|
||||
|
Глава 12. Индоевропейская мифология Параллели в сводах предании индоевропейских народов В настоящей главе мы сравним предания отдельных индоевропейских народов, и конечной целью будет воссоздание прасвода преданий, восходящего к эпохе духовного и материального единства индоевропейского мира. Прежде всего обратимся к преданию о творении мира, вернее к его обобщению, опирающемуся на многочисленные индоевропейские источники, и в первую очередь на гимны Ригведы. Это предание от отца к сыну изустно индоевропейцы пересказывали тысячелетиями. Итак, некогда сущее возникло из несущего. Рано или поздно существовавший хаос породил небо-отца и землю-мать. Из хаоса родился наделенный духом бог, отдельными народами называемый по-разному. Бог создал мир света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. Бог охватил Вселенную сознанием, превратившись в центр мироздания. И уподобившись столпу, бог на семь дней разъединил небо-отца и землю-мать. От разъединения и объединения неба и земли Вселенная оплодотворилась и в ней расцвела жизнь. За семь дней творения, пока мировой столп, или древо, возносило небо над землей, родились боги и люди. В мире началась бесконечная борьба бытия и небытия, гармонии и хаоса, света и тьмы. С приходом нового года, в дни, когда в домах на семь дней устанавливается елка, между богами возобновляется борьба и мир рождается вновь, а правильнее будет сказать, возрождается. По представлению греков ранее всего существовал хаос. В нем заключался источник жизни. Хаос породил богиню земли Гею, а вместе с ней и саму землю, в недрах которой родился Тартар. Из хаоса родилась духовная сила, оплодотворяющая мироздание, — любовь или эрос. Хаос родил ночь и мрак [Эреб], произведшие вечный свет — Эфир и светлый день — Гемера. Земля родила небо — Уран. К небесам вознеслись горы — морщины земли, и разлились моря и озера. Уран-небо взял в жены землю-Гею, и мироздание наполнилось их детьми— богами, олицетворяющими океан, солнце, луну, зарю [Эос], звезды, ветры и иное многообразие Вселенной. Согласно отдельным ведическим гимнам первоначально космос являл собой хаос, но содержал воду, заключавшую в себе золотой зародыш будущей жизни. Из вод вознеслась земля, превратившаяся в не имевшую опоры гору. В мире хаоса уже существовали боги асуры. При этом началом мироздания выступает бог Агни Вайшванара, символизирующий солнце на небесах и жертвенный костер на земле. У асуров есть младшие братья дэвы, ведущие с асурами бесконечную борьбу. Но обратимся к текстам двух ведических гимнов, ибо значение первоисточников переоценить невозможно, и в дальнейшем мы не будем ими пренебрегать:[67]
А вот как о творении говорят хетты, индоевропейский народ, на пять столетий раньше индоариев ушедший из центра континента в Малую Азию:[70] Из новохеттских и лувийских ритуалов. О сотворении земли и неба. Ныне, волею судеб, на громадной равнине центра континента из индоевропейских народов главным образом живут восточные славяне. Издревле славяне поклоняются богу Съварогу. Этот бог близок воспетому Ригведой богу Савитару. На берегах Инда слово svarga означает — небо, а слово savitar означает — пробудитель. Савитар это сила солнца, воле которого подчинено все живое. А славянский Съварог, иначе именуемый Даждьбог, олицетворяет солнце и огонь, называемый Сварожич. Славяне считают себя внуками Дажьбога, то есть внуками Съварога или небес. Не правда ли интересные параллели?! Славяне владеют наибольшей на континенте площадью. Народ этот многочислен и неприхотлив. Славяне часто враждуют между собой и, спасаясь друг от друга, расходятся все дальше на север, юг, восток и запад. В этом отношении славяне — истинные последователи древних индоевропейцев, некогда обитавших в центре континента. У германцев существует предание о том, что некогда сыновья Бора, о котором речь впереди, шли берегом моря и увидели два дерева. Они сделали из тех деревьев людей. Первый из сыновей Бора дал людям жизнь и душу, второй даровал разум и движение, третий — облик, речь, слух и зрение. Дали людям одежду и имена. Мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них пошёл род людской. А вот что об этом говорят восточные индоевропейцы. В гимнах Ригведы