Глава десятая. Алфавит деревьев (1)

В первый раз я увидел «Beth-Luis-Nion»- алфавит деревьев в «Ogigia» Родерика O'Флаерти. Он напечатал его вместе с «Boibel-Loth»-алфавитом как уникальную реликвию культуры друидов, передаваемую устно от поколения к поколению в течение многих веков. Говорят, в более поздние времена им пользовались только для прорицаний. Состоит он из пяти гласных букв и тринадцати согласных. Каждая буква названа каким-нибудь деревом или кустом:


Beth В Береза
Luis L Рябина
Nion N Ясень
Fearn F Ольха
Saille S Ива
Uath Н Боярышник
Duir D Дуб
Tinne Т Падуб
Соll С Орех
Muin М Виноградная лоза
Gort G Плющ
Peith Р Калина
Ruis R Бузина
Ailm А Пихта[100]
Onn О Дрок
Ura U Вереск
Eadha Е Тополь
dho I Тис

В современном ирландском алфавите буквы по-прежнему называются деревьями и большинство имен совпадает с перечнем O'Флаерти, хотя Т стала утесником, О — ракитником? A — вязом.

Я почти сразу же заметил, что согласные в этом алфавите представляют собой календарь магических деревьев всех времен года, и все деревья фигурируют в европейском фольклоре.

В (Веth)

Первое дерево в алфавите — береза. Березовые ветки используют по всей Европе, чтобы снять путы или отстегать преступников — раньше лунатиков — для изгнания злых духов. Когда Гвион пишет в «Cad Goddeu», что «береза в сражении не столь поспешала», это значит, что побеги березы затвердевают лишь под конец года. (Точно так же он пишет об иве и рябине, ветки которых так же использовались для ритуальных нужд.) Ветками березы по сельскому обычаю прогоняли Духа Прошлого Года. Римские ликторы носили с собой березовые ветки во время введения в должность консулов как раз в это же время года. Береза — это дерево начала. В общем-то, из лесных деревьев, если не считать таинственной бузины, она распускается первая (первого апреля в Англии, то есть в начале финансового года), а в Скандинавии свежие листочки березы определяют начало сельскохозяйственного года, потому что с их появлением фермеры сеют весной зерно. Первый месяц наступает сразу после зимнего солнцестояния, когда дни начинают понемногу увеличиваться.

Поскольку в алфавите тринадцать согласных, естественно рассматривать месяц-дерево как британский, неписаным законом принятый «лунный» месяц из двадцати восьми дней, как его определил Блэкстоун. Как уже говорилось, в солнечном году тринадцать таких месяцев и еще один день. Цезарь и Плиний отмечали, что друидический год состоит из лунных месяцев, но ни тот, ни другой не определили, что такое лунный месяц, и у нас нет доказательств существования у друидов лунного календаря, в одном месяце которого, грубо говоря, было двадцать девять с половиной дней, а в году двенадцать месяцев и десять с тремя четвертями дней. Календарь Колиньи[101] первого века до нашей эры, один из лунных календарей, не рассматривается больше как календарь друидов. Он высечен латинскими буквами на медной пластине[102] и теперь считается одним из проявлений романизации местной религии во времена Империи. Более того, двадцать восемь дней — это настоящий лунный месяц не только с астрономической точки зрения (то есть исходя из движения луны по отношению к солнцу), но и с мистической, так как Луна, будучи женщиной, имеет менструальный цикл (слово «менструация» связано со словом «луна», moon)[103] в двадцать восемь дней[104]. Календарная система, зафиксированная в календаре Колиньи, была, по-видимому, привезена в Британию римлянами во время похода Клавдия, и воспоминания о прибавленных днях, как отмечает профессор Т. Гвинн Джонс, сохранились в валлийском фольклоре. Однако и в ирландских, и в валлийских мифах стародавних времен «один год и еще один день» — постоянно повторяемое словосочетание, отчего можно предположить, что «Beth-Luis-Nion»-календарь состоял из 364 и еще одного дня. По-видимому, месяц березы начинался 24 декабря и заканчивался 20 января.

L (Luis)

Второе дерево — рябина (дерево жизни). Круг, застеленный бычьими шкурами и огороженный плетнем из рябиновых веток, друиды использовали как последнее средство, чтобы заставить демонов отвечать на трудные вопросы, — отсюда ирландское выражение «идти по ветви знаний», то есть сделать все ради получения информации. Рябину довольно часто сажают на Британских островах как защиту от молний и ведьмовства любого рода, например, заколдованную лошадь может привести в чувство лишь рябиновая ветка. В древней Ирландии костры из рябины зажигались друидами противостоящих воинств, и заклинания, которые произносились над ними, должны были призвать духов на помощь в битве. В ирландском сказании о Фраоте ягоды волшебной рябины, которую стережет дракон, могли заменить девять трапез, но также они лечили раненых и добавляли год к жизни человека. В сказании о Диармойде и Грайне ягоды рябины вместе с яблоками и орехами описаны как пища богов. «Пища богов», вероятно, предполагает, что табу на красную еду возникло из табу на поедание мухоморов, ибо поганые грибы, судя по греческой поговорке, которую цитировал Нерон, были «пищей богов». В Древней Греции вся красная еда — омар, бекон, барабулька, лангуста и красные ягоды и фрукты — была запрещена, кроме как во время праздников в честь мертвых. (Красный цвет — цвет смерти в Греции и Британии в бронзовом веке: красная охра была обнаружена в захоронениях эпохи мегалита в горах Пресцелли и на равнине Солсбери.) Рябина — дерево оживляющее, стимулирующее. Его ботаническое название Fraxinus или Pyrus, Аuсuраriа несет на себе печать его колдовского предназначения[105]. Поскольку это дерево стимулирующее, то его можно было также использовать и для противоположной цели. В данайской Ирландии рябиновую палку вонзали в труп, чтобы обезвредить призрак. А в сказании о Кухулине три ведьмы зажарили собаку, сакральное животное Кухулина, на рябиновых ветках, предвещая ему смерть.

Использование рябины для пророчеств объясняет наличие рябиновых зарослей на Рюгене и других янтарных островах Балтийского моря, где когда-то были оракулы, а также отмеченное в «Flora Scotica» (1777) Джона Лайтфута соседство рябины с древними каменными кругами. Второй месяц начинался 21 января и заканчивался 17 февраля. На его середину (2 февраля) приходится важный кельтский праздник — теперь: Сретение. Он знаменовал оживание года и был первым из четырех дней, в которые британские ведьмы справляли свои шабаши. Остальные приходились на канун мая (Вальпургиева ночь), праздник урожая (2 августа) и канун Дня Всех Святых, когда год подходил к концу. Эти дни соответствуют четырем великим ирландским праздникам огня, упомянутым Кормаком, архиепископом Кашеля. В Ирландии и Шотландии 2 февраля — день святой Бригиты, бывшей Белой Богини, оживляющей Тройственной Музы. Связь рябины с огненным праздником Сретения показана в «Книге Баллимота» в огаме Моранна Макмейна: поэтизируя рябину, он называет ее «услаждением глаз, что есть Lisiu, огонь».

N (Nion)

Третье дерево — ясень. В Греции ясень был посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, да и Мелии, или нимфы ясеня, весьма почитались. Согласно Гесиоду, Мелии появились из крови Урана, когда Крон кастрировал его. В Ирландии дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснеха — три из пяти магических деревьев, которые срубили в 665 году нашей эры, утверждая победу христианства над язычеством, — были ясенями. Потомок священного дерева Гривны, тоже ясень, все еще рос в девятнадцатом веке в Киллуре. Он защищал от участи утопленника, и эмигранты, плывшие в Америку после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры. В британском фольклоре ясень — дерево возрождения. Гилберт Уайт описывает в своей «Истории Селбурна», как голых ребятишек проводили на рассвете через расщепленный ясень, чтобы вылечить грыжу. Этот обычай сохранился в отдаленных районах Англии до 1830 года. Палочка друидов с рисунком в виде спирали, найденная недавно в Англси и датируемая началом первого века нашей эры, — тоже из ясеня. Великий ясень Иггдрасиль, посвященный Водену, или Вотану, или Одину, или Гвидиону, уже упоминался в контексте Битвы деревьев и исполнял роль коня. Но Один отобрал дерево у Тройственной Богини, которая, как три норны из скандинавской легенды, вершила под ним суд. Посейдон, сохранив свою власть над лошадьми, стал еще богом морестранников, когда ахейцы начали плавать по морю; то же случилось и с Воденом после того, как его народ вышел в море. В древнем Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми были и прутья для понукания лошадей, разве что порой пользовались грозным тисом. Злость ясеня, о которой упомянул Гвион, заключена во вреде его тени для травы и хлебов. Зато тени ольхи, наоборот, колосья хорошо растут. Ясень — дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Другое имя Ведена, Игг (Iggr), от которого произошло Иггдрасиль (Igdrasill), несомненно, связано с hydra, по-гречески «море» (если точно, «нечто мокрое»). Третий месяц — это месяц паводков, начинается он 18 февраля и заканчивается 17 марта. В эти три месяца ночи длиннее дней, и солнце все еще считается во власти Ночи. Этруски из-за этого не рассматривали их как часть священного года.

