|
||||
|
XXVI. П а с к в и л ь Из первого издания Историн Его Превосход. Бантыша — Каменского. Пресветлейшим и Державнейшим Царем Московским, Их милостям, благочестия святого истинным поборником, мы все, во благочестии живущие везде в странах Польских, поклон даже до земли и истинное желательство объявляя, по ревности нашей благочестивым Монархом ведати доносим. Что имея мы, по Бозе, первую надежду и благочестия ревнителей, а нам, исповедником благочестия святого, прибежище тихое, покров я оборону Вас Благочестивых Царей! А остерегаем Восточных и Благочестивых Монархов для того, чтоб наше прибежище и оборона не была разорена от злаго и прелестного и давнего губителя Християнского Мазепы, Гетмана нынешнего, который преж сего людей наших Подольских, Русских и Волынских в очах емля бусурманом продавал, Церкви наши благочестивые, оклады и наряды здирая, Туркам сребро продавал, а потом Государя своего в вечное безчестье и безславие отдав, ево казны позабирал, и за те маетности сестре своей в наших краях покупил и покупает, а что пущи и больши, подговорив Голицына, чтоб с Софиею Царевною руку дав, Вас, Царя Благочестивого, не токмо с престола, но и с света согнать, в Москву приехал было, а изгнав веселье своими проторми приукрасить имел, которого украшения из Немецких стран добыл было. Твое Величество Царское, согнав с света и любезного брата Твоего Величества Иоанна Алексеевича, убить постановили. Ах! Сердцам нашим жасно и тяжко, престол от века благочестно правящийся и во все стороны славно сияющий и страшный всем гонителем на благочестие, а благочестивым крепкое прибежище, искоренити хотели, погубити и ни во что-же обратити, за что иные суд приняли; а сей источник и начало пагубы Царской Вашей по се время блюдете на таком уряде, на котором будучи, еетьли первого своего замысла не учинит, то конечно под собою имеющий край, коварством своим злым, отдаст в нашу сторону, где все церкви Божии, вера и люди скончаются зле, под игом Польским остався, а Вашей власти падение и нам кончина неминуема. Ах! благочестию святому конец учинит тот прелестник и предатель не человеческий, но Божий, когда помазанников Божиих, Ваш Царский Престол, с вечным Вашим подданным Голицыным наустився, Царство Ваше восточное имели овладети. А овладев Ваш Престол не токмо бы сами, яко убийцы, но и все Царство с собою в пепел и ни во что-же бы обратили. И так бы чрез них благочестие, благочестия ктиторы, Вы, восточные Цари, от века благочестием сияющие, церкви Божии, вера православная и мы в конец бы пропали. Доколе же и сего убийцы и на Ваше Царство настуиника будете держать? Тех казнили, и иных поразсылали, а ему учинили поноровку, и того ждет, чтоб злой свой умысл збытием совершил. Ваше благочестие Царское радеете зарубежных врагов победить, а сего домашнего на разорение своего Царства блюдете. В нашей короне Польской не только тех людей, что похвалилися на Короля, Государя своего, в давные времена казнили, но и домы их под клятвами и уложеньями Конституцыиными так по сей час обезчещены, что всегда во унижении баницыином вечном пребывают и только их для того держут, чтоб все иные, видя вечную от Бога и от Речи Посполитой нашей Польской на них пагубу каялись и никогда не дерзали на Короля Государя своего и на ево особу Королевскую имянную порыватись. Сей, на Ваше Царское здоровье, Помазанников Божиих, похвалялся, а ему и то будто прощено, а он ищет особу, как своего достать, и достанет естьли в сих временах не будет имети за свое нечестивое и богомерское дело наказания. И Шумлянский наш Уният, и целой Римлянин поддается под святого Отца нашего Патриарха Московского и ищет, чтоб чрез волчее свое смирение могл втеснитись под криле Святительские, и там будучи, чтоб с тем же убийцею Гетманом могли всегда Престолу Вашему Царскому пагубу ковать. И мы сердечно жалея такова предательства на Ваш Престол, желаем врага не держать, чрез которого бы, избави Бог, стена и оборона благочестия нашего имела упасть, понеже Вы, Великие Князи и Благочестивые Цари, для того и мир вечный с нашим Королем учинили, чтоб благочестие сияло и благочестия исповедники имели спокойное житие безо всякаго гонения. А он предатель на Ващу Царскую голову искал и ищет пагубы, которая дабы на нем совершилась, яко благочестивые Християне везде в Полской державе живущие, желаем и вскоре ожидаем. На обороте того листа написано: Донести до рук Его милости Боярина Киевского наскоро. Да в той же обертке в лице написано: Дабы сия перестрога наша желательная самым Благочестивым Восточным Царем Московским вскоре была подана для милосердия Божия тебя, Вельможный Боярине Киевский, как благочестивого Восточной церкви сына, о том просим: посылай до рук самим Монархом; ибо сей изменник, головный Царского Величества губитель, затирая свои явныя злодейства и ныне на Москве будучи, многое множество подавал Ближним Монарским Бояром скарбов, дабы его сторону держали.[1] Примечания:1 Из Истории Бантыша — Каменского. Издание 1822 года. Том Ш. 162. |
|
||