|
||||||||
|
Глава двенадцатая Суд праведный? Рига зимой 1945–1946 годов выглядела серой, но чистенькой. Оттепельные дожди сменялись морозом и снегом, под которым работали пленные немцы и солдаты гарнизонных частей, вычищая город от обломков разбитых зданий. Жизнь понемногу налаживалась. 11 декабря снова выпал снег, а перед самым Новым годом, 29 декабря, опять началась оттепель. Вовсю работали кинотеатры. В «Сплендид-Паласе» показывали фильм «Непокоренные» и знаменитый летний футбольный матч «Челси» — «Динамо» Москва, в «Этне», расположенной на Гертрудинской, 72, крутили «Бесприданницу» и «Веселых ребят», а в «Ренессансе» — «Волгу-Волгу» и местного производства довоенного «Сына рыбака». Большой новогодней программой спешил порадовать рижан и городской цирк. На предновогодней неделе посетителей цирка развлекала отгадывательница чужих мыслей на расстоянии Тамара Муравьева, силовой акт демонстрировал Ян Круминьш, смешили музыкальные юмористы артисты Кальпетти. Весь вечер дурачился комик Борис Вяткин, воздушные гимнасты Адамсона выделывали пируэты над засыпанным опилками кругом манежа. Носились по нему же кавказские джигиты Мухтар-бека и утробно рычали леопарды и пантеры укротителя Александрова. И совсем уже экзотикой для неискушенных зрителей был китайский аттракцион Сиу-ли. В рабочем клубе для детей была организована елка. Артисты разыгрывали пьесу Анны Броделе «Толока». Ее нехитрое содержание — «Дети, дожидаясь возвращения отца из Красной Армии, восстанавливают дом, разрушенный немцами, им помогают звери, только лживая лисица тормозит и портит работу, ее козни разоблачает заяц и звери исключают ее из своего коллектива. Пьеса заканчивается возвращением отца из Красной Армии, он рассказывает о героических походах, о любимом вожде народов Сталине» — компенсировалось тем, что каждому юному зрителю выдавали подарок — конфеты и печенье в полотняном мешочке. После Нового года ударил мороз. В кино стали крутить «трофейные» фильмы — американские «Серенада Солнечной долины», «Леди Гамильтон» и «Сестру его дворецкого». А в Доме офицеров, бывшем Доме Латышского общества, 26 января начался большой суд. Судили Фридриха Еккельна, обергруппенфюрера СС и генерал-лейтенанта полиции, начальника сил безопасности и полиции Остланда, генерал-лейтенанта Зигфрида Руффа, военного коменданта Риги и крепости Вентспилс, генерал-лейтенанта барона Альбрехта Дижона фон Монтетона, командира 391-й охранной дивизии, коменданта крепости Лиепая, генерал-лейтенанта Вольфганга фон Дитфурта, командира 403-й охранной дивизии, генерал-майора Фридриха Вертера, начальника строительства обороны в районе Риги и Рижского взморья, генерал-майора Бруно Павеля, одно время исполнявшего должность начальника Управления лагерей военнопленных в Прибалтике, генерал-майора Ганса Кюппера, коменданта полевой комендатуры № 818 в Двинске, Лиелварде, Мадлиене, Салдусе и Кулдиге, а также штандартенфюрера СА Александра Беккинга, который был гебитскомиссаром уездов Таллин, Валка, Выру и Печоры. Процесс готовился с начала осени, материалы дела составляли 20 больших томов. Суд был открытым и длился неделю. Это был мощный, громкий, широко освещавшийся в советской печати процесс, такой, с позволения сказать, рижский Нюрнберг. Вместе с сидящими на скамье подсудимых шестью генералами (дело генерала Дитфурта было вынесено в отдельное производство, как явствует из протокола суда, по состоянию здоровья подсудимого) и одним штандартенфюрером СА по делу проходило много высших немецких военных (генерал-полковник Линдеман и Модель, фельдмаршалы Шернер и Кюхлер, генерал-фельдмаршал фон Клюге и другие), которые в разное время командовали немецкими армиями и дивизиями на территории оккупированной Прибалтики. Кроме генералитета в деле фигурировали и высшие немецкие администраторы в прибалтийских республиках: рейхскомиссары Лозе и Кох, генеральные комиссары Дрекслер, Рентельн и Линтцман. Правда, никто из перечисленных лиц не составил компанию подсудимым — кто-то благополучно сдался союзникам, кто-то скрылся от правосудия бесследно. Таким образом, зимний процесс 1946 года имел исключительное значение — на нем была предпринята попытка осудить не отдельных исполнителей, но в их лице, в лице высших гитлеровских военных и гражданских чиновников, сам нацизм, как преступную систему, проводниками которой, сидящими на скамье подсудимых теперь, была совершена масса преступлений на территории прибалтийских республик. На скамье подсудимых в Риге сидели люди, совсем недавно наделенные неограниченной властью, хозяева жизни и смерти сотен тысяч человек. Внешние атрибуты их власти были ослепительны, красивы и страшны. Длинные черные «хорьхи», роскошные мундиры с золотым шитьем, украшенные крестами и черепами в петлицах, шинели с меховыми воротниками, алые лампасы генеральских брюк, длинные сапоги с лаковым посверком, лайковые перчатки и обязательно стеки! О, как же они любили стеки! А теперь, на жесткой скамье с прямой спинкой в этом зале, под сводами которого, кажется, собралось все отчаяние мира, ненасытная, всепоглощающая ненависть и невозможная, не проходящая до конца жизни боль тысяч оставшихся в живых людей, им очень боязно и неуютно. В серых офицерских мундирах вермахта без знаков различия они и сами выглядят какими-то жалкими и серенькими человечками. Все подсудимые немолоды. Лысина Еккельна увеличилась, морщинистые щеки запали, и, несмотря на то, что его регулярно бреет тюремный парикмахер, он, как и остальные, выглядит небритым. Сидящий рядом с ним генерал Руфф похож на Дон Кихота, только никогда у благородного испанского идальго не было в глазах такого отчаяния, страха и ненависти одновременно. Очкастый, иезуитского облика штандартенфюрер Беккинг вообще старается не поднимать глаз, зато сидящий во втором ряду генерал Павель, начальник лагерей Остланда, смотрит прямо перед собой с выражением цинического бесстрастия. Кому-кому, а уж ему-то точно известно, что его ждет. Чего стоят только показания рижан об обгрызенной русскими пленными солдатами коре с хлипких деревьев на территории шталага в центре Риги на Артиллерийской улице и сотнях костлявых трупов, ежедневно вывозимых оттуда! А сколько было таких шталагов и дулагов на территории Остланда! А генерал фон Монтетон почему-то часто вертит своей птичьей головой по сторонам, как бы выглядывая мучительно в зале какого-то важного знакомого. Обвинительное заключение, за которым последовал допрос многочисленных свидетелей, рисовало невероятные, жуткие картины. В серых канцелярских папках, сложенных в толстые стопы, гремели винтовочные залпы, пули с омерзительным чмоканьем рвали человеческую плоть, сапоги метких и веселых от водки карателей шлепали по жирным кровавым лужам. Земля, насыпанная тонким слоем на могиле только что расстрелянных сотен людей, шевелилась, земля… дышала телами еще живых недорасстрелянных жертв. Хрустко горели крестьянские хаты, разнося вокруг себя липкий, долго не проходящий запах горелого человеческого мяса. Когда человек сгорает заживо, хорошо, если он успевает задохнуться в дыму. Именно так чаще всего умирали маленькие дети. Значительно хуже и больнее, когда его опаляет открытым огнем. Кожа моментально вспухает пузырями, потом обугливается, чернеет и лопается, но поскольку человек во многом состоит из воды, то горит он плохо. Часто людям удавалось выскакивать из сараев или овинов, где их хладнокровно сжигали заживо строители новой Европы. Тогда хохочущие каратели благодушно расстреливали в упор эти мечущиеся в огне черные фигуры, которые еще недавно, вот-вот только что, были людьми — мальчиками и девочками, женщинами и мужчинами… Маленькая девочка, запинаясь и плача, рассказывает о том, как ее родителей, в числе тысяч других, убили в еврейском