|
||||
|
АФРИКА Догоны — посланцы с Сириуса? В 1950 году этнологи Марсель Гриоль и Жермен Дитерлен сообщили в небольшой статье, что, изучая быт небольшого племени догонов, живущего в наше время всё ещё первобытно-общинным строем, они обнаружили у аборигенов необыкновенные познания о далёкий звёздной системе Сириуса. Догоны сообщили исследователям, что в «небесной вышине» находится «прекрасная звезда Сигуи». Вокруг неё, по их сведениям, вращается другая звезда — По толо. «По» на языке племени означает «хлебное зерно». Интересно, что в современной астрономической литературе эта звезда называется латинским словом Дигитария, что также означает «хлебное зерно». Дигитария является самой тяжёлой звездой в системе Сириуса, она невидима человеческому глазу, а период её обращения вокруг Сигуи составляет 50 лет. Догоны также сообщают, что система Сириуса включает в себя ещё две звезды. Одну из них они называют Емма Я. Она больше Дигитарии, но в 4 раза легче её. Другой спутник Сигуи расположен очень далеко от него и вращается в противоположном направлении. Самое удивительное, что сведения, которыми располагают догоны, во многом совпадают с современными научными представлениями. Уже в 1934 году американский учёный Кларк открыл первый спутник Сириуса, который позднее астрономы стали называть Сириус-B, или Дигитария. В 1970 году Сириус-B был сфотографирован. Вычислили период его обращения вокруг Сириуса — 51 год. Диаметр Дигитарии примерно равен земному, но масса её необыкновенно велика. Всего одна чайная ложка вещества этой звезды имеет приблизительно такой же вес, как Луна. До недавнего времени учёные полагали, что система Сириуса состоит только из двух звёзд: Сириуса-A и Дигитарии (Сириуса-B). Но уже в 1997 году французские астрономы Бонне-Бидо и Гри предположили, что у Сириуса-A есть ещё два спутника: Сириус-C и Сириус-D. Компоненты данной звёздной системы до сих пор чрезвычайно мало изучены, и учёные пока не делают никаких окончательных выводов, но, по предварительным данным, Сириус-C больше Дигитарии и в несколько раз легче её, а четвёртая звезда очень удалена от Сириуса-A. Астрономы ещё не могут с уверенностью сказать, является ли Сириус-D самостоятельной звездой или входит в звёздную систему Сириуса. Тем не менее сведения о строении этой системы, полученные от африканского племени, необычайно точно совпадают с последними научными данными. Следует отметить, что кроме Сириуса догоны знали также и другие звёзды и планеты. Они были прекрасно осведомлены о наличии спутников у Юпитера и колец у Сатурна. Догоны также определили границы Млечного Пути и полагали, как и многие древние народы, что наша Солнечная система состоит из 12 планет. Интересно, что многие астрономы и астрофизики склоняются в настоящее время к тому мнению, что за орбитой последней из известных нам планет — Плутона — находится небесное тело, обладающее большой массой. Возможно также, что там может быть не одно небесное тело, а две или три разные планеты. Откуда же догонам известно столько подробностей о строении звёзд и небесных тел? На сей счёт существует несколько мнений. Некоторые исследователи полагают, что познания в астрономии, имеющиеся у примитивного племени догонов, подтверждают гипотезы учёных о палеоконтакте, то есть взаимодействии древних народов с представителями некой высокоразвитой внеземной цивилизации, представители которой посетили Землю тысячелетия назад. Возможно, именно инопланетяне и были теми «богами» и «учителями» древности, о которых повествуют легенды и сказания практически всех народов нашей планеты. Основываясь на легендах и удивительных знаниях догонов, известный астроном Роберт Тэмпл полагает, что в незапамятные времена на Землю прибыли жители Сириуса или одной из планет, входящих в эту звёздную систему. Можно предположить, что, встретив на «голубой планете» разумных существ, посланцы далёкой звезды передали аборигенам Земли некоторые свои познания, а потом отбыли в свой мир. По мнению Тэмпла, именно пришельцы с Сириуса были основателями древнеегипетской цивилизации и первыми фараонами этого государства. По другой версии, на нашей планете многие тысячелетия назад существовали «свои», земные высокоразвитые цивилизации, погибшие вследствие глобальных катастроф. Имеется мнение, что догоны являются наследниками великого народа, обладавшего некогда огромными знаниями. Возможно, немногие уцелевшие в результате катастроф представители высокоразвитой цивилизации ассимилировались с другими народами, находящимися на низкой ступени развития, и, передав им некоторые