упоминается бог Тваштар[71]. Некогда божественный творец, искусно владея топором, вытесал все материальные формы Вселенной и среди них человека. Возможно в глубокой древности в представлении наших, некогда единых, предков Тваштар выступал как основное божество. Но с ходом столетий на востоке, в Азии, бог Индра вытеснил своего отца Тваштара на задний план пантеона и мифологии. Каждый индоевропейский народ по-своему излагает процесс смены поколений богов и их яростной борьбы за обладание миром. Скажу об этом кратко, потому что впоследствии мы многократно вернемся к этому вопросу. Греки рассказывают, что Уран-небо заточил собственных детей в недра земли. Младший сын Урана Кронос — бог времени отнял у отца власть и воцарился в мире. И уже сам Кронос, бог времени, принялся проглатывать собственных детей, но был оттеснен сыном Зевсом. И борьба богов продолжилась. В римских преданиях Сатурн покинул небеса, скрываясь от гнева Юпитера. Не просто складывались отношения и у богов ведического пантеона. Однако что послужило тем началом, от которого можно выводить начало (но, быть может, не истоки, ибо они запрятаны глубже в толщу времен) современной цивилизации и что помнят об этом люди? Отдельные индоевропейские предания гласят, что некогда мир на севере заполнился инеем, позже превратившимся в тяжелый лед. Но древний ледник был громаден, дышал обжигающей стужей и скрывал значительную часть нашего континента. Южнее границы ледника господствовали дожди и сильные ветры. Ледники Альп — это остатки того ледника, который некогда лежал на планете. Германские саги повествуют, что когда иней стал таять, его капли приняли образ человека. Звали его Имир. Он и его родичи, инистые великаны, были очень злы. Однажды, заснув, Имир вспотел. Под его левой рукой выросли мужчина и женщина, а нога с ногой зачала сына. Так пошло потомство инистых великанов. Из таявшего инея возникла корова Аудумла. Из ее вымени текли четыре молочные реки. Ими был вскормлен Имир. Корова лизала покрытые инеем соленые камни. Из одного такого камня вырос человек по имени Бури. У него был сын Бор, женатый на Бестле, дочери великана Бельторна. У Бора и Бестлы родились три сына-бога: Один, Вили и Be. Сыновья Бора убили великана Имира. Из ран исполина вытекло столько крови, что в ней утонули все инистые великаны. Лишь один великан Бергельмир с семьей спасся в ковчеге. Имира же боги бросили в глубь мировой бездны и сделали из него землю. Из крови Имира произошло море и все воды. Горы боги сделали из костей Имира, а валуны и камни из зубов и осколков костей. Из черепа Имира боги создали небосвод. Индоевропейцы, ушедшие в долину Инда три с половиной тысячи лет назад, сохраняют древнее предание об исполине, но называют его Пуруша. Хотя Имира индоарии также, вероятно, помнят под именем Яма[72]. По их представлениям Яма — это первый человек, ставший царем мертвых. Он указал людям путь на высшее небо. У Ямы есть сестра близнец Ями. В гимнах Ригведы повествуется о том, что исполин Пуруша был принесён богами в жертву. Из частей тела Пуруши боги создали стихии, наполнившие мироздание. Обратимся к гимну о Пуруше:
Итак, индоевропейцы, последние десять тысячелетий жившие в центре континента, помнили о таянии ледника, а под исполинами Имиром и Пурушей, как представляется весьма вероятным, понимали одно лицо. Индоевропейские народы живут порознь в различных частях континента несколько тысячелетий, и нередко имена богов начинают произноситься по-разному, при этом подчас смещаются или трансформируются смыслы, стоящие за именами. Впоследствии мы это не раз подметим. К примеру, у римлян подобием ведических близнецов Ямы и Ями служит имеющий два лица бог Янус, почитаемый богом начинаний во времени. Праздник в его честь римляне отмечают в январе. В то же время германцы празднуют Йоль, приходящийся на месяц январь. И раз я привел подобный пример весьма древних соответствий, изложу предание о соблазнении сестрой Ями брата Яма. Лучше всего об этом повествует ведический гимн:
Приведу два хеттских текста, по моему мнению, ярко характеризующие мировозрение индоевропейцев, некогда создававших рассматриваемые предания: Обряд очищения бога и человека от заклятия.
Обряд избавления от колдовства.
