• Кольчуги и доспехи
  • Кожа и ткань
  • Чешуйчатые доспехи
  • Пластинчатые доспехи
  • Отделка
  • Щиты
  • Конские доспехи
  • Доспехи для слонов
  • Цейлон
  • Филиппины
  • Глава 5

    Индия, Цейлон, Филиппинские острова

    Когда в 327 г. до н. э. Александр Великий вторгся в Индию с северо-запада, ему пришлось столкнуться с огромными армиями и большим количеством слонов и колесниц. Вначале они произвели на него устрашающее впечатление. Однако прекрасно обученная и закаленная в боях греческая армия вскоре сумела преодолеть свой страх перед слонами и быстро деморализовала индийскую армию, которая была вынуждена отступить.

    Насколько нам удалось установить, индийские воины не пользовались никаким другими средствами индивидуальной защиты, кроме щитов. Индийские скульптуры подтверждают, что в течение многих лет щит продолжал оставаться единственным средством защиты воинов.

    Начиная с I в. в нашем распоряжении оказываются прекрасные скульптуры из Гандхары, Северо-Западной Индии, где на искусство оказала сильное влияние эллинистическая или римская традиция. Население в основном относилось к скифо-парфянам и кушанам. Последние вторглись в Индию из Центральной Азии примерно в 90 г. до н. э. и затем установили контакты с Римом времен Августа.

    Изображенные на них воины одеты в тюрбаны, туники с длинными рукавами и длинные штаны, заправленные в короткие сапоги. Точно так же одевались скифы, персы и парфяне. Поверх туники они облачены в плотно прилегающие кирасы с сетчатым рисунком, напоминающим доспехи из мелких пластинок. Поскольку основные пластинки в некоторых случаях вырезаны на плечах и в области груди кирасы, становится очевидным, что перед нами другая форма защиты, скорее всего сшитые вместе куски. Подобная рубашка, выполненная в несколько слоев с верхней и поясной частями, изготовленными в соответствии с греко-римской традицией, встречается на статуях римских императоров и на погребальных камнях легионеров.

    На рис. 48 показана реконструкция статуи бога войны Картикьи, выполненная по фрагменту статуи I–II вв. н. э. из Британского музея. Слева на перевязи виден небольшой прямой меч, похожий на меч (spatha) римских кавалеристов-наемников.

    Известно, что римляне торговали с народами Деккана, Сатакарни и Саками, индо-скифскими племенами, пришедшими с севера и захватившими узкую прибрежную полосу для обеспечения торговли. Д. Баррет из Британского музея обратил мое внимание на интересные находки последнего времени из пещерных жилищ в Питалкоре на Декканском плоскогорье.


    Рис. 48. Картикья, бог войны, гандхарская школа, II–III вв. (Британский музей)


    Наскальное лицо тщательно выгравировано в оригинальном индийском стиле, на первый взгляд не ощущается никакое постороннее влияние. Однако пристальное изучение позволяет заметить черты другой культуры в изображении двух стражей (dvarapalas) у одного из входов. Они изображены в полный рост обнаженными до талии с шейными и ножными браслетами, держащими копья. Внизу они одеты в юбки (дхоти). Поверх дхоти на каждом из них надет плотный пояс, снабженный металлическими пластинками, рубашка, изготовленная из трех рядов полосок квадратной формы, четвертый слой имеет заостренные концы, повернутые вниз. Та часть дхоти, которая могла обертываться вокруг верхней части тела, аккуратно свешивается с верхнего конца пояса, спереди и в одну сторону. Скорее всего, пояс и рубашка из полосок представляют попытку скопировать cingulum militaire и нижнюю половину римского военного снаряжения. Видимо, наскальные изображения датируются I–II вв.

    Влияние персидской культуры проявляется в СевероЗападной Индии в период Сасанидов. Трудно сказать, повлияло ли оно на всю индийскую культуру гуптского времени. Древняя индийская армия состояла из шести групп воинов: потомственных солдат (кшатриев), составлявших особую касту и основу армии, наемников, выставлявшихся купцами (шрени); солдат, поставлявшихся подчиненными правителями; перебежчиков от неприятелей и из кочевых племен, использовавшихся для ведения партизанской войны. Основную часть наемных воинов составляли кшатрии, занимавшие все командные посты среднего и высшего звена, но в армии служили представители всех классов. Писавшие о политике государства полагали, что даже чужеземцы могут стать генералами.

    Индийская армия состояла из четырех частей: слонов, кавалерии, колесниц и пехоты. После начала христианской эры колесницы постепенно выходят из употребления. Боевые слоны, легко поддававшиеся панике и могущие затоптать собственное войско, продолжали применяться вплоть до XVIII в. В середине V в. в

    Центральной Азии началось великое движение гуннов, часть которых переправилась через Инд и вторглась в Кашмир. Их вождь Мехарагула, прозванный «индийским Аттилой», уничтожал все на своем пути. Но к 520 г. он перестал продвигаться к югу, видимо потому, что гунны не выдержали тропический климат.

    Новая опасность исходила от турок, вторгшихся в страну в 1005 г. и захвативших Пешавар. В 1010 г. они пересекли Инд и взяли Лахор. Турки принесли в Индию ислам, и, хотя вскоре они потеряли власть, продолжали распространять свою веру среди местного населения.

    Захватившие Кабул прекрасно вооруженные войска арабов в 711 г. под руководством Мохаммеда Касима прошли через горы Белуджистана, достигли нижнего Инда и захватили Синд, откуда повернули на север, в Пенджаб.

    Турки настойчиво пытались захватить Индию, новое вторжение состоялось в конце XII в. Его возглавил Кут-буддин Айбак, который распространил свое влияние на весь Индостан и основал династию с двором в Дели.

    К сожалению, практически нет свидетельств, с помощью которых можно было бы описать столь длительный период активных военных действий. Возможно, индусы не проявили себя в создании доспехов, за исключением весьма примечательных щитов, только потому, что долго не понимали их военного значения. Только после многократных столкновений с защищенными доспехами арабами, турками и монголами они поняли значение средств индивидуальной защиты воина.

    Понятно, что каждый из названных народов имел свой тип защиты: арабы применяли кольчуги и конические шлемы, турецкие и монгольские племена использовали пластинчатые и чешуйчатые доспехи. Возможно, монголы также использовали кожаные и пластинчатые доспехи. В отношении индусов мы не располагаем аналогичными свидетельствами.

    Постоянная угроза монгольского вторжения с северо-востока в XIII–XIV вв. способствовала усилению индийской армии. Но в 1397 г. Тимур вторгся в Индию, перешел через Инд, в конце концов захватил Дели и уничтожил всех, оказавших ему сопротивление. Затем Тимур повернул обратно, оставив позади себя разоренный север. Так образовалась империя Великих Моголов. Ее возвышение связано с именем Бабура, потомка Тимура и его преемников из династии Бабуридов, правивших вплоть до XVI в.

    На протяжении XV–XVI вв. индийские доспехи, возможно, создавались по тем образцам, которые поступали с северо-запада – из Центральной Азии и Персии, а также благодаря морской торговле между Аравийским полуостровом и мусульманскими портами на западном побережье Индостана.

    Сохранившиеся отдельные части доспехов в арсеналах старых индийских штатов и европейских и американских коллекциях можно отнести примерно к XVI в., тому периоду, когда могольские правители пытались удержать трон. Оружие находилось в ужасающих условиях, в течение многих лет никто о нем не заботился, оно разрушалось под воздействием постоянной повышенной влажности. Все это сказалось на изделиях, которым более ста или двухсот лет. Иначе поступали с дорогими доспехами и украшенным камнями оружием, оно рассматривалось как королевский дар и поддерживалось в нормальном состоянии, хотя и не использовалось по назначению. Совсем недавно на базарах Индии можно было обнаружить доспехи с золоченым или серебряным узором.

    Когда речь идет об индийском вооружении, то всегда остается проблема следования восточной традиции, особенно в те три столетия, на протяжении которых Индия тесно взаимодействовала с Востоком. Сегодня мы можем только попытаться проследить места изготовления отдельных видов вооружения; если это удастся, то тогда сможем составить приблизительное представление о том, какой конкретный вид защитных доспехов начал использоваться в этой части индийского субконтинента.


    Рис. 49. Доспех, состоящий из пластинок и дощечек (деталь)


    Некоторые разновидности характерны для определенных штатов, например, совершенно уникальное оружие поступало из Синда. Что же касается других мест, то в основном изготовители следовали персидской традиции, поэтому их изделия похожи, как сиамские близнецы.

    Кольчуги и доспехи

    Самые старые из сохранившихся индийских доспехов состояли из кольчужной рубахи, усиленной планками, пластинками и железными чешуйками. Производившиеся в местных мастерских изделия делались по персидским, турецким или даже египетским образцам. Кольчуги с длинными рукавами, несомненно, появились в результате египетского влияния посредством торговли с портами на побережье Красного моря.

    У индийских доспехов из чешуек и пластинок редко делалось более шести пластинок, прикрывавших переднюю часть тела. Чаще всего на груди поверх кольчуги размещались четыре большие прямоугольные пластины, застегивавшиеся ремнями с пряжками. На спине обычно находилось пять рядов вертикальных пластинок, расположенных вплотную друг к другу. Для большей прочности ряды слегка находили друг на друга. С каждой стороны располагались четыре меньшие по площади вертикальные пластинки, две спереди и две сзади (вклейка XIV, а, б).