знания, деградировали в сложившихся исторических условиях. Среди учёных нет единого мнения относительно сведений, полученных от догонов. Некоторые полагают, что всё изложенное учёными настолько невероятно, что просто не может быть правдой. Некоторые критики обвиняли Гриоля и Дитерлен в мистификации. Другие заявляли, впрочем, без всяких на то оснований, что и Сириус-B (Дигитарию), и Юпитер, и кольца Сатурна якобы можно увидеть невооружённым глазом, хотя известно, что кольца Сатурна, например, были открыты только в XVII веке итальянским астрономом Кассини при помощи телескопа. Роберт Тэмпл в ответ на многочисленные нападки оппонентов заявил, что ему понятно критическое отношение его коллег к данному вопросу. Ведь знания догонов «не просто меняют традиционную картину мира, а потрясают основы современной науки. Чтобы признать существование подобных познаний у племени, живущего первобытно-общинным строем, надо обладать известным мужеством», — говорит Тэмпл в одной из своих статей. Споры о знаниях небольшого африканского племени ведутся до сих пор. Науке ещё предстоит дать ответ на вопрос, кто и когда поведал догонам о звёздах «системы Сириус». Загадка «лузирского человека» Почти шестьдесят лет назад заключённые тюрьмы, расположенной на холме Лузира близ столицы Уганды Кампалы, рыли траншею под фундамент для строительства подсобных помещений. Кирка одного из них неожиданно ударилась о твёрдый предмет — скульптурное изображение человеческой головы. Находка оказалась частью керамической фигуры. Рядом раскопали фрагменты туловища и конечностей… Строители отказались работать на этом месте: многие уверяли, что найденная скульптура предвещает несчастье. Странной оказалась голова обнаруженной заключёнными фигуры: выдающийся вперёд подбородок, длинный нос, причёска, удивительно напоминающая судейский парик, и подобие подушечки на макушке. Приглашённый в Лузиру английский археолог Е. Уэйлэнд отказался комментировать находку. Он сказал, что не может найти сравнений ни с одной известной культурой в Африке. Его слова повторил сотрудник Британского музея, к которому попало изображение загадочного «судьи». А известный исследователь Уганды Томас Скотт заявил, что вообще не знает аналогов этой статуи в мире. Шли годы, но «лузирский человек» продолжал хранить свою тайну, давая учёным пищу для размышлений. Профессор Лванга-Луньиго недавно высказал предположение о том, что найденная фигура могла быть частью доселе неизвестного культа жителей побережья озера Виктория. Но хотя в приозёрном районе и расположены некоторые из самых важных в традиционной религии мест поклонения, проведённые исследования никак не прояснили происхождения статуи. А у местного племени баганда изображения человека практически отсутствуют. Угандийский историк Майкл Нсимби полагает, что скульптура попала в Лузиру с побережья Индийского океана. Есть люди, которые высказывают осторожную догадку, что голова могла изображать пришельца из других миров. М. Уэйлэнд обнаружил в месте находки «лузирского человека» множество черепков гончарных изделий. Некоторым из них, По мнению учёного, столько же лет, сколько и статуе — пять-шесть веков. Но учёные обратили внимание на сходство черепков с осколками глиняной посуды, найденными в начале XX века в другом загадочном месте — Бигго-бья-Мугеньи. Бигто-бья-Мугеньи, или в переводе форт Мугеньи, — это развалины древних укреплений на южном берегу реки Катонги в западной части Уганды. До сих пор сохранились кольца глубоких — до пяти метров — траншей, пробитых в сплошной скальной породе. Общая их протяжённость составляет шесть километров. Как гласят легенды, Мугеньи был одним из мест обитания бачвези — загадочного племени, которое удивляло местных жителей своими знаниями и способностями. Они делали вещи, как говорят африканцы, которые не мог сделать ни один человек. Они с лёгкостью пролетали над озёрами, забирались на отвесные скалы. Они лечили все болезни. Они сообщали вести о событиях, которые происходили очень далеко. Бачвези оставили после себя постройки, развалины которых сохранились до сегодняшнего дня. После внезапного исчезновения бачвези археологи обнаружили странные предметы, которые по времени относились к эпохе существования Бигго-бья-Мугеньи, но по внешнему виду совершенно не соответствовали тем изделиям, что изготавливали племена, населяющие Уганду. Первое упоминание о Бигго (так сокращённо назовём место расположения древних сооружений) появилось в «Оффишиэн газетт» издании протектората Уганда — 15 мая 1909 года. В заметке говорилось, что жители связывают