• Доспехи из кожи
  • Пластинчатые доспехи
  • Чешуйчатые доспехи
  • Кольчуга
  • Бригандина (дин га, или доспех из гвоздей)
  • Ленточные доспехи
  • Бумажные доспехи
  • Доспехи для лошади
  • Щит
  • Корея
  • Тибет
  • Конские доспехи
  • Бутан
  • Глава 6

    Китай, Корея, Тибет, Бутан

    Доспехи из кожи

    Письменные источники и археологические находки показывают, что древнейшие доспехи, применявшиеся на территори Китая, изготовлялись из кожи. Бронзовые шлемы применялись уже во времена Шанской династии (1558–1050 гг. до н. э.). Однако их обнаруживают в гробницах знати, поэтому нельзя считать, что подобные доспехи имели широкое распространение. У этих шлемов глубокий округлый купол с вырезами в лицевой и затылочной частях. Края купола загнуты или отделаны рельефным ободком, на верхушке приделано кольцо.

    В период династии Чжоу, сменившей в 1050 г. Шан, были установлены строгие ограничения для государственных служащих. В книге «Чжоу ли» впервые указана особая разновидность придворных оружейников хань-жэнь – «мастера, изготовлявшие защиту для тела воинов». Встречались также и другие инструкции, которым они должны были следовать при изготовлении защитных доспехов из кожи. В частности, отмечаются два вида доспехов: короткое одеяние, напоминавшее пальто (kia), и пластинчатые наборные доспехи из чешуек (kiai).

    Обычно киа, которое изготавливали из кожи двурогого носорога, называлось си и состояло из семи слоев. Из кожи однорогого носорога делали одеяние, называвшееся се, оно состояло из шести слоев. Встречалась и третья разновидность, состоявшая из сочетания кожи двух типов, в ней было пять слоев. Поскольку верили, что двурогий носорог жил сто лет, а однорогий – двести, то считали, что и доспехи из их кожи должны были прослужить столько же времени. Следовательно, доспех, изготовленный из двух видов кожи, должен был прослужить триста лет.


    Рис. 60. Одетые в кожаные доспехи монгольские воины. Конец XIII в., из «Моко Шурай Экотоба Эмаки» (японская императорская коллекция)


    Чтобы изготовить кирасу, делали манекен по размерам тела и подбирали кожу. Выбирались два одинаковых куска, один для верхней части, а другой для нижней. Затем кожу разрезали и подгоняли к болванке, отдельные слои накладывали один на другой и затем сшивали по краям. Очевидно, что сшитая кираса напоминала одеяние без рукавов с отверстиям в передней части: от шеи до поясницы в верхней части и с незашитой нижней частью, доходившей до колен. После использования киа свертывали и хранили в футляре, называвшемся гао.


    Рис. 61. Китайский солдат, одетый в кожаную кольчугу, глиняная фигурка времен династии Северная Вэй, 385–535 гг. н. э. (Филологический факультет университета Киото)


    Историк XIII в. Фома Сплитский и путешественник Марко Поло, не сговариваясь, пишут, что монголы носили доспехи из многослойной спессованной и очень прочной бычьей кожи. Изображение таких доспехов есть в прекрасно иллюстрированном экземпляре исторического трактата XIII в. «Моко Шурай Экотоба Эмаки» из императорской коллекции, где описано вторжение монголов в Японию. Здесь представлены воины в одеяниях с длинными полами и с рукавами до запястий. На некоторых воинах одежда покрыта штрихами равной длины. Шлемы закругленной формы с прикрепленными к ним капюшонами. По бокам виднеются пучки перьев или волос, которые нередко встречаются на китайских шлемах. Похожие доспехи из сыромятной кожи применялись и североамериканскими индейцами. Для прочности шкуры американского лося или оленя (карибу) сшивались вместе от двух до шести слоев и оборачивались вокруг тела слева направо. Доспех связывался завязками, расположенными на плечах и правом боку. Для дополнительной прочности поверхность доспеха смазывали клеем и посыпали песком. Подобные доспехи были в ходу у большинства племен западного побережья, а также шошонов, обитавших в Скалистых горах. Когда в ходе торговых обменов в XVIII в. в обиход вошли ружья, доспехи такого типа вышли из употребления.



    Рис. 62. Чешуйки, найденные при раскопках в Этцин-голе, реконструкция Гедина: а – династии Сун или Юань; б– в – Ханьской династии; г– д – железная; е – покрытая лаком кожа


    Китайцы продолжали использовать доспехи из кожи носорога вплоть до династии Тан. В «Большой Цзюани» периода Чжунь-цзюй (722–481 гг. до н. э.) содержатся многочисленные упоминания о защитных доспехах, покрытых красным лаком, использовавшихся в многочисленных войнах. Когда численность носорогов уменьшилась, доспехи стали изготавливать из кожи буйволов. В восьмидесятитомной книге Мао Юаня И «Ву бэй цзы» (1621) – наиболее значительном китайском исследовании, посвященном вооружению и доспехам, говорится, что, по мнению императора Сюня, доспехи из кожи акулы ничуть не хуже тех, что изготавливались из кожи носорога. Поэтому они названы доспехами из шкуры шуй си («водяных носорогов»). Имеются свидетельства, что такие доспехи использовались монголами.

    Обычно кожу акулы и ската употребляли в Китае и соседних странах для разных целей, в том числе и для украшения военного снаряжения, поскольку она была слишком тонкой и ломкой, чтобы ее можно было применять для изготовления доспехов. Скорее всего, такой кожей облицовывали более прочные материалы, чтобы сделать их привлекательнее. Такой подход был распространен и в Японии в периоды Момояма и Эдо.

    Пластинчатые доспехи

    В 1931 г. С. Недин, проводивший раскопки пограничных укреплений и сторожевых башен периода Ханьской династии в Этиин-голе, расположенном на юго-западе Монголии, обнаружил несколько железных чешуек (рис. 62) и фрагмент кожаной чешуйки, покрытой лаком. Поселения датируются от 100 г. до н. э. – 100 г. н. э., но чешуйки, скорее всего, относятся к более позднему периоду поздней Ханьской династии (25—220 г. н. э.).

    В данных поселениях также обнаружены деревянные таблички для записей, на которых перечислено военное снаряжение, предназначенное для пограничной стражи. Вместе с хорошо известным древним кожаным доспехом kia в список занесен новый вид, обозначенный как k'ai. Это слово означает «металлический лист» и может относиться к любой пластинчатой или чешуйчатой конструкции. В. Лауфер придерживался мнения, что пластинчатые доспехи были изобретены на основе доспехов из кожаных пластинок. Как бы то ни было, прямоугольные чешуйчатые доспехи преобладают среди фрагментов доспехов, найденных в поселениях Центральной Азии. Скорее всего, пограничные писцы подразумевали чешуйчатые доспехи, позже обозначаемые как те ча (t'ie cha).

    Благодаря постоянным воинам с хунну (гуннами) – кочевыми племенами Центральной Азии, в Китае постепенно распространилась иранская тактика ведения военных действий, основанная на широком использовании кавалерии. Чтобы успешно противостоять своим беспокойным соседям, пришлось реформировать армию по «новой модели», что и произошло в период поздней Ханьской династии.

    До этого времени китайская армия состояла в основном из колесниц, в регулярной армии насчитывалась тысяча подобных повозок, на каждой находилось по три человека: возчик, копьеносец и лучник. При каждой колеснице состояло порядка сотни воинов, семьдесят два из них были полностью вооруженными пехотинцами. Защитные доспехи предназначались только для воинов колесниц, пехота предохранялась только с помощью щитов.

    Задолго до поздних ханьских времен существовала ханьская кавалерия, однако она не относилась к постоянным подразделениям и собиралась для отражения нападений на границах. Из-за значительных накладных расходов командование не видело потребности в тренировках и содержании кавалерии. Считающийся преобразователем китайской кавалерии император Шу (140– 87 г. до н. э.) всего лишь перенес на свою армию те приемы, которые применяли его противники.