гетто. Священнослужители разных конфессий рассказывают о мучениях своей паствы в годы оккупации. Нет только ни одного раввина, их всех истребили вместе с общинами. Бывшие заключенные концентрационных лагерей Саласпилса и Клооги, каунасского Девятого форта и рижской Центральной тюрьмы рассказывают о том, как их убивали, пытали и морили голодом. Ах, как много рассказывают эти люди, эти уцелевшие свидетели, как жаль, что они уцелели, спаслись, сумели спрятаться под грудой еще теплых трупов, успели убежать, скрыться, выжить там, где не должен был выжить никто. Ах, как жаль, что ничего нельзя повторить, переиграть заново, уж тогда бы никто не спасся, перетрясли бы все кучи мертвецов, прочесали бы все чердаки и подвалы, проверили бы все душегубки, утроили бы оцепления, ничто живое не ушло бы… Но поздно, ах, как поздно, и не переиграть более ничего… Самой важной фигурой процесса был, без сомнения, Фридрих Еккельн. На следствии он держался спокойно, отвечал на вопросы следователей по существу, на скамье подсудимых выглядел хмурым и бесстрастным. Он был немцем до мозга костей — орднунг превыше всего! — и из-за некоторых деталей бился со следователями отчаянно. Да, концлагерь Саласпилс, который находился в заведовании шефа гестапо Руди Ланге, в конечном счете административно подчинялся ему, Еккельну, но к лагерям военнопленных он не имел никакого отношения, они проходили по линии вермахта, и ко всему, что там творилось, он не имел никакого отношения. Да, он был многажды награжден — еще до войны имел знак отличия за 8 лет службы в полиции, медаль «10 лет в НСДАП» и партийный значок ветерана, а уже на войне он заслужил железные кресты 1 и 2-й степеней, немецкий Золотой крест, Рыцарский крест и дубовые листья к нему, а также кресты за заслуги с мечами 1 и 2-й степени. Был у обергруппенфюрера и серебряный знак за ранение и прозванная в войсках «мороженым мясом» медаль за зимнюю кампанию 1941–1942 годов. Из-за орденов Еккельн сцепился на предварительном следствии с генерал-лейтенантом Юстом. Тот заявил, что был поражен, прочитав в газете о награждении Еккельна Рыцарским крестом. Это единственный случай, известный ему, Юсту, награждения таким орденом за работу в тылу. Все кавалеры Рыцарского креста получали свою награду только за военные подвиги. Еккельн разгневанно опровергал: — Я получил все свои награды на фронте, и только там! Это сам Юст получил свои Железные кресты обеих степеней за борьбу с партизанами в Литве, не пробыв и дня на передовой. Юст наябедничал следователям, что один из шефов полиции и СС по Литве, бригадефюрер Высокий, был смещён Еккельном за «мягкотелость». Обергуппенфюрер отвечал надменно: — Свидетель Юст частично говорит правду. Я действительно через Гиммлера снимал некоторых руководителей полиции и СС в Литве, однако не потому, что они плохо работали, так как, например, Егер, как я уже показывал, расстрелял 200 000 евреев, и это не является плохим показателем его работы. Смещение должностных лиц было произведено по разным причинам, но только не потому, что они проявляли в своей работе мягкость. И действительно, командир гестапо и СД Литвы штандартенфюрер СС Егер после участия в массовых казнях литовских евреев получил нервное расстройство, в связи с чем по собственной просьбе был уволен от должности. Еккельн несколько раз встречался с Гиммлером и докладывал ему лично о ситуации в Остланде. В январе 1942 года рейхсфюрер после зачистки рижского гетто отдал ему приказ готовиться к приему эшелонов с евреями из Европы для окончательного решения. А уже все и было готово — и территория, и технология, и пристрелявшиеся каратели из местных. Еще осенью сорок первого отработали технологию массового убийства — лучший метод, хотя и не самый дешевый, — это расстрел. Душегубки — экзотика, недорого, но долго и грязно — люди из СД были недовольны, вытягивая из душных кузовов газвагенов скрюченные трупы, заляпанные блевотиной и залитые мочой. А потом еще мыть кузова! «Циклон Б», которым «газировали» и вещи убитых, и евреев в Освенциме и Майданеке, конечно, хорош, но требует обустройства герметичных помещений и условий утилизации трупов, что возможно только в специальных лагерях. От задумки обрабатывать газом вещи на улице Лудзас, на территории гетто, пришлось отказаться — центр города совсем близко, как бы чего не вышло. Неисправимый романтик и фантазер рейхсфюрер в одной из бесед с Еккельном выразился в том духе, что он не решил еще, как будут ликвидировать евреев в Риге — то ли расстрелять всех, то ли загнать в болота и утопить. Ну, какие, скажите на милость, болота! Топить! Все же осталось в Гиммлере что-то неизбывное от провинциального агронома, которым он начинал свою жизнь. Самое экономичное убийство, как в результате долгих опытов установили пытливые исследователи Третьего рейха — это введение нескольких кубиков раствора фенола прямо в сердце. Один укол — и все! Но это опять же долго, требовало сноровки исполнителя и спецпомещений, посему остановились на старом добром расстреле. И рейхсфюреру Еккельн порекомендовал расстреливать. Своё последнее слово подсудимые произносили по-разному. Барон Монтетон под смех зала заявил: «В своем заключительном слове я прошу высокий суд обратить внимание, что я сам по себе являюсь очень гуманным офицером. Однако, как честный солдат, был верен клятве и тем самым связан приказами своих начальников». Вертер совершенно рассыпался и говорил долго и многословно. Хотел жить и выглядел жалко. Под ехидные смешки переполненного зала он лепетал: «Основные массы германского народа и я также навсегда отказались от учения национал-социализма. Я намерен, насколько наказание, которое я получу, позволит это впредь, бороться за демократические идеи. Я хочу представить свои слабые силы в качестве демократа в пользу Германии. Германия может и должна сотрудничать только с Россией. Я желаю помогать в этом». Кюппер выразился коротко и ясно — все делал по приказу, в чем и раскаиваюсь. Павель долго оправдывался, списывая привычно всю вину на национал-социалистическое руководство, и просил оставить ему жизнь. Беккинг цитировал Гёте и извинялся перед русским народом. Руфф, напротив, извинялся перед латышским народом. Перед евреями не извинялся никто. Еккельн в своем последнем слове был сдержан, он признал свою вину полностью и согласился нести всю полноту ответственности за деятельность подчиненных ему органов полиции, СС и СД на территории Остланда. Завершая свою речь, он сказал: «Я должен нести всю ответственность за то, что произошло в границах Остланда в пределах СС, СД и гестапо. Этим самым моя вина увеличивается намного. Таким образом, мне трудно просить о более мягком наказании. Моя судьба находится в руках высокого суда, и поэтому я прошу единственно обратить внимание при вынесении приговора на смягчающие обстоятельства. Сам приговор я приму в полном раскаянии и буду считать достойным наказанием». Кстати, Еккельн отдельным пунктом признал свою вину в том, что по его приказу были сформированы карательные полицейские батальоны, «из которых в дальнейшем возник латышский легион». Посему попытки некоторых современных латышских историков и политиков разделить легион и карателей, уверить весь белый свет, что легионеры «воевали за свободу и независимость Латвии» и не имеют ничего общего с палачами и карателями, представляются омерзительно лживыми. И ежегодные мартовские шествия ветеранов латышских СС и их юных последователей в Риге должны по логике украшаться портретами обергруппенфюрера СС Еккельна, ведь именно он на Домской площади в Риге в марте 1943 года принимал торжественную присягу легионеров. Процесс закончился предсказуемо. Финал для всех подсудимых читался в скучных канцелярских строчках нижеследующего документа.