F (Fearn)

Четвертое дерево — ольха, дерево Брана. В Битве деревьев ольха сражалась в переднем ряду, что говорит о положении буквы Р как одной из пяти первых согласных букв в «Beth-Luis-Nion» и «Boibel-Loth»-алфавитах. В ирландской «Песне лесных деревьев»[106], считающейся творением Ойсина, ольха описана как «самая воинственная колдунья из всех, как дерево — самое горячее в битве»[107]. Хотя ольху плохо жечь в костре, так же как иву, тополь и орех, ее очень ценят за древесный уголь, а ее связь с огнем очевидна в «Сказании о Бранвен», где Гверна (ольху), сына сестры Брана, сжигают в костре. В сельских районах Ирландии за рубку священной ольхи можно поплатиться сожженным домом. Ольха также защищает от разрушающей силы воды, ее немного клейкие листочки дольше других сопротивляются зимним дождям, а сама древесина не гниет очень долго, если из нее сделать сосуды для воды или сваи. Биржа в Венеции стоит на сваях из ольхи, подобно нескольким средневековым соборам. Римский архитектор Витрувий говорит, что ольха была использована для гатей в болотах в Равенне.

Связь Брана с ольхой в этом смысле показана в «Сказании о Бранвен», где свинопасы (пророчествующие священнослужители) короля Ирландии Матолуха видят лес в море и не могут понять, что бы это значило. Бранвен говорит им, что это флот Брана Благословенного идет отомстить за нее. Корабли встают на якорь недалеко от берега, и Бран идет вброд, перенося на руках свои богатства и своих людей. Потом он ложится мостом на реке Линон, хотя она защищена магической силой, а сверху на него кладут доски. Другими словами, сначала пристань, а потом мост были построены из ольховых досок. О Бране сказано: «Ни в каком доме ему не поместиться». На загадку: «Чего не может вместить никакой дом?» — ответить легко: «Сваи, на которых он стоит». Самые давние европейские дома строились на ольховых сваях на берегах озер. С одной стороны, «поющая голова» Брана-мумифицированная пророчествующая голова священного царя, с другой — «голова» (верхушка) ольхи. Из зеленых ольховых веток хорошо делать свистульки, и, если верить моему другу Рикардо Сикре-и-Керда, мальчишки долины Керданье в Пиренеях обычно просят по-каталонски:

Бернг, Бернг, вылезь из кожи скорей,
Чтобы свистеть тебе веселей.

Это повторяют, пока ивовым прутиком бьют по коре, чтобы она отошла без повреждений. Бернг (или Вернг на сходном языке Майорки) — все тот же Бран. Вызов Бернгу делается как будто от лица богини ивы. Использование ивы вместо веточки той же ольхи позволяет предположить, что ведьмы свистели в свистульки, призывая ветры, особенно северный ветер. Однако точно таким же способом делаются и музыкальные дудки с несколькими дырками, и следовательно, поющая голова Брана, — свирель из ольхи. В Харлехе, где голова пела семь лет, река бежит мимо горы, и, похоже, это место как нельзя лучше подходило для священной рощи. Возможно, легенда об Аполлоне, победившем Марсия, — отголосок отделения коры от ветки ольхи, когда делают флейту.

Из ольхи в древней Ирландии изготовляли сосуды для молока и другую утварь, отсюда ее поэтическое название в «Книге Баллимота» — Соtеt lachtа (стерегущая молоко). Эта связь Брана- Крона, ольхи, с Реей-Ио, белой луной-коровой, очень важна. В Ирландии Ио называли Glas Gabnach (зеленая пустышка), потому что, хотя она проливала молоко в реки, у нее никогда не было теленка. Ее похитил в Испании летающий карлик-кузнец Гавида; в сопровождении семи его сыновей (по одному на каждый день недели) она обегает в один день всю Ирландию и дала имя Bothar-bo-finne (дорога белой коровы) Млечному Пути. Согласно «Делам великой Академии бардов», ее убил Гуойре по требованию жены Сеанхана Торпеста, а в «Истории Ирландии» сказано, что она была отомщена в 528 году нашей эры. Диармойд, король Ирландии, был убит своим старшим сыном за то, что погубил другую священную корову.

Связь Брана с Западным океаном доказывает Саеr Вrаn, — название одного из самых западных холмов в Британии, который находится как бы на Краю Земли.

В греческих и римских мифах ольха упоминается редко, очевидно, потому что была вытеснена как пророчествующее дерево дельфийским лавром. Однако в «Одиссее» и «Энеиде» есть две важные ссылки на нее. В «Одиссее» из трех деревьев воскрешения, которые растут в роще на блаженном острове Огигия вокруг пещеры Калипсо, дочери Атланта, ольха называется первой (еще тополь и кипарис), и здесь вьют гнезда болтливые морские вороны (сакральные птицы Брана в Британии), соколы и совы. Это объясняет предложенную Вергилием версию метаморфозы сестер солнечного героя Фаэтона. В «Энеиде» он говорит, что, оплакивая своего брата, они превратились не в тополиную рощу, как у Еврипида и Аполлония Родосского, а в ольховую рощу на берегах реки По, — по-видимому, еще на одном райском островке. Греческое название ольхи — сlethra, обыкновенно соотносимое с сlеio (я закрываю, я ограничиваю). Объяснить это можно скорее всего тем, что ольховые рощи словно прятали героя на острове оракула, ибо росли по всему берегу. Полагаю, эти острова первоначально были речными островами, а не морскими.

Ольху любят за то, что она дает три замечательные краски: красную можно получить из коры, зеленую — из цветов и коричневую — из молодых веточек; эти три цвета символизируют огонь, воду и землю. В «Словаре» Кормака, который относится к десятому веку, ольха называется ro-eim, что переводится как «та, что красит красным лицо». Из этого можно сделать вывод, что «краснолицые герои» валлийских «Триад», — они же священные короли, — связаны с культом ольхи Брана. Одна из причин обожествления ольхи заключается в том, что, когда ольху срубают, древесина, сначала белая, становится красной, словно истекает кровью, как человек. Зеленая краска ассоциируется с зелеными одеждами фей в британском фольклоре. Если рассматривать фей как уцелевших представителей изгнанных в горы и леса племен, то зеленый цвет их одежд можно объяснить как защитный. В средние века преступники и лесничие тоже одевались в зеленое. Зеленая краска пришла из далекого прошлого. Однако в первую очередь ольха — огненное дерево, которое имеет власть защитить землю от воды, и ольховая ветка, благодаря которой Бран был узнан в Саd Goddeu, — это знак воскрешения, ибо почки на ней расположены в виде спирали. Ну а уж спираль и вовсе древняя. Самые ранние шумерские святилища являются «домами духов», подобно тем, что есть в Уганде, и они защищены спиралевидными столбами.