    Несколько генералов ханьского периода, в том числе и Чжао Цзо, прославились как великие воины и превосходные тактики. Реформировав китайскую армию на основе жесткой дисциплины и полного единоначалия, они они смогли разбить тюркскую и гуннские армии, считавшиеся самыми грозными и опасными. Азиатские племенные народы смогли преодолеть привычку сражаться отдельными небольшими группами и весьма преуспели в искусстве войны под командованием безжалостных лидеров. Поэтому им удавалось отбрасывать одно китайское войско за другим. Начав подражать противникам, китайские генералы смогли переломить ситуацию в свою сторону, по крайней мере в то время, когда обладали достаточными средствами на поддержку и оснащение соответствующей армии.


    Рис. 63. Реконструкция XVIII в. древней военной колесницы, по Вернеру


    Глиняные фигурки, помещенные в гробницы в первые века нашей эры в качестве защитников умершего, позволяют составить достаточно полное представление о китайских кавалерии и пехоте во времена изменений форм вооружения и перехода от кожаных доспехов к чешуйчатым и пластинчатым. Зачастую шлемы делались в виде капора, предпочтение отдавалось коже, а не металлу. Хотя некоторые и выглядят как металлический купол с защитой для шеи и ушей с позолоченными ткаными или чешуйчатыми оплетками.

    Встречались и шлемы, похожие на фригийскую шапку, сложенные из вертикальных сегментов или пластинок. Поверхность спины и задней части покрыта горизонтальными рядами чешуек или пластинок, обычно они размещались так, что пластинки в каждом ряду располагались одна под другой, находя друг на друга в верхней части, наподобие рыбьей чешуи. Встречаются также вырезанные линии, проходящие по центру каждой пластинки и занимающие примерно треть их длины; видимо, они представляли соединительные шнурки между рядами пластинок или выпуклый край, необходимый для укрепления плоской металлической чешуйки.

    Очевидно, что речь идет о способе крепления, который смогли выявить после обнаружения полного защитного одеяния в одной из китайских гробниц и других подобных находок. Оказалось, что кирасу данного вида носили поверх внутреннего одеяния в виде рубашки и подобия бридж, подвязывавшихся под коленкой (так одевались в доисторической Японии, см. рис. 64).

    Небольшая фигурка кавалериста из династии Северная Вэй (385–535), хранящяся в Британском музее (рис. 65, а), позволяет достоверно судить о китайской разновидности тяжелого всадника, аналогичного римскому cataphractus. На его голове закругленный шлем, заостряющийся в области переносицы, увенчанный острым шипом. К нижнему краю купола прикреплены щитки для затылка и ушей, скорее всего, они были позолочены.

    Тело и конечности закрыты доспехом из плотно пригнанных пластинок, образующих вертикальные ряды. Плечи и верхняя часть руки прикрыты широкой пелериной. Защищающие конечности воина доспехи во многом напоминают те кожаные чешуйки, что были найдены в башне 19 в Дура-Еуропос. Лошадь полностью покрыта чешуйчатыми доспехами, доходящими до колен. Только голова защищена жестким шамфроном. Как и пластинчатые лошадиные щитки из Дуры, китайские доспехи для воина и лошади по краям обведены красным.



    Рис. 64. Солдаты Ву-Дай (Пятая династия, 907–960 гг. н. э.): а – кожаный шлем и короткая ламил-лярная кираса (коллекция Соримаси, Токио); б – полосчатый шлем и удлиненная ламиллярная кираса (музей Метрополитен, Нью-Йорк)


    Поскольку данные глиняные фигурки не полностью раскрашены, что не соответствует правилам изготовления погребальных фигурок из глазурованной глины, мы не можем дать их законченную интерпретацию. Что до фигуры сидящего воина, хранящейся в Британском музее и описанной выше, ее доспехи обозначены белым цветом с выписанными черным деталями. Скорее всего, так автор скульптуры указал на отполированные железные части доспеха.



    Рис. 65. Глиняные фигурки полностью вооруженных всадников. Династия Северная Вэй (386–535 г. н. э.): а – Британский музей; б – музей Сернуши (Париж). Стоячий шейный щиток сзади можно сопоставить с кожаной кирасой из Индоры, приведенной на рис. 51


    Рис. 66. Глиняные головы воинов из Мингои, китайский Туркестан, VII–X вв. н. э. (Британский музей)


    Тот факт, что пластинки доспехов на этих небольших фигурках не обозначены и в большинстве случаев заворачиваются наверх, позволяет предположить, что именно так обозначались чешуйчатые доспехи. Многочисленные факты показывают, что чешуйчатые доспехи начали использоваться в Японии в V в., одновременно с лошадьми, ввезенными из Китая. Скорее всего, в доисторической Японии не применялись полные доспехи для лошадей, но отдельные шамфроны простейшей формы удалось обнаружить в погребальных курганах.

    Другой всадник эпохи Вэй, сегодня находящийся в музее Сернуши в Париже, четко показывает, что доспехи для всадника и лошади целиком изготавливались из чешуек. Так, у этого всадника отсутствует пелерина, поэтому легко заметить, что его наплечники прикреплены к воротнику, который носился под кирасой и под наплечными ремнями.


    Рис. 67. Большие лакированные кожаные чешуйки с остатками оленьей шкуры, которой когда-то были обшиты. Из тибетского укрепленного поселения, Центральная Азия, III–IV в. н. э. (Британский музей)


    Большое количество изображений и глиняных фигурок воинов, носящих подобные доспехи, обнаруженных в китайском Туркестане, подтверждает, что чешуйчатые доспехи появились в Китае первыми. Во время раскопок в Мингои сэр Орал Стейн обнаружил прекрасно сохранившиеся фигурки, на которых надеты длинные чешуйчатые одеяния и круглые шлемы, с огромной выступающей частью в виде шишки, похожей на перевернутую чашку (рис. 66).

    Такую же форму встречаем на кожаных шлемах китайских фигурок и на поздних китайских и корейских шлемах. Она отмечается и на японских шлемах VI–VIII вв., которые называются монгольскими. Возможно, своей формой шлем обязан пучку конских волос, который размещался на его вершине, перекликаясь с мастью лошади.

    На датируемых VIII–X вв. фигурках воинов из Мингои видны доспехи двойной дольчатой внешней линии, похожие на те, что находим на двух сражающихся воинах, что изображены на серебряном блюде VI в., хранящемся в Эрмитаже в Ленинграде. Во время экспедиции Стейна также обнаружили в Миране прямоугольные покрытые красным лаком кожаные пластинки (рис. 67), они датируются III–IV вв. В На-хи нашли группу зеленых чешуйчатых доспехов, также прямоугольной формы, относящихся к III в.


    Рис. 68. Чешуйки красной лакированной кожи из доспехов На-хи, хранящихся в лондонском Тауэре: а – с гравированным бордюром, первоначально располагались в самом нижнем ряду; б – с гравированной надписью, размещалась в центре спины; в – чешуйка с конца передней створки, вначале выгравирован вертикальный бордюр, а затем она прикреплялась к доспехам


    Сыромятная или необработанная кожа была прочным легким и хорошо обрабатываемым материалом, поэтому изготовленные из нее доспехи были более широко распространены среди кочевых народов живших вблизи границ Китая, чем изделия из железных чешуек.

    Кожаный доспех из сыромятной кожи (рис. 68), обнаруженный в На-хи (Юго-Западный Китай), сегодня хранится в Тауэре. Он относится к типу, отмеченному в ранних персидских рукописях и описанному путешественниками-европейцами, посетившими Азию в XIII–XIV вв. При заимствовании ни конструкция, ни форма практически не изменились, что указывает на постоянство моды во всех частях Азии. Пластинки покрыты красным лаком и золотом, по концам выгравированы завитки.