    Рис. 50. Образцы шаблонов для нанесения на пластинки узоров типа «Ганга-Джамни»; указаны следующие виды изделий: а – бармица шлема, медь и железо, Лахор; б – рубаха и штаны, медь и железо, Лахор; в – бармица шлема, медь и железо, Хайдарабад; г – медь и железо, Лахор


    Иногда из чешуек составляли воротники-стойки, но чаще для этого использовали стеганую и усиленную клепками материю. Что касается рукавов, то длина их менялась от полной до половины, юбки обычно разделялись в соответствии с высотой луки седла, доходя до середины бедра или до голени. Кольца изготавливали из проволоки круглого сечения – первоначально такая защита считалась достаточно мощной и надежной.

    Все доспехи сильно изношены, что говорит об их постоянном использовании в течение длительного времени.

    Большие пластины украшены приклепанными к краям бронзовыми или стальными пластинами с орнаментом, имеют отверстия для пряжек и ремешков, скреплявших доспехи. Когда для краев использовалась медь, чешуйки сзади через одну делались из меди. Подол кольчуги мог быть фестончатым.

    В «Иллюстрированном справочнике по индийскому оружию» (Лондон, 1880) У. Эгертона приведен каталог доспехов, захваченных в 1799 г. после осады Серингапатама в Майсоре. В нем указаны имена мастеров и индийские названия отдельных предметов вооружения. Большая их часть совпадает с теми, о которых мы говорили выше, как, например, zirah baktar (набедренник), состоящий из пятнадцати плоских узких чешуек и кольчужной юбки. Обычно этот доспех носили офицеры высшего ранга.

    Из арсенала датийского магараджи в Тауэр поступил такой доспех с позолоченными пластинами, подаренный виконту Хардинджу, британскому генерал-губернатору Индии, занимавшему свой пост в 1844–1847 гг. Он состоит из шлема (top), сконструированного из чешуек и пластинок, который надевался поверх стеганой шапки. Выпуклый купол, в центре которого находится трубка, предназначавшаяся для султана из перьев, окружен короной из десяти зубцов. Шесть горизонтальных полосок составляют основание шлема. Между двумя передними зубцами сделано углубление для наносника. Если бы он сохранился, то его конец доходил бы до нижней части лица.

    Обратим внимание и на два щитка для ушей явно турко-мамелюкской формы, соединенные с чешуйками, и длинный остроконечный назатыльник, также образованный из чешуек. С каждой стороны спереди располагаются еще две трубки для перьев, покрытые орнаментом с остатками позолоты. В целом он относится к раннему типу индо-мусульманских шлемов.

    В Британском музее и в Тауэре хранятся два похожих, но более крупных шлема, также поступивших из Серингапатама, видимо использовавшиеся тяжелой кавалерией Хейдара Али. На всех изделиях когда-то имелись большие квадратные шейные щитки. Часть такого щитка сохранилась на шлеме из Тауэра. Имелись также массивные наносники (см. вклейку XIX, б). Для прочности зубцы короны имеют среднюю борозду и спаяны друг с другом. На них следы воздействия сильного пожара, возможно произошедшего в во время осады Серингапатама.

    В Стоуновской коллекции, хранящейся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, находится редий образец пары наручей для предплечья (dastana), составленных из планок и чешуек, края планок украшены накладной резьбой и гравировкой. Основная пластина правого рукава усилена изогнутой накладкой в области запястья, чтобы повысить защитные свойства. Левый наруч с той же целью усилен прочным витым прутом. В более поздних наручах для этого делали эллиптическую чеканную полосу.

    В Синде, провинции Пакистана, и расположенном по соседству Куше чешуйчатые и пластинчатые доспехи достигли особого совершенства. Два прекрасных образца находим в Музее народного искусства в Вене (вклейка XIII), один полностью состоит из пластинок и чешуек, две другие большие по размеру кольчуги имеют на туловище пластины, увеличивающие прочность изделия. Пластинчатые доспехи с шлемом, состоявшим из грубой уплощенной маски, назатыльника, защитных приспособлений для глаз и шеи, хорошо защищали воина в бою, хотя и ограничивали поле зрения. Тем же недостатком отличались и другие синдские капюшоны и шлемы, имевшие треугольную кольчужную бармицу, закрывавшую лицо. Для улучшения обзора в кольчуге оставляли небольшие отверстия для глаз, усиленные чешуйками.

    Расположение и число пластинок может меняться, но и по количеству и по площади они превосходят другие доспехи сходной конструкции. Они закрывают всю грудь, дублируя кольчугу, как в турецких и мамелюк-ских доспехах. Пластины от шеи до туловища соединялись парами приклепанных колец, а затем стягивались с помощью специального шнура.

    Защита ног часто повторяла по форме штаны, только седалищная и задняя часть бедер оставались свободными от пластинок, обеспечивая более удобную посадку в седле. Все части подкладки простегивались, и, хотя в них было достаточно жарко, все же они считались одним из самых комфортабельных видов доспехов. Ноги защищались кожаными сапогами с закрученными носками, поверх которых надевалась кольчуга с пластинами, иногда, как на сапогах из венского арсенала, пластины приклепывались прямо к сапогам.

    Трубчатые синдские наручи состояли из двух половин, соединявшихся посредством петель с длинными шпильками. В отличие от индо-иранских доспехов, они не подгонялись по длине рук и не имели локтевого выступа, а защищали только прямую часть предплечья или руки. Для защиты кисти использовались щитки из ткани с нашитыми пластинами или составленный из остроконечных чешуек подвижный щиток, напоминавший по форме рукавицу с выступом для большого пальца. Как и в чешуйчатых доспехах, хранящихся в Вене, рукава удлинялись, чтобы прикрыть руку.

    Для украшения доспехов использовались бронзовые накладки и розетки с чеканным или вырезанным узором. Они размещались по краям пластин или прикреплялись к ним наподобие пуговиц. В большинстве доспехов узор составлен из чередующихся небольших бронзовых или железных чешуек, украшенных орнаментом или розетками с оправами для камней.

    Обычно индийские оружейники изготавливали шлемы из сегментовидных железных пластинок, соединенных с кольчугой, что приводило к огромному разнообразию типов. Различались и размеры пластинок, и площадь использовавшихся кольчуг.

    В Красном форте в Дели находятся фрагменты двух шлемов северного образца, по которым можно представить их конструкцию. Каждый шлем состоял из трех пластин – двух полукруглых, образующих слегка выпуклую чашу, и изогнутой по форме головы нижней части, к которой прикреплялась кольчужная бармица.

    Известны и другие образцы: один находится в Стоуновской коллекции в Нью-Йорке, а другой в Индийской коллекции музея Виктории и Альберта. Они более полные, имеются длинные чешуйчатые бармицы и подвижные наносники. Данные шлемы входили в состав военного снаряжения, использовавшегося с конца XVI – с самого начала XVII в.

    Другие шлемы явно контрастируют с ними, они составлены из сотен небольших, расположенных концентрическими кольцами чешуек, соединенных узкими полосками колец и размещенных поверх простеганной материи. Два таких шлема, находящиеся в Тауэре, имеют науши и широкий квадратный назатыльник, свисающий с плеч. У более раннего образца сохранился и клепочный купол, он происходит из Майсура и был захвачен при Серингапатаме. По форме он явно напоминает клепаные шлемы султана Типпу, которые были описаны выше.

    В составленном Абдул Фазлом труде «Айн-и-Акбари» описаны все достижения империи Акбара, среди которых и содержание большого арсенала. На воспроизведенных Эгертоном иллюстрациях из этой рукописи показаны лишь отдельные части доспехов. Среди них кольчужная рубаха (зирих) и ангирха, или длинная тканая накидка, надевавшаяся поверх доспехов, которую можно увидеть на персидских и индийских миниатюрах.

    Интересны бханджу, или «одежда с воротником», а также хугвах – «цельный кольчужный доспех для головы и тела». Правда, рисунки так и не позволяют составить точное представление об устойстве этих доспехов. Несмотря на то что рисунок неотчетлив, кантха собха, или «шейный щиток», напоминающий европейский воротник XVI–XVII вв., очень похож на европейские нагрудные знаки офицеров XVIII в.

    Кольчуга, распространенный вид доспеха, надевалась поверх усиленного клепками платья (кубха). Древние кольчуги делались из круглых клепаных колец. Капюшон, рубаха и штаны, а иногда и кожаная обувь с пришитой сверху кольчугой были обычным доспехом легковооруженной кавалерии из Северной Индии и Декана. Капюшоны, похожие на синдские, обычно имели треугольный клапан для лица, без отверстий для глаз, обеспечивающих обзор. Воину приходилось смотреть сквозь кольчугу.

    Покрытый кольчугой тюрбан выполнял функции шлема, обеспечивая хорошую защиту от сабельного удара. Мало кто мог противостоять натиску вооруженных тяжелыми саблями и пиками индийских воинов. В период Великих Моголов важнейшим центром производства оружия был Лахор, откуда происходит ряд прекрасно сохранившихся капюшонов и кольчужных курток. Сегодня они находятся в Тауэре и в коллекциях музея Виктории и Альберта.