Четвертый месяц начинался 18 марта, когда зацветала ольха, и заканчивался 14 апреля, и его отличительная черта — осушение весенним солнцем потоков из растаявшего снега. На этот же период приходится весеннее равноденствие, когда дни становятся длиннее ночей и солнце обретает силу. Выражаясь поэтически, если ясени — это весла и каркас плетеных из ивняка лодок, в которых Дух Года перевозят на сухую землю, то ольха — это сваи, поднимающие дома над потоками растаявшего снега. Феарн (Бран) — в греческой мифологии царь Фороней, правитель Пелопоннеса, которому поклонялись как герою в Аргосе, как будто им основанном. Гелланик Лесбосский, просвещенный современник Геродота, описывает его как отца Пеласга, Иаса и Агенора, которые поделили между собой его царство после его смерти, другими словами, поклонение ему в Аргосе было очень давним. Павсаний, посетивший Аргос, пишет, что Фороней был супругом Кердо (Белая Богиня в качестве Музы), а его отцом был речной бог Инах, матерью же — нимфа Мелия (ясень). Поскольку ольха наследует ясеню в календаре деревьев и растет обычно на берегу реки, это вполне разумная родословная, Павсаний отождествляет Форонея с Феарном, ибо не принимает во внимание легенду о Прометее и делает из Форонея изобретателя огня. Гигин называет его мать «Аргия» (Argeia), то есть «ослепительно белая», — опять Белая Богиня. Итак, Фороней, подобно Брану и другим священным царям и королям, был рожден, взят в мужья и умерщвлен Белой Богиней: его убийцей была богиня смерти Гера Аргия, которой, как говорят, он первый принес жертвы. Фороней, таким образом, является Fearineus, богом весны, которому ежегодные жертвы приносились на горе Крона в Олимпии во время весеннего равноденствия[108]. Его поющая голова напоминает об Орфее, чье имя, вероятно, является укороченным от Orphruoeis (растущий на берегу реки), то есть «ольха».

В некоторых местах Средиземноморья заменой ольхи является кизил. Его латинское название cornus происходит от соrniх, то есть вороны, сакральной птицы Сатурна или Брана, которая кормится его красными «вишнями», как гомеровская свинья Цирцеи. Овидий связывает его со съедобным дубом, поддерживавшим силы людей во времена Сатурна. Подобно ольхе, кизил дает красную краску и считался священным в Риме, где полет кизилового копья Ромула определил место будущего города. В середине марта кизил цветет белыми цветами.

S (Saille)

Пятое дерево — ива, которая в Греции являлась священным деревом Гекаты, Цирцеи, Геры и Персефоны (то есть всех связанных со смертью ипостасей Тройственной Лунной Богини) и очень почиталась колдуньями. Как коротко пишет Калпепер в своем «Полном гербарии»: «Луна владеет ею». Ее связь с колдуньями так сильна в Северной Европе, что слова witch (колдунья, ведьма) и wicked, (нечистый) произошли от одного древнего слова, обозначавшего иву, которое, кроме того, дало wicker (ветки для плетения). «Ведьминское помело» в английских деревнях все еще делается из веток ясеня, березы и ивы. Береза нужна, потому что отгоняет злых духов, застревающих в метле, ясень — чтобы не утонуть (ведьма совершенно беззащитна, если у нее отобрать помело и бросить ее в воду), а ива — в честь богини Гекаты. Человеческие жертвоприношения друидов совершались при полной луне и в ивовых корзинах, а кремниевый нож был выточен в форме ивового листа. Ива (helice — по-гречески, salix — на латыни) дала имя Геликону, жилищу девяти муз, участвующих в оргиях жриц богини луны. Похоже, что Аполлон сменил Посейдона в качестве предводителя муз, равно как и в качестве стража дельфийского оракула, ибо роща на Геликоне все еще была посвящена ему в классические времена. Согласно Плинию, ива росла около пещеры на Крите, в которой родился Зевс, а комментируя изображения на монетах критской Гортины, А. Б. Кук в «Зевсе» предлагает считать, что Европа, которая показана сидящей на иве, держащей в руках ивовую корзинку и занимающейся любовью с орлом, не только Еиr-оре (та, что с широким лицом), то есть полная луна, но и Еи-rоре (та, что из цветущих ивовых веток), то есть Гелика, сестра Амалфеи. Если ветку ивы носили на головном уборе как знак отвергнутой любви, то это, по-видимому, имело смысл как амулет против ревности богини луны. Ива — ее священное дерево по многим причинам: это дерево больше всех остальных любит воду, а богиня луны властна над росой; ивовые листья и кора, из которых производится салициловая кислота, лучше всего борются с ревматическими судорогами, которые прежде считались ведьминским наваждением. Главная оргиастическая птица богини — вертишейка[109], или змеешейка, или подруга кукушки, мигрирующая весной, шипящая, как змея, умеющая лежать на ветке, поднимающая в гневе хохолок, крутящая шеей, откладывающая белые яйца, поедающая муравьев и имеющая знаки в виде буквы «V» на перьях, подобные знакам на чешуйках таинственных змей в Древней Греции. Она всегда гнездится на ивах. Более того, liknos, или корзина-веялка, тоже делалась из веток ивы. Примерно в таких веялках, «ситах», как ведьмы Северного Бервика признавались королю Иакову I, они отправлялись в море на свои шабаши. Знаменитая греческая картина Полигнота, что в Дельфах, показывает, как Орфей получает дар удивительного красноречия, трогая ветки и стволы ивы в роще Персефоны. Сравните это с тем, что сказано в «Песне лесных деревьев»: «Не жгите иву, священное дерево поэтов». Ива — дерево колдовское и пятое по счету. Число пять (V) — священное число римской богини луны Минервы. Месяц начинался 15 апреля и заканчивался 12 мая, и первый день мая, известный оргиастическим праздником и обладающей колдовской силой росой, приходился на его середину. Возможно, что обычай носить ивовые ветки в вербное воскресенье, которое бывает в начале апреля, — традиционно определяет начало ивового месяца.

Н (Uath)

Шестое дерево — боярышник, который получил свое название от месяца мая[110]. В общем-то, это несчастливое дерево, и имя, под которым оно появилось в «Irish Brehon Laws», sceith, очевидно связано с индоевропейским корнем sceath или sceth, означающим «вред». Отсюда — английское scathe и греческое a-scethes (невредимый). В Древней Греции, как в Британии, это был месяц, в который люди одевались в старые одежды, — обычай, зафиксированный в поговорке: «Заплату пришивать — май пугать», означающей «не надо надевать новую одежду в несчастливый месяц», и совсем необязательно, что это имеет отношение к переменчивой английской погоде. Подобная поговорка существует и в Северной Испании, где после Пасхи погода устойчивая. В мае воздерживались и от сексуальных отношений: это объясняет, почему май считается несчастливым месяцем для свадеб. В Греции и Риме в мае приводились в порядок храмы и отмывались изображения богов, то был месяц подготовки к летнему празднику. Греческая богиня Майя, хотя в английской поэзии она предстает «вечно прекрасной и юной», взяла свое имя у mаiа (бабушка). Она была злой колдуньей, чей сын Гермес провожал души в ад. А на самом деле она была Белой Богиней, которая под именем Кардеи, как уже говорилось, колдовала боярышником. Греки старались умиротворить ее на время свадьбы, поскольку считалось, что свадьбы богиня ненавидит, и делалось это с помощью пяти факелов из боярышника и цветов боярышника до того, как начинался несчастливый месяц.

Плутарх в «Римских вопросах» спрашивает: «Почему римляне не женятся в мае?» И сам же отвечает: «Разве не причина то, что именно в этом месяце они более всего озабочены чистотой?» Он объясняет, что именно в мае куклы под названием argeioi (белые люди) бросались в воду как приношение Сатурну. Овидий в «Fasti» рассказывает о предсказании жрицы Юпитера по поводу замужества его дочери: «До июньских ид (до середины месяца) нет удачи невестам и женихам. Пока мусор из храма Весты не будет унесен в море желтым Тибром, я сама не буду чесать волосы, которые я отрезала в знак траура, не буду подстригать ногти и не буду спать с моим мужем, хотя он — жрец Юпитера. Не спеши. Твоей дочери куда больше повезет с замужеством, когда костер Весты загорится в очищенном очаге». Несчастливые дни заканчивались 15 июня. В Греции несчастливый месяц начинается и заканчивается немного раньше. Если верить Созомену из Газы, религиозному историку пятого века. Терпентинная ярмарка в Хевроне происходила в это время и предполагала те же табу на одежду и половые сношения, а также очищение и отмывание всех священных предметов.

В валлийской мифологии боярышник появляется как злой вождь великанов Аспатаден Пенкаур, отец Олвен (та, с белыми следами) — еще одно имя Белой Богини. В «Сказании о Килхухе и Олвен» (Килхух означает «тот, кто найден в норе свиньи») великан всеми способами старается помешать женитьбе Килхуха на Олвен и требует сначала тринадцать сокровищ, которые невозможно обрести. Великан живет в замке, охраняемом девятью привратниками и девятью сторожевыми псами, что является еще одним доказательством значительности табу на женитьбу в месяц боярышника.