Единение человека и природы, духовного начала с началом материальным — это то, что я вижу за приведенными строками. Индоевропейцы издревле сохраняют предание о Золотом Веке, эпохе благоденствия на земле. В XIII–XI вв. до н. э. с равнины центра континента в Иран перешел многочисленный и могущественный индоевропейский народ. Его духовным учителем выступил Зороастр, оставивший после себя стихотворные гимны, послужившие основой священного свода книг, именуемого Авеста. Это два с лишним десятка книг, вобравших многие знания древней индоевропейской прародины. В Авесте рассказано о том, что некогда на Земле господствовал праведный царь Йимы. Бог даровал Йиме золотую стрелу и рог. С их помощью Йима трижды расширил пределы обитаемой земли. Когда тысяча лет Золотого Века минула, бог подал Ииме весть о том, что погрязший в грехах мир будет уничтожен великим морозом, за которым последует таяние снегов и земля окажется затопленной водой. Бог велел Йиме построить убежище, дабы спасти жизнь на земле и сберечь огонь. В гимнах Ригведы содержится воспоминание о Всемирном потопе, во время которого рыба спасла первого человека по имени Ману. Греки делят минувшее на пять веков, или эпох. Первый век, по представлению греков, был золотым. Правил в ту пору бог Крон, олицетворяющий время. В Золотом Веке люди не ведали старости, забот, трудов и печалей. Огромные стада, бродившие по тучным пастбищам, служили твердой порукой благоденствия. Второй век греки называют Серебряным. Люди в эту эпоху не повиновались воле богов Олимпа, и Зевс уничтожил род людской. Третий век греки называют Медным. Зевс из древка копья создал могучих и воинственных людей. Они принялись уничтожать друг друга. И тут наступил потоп. Согласно воле Зевса южный ветер Нот нагнал влажные тучи, и бурные потоки скрыли землю. Из рода людей Медного Века спаслись двое — Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Прометей загодя приказал Девкалиону построить большой ящик и сложить в него пищу. Девять ночей ящик носился по волнам. Прибит он был к горе Парнас. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросить их через головы. Из камней Девкалиона появились мужчины, из камней Пирры возникли женщины. В четвертом веке Зевс создал людей — полубогов. Одни из этого героического племени сложили гордые головы у семивратного города Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие погибли под стенами Трои. В конце концов Зевс поселил героев на островах в океане. Пятый век греки называют Железным. Люди в нем оказались заложниками изнуряющего плоть и дух труда. Боги совести и правосудия покинули людей, и человечество погрузилось в печаль. А вот что о Золотом Веке помнят индоевропейские обитатели Апеннин. Римляне верят в то, что Сатурн, скрываясь от гнева Юпитера, покинул небо и поселился на Капитолийском холме. С приходом Сатурна на земле воцарился Золотой Век. Сатурн дал людям закон и утвердил мир. Раз индоевропейские народы некогда имели общую родину и общие представления то и германцы должны хранить воспоминание о Золотом Веке. (53) Согласно германским сагам боги поселили людей в стенах города Мидгарда. Сами боги в середине мира воздвигли город Ас-гард и стали в нем жить со своим потомством. На престоле в Ас-гарде сел Один. Отсюда он видел все миры и все дела людские и ему была ведома суть всего видимого. Жену Одина звали Фригг. Она была дочерью Фьергвина. У Одина и Фригг родились те, кого зовут родом асов. Они населили город Асгард и окружающие его страны. Поэтому Одина величают Всеотцом. Сама земля была ему дочерью и женой. Она родила Одину старшего сына аса Тора, обладателя великой мощи. Когда строился Асгард, Один на поле Идавелль, что в середине города, собрал правителей мира. Там было решено прежде всего построить святилище с двенадцатью тронами и с престолом для Всеотца Одина. Все в этом святилище было сделано из чистого золота. Люди назвали это здание Чертогом Радости. Было построено и второе здание — святилище богинь, называемое Вингольв. Затем построили дом и поставили в нем кузнечный горн и изготовили молот, щипцы, наковальню и иные орудия. Стали изготовлять вещи из руды, камня и дерева. И так много плавили руды, называемой золотом, что вся утварь и убранство были золотыми. Назвали тот век Золотым. Но где следует искать Асгард? Впоследствии, то есть последние два тысячелетия, многие германцы стремились к сердцу древней страны в центре континента, желая