    Более древние по времени кольчужные рубашки из склепанных колец обычно надевались через голову, позже, в XVII в., под персидским влиянием, они стали распашными. Под влиянием персидской культуры при дворе Моголов появились прекрасные кольчуги с бронзовым узором и застежкой пуговичного типа из медных колец. Видимо, производством кольчуг руководили персидские мастера. Они украшали доспехи изысканным растительным или геометрическим орнаментом и кораническим надписями. Покрытые желтой латунью посеребренные железные кольца назывались «Ганга-Джамна», символизируя слияние прозрачных вод Джамны и мутных потоков Ганга.

    В Непале и Бутане, как и в арабских странах, применялись склепанные кольчужные рубахи с стоячими воротниками, стянутыми кожаными ремешками, пропущенными через каждый ряд колец. В доспехах с пуговицами использовались стеганые парчовые или бархатные воротники, подогнанные к груди и обтянутые для прочности позументом. Они застегивались на пуговицы и имели крючки для стягивания одеяния по фигуре.

    Кольчужный капюшон в соответствии с персидской традицией ниспадал на плечи. Ниже талии доспех не застегивался, а подпоясывался ярким поясом, например кашмирской шалью, под которую можно было засунуть кинжалы. Сабли обычно носили на наплечном ремне, только персидский шамшер носили на специальном поясе, к которому он прикреплялся на двух шнурах.

    Другая кольчуга, возможно персидского происхождения, состояла из чередующихся рядов колец, выбитых из металлического листа. Такие кольца имели центральную перемычку и полукруглые отверстия, обычно они склепывались. Такие кольца были более прочными, увеличивая срок службы изделия, однако менее подвижными, что усиливало напряжение и, следовательно, износ.

    Иногда индийские оружейники подписывали свои работы, для чего покрывали лицевую сторону колец, располагавшихся на груди, медью. Затем поверхность полировали и гравировали надписи.

    Кольчужные рубахи обычно изготавливались с длинными рукавами, куртки в среднем доходили до середины бедер. Штаны были прямыми, с петлями по талии, куда продергивался пояс или плетеный шнур, концы которого отделывались золотым позументом. Кольчуга пришивалась к тканой основе, для удобной посадки на седле традиционно оставляли свободной заднюю часть и внутреннюю сторону ног вплоть до колена. В некоторых случаях кольчуга оборачивалась вокруг ноги, располагаясь от луки седла до лодыжки.

    Кожа и ткань

    Маловероятно, что, увидев кольчуги на своих врагах, индийские мастера сразу же начали их делать. Знакомство с новым видом доспехов произошло постепенно.

    Кольчуги могли приобретать у иноземных торговцев, заказывать у турецких, персидских или арабских оружейников. Очевидно, должно было пройти много лет, прежде чем тысячи кольчуг и шлемов стали частью вооружения тяжелой кавалерии и пехоты. Заметим, что конструкция простой кирасы в виде жилета с наплечными завязками появилась в Индии достаточно давно и без какого-либо влияния извне. Они являлись необходимым средством защиты от мечей.

    Непальский меч кукри, так же как тюркский сосун пат-тах (лист ивы), явно происходит от махайры, греческой и персидской сабли, которая, в свою очередь, похожа на египетский и вавилонский копис. Наиболее практичные формы оружия и инструменты не зависят от изменения культурных парадигм. Должен признать, что даже на консервативном Востоке, несмотря на явное влияние греко-римской культуры, сохранились и простейшие кожаные и тканые кирасы, характерные для Центральной Индии.

    Данный вывод подтверждает сопоставление двух доспехов XVIII в. из Индийской коллекции музея Виктории и Альберта. Один поступил из Индоры, другой из Майсора. Доспех из Индоры сделан из прочной кожи, покрытой малиновым и зеленым бархатом, снабженной заклепками с позолоченными головками. Снаружи кираса покрыта чешуйками с окантовкой и круглой центральной пластиной с традиционным цветочным орнаментом. Высокий шейный щиток расположен между наплечными завязками, украшенными фестонами, прикрывающими плечи. Спереди доспех застегивается на два крючка.

    Второй образец, захваченный во время падения Серингапатама в 1799 г., когда-то принадлежал султану Типпу из Майсора. Толщина кирасы составляет почти дюйм, она состоит из множества слоев грубой тканой материи, покрытых снаружи зеленым бархатом. Наплечники, похоже, имели ту же толщину. Они изготовлялись в форме стилизованных цветков, листья выступали вперед, защищая верхнюю часть груди и спины. Крепление спереди осуществлялось с помощью завязок, проходивших слева от центра. Такая форма кирасы называлась пети.


    Рис. 51. Кираса (пети) из кожи, покрытая красным и зеленым бархатом из Индоры, имеются позолоченные гвозди, XVIII в. (музей Виктории и Альберта)


    Входящий в комплект доспехов шлем изготовлен из той же материи, что и кираса, и только немного тоньше. Он представляет собой высокий округлый купол с раздельными нащечниками, объемистым подшлемником. Покрывающий его когда-то зеленый бархат теперь истрепался, поэтому можно различить внутреннюю подкладку из набивной ткани, на ней вышита надпись, из которой становится ясно, что шлем окунули в священный источник Зем-зем-Мекке и потому он неуязвим ни для какого вида окружия.

    Среди других стеганых доспехов, изготовленных для султана Типпу, выделяются два образца, находящиеся в Королевской коллекции в Виндзорском замке. Они состоят из темно-красного, отделанного бархатом одеяния в виде жилета с длинными рукавами, а также широких вышитых стеганых поясов и шлемов. Один шлем похож на тот образец, что хранится в Тауэре, имеет остроконечные парные науши, квадратной формы назатыльник, вокруг которого шел зеленый пагри. Кроме того, имелся широкий железный наносник, прикреплявшийся спереди с помощью выступавшей клеммы. Второй образец похож на первый, только отличается широким, очень толстым краем, опоясывающим купольную часть. У него также имеется большой наносник. У шлема, находящегося в Тауэре, наносник отсутствует, этот шлем подвязывался под подбородком с помощью мягких длинных пагри (вклейка XVIII, б). Все изделия расшиты золотой нитью фиалкового цвета, цветочный рисунок продолжается и на темно-красном бархате.

    Более распространенная форма тканого доспеха происходит из центральных районов Индии и Раджпутаны. Она во многом сходна с одеждой и доспехами степных народов Монголии и Центральной Азии. Выделим два основных типа. Они изготовлены целиком из стеганой ткани, состоят из похожей на капюшон шапки, изготовленной из четырех сегментов, имеют огромные закругленные науши и назатыльники. Иногда такие шлемы дополнялись металлическим наносником. В состав доспеха входила длинная куртка прямого покроя с отворотами над плечами и верхней частью рук, а также высокие сапоги для верховой езды.

    Куртка состоит из нескольких слоев мягкой ткани и тонкого слоя ваты, сверху покрыта темно-красным или зеленым бархатом, по краям отделана шелком или атласом. Поверхность куртки украшена клепками и розетками с драгоценными камнями, по краям повторяется растительный или геометрический рисунок. В некоторых случаях под бархат подкладывался слой тонкой кожи, чтобы укрепить небольшие клепки, которые просто сгибались сзади. Одежда застегивалась на семь или восемь пуговиц, равномерно расположенных по длине. Сверху полы стягивались двумя завязками. Для дополнительной защиты под платье надевали широкий нагрудник, а затем застегивали крючки.





    Рис. 52. Разновидности «платья тысячи гвоздей» с усилением в виде пластинок: а – из Гуджарата, раньше находились в коллекции Мейрика; б – из Раджпутаны, Лондонская оружейная палата; в, г – из Эрмитажа


    Прекрасный образец из Индоры, находящийся в Тауэре, изображен на вклейке XV, а. Совершенно аналогичные одежды известны по описаниям арабских, турецких и персидских доспехов у Усамы ибн Мункыза и Калкашанди.

    Роскошные доспехи дополнительно украшались позолоченными орнаментированными пластинами, располагавшимися спереди на полах куртки и на спине, а также вышивкой серебряной и золотой нитью. Одеяние состояло из двух частей, скрепленных пуговицами и крючками в области плеч, по бокам и на талии. В центре спереди и сзади куртка распахивалась до талии. Обычно большие круглые пластины размещались в центре, а сверху и снизу прикреплялись узкие горизонтальные пластинки, соединенные с большими кольчужными вставками. Они прикреплялись клепками с отполированными или ограненными головками, загнутыми с внутренней стороны. Похожая отделка, но без кольчуги применялась на иранско-турецких кирасах.

    Круглая пластина с остроконечным выступом в середине прикреплялась в центре груди, на полах на уровне бедер – две прямоугольные пластины с остроконечными верхушками. Огромные наплечники делались отдельно и прикреплялись с помощью крючков и пуговиц, на каждом из них была центральная пластина, а край имел дольчатую или закругленную форму.

    Все наружные части доспеха были обиты бархатом, пластины прикреплялись так, как описано выше. На передней части делалась специальная выемка, которой соответствовала верхняя пластина. В комплект доспехов также входили индо-персидский шлем (топ), пара наручей (дастана) с подбитыми бархатом наладонными щитками и пара высоких сапог, орнаментированных тем же узором.

