|
||||
|
Создание Речи Посполитой В 1569 году между двумя державами — Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским, с одной стороны, и Польским королевством, с другой, был заключен принципиально иной союз, чем неоднократно заключавшиеся до этого унии. Возникло федеративное государство Речь Посполитая, которое на первом этапе своего существования было одним из могущественных в Европе. Для того, чтобы пойти на столь тесное объединение, граничившее с потерей самостоятельности, у руководящих верхов Великого княжества Литовского было несколько причин. Для Польши вопрос об унии был злободневным на протяжении более 150 лет до Люблинской унии. Польские магнаты его постоянно инициировали с целью усиления военной и дипломатической мощи Польши и укрепления своего положения за счет получения земель и должностей в Литве, Беларуси и Украине. Помимо этого, польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток, укрепления позиций с борьбе не только с православием, но и с протестантизмом, который в это время получил значительное распространение. В середине XVI века определенная часть литовской и белорусско-украинской шляхты оказалась подверженной полонизации, что также давало польской стороне надежду на успех. Однако полностью политические условия унии созрели только тогда, когда в результате Ливонской войны (1558–1583) Великое княжество Литовское было поставлено в критическое положение. В середине XVI века вопрос об унии стал подниматься польской стороной довольно часто. В 1551 году польские послы появились на сейме в Вильно и, предъявив свои требования на Волынь, Подляшье, Киевщину и Северщину, предложили унию. Им было отказано. Рада напомнила великому князю о данной им клятве сохранять целостность княжества в его границах. В 1553 году на сейме в Кракове вопрос об унии также оказался злободневным. На позиции руководства Великого княжества Литовского сказался тот факт, что внутриполитическое положение государства с конца 50-х годов оказалось неустойчивым. Среди шляхты набирали силу пропольские настроения. Определенная часть древних княжеских родов стремилась использовать фактор влияния Московского государства. Третья партия была прозападной, в частности, пронемецкой, ориентации. В середине XVI между Великим княжеством Литовским Московским государством возник конфликт за право обладания прибалтийскими землями, в частности, Ливонией. Москва стремилась добиться выхода к Балтийскому морю, но на этому пути стоял Ливонский орден, который в 1557 году попал под влияние Короны Польской и Великого княжества Литовского. Между ними был заключен договор о союзе, который противоречил условиям перемирия, заключенного между Ливонией и Россией в 1554 году, что дало повод русскому царю Ивану IV начать войну с Ливонией. В 1558 году русские войска вступили вступили в Ливонию, взяли Нарву и другие города. Магистр ордена, приехал в Вильно, где проходил сейм Великого княжества Литовского, и обратился к великому князю литовскому и королю польскому с просьбой о помощи. В конце августа 1559 года в Вильно был подписан договор о переходе ордена под протекторат Великого княжества. Курляндский герцог признал себя вассалом великого князя литовского. В ответ на это Иван IV начал войну против Великого княжества и направил свои войска к его границам. В 1562 году русские войска взяли Витебск, Оршу, Дубровны и Шклов. Зимой 1563 года была взята самая мощная крепость — Полоцк. Иван IV стал именоваться «великим князем полоцким» и заявил, что должен вернуть все Мономахово наследие, в том числе Волынь, Подолию и Вильно. Великое княжество Литовское оказалось в трудном внешнеполитическом положении. Ухудшилось и экономическое положение, так как очень тяжелым бременем для населения княжества были длительные войны и связанные этим постоянно растущие налоги. Еще одной причиной ухудшения внешнеполитического положения Великого княжества были постоянные набеги Крымских татар. За 69 лет (1500–1569) они 45 раз вторгались в пределы Великого княжества, опустошая его земли. Утомленная постоянными войнами, шляхта составила конфедерацию и обратилась с просьбой к великому князю заключить унию с Польшей и назначить ради этого общий польско-литовский сейм. В 1563 году для переговоров об унии на Варшавский сейм прибыла