обрести Асгард, но он недоступен до сего дня. Находится же он там, где громадная равнина подступает к горам, где ныне безводная пустыня. Лишь сухие русла рек да холмы, высящиеся на месте брошенных людьми городов, ныне указывают на страну асов. Подробно это место описано в «Саге об Инглингах», и всякий может познакомиться с её содержанием. Возникает вопрос о том, сколько времени минуло с окончания Золотого Века. Позволю себе следующее рассуждение. Более десяти тысяч лет минуло с эпохи завершения последнего великого оледенения. Вслед за этим человечество несколько тысячелетий осваивало освобождавшиеся ото льда и снега пространства. С середины II тыс. до н. э. люди владеют искусством плавки железа. Не позже V тыс. до н. э. люди приступили к освоению плавки меди, олова, свинца. Постепенно овладели секретом совместной плавки меди с оловом. В результате был получен прочный металл, называемый бронзой. Полагаю, что Золотой Век пришелся на эпоху начала освоения металлургии. Это означает, что Золотым Веком люди назвали время, протекавшее в VII–II тыс. до н. э. Вехой, а вернее причиной или одной из наиболее весомых причин, положившей конец Золотому Веку, возможно, оказалась засуха. В центре континента она лишила людей воды и вынудила двигаться на северо-запад, в Европу, в поисках новой страны, для обретения нового Золотого Века. Известно, что люди издревле на ночь в пещерах укрывали коров, овец, коз и лошадей от волков, непогоды и похитителей. У индоевропейцев существует древнее предание об этом. Начну с востока. В гимнах Ригведы многократно упомянут сонм демонов. Среди них главенствует змей Вритра. Согласно преданию этот змей преградил скалой Вала путь семи рекам ариев (ариями себя называют индоевропейцы в середине II тыс. до н. э., ушедшие из степей центра континента в долину реки Инд). Кроме семи рек скала Вала заперла сокрытые жадными демонами Пани богатства ариев — коров, утренние рассветы, а вместе с ними и саму жизнь. Бог Индра, прибегнув к помощи певцов ангирассов, убил змея Вритру, пробил копьём-ваджрой скалу Вала и выпустил на волю семь рек ариев и их коров. Вслед за этим утренняя заря Ушас сменила сестру Ночь. Боги Ашвины на колесницах объехали мироздание. А бог Вишну тремя шагами прошел Вселенную, все ставя на места. Обратимся к двум ведическим гимнам, излагающим это предание (Сарама — это собака Индры:
Это предание представлено у всех индоевропейских народов. Следует только его запомнить. Греки рассказывают, что богиня земли Гея вступила в брак с Тартаром и родила Тифона — чудовище со ста драконьими головами. Зевс ринулся на Тифона и, испепелив сто его голов, низверг его в Тартар. Ещё одно предание греков таково. Аполлон пас коров в долине Пиэрии, в Македонии. Гермес, едва успев родиться, выбрался из колыбели и похитил у Аполлона пятнадцать коров. К ногам коров Гермес привязал тростник и ветки и погнал животных на Пелопоннес. В Пилосе двух коров Гермес принес в жертву, а остальных спрятал в пещере, введя в нее животных задом, дабы следы вели из пещеры. Аполлон разыскал похитителя, но оставил коров Гермесу, пленившись его игрой на лире. Согласно римской мифологии, некогда у Геркулеса украли пасшихся на лугу коров. Геркулес отыскал животных, услышав мычание, доносившееся из чащи леса. Выяснилось, что коров похитил страшный великан Какус, грабивший и убивавший всех окрест. Отцом Какуса называют Вулкана, бога огня и кузнецов. Какус загнал коров в пещеру задом, дабы следы обманули Геркулеса. Вход в пещеру был затворен громадной каменной глыбой. Геркулес столкнул с вершины горы утес и благодаря этому проник в пещеру. Какус извергал языки пламени и дыма, но был задушен Геркулесом. Герой отвалил от входа в пещеру камень и выгнал из нее коров и быков и вышел следом за ними, волоча Какуса за ноги. А вот как германцы излагают это предание. Германцы несколько тысячелетий живут на берегах Атлантического океана и считают, что в океане обитает Мировой Змей. Однажды бог Тор на лодке вышел в море. Но прежде он отрубил голову быку по кличке Вспоровший Небеса. Тор нацепил бычью голову на крючок и забросил приманку в море. Мировой Змей заглотнул бычью голову, и крюк впился чудовищу в небо. В следующее мгновение глаза Тора и Змея встретились. Тор занес было молот, чтобы поразить чудовище, да сидевший в лодке великан Хюмир, испугавшись, перерезал лесу ножом, и Змей исчез в морской пучине. У германцев существует представление о