    В Тауэре хранится образец вышеописанных доспехов, видимо принадлежавший бирманскому генералу Махе Бандуле, погибшему в битве при Донабьи в 1825 г. Правда, принадлежность доспехов не подкрепляется никакими свидетельствами. Встречается и другая разновидность подобного клепаного доспеха в виде короткой куртки, распахивавшейся спереди. На нем две прямоугольные пластинки прикреплены вертикально на правой и левой сторонах груди, еще пара по бокам под руками и две сзади. На экземпляре, хранящемся в Тауэре, края пластин позолочены, но сами они не отделаны золотом или серебром (вклейка XIV, в). Раджпуты[9] называли подобные доспехи «chihal'ta hazar masha» («платья из тысячи гвоздей»).

    В Эрмитаже находятся два прекрасных клепаных доспеха с усиленными пластинами. К сожалению, нет документальных свидетельств, и нельзя определить, откуда они поступили. Один доспех представляет собой подбитые клепками штаны с пластинами, предназначавшимися для передней части бедер, колен и голени, у другого имеется нечто похожее на ботинок с прикрепленными плоскими прямыми доспехами для голени.

    Встречаются и другие варианты, сконструированные из плоской кирасы с добавлением из подбитой клепками ткани. Такова кираса европейского образца из Раджпута, хранящаяся в музее искусств Метрополитен. У нее имеется наплечник, куртка из четырех секций из подбитого клепками бархата. Хранящаяся в Британском музее char aina приклепана к основе из темно-красного бархата. Обычно имелись и ремни, и пряжки, так что доспехи можно было плотно пригнать к туловищу.

    Большинство сохранившихся экземпляров доспехов происходят с севера Центральной Индии. Из Майсора, расположенного на юге, в коллекцию Виндзорского замка поступила коричневая бархатная попона для лошади, изготовленная по заказу султана Типпу. Она укреплена позолоченными клепками. Здесь же находится прекрасный железный позолоченный шамфрон. Chihal'ta, или «платье с сорока складками», иногда ошибочно называемое chiltah, являлись распространенным защитным облачением солдат. Он относится к древним средствам защиты, характерным для Индии и Центральной Азии.

    Чешуйчатые доспехи

    Доспехи из кожи или ткани, покрытые положенными внахлест чешуйками из металла, рога или кожи, применялись в Индии еще до вторжений тюрков, монголов и арабов. Скорее всего, пластинчатые доспехи той или иной формы использовались в большинстве развитых цивилизаций. По скульптурам из Гандхары нам известно, что они использовались на северо-западе Индии еще до того, как появились в греческих и римских войсках.

    О широком использовании доспехов в Индии свидетельствуют также неоднократно встречающиеся пластинчатые образцы, приклепанные позолоченными клепками к тканым доспехам и к тканым наплечникам. Сказанное позволяет предположить, что в более ранние времена именно пластинки использовались для изготовления доспехов.

    Два замечательных пластинчатых доспеха (baktar zillo), происходящих из государства Датья, были подарены членам британской королевской фамилии в XIX в. Один до настоящего времени хранится в королевской сокровищнице в Сандрингеме, он состоит из закругленного шлема из роговых пластинок броненосного муравьеда или ящера, с узким наносником, на шлеме также размещались три трубки для перьев.

    Опишем длинное платье, изготовленное из пластинок из того же самого материала. Оно состояло из верхней части, спускавшейся с плеч к широкой юбке, верхнюю часть рук прикрывали широкие рукава. Платье распахивалось спереди и скреплялось на груди позолоченными пуговицами и петлями из позумента. Каждая чешуйка украшена золотым лакированным листом, пришитым к прочной тканой основе. Концы обвязаны бархатом, украшены позолоченными гвоздями и крохотными драгоценными камнями. Второй образец сегодня находится в лондонском Тауэре, он практически такой же, только нет шлема, а края платья не оторочены драгоценными камнями (вклейка XIV, г).

    Другой экземпляр, также находящийся в лондонском Тауэре, требует реставрации, сохранившаяся часть приведена на вклейке XXVII, в. Изделие поступило из Лахора (Пенджаб) и не отличается большими размерами. Чешуйки изготовлены из железа и тщательно отполированы, каждая скрепляется с кожаным основанием, отороченным зеленым бархатом, между ними проложен холст. По краям пропущен золотой шнурок. Ряды чешуек сшиты друг с другом, а их края заклепаны.

    На плечах имелись прямые завязки со свисавшими по бокам и на концах чешуйками, поэтому, когда соединялись верхние концы передней и задней части, они полностью маскировались, их нельзя было не только увидеть, но и повредить. Подвижные чешуйки закрывали шею. Покрой и манера исполнения одеяний позволяют говорить о сильном азиатском влиянии, о котором мы уже упоминали в связи с доспехами из ткани.

    Пластинчатые доспехи

    Основной вид индийских пластинчатых доспехов – хорошо известная иранская чарайна, полусферические шлемы и защитные наручи, представлены большим числом экземпляров. Правда, сама форма не считается распространенной, скорее всего, она происходит из той, что появилась столетием ранее, в конце XVI – начале XVII в. под влиянием европейцев.

    Первыми европейцами, оказавшимися в Индии, были португальцы, основавшие в начале XVI в. поселение в Кочине, на западной оконечности полуострова Индостан. Через сто лет, в 1602 г., там открыли восточно-индийскую компанию голландцы. Англичане и французы появились там только в XVIII в., так что главным источником европейского влияния на индийские доспехи были именно португальские или голландские поселения.

    О таких заимствованиях свидетельствует шлем начала XVII в., хранящийся в Британском музее (рис. 53, а). Его тщательно отполированный купол с повернутым назад острием скопирован с португальского кабасета или испанского мориона. Короткий вогнутый назатыльник неподвижно прикреплен к задней части; спереди, над небольшим козырьком, приклепан небольшой зубец, слегка выступающий над краем купола, через который проходит широкий наносник, исполненный в традициях арабских и турецких шлемов. Вероятно, наносник создавался по арабским образцам, которые стали известны индийцам благодаря торговле через Красное море.

    Правда, нижняя часть наносника в форме широкого полумесяца, закрывающего большую часть лица, сходна с южноиндийскими образцами. Ее края тщательно отделаны тесьмообразным орнаментом. В нижней кромке шлема имеются две петли, назначение которых не совсем ясно. На обеих боковых сторонах также имеются отверстия, предназначенные для закрепления нащечников. Изделие изготовлено из серебра и позолочено.

    Еще один шлем из Южной Индии, хранящийся в Стоуновской коллекции в Нью-Йорке, имеет чеканный купол в форме небольшого тюрбана. На вершине у него имеется узкий выступ, большой наносник вытянут, защищая лицо, имеются шарнирного типа науши и назатыльник.

    Описываемый нами большой наносник можно считать характерной особенностью южноиндийских доспехов и использовать для их идентификации. Иногда такие наносники использовали с чешуйчатыми капюшонами, входившими в доспехи кавалерии, они удерживались с помощью крючка, приклепанного к шлему в центре надбровной части.



    Рис. 53. Шлемы из Южной Индии: а – позолоченный серебряный шлем, форма мориона, XVII в. (Британский музей); б – шлем тюрбанной формы, около 1700 г. ^(коллекция Стоуна, музей Метрополитен, Нью-Йорк)


    В кирасах европейского образца местные и иноземные особенности соединены, так что там сложно выделить какие-либо устойчивые идентификационные признаки. Только одно изделие, находящееся в Стоуновской коллекции, о котором шла речь выше, более других соответствует европейским образцам. Кираса имеет простую закругленную форму с ребром посередине грудинной пластины.

    Все остальные модели, известные автору, имеют усиление в области груди и чеканку на нагрудной пластине, в одном случае к спине приделаны наплечные щитки. У всех нагрудников имеется срединное ребро, но ни у одного изделия нет поясничной кромки, как у европейских кирас, а также отогнутого края в области шеи и отверстий для рук. Вместо него имеется полукруглая краевая пластина, прижатая дополнительной позолоченной полосой металла. На похожей кирасе, хранящейся в Тауэре, такой пластины нет, но сохранились позолоченные клепки, скреплявшие позумент с подкладкой.

    Части доспехов соединялись посредством ремней и пуговиц. Только на кирасе из Венского музея народного искусства плечи и боковые стороны соединялись с помощью петель с подвижными шпильками. Сильно поврежденный образец, скорее всего побывавший в огне, имеет стоячий защитный воротник с задней стороны шеи, стилизованные нагрудник и наплечники классического типа, характерные для греческих кирас VIII–VI вв. до н. э.

    Находящиеся в коллекции Уоллеса два нагрудника с орнаментированным бордюром и центральным орнаментом, возможно, происходят из Пенджаба и изготовлены в XVIII в. На одном имеется надпись: «Аллах Мухаммед Али». Кираса похожего типа, относящаяся к тому же периоду, находится в музее дворца Альвар в Раджпутане.