    Древность происхождения данного способа лакирования и гравировки подтверждают чешуйки, обнаруженные Стейном в Ми-ране, в настоящее время хранящиеся в Британском музее, но и изображения на древних персидских миниатюрах. Воины в доспехах данного типа с похожим орнаментом представлены на миниатюрах, изображающих монголов в «Истории мира», Рашид эд-Дина, нарисованных в Тебризе около 1306–1312 гг. (рис. 15).

    Описываемые нами доспехи из На-хи достаточно древние, вероятно, они несколько раз переделывались. Шлем закругленной конической формы состоит из соединенных кожаными ремнями вертикальных пластинок, на каждой из которых имеются центральное ребро и заостренные концы. Он увенчан трубкой для султана из перьев и оторочен мехом леопарда, что может указывать на тибетское происхождение. На пластинках заметны следы позолоты и выправления. Очевидно, шлем несколько раз разбирали, чистили и выправляли.


    Рис. 69. Вооруженный Докапала, изображение на шелковом знамени из пещеры Тысячи Будд. Из Дунхуана, династия Тан (618–903), реконструкция Стейна


    Похожие доспехи изготавливались в Сычуани, к востоку от Тибета, от железных изделий тибетских мастеров они отличаются только системой шнуровки. Если на тибетском доспехе соединяющие ряды чешуек ремни расположены горизонтально поперек поверхности, то на изделиях из Южного Китая ремни располагаются сверху вниз, соединяя верхний выступающий конец каждой чешуйки. Подобная система делала соединяющие ремни более уязвимыми для рубящего оружия противника.


    Рис. 70. Изображение XVIII в. генерала Чжоу, вооруженного в соответствии с обычаями времен танской династии, реконструкция Вернера


    Итальянский путешественник XIII в. Иоанн де Плано Карпини в сообщении о своем путешествии ко двору великого хана Удегея в 1246 г. описывает чешуйчатые кольчуги монголов, отмечая примерно те же самые детали:

    «Верхняя часть их шлемов сделана из железа или стали, та же часть, что защищает шею и горло, из кожи» (см. фигурки из Мингои, рис. 66). Большинство воинов одеты в кожаные доспехи (чешуйчатого типа?), некоторые в железные, изготовленные одним и тем же способом: они выковывают в огромном количестве тонкие железные пластинки в палец шириной и длиной с вытянутую ладонь. По концам каждой пластины они высверливают восемь небольших дыр, через которые протягивают три длинные прямые кожаные нити. После этого располагают пластинки одну над другой в зависимости от размера и привязывают пластинки к нитям, а затем соединяют с меньшими нитями, пропущенными через дырочки. В верхней части пластинки закрепляют одной небольшой нитью, пропущенной с каждой стороны и пришитой так, что пластинки плотно соединяются и прилегают друг к другу. Таким способом изготовлены все доспехи, причем не только для воинов, но и для лошадей. Пластинки так хорошо отполированы, что в них можно было смотреться, как в зеркало».

    Посол французского короля В. Рубрук, посетивший Монголию в 1253 г., отмечает:

    «Я увидел двоих, которые пришли, чтобы представиться Мэнгу, они были одеты в куртки, сшитые из выпуклых кусков твердой кожи, которые были самым тщательным образом подогнаны друг к другу».

    Постепенно монгольское влияние распространилось не только в Китай, но и на запад, доспехи стали известны и кочевым племенам на территории России, среди этих изделий оказался и типично монгольский шлем с закругленной шишкой в верхней части и заостренной набровной пластинкой и наконечником шлема. Его обнаружили при раскопках погребения аварского князя второй половины V в. н. э. близ Керчи (Крым).

    Пластинки соединены с помощью шнуровки, такая система была распространена в большинстве древних государств, включая Японию. Точные подобия китайских чешуйчатых доспехов встречаются редко, однако сами доспехи настолько похожи по устройству, что порой трудно выделить их особенности у разных народов.


    Рис. 71. Рельеф воина на каменной панели из Мавзолея императора Тай Цзуна, воздвигнутого в 637 г. н. э. в Личуани (которая находится в Британском музее


    В изображениях периода династии Тан (618–905 гг. н. э.) нередко встречаются металлические, кожаные и чешуйчатые доспехи, причем последние обычно использовались для защиты конечностей.




    Рис. 72. Пластинчатая кираса с двумя наплечными доспехами времен танской династии, которые продолжали изготавливать и в минский период (1368–1644 гг. н. э.). Из книги «Ву бэй цзы»




    Рис. 73. Шлемы с султанами из волос, перьев и небольшими флажками, как было принято во времена династии Тан, продолжали изготавливать и в минский период (1368–1644 гг. н. э.), из «Ду шу цзи чжэн»


    Рис. 74. Доспехи из пластинок и чешуек, так называемые «львиные доспехи», из «Ду шу цзи чжэн»


    Имеющиеся в изобилии глиняные фигурки периода династии Тан в большинстве случаев изображают воинов в простых свободных доспехах, видимо изготовленных из ткани. На каменной рельефной панели из Мавзолея императора Тай Цзуна в Личуани, воздвигнутого в 637 г., изображен воин со своей лошадью. Он в закрытой шапке, длинных свободных одеждах, штанах и сапогах. Справа висит его колчан со стрелами, там, где передняя пола одеяния заворачивается, видна нижняя часть длинного одеяния чешуйчатых доспехов.

    Возможно, практика покрывания доспехов тканью в XVIII–XIX вв. привела к появлению доспеха, аналогичного европейской бригандине. Что касается чешуйчатых доспехов, то они использовались в Китае на протяжении длительного времени.

    В упомянутой нами книге «Ву бэй цзы» 1621 г. приводятся три примера чешуйчатых доспехов. Все они устроены наподобие тех китайских доспехов, что изготавливались начиная с танского периода. Доспехи состоят из кирасы, скрепленной посередине спины и в области плеч, они удлинены над бедрами, имеют короткую центральную пластину, защищающую интимные места. Сверху надевалась короткая пелерина или корсаж, прикреплявшаяся на груди, к ней приделывалось похожее на рукав продолжение, защищавшее плечи и верхнюю часть рук. В связи с тем, что корсаж мог приподняться и задеть подбородок, он удерживался в нужном положении с помощью двух завязок, проходивших из центральной части к краю, они пересекались сзади и снова возвращались к краю, где концы и завязывались. Завязки заканчивались декоративными ярлыками или кисточками.

    В седьмой год периода Хун У (1374) издали распоряжение, чтобы все доспехи связывались кожаными ремешками, а не веревками. А в шестнадцатый год (133) император распорядился, чтобы доспехи состояли из тридцати шейных щитков, двухсот девяноста на теле, семнадцати в области сердца (пластроны) и двадцати для каждого плеча соответственно. Все они изготавливались из кожи, обработанной известью. Очевидно, что доспехи изготавливались из сыромятной кожи. Судя по числу кусков, предназначавшихся для каждой части тела, скорее всего, они представляли собой большие прямоугольные щитки. Похожие Стейн находил в Миране.


    Рис. 75. Раскрашенная оштукатуренная фигурка воина в доспехах и шлеме чешуйчатой конструкции, из Туюка, расположенного около Турфана, династия Тан (618–907), реконструкция Стейна


    В книге «Ву бэй цзы» (рис. 73) и более позднем произведении «Ду шу цзи чжэн», во многом перерисованном с первого, представлены многочисленные шлемы с подшлемниками из чешуек. В обоих манускриптах представлены так называемые «львиные доспехи», похожие на описанные выше, но имевшие чешуйчатые доспехи только на теле и бедрах, тогда как наплечники состояли из богато украшенных пластинок.

    На росписях и глиняных фигурках времен династии Тан, обнаруженных Стейном в китайском Туркестане, показаны шлемы, сконструированные из чешуек. На изображениях они обычно закругленной формы, на фигурках видны шлемы конической формы, с заостренным выступом над глазами воина, спускающиеся к плечам сзади и по бокам (рис. 75).