делегация Великого княжества во главе с виленским воеводой Николаем Радзивиллом. Поданный проект унии поляков не удовлетворил. Официальные переговоры об унии начались в 1566 году. Поляки заседали в Люблине, а представители Великого княжества — в Бресте. Общий сейм открылся в Люблине в январе 1569 года. После того, как послы Великого княжества увидели угрозу насильственного заключения унии на неприемлимых условиях, они в марте 1569 покинули Люблин. Вслед последовали указы Сигизмунда Августа о присоединении к Польскому королевству Волыни, Подляшья, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества отошла к Польше. В Великом княжестве остались в основном только литовские и белорусские земли. На части этих земель московское войско строило крепости. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире. Предполагалось даже вручение ему или его сыну великокняжеской короны. Однако кроме собственного унижения послы Великого княжества ничего не добились. В этой ситуации делегация Великого княжества вынуждена была вернуться на переговоры в Люблин. 1 июля 1569 года акт Люблинской унии был подписан. В акте Люблинской унии определялось, что оба государства сливаются в единое неделимое целое и обязаны содействовать интересам и выгодам общей державы. В Речи Посполитой предусматривались федеративные отношения Польши и Великого княжества Литовского. Для обсуждения общегосударственных проблем предусматривались общие сеймы, где предполагалось избрание единого государя. Все законодательные акты Великого княжества, ущемлявшие интересы Польши, отменялись. Полякам разрешалось приобретать имения и владеть ими в Великом княжестве, а жителям княжества — в Польше. Великое княжество сохраняло свое финансовое хозяйство, административный аппарат и войско. Сохранялся титул княжества и его печать, то есть акт унии не прекращал самостоятельного существования Великого княжества Литовского. В документах и обиходе обе части Речи Посполитой называли Короной и Великим княжеством Литовским. Федеративный характер Речи Посполитой подчеркивался и тем, что общий сейм собирался поочередно в Варшаве и Гродно. Официальная символика — герб и флаг — состояла из двух частей. Рядом размещались белый орел и Погоня. Из постановления Люблинского сейма об унии Великого Княжества Литовского с Короной Польской — государственном устройстве Речи Посполитой:
Стабилизация внешней ситуации и политико-экономическое укрепление Великого княжества Литовского позволяли в некоторых случаях не считаться с отдельными положениями акта Люблинской унии. В частности, проводились отдельные сеймы, а в период так называемого бескоролевья (1574–1576) на сейме в Вильно обсуждался вопрос об избрании короля. В 1580 году на сейме Великого княжества присутствовал король речи Посполитой Стефан Баторий. Все это свидетельствует, что Польша вынуждена были считаться с интересами Великого княжества Литовского. Однако на практике Польша, которая была более сильной в экономическом и политическом отношениях, получила большие возможности осуществлять великодержавную политику в отношении населения Великого княжества. Усилия Речи Посполитой на территории Беларуси направлялись на насаждение католицизма и дальнейшую полонизацию. Противодействовать этим явлениям законодательно было трудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. Такая же ситуация была и в сейме. Там из 180 послов только 46 приходилось на Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское. В насаждении католицизма был заинтересован и Ватикан, который давно стремился включить в сферу своего влияния православное население. Причиной активизации деятельности католической церкви было также возникновение и развитие реформационного движения в Великом княжестве. Во второй половине XVI века быстро распространялись идеи западноевропейского протестантизма и других религиозных течений. Особенно увлекались релизиозными новшествами такие магнаты, как Сапеги, Радзивиллы, Глебовичи, Валовичи и др., которые были противниками унии с Польшей. С помощью протестантской веры они старались сохранить обособленность Великого княжества и ослабить в нем влияние католической Польши. Некоторые слои шляхты и знати Реформация привлекала возможностью подорвать могущество католической церкви, которая