том, что на северном краю небес сидит великан. Его называют Пожирателем Трупов. Он имеет облик орла и когда расправляет крылья, из-под них вырывается ветер. Согласно германским преданиям, Тор путешествует на колеснице, ведомой двумя козлами — Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами. Однажды Тор выехал в путь в сопровождении аса Локи. На ночь путешественники остановились у дома одного человека. Тор зарезал козлов, освежевал туши, а мясо сварил в котле. К ужину пригласили сына хозяина дома Тьяльви. Этот Тьяльви, вопреки предостережению Тора — не трогать костей, ножом расколол бедренную кость козла и выковырял из нее мозг. Тор велел бросать кости на разложенные у очага козлиные шкуры. Утром Тор молотом Мьельнир освятил козлиные останки, и козлы встали, но один оказался хром на заднюю ногу. А вот как это предание или весьма ему близкое излагают иные индоевропейские народы. Греки рассказывают, что у Гермеса, похитителя коров Аполлона, и у нимфы Дриопы, родился младенец с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Назвали новорожденного Паном. Гермес отнес Пана на Олимп, но тот покинул обитель богов, предпочтя ей леса и горы, где принялся охранять стада и пастухов. На берегах Инда в ведических гимнах упоминают Аджа Экапад[77]. Обычно он выступает вместе с Ахи Будхнья[78] и с Апам Напатои[79], рожденным в водах. Германцы полагают, что боги вершат суд под ясенем Иггдра-силь. Собираются они у священного дерева ежедневно. Этот ясень — самое большое и прекрасное дерево во Вселенной. Его ветви простерты над миром и поднимаются выше небес. Три корня поддерживают Мировое Древо. Один из корней грызет дракон Нидхег, и шумит под корнем поток именуемый Кипящий Котел. Под другим корнем скрыт источник Мимира. В нем заключены знания и мудрость. Источник называется Урд. Около него боги и вершат судьбы мира. Германцы рассказывают, что к ясеню Иггдрасиль асы, потомки Одина, ежедневно съезжаются по мосту Биврест, иначе называемом Мостом Асов. В Авесте говорится, что тот достигнет вечного блаженства, кто пройдет мост, ведущий в обитель богов, ибо Справедливая Дева сталкивает грешников с моста в бездну. Весьма вероятно, что некогда именно радуга послужила прообразом моста Биврест. Согласно германским сагам Мимир, владеющий источником Урд, дабы приобщиться к высшей мудрости, пьет из него воду, набирая её в рог Гьяллархорн[80]. Германское предание утверждает, что жена аса Браги, по имени Идунн, в своем ларце хранит яблоки. Они предназначены богам. Стоит начать стариться, и боги сей же час, съев яблок, молодеют. И так продолжится до конца света. Греки рассказывают, что богиня земли Гея вырастила в дар жене Зевса Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Гера — богиня, стояшая на страже брачных союзов. Гера посылает потомство и хранит мать при родах. Греки полагают, что на краю земли, на крайнем западе, на берегу океана, четыре нимфы Геспериды, дочери Ноя, стерегут сад с золотыми яблонями. А яблоки из этого сада даруют вечную молодость. Нимф зовут: Эгла, Эрифия, Геспера и Аретуса. Итак, для индоевропейцев яблоня — это древо, покровительствующее жизни и благословленное самой землей. Жрецы, поющие ведические гимны, родоначальника людского рода называют Ману, или Манус. Он был первым царем людей и первым принес жертвы богам[81]. В Индии существует предание о том, что при ритуальном омовении в руках Ману оказалась маленькая рыба. Она попросила Ману вырастить ее, обещая спасти при грядущем потопе. Рыба выросла, став большой. Ману выпустил ее в море и по ее совету построил и оснастил корабль. Прошло немного времени, и начался потоп. Ману привязал корабль к рогу приплывшей ему на выручку рыбы, и она привела судно к горе, одиноко высившейся на севере. Когда потоп схлынул Ману принес жертву богам, и из жертвы возникла девушка по имени Ила. Она подарила Ману потомство, от которого пошел человеческий род, называемый родом Ману. Ещё один ведический герой, Яма, считается братом Ману, ранее Ману умершим и ставшим царём почивших. Населяющие острова Британии кельты поклоняются Мананнану. Его представляют владыкой потустороннего мира, живущим на острове блаженных и разъезжающим по морю на колеснице. Остров Мэн, расположенный между Ирландией и Англией, назван в честь Мананнана. (35) Римляне именем Маны [Manes] называют богов загробного мира и обожествляемые души предков. Им приносят жертвы. Помнят Ману и этрусски. Они