    По форме шлем представляет собой еще одну разновидность защитного доспеха, сконструированную из стянутых ремешками частей. Такие же мы находим в аварских могилах в Керчи в Крыму, они продолжали использоваться на Тибете в XIX в. Шлемы более закругленной формы представлены на фигурках из Кара-шара, скорее всего, они исполнены в соответствии с иранской традицией. Концы вертикальных пластинок заострены точно так же, как на первом сасанидском шлеме, в настоящее время находящемся в Британском музее (вклейка I, а).

    Чешуйчатые доспехи

    С архаических времен использовались чешуйчатые доспехи, у которых кожаные чешуйки прикреплялись к тканой или мягкой кожаной основе. Во времена первой династии Хань (179 г. до н. э. – 23 г. н. э.) в обиход входят чешуйки из меди и бронзы. Хотя в это время из Центральной Азии пришли чешуйчатые доспехи, пластинчатые доспехи продолжали употребляться вплоть до XIX в., когда доспехи окончательно вышли из употребления.

    Как говорилось в предыдущей главе, пластинки использовались для изготовления всего доспеха, например, из них делались шлемы. Пластинки выковывались из железа в период Поздней Хань (25—220) и сохранялись при последующих династиях, так что даже в XIX в. изготавливали медные пластинки. Один такой доспех, найденный в Ченду (провинция Сычуань), находится в Полевом музее естественной истории в Чикаго. По его состоянию видно, что его интенсивно использовали (вклейка XXII, в).


    Рис. 76. Доспехи, представленные в книге «Ву бэй цзы».


    В трактате «Шесть установлений династии Тан» перечисляются и описываются следующие доспехи, использовавшиеся в то время: си лин га (доспехи из тонких пластинок), скорее всего сделанных из железа; шань вэнь га (доспехи с узором в виде гор). Возможно, название связано с зигзагообразной линией из остроконечных головок пластинок. Похожие доспехи изготавливались в Японии в XVI в. и назывались ямамичи-гашира (дорога по вершинам гор).

    Наверное, следует упомянуть и пластинчатые доспехи, описанные в «Лань бэй лу» под названием жун га. Слово «жун» обозначает мягкую центральную часть оленьего рога. Лауфер считает, что это название обозначает кожаную кирасу, усиленную роговыми пластинками. Возможно, однако, что жун-га – это наборный доспех из гроговых пластинок.

    Кольчуга

    Среди китайских доспехов кольчуга не занимала сколь-нибудь существенного места. Очевидно, что с кольчугами были знакомы скифы, получившие их через торговцев или захватившие во время набегов на Восточную Европу. Все кольчуги, использовавшиеся кочевниками Центральной Азии, оказываются произведенными в персидских мастерских. Видимо, и в Китае первые кольчуги получили от кочевников. В китайских документах кольчуга под названием со цзе гай впервые упоминается в составе дани, полученной от правителя Самарканда в период Гай-юань (713–741).

    Кольчуга числится и среди тринадцати разновидностей доспехов, изготавливавшихся в императорских оружейных мастерских во времена династии Тан, очевидно по иностранным образцам. Продукция выпускалась в ограниченном количестве экземпляров и предназначалась для высших военачальников и крупных чиновников.

    Генералу Хао ши-чжуну (умер в 1151 г.) приписывают изобретение лянь со га (доспеха из цепей), который мог защитить от стрел. Лауфер высказывает предположение, что это была не кольчуга в привычном значении понятия, а кольца или цепи, нашитые на основание из ткани. Такая форма доспехов известна у многих первобытных племен Северо-Восточной Азии, использовавших китайские и японские монеты с отверстиями или широкие железные шайбы, пришивавшиеся поверх кожи. Вряд ли можно считать их надежной защитой против стрел. Поэтому точнее было бы обозначить их как кольчуга из соединенных друг с другом колец.

    Нет кольчуги и в военных уставах династии Мин, а на иллюстрациях к «Ву бэй цзы» ее изображают как обычный китайский чешуйчатый доспех (рис. 77). Правда, условное изображение кольчуги встречается и в персидских и в индийских миниатюрах, где о существовании кольчуги нам известно по другим источникам.

    Достаточно подробный и тщательно выполненный рисунок короткой кольчуги, платья и штанов с тщательно прорисованными кольцами дается в «Хуан чжао ли ки ту чжи». Ее обозначают как туркестанский доспех со-цзе-га, который хранился в сокровищнице вместе с другими военными трофеями.


    Рис. 77. Доспехи из пластинок, представленные в книге «Ву бэй цзы»


    Китайское правительство не стремилось обеспечивать кольчугами свою огромную армию, не только потому, что это требовало привлечения искусных ремесленников, больших временных затрат и вело к значительным расходам, но и исходя из доминировавшего в обществе пренебрежительного отношения к простым воинам.

    Бригандина (дин га, или доспех из гвоздей)

    Большинство китайских доспехов, с которыми нам приходится сегодня иметь дело, характеризуется европейским понятием «бригандина», поэтому мы станем придерживаться этого термина и в настоящем издании.


    Рис. 78. Туркестанская кольчужная рубаха и штаны из «Хуан чжао ли ки ту чжи»


    Бригандина представляла собой доспехи из тканой основы с прикрепленными снаружи пластинами и мягкой подкладкой изнутри. Пластины прикреплялись с помощью заклепок с закругленными головками (дин), которые обычно золотились. Их можно различить на наружной части ткани, без сомнения, им отдавали предпочтение, потому что они производили впечатление своей роскошью. Поэтому заклепки прикреплялись даже к одеяниям, подбитым ватой.

    Выше высказывалось предположение, что данную форма доспехов разработали в Китае, поскольку военные часто носили богатое платье поверх практичных, но не всегда изящных доспехов.

    Главой военного департамента при императоре Тай Цзуне династии Тан был известный военачальник Ма Суй, умерший в 796 г. н. э. Он разработал соединение доспехов и униформы (гай-и, или «кольчужное одеяние»), которое изготовлялось трех разных размеров, так что одетые в него солдаты могли свободно двигаться и даже бегать.

    Время появления бригандины в Китае устанавливается по письменным источникам. В труде «Чжу бо ги», составленном Су Гуаном в начале VIII в., перечисляются названия некоторых частей доспехов, образованные из наименований соответствующей одежды, среди них рубаха для доспехов и шан, то есть «одежда для нижней части тела». Внутренняя часть доспехов называлась лэй, а надевавшаяся сверху накидка – га-и, все вместе именовалось гао. В данном случае общий термин «и-шан», использовавшийся для одежды, использовался и для обозначения доспехов, слово «гао» указывает, что текстильная одежда полностью покрывала цельные доспехи. Очевидно, что аналог бригандины появился нескольо раньше, то есть в конце VI в. н. э.

    Бригандину можно рассматривать как упрощенную форму чешуйчатых конструкций, ибо ее прямоугольные пластинки имеют такую же величину. Их крепление гораздо удобнее, ибо вместо утомительного просверливания четырнадцати отверстий в каждой из них требовалось всего лишь три или даже два отверстия с одного края (рис. 79).

    Пластинки накладывались рядами, так что один ряд заходил на другой примерно на одну треть длины. Нахлест мог доходить до половины пластинки, чтобы обеспечить двойную толщину.

    Для изготовления пластинок использовали железо, медь и кожу, материал менялся в соответствии с назначением доспеха, но качество отделки ценилось выше всего. Солдатские доспехи делались из больших и тонких пластин обычного железа, тогда как офицерские изготовлялись из более мелких, но упругих и прочных стальных полосок.

    Обычно доспех состоял из куртки с рукавами или без, к которой прикреплялись с помощью шнуров или пряжек дополнительные щитки, усиливающие защитные свойства: полусферические наплечники, боковые щитки с вырезом в форме полумесяца, набедренник, состоявший из прямоугольных пластин с промежутком спереди.