Выкорчевывание старого боярышника связано в Ирландии с великой опасностью. О двух случаях рассказывает «Фольклор Британских островов» Э. М. Халла. В результате можно потерять весь скот, всех детей и лишиться всех денег. В содержащем богатый фактический материал исследовании «Исторические терны на Британских островах» мистер Воан Корниш пишет о священных боярышниках, растущих возле источников в гаэльских провинциях. Он приводит в качестве примера «терн святого Патрика» в графстве Уиклоу: «Верующие пришли 4 мая, погуляли, как положено, вокруг источника и повесили на ветки лоскуты из своих одежд». Он добавляет: «Это был день святой Моники, но я не понимаю, что все это могло значить». День святой Моники соответствует 15 мая по старому стилю, праздновали тогда начало месяца боярышника. Одежду рвали на лоскуты в знак траура и для умиротворения.

Боярышник, таким образом, — дерево воздержанности. Месяц начинается 13 мая, когда боярышник только зацветает, и заканчивается 9 июня. Использование боярышника в честь богини Кардеи как утверждение аскетизма должно, таким образом, отличаться от того, как его использовали позднее в оргиях в честь богини Флоры, и от средневекового английского обычая выезжать майским утром, чтобы рвать боярышник и плясать вокруг Майского Дерева. Боярышник у многих мужчин ассоциируется с особым женским запахом, отчего турки, например, считают цветущую ветку боярышника эротическим символом. Мистер Корниш доказывает, что культ Флоры завезли на Британские острова в конце первого века до нашей эры, во время второго нашествия белгов, добавляя, что гластонберийский терн, который цвел под Рождество (по новому стилю 5 января) и был срублен пуританами во время революции, на самом деле был самым обычным боярышником. Монахи гластонберийского монастыря увековечили его и освятили, видоизменив легенду о посохе Иосифа Аримафейского и терновом венце, чтобы прекратить использование на языческих праздниках цветов боярышника, которые обычно появлялись в канун мая (по старому стилю).

Похоже, что Старый Куст, который рос возле собора святого Давида, был участником оргий и имеет отношение к легенде о таинственном рождении Давида.

D (Duir)

Седьмое дерево — дуб, дерево Зевса, Юпитера, Геракла, Дагды (главного из древних ирландских богов), Тора и всех остальных богов-громовержцев. Иеговы, если это он был Эль, и Аллаха. Царственность дуба не подлежит сомнению. Большинство читателей знакомы с рассуждением сэра Джона Фрэзера в «Золотой ветви», которое касается принесения в жертву немейского царя-дуба в день летнего солнцестояния. Летний праздничный костер обязательно был сложен из веток дуба, огонь Весты в Риме тоже поддерживался дубовыми ветками, да и для обыкновенного костра зажигают обычно дубовое полено. Когда Гвион пишет в «Cad Goddeu»: «Мощный привратник против врага — имя его во всех землях», — он говорит о том, что двери обычно делались из дуба как самого крепкого дерева и «Duir» — имя дуба в «Beth-Luis-Nion» — во многих европейских языках означает «дверь». Достаточно вспомнить древнее гэльское слово dorus, латинское foris, греческое thura, немецкое tur. которые являются производными от санскритского Dwr, да и еврейская «Daleth» (буква D) имеет значение «дверь» (1 поначалу была r). Середина лета — время цветения дуба, который является деревом стойкости и успеха и подобно ясеню, как считается, «притягивает к себе молнию». Его корни уходят в землю так же глубоко, как высоко он поднимается в небо, писал Вергилий, отчего дуб представляется символом бога, законы которого одинаково непреложны для небесного и подземного миров. Бог-ясень Посейдон и бог-дуб Зевс в древности были оба вооружены молниями, но когда ахейцы покорились эолийцам, молния Посейдона превратилась в трезубец, и Зевс единственный сохранил право повелевать молниями. Возможно, пророчествующие дубы стали известны в Греции благодаря ахейцам, ибо ахейцы поначалу советовались с буками, подобно франкам, но так как в Греции буков нет, то они переложили их обязанности на дубы — по принципу близости видов — и назвали их phegos, что, как уже было сказано, ничем не отличается от латинского fagus (бук). Как бы то ни было, пророчествующий дуб в Додоне был phegos, а не drus, и таинственный корабль «Арго», как писал Аполлоний Родосский, построен в основном из дуба. Однако более правдоподобно, что оракул в Додоне существовал прежде прихода ахейцев, и Геродот прав, доверяя египетским жрецам, утверждавшим, что связанные с черной голубкой и пророчествующим дубом культы Зевса в Аммоне в Ливийской пустыне и культ Зевса в Додоне — одного времени. Профессор Флиндерс Питри пишет о связи культов Ливии и Греции, уходящей в третье тысячелетие до нашей эры. Дуб Аммона принадлежал племени гарамантов, и греки знали их прародителя Гараманта как «первого из людей». Зевс из Аммона был своего рода Гераклом с головой барана, подобным Осирису с головой барана и Амону-Ра, богу солнца с головой барана из египетских Фив, откуда, как говорит Геродот, черные голуби летали в Аммон и Додону.

Месяц, взявший имя у бога-дуба Юпитера, начинался 10 июня и заканчивался 7 июля. Посередине день святого Иоанна — 24 июня, то есть день, в который царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву. Кельтский год был поделен надвое, и вторая половина начиналась в июле, очевидно, после семидневного оплакивания, или поминального пира в честь царя-дуба.

Сэр Джеймс Фрэзер, подобно Гвиону, указывает на похожесть слов «дверь» во всех индоевропейских языках и представляет двуликого Януса как «мощного привратника». Тем не менее, он, как обычно, не доводит доказательство до конца. Duir как бог месяца дуба смотрит на две стороны, потому что он находится между двумя половинами года, что делает его похожим на бога-дуба Геракла, который после смерти стал привратником в доме богов. Возможно, его правомерно идентифицировать с британским богом Хлиром, или Хлитом, или Нитом, богом моря, то есть богом морских людей бронзового века. Он был отцом Крайтилад (Корделии) как одной из ипостасей Белой Богини, ибо, как писал Гальфрид Монмутский, гроб Хлира в Лейстере находился в склепе, воздвигнутом в честь Януса. Гальфрид пишет:

А Кордейла, дочь Леира[111], взяв в свои руки бразды правления, погребла отца в подземелье, которое приказала соорудить под рекой Сорой, в городе Легецестрии. Это подземелье было посвящено двуликому Янусу. Все городские ремесленники приступили к работам над этим сооружением, которое было завершено лишь по прошествии года, нак нуне торжеств в честь упомянутого божества.

((Гальфрид Монмутский. «История бриттов». — М., 1984, с. 25))

Поскольку Хлир был богом доримского времени, то очевидно, что он покровительствовал Новому году и тоже был двуликим, как Янус. Однако кельтский год начинался летом, а не зимой. Гальфрид не указывает, когда был поминальный пир, но, похоже, — в конце июня.

Старые «поминки», английские сельские ярмарки, проходили обычно между мартом и октябрем, в зависимости от дня местного святого. «К Банберийской ярмарке поспевали рожь и клевер, а к Ренберийской ярмарке — ранние яблоки». («Английский словарь диалектов».) Однако поначалу они все проходили в праздник урожая, то есть между сенокосом и уборкой хлеба. К тому, что эти праздники были поминками по мертвому королю, я еще вернусь в главе семнадцатой. Англо-саксонская форма Lughomass (то есть служба в честь бога Луга, или Хлеу), была hlaf-mass (то есть хлебная служба), имевшая отношение к уборке урожая и убийству хлебного короля.

Я считаю, что именно к Хлиру как к Янусу относится последнее из пророчеств Мерлина перед языческим королем Вортегирном и его друидами, о котором пишет Гальфрид Монмутский[112]:

Не будет больше священнослужителей у Януса. Закроется его дверь и останется закрытой в Ариадниных щелях.

Другими словами, древняя религия друидов, основанная на культе дуба, будет сметена христианством, и дверь, то есть бог Хлир, будет забыт в крепости Арианрод, Corona Borealis.