Вешали их с машин. Была сделана большая виселица с общей перекладиной и семью петлями. Немцев поставили в открытые кузова полуторок, накинули на шеи петли и затянули, и по команде одновременно шоферы дали газ. За всем происходящим наблюдали толпы народа. Надо заметить, что наши справились с казнью милосерднее, чем американцы в Нюрнберге — бедняга Риббентроп, блестящий министр иностранных дел фюрера и бывший торговец шампанским, которого вешали первым, корчился в предсмертных судорогах в петле целых девятнадцать минут. Последний обвиняемый, Вольфганг фон Дитфурт, 1879 года рождения, в ходе процесса окончательно впал в маразм и скончался в тюремной больнице 22 марта от старческой дряхлости. Процесс этот был необычным — никогда еще на территории СССР не судили открыто столь видных фигур нацистской администрации. Этот суд, по моему мнению, был типичным для советской юстиции того времени — то есть его результат, если можно так сказать, был задан еще до начала гласного процесса. Все подсудимые должны быть повешены, и они будут повешены. Заслужили они такой кары? Безусловно и необсуждаемо! О Еккельне и говорить нечего, тут все ясно. А вот генералы… Сейчас, когда стало очень модно после опусов господина Резуна, именующего себя отчего-то Суворовым, блестящего продукта британских спецслужб, ревизовать историю войны, очень многие авторы (в том числе, как это ни удивительно, и из России) чуть ли не с теплотой пишут о немецких военачальниках — и умные они были, и образованные и протестовали против Гитлера и СС (правда, где-то глубоко, в душе!) и в заговорах против бесноватого фюрера отважно участвовали. И воевали немцы чуть ли не по-рыцарски и очень умно — взводы вермахта крушили наши батальоны, а батальоны обращали в бегство или задерживали наступление целых дивизий РККА. Даже мэтры Голливуда подключились со своей очередной исторической суперхалтурой с милашкой Крузом в роли фон Штауффенберга, тонко уловив ветерок конъюнктуры. Вверенные повешенным генералам немецкие части грабили население, расстреливали пленных, жгли русские деревни, угоняли наших людей из прифронтовой полосы, превращая ее в выжженную землю. Для них это была обычная война на Востоке, характер которой был объяснен им фюрером еще в июне-июле 1941 года. Американцы за расстрел своих пленных солдат в местечке Мальмёди во время арденнского разгрома в декабре 1944 года отловили массу эсэсовцев во главе со штандартенфюрером Иоахимом Пайпером из элитной дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». На предварительном следствии янки с эсэсовцами не церемонились — их избивали, пытали, растаптывали сапогами половые органы. За смерть 87 «джи-ай» проклятой немчуре пришлось ответить сполна. У американского правосудия в то время существовал так называемый «клиринговый» принцип, то есть: немцы убили восемьдесят семь человек, мы расстреляем по приговору суда такое же количество бошей. Причем совершенно неважно, что якобы в расстреле (истинность которого оспаривалась тогда и теперь различными исследователями) принимали участие команды только двух бронемашин и одного танка, шлепнуть нужно столько же немцев. Американцы старательно выслеживали после войны уцелевших солдат полка «Бранденбург-800», которые в американской форме со знанием английского пытались во время арденнского прорыва дезорганизовывать американские тылы и проводили там диверсии. Найденных расстреливали на месте. 87 как будто расстрелянных пленных американцев и в ответ — жестокий и справедливый суд американской Фемиды. А впрочем, результаты первичного процесса были пересмотрены, и Пайпера, героя-танкиста Третьего рейха, не повесили. Он остался преданным нацистом и через несколько лет перебрался на постоянное место жительства во Францию, заявив, что пошлый дух меркантилизма в аденауэровской Германии убил идеалы и жить с таким немецким народом он не желает. Во Франции он проживал тихо и уединенно в своем доме в провинции до тех пор, пока однажды ночью его соседи не проснулись от пожара. Дом Пайпера сгорел дотла. На пепелище нашли три бутылки от коктейля Молотова, около обгорелого трупа бывшего эсэсовца валялось ружье, из которого он пытался отстреливаться, а в глазницы его были накрепко вколочены: в правую — Железный крест, а в левую — Рыцарский — его награды, с которыми Пайпер не расставался. 87 убитых американцев поминаются во всех учебниках, о «бойне у Мальмёди» знает каждый школьник, а вот как было у нас. Из показаний 32-летнего Изака Адлера: «1944 г. декабря мес. 7 дня. Я, ст. оперуполн. НКВД ЛССР капитан Мурман допросил в качестве свидетеля:
Женат, жена Адлер Хава и дочь Циля 4 лет расстреляны в Румбульском лесу немцами 30/XI.41 года. Мать Адлер Гита и сестра Любович Циля расстреляны в гор. Либаве [Лиепае] в 1942 году. …После ареста меня 6 июля 1941 года, немецкая полиция меня, Милера и еще других 150 евреев угнала в м-ко Баложи, находящееся в 12 километрах от гор. Риги по Митавскому [Елгавскому] шоссе, на 12 километре этого шоссе с правой стороны. Там мы находились 7 дней, до 13 июля 1941 года, собирали вокруг м-ка Баложи расстрелянных советских военнопленных в этом лесу. Там была устроена немцами жестокая расправа над советскими военнопленными. Большинство, почти все были расстреляны в затылок с рваными ранами, как я предполагаю, стреляли разрывными пулями. Эти жертвы лежали по лесу группами 8–10–20 человек. К нашему прибытию ввиду жаркой погоды на трупах были уже черви. Все трупы были в красноармейской форме и немного в форме морского флота. Всего собрали уничтоженных немцами в лесу Баложи до одной тысячи трупов, среди которых было военных моряков — до 25 человек, их везли и захоронили в двух больших ямах в лесу Баложи, в 3-х километрах от молочной фермы, которая находится с правой стороны Митавского [Елгавского] шоссе на 12 километре. Могилы эти я могу показать. Длина каждой могилы до 300 метров, ширина в рост человека и шубина до 2,5 метров. Трупы сбрасывали в эти могилы одного на другого и после этого зарыли, сверху забросали пластом земли до 20 сантиметров. При этом немцы над нами устроили там следующее издевательство: всех 150 евреев заставили целовать этих умерщвленных советских военнопленных в раны на голове, где уже были черви, как я выше показал. Также на ферме в Баложи расстреляли тогда немцы одного гражданина из работавших с нами по фамилии Швей, за то, что у него была большая борода. Немцы хотели у него отрезать эту бороду, но он не допустил это сделать. За это его расстреляли. Застрелил его сын дворника, который в 1941 году был дворником дома № 43 по Московской улице гор. Рига. У этого дворника два сына были немецкие шуцмана и участвовали при закапывании 1000 человек советских военнопленных, истребленных немцами в