    Рис. 79. Деталь конструкции китайской и корейской бригандины. Все заклепки скрыты наложенными внахлест пластинами, видны следы заклепок только на краю доспехов слева


    В некоторых случаях рукава покрывались несколькими сотнями узких горизонтальных планок, прикрепленных к ткани на заклепках или посредством ремешков, аналогично японским доспехам. Иногда к предплечью прикреплялись нарукавники из пластинок. Каждая секция отграничивалась своим рядом пластинок, в некоторых случаях пластинки дополнительно укреплялись круглыми посеребренными медными зерцалами, размещенными на груди и спине. Иногда встречается ряд находящих друг на друга пластинок, располагавшихся в верхней части наплечников.

    Обычно металлические накладки золотились, а доспехи, принадлежавшие высшим придворным чиновникам, украшались гравированным или чеканным орнаментом, главным мотивом которого были изображения драконов. Доспехи всадников имели длинные полы, покрытые рядами узких чешуек, прикрепленных заклепками к широкой полосе из грубой ткани.

    Возможно, таким образом отдавали дань традиции, ибо на большей части изображений танского периода воины одеты именно в пластинчатые набедренники, тогда как остальной доспех мог быть и чешуйчатым. Иногда встречались круглые внешние наколенные пластины с рядами горизонтальных чешуек под ними, которые можно было плотно обвязать вокруг ноги. Над коленями пластины укреплялись на тканую основу.

    В западноевропейских коллекциях хранится немного образцов китайских доспехов. Наиболее ранние, относящиеся к периоду Цяньлун (1736–1795), хранятся в Чикаго и отражают заключительную стадию их развития. Они входили в состав парадного комплекта и вообще не предназначались для практического употребления.

    Хранящиеся в Британии, например в коллекции Уоллеса, несколько образцов придворной форменной одежды изготовлены из ярко-голубой и золотистой парчи, подшиты традиционными чешуйками, усыпаны позолоченными головками гвоздей и не имеют внутренних пластинок. Шлемы изготавливались из посеребренной меди с проколотыми и гравированными позолоченными медными накладками, иногда они украшались кораллами и бирюзой. Среди рисунков преобладали изображения драконов и волны.

    Шлемы увенчаны пышными плюмажами из красных волос, жестких пучков камыша, перьев. В древности в качестве украшений использовали только кисточки из волос яка или пони, покрашенные в красный цвет, или пучки перьев. Следуя персидской моде, носили небольшие подвески, прикреплявшиеся к узкому похожему на удочку выступу шлемов, встречавшихся начиная с захвата Китая монголами в XIII в.

    Памятник искусства и военные трактаты показывают, что закругленные шлемы танского типа продолжали употребляться и при большинстве последующих династий. Чаще всего упоминаются монгольские конические шлемы, с выступом в верхней части и заостренной надбровной пластиной, которая представлена в большинстве известных китайских и корейских шлемов.

    В Военном музее Истамбула находится персидский шлем конца XIV в. куполом, явно созданный в традициях монгольских оружейников (рис. 16, в). С конца XVI в., когда Тоётоми Хидэёси вторгся в Корею, где использовались монгольские типы шлемов, их начинают копировать японские оружейники, а в XVII в. эта форма появляется и в корейских и китайских гражданских головных уборах.

    Обычно конический шлем монгольской формы имел прикрытые боковые стороны, небольшой шпиль, установленный высоко над надбровной пластиной, которая заострялась над глазами. Нащечные щитки, иногда состоящие из пластинок на ткани, прикреплялись с помощью пуговиц, расположенных вдоль горла. Третий щиток прикреплялся над задней стороной шеи. Подкладки принимали форму заостренной конической шапки и связывались проходившими под подбородком завязками, другие завязки прикреплялись внутри шлема и служили той же цели.

    Ленточные доспехи

    М. Шаванн пишет о том, что «при дворе цинских императоров (1115–1234) в Пекине все стражники были одеты в доспехи. Стражники, стоявшие слева, носили ленточные кирасы голубого цвета (цин дао ка), держали желтые флаги с изображениями желтых драконов. Те, что находились справа, носили ленточные кирасы красного цвета (гун дао ка) и держали флаги с изображениями красных драконов».


    Рис. 80. Ленточные доспехи, по рисованному изображению Ло-капалы Вайшраваны на шелковом знамени с божественным призраком из пещеры Тысячи Будд близ Дунхуана, реконструкция Стейна


    Наличие слова «ка» указывает на то, что доспехи делались из кожи, слово ленточные может указывать и на то, что доспехи раскрашивались полосами разных цветов.

    Отмечаются, однако, случаи, когда представленные китайскими мастерами доспехи выделывались из горизонтальных лент, состоявших из пластинок, что позволяет увидеть сходство с конструкцией доспеха «лорика сегментата» римских легионеров. Можно их сравнить и с японскими доспехами XVI в. и более позднего времени, сделанными из кожаных или железных пластинок (ита моно), стянутых вместе вертикально с помощью двойных шнурков.

    Среди раскрашенных знамен, обнаруженных экспедицией Стейна в пещере близ Дунхуана, отметим стяг, разрисованный изображениями вооруженных богов, некоторые из которых одеты в обычные доспехи танского времени, но вместо пластинок или чешуек, покрывавших различные части тела, они состоят их горизонтально расположенных рядов пластинок (рис. 80). Поскольку нет свидетельств о том, как они скреплялись, чтобы образовать цельную поверхность, выскажем предположение, что они пришивались или прикреплялись на мягкую кожаную или тканую основу.

    Древние японские доспехи из чешуйчатых железных пластинок скреплялись именно изнутри. Приведем в качестве примера подшлемник японского шлема конца XVII в., изготовленный по монгольскому образцу, сегодня он находится в Тауэре (вклейка XXVI, а).

    Встречался и другой способ организации данной разновидности доспехов в виде бригандины или «платья из пластинок», традиционных, скажем, для Европы XIV в., когда горизонтальные пластины прикреплялись верхним краем изнутри тканого или кожаного одеяния. Поскольку ткань образовывала ступенчатую поверхность, простиравшуюся с верхнего края пластин, европейские мастера изображали подобные доспехи, как если бы пластины были снаружи. Выскажем предположение, что подобным образом поступали и в рассматриваемом нами случае. Сходство оказалось настолько очевидным, что только по расцветке можно было определить источник.

    Бумажные доспехи

    Считается, что бумажные доспехи изобрел в танский период некий Шан Суйдин. Тогда они использовались для защиты обычных людей, но во времена династии Сун их официально признали как дешевую, но практичную форму защиты. В 1040 г. командование войск, остановившихся в Гуаннане и Хуэйнане в провинции Аньгоу, велело изготовить около тридцати тысяч комплектов бумажных доспехов и затем распределить среди гарнизонов. Обе упомянутые местности славились своим производством бумаги.


    Рис. 81. Лошадь с чешуйчатым шамфроном, шейными доспехами и кольчужной пейтралью, реконструкция Л. Сибо


    Бумажным доспехам отдавали предпочтение в Южном Китае во времена Мин, где гарнизоны защищали побережье от нападений японцев. Лучшими считались доспехи из Кореи, они особенно ценились китайцами и японцами за прочность и износоустойчивость. Сшивавшиеся вместе десять или пятнадцать слоев считались лучшим средством защиты. Рассказывают, что они выдерживали даже мушкетные пули.

    На изображении бумажного доспеха в книге «Ву бэй цзы» (1621) показано безрукавное, раскрывающееся спереди платье без рукавов, покрытое расположенными внахлест чешуйками (рис. 76). Правда, не говорится, из какого числа слоев оно было сконструировано.

    В книге «Тан шу сюй шан чжуан» рассказывается, что, когда генерал Сюй Шан, командовавший в битве при Хо-шуне, распорядился вооружить тысячи солдат бумажными доспехами, даже мощные стрелы не смогли пробить их.