Теперь легче понять связь Януса и Белой Богини Кардеи, которая упомянута в главе четвертой как богиня дверных петель из Альба Лонга в Риме. Она была петлей, на которой держался год, древний римский год, а не год этрусков, и ее великое значение осталось в латинском прилагательном cardinalis (как мы и говорим — кардинальное значение), которым определялись, в частности, четыре главных ветра, ибо ветры числились в непосредственном подчинении у Великой Богини вплоть до античности. Кардея властвовала над Небесной Петлей за спиной Северного ветра, вокруг которой, как объясняет в «De Re Rustica» Варрон, вращается мельничный камень вселенной. Эта концепция самым простым образом высказана в северной «Эдде», где великанши Фенья и Менья, поворачивающие огромный мельничный жернов Гротти холодной полярной ночью, выступают в качестве Белой Богини, то созидающей, то разрушающей. Порой в северной мифологии Богиня имеет девять ипостасей: девять великанш, которые все вместе считались матерями героя Рига, или Хеймдалля, изобретателя северной социальной системы, крутили космическую мельницу. Вероятно, поначалу Янус не был двуликим и перенял эту свою особенность у Богини, к которой во время карменталии, то есть праздника в честь Карменты в начале января, обращались как к «Постворта и Антеворта» (той, что смотрит вперед и назад). Однако Янус с длинными волосами и с крыльями появляется на древнем статире Маллоса, критской колонии в Киликии. Он отождествлен с солнечным героем Талом, и на той же монете есть голова быка. На схожих монетах конца пятого века до нашей эры он держит в руке диск с восемью лучами и спираль бессмертия вьется над его двойной головой.

Сейчас, наконец, я смогу привести последние аргументы в отношении крепости Арианрод и «кружения неподвижного между тремя элементами». Священного короля-дуба убивали в середине лета, и он отправлялся в Corona Borealis над которой властвовала Белая Богиня, как раз тогда погружающуюся за северный горизонт. Однако из песни, приписываемой Аполлонием Родосским Орфею, мы знаем, что королева крутящейся вселенной Эвринома, или Кардея, была тождественна Рее с Крита, следовательно, Рея жила на оси мельницы, крутясь, но не двигаясь, как и на Млечном Пути. Следовательно, можно предположить, что в более поздней мифологической традиции священный король отправлялся служить ей на мельнице, а не в крепости или замке, вот и ослепленный Самсон вращал мельничный жернов в темнице по воле Далилы.

Еще одно имя мельничной богини — Артемида Каллисто (прекраснейшая), которой в Аркадии была посвящена медведица, а в Афинах во время праздника Артемиды Бравронии две девочки десяти и пяти лет, одетые в шафранно-желтые одежды в честь луны, изображали сакральных медведиц. Большая Медведица и Малая Медведица остались в названиях двух созвездий, которые крутят мельничный жернов. На греческом языке Большая Медведица Каллисто еще называлась Helice, что означает одновременно «та, которая поворачивает» и «ивовая ветка» — как напоминание об иве, посвященной той же богине.

Свидетельство, которое я приводил, когда говорил о Гвине в конце главы шестой, подтверждающее, что культ дуба пришел в Британию с Балтики между 1600 и 1400 годами до нашей эры, заставляет предположить, что «Beth-Luis-Nion»-алфавит, в котором дуб — главное дерево, был создан не ранее 1600 года до нашей эры, хотя рябина, ива, бузина и ольха, возможно, и прежде использовались в сакральных целях. Гвин (белый), сын Хлира или Хлита, похоронен в дубовом гробу в виде лодки из почтения к его отцу: он был кем-то вроде Осириса (его соперник Виктор, сын Зноя, напоминает Сета) и отождествлялся с королем Артуром. Его имя дало приставку Win множеству названий старых городов Британии.

Т (Тinne)

Восьмое дерево — падуб, который цветет в июле. Падуб впервые появляется в ирландском «Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре». Зеленый Рыцарь — это бессмертный великан с дубинкой из падуба. Он и сэр Гавейн, который в ирландской версии появляется как Кухулин, типичный Геракл, заключают соглашение, что по очереди обезглавят друг друга в день середины зимы и середины лета, — но рыцарь-падуб жалеет короля-дуба. В «Женитьбе сэра Гавейна», балладе Робин Гуда, король Артур, обосновавшийся в Карлайле, говорит:

…Когда болото я прошел,
То встретил даму,
Она в одеждах алых там сидела
Меж падубом и дубом.

Эта дама, имя которой не названо, была богиней Крайтилад, из-за которой в валлийском мифе рыцарь-дуб и рыцарь-падуб будут сражаться каждый первый день мая до самого Страшного Суда. Поскольку в средневековье святой Иоанн Креститель, лишившийся головы в день святого Иоанна, принял все титулы и обычаи короля-дуба, естественно отдать Иисусу как милосердному преемнику Иоанна титул короля падуба. Таким образом, падуб был прославлен больше дуба. Например, в «Гимне падубу»:

Из всех деревьев, что растут в лесу,
Достоен падуб лишь носить корону.

Здесь повторяется утверждение, которое уже встречалось в «Песне лесных деревьев»: «Из всех деревьев падуб лучше всех». В каждой строфе гимна с соответствующим рефреном о «встающем солнце и бегущем олене» некое качество дерева соотносится с рождением или крестной мукой Иисуса: белизна цветка, алый цвет ягод, острота шипов, горечь коры. Holly (падуб) означает holy (святой). И все же падуб, который всегда рос на Британских островах, вряд ли изначально был в алфавите, скорее всего он вытеснил вечнозеленый красный дуб (с которым у него много общего, включая и ботаническое название ilex), появившийся в Британии лишь в шестнадцатом веке. Красный дуб, или кермесоносный дуб, или каменный дуб, — вечнозеленый близнец обыкновенного дуба, и его классические греческие названия — prinos и hysge — сегодня используются и для падуба. У него колючие листья, и на нем кормятся насекомые, красные насекомые, похожие на ягоды (когда-то их считали его плодами); из насекомых этих в древности приготовляли царский пурпур и возбуждающий эликсир. В канонической Библии словом «дуб» иногда переводится «терпентин», а иногда «красный дуб»[113], и эти два дерева представляют священную пару в палестинской религии. Иисуса одевали в багряницу как Царя Иудейского (от Матфея 27:28).

Мы можем рассматривать буквы D и Т как двойников: «Лилейно-белокожие юноши, одетые в зеленые одежды!» — как поется в средневековой песне «Зеленый камыш». D — это дуб, который управляет прибывающей частью года, — священный дуб друидов из «Золотой ветви». Т — это вечнозеленый дуб, который управляет убывающей частью года, кровавый дуб: например, вечнозеленая дубовая роща в Коринфе была посвящена фуриям. Dапп или Тапп (эквивалент Тinпе) — кельтское слово, обозначающее священное дерево. В Галлии и Британии оно обозначало «дуб», в кельтской Германии — «пихту», в Корнуолле glas-tann (зеленое священное дерево) обозначало вечнозеленый каменный дуб, а английское слово «дубить» (to tan) возникло из обычая использовать для дубления его кору. Однако в Италии во время зимних сатурналий земледельцы издревле использовали падуб, а не вечнозеленый дуб. Таннус было имя галльского бога-громовержца, а Тина — бога-громовержца, вооруженного огненным трезубцем, культ которого этруски взяли у гаэльских племен, среди которых поселились.

Отождествление миролюбивого Иисуса с падубом или каменным дубом — увы, поэтическая глупость, разве только вспомнить, что не мир пришел Он принести, но меч. Наследником поначалу был палач-двойник. Короля-дуба, а не короля-падуба распинали на Т-подобном кресте. Лукиан в «Суде гласных букв» (около 160 года нашей эры) высказывается ясно:

Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет стоит клянут Кадма за то, что он ввел «Таи» в семью букв; они говорят, будто ее форму тираны приняли за образец, ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Stauros называется отвратительное сооружение, и от «Таи» оно получило свое отвратительное название. И разве, совершив столько преступлений, «Таи» не заслуживает смерти, множества смертей? Что до меня, то я не знаю ничего хуже его вида — того вида, который он дал виселице, названной людьми Stauros.

В гностическом Евангелии от Фомы, сочиненном примерно тогда же, тема буквы Т возникает в споре между Иисусом и его учителем, когда учитель бьет Иисуса по голове и предрекает ему смерть на кресте. Во времена Иисуса еврейская буква «Таv», последняя буква алфавита, имела вид греческой буквы «Таu».

Падуб властен над восьмым месяцем, и восемь как число возрастания отлично подходит месяцу уборки урожая, который начинается 8 июля и заканчивается 4 августа.