лесу Баложи. Они нас охраняли». Кто ответил за это злодеяние? А таких на нашей многострадальной земле было тысячи и тысячи. Конечно, результат рижского процесса был предопределён заранее, конечно, судьи руководствовались политическими догмами, далекими от установления формальной истины, и потому на суде не прозвучало ни одного слова о массовом участии латышей, эстонцев и литовцев в убийствах евреев, грабеже их имущества и всевозможных надругательствах над беззащитными людьми, ни одного слова о латышских и эстонских эсэсовцах, ни одного слова о том, что в выстроенном обвиняемыми государственном устройстве террора и насилия часть, и весьма значительная часть, национальных элит бывших балтийских лимитрофов с восторгом нашла свое местечко и кормушку. Открытое признание или хотя бы даже упоминание того факта, что немалая часть прибалтов с удовольствием и пылом сражалась против СССР, явно противоречило общепринятому тогда взгляду на события сорокового года. А он был таким. Авторитарные диктатуры исчерпали себя в глазах обществ прибалтийских государств, в условиях европейской напряжённости и начавшейся войны. Советский Союз заключил с ними пакты, а там и народы Латвии, Литвы и Эстонии совершили (каждый свою) социалистические революции и по их просьбе были приняты в лоно СССР для дальнейшего совместного построения коммунизма, каковой процесс был прерван вероломным нападением гитлеровской Германии. В ответ на это нападение все народы Прибалтики включились в борьбу с врагом, кроме жалкой кучки буржуазных националистов (именно буржуазных, никаких иных). И хватит об этом. Но есть еще один документ, на мой взгляд, подтверждающий все-таки высшую справедливость этого суда.
Двумя годами позже вышеописанного рижского суда в немецком Нюрнберге происходил процесс над двадцатью тремя высшими офицерами СС, которые или командовали эйнзатцгруппами на Востоке, или являлись в них старшими офицерами. Суд шел по правилам состязательной американской юстиции, и руководил процессом судья Майкл Масманно. Из 23 обвиняемых двое — Отто Олендорф и Гейнц Йост — командовали эйнзатцгруппами Д и А (Йост стал шефом эйнзатцгруппы А после смерти одного из героев этой книги — Вальтера Шталеккера — от партизанской пули). Среди прочих на скамье подсудимых был и штандартенфюрер СС Пауль Блобель, страшный шеф команды бреннеров, в чью задачу входило выкапывать и сжигать трупы убитых во время массовых казней евреев для сокрытия следов массовых казней. Все эсэсовцы были людьми с высшим образованием, среди них были бывший оперный певец, бывший священник, дантист, юристы, экономисты, доктора наук, адвокаты. Блобель, скажем, в своей первой жизни был архитектором. Руководимые ими подразделения истребили на нашей земле около миллиона человек — в основном женщин, детей и стариков. Суд проходил по всем американским правилам, подсудимым было предоставлено право защиты, они многословно объясняли судье Масманно, что старались производить казни милосердно, по специальной технологии, с одного выстрела в затылок или основание шеи, что они сами страдали, выполняя такую «адскую работу», что они просто действовали по приказу, что к евреям не питают и не питали никакой ненависти. «Звездой» процесса был сорокалетний группенфюрер СС, внешне очень симпатичный интеллектуал Отто Олендорф. Его эйнзатцгруппа Д в Крыму и на юге России безжалостно истребила более 90 000 евреев. Показания Олендорфа фигурировали на Нюрнбергском процессе против главных гитлеровских преступников. Олендорф, как и остальные высокопоставленные эсэсовцы, отчаянно боролся за свою жизнь. Но ему, как и тринадцати его товарищам, была присуждена смертная казнь через повешение, а остальным — длительные сроки тюрьмы. Однако спустя почти три года приговор пересмотрели и повешены были только четверо, а, например, командир эйнзатцгруппы А Йост вместо пожизненного заключения получил всего десять лет тюрьмы. Смягчены сроки и остальным. Вот такое интересное и избирательное американское правосудие. Расстрел небольшого числа американских пленных или диверсионная деятельность в тылу их войск влечет за собой безусловную казнь, а платой за убийство сотен тысяч мирных людей… Возможны варианты… Безусловно, самым громким и запоминающимся после Нюрнберга был процесс над Адольфом Эйхманом в Иерусалиме, начавшийся 11 апреля 1961 года, спустя почти год с момента драматического похищения бывшего начальника отдела 4Б4 6 Управления Рейхсканцелярии, занимавшегося в рейхе учетом всех евреев и «направлением их на восток для окончательного решения», из далекого Буэнос-Айреса. Горы литературы посвящены как спецоперации израильской разведки, так и судебному процессу в непризнанной столице молодого еврейского государства. Я не буду здесь повторяться и отправлю желающих к блистательной книги Ханны Арендт «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме», в которой дан анализ и самого процесса, и многих событий, предшествовавших ему. Тогдашнему президенту Израиля Бен-Гуриону суд над Эйхманом в Израиле был дьявольски необходим, и вовсе не только для осуществления справедливости. До сих пор не стихают споры: кем же был Адольф Эйхман — невзрачным клерком, поставленным считать несчастные еврейские души, или дьяволом, раскинувшим свои сети над всей оккупированной нацистами Европой в поисках своих жертв, винтиком в машине холокоста или одним из ее главных приводных ремней? Когда в нарушение всех писаных законов Эйхман был захвачен и выкраден с территории государства, с которым Израиль поддерживал дипломатические отношения, и о поимке Эйхмана официально сообщил президент Бен-Гурион, вспыхнул скандал. В конце концов израильтяне принесли извинения аргентинцам и дело замяли. Было объявлено о том, что состоится гласный суд. Тогда главы многих стран обратились к руководству Израиля с предложением провести над Эйхманом суд международный, по образцу Нюрнбергского трибунала, полагая, что это придаст делу гораздо больший резонанс. Эти предложения были безоговорочно отвергнуты. Суд был нужен Израилю и его руководству. И ничего, что Эйхмана собирались судить в стране, которой на момент совершения им преступлений не существовало на политической карте мира, и по закону, специально несколькими месяцами ранее принятому под его фигуру, эти нюансы Бен-Гуриона не заботили. Суд был нужен для упрочения положения Израиля, для роста его международного авторитета, для дополнительного утверждения страны в роли главного и официального наследника холокоста. Заметьте, читатель, я ни в коей мере, ни на микрон не собираюсь оправдывать Эйхмана, я здесь говорю о другом, о мотивах, мотивах (!) обвиняющей стороны. О некоторых технических деталях процесса, которые парадоксальным образом роднят жаркий весенний Иерусалим