    Часть доспехов из Тауэра происходит из Хайдарабада (Деккан), они примечательны тем, что как грудная, так и задняя части изготовлены из четырех чешуйчатых пластинок, склепанных с внутренними полосками и гладко отполированных. Когда-то стыки покрывали связки, имитирующие дамасский стиль, сегодня они отсутствуют, сохранились только по краям.

    Другой, более редкий вид кирасы также хранится в Тауэре. Она выполнена из вертикальных сильно посеребренных железных пластин. Доспех состоит из трех секций – передней и двух спинных, соединяющихся посредством петель и длинного стержня. Две сохранившиеся полупетли, возможно, использовались для прикрепления V-образных наплечников из склепанных кольчуг. В верхних и нижних краях пластин проделаны небольшие отверстия, чтобы прикрепить подкладку из ткани.

    Индо-иранские доспехи эпохи Великих Моголов состояли из шлема (топа), кирасы из четырех секций (ча-райна), наручей (дастана), кольчужной рубахи (зирих), иногда в комплект входили и кольчужные штаны. По-видимому, только к концу XVII в. их начали делать в достаточном количестве. В большинство стран они проникали с северо-востока через Деккан, а в XVIII в. входили даже в арсенал султана Типпу на юге страны.

    Можно отметить два отличия индийских доспехов от иранских образцов. Купола шлемов у них гораздо мельче, а наручи, всегда трубчатой формы, состоят из двух половин, соединенных петлями и длинным стержнем, прикреплявшихся к руке ремнями или пуговицами.

    В XVII в. в Индии появились высокие конические шлемы явно иранского происхождения. Один прекрасной образец данного типа находится в Альваре, а другой – в Вене. У последнего не предусмотрена кольчужная бармица, но могли быть стеганые щитки для ушей и шеи, прикреплявшиеся к подкладке. Шлем украшен позолоченными надписями из Корана и имеет длинный тонкий наносник с концом в виде листа. Он датируется примерно 1600–1650 гг. (вклейка XX, а).

    Индийские шлемы XVI в., делавшиеся по иранским образцам, украшены тщательно выполненным чеканным растительным орнаментом. Возможно, они предназначались для воинов магараджи. Неглубокие шлемы с конической верхушкой над чеканным куполом опоясывались широкой декоративной полосой, под которой располагался литой край с отверстиями для прикрепления кольчужной бармицы. В Тауэре сохранился прекрасный образец, в котором имеются шарнирные щитки для защиты глаз и углубление для наносника. Спереди в центре есть накладка, похожая на трезубец, символ бога Шивы.

    Обычно индо-иранский шлем оснащался наносником, но редко имел закрепляющий винт. Индийские мастера не закрепляли наносник в нижней позиции, чтобы удержать его в поднятом положении, к кронштейну прикрепляли шарнирную петлю, зацеплявшуюся за специальный штифт. В соответствии с персидской традицией на передней стороне шлема всегда устанавливалась пара трубок для перьев, часто третья трубка ввинчивалась вместо шпиля. Если же шпиль присутствовал, то он всегда был короче, чем на иранских шлемах.



    Рис. 54. Способы закрепления наносников в поднятой позиции на индо-персидских шлемах: а – самое распространенное соединение – петля и крючок; б – менее распространенный вариант – болт, установленный в соответствии с персидской традицией


    Только на ранних образцах встречаем склепанную кольчугу, выполнявшую функции бармицы. Обычно она изготавливалась из прекрасно подогнанных чешуек, материалом служила бронза, иногда использовались медные и бронзовые кольца. В большинстве случаев подбирали соответствующие рубаху и штаны. Бармица доходила до бровей и двумя полами спускалась вниз. Спереди она заканчивалась двумя полами, а сзади свешивалась сплошным полотнищем, доходившим до середины спины.

    Подкладка изготавливалась из стеганой материи, иногда она свисала по бокам, чтобы кольчуга не соприкасалась с головой. Шлем удерживался двумя шнурами с блестящими кисточками, подвязанными под подбородком.

    Некоторые шлемы имели овальную форму, они лучше прилегали к голове, чем круглые. Сикхи использовали овальные шлемы для того, чтобы их длинные волосы свободно свисали с задней части головы. Если они собирали волосы в пучок в верхней части головы, то надевали шлем с широким, приподнятым гребнем наподобие французской «шапки свободы». У таких овальных шлемов редко встречались наносники. Отметим только один образец с овальным желобчатым куполом, наносником и небольшой чешуйчатой бармицей, изготовленный в Лахоре во второй половине XIX в. Достаточно тонкий шлем украшен орнаментом из золота и серебра.

    Индийская чарайна обычно была прямоугольной формы, слегка изогнутой, чтобы лучше прилегала к телу. Боковые пластины обычно имели вырез в верхней части для руки. Размеры пластин сильно менялись, иногда они слегка находили друг на друга, иногда между ними вставлялись полосы из чешуек. В отличие от европейских доспехов, края пластинок не загибались, а покрывались закругленными декоративными накладками.

    К каждой пластинке прикреплялась или приклеивалась подкладка из ткани. Части доспеха соединялись посредством завязок или пряжек с ремешками. Наплечные завязки не отличаются разнообразием, обычно это прямоугольные узкие полоски из кожи или тканые жгуты, иногда кожа или ткань вышивалась. Полоски расширялись в центре и сужались к концу, позволяя пропускать через них пряжки. В прекрасной большой чарайне из Красного форта (Дели) чешуйчатые наплечники прочно прикреплялись к спинной пластине, а с передней частью соединялись позолоченными крючками, зацеплявшимися за специальные отверстия.

    Как отмечалось выше, трубчатый наруч, или дастана, считается старейшим доспехом, изготовлявшимся по иранскому образцу. Обычно наручи покрывались парчой (kinkob) или бархатом и красиво украшались по краям шнурками и позументами. Удлинения для руки снабжались петлями, предназначенными для пальцев и отдельно для большого пальца. Наружная поверхность покрывалась прекрасной кольчугой, роскошно отделанной золотом и серебром, блестками, покрывалась позолоченными клепками. Обычно кольчужные рубашки заканчивались бархатным воротником и отделкой, усеивались гвоздями, к ним прикреплялись защитные приспособления для руки и покрытие из бархата.

    На индийских шлемах всегда помещались плюмажи из перьев с золотой мишурой. Обычно для них использовали перья черной цапли, прикрепленные к стержню с золотым позументом, водруженные на палочки и обвитые золотым позументом, называвшиеся bagtakalghi. Часто на эти стержни надевались большие блестящие помпоны из серебряных нитей. Встречаются и пучки мягких белых перьев, обсыпанных золотыми блестками. На юге и к западу от Синда плюмажи использовались редко или не применялись вовсе. На поступивших из этих мест шлемах нет даже трубок для их размещения, характерных для северных соседей.

    Самыми примечательными индийскими доспехами является хранящийся в Эрмитаже комплект, украшенный чеканным и гравированным узором. Он состоит из шлема, четырех зерцал и наручей. Купольная часть шлема выполнена в виде небольшой шапочки с высоко поднятым гребнем, из изогнутых пластин, на цоколе шлема располагается изящная корона. С нее свешивается широкий изогнутый наносник, шарнирные защитные пластинки для щек и шеи, а также съемный щиток для нижней части лица, который можно было разместить за наносником. Панели шлема проколоты наподобие кружева решетчатым переплетающимся и цветочным орнаментом, на надбровной и носовой части имелись изображения индуистских божеств. Орнаментальные мотивы повторяются на зерцалах и дастане, где узор прочеканен, но не проколот.

    В музее Виктории и Альберта находится другой шлем такой же формы. Он изготовлен из темной дамасской стали, имеет завязки и пластины, на которых нанесен сильно позолоченный орнамент в виде завитков. У него нет ни наушей, ни назатыльника, скорее всего, они были когда-то из стеганой материи, или со временем их заменили кольчужной бармицей.


    Рис. 55. Шлем с каркасом в виде шапки, чеканка, травление, отделка позолотой или серебрением, Раджпут, XVIII в. (Государственная оружейная палата, Джайпур)


    Похожий купольный шлем (рис. 55), но с выступающей вперед закругленной верхней частью мы находим в Государственной оружейной палате в Джайпуре. Перед нами не просто каркас из выгравированного и покрытого орнаментом из золота или серебра изделия, но конструкция, специально выделанная из похожих на листья полосок, как бы вырастающая из обода. На просверленных панелях изображены фигурки богов из индуистского пантеона.

    Конусообразный наносник скреплен вместе с одним шпилем для перьев в той же манере, о которой шла речь выше. Возможно, когда-то под шлемом находилась богатая стеганая ткань, покрывавшая уши и шею. Похожий шлем в форме чаши, обитый металлическим пагри, находим в Стоуновской коллекции в Нью-Йорке. Оба описанных нами образца относятся к концу XVIII–XIX в.

    Отделка

    Индийские доспехи обычно украшались золотым koft-gari, рисунком из золотой проволоки, вбитой молоточком в узор, вырезанный на отполированной железной поверхности. Обычно такой прием назывался ложной позолотой. Доспехи редко золотились по-настоящему, когда золото вбивалось в узор прямо по поверхности железного полотна. Так обычно поступали только для лучших персидских или индийских изделий.