    Доспехи для лошади

    Традиционно они изготавливались из кожи и применялись для лошадей, запрягавшихся в колесницы еще в Древнем Китае. Термин «гай» и дал название доспехам из кожаных чешуек. Использование ма гай, или металлических доспехов для лошадей, документально подтверждается началом III в. Однако в исследовании Б. Лауфера «Китайские глиняные фигурки. Пролог к истории доспехов» (1914) данный факт подвергается сомнению.

    К 519 г. относится более надежное свидетельство, связанное с использованием металлических доспехов для лошади, тогда правитель юаньюаней А На Гуй подарил имератору Су Цзуну из династии Вэй один комплект великолепных доспехов для всадника и лошади (жэнь магай) и шесть наборов железных доспехов для всадника и лошади.

    Описанные выше глиняные фигурки вооруженных всадников периода Северной Вэй, хранящиеся в Британском музее и Париже, с символически изображенными огромными пластинками и чешуйчатым доспехом дают достаточно полное представление о доспехах, использовавшихся в VI в., а также указывают на тесные связи с Ираном и Центральной Азией.

    Во времена Танской династии отмечается широкое использование доспехов для лошадей, поскольку ими оснащались кавалерийские соединения. В качестве примеров артефактов можно привести многочисленные глиняные фигурки воинов, оседланных лошадей, а также и бесчисленные цитаты из литературных источников. Вождь восставших Гао Гай-дао, захвативший в 618 г. провинцию Юань и провозгласивший себя князем Янь, располагал армией из нескольких тысяч тяжелых всадников и десяти тысяч пеших воинов.


    Рис. 82. Китайские чешуйчатые доспехи для лошади из книги «Ву бэй цзы»: а и б – шамфроны; в – доспехи для шеи; г – пейтраль; д – фланшар; е – круппэ (подхвостник)


    Приведенные в книге Лауфера упоминания о продолжающемся использовании доспехов для лошадей, а также многочисленные упоминания об их использовании в монгольской армии в сочинениях европейских путешественников, посещавших Азию в XIII в., когда Китай находился под управлением великого хана, подтверждают их широкое распространение.

    В книге «Ву бэй цзы» 1621 г. показаны части конских доспехов кольчужного типа (рис. 82) (можно сравнить его с тибетскими доспехами для лошади, представленными на вклейке XXVI, в). Задняя часть животного, скорее всего, была прикрыта только тканью. Поскольку на рисунке не изображено седло, выскажем предположение, что лошадь предназначалась для доставки грузов на поле боя, например для перевозки осадных орудий.

    В музее Метрополитен в Нью-Йорке находятся два фрагмента доспехов для лошади в виде бригандины (ма дин га) из шелка, подбитой позолоченными гвоздями, изготовленные в конце XVIII – в первой половине XIX в. Они состояли из защиты головы и шеи лошади, подхвостника, когда-то в комплект входила пейтраль, или нагрудник.

    Щит

    В Древнем Китае щит имел особенное значение, поскольку для большинства солдат он оставался единственным средством защиты не только в ханьский, но и в танский период. В древних колесницах использовались деревянные щиты прямоугольной формы с отчетливо выраженным средним ребром. В «Ши мин» – словаре ханьского периода, составленном Люй Хи, описываются щиты для пехоты (бу дун). Они были длинными и узкими, в колесницах использовался более короткий узкий щит (гэ дун). Они изготавливались из досок или из кожи носорога. Щиты первого типа назывались фэн бин, изготовленные из кожи носорога – си дун. Встречаются и щиты, сплетенные из травы или бамбука, они оказывались необычайно легкими, могли «плавать по крови или по воде».

    Все щиты лакировались, самым распространенным считался красный лак, иногда использовали и черный цвет. Использование красного цвета как цвета крови не случайно, ибо он символизировал войну. В Китае широкое применение красного лака объясняется тем, что верили, что он способен устрашить врага. Кроме того, лак позволял сохранить кожаную и деревянную поверхности, они меньше коробились и перекашивались в резко менявшихся климатических условиях.


    Рис. 83. Китайские щиты: а – щит для пехоты, опирающийся на палку (схема); б – щит всадника с изображением головы дракона с двойными петлями внутри (оба щита из «Ду шу цзи чжэн»); в – фигурка воина с символическим изображением ног и длинным щитом, 500 г. н. э. (Британский музей)


    Бэй гуй представлял собой круглый щит из кожи, покрытый красным лаком, он «сиял как солнце». Люй Хи описывает и другие формы щитов, среди них огромный плоский щит Ву гуэй («Генералы Ву»). Само название показывает, что он использовлся генералами страны Ву, название же су дун указывает на происхождение высокого щита, привезенного из страны Су (Сычуань). Последний образец также назывался «щитом гуаней (тибетцев)».

    Когда император Тай Цзун (976–998) из династии Сун узнал, что южане используют бяо-чжан и бан-пай, он распорядился, чтобы в его войсках провели соответствующее обучение и научили воинов их использовать. Пехота начала применять щит из коровьей шкуры примерно восьми футов длиной, кавалерия использовала круглый красный лакированный щит (рис. 83, б). Слово «бан» означало, что кроме прочих свойств щит защищал воина и сбоку.

    Во многих странах Востока использовали щиты из ивы или ротанга, и Китай не стал в этом плане исключением. Плетеные щиты ли-пай, изготовленные из бамбука или дерева и имевшие высоту пять футов и ширину три фута, применялись в основном во время осады для защиты против летевших со стен крепостей и городов камней и стрел. Их считают аналогом европейского мантелета.

    Во время осадных боев обороняющиеся использовали другой щит, называвшийся лан я-бай, он изготавливался из вяза, сверху сколачивался гвоздями и имел ребра жесткости по периметру. Об этом, в частности, говорится, в книге Е.Т.С. Вернера «Китайское оружие» (1932). Спереди и сзади к кольцам прикреплялись веревки, так что щит можно было сбросить с городских стен, чтобы ударить им противника, стремящегося подняться по стене, а после утащить его обратно.

    Вероятно, употребление щита в Китае осуществлялось одновременно с использованием сабли, точно так же, как в Англии в XVI и XVII вв. «сабля и небольшой щит» были одинаково популярны. Так, на известном рельефе династии Хань, известном как «битва на Мосту», показаны воины, вооруженные короткими с одним клинком и головкой в форме граната саблями, а также прямоугольными щитами с двойной разделенной на доли верхней и нижней частью и выпуклостью в центре. Можно сказать, что они были длиной приблизительно три фута. На рельефе изображен и круглый щит.

    В книге «Ту шу цзи чжэн» изображен высокий заостренный щит для пехоты с поддерживающей опорой, поэтому из щитов можно было составить заградительную стену, как делали и в Европе (павезы), и в Японии (тате). В работе также имеется рисунок круглого щита для кавалерии с изображением морды дракона, снабженный двойными петлями для левой руки.

    Огромные, круглые, выпуклые щиты назывались бо, они продолжали использоваться вплоть до XIX в. Их изготавливали из ивового прута с тростниковой петлей для предплечья и прямой деревянной рукояткой. Все изделия имеют традиционное символическое изображение тигра и центральную медную выпуклость. Такой щит, находящийся в Тауэре, представлен на вклейке XXIII, в. Возможно, он входил в состав вооружения тигровых солдат, носивших полосатую униформу.

    Круглые кожаные щиты китайской кавалерии, возможно, напоминают круглые выпуклые щиты, использовавшиеся в Северной Индии, Тибете и Бутане. На глиняной фигурке из Мингои, сегодня находящейся в Британском музее, показан круглый щит выпуклой формы с приподнятым краем и пятью умбонами. Видимо, данный тип можно отнести к VIII–X вв.