и стылую зимнюю Ригу. Еккельна обвиняли в кастрации бауских евреев, которой посвящена целая глава этой книги. Его обвиняли в летних погромах 1941 года, а он просто физически в это время был на Украине. Свидетели в Иерусалиме, задыхаясь и плача, рассказывали, как их и их родных убивали — пулями, вилами, забивали до смерти, морили голодом, как шли на смерть восставшие евреи в Варшавском гетто. (Кстати, не могу здесь не заметить, что внешнюю охрану гетто в том числе несли латышские полицейские батальоны № 22 и 272, личный состав которых с охоткой занимался как мародерством, так и спекуляциями с охраняемыми евреями. Четверых борцов за Латвию немцы даже расстреляли за безудержные грабежи. Кстати, первыми на территорию восставшего гетто вошли вместе с эсэсовцами и латышские каратели. Легкой прогулки не получилось. Евреи вопреки ожиданиям не пошли покорно на убой, а врезали из наворованного и выменянного огнестрельного оружия так, что теряя убитых и бросая раненых, бравым латышским полицаям пришлось срочно выметаться за стену гетто.) Но во всем этом не было прямой вины Эйхмана. Он тщетно говорил со своей скамьи подсудимых, что он лично не убил ни одного человека и, даже однажды оказавшись по воле случая «на акции», смог пробыть там всего несколько минут, пока его не вывернуло в кустах наизнанку. Я еще раз хочу подчеркнуть здесь, чтобы у читателя не сложилось совершенно ошибочного впечатления, что я хоть на гран пытаюсь оправдать Эйхмана или Еккельна. Вовсе нет! Я только хочу показать некие общие черты процессов против гитлеровских преступников, свидетельствующие о том, что эти суды использовались в том числе и в целях, далеких от правосудия. Я полагаю, что ни одно из государств-участников антигитлеровской коалиции не пыталось тщательно и неотвратимо разыскивать и карать нацистских преступников. Это происходило по разным причинам. Целенаправленный и беспощадный поиск карателей — пособников гитлеровцев в СССР (из-за их громадного числа — латышские, литовские, эстонские, украинские, белорусские полицейские батальоны, всевозможные легионы СС, шуцманы, кавказцы, казаки и так далее, и тому подобное) мог бы привести к вопросу; а чего это вдруг сопротивление советской власти приняло, да, такие невероятно чудовищные, зверские и массовые формы? Потому и не было, как я полагаю, жесткой политической установки на безусловный отлов всех палачей. Кто-то, конечно, попадался, так, по случаю, узнанный чудом выжившей жертвой через десятки лет или по всплывшим материалам из пожелтевшего послевоенного розыскного дела. Аденауэровской Германии это и вовсе было ни к чему. Каждый десятый немец был членом НСДАП. Весь административный аппарат Германии был национал-социалистическим. Так с кем же престарелому канцлеру предстояло совершить экономическое чудо? Прошла под контролем американцев формальная процедура денацификации, ну и хорошо! Стоит забыть о прошлом и сосредоточиться на будущем — у страны столько задач и проблем. Немцы хотят хорошо жить, и задача правительства — обеспечить бундесбюргерам условия для хорошей жизни. И не надо забывать, что вскоре началась холодная война и в ней многие бывшие нацистские преступники, знатоки русской жизни, борцы с большевизмом и признанные мастера противопартизанской войны нашли новую работу под сенью разведслужб западного мира. Каратели, убийцы женщин и детей получали виды на жительства и вожделенные паспорта Канады, Австралии, Аргентины, Бразилии и прочих Новых Зеландий, как беженцы от тоталитарной оккупации своих маленьких балтийских родин, стонущих под игом коммунизма. Интересной сложилась судьба и финал ее одного из героев этой книги, капитана Герберта Цукурса. Он благополучно избежал русской пули и вместе с семейством и кое-каким накопленным тяжкими трудами на ниве борьбы с большевизмом и еврейством барахлишком через Германию в 1945 году оказался в Париже. Сохранилась даже фотография того времени — он, крепкий, в расцвете лет, в хорошем костюме, рядом жена в легком цветастом платьице, а вокруг — веселый послевоенный Париж! Цукурс был изрядным франкофилом. Сохранились свидетельства чудом выживших в подвалах рижской префектуры евреев, что он специально спускался туда, в забитый истерзанными евреями страшный подвал, и искал там знающих французский людей, чтоб попрактиковаться в разговорной речи. Перед тем, как их отправляли на расстрел! Из Франции Герберт Цукурс с семьей перебрался в Бразилию и осел там в городе Сан-Паулу. Он обзавелся гидросамолетом и причалом для него и нескольких лодок, чтобы катать по воздуху и воде туристов. Жил тихо, но не скрываясь. С годами стало портиться зрение, Цукурс носил толстые очки, но, невзирая на это, продолжал летать. Прошли какие-то статейки о нем в местной прессе, где-то он попался на глаза каким-то евреям, в общем, его вычислили. И в конце пятидесятых годов советская Фемида потребовала у бразильского правительства его выдачи. Компетентные органы передали бразильцам толстое досье на скромного владельца гидросамолета. Чего в нем только не было! Цукурса обвиняли во всем — и в том, что он совершал, с приложением заверенных свидетельских показаний, и в том, к чему он не имел никакого отношения. Например, утверждалось, что он принимал участие в кастрации несчастных бауских евреев. Вероятно, советские следователи из КГБ полагали, что каши маслом не испортишь. Цукурс решил защищаться. А что, собственно, ему оставалось делать? Он аргументированно доказал бразильской прокуратуре, что в июле 1941 года он ни в какой Бауске физически не был, что являлся всего лишь ответственным за транспорт в команде полиции, был завгаром, и только, предъявил письменные показания и аффидевиты некоторых латышских эмигрантов, которые подтверждали, что он не имел никакого отношения к зверскому истреблению евреев на территории Латвии, и бразильцы оставили его в покое. Кроме того, у него уже там, в Сан-Паулу, родился сын (правда, некоторые исследователи утверждали, что за сына Цукурс сумел выдать своего внука), а это давало дополнительные гарантии его невыдачи согласно местному гражданскому закону, как отца юного бразильского гражданина. Воодушевленный Цукурс даже собрал пресс-конференцию и публично опротестовал все обвинения. Лучше бы он этого не делал. В 1964 году с владельцем небольшого летно-туристического бизнеса познакомился австрийский бизнесмен Антон Кюнцле. Цукурс несколько раз покатал его на своем гидроплане над сельвой, они вместе бывали в ресторанах, симпатичный, с европейским лоском австриец был принят у него дома. Кюнцле хотел вложиться в местную туриндустрию. Цукурса его предложения заинтересовали. Деньги австрийца, опыт, знания и летная сноровка опытного латыша — и обеспеченные любители экзотики получили бы великолепное