Уже говорилось о том, что в 1804 году граф де Трасс ввел во Франции новую систему, или Ритуал тридцати трех степеней, под названием «Древний и Принятый шотландский ритуал». Успех ритуала во Франции оказался мгновенным и необычайным, он быстро стал доминировать среди латинских рас. Обряд проник и пустил надежные корни в Испании, Португалии, Мексике и Южной Америке. С того времени вплоть до наших дней (начало XX в. – Ред.) (об исключениях мы еще скажем) те ложи, что находились в республиках Центральной и Южной Америки, управлялись или Высшими Советами, или Великим Востоком, куда входили Высшие Советы.

    Высшие Советы и Независимые Великие Инспекторы-генералы 33-х каждый сам по себе, как предполагали члены ритуала, обладали необычайной силой, превышавшей ту, что приписывалась Великим Ложам и Великим Мастерам. Высший Совет мог даровать по своему разумению 33-ю степень. Удостоенные ею личности оказывались уполномоченными создавать Высшие Советы, где таковые не существовали, и добавлять число своей собственной степени. В то же время они безоговорочно верили, что, как и шотландские Мастера, чья власть была в той или иной форме удачно перенесена в деятельность Собрания Клермона, Рыцарей Востока, «Императоров Востока и Запада» и «Строгого послушания», могли в любое время и в произвольном месте лично участвовать в церемонии или без таковой в тайнах трех степеней сообщества.

    Великий Восток считался французским изобретением, но его приняли другие романские страны. Теоретически Великий Восток представлял собой организацию, состоявшую из нескольких секций, обычно Высшего Совета, Великого собрания и Великой Ложи, каждая обладала исключительной властью в отношении своих собственных степеней. Практически Высший Совет всегда доминировал, его Главнокомандующий являлся Великим Мастером Объединенной организации.

    В Мексике, кроме Высшего Совета, отмечалось несколько особых Великих Лож. В изданном предписании одной из них (от 14 июня 1901 года) говорится: «Точно так же, как Библия, Великий Совет масонства находятся на алтарях, так и ни одна женщина не может быть допущена в ложу». Из этого мнения могло сформироваться так называемое масонство Республики, действовавшее под эгидой Великого Совета символики, сегодня (1920 год. – Ред.) благополучно почившего. В самой значительной ложе, образованной в 1865 году, имелось 15 лож, где находилось более 1000 членов.

    Великий Восток Центральной Америки, включавший республики Коста-Рика, Гватемалу, Гондурас и Сальвадор, учрежден в Гватемале в 1887 году. Под ее управлением находилось 18 лож, включая и те 7, что управлялись Великой Ложей Коста-Рики, образованной в 1899 году, и 3, придерживавшиеся британских хартий в Никарагуа. В Великой Ложе Гватемалы насчитывалось 12 лож, в Сальвадоре – 5, в Панаме – 6, на Юконе – 9.

    В Южной Америке в столице Бразилии находился Великий Восток Бразилии, в Порто-Аллегро – Рио-Гранде-до-Суоль с сопутствующими 390 и 39 ложами соответственно. Свой Великий Восток существовал в Аргентине (115), Чили (49), Колумбии (5), Парагвае (9), Паране (13), Уругвае (18) и Венесуэле (9). В скобках указано количество лож, обладавших полномочиями, насколько мне удалось это установить.

    Отметим и Великую Ложу Перу с 6 ложами, реорганизованную в 1852 году.

    Кроме национальных организацией, ложи, находившиеся под юрисдикцией различных европейских лож, существовали во многих республиках и во всех крупных столицах. Англия представлена 22 ложами в Южной Америке, Америка – 3, функционировала в соответствии с хартией, гарантированной Массачусетсу, в районе Чили.

    В Гвиане ложи периодически организовывались Голландией и Францией с соответствующими сферами влияния. В настоящий момент Британская Гвиана, кроме Шотландской ложи в Демераре, сама помещается в Английской провинции, в ее списке числится 6 лож, правда, одна из них функционирует в Чили (Вальпараисо) и другая – в Уругвае (Монтевидео).