    Корея

    Соседство Кореи с Китаем, частые военные конфликты и сходная культура привели к тому, что корейские доспехи создавались как подражание китайским, причем с большим сходством, чем в более изолированной соседней Японии. Изделия корейских и китайских мастеров различаются только отдельными деталями. Не имея соответствующих документальных подтверждений, мы можем только признать, что развитие происходило в сторону замены материалов, происходил переход от кожи к пластинкам и чешуйкам и, наконец, к бригандинам. Поскольку китайцы импортировали из Кореи специальную бумагу для изготовления военных доспехов, можно предположить, что и корейцы изготавливали данный тип доспехов.


    Рис. 84. Трое доспехов из «Пяти церемоний», Корея, XVIII в.: а и б – возможно, «железные, подбитые гвоздями доспехи»; а – голубая ткань; б – красная ткань с пристегиваемыми рукавами; в – нельзя определить


    Позолоченные бронзовые чешуйки размером в один и четверть дюйма шириной, девять с половиной дюймов длиной просверливались для шнурования обычным способом. Их нашли в гробнице IV или V в. в Кванджу. В той же могиле нашли два куска позолоченной бронзовой пластины для груди. Похожие доспехи, надевавшиеся поверх кольчуги, представлены на китайских фигурках времен Вэйской и Танской династий, а также на фресках VII–VIII вв.

    В военных руководствах редко упоминаются доспехи. Счастливым исключением является книга «Пять церемоний», в которой детально описаны доспехи XVIII–XIX вв. (рис. 84). Об этой книге мы судим по работе Дж. Бутса «Корейское оружие и доспехи» (1937). По описанным в ней шлемам XVI – начала XVII в. из коллекции автора и экземпляру, хранящемуся в Японии, можно составить достаточно ясное представление о древних корейских доспехах (рис. 85). Закругленные конической формы шлемы состоят из четырех сегментов, соединенных накладными пластинами, приклепанными с наружной стороны. Между склепанными местами края пластины слегка вырезаны. Технология напоминает древний сасанидский шлем, хранящийся в Британском музее; как указывалось в главе 2, она совпадает и со шлемами XIX в.

    На некоторых японских шлемах XVII в., основывавшихся на корейских моделях, также имеются узкие внешние пластинки, разработанные в соответствии с этой конструкцией. Как правило, эти шлемы изготовлены оружейниками школы Кага.

    Два шлема, изображенные Бутсом, из его собственной коллекции и еще один из японской коллекции, скорее всего, относятся к более старым корейским моделям. У одного имеется плоское украшение в виде полумесяца, у другого повернутый вниз вогнутый край. Находящийся в японской коллекции шлем напоминает образец из собрания Бутса с шпилем, но у него сохранились назатыльник и два науша из чешуек.

    Как и другие соседи Китайской империи, корейцы, вероятно, продолжали использовать чешуйчатые доспехи самой примитивной старой формы гораздо дольше, чем сами китайцы.

    Один из первых образцов монгольского шлема, скорее всего изготовленный в Корее и почти наверняка использовавшийся именно там, а сегодня находящийся в мемориале Гэнко в Хакате, напоминает о поражении монголов во время вторжения в Японию в 1274-м и 1281 гг. Купол конической формы, состоит из четырех частей, узкие полоски соединены с помощью центрального ребра, на вершине к нему припаяна широкая трубка для плюмажа. Шпиль огромный, как и другие шлемы, описанные выше, в нижней части имеется надбровная пластинка с двумя отверстиями для глаз, разрывающими нижний край.


    Рис. 85. Корейские шлемы: а – с шейными и глазными защитными устройствами чешуйчатого типа, конец XVI в., хранится в японской коллекции; б – конец XVI в., коллекция Бутса; в – шлем с краями, конец XVI в., хранится в японской коллекции; г – монгольский стиль, конец XVI в. (Гэнко, мемориальный зал Хаката, Япония)


    Поздние корейские доспехи изготовлялись по китайским образцам, они состояли из тканого платья с нижней юбкой, делившейся на боковины и фартук спереди, доходившие до коленей. Иногда использовались раздельные наплечные щитки китайского типа или отдельные рукава. Большинство изделий изготавливались в виде квадратного платья с рукавами, доходившими до половины руки. У высших офицеров края отделывались мехом выдры, у большинства доспехов имелся широкий пояс разных расцветок и отличавшийся по качеству в зависимости от чина.

    Поздние шлемы монгольского типа более угловатые, чем китайские образцы. Матерчатые назатыльник и науши оторочены небольшими пластинками из сыромятной кожи, скорее всего, на ткань были нашиты пластинки.

    В Китае использовали более разнообразные материалы для изготовления доспехов, прежде всего отметим хлопковые или конопляные ткани. Для униформы офицеров, как и в Европе, использовалась шерстяная ткань, обычно ярко-красного и темно-голубого цветов.

    В Стоуновской коллекции, находящейся в музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, представлены два интересных образца военного снаряжения XIX в. Один предназначался для кавалериста и состоит из покрытого черным лаком кожаного шлема, усиленного красноватого цвета железом, украшенного серебром. Нащечники и назатыльники, а также простая холщовая одежда спереди, сзади и на плечах укреплены кожаными пластинками.

    Другие доспехи, предназначавшиеся пехотинцу, полностью изготовлены из подбитого ватой холста с накладками. Так, шлем монгольской формы укреплен железными полосками и дополнен обычным шпилем. Доспех состоит из кирасы, дополненной широким кушаком. Обычно в Корее шлемы снабжались традиционными кисточками из конских волос, покрашенными в красный цвет.

    Шлемы офицеров часто покрывались черным лаком и обильно украшались поверх верхнего слоя рельефными, чеканными и гравированными позолоченными медными накладками. Обычно подобное убранство намного превосходило по мастерству китайские поделки и свидетельствовало о более изысканном вкусе.

    В «Пяти церемониях» доспехи описаны следующим образом:

    «Доспех из киновари – изготавливался из железных пластинок, соединенных вместе с помощью кожаных ремешков (чешуек), раскрашенных серебристо-желтым с добавлением киновари[10].

    Оружие в форме листа ивы – из кусков сыромятной кожи свиньи, а не из железа, окрашивалось в черный цвет[11].

    Бумажные доспехи – изготавливались из переплетенных бумажных веревок, также красились черным[12].

    Железная кольчуга – сделана из небольших железных колец.

    Доспехи из зеркальных флажков – из чередующихся рядов железных пластинок и колец.

    Железные подбитые доспехи – с железными пластинками в форме звезды, набитыми на голубую или красную ткань. У красного платья съемные рукава, крепящиеся на шнурах. Рукава обиты бронзовыми накладками. Доспех оторочен полоской из шкуры оленя, имелся и широкий красный пояс».

    Тибет

    Тибетская культура мало менялась со временем, поэтому в ней сохранились многие аспекты раннего центральноазиатского уклада. Именно поэтому тибетские доспехи, мало изменившиеся с IV или V вв., представляют такой интерес для исследователей. Огнестрельное оружие появилось лишь в конце XVI в.

    Из китайских источников периода династий Хань и Тан, а также из отчетов сэра А. Стейна о раскопках в Миране нам известно, что гань – так китайцы называли их – были сильным и воинственным народом. Тогда они не жили замкнуто в своих горных крепостях, а играли активную роль в Центральной Азии.

    В укрепленном поселении в Миране, датируемом III или IV в. н. э., постепенно накопилось много остатков лакированных кожаных чешуйчатых доспехов, как красного, так и черного цвета с гравированным узором. Самые большие из них достигают двух с половиной дюймов на три с половиной дюйма, они скреплены двойными вертикально расположенными ремешками из оленьей кожи. Последние по времени железные чешуйки вполовину меньше, каждая пластинка соединена с соседней сверху и снизу одинарными вертикальными ремешками.

    Описание И. Карпини монгольских доспехов кольчужного типа и технологии их производства в XIII в. полностью соответствует доспехам для воина и лошади, привезенным Янгхазбендом из Лхасы в 1904 г.