С (Соll)

Девятое дерево — орех. Время — сбор урожая орехов. Орех в кельтской легенде всегда символ концентрированной мудрости: нечто прекрасное, емкое и значительное, заключенное в скорлупе, как мы говорим: «Крепкий орешек». Один из наиболее значительных и давних топографических трудов в Ирландии — «Dinnshenchas» Реннеса — описывает прекрасный источник, что возле Типперэри, названный источником Коннла, над которым нависают девять ореховых деревьев, деревьев поэтического искусства, дающих цветы и плоды (то есть красоту и мудрость) одновременно. Орехи падают в источник, и их съедает плавающий в нем лосось, и сколько падает орехов, столько ярких пятен появляется на его спине. Знание всех искусств и наук заключено в этих орехах, как говорится в сказании о Финне, чье имя принял Гвион. В Англии раздвоенная ореховая ветка вплоть до семнадцатого века использовалась не только для отыскания спрятанных сокровищ или подземных вод, как теперь, но и для определения убийцы и вора, В «Книге святого Альбана» (издание 1496 года) дан рецепт, как сделаться невидимым, словно ты съел семена папоротника. Надо всего-навсего нести ореховый прут в полторы морских сажени и с зелеными побегами.

Буква «Соll» использовалась как поэтическая замена цифры «девять», потому что число девять посвящено музам и потому что орех дает плоды через девять лет. Орех был Bile Ratha — почитаемое дерево Рата (крепости), в котором жили поэты сиды. Он также дал имя богу Мак Коллу или Мак Коолу (сын ореха), который, судя по «Истории Ирландии» Китинга, был одним из трех самых давних правителей Ирландии. Два его брата — Мак Кеахт (сын плуга) и Мак Греине (сын солнца). Трое братьев вступали в брачный союз с Тройственной Богиней Ирландии — Эйре, Фотлой и Банбой. Эта легенда на первый взгляд отмечает совершенную пришельцами замену матриархата патриархатом, но так как Греине (солнце) была богиней, а не богом, и так как землепашество и мудрость принадлежали Тройственной Богине, завоеватели, несомненно, сами были ее приверженцами и просто-напросто переадресовали свою сыновнюю верность.

В легенде фениев орех является деревом мудрости, силу которого можно направить на разрушение. Из ореха сочится ядовитое молоко, на нем нет листьев, и живут на нем грифы и вороны, птицы-прорицатели. Оно расщепилось надвое, когда после смерти бога Балора голову его засунули в развилку, а когда Финн использовал его древесину как щит в битве, ядовитые испарения убивали врагов тысячами. Ореховый щит Финна — символ сатирической поэмы, которая несет в себе проклятие. У друидов орех считался деревом вестников, и потому «судьею стал лесной орех» в «Cad Goddeu» Гвиона. В древности ирландские вестники носили при себе белые ореховые ветки. Орех — дерево мудрости, и его месяц начинался 5 августа и заканчивался 1 сентября.

М (Мuin)

Десятое дерево — виноградная лоза в сезон сбора винограда. Виноградная лоза не испокон веку росла на Британских островах, но изображение ее часто встречается в искусстве бронзового века в Британии. Возможно, данайцы привезли и виноград, и его символику на север. Он давал неплохой урожай на некоторых южных склонах холмов. Однако он не был диким растением, и пришлось использовать взамен ежевику: сезон урожая, цвет ягод и форма листьев совпадали, да и вино из ежевики получается крепкое. (Во всех кельтских странах запрещалось есть ягоды ежевики, хотя они вкусные и сочные. В Бретани причина проста — а cause des fees (из-за фей). На Майорке объяснение другое. Ежевика выбрана для тернового венца, и ее ягоды — кровь Иисуса. В Северном Уэльсе, когда я был ребенком, меня предупреждали, что ягоды ядовитые. В Девоншире говорят, что ягоды нельзя есть только после последнего дня сентября, когда «дьявол входит в них». Это подтверждает мою теорию, что ежевика была обычной заменой для «Muin» на западе.) Виноградная лоза посвящена фракийскому Дионису и Осирису, и золотая лоза — главный мотив в орнаменте Иерусалимского Храма. Месяц начинается 2 сентября и заканчивается 29 сентября, включая в себя осеннее равноденствие.

G (Gort)

Одиннадцатое дерево — плющ в сезон цветения. Октябрь — время вакханалий во Фракии и Фессалии, когда напившиеся бассариды носились по горам, размахивая ветками пихты царицы Артемиды (или Ариадны), перевитыми плющом с желтыми ягодами, и прославляли Диониса (осеннего Диониса, которого надо отличать от Диониса зимнего солнцестояния, который на самом деле Геракл). У них была вытатуирована косуля на правом предплечье. В экстазе они раздирали на куски оленей, младенцев и даже взрослых людей. Не только Дионису, но и Осирису был посвящен плющ. Виноградная лоза и плющ стоят рядом в поворотной точке года, и оба означают возрождение, хотя бы потому, что только они из всех деревьев «Beth-Luis-Nion»-алфавита растут спиралевидными плетями. Виноградная лоза символизирует возрождение еще и по другой причине — из-за силы, которая таится в вине. В Англии плющ всегда служил знаком таверны, где подают вино. Эль из плюща, очень крепкий средневековый напиток, до сих пор варят в Тринити-колледж в Оксфорде, поминая студента колледжа, убитого людьми Баллиола. Похоже, бассариды пили «пихтовый эль», который варили из сока пихты и плюща, и для большего эффекта жевали листья плюща. И все же главным наркотиком менад был amanita muskaria, поганый гриб, который один мог придать им нужную физическую силу. Опять нам придется вспомнить Форонея, весеннего Диониса, который изобрел огонь. Он построил город Аргос, символом которого, как говорит Аполлодор, была жаба, и Микены — главную крепость в Арголиде назвали так, если верить Павсанию, потому, что Персей, почтивший Диониса, нашел там поганку. Дионису посвящены два праздника-весенний anthesterion, или «появление цветов», и осенний mysterion, что скорее всего значит «появление грибов» (mycosterion), известных как ambrosia (пища богов). Был ли Фороней также открывателем божественного огня, заключенного в мухоморе, и таким образом Phryneus (жабьим существом), равно как и Fearinus (весенним существом)? Сам по себе amanita muscaria не является деревом, но растет под деревьями: на севере — от Фракии и кельтских стран до Арктики — под березами, а на юге — от Греции и Палестины до самого экватора — под пихтами или соснами. На севере он красный, на юге — рыжего цвета. Объясняет ли это, почему пихте отдано первое место среди гласных, как А, а березе — среди согласных, как В? Добавляет ли это что-нибудь к пониманию «Христа, сына Альфы»?

(Соперничество, о котором упомянуто в средневековых английских песнях, между падубом и плющом не является, как можно было бы подумать, соперничеством между деревом смерти и деревом возрождения, между Тифоном-Сетом и Дионисом-Осирисом; оно представляет вечную войну полов. Объяснение таково. В некоторых местах Англии последний сноп обычно связывали плющом Осириса и называли Урожайной Девой, Урожайной Невестой или Девой-Плющом. Крестьянин, который позже других управился с урожаем, получал в наказание Деву-Плющ — знак неудачи до конца года. Таким образом, плющ стал означать «карга», «сварливая жена», с учетом еще и того, что плющ к тому же обвивает деревья. Однако и плющ и падуб ассоциируются с сатурналиями, ибо падуб — дубинка Сатурна, а из плюща свито гнездо его птицы, королька золотоголового. Утром в день середины зимы, то есть в последний день его веселого правления, первым должен был переступить порог представитель Сатурна, темный человек, которого звали Юношей-Падубом, и прилагались все усилия, чтобы на пути ему не попалась женщина. Таким образом, Дева-Плющ и Юноша-Падуб противопоставлены друг другу, что потом проявилось в святочном обычае «юношей-падубов» и «девушек-плющей» играть друг против друга в фанты и петь задиристые песни.)

Месяц плюща начинается 30 сентября и заканчивается 27 октября.