называют его Мантус и считают царем ада. Мантус имеет крылья, голова его увенчана короной, а в руке он держит факел. В представлении германцев Манн — это праотец народа. Считают, что у Манну было три сына, ставшие прородителями сидящих у океана ингевонов, живущих в центре германского мира гермионов и всех прочих, именуемых истевонами. Помнили о первом человеке и некогда могущественные хетты. Они называли его Ман и почитали как покровителя родов, предопределяющего судьбу человека. Славяне именем Мана называют душу умершего. Жрецы, поющие гимны Ригведы, словом Апас [Apas] называют космические воды. Древнему индоевропейскому названию воды [Ap] река По обязана своим именем. Любая река стремится к морю. Считается, что при этом реками руководит солнце, или олицетворяющий его силу бог Савитар. Русла рекам копает бог Индра. Реки прокладывают русла, следуя за идущими впереди богами. Реки принимают приносимые им жертвы и при этом рассыпают блага. Согласно преданию, Апам Напат трижды подошел к источнику, обходя его, и трижды в него вошел. При этом из источника изливаются три потока, стремящихся к морю. Эти потоки преследуют Апам Напата. Схожее предание существует в Иране, и героя там зовут Апам Напат [Apam Napat]. Римский Нептун [Neptunus], греческий Посейдон, кельтский Нехтан [Nechtan] — все они восходят к одному древнему индоевропейскому богу. И недаром люди представляют его с трезубцем в руке, ибо это и есть символическое изображение трёх потоков, стремящихся к морю. То, что трудно охватить сознанием, издревле укладывалось в образе дерева, в преданиях именуемого Мировым Древом. Если корни питают обычное дерево земными соками, ствол служит остовом, то ветви с листвой устремляются навстречу солнечному свету. В представлении древних, быть может, так же и божества, сообразно собственному положению, обеспечивают жизнедеятельность мироздания. Боги преисподней вытягивают соки из земли, боги земные удерживают ствол Мирового Древа, боги небесные вечно устремлены к свету и солнцу. Прасвод преданий эпохи индоевропейского единства Прасвод преданий можно условно разделить на три части: Предания о творении мироздания. Творение (Хаос. Небеса и Земля. Воды. Мировая гора). Рождение и борьба богов (и великанов). Предание об исполине (Пуруша, Имир). Предания, описывающие мироздание Мировое древо (иерархия богов, география мироздания). Мост (радуга) в иной мир. Река времени. Вечная жизнь души. Ад и рай (Хель и Валь-галла). Предания о развитии мира богов и людей. Предание о создании человека из дерева (дуба). Предание о первом человеке Предание о брате и сестре близнецах и о соблазнении сестрой брата. Предание о борьбе за колесницу бога солнца. Предание о трёх богинях судьбы, прядущих нить. Предание о крылатой собаке и о лунном псе. Предание об Apam Napat и о колодце, из которого вытекает тройной поток. Предание о борьбе бога-громовержца со змеем. Предание о божественном напитке (жертвоприношение). Предание о герое (царе), даровавшем людям огонь, ремесла, плуг; падение с небес плуга, чаши. Атрибуты богов (молот громовержца, яблоки, небесная колесница, волшебный меч, волшебный котел бога кузнеца). Предание о Трите, о третьем брате (Trita Aptia — спускается в колодец за живой водой, при этом его предают два старших брата). Предание о браке короля с лошадью. Предание о хромом козле. Предание о золотом веке, о смене эпох, о грехопадении человечества. Предание об оледенении и о потопе. Предание о сне героя, ожидающего решающего сражения. Предание о последнем сражении богов с чудовищами и о гибели мира в огне. Предание о вечном возрождении мира (приход весны) и о двух богах (богинях), попеременно приходящих со сменой зимы и лета. Примечания:6 Договор, солнце, свет, борющийся с мраком, бог, поддерживающий космический закон rta (asa). 7 Бог истинной речи, охраняющий путь солнца и космический закон rta (asa). 8 Бог грозы и войны, громом — ваджрой (дротик, который метали двумя руками) повергающий демонов. 67 Перевод Т. Я. Елизаренковой. 68 Ригведа X, 129. 69 Ригведа X, 190. 70 Тексты хеттов даны в переводе Вяч. Вс. Иванова, по изданию «Луна, упавшая с неба», М., 1977 71 Tvastar (санск.) — «творец». 72 Yama (санск.) — «близнец». 73 Ригведа X, 90. 74 Ригведа X, 10. 75 Ригведа X, 108. 76 Ригведа IV, 19. 77 Aja ekapad — «Одноногий козел». 78 Ahi budhnya — «Змей глубин». 79 Apam napat — «Отпрыск воды». 80 «Громкий рог». 81 Many (санск.) — «человек». |
|
||