    Шлемы круглой формы изготовлены из восьми лучеобразных сегментов, скрепленных кожаными ремешками. Пластины размещены так, что половина оказывалась снаружи, а половина внутри, находя друг на друга с каждой стороны. У всех внешних пластинок имелось центральное ребро, они заострялись в местах скрепляющих отверстий. Рельефные железные трубки для перьев прикреплялись к центральной пластине, по нижнему краю шлема расположена полоска из чешуек, к которой по очереди прикреплялись щитки для шеи и щек, каждый из них состоял из трех рядов чешуек.

    Обычные доспехи для тела выглядели как длинное платье, полностью изготовленное из горизонтальных рядов железных чешуек, скрепленных вместе и посаженных на шкуру оленя. Традиционно все металлические части сильно полировались, при этом старались сохранять их естественный цвет. Изготовленное из чешуек одеяние распахивалось спереди, разделяясь на две полы, защищавшие бедра. Когда носитель доспехов садился на спину лошади, они отодвигались и размещались на крупе лошади.

    Над плечами платье соединялось с помощью полосок из небольших чешуек. По мере износа куски доспехов заменялись – более старые части соединялись с новыми. Наплечные щитки также прикреплялись на кожаных ремешках. Длина зависела от количества слоев, в некоторых случаях они опоясывали запястье и скреплялись изнутри, это были самые маленькие ленты. К куртке они обычно прикреплялись со стороны нижней части, традиционно вплетали разной длины куски кожи быка или делали из кожи бахрому.

    Прекрасный образец доспехов описанного типа, находящийся в Королевском шотландском музее в Эдинбурге, имеет кожаные удлинения, идущие от локтя к предплечью, на плече они скреплялись ремешками и плотно стягивались чеканными круглыми шайбами. Иначе устроен экземпляр кольчужных доспехов, хранящийся в Тауэре: куски парчи расположены поверх кожи, прикрепленной к частям куртки и к краям плеч.

    Отметим и образец, заимствованный на время из Индийской секции музея Виктории и Альберта, представляющий кожаное платье со старыми чешуйками, прикрепленными к поверхности, пластины кожи соединены с набивной хлопковой основой, прикрепленной к краям куртки. Прилагающийся к вооружению шлем имеет назатыльник и нащечники, изготовленные из того же материала, непродуманность всей конструкции позволяет предположить, что ее владелец просто составил собственные доспехи из подручных старых материалов.

    Прекрасно осведомленные о существовании персидских, индийских и бутанских кольчуг, тибетцы использовали их, равно как применяли и китайские доспехи, получая их путем торговых сделок или в качестве дипломатических подарков. Так, полученный из Тибета тяжелый китайский шлем монгольского типа хранится в Музее народоведения в Вене. К нему добавлены прекрасного качества накладки из позолоченной меди, они проколоты и отчеканены, к красноватой поверхности купола присоединены огромные золотые буддийские символы. Назатыльник и нащечники изготовлены из китайской парчи и оторочены железными пластинками, закрепленными гвоздями с позолоченными головками; скорее всего, они местного происхождения.

    Самая простая форма чешуйчатых доспехов, скорее всего изготавливавшихся для лучше других вооруженных пехотинцев в Тибете, состояла из двух пластин, соединявшихся в области плеч и раскрывающихся сбоку. Вероятно, с туловищем она скреплялась поясом и доходила до середины бедра. Нижний край имел выступ с дополнительными клапанами из шкуры оленя. Один экземпляр описанного типа находится в Государственном этнографическом музее в Стокгольме.

    Обычно на Тибете использовали небольшие, слегка выпуклые щиты. Они изготавливались из кожи буйвола и покрывались лаком. Четыре медные бляшки покрывали приклепанные ручные петли, пятая выполняла декоративную функцию. Возможно, данная конструкция заимствована из Бутана, где использовались щиты похожей формы и устройства.

    Конские доспехи

    Средства защиты для лошадей появились в Тибете так же давно, как и доспехи для воинов. Шамфроны изготавливались из кожи и покрывались небольшими квадратными пластинками, в центре у всех изделий имелась отчетливая выпуклость. Они напоминают обитые клепками кожаные шамфроны из римского форта в Ньюстеде, которые сегодня хранятся в Национальном музее древностей в Эдинбурге. На тибетских образцах мы также встречаем широкую железную полоску, пропущенную в центре морды, снизу и сверху на ней размещены флероны. Один должен был находиться на носу лошади, другой располагался между ушами.

    Представленная защита для шеи состояла из двух пластин, закрывавших правую и левую стороны шеи от горла до плеч. Они изготавливались из жесткой механически обработанной и покрытой лаком кожи, усеянной рядами железных клепок с большими шляпками. Пейтраль, или нагрудный доспех, состоял из длинных железных чешуек, прошнурованных стандартным образом. Они закреплялись на подкладе из ткани или кожи, нижний край обычно выделывался из жесткой лакированной кожи и заканчивался клепками с большими шляпками и бахромой из окрашенных в красный цвет волос яка и полосок из парчи.

    Аналогичные пластины применялись и для защиты обеих сторон туловища. Еще один щиток, закрепленный на кожаных завязках, располагался под хвостом. С каждой стороны располагались овальные фланкарды[13] из лакированной кожи, подвязанные к завязкам, прикрепленным к седлу.

    Все зазоры, остававшиеся между нагрудником и крупом, закрывались лакированными кожаными пластинками. Такая конструкция обеспечивала достаточную свободу движений. Части доспехов соединялись ремнями с небольшими пряжками, продевавшимися через петли.

    Бутан

    Географическое положение Бутана определило особенности производимых в этой стране доспехов. В основном они напоминают индийские аналоги, но заметно влияние тибетцев и северо-западных китайцев. Так, от индусов бутанские мастера заимствовали короткие кольчужные доспехи с рукавами. Обычно они изготавливались из больших заклепанных колец и не отличались таким богатством отделки, как изделия индо-персидских мастеров.

    Именно из Индии и из Гималаев появился большой шлем с чашей, выкованной из одного куска железа. К этому надежному доспеху бутанские мастера добавили небольшой монгольского типа козырек с сильно фланцованным краем и три щитка из стеганой ткани, один для шеи и два боковых. Вне боевой обстановки эти щитки заворачивались вверх и закреплялись на чаше.

    Обычно в центральной части чаши приклепывался бронзовый зубец, символизирующий буддийскую молнию. В некоторых подразделениях воины носили на шлемах большое веерообразное украшение, располагавшееся поперек шлема и увенчанное трубкой для плюмажа. Иногда вокруг шлема привязывались пагри из переплетенных шелковых лент разных цветов.

    Кольчужная рубашка усиливалась традиционной чарайной, состоявшей из четырех круглых выпуклых железных пластинок, соединенных узкими пересекающимися полосками кожи и двумя широкими наплечными ремнями. Поэтому получалось, что пластины располагались на груди, спине и по бокам. Вокруг талии завязывался пояс, более широкий в центре и узкий к концам, он сильнее изнашивался спереди, там, где завязывался. Пояс собирался из узких чешуек, приклепанных к кожаному подбою.

    Почти идентичные доспехи использовались в Сиккиме и в Непале, на Тибете также встречаются отдельные элементы доспехов, в основном изготовленные из одного куска металла шлемы. Более легкие, стеганые шлемы, выглядевшие так же, как и традиционные азиатские зимние шапки с ушными и шейными клапанами, усиливались полосками железа.

    Щиты обычно изготавливались из кожи буйвола, раскрашивались черной краской, по краям выделывался красный ободок. Медные накладки копировались в соответствии с индийскими образцами, использовался мотив с месяцем и звездой. На центральной пластине обычно располагалось гравированное изображение буддийского духа-охранителя, который должен был отгонять злых духов.

    Скорее всего, бутанцы не использовали доспехи для лошадей.