    Рисунки в основном располагались по краям, на центральной и угловой панелях и наплечниках. Они представляют ленты из переплетенных цветов, веток и листьев, расположенных между узкими бордюрами из бутонов, зерен листьев в виде источников, лепестков, подобий бутонов, листьев и гранул. Обычно рельефный орнамент в виде завитков, символических цветов и деревьев покрывался золотом, выделяясь на фоне темного муарового железа ничем не украшенных панелей.

    Хотя влияние Ирана было значительным, на лентах и картушах редко появлялись узоры в виде надписей. Их скорее предпочитали персидские декораторы. Лишь иногда появлялись религиозные тексты на оружии явно мусульманского типа, обычно на небольшом пространстве в виде флерона или наносника, иногда внутри картуша, в центре каждого из четырех зерцал.

    На изделиях из Лахора персидские мотивы проявляются в виде рисунков птиц и зверей, солнца или павлинов. На исламских щитах часто встречается полумесяц, обычно он располагается на чаше с наклоном в одну сторону. Этот же мотив встречается в рельефах и накладках.

    Иногда на щитах размещали драгоценные или полудрагоценные камни, сверкавшие благодаря подложкам из золотой фольги. На щитах использовался простой цветочный орнамент, на рукоятках сабель и кинжалов орнамент из камней имел более яркий рисунок.

    Роскошный чеканный орнамент, характерный для Центральной и Южной Индии, усиливался с помощью позолоты или серебрения, создавая впечатление роскоши. Казалось, мастера делали все возможное, чтобы подчеркнуть красоту чеканного изделия.

    Щиты

    На скульптурах из Санчи можно увидеть самые первые изображения изделий, обычно прямоугольной формы, с закругленной верхней частью, украшенные двойными крестами (рис. 56). Они очень похожи на вооружение воинов из Древнего Египта. Предназначавшиеся для кавалерии щиты имели небольшой размер и форму колокольчика с широкой, закругленной основой, которая продолжала использоваться и в дальнейшем. Неизвестно, из какого материала они изготавливались, скорее всего, применялось дерево, снаружи покрытое кожей. Рассматриваемые нами образцы относятся к I в., прямоугольные щиты продолжают встречаться на скульптурах в последующие триста лет.

    Скульптуры I–II вв. из Гандхары позволяют составить представление о круглых щитах с выпуклой поверхностью. Возможно, они уже изготавливались из кожи буйволов или носорогов, такой материал использовался в индийских щитах вплоть до XVII в., когда появились железные щиты как часть индо-персидских доспехов.

    Средний индийский кожаный щит был полуэллиптической формы диаметром от двух до трех футов. В центре щита располагалась выпуклость, а по краям бордюр, соединенный с ней несколькими ребрами. Такая конструкция давала необходимую прочность и защищала от деформации. Бордюры значительно различались по величине, на некоторых щитах их не было вовсе, со временем они скручивались.

    Кожаные щиты обычно были меньшего диаметра, от девяти дюймов до двенадцати или двадцати, центральный выступ предназначался для отражения нападающего противника. Небольшие щиты диаметром девять дюймов использовали точно так же, как и европейские аналоги: отражали и парировали удары.

    Четыре выпуклости, характерные для всех типов индийских щитов, выступали как шайбы для приклепывания изнутри колец, к которым прикреплялись петли для руки. Кроме того, за эти кольца закрепляли уголки квадратной подушки, обитой тканью или бархатом, чтобы амортизировать удар, когда щит находился на руке. Руку просовывали под два узких ремешка в центре щита и держали за петлю. При необходимости она легко снималась. Нередко вместо этой петли использовали шелковый шарф, обшитый по краям серебряной бахромой или блестками. Некоторые щиты из Центральной или Южной Индии имели почти коническую форму с бордюром по краям.


    Рис. 56. Щиты, предназначавшиеся для пехоты и кавалерии, по рельефам из Санчи, I в. н. э.


    Независимо от материала, кожи или стали, щит назывался dhal. Если оказывалось возможным, то старались использовать кожу носорога, как наиболее прочную и носкую. Обычно внутри оставляли чистую кожу, а снаружи ее полировали и покрывали коричневатым лаком. Иногда полировали обе стороны, а затем покрывали их несколькими слоями лака, добиваясь абсолютно гладкой коричневой или черной блестящей поверхности.

    Толстая кожа хорошо защищала от ударов, а кроме того, она особенно ценилась за блеск, наиболее заметный при ярком солнечном свете. Конечно, щит прежде всего ценили за прочность, но и о декоративных свойствах кожи не забывали. На многих богато украшенных и покрытых лаком щитах среди орнамента специально оставляли небольшое круглое окошечко, чтобы можно было рассмотреть качество кожи.

    Лучше всего украшались щиты из Хайдарабада (Деккан), Синда и расположенных по соседству Удайпура и Бхудж-Каша. У некоторых сохранившихся щитов из Синда вся поверхность покрыта рельефным цветочным орнаментом, для раскраски использован лак разных цветов, детали подчеркнуты золотом. Встречаются и другие щиты с богато раскрашенными цветочными узорами и обведенными желтым бордюром. Чаще всего роскошный орнамент располагался в центре и полосой по краю, а остальная поверхность, как внешняя, так и внутренняя, была покрыта полупрозрачным коричневым лаком.

    Иногда щиты дополнялись ремешками для рук вместе с двойными ручными петлями, укреплявшимися изнутри двух выпуклых пластин-умбонов, размещенных несколько поодаль от остальных двух. Умбоны размещались поочередно.

    Размещавшиеся на щите умбоны украшались ложной позолотой или покрывались накладками из позолоченной меди или латуни, покрытыми рельефным или гравированным цветочным орнаментом. Чаще всего на синдских щитах использовался позолоченный цветок с девятью лепестками, который можно увидеть на оборотной стороне.

    Большинство индийских щитов легкие, исключения немногочисленны. Один из таких щитов изготовили из панциря черепахи, он превосходит другие своими размерами. Сегодня его можно увидеть в Музее народоведения в Вене. Как и щит в форме капли, его можно переносить за специальную петлю, помимо которой он оснащен обычными двойными лямками, на поверхности квадратной формы расположены четыре умбона. Для опоры имеется заостренный, похожий на хвост конец. Поверхность покрыта коричневой краской, выделен круглый центр и края. Щит происходит из Центральной Индии, вероятно, его носил специальный человек, охранявший наследника престола.

    Чаще всего индийские щиты окрашены в черные или коричневые цвета, имеют стальные умбоны, покрытые орнаментом из золота и серебра. Несколько образцов, представленных в Тауэре, происходят из Махратты, другие, похожие по деталям обработки и отделки, из Раджпута или Пенджаба. У одного большого черного щита, сделанного из кожи, в каждый из четырех умбонов вмонтирован пистолет ударного действия. Ствол у него такой короткий, что выпущенная пуля могла пролететь всего несколько футов.

    Небольшие щиты для ближнего боя иногда изготавливались из переплетенного ротанга, они использовались индийскими стражниками, причем вплоть до совсем недавнего времени вместе с хлыстом или дубинкой. Сикхские праведники и сегодня носят на своих тюрбанах chakra, или метательные кольца с острыми краями, наряду с саблями, пиками и небольшими кожаными щитами.

    Имевшиеся в Индии стальные щиты совпадали по размеру с кожаными, только на краях у них отсутствовал отгиб или отделка. Они имели разную кривизну, небольшие были почти плоскими, большие, в основном поступившие из Деккана, – практически конической формы. Иногда по краю приклепывалась накладная полукруглая кромка, в редких случаях края щита обертывали проволокой.

    Отделка осуществлялась разными способами, в основном использовалась ложная позолота (кофтгари) по рельефу или насечке. Выпуклый чеканный орнамент и гравированный бордюр золотился, оборотная сторона и фон центральной панели нередко чернились, благодаря чему отдельные детали выделялись особенно рельефно.

    Представленный в Тауэре щит из Хайдарабада (Дек-кан) (вклейка XXI, а) представляет собой неглубокое блюдо с фланцевым ободком. Стальная поверхность имеет спиралевидные выемки, шишки и широкая декоративная полоска по краям пробиты, поверх позолоченной меди наложены красные блестки, на позолоченной приподнятой части выделан серебряный полумесяц. Подкладка выполнена из темно-красного бархата, к сетчатой поверхности прикреплены позолоченные гвозди.

    Что касается подкладок различных щитов, то одни изготавливались из простого бархата с узким вышитым краем, другие, напротив, полностью покрывались цветочным рисунком, вышитым переплетенными золотыми или серебряными нитями.

    Маду (мару) представлял собой небольшой щит, увенчанный парой рогов косули, концы которых укреплены стальными накладками. Он предназначался в основном для отражения нападений, иногда рога заменялись парой изогнутых лезвий. Щиты изготавливались из стали, чеканились и золотились, имели четыре небольшие выпуклости. Часто с той же целью использовались пары рогов, но уже без щита. Изделия в основном распространены в Северной и Центральной Индии.

    Конские доспехи

    В Индии не так часто использовали доспехи для лошади, как в Персии и Турции. Конечно, на миниатюрах времен Великих Моголов представлены доспехи для лошади, особенно в тех трудах, что предназначались для исторических сочинений, и в таких книгах, как «Шах-наме», но их авторы следовали за творениями персидских миниатюристов, слегка приспосабливая их к индийской традиции.