будоражащее развлечение — полеты над дикими джунглями Бразилии. В разгар тропического лета, в феврале 1965 года Цукурс принял приглашение Кюнцле слетать вместе в Монтевидео, столицу соседнего Уругвая, где предстояло провести совещание с новыми деловыми партнерами, прибывшими из Европы. Деловые переговоры были назначены на уединенной вилле под названием «Каса Кумбертини», которая располагалась на одной из тихих улочек Монтевидео. Когда они с Кюнцле вошли туда — из яркого солнечного уругвайского полудня в полутьму прихожей, то Цукурса там встретили не скучные бухгалтеры со счетами и кальками полетных карт, а трое раздетых до трусов молодых людей, вооруженных кувалдами на коротких ручках. И, не говоря ни слова, они набросились на него. Но перешагнувший седьмой десяток приземистый подслеповатый Герберт Цукурс бился, как лев. А возможно, он и понял, что пришла расплата, и страх смерти придал ему силы. Он вырывался из рук нападавших на него молодых людей, отмахивался от ударов кувалд и отчаянно тянулся рукой в карман брюк, где, как оказалось, он предусмотрительно поместил свой револьвер. И только повторял, как заведенный: — Да дайте же мне сказать! Дайте мне сказать! Захрустели под ногами его разбитые очки, он отбросил одного, второго и почти уже вырвал оружие из кармана, как сокрушительный удар кувалды в голову поверг его на пол. Еще несколько ударов превратили голову бывшего капитана латвийских ВВС со всегдашним аккуратным пробором посередине в кровавое месиво. Труп запихнули в большой ларь, но поскольку он туда все равно не помещался, перемазанные с ног до головы кровью убийцы (они недаром разделись до трусов — чтобы не попачкать одежду) подрезали ему ноги. Сверху на тело положили записку, которая сообщала, что здесь нашел смерть убийца тридцати тысяч евреев, рижский палач Цукурс. Подписана она была немного напыщенно: «Те, кто не забыл». Могли бы подписать проще — «Моссад». Нашли тело Цукурса спустя несколько дней по запаху. Его смерть в СССР была встречена, как говорится, с глубоким удовлетворением, в газетах Советской Латвии печатались статьи об «уничтожении фашистской собаки», а спустя несколько десятилетий организатор этой акции, так и оставшийся под своим псевдонимом Антон Кюнцле, и израильский журналист Шимрон выпустили мемуары под названием «Смерть рижского палача», в которых и рассказали о деталях этой казни. В современной Латвии фигура Цукурса упоминается только в контексте его летных подвигов и достижений. Было проведено несколько выставок, посвященных довоенной латвийской авиации, где он был главным героем. Естественно, о его «карьере» в команде Арайса не упоминалось ни слова. Забавно, что на одной из выставок фигурировал еще один славный офицер ВВС — Кандис, но опять-таки ни слова о том, что он закончил свою службу командиром 21-го полицейского батальона. Совсем недавно на латышском языке вышла толстая биография капитана Герберта Цукурса под названием «Дайте мне сказать». Центральная линия этого опуса проста — убили нашего героя-летчика проклятые жиды ни за что. Интересно, почему «Моссад» не вывез его, как Эйхмана, в Израиль, для суда? Мелкая фигура? Может быть. Или уже не было политической необходимости в еще одном громком судебном процессе. Вообще, неисповедимы извилистые пути мышления и логики политиков и спецслужб. Например, генералов Кутепова и Миллера, вождей РОВСа, люди НКВД похитили и вывезли из Парижа, правда, Кутепов умер по дороге от сердечного приступа. Нужны они были в Москве живыми, а, допустим, Коновальца Судоплатов в Брюсселе в 1938 году взорвал, а Бандеру Сташинский в 1959 году в Мюнхене прикончил, плеснув из специального устройства цианидом в физиономию. То ли технически сложно было выкрасть вождей украинских националистов, то ли процессы их в СССР могли вызвать ненужный резонанс и некое воодушевление среди части украинцев, а потому признаны ненужными. Кстати, тогда же, в 1965 году, в Риге проходил один из самых показательных и громких процессов над латышскими коллаборационистами. По этому делу были привлечены: Альберт Эйхелис, начальник латышской полиции в Резекне и Резекненской волости, сравнительно небольшом районе и городе на востоке Латвии, с ним вместе к ответственности за совершенные в годы оккупации преступления были привлечены капитан Болеслав Майковскис, кавалер гитлеровского креста 2-го класса за военные заслуги, начальник 2-го участка резекненской полиции, начальник 4-го участка той же полиции Харальд Пунтулис, а также двое рядовых полицейских — Язеп Басанкович и Янис Красовскис. Кроме них на скамье подсудимых находился еще один коллаборационист — Петерис Вайчукс, чья карьера пролета между должностями надзирателя резекненской городской тюрьмы и помощника начальника рижской срочной тюрьмы. Весь мир знает названия деревушек, уничтоженных гитлеровцами, — Орадур во Франции, Лидице в Чехословакии, Хатынь — в многострадальной Белоруссии. В Латвии тоже есть такое место — это деревня Аудрини в резекненской волости, как раз там, где исправно несли свою службу полицейские из латышской полиции безопасности Эйхелис, Майковскис, Пунтулис, Басанкович, Красовскис и Вайчукс. Каноническая история аудриньской трагедии такова — вскоре после наступления нового, 1942 года, за связь с партизанами и укрывательство русских военнопленных деревню Аудрини решено было сжечь, а жителей ее расстрелять, что резекненские полицейские под начальством Эйхелиса и проделали. Мужчин и подростков числом более тридцати человек в назидание другим жителям непокорной резекненской волости расстреляли прямо на базарной площади города Резекне, а остальных без всякой помпы прикончили попросту на краю большой общей могилы неподалеку от Аудриней на Анчупанских холмах. Деревню зажгли по сигналу хищно взвившейся в небо красной ракеты, пущенной преданным борцом против коммунизма Болеславом Майковскисом. Еще на этом процессе фигурировали следующие эпизоды, как-то: собственноручное повешение тем же неутомимым Майковскисом несчастного еврейского юноши Фалька Борца, которого он со своими молодцами поймал в доме крестьян Зимовых в поселке Дзегрилово. Его сначала били, как и хозяев дома, а потом Майковскис приказал сыну Зимова Терентию, которому тогда было одиннадцать лет, принести вожжи и дал ему пинка. Мальчик вожжи принес, и на них Майковскис повесил Борца прямо на Зимовском дворе, на одной из яблонь. Такая же страшная судьба, как и Аудрини, ждала и деревню Лоси, но, насколько это известно, жители этой деревеньки откупились от карателей громадной взяткой. Обвиняемые активно участвовали в расстрелах евреев и цыган. Из показаний Терентьева Ивана Левоновича, 1904 г.