ущемляла их права. Наибольшее распространение в Великом княжестве Литовском получил кальвинизм. В него перешла значительная часть магнатов и шляхты. На территории Беларуси (в Витебске, Бресте, Новогрудке, Ивье, Слуцке и некоторых других городах) действовали десятки реформационных общин, а при них — церкви, школы, приюты, типографии. Реформационное движение содействовало активизации духовной жизни общества, расширению международных контактов, книгопечатанию и т. д. Кальвинизм сначала объединил все слои, принимавшие участие в реформации, но затем из него выделилось арианское и некоторые другие течения, предводители которых требовали социальных преобразований. Кальвинисты магнаты и шляхта были недовольны этими призывами, прекратили поддерживать реформаторов и перешли в католицизм, что предопределило во второй половине XVII века упадок реформационного движения. Для упрочения католицизма на следующий год после Люблинской унии в Великом княжестве Литовском появились опытные миссионеры ордена иезуитов во главе с главным идеологом контреформации П. Скаргой. Иезуиты взяли в свои руки образование, занялись благотворительной деятельностью, открыли сеть костелов и монастырей, что принесло свои плоды. Католицизм начал вытеснять протестантские общины, процесс окатоличивания приобрел массовый характер, но встретил массовое сопротивление православного населения и православной церкви. Поняв, что превратить православных в католиков прямым путем не удастся, Ватикан и правящие круги Речи Посполитой выработали план, по которому объединение католической и православной церкви, якобы в целях преодоления раскола между христианскими церквями, происшедшим еще в 1054 году, должно было произойти под руководством Ватикана. Этот план был поддержан иерархами православной церкви. Началась подготовка к объединению — унии. В июне 1590 года православные епископы, руководствуясь материальными расчетами, подписали грамоту, в которой дали свое согласие на заключение унии. Добившись согласия руководства православной церкви, иезуиты и другие монашеские ордена начали усиленно пропагандировать идеи, в которых обосновывалась необходимость унии. В эту кампанию включилась и королевская администрация. Всем тем, кто примет унию, король обещал льготы и привилегии. В Великом княжестве Литовском идеи унии были восприняты неоднозначно. Феодалы, добивающиеся новых привилегий и земель, унию поддержали. Те, кто понимал подлинный смысл и цели унии, а также результаты, к которым она приведет, отнеслись к ней с подозрением. Активно выступили против унии православные братства и широкие слои населения. Но верхушка православной церкви в 1591 году в Бресте еще раз дала понять, что унию принять готова. Осенью 1595 года король Речи Посполитой Сигизмунд III издал универсал, согласно которому православная церковь в Речи Посполитой объявлялась объединенной с католическим костелом. Для закрепления унии римский папа издал об унии специальную буллу. В октябре 1596 года представителями иерархии католической и православной церквей, несмотря на очень серьезные разногласия между ними, уния была подписана. Суть унии заключалась в том, что объединенная церковь создавала промежуточную — униатскую церковь, в которой все обряды, праздники и т. д. должны оставаться такими, как в православной, чтобы верующие не встретили для себя ничего непривычного. Единственным добавлением являлось обязательное признание папы римского наместником Бога на земле и уплата церковной десятины в пользу Ватикана. Таким образом, униатская церковь являлась гибридом православной и католической церквей, где форма была православной, а содержание — католическим. Это был своеобразный переход от православия к католицизму, к польскому влиянию. С принятием унии православные церкви стали насильственно превращаться в униатские. Строились и униатские храмы. Народ, понимая действительные цели унии, не принял ее. Введение унии затянулось на долгие годы. Тех, кто унию не принимал, отлучали от церкви, избивали, сажали в тюрьму и даже карали смертью. Народ протестовал против национально-религиозного угнетения. Началось восстание. После его жестокого подавления, борьба украинского и белорусского народов вылилась в освободительную войну, которое длилось с 1648 по 1654 годы. |
|
||