    Правители многих государств учреждали тяжеловооруженную кавалерию, но само понятие «тяжеловооруженный» следует применять только по отношению к всаднику. Следует также признать, что только часть кавалерии ездила на защищенных лошадях. Обычно для них использовались чешуйчатые или пластинчатые доспехи, но встречались и более дешевые варианты из кольчуги или стеганой ткани.


    Рис. 57. Стеганые и обитые лошадиные доспехи из «Китаб-и-Чингиз-намэ», датируются 1596 г. (библиотека Гулистана, Тегеран)


    В недавно опубликованной рукописи «Чингиз-намэ», завершенной 25 мая 1596 г., из Дворцовой библиотеки в Тегеране есть немало изображений вооруженных всадников и лошадей (рис. 57), однако на большинстве из них представлены поздние персидские доспехи, стилизованные на индийский лад.

    Но ни в этом случае, ни в других имеющихся в нашем распоряжении индийских образцах не было простого копирования персидских образцов. Обозначенные на саблях, кинжалах и доспехах детали благодаря своей тщательной прорисованности позволяют сказать, что речь о творческом переосмыслении, а не о простом воспроизведении. Поэтому в них отмечается синтез характерных особенностей персидского и индийского оружия.

    В трактате «Айн-и-Акбари» при описании вооружения, использовавшегося во времена Акбара, перечисляются следующие доспехи, предназначавшиеся для лошадей командующих: толстые стеганые покрывала, свисавшие с каждой стороны до колен животного (артак и каджам), располагавшиеся поверх них треугольные железные щитки (каджам) из чешуек или кольчуги. Голова лошади заключалась в кашка – железную маску, напоминавшую европейский шамфрон. На треугольную форму щитка указывает описанный выше экземпляр из Сандрингема. В приведенном нами описании нет еще одной части доспехов для лошади – нагрудника (гардани), часто изображавшегося на миниатюрах того времени.

    В книге рассказывается о доспехах, с которыми мы уже знакомы по персидским и турецким источникам, среди них кольчуги и панцири, а также стеганые попоны. В них присутствуют все те же горизонтальные чешуйки, расположенные вертикальными колоннами, соединенные узкими полосками из кольчуги. Правда, художник взял на себя дополнительные обязанности и показал альтернативные ряды прямых чешуек и чешуйки с декоративными краями. Все это типично индийские особенности.

    В Тауэре находятся конские доспехи описанного типа, поступившие из Восточной Индии, причем у них сохранилась большая часть стеганой подкладки. Доспех состоит из вертикальных полос узких горизонтально расположенных чешуек, соединенных кольчугой, и круглых выпуклостей, окруженных расходящимися лучами из сверкающих чешуек, находящихся с каждой стороны шеи, груди и крупа.

    Шамфрон состоит из склепанной центральной лицевой пластины с носовыми и нащечными щитками из чешуек и кольчуги. Два коротких гребня склепаны с основанием лицевой пластины, хвост из черного конского волоса прикреплен в центре щитка для защиты задней части туловища.

    Выпуклости и лицевая пластина отделаны по краям медью, вероятно, чешуйки, составлявшие нащечник, изготовлены из меди и железа. В XIX в. подобные доспехи использовались на фигуре всадника, представлявшего «нормандского крестоносца», всадник носил в основном индийскую кольчугу. Такой поразительный анахронизм, впрочем один из многих, составлял часть выставки, объединенной с известной «линией королей» в Тауэре. Позже, когда уже при Хьюитте его перенесли в Восточную галерею, то обозначили как персидский. Заметим, что он все же индийский, изготовленный в XVIII в.

    На миниатюрах показаны и стеганые доспехи для лошадей. Один из таких комплектов хранится в Виндзорском замке. Он сделан из коричневого бархата и украшен узором из позолоченных гвоздей. К нему прилагается железный шамфрон, покрытый растительным орнаментом с желобчатой пластиной для морды и черными бархатными нащечниками. Этот доспех поступил из личного арсенала султана Типпу, захваченного в Серингапатаме.

    Харакерные для средневековой Европы XIII в. кольчужные покрывала на Востоке использовались только в Индии. Доспехи, состоявшие из больших кусков кольчуги, были тяжелыми и неудобными для лошади, стесняли ее движения. Обычно их накладывали на стеганую ткань и помещали в основном на крупе лошади.

    В коллекции Сандрингема хранится огромный кольчужный доспех, подаренный королю Эдуарду VII дхал-пурским магараджей Раной. Она состоит из больших железных и медных плоских склепанных колец, выложенных шевронным узором. Края покрывала отделаны тесьмой. Подкладка отсутствует, возможно, доспех накладывался поверх стеганой попоны артак и каджам. По форме кольчуга напоминала треугольник с тупым концом.

    Вместе с кольчугой находится шамфрон с обширной плоской пластиной для морды и широкими нащечниками, присоединенными на петлях. Отверстия для глаз небольшие, они вырезаны по краям как лицевых, так и нащечных пластинок. Вдоль нижнего и верхнего края свисали ряды остроконечных бубенчиков, с каждой стороны носа приделаны трубки для свисавших пучков волос, над бровями приклепана трубка для перьев. Хотя доспех датирован XIX в., мне все же кажется, что он относится к более раннему периоду.

    Последний образец кольчуги для лошади из двух секций находится в Тауэре. Кольчуга отделана пуговицами и круглой проволокой, а также решетчатыми медными соединениями. Она состоит из капюшона с отверстиями для глаз и ушей, центральным отверстием для головного плюмажа, который прикреплялся снизу к узде, и подхвостника. Капюшон изготовлен явно по образцу шеврона, подогнан к кольчуге, располагаясь в центре гривы, его боковые части свисают, защищая плечи.

    Все части наложены на красную материю, отделанную по краям темно-красным бархатом и зеленой шелковой бахромой, внутренняя часть сделана из набивного вощеного ситца. Доспех изготовлен в Лахоре в конце XVIII – начале XIX в.

    Доспехи для слонов

    К сожалению, индийцы слишком полагались на слонов. Хотя вначале они и вызывали страх у тех, кто никогда не видел таких огромных животных, их можно было победить. В свое время римляне отыскали способ, как уничтожить карфагенских слонов. В свою очередь, греки и турки вскоре преодолели свой страх перед двигающимися башнями и начали с ними сражаться. С помощью огня удалось посеять панику среди прекрасно обученных боевых слонов. Обезумевшие, трубящие и визжащие от страха животные бросались с поля сражения, растаптывая все, что попадалось им на пути. Они сбрасывали со спины солдат и погонщиков, давили построившиеся в боевой порядок войска, продвигавшиеся тесными рядами к месту боя.


    Рис. 58. Слон в доспехах, рисунок из «Китаб-и-Чингиз-намэ», датируется 1196 г. (библиотека Гулистана, Тегеран)


    Мусульманские завоеватели Индии, сами потерпевшие поражение от индийских армий и полчищ слонов, были потрясены движущимися «танками», оснастили свою армию этим «оружием» и сами поражали врагов, не обладавших ими. Число использовавшихся индийцами слонов, по разным оценкам, составляло от трех до шести тысяч.

    Доспехи для слонов обычно изготавливались из кожи, а бивни животных защищались металлическими наконечниками. Обычно на слоне находились погонщик (махут) и два или три воина, вооруженных луками, дротиками и длинными копьями, с помощью которых могли сражаться с окружавшими их врагами.

    На миниатюрах нередко встречается изображение слона, на котором сидят махут и воин в доспехах. Воин сидит на спине слона, широко расставив ноги, вокруг его бедер обернута упряжь, перед ним находится подставка для оружия. На слона надеты доспехи из ткани или кожи, чешуйчатые или пластинчатые покрывала встречаются редко. На миниатюре из «Книги Чингисхана» изображен слон в шамфроне и полном доспехе из изысканно исполненных чешуек, на других же многочисленных батальных сценах слоны не имеют доспехов.

    Подобные изысканные железные приспособления, возможно, не были широко распространены, иначе большинство из них сохранилось бы. Находясь в Индии, я слышал рассказы о том, что доспехи сохранились в государственных арсеналах, но, к сожалению, ничем не могу их подтвердить. В описаниях упоминают шамфроны, но о полных доспехах сведений нет.

    Находящийся в Тауэре доспех для слона происходит из замка Повис. Считается, что лорд Роберт Клайв захватил его во время битвы при Плесси в 1757 г. Доспех состоит из шамфрона, закрывающего голову и половину хобота слона, с клапанами для ушей и круглыми отверстиями для глаз и отверстий против чувствительных точек на черепе, касаясь которых анком махут управлял слоном.

    Доспех составлен из вертикальных колонок горизонтальных чешуек, соединявшихся кольчугой, щитки для защиты ушей и концов хобота по краям отделаны медным бордюром. В центре лицевой части располагался тяжелый литой бронзовый щит с нарезным отверстием для султанов. Романтики писали, что перед боем в него устанавливалось металлическое острие, но на самом деле, как видно на миниатюрах, там размещались втулки с волосяными кисточками.