р., арестованного немцами, как политически неблагонадёжного: «В Резекне в августе 1941 года начался массовый расстрел евреев и цыган, а также и других, причем евреи в тюрьме насчитывались с детьми более 2000 человек. Во второй половине августа 1941 года меня и еще 24 человека заключенных послали за еврейским кладбищем копать яму длиной 25 метров, шириной 2 метра и 2,5 метра глубиной. На второй день рано утром мы из камеры увидели, как во дворе тюрьмы выстраивали колонну евреев в 300 человек. Сначала начали избивать резиновыми палками, а когда это надоело, скомандовали идти к тюремным воротам. Через некоторое время полицейские возвращались, потом, сформировав такую же колонну евреев, снова уходили. Так это продолжалось до тех пор, пока в тюрьме не осталось ни одного еврея. Несколькими днями позже в числе 20 человек других заключенных я также ездил копать могилу для евреев на Анчупанские горы, где мы выкопали 4 большие ямы на расстоянии 5–6 километров от Резекне. 16 декабря 1941 года меня и еще 19 заключенных под охраной стольких же солдат отвезли на машине в Анчупанские горы копать могилы. Прибыв на место, нам предложено было закопать 163 трупа, у которых руки были связаны сзади телефонным проводом. Когда стали сбрасывать трупы в яму, я обнаружил труп мужа моей сестры Константинова Северьяна, жителя села Русская Слобода Озолайнской волости. После этого с 6 на 7 января я и еще 19 человек снова были пригнаны копать могилы. Не успели еще закончить копать яму, как прибыли две автомашины, нагруженные до отказа жителями деревни Аудрини Макашанской волости Резекненского уезда, которые там же в присутствии нас все были расстреляны. При расстреле поднялась невообразимая картина — дети и женщины рыдали, полицейские детей вырывали из рук матерей, бросали в яму живьем и потом уже пристреливали. После расстрела трупов закапывать не стали, поскольку из деревни Аудрини должны еще были привезти на расстрел людей, поэтому нас отправили домой в Резекне. Когда 7 января 1942 года нас снова в том же составе пригнали на вчерашнее место, то при закапывании в яму мы насчитали 232 трупа вместе с детьми и женщинами. Сколько было расстреляно мужчин, отдельно женщин и детей, я не считал, так как они в куче были перемешаны. Кроме этих официально на площади были расстреляны 30 человек за связь с партизанами». Эти показания высокий заросший бородой здоровяк-старовер давал еще в 1945 году. Кстати, уже тогда они отличались от поздней, канонической версии. Так, Иван Терентьев утверждал, что никакой связи с партизанами или с пленными красноармейцами не было. Просто ночью приехали латышские полицейские и устроили дебош с пьянкой и насилием над женщинами. Завязалась драка с деревенскими — в результате двое убитых полицаев. Тогда полицейские и староста написали рапорт о налете партизан. Такую же версию событий высказывал тогда же, в 1945 году, и другой свидетель, священник православной церкви отец Рушанов Елистратий Николаевич: как-то пьяный полицейский приехал к одному хутору, на хуторе оказался также пьяный местный. Они подрались, полицейский был убит в драке. И пошло… В конечном счете, наверное, не столь важно, за что убили почти триста крестьян, в основном староверов (стреляли, кстати, на православное Рождество) — за связь с мифическими партизанами или желая скрыть пьяный дебош своих подчиненных. Кстати, принимая во внимание «моральный» и «культурный» облик латышских полицейских, вторая версия представляется гораздо более вероятной. Молодцам Эйхелиса приходилось хорошо потрудиться на расстрельной ниве. Казни, погромы, выпивка в неограниченном количестве, упоение собственной властью, сладкое ощущение безнаказанности, а как же — дело происходит в глубоком немецком тылу, русских домолачивают где-то далеко-далеко на востоке. Сохранилась тогдашняя фотография капитана Майковскиса в коротком немецком мундирчике, рукава закатаны по локоть, взгляд уверенный и по-хозяйски цепкий, на лбу картинно распластался негустой чубчик… Эх, жизнь была! А знаете, как и почему закрутилось это сенсационное дело? Одна из чудом уцелевших жертв на рижской улице внезапно узнала своего палача — скромного незаметного сотрудника какой-то архитектурной или реставрационной мастерской, который жил себе в столице Советской Латвии и не тужил. Удивительно привычное начало для нашей тогдашней Фемиды, не правда ли? Вот и про лиепайский процесс начала семидесятых годов, материалы которого упоминались ранее, народная молва утверждает, что начало всему делу было положено, когда при строительстве нового кинотеатра рабочие наткнулись на зарытый немецкий сейф с документами, из которых сотрудники КГБ узнали много интересного. Почти все арестованные по этом уделу бывшие каратели из 21-го батальона латышской полиции спокойно жили себе в западной Латвии, совсем недалеко от Лиепаи, города, где два с лишним десятилетия назад они убивали, пытали и насиловали. А знаете, почему привлекли Майковскиса? Да потому, думается, что он был в 1965 году не кем иным, как заместителем председателя очень влиятельной эмигрантской латышской организации — Объединения латышей Америки. Боролся он там, в далеких Соединенных Штатах, за свободу оккупированной Советами Латвии. С Майковскисом получился большой международный скандал. Советское правительство потребовало специальной нотой у американцев выдачи бывшего капитана вспомогательной латышской полиции для суда над ним в СССР. Американцы, естественно, отказались. Как это они могли выдать для расправы коммунистам противника их режима, который заявил корреспондентам вездесущей «Нью-Йорк Таймс», что все эти разговоры о его мнимых преступлениях во время нацистской оккупации Латвии — просто красная пропаганда, а об этой деревне, как ее там, бишь, Аудрини, что ли, он о ней ничего не слыхал. Жить в ней не жил, а потому любому мало-мальски сообразительному американцу должно быть понятно, что не расстреливал он там никого. Все остальные обвинения вице-шеф Объединения латышей Америки также отмел как заведомо ложные. США отказались выдать Майковскиса на том основании, что (официальная трактовка) они не убеждены в том, что в СССР будут созданы условия для справедливого суда. Правда, кавалеру немецкого креста за военные заслуги не повезло. Его делом заинтересовались пронырливые газетчики, и утомленный их настойчивым вниманием Майковскис перебрался в Западную Германию, где был принят с распростертыми объятиями в латышской эмигрантской колонии. Однако в середине октября 1988 года его арестовали служители немецкой Фемиды и предъявили обвинение в преступлениях против человечества. Суд над Майковскисом начался в январе 1990 года. 8 мая 1990 года газета «Атмода», рупор Народного фронта Латвии, политической силы, возглавившей движение за выход этой республики из состава СССР и победившей на «первых в послевоенной истории