происхождение крепости со сверхъестественными силами. По существующей и доныне традиции растущие там деревьями кусты считаются священными: тот, кто осмелится их срубить, погибнет. Ни один местный житель не пройдёт мимо этого места ночью или во время дождя. Вблизи развалин уже давно никто не живёт. Первые раскопки Бигго проводились в начале 1920-х годов. Тогда-то и нашли осколки гончарных изделий, которые были отправлены в Британский музей. Неподалёку научные экспедиции обнаружили остатки ирригационных построек, которые, судя по всему, возводились весьма квалифицированными строителями, Уэйлэнд сравнил их с остатками ирригационных сооружений на острове Шри-Ланка, возраст которых превышает две тысячи лет. Но самая интересная находка была сделана в 1930-х годах. Пожилая крестьянка полола огород и наткнулась на глиняный предмет цилиндрической формы. Она отнесла его деревенскому вождю, а тот переправил в национальный музей. Размером цилиндр был невелик: четырнадцать сантиметров высотой и восемь в диаметре. Его глиняная поверхность усеяна выпуклостями и отверстиями. Кем изготовлен данный предмет и для какой цели — неизвестно до сих пор. Тайна плотно окутывает и так называемые норы Валумбе на холме Танда, километрах в семидесяти от форта Мугеньи. На языке луганда «валумбе» означает смерть. Легенда гласит, что однажды бог неба Гулу рассердился на Валумбе и прогнал его на землю. А вдогонку послал своего брата Каикузи, чтобы тот убил неугодного. Спускаюсь, Валумбе обнаружил погоню. Тогда он решил скрыться от Каикузи и стал… нырять в землю. Нырнёт — Каикузи за ним. А Валумбе появляется из-под земли уже в другом месте. Так и не догнал его Каикузи, так и осталась смерть с людьми. После той сумасшедшей «гонки» на холме Танда появилось множество отверстий — больше двухсот. Сейчас холм покрывают густые заросли, и без проводника здесь можно запросто провалиться под землю. Отверстия располагаются одно за другим в определённом порядке. Все они имеют примерно полтора метра в диаметре. Глубина разная — от трёх до семидесяти метров. Вырыты в скальной породе и уходят перпендикулярно вниз. Такие же «дыры» были найдены и в других районах Уганды. Их возраст не определён, хотя местные учёные предполагают, что они существуют «очень давно». По форме «норы смерти» напоминают горнорудные шахты. Но что могли искать здесь древние племена? Лишь в нескольких холмах, где обнаружены подобные отверстия, имеются намёки на полезные ископаемые, причём в очень незначительных количествах. Кроме того, как могли пройти десятки метров скальной породы люди, имеющие в своём распоряжении лишь примитивные орудия труда? Так существует ли связь отверстий с развалинами Бигго и связаны ли те, в свою очередь, с «лузирским человеком» или с таинственными бачвези? Пока на эти вопросы вразумительных ответов нет. Но учёные не ставят крест на своих поисках. Ещё в 1934 году Е. Уэйлэнд высказал предположение, что существовала связь между Бигго-бья-Мугеньи и развалинами Великого Зимбабве — города-крепости, находящегося на территории нынешнего Зимбабве. Он сравнил план угандийских построек (а «лузирский человек», напомним, найден около столицы Уганды) с зимбабвийскими, и оказалось, что у них много общего: та же полукруглая или полуэллиптическая ограда небольших дворов, прилепленных к стенам центральной постройки, те же методы возведения стен. Значит, был какой-то один архитектор! Более того, Уэйлэнд обнаружил в пятнадцати километрах от Бигго местечко под названием Сембабулве. — Так Сембабулве — это же Зимбабве, иначе быть не может, так похоже! — воскликнул исследователь. — Значит, ключ к загадке — «лузирский человек» — скрывается здесь! Оптимизм учёного мог быть и не совсем оправданным. Но в ходе последующих раскопок в Бигго-бья-Мугеньи нашли черепки гончарных изделий, очень похожих на остатки утвари, найденные в Великом Зимбабве. И самое поразительное: в развалинах Великого Зимбабве обнаружили цилиндр, подобный тому, что нашли в Бигго! Более того, аналогичный цилиндр до того был найден при раскопках на… Кипре! Его сравнила с угандийской находкой известная исследовательница культуры Зимбабве Г. Кэтон-Томпсон. Очень похожи! Зимбабве — Уганда — Кипр… Была ли когда-нибудь связь между ними? И откуда взялся «лузирский человек»? Ответа пока нет. Африка хранит много тайн, но неохотно с ними расстаётся… Тайна страны Куш Международная археологическая экспедиция в Судане пытается спасти остатки древней культуры на территории, которая скоро окажется на дне нового водохранилища. Учёные из Англии, Германии, Польши, России, Франции