    Для защиты нежного горла слона применялись две большие пластины, вырезанные таким образом, чтобы их можно было обернуть с каждой стороны шеи и затем закрепить с помощью колец и завязок, проходивших в центре передней части. Так же как и две другие большие боковые прямоугольные панели, они доходили до самых передних ног слона. Боковые панели скреплялись с грудинными секциями с помощью завязок и колец, ряд мощных ремней позволял закрепить их на спине. Недостающие две секции, скорее всего, покрывали переднюю часть животного, на их существование указывает наличие колец на приподнятых концах боковых панелей.



    Рис. 59. Сингальские щиты: а – щит, воспроизведенный по фреске XVII в., находящейся в Риди-Вихал, Курунегал; б – щит, воспроизведенный по фреске XVII в., находящейся в Кабал-а-Лена; в – щит с одной петлей; г – щит с двумя петлями; д – внутренняя сторона кожаного щита телохранителя последнего правителя Цейлона с двойным захватом (вид спереди и разрез); е – серебряный щит, преподнесенный Левук Диссавой Маха Саман Девали, Ратнапур; ж – кожаный щит с медными гвоздями и двойным захватом из Дераньяголы (Коломбийский музей)


    Секции доспехов для тела конструировались из традиционных вертикальных полос, состоявших из чешуек и пластинок, временами пары рядов прерывались квадратными рамочными пластинами, между которыми находились сплошные ряды. Квадратные пластинки украшались чеканкой в виде изображения слонов, павлинов, рыб и стилизованных цветов. Чтобы металл не натирал чувствительную кожу слонов, все доспехи имели подкладку из хлопчатобумажной ткани. Такие доспехи изготовлялись в единичных экземплярах для боевых слонов правителя. Общий вес доспеха, изготовленного в XVII в., превышает двести килограммов.

    Цейлон

    На Цейлоне доспехи использовались в основном во время церемоний. В книге Дераньяголы «Сингальское оружие и доспехи» (1942), единственном иследовании по данному вопросу, показано, что обычно сингальские воины использовали только щиты (рис. 59). Свои выводы он основывает на описании ряда авторов и в доказательство цитирует де Кейроса (1688), который отмечает: «Они не использовали в бою доспехи, поскольку считали, что, надевая их, воины демонстрируют свою слабость и страх перед противником».

    В хрониках Махавамсы описано, как во время вторжения в Индию армии царя Паракрамы Баху I для защиты высаживающихся на берег воинов использовались большие щиты, устанавливавшиеся по бортам лодок. В 200 г. до н. э. боевые слоны защищались одеяниями из кожи буйвола. В XII в. солдаты правителя Гаджа Баху носили одеяния, «выделанные из железа и шкуры оленя».

    На древних скульптурах изображены воины с цепями, пересекавшими их обнаженные туловища, с браслетами на предплечьях и в верхней части рук. Скорее всего, они выполняли не защитные, а чисто декоративные функции. На некоторых фресках XVII в., кроме того, видны и кольца цепей, свисающих с плеч с той или иной стороны головы, сбоку, в области шеи, размещались металлические диски. И снова повторим нашу версию: все эти изделия служили для украшения, а не для защиты.

    Носили и ножные латы (поножи), закреплявшиеся одним или двумя ремнями. Возможно, как и доспехи римских гладиаторов, состоявшие из щита и поножей, они должны были защищать конечности от стремительных ударов, наносимых под щитом. Кольчуги также не имели широкого распространения.

    Во время пышных парадов могли использовать одеяние, изготовленное для последнего правителя (1815), его продали на аукционе в 1820 г. Оно состояло из богато отделанной чеканкой позолоченной кирасы, защищавшей туловище от шеи до талии. Она была украшена рубинами и изумрудами. Сюда же входили наколенники, кольчужная рубаха, складчатый золотой воротник для шеи и плеч, украшенные бриллиантами, рубинами и изумрудами налокотники, близкие по устройству к наручам. Довершал наряд массивный золотой пояс с рубинами и сапфирами.

    Большие щиты назывались palanga, меньшие по форме – palisa или paliha. На скульптурах в Анурадхапуре показаны щиты как в форме сердец, так и небольшие круглые щиты. На каменной плите XV в. видны огромные стоячие щиты, достигавшие плеча воина. Небольшие прямоугольные щиты представлены на каменных и костяных резных изделиях XVI в. Щиты оснащались одной или двумя петлями для захвата.

    Обычно для изготовления щитов использовалось дерево гадумба, снаружи и изнутри щит покрывался слоновьей шкурой. Иногда вместо нее применяли кожу буйвола (sambhur). Шкуру очищали и приклеивали к щиту, а затем покрывали лаком, металлическими, свинцовыми или серебряными накладками. Изготавливались щиты и из коры дерева, иногда они покрывались свинцом, который мог противостоять рубящему удару сабли противника. В музее Канди хранится щит из коры эллиптической формы, размером четыре на три фута. Около 1815 г. он принадлежал Араувевеле Нилане. Щиты из коры и лозы обычно использовались для заграждений, но иногда применялись и во время битв. Экземпляры, отделанные серебром, входили в парадные доспехи воинов.

    Филиппины

    Население Филиппин, прежде всего те племена, которые занимались пиратством, например моро, использовали различные типы доспехов от примитивных накидок из шкур и коры деревьев до сложных конструкций из роговых и железных пластин. Множество изображений доспехов моро всех типов приводится в монографии Г.С. Стоуна «Справочник по устройству, отделке и использованию наплечников и доспехов» (1934).

    В 1565 г. Филиппины захватили испанцы, но арабы жили здесь задолго до этого и сумели обратить большинство населения в ислам. Именно от них моро получили первые образцы доспехов, о чем свидетельствуют изображения прекрасно вооруженных воинов в доспехах, изготовленных из рога и меди.

    Нередко чешуйчатые и пластинчатые доспехи моро определяют как индийские, китайские и даже японские. Однако они имеют явные отличия: их изготавливали из бронзовых чешуек и пластинок из рога кабау или только из бронзы. Точно так же, как и другие чешуйчатые и пластинчатые доспехи, о которых уже шла речь, пластинки располагались вертикальными полосами от шеи и плеч к талии, как спереди, так и сзади. Воротник и короткие рукава, четко обозначенная линия талии, «выложенная» чешуйками, определяли прямой силуэт рубахи. Рубаха распахивалась спереди и застегивалась на груди крючками на шарнирах, входивших в специальные отверстия на противоположной стороне.

    Пластины различаются по величине, металлические значительно больше тех, что изготавливались из рога, на них нанесен орнамент из серебристого или белого металла. На талии спереди и по бокам располагались большие пластины, сужающиеся к одному концу. Доспехи из роговых пластинок изготавливались по такой же схеме, но обычно делались из меньших по размеру пластинок, которые лучше прилегали к телу. Все пластинки соединялись кольцами из прочной медной проволоки.

    Возможно, древнейшим типом шлема, изготовленного из пластин, и кольчуги является простая закругленная шапка с роговым венцом, напоминающая западно-индийские образцы. Шея защищалась квадратами и пластинками, иногда они сужались в нижней части. Под испанским влиянием на многих шлемах появился закругленный шпиль на верхушке, напоминающий плюмаж на морионе.

    Большинство шлемов моро изготавливались по образцу испанских морионов и бургонетов, причем последние встречались чаще. Одна разновидность шлема изготовлена из роговых пластинок, прикрепленных к основе из сыромятной кожи. Форма купола близка к конической, имеются широкие изогнутые флероны, часто с проделанными отверстиями, спереди прикреплен шпиль, а сзади нагрудник. Сегменты купола скреплены ротангом, в некоторых местах кожа дополнительно зафиксирована бамбуковыми штырями.

    Бронзовые доспехи моро практически имитируют испанские образцы. Шлемы нередко делались из отдельных литых секций, спаянных вместе. У шлемов типа бургонета имеются правильной формы шарнирные нащечники, они несколько короче, чем европейские оригиналы, и не соединяются под подбородком носителя. В передней части марокканских шлемов прикреплялся плюмаж – возможно, так поступали в соответствии с восточной, а не испанской традицией. Другой плюмаж размещался сзади.

    В XVI в. обычно использовали открытый шлем в виде мориона с закругленными полями и стержнем, размещавшимся у основания купольной части. Возможно, он происходит от кабасета, распространенного в Испании на протяжении XV в. Шлемы входили в состав офицерских доспехов и встречались на испанских кораблях. Моро были знакомы с ним так же, как и с бургонетом. Правда, их использовали реже, поскольку только один образец данной формы известен автору. Это прекрасно сохранившийся экземпляр, находящийся в музее Хорни-мана в Лондоне. Этот шлем совершенной формы изготовлен из тщательно выколоченных пластин, покрытых орнаментом, причем гравированный орнамент также выполнен в соответствии с известными европейскими образцами.

    Находящийся в коллекции майора А.Д.Ф. Уайта шлем из роговых пластинок с ребром и нащечником был сделан по образцу бургонета, хотя форма купола напоминает морион. Как принято, шпиль на верхушке изысканной и экстравагантной формы.

    Другие племена Малого архипелага одевались в куртки или длиннополые одеяния, изготавливавшиеся из кожи, коры и лыка. Шлемы имеют форму низкого конуса, изготавливались из кожи с веревочными завязками.