свободных и демократических выборах», опубликовала на своих страницах большую статью журналиста Илмара Латковскиса, посвященную судебному процессу над капитаном латышской полиции в далекой Германии. Статья появилась за день до Дня победы и всего четыре дня спустя после провозглашения де-юре Верховным Советом ЛССР независимости Латвии от Советского Союза. Почитаем! «Влиятельная „Франкфуртер Рундшау“ в январе писала, что в военных преступлениях у латышских полицейских большая роль. Немцев они ждали, как освободителей, а в свою очередь, немцы предоставляли латышским расстреливателям свободу действий. В прессе встречаются замечания о том, что латыши рассчитывались с евреями, русскими и коммунистами еще до входа немецких войск. Профессор Берлинского университета Шеффлер утверждает, что до сентября 1941 года в Латвии было убито до сорока процентов всех евреев, т. е. 30 000 человек. В свою очередь, живущий в Карлсруэ профессор Эрлингер доказывает, что во время немецкой оккупации еврейские погромы проводились именно руками латышских полицейских. Причины этого он видит в годах советской оккупации, когда русские активно использовали евреев в репрессиях против латышей. Это было как бы ответной акцией против коллаборационистов». Что можем сказать мы? …Правда, так или иначе мы использовали тот аргумент, который приводится профессором Эрлингером. Соучастие латышей в репрессиях было ответной акцией на события «Ужасного года в Латвии…» (Ужасным годом в Латвии национальная пресса обозначает год Советской власти до начала войны. Название укоренилось после того, как немецкие пропагандисты выпустили альбом, считающийся у части историков фальшивкой, о «преступлениях жидовско-коммунистической власти в Латвии». Несколько лет назад он с успехом переиздавался в Латвийской республике. — Примеч. авт.). Лежат, лежат тесными рядами в огромных могилах, голова к голове, тело к телу, еврейские «коллаборационисты» — мальчики и девочки, старики и старухи, женщины и мужчины — более восьмидесяти тысяч пособников, стало быть, советской власти. А как быть с десятками тысяч евреев из оккупированных нацистами стран Европы? Они тоже, по всей видимости, были советскими коллаборационистами? Правда (отвлечемся немного от этой статьи, читатель), сейчас некоторые ученые-историки в Латвии всерьез утверждают, что не было никаких еврейских эшелонов из Европы, что тысячи и тысячи евреев из Германии, Голландии, Чехословакии и других государств вовсе не здесь получили свою пулю в затылок, и что в Саласпилсе за все время его существования погибло не более пары тысяч человек, а концепция этого концлагеря, как «воспитательно-трудового», вошла в магистральный труд «История Латвии в 20 веке». А Рудольф Гесс, комендант лагеря смерти «Освенцим», писал в своих воспоминаниях в 1947 году, сидя в польской тюрьме и ожидая неминуемой казни (терять ему уже было нечего, и он был предельно откровенен): «Насколько мне известно, кроме Освенцима существовали следующие центры уничтожения евреев: Хелмно около Лодзи — выхлопные газы; Треблинка на Буге — выхлопные газы; Собибор около Люблина — выхлопные газы; Белжец около Львова — выхлопные газы; Люблин (Майданек) — циклон Б. Кроме того, много центров уничтожения было на восточных территориях, например, около Риги; там евреев расстреливали, а трупы сжигали на кострах». Но вернемся к статье. Как видно из процитированного отрывка, речь идет не только о капитане Майковскисе, но делается попытка поговорить о геноциде евреев в целом. О самом капитане упоминается в духе: «А будет ли этично сейчас отмежеваться от Болеслава Майковскиса, если его вина не доказана?» Думается, что если бы в зал суда явился давать свои показания несчастный еврейский мальчик Борц, собственноручно повешенный Майковскисом, с обрывком истлевшей веревки на шее, то и тогда газета «Атмода» нашла бы, что сказать в защиту экс-капитана латышской полиции. В Германии умные немцы устраивали специальные экскурсии для детей и подростков в зал суда, чтобы поколение тех, кому придется строить Германию XXI века, увидело бы фашизм в лице Болеслава Майковскиса, с мутными слезящимися глазками, морщинистыми обвисшими щеками, с бессильным, подтекающим слюной ртом. Молодые люди должны узнать правду, чтобы зло никогда не повторилось. А у нас?.. Латвия, независимая, свободная и демократическая, член ЕС и НАТО, не отмежевалась от Болеслава Майковскиса даже и после доказательства его вины и осуждения. Он умер в тюрьме, но его прах был доставлен на родину и торжественно захоронен под заупокойные молитвы католического капеллана. Националисты всех мастей, выступавшие на стороне гитлеризма во время Второй мировой войны и запятнавшие себя страшными преступлениями против человечества, сумели великолепно устроиться, замечательно использовав в своих интересах холодную войну и противостояние сверхдержав в послевоенный период. А как же! Они ведь боролись с коммунизмом, боролись против бесчеловечной сталинской империи. Карлис Лобе, палач и убийца, спокойно дожил до преклонных лет и умер в своей постели в сытом и уютном Стокгольме. Власти Швеции упорно противились его выдаче. Генрих Лозе, рейхскомиссар Остланда, номинальный шеф повешенного обергруппенфюрера Еккельна, сдался англичанам, отсидел несколько лет и благополучно умер на свободе в середине 1960-х годов. Виктора Арайса, ставшего майором германской армии и выслужившего военный крест с мечами за истребление десятков тысяч евреев и не пробывшего на фронте ни единого дня, арестовали немцы в 1975 году. В целях конспирации он давно уже сменил свою фамилию на фамилию жены — Зейботс, но это ему не помогло. Судили, дали пожизненное заключение. На суде он держался спокойно, жалел только, что не смог перебить всех, чтобы и свидетелей не осталось, рассуждал о том, что лично для него и коммунизм и нацизм — все едино. Никакой идейной ненависти к евреям не испытывал никогда. По всей видимости, Виктор Арайс просто был прирожденным убийцей, чьи таланты и возможности раскрыл нацизм. Ни один член его семьи или семьи его жены не пострадал в ходе высылок июня 1941 года, от Советов лично он не видел ничего плохого. Умер Арайс в тюрьме ровнехонько в семьдесят восьмой день своего рождения, 13 января 1988 года. Сотни, а может, и тысячи других палачей из латышских полицейских батальонов, СС, СД, эйнзатцгруппы А и других подобных подразделений скрылись от правосудия. Вполне допускаю мысль, что некоторые из них могли принимать участие в ежегодных торжественных шествиях бывших латышских эсэсовцев 16 марта в Риге. А прах генерала Бангерскиса, генерал-инспектора латышского легиона СС, был торжественно перезахоронен на Братском кладбище в Риге, это вроде как у Кремлевской стены на Красной площади… |
|
||||||