Р (Peith) или NG (Ngetal)

Двенадцатое дерево в перечне O'Флаерти — калина, что, вполне логично. Однако буква не называлась «Peith» с самого начала. Бритты заменили ею NG, которая не использовалась ими и (соответственно) гаэлами, но занимала свое место в первоначальном алфавите. Деревом NG был «Ngetal», или камыш, который срезают в ноябре. Камыш-пушница, растущий из толстого корня, как дерево был древним символом царственности в Восточном Средиземноморье. Фараоны пользовались камышовыми скипетрами (поэтому, иронизируя над Египтом, пророк Исайя предрекал, что «камыш и тростник завянут»), и Иисус в руке держал царский камыш[114], когда был одет в багряницу. Из камыша делают стрелы, поэтому он принадлежал фараону, живущему на земле богу-солнцу, который расстреливал эти стрелы во всех направлениях в подтверждение своей царственности. Число двенадцать означает укрепившуюся власть, что подтверждается ирландским обычаем крыть крышу камышом: дом не дом, пока нет крыши. Месяц начинается 28 октября и заканчивается 24 ноября.

R (Ruis)

Тринадцатое дерево — бузина, которая растет возле воды, ассоциируется с ведьмами и чьи ягоды остаются на ветках до середины декабря. В Британии существует давнее суеверие, что если положить ребенка в люльку из бузины, он зачахнет или весь покроется синяками от щипков фей. Для колыбелей традиционно используют березу, дерево начала, которое отгоняет злых духов. В Ирландии ведьмы предпочитают помелу из ясеня метлы из бузины. Хотя цветы и внутренняя сторона коры издавна служили медицинским целям, тем не менее считалось, будто запах бузины призывает болезни и смерть. Столь несчастлива бузина, что в «Видении Петра Пахаря» Ленгленд на ней заставил повеситься Иуду. Спенсер отождествляет бузину с траурным кипарисом, а Т. Скот пишет в «Philomythie» (1616):

Проклятье бузине и тису,
В тени своей приют дающим ведьмам[115].

Король Вильям Рыжий был убит лучником, прятавшимся под бузиной. Говорят также, что из бузины сделали крест, на котором совершилось Распятие, а кремневые ножи в форме листьев бузины в захоронениях эпохи мегалита заставляют предположить, что связь бузины со смертью известна издавна. В английском фольклоре жечь в очаге бузину значило «звать в дом дьявола». Ее белые цветы, которые очень красивы в середине лета, превращают бузину в еще одну ипостась Белой Богини, и то же самое относится к рябине. Бузина — дерево мрачное, отсюда неудачное число тринадцать. Месяц бузины начинается 25 ноября и заканчивается зимним солнцестоянием 22 декабря.

А что лишний день? Он выпадает из тринадцатимесячного года и поэтому у него нет своего дерева. Я думаю, его место между буквами-месяцами R и В, то есть он должен следовать за зимним солнцестоянием, когда вновь начинает прибавляться день: это — канун Рождества, рождения Святого Младенца. Инициалы «R. В.» напоминают robus, латинское слово, означающее «дуб» и «сила», а также кельтское слово robin. Именно в это время года, судя по британскому фольклору, красногрудый Робин-малиновка, как Дух Нового Года, выходит с березовым прутом убить своего предшественника, королька золотоголового, Духа Старого Года, который прячется в плюще. Сэр Джеймс Фрэзер показал в «Золотой ветви», что предрождественский народный обычай охотиться с березовыми прутами на королька, сохранившийся в Ирландии и на острове Мэн, когда-то был известен в Риме и древней Греции. Орнитологам отлично известно, что в зимний период королька легко отыскать в зарослях плюща. Говорят, Робин-малиновка «убил своего отца», естественно, из-за его красной грудки. Это имеет прямое отношение к истории в «Angar Cyvyndawd» Гвиона: «Keing ydd ym Eidduw Bum i arweddawd» (я спрятался в плюще, но меня отыскали). Юноши-корольки в Ирландии иногда прячутся в падубе, а не в плюще, так как падуб — соперник, убивший короля-дуба летом. В другое время года королька защищают от посягательств, и не повезет тому, кто возьмет его яйца. Одно из имен королька в Девоншире — «воробей Брана», а в Ирландии его отождествляют с вороной или вороном Брана как пророчествующей птицей. Р. А. Бест собрал целую коллекцию поверий, связанных с корольком и вороном («Еrin VIII», 1916). Бран, естественно, — Сатурн.

Наверное, самое раннее упоминание королька приводит Павсаний в «Описании Греции». Он говорит, что Триптолем, элевсинский двойник египетского Осириса, был аргивским священнослужителем мистерий по имени Трохил, который бежал из Аргоса в Аттику, когда Агенор захватил город. Трохил значит «королек» и еще «колесо», возможно, потому, что на королька охотятся, когда годовое колесо совершило полный оборот. Связь королька с колесом до сих пор признается в Сомерсетшире. Свейнсан замечает в «Птицах» (1885): «Известен обычай на Крещение носить повсюду в ящике со стеклянными оконцами и колесом, украшенным разноцветными лентами, королька, которого называют Королем». Более поздняя версия представляет Триптолема сыном Пика (дятла, который тоже мог пророчествовать), и это отождествляет его с Паном или Фавном. В истории Павсания речь идет об изгнании из Аргоса сирийскими завоевателями священнослужителей Крона (Брана), для которых королек был священной птицей.

Едва начинаешь немного разбираться в элементарной грамматике и морфологии мифа, составляешь небольшой словарик, научаешься отделять сезонные мифы от исторических и иконотропических, не перестаешь удивляться, насколько близко к поверхности лежат забытые с послегомеровских времен объяснения легенд, все еще благоговейно сохраняющихся как часть нашего европейского культурного наследия. Например, есть несколько легенд о зимородке, который, подобно корольку, в греческой мифологии ассоциируется с зимним солнцестоянием. В каждом году было четырнадцать «дней зимородка», из которых семь предшествовали солнцестоянию, а семь наступали потом: это были мирные дни, когда море становилось тихим, как пруд, и курочка-зимородок устраивала плавучие гнезда для высиживания птенцов. Плутарх и Элиан сообщают о другом поверье — о том, как она несет на спине через море своего мертвого супруга, а потом оплакивает его на редкость жалобной песней.

Число «четырнадцать» — лунное число, дни удачной первой половины месяца. И легенда (которой нет оснований в естественной истории, потому что зимородок совсем не строит гнезд, а откладывает яйца в ямках на берегу) явно говорит о рождении нового священного царя во время зимнего солнцестояния после того, как его мать, богиня луны, перенесла тело прежнего царя на остров блаженных. Правда, зимнее солнцестояние не всегда приходится на определенную фазу луны, так что «каждый год» надо понимать как «каждый Великий год», в конце которого солнечный и лунный календари примерно совпадают и заканчивается время священного царя. Гомер соединяет зимородка (halcyon) с Алкионой (Аlсуоnе), титулом Мелеагровой жены Клеопатры (Илиада, 1Х.562), и более ранней Алкионой, которая была дочерью Эгиалы (та, которая прогоняет ураган) и Эола, эпонимического предка эолийских греков. Слово hаlсуоп не может поэтому означать hаl-суоn (морской пес), как считают многие, но может быть аlсу-оnе (царевна, отгоняющая зло). Последняя версия подтверждается историей, рассказанной Аполлодором и Гигином и бегло упомянутой Гомером, о более древней Алкионе, как она и ее муж Кеик (морская чайка) посмели назвать себя Герой и Зевсом и как настоящий Зевс наказал их, утопив Кеика, после чего Алкиона утопилась сама. Потом Кеик стал морской чайкой или, как говорит Алкман, гагаркой, а его жена — зимородком. Та часть легенды, где говорится о морской чайке, не представляет трудности, хотя птица, которая очень жалобно кричит, посвящена морской богине Афродите. Исторической основой ее является то, что в конце второго тысячелетия до нашей эры эолийцы, которые согласились поклоняться доэллинской богине луны как своей прародительнице и покровительнице, попали в зависимость от ахейцев и им пришлось принять олимпийскую религию.

Плиний, который дотошно описывает якобы гнездо зимородка (очевидно, зоофит, названный halcyoneum Линнеем), отмечает, что зимородка редко удается увидеть — только во время зимнего и летнего солнцестояния и когда уходят Плеяды. Это доказывает, что птица зимородок поначалу была представительницей богини луны, которую чествовали во время двух солнцестояний как богиню Жизни-в-Смерти и Смерти-в-Жизни и которая в начале ноября, когда уходили Плеяды, посылала священного царя на смерть (об этом в главе двенадцатой). А вот другая Алкиона, дочь Плейоны (царицы мореходства) и героя-дуба Атланта, была предводительницей семи Плеяд. Небесное восхождение Плеяд в мае означало начало навигации, их уход — ее конец, когда (как замечает Плиний, говоря о зимородке) начинают дуть очень холодные зимние ветры. Обстоятельства смерти Кеика показывают, что эолийцы, которые были отличными мореходами, дали богине имя «Алкиона», потому что как морская богиня она защищала их от скал и плохой погоды: Зевс погубил супруга Алкионы, послав молнию в его корабль, и тут уж она ничем не могла ему помочь. В течение многих веков зимородок считался птицей, способной унять шторм, а его высушенное тело использовали как талисман против молний Зевса — по общему мнению, если молния однажды ударила во что-то, то больше она туда не ударит. Я дважды (с перерывом во много лет) видел, как зимородок скользит по поверхности воды в Средиземном море, и в обоих случаях это было примерно в середине лета, когда море совсем тихое. На диво ярко-голубое с белым оперенье этой птицы делало ее незабываемым символом богини спокойного моря.

Гомер объясняет связь между Мелеагровой женой Алкионой и зимородком следующим образом: когда Аполлон отнял ее мать Марпессу у аргонавта Идаса, ее возлюбленного супруга, она оплакивала потерю так же горько, как первая Алкиона оплакивала Кеика, из-за чего и дала своей новорожденной дочери Клеопатре имя «Алкиона». Все это чепуха. Жрица по имени Клеопатра, которую взял в жены настоящий Мелеагр, носила священный титул «Алкиона». Однако похоже, что Алкиона звалась дочерью Марпессы (похищенная), потому что Марпесса была Белой Богиней, как Старая Свинья, которая правила зимой, и потому что дни зимородка приходятся на середину зимы. Это могло бы объяснить, почему Плиний советовал высушенные и растертые в порошок гнезда зимородка в качестве «чудесного лекарства» против проказы. Молоко свиньи, считалось, вызывает проказу (о связи Белой Богини с проказой будет подробно рассказано в главе двадцать четвертой), а Алкиона как любимая дочь Марпессы была защищена от болезни. Преследование Аполлоном Марпессы в Мессении и Дафны (кровавая) в Дельфах — события давней племенной истории греков: захват святилищ-оракулов ахейскими приверженцами Аполлона


Примечания:



1

Первое издание «Белой Богини» поэта, прозаика, мифографа Роберта Грейвса (1896–1985) было осуществлено в 1948 году. Данное издание, снабженное комментарием, является первым переводом сочинения Роберта Грейвса на русский язык. В основе перевода: Robert Graves. The White Goddess. Faber and Faber, 1961.

Переводчик выражает искреннюю благодарность Берил Грейвс за предоставленную возможность работать в библиотеке Роберта Грейвса в их доме в Дее.



10

Гаэлы (гэлы, гойделы) — одно из древних кельтских племен. Потомки гаэлов живут сейчас в основном в Шотландии и на Гебридских островах. Язык — гэльский.



11

При транслитерации валлийских имен и названий мы воспользовались консультацией профессора Балеардского Университета Дэвида Грифитса.



100

Переводчик «Мифов древней Греции» переводит английское fir (означающее «ель» или «пихта»), как «ель». Но поскольку в «Белой богине» Грейвс иногда называет это дерево silver fir («пихта благородная», abus alba), правильнее, наверное, считать, что Грейвс имел в виду пихту.



101

Календарь Колиньи представляет собой бронзовые пластины галлоримского времени, на которых сохранился 121 фрагмент надписей на древнекельтском языке. Назван так по имени общины Колиньи (Бургонь, недалеко от Лиона), где он был обнаружен. Состоит из 62 месяцев, размещенных последовательно в пяти годах по 12 месяцев.



102

Ошибка Грейвса. О календаре Колиньи см. комментарий выше.



103

Магическая связь луны с менструацией была широко известна. Гибельная лунная роса, которой пользовались ведьмы в Фессалии, — очевидно, первая кровь девицы, взятая на исходе луны. Плиний посвящает целую главу своей «Естественной истории» этому предмету и приводит длинный список злых и добрых возможностей женщины во время менструации. Своим прикосновением она может погубить виноградную лозу, плющ и руту, обесцветить пурпурные одежды, сделать черным белье в корыте, испортить медь, заставить пчел покинуть улей и кобылу — скинуть жеребенка. Однако она же может изгнать вредителей с поля, если обойдет его нагая перед восходом солнца, успокоить шторм на море, обнажив свои половые органы, вылечить нарыв, рожистое воспаление, водобоязнь и бесплодие. В Талмуде сказано, что если женщина во время менструации пройдет между двумя мужчинами, один из них cкоро умрет.



104

Даже у здоровых женщин менструальный период бывает и короче, и длиннее, чем принято полагать, то есть от двадцати одного дня до тридцати.



105

Aucupor (лат.) — ловить птиц, искать.



106

Приведена в пер. Стэндиша О'Грейди в «Гаэльской поэтической книге» Э. М. Халла. Очаровательная, хотя и урезанная версия известна в Дартмуре. Она рассказывает, какие деревья хорошо горят, а какие плохо.

Дуб, когда он стар и сух,
Хорошо горит;
У сосны приятный дух,
Но она искрит.
У берез кору срезай,
Чтоб огонь возжечь;
А боярышник бросай
Напоследок в печь.
Падуб будет пламенеть,
Словно воск свечной;
Вяз — невидно, тайно тлеть,
Как покров льняной.
Можно буком дом топить —
Зимовать тепло;
Но сырое древо сбыть —
Сделать людям зло.
Полнит яблонь, груш дымок
Ароматом дом;
Пахнет, как лесной цветок,
Вишня под окном.
Люб мне ясень голубой…
Все бери на вес —
Нынче с каждою зимой
Дорожает лес.
((Перевод А. Шараповой))


107

Приводя здесь версию Нэша, сам Грейвс в дальнейшем пользуется другим, более полным вариантом стихотворения.



108

Афиняне, однако, праздновали день Крона в начале июля, то есть месяца кронион, или гекатомбейон (ста мертвых), первоначально называемом «некусион» (месяц трупов) критянами, «гиацинтион» — сицилийцами (по имени Гиацинта — двойника Крона). Уборка зерна приходилась на июль, и в Афинах Крон был Сабазием, «Джоном Ячменное Зерно», который появляется из земли во время весеннего равноденствия. Его смерть весело празднуют после уборки урожая. Свою связь с ольхой он утерял давно, хотя все еще делит в Афинах храм с Реей, царицей года, охраняемой львами, которая была его летней женой и которой в Греции посвящен дуб.



109

Диониса называли Иинксом (кривая шея), потому что вертишейка использовалась в древности для любовного приворота. Поэт Каллимах, который жил в третьем тысячелетии до нашей эры, говорил, что вертишейка была гонцом Ио и привела Зевса в ее объятия, а современник Каллимаха Никандр из Колофона отмечает, что девять девиц из Пиерии, которые соперничали с музами, были превращены в птиц, и одна из них стала вертишейкой. Это значит, что вертишейка была посвящена богине луны с горы Пиерия в Северной Фессалии (см. главу двадцать первую). Она считалась священной в Египте и Ассирии.



110

Одно из английских названий боярышника — may.



111

Гальфрид Монмутский использует латинизированные версии всех имен.



112

В латинском тексте «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского, опубликованном в III томе труда Э. Фараля «La legende Arthuruenne» и воспроизводящем рукопись 1139 года, с которого сделан русский перевод (Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. — М.: Наука, 1984), эта фраза звучит иначе: «Они [Плеяды] не вернутся к своим обязанностям, и затворившись в своем чертоге, скроется Ариадна».



113

Красный дуб — Quercus coccinea или Quercus ilex. Терпентин — Pistacia terebenthis. Об обоих деревьях подробно рассказывается в книге Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» — М.: Изд-во политической литературы, 1985, стр. 354–382.



114

В Библии короля Иакова (От Матфея 27:29) сказано: «And when they had platted a crown of thorns, they put it upon his head, and a reed (курсив мой. — 3. M.) in his hand and they bowed the knee before him, and mocked him, saying, Hail, King of the Jews!» «Reed» — камыш. В православной Библии сказано: «И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»



115

Игра слов, которую невозможно передать в переводе: witch- «ведьма», и в то же время одно из названий рябины.