и Судана работают в большой спешке, наперегонки со строителями плотины. В 2007 году она будет готова, и низменность протяжённостью около 200 километров окажется под водой. Для населения Судана эта плотина имеет жизненно важное значение, но все древности, которые археологи не успеют за оставшееся время откопать и вывезти, будут затоплены и пропадут навсегда. Достижения культуры царства Куш на нубийской земле долгое время недооценивали, так как их затмевал своим величием ближайший сосед — Древний Египет. Не исключено, что египтянам приписали какие-то изобретения их чернокожих соседей, поскольку царство Куш имело все признаки высокоразвитой культуры: основательные знания из области математики и астрономии, собственная религия, оригинальное искусство и даже письменность. Древний Египет и Нубия очень тесно связаны исторически. Отношения между соседями были сложные, недружественные, и на египетских памятниках нубийцы чаще всего изображены в виде связанных пленников и рабов. Военные столкновения происходили настолько часто, что долгое время успехи правления египетского фараона измерялись его победами в войне с Нубией. Египет никогда не терял интереса к южному соседу, потому что нубийцы добывали золото. Властителям Египта никогда не удавалось полностью и окончательно подчинить себе Нубию. После каждого поражения несгибаемые нубийцы снова поднимались и наносили ответный удар. Во время XXV династии они даже захватили власть в Мемфисе, и в течение почти столетия египетскими фараонами были чернокожие нубийцы. Вернувшись к власти в собственной стране, египтяне сделали всё возможное, чтобы стереть из памяти эту «позорную страницу» в истории Египта. Собственную письменность нубийцы изобрели относительно поздно, а в египетских письменных источниках они представлены злобными и примитивными, потому и не заняли в мировой истории такого места, какого заслуживали. По приглашению суданского правительства на подлежащую затоплению территорию приехали учёные разных специальностей, чтобы собрать весь представляющий ценность материал по истории культуры африканских народов. Их задача осложнялась не только спешкой и отсутствием письменных источников. Условия работы были крайне тяжёлыми. Климат в долине убийственный — невыносимая жара. Археологам приходилось прежде всего отбиваться от назойливых представителей местной фауны. Низменность кишит крокодилами, змеями и скорпионами, не говоря уже о мириадах мошек и блошек, укусы которых не так опасны, но отравляют людям жизнь. Археологи-этнологи занимаются особенностями традиционного образа жизни и культуры обитателей обречённой долины. Профессор Джон Робертсон надеется, что по древним человеческим останкам удастся установить генеалогическое происхождение разноплемённого населения царства Куш и получить данные по демографии и состоянию здоровья. Территория будущего водохранилища очень богата археологическими ценностями. Нет худа без добра: поспешные раскопки на подлежащей затоплению местности привлекли внимание к истории и культуре народов Западной Африки. Учёные, конечно, не смогут спасти всё — очень мало времени. Максимум, что можно сделать при таких условиях, — найти и вывезти хотя бы самое ценное. В трудах греческого историка Плутарха рассказывается, как воины нубийского царя нанесли единственное поражение прославленному полководцу Александру Македонскому в его успешном походе в Египет в 332–331 годах до н. э. Александр высадил войско с кораблей и углубился в лес. А леса там были не такие, как в Греции, — огромные толстые деревья в два обхвата, а между ними непроходимая чаща из колючего кустарника и лиан. Нубийцы передвигались в зарослях легко и быстро, зная тайные тропы и проходы. Под предводительством мудрого и отважного Кениата они заманили греков в лесные дебри и перебили большую часть войска. Они устроили хитроумные ловушки, подпилив деревья, чтобы в подходящий момент обрушить их на головы врагов. Александр Македонский вывел уцелевшие войска к морю. Беглецы из разбитых отрядов настигли их и тоже бросились к перегруженным кораблям, которых на всех не хватило. Воины давили друг друга, многие схватились за мечи. Только три корабля из десяти кое-как доплыли до цели… С тех пор на землях древней Нубии многое изменилось, и лесов уже давно нет. Координацией исследований затопляемой долины занимается специальный научно-исследовательский совет в Хартуме, образованный в 1991 году. За 13 лет работы совета учёные успели обнаружить 141 место для раскопок, которые датируются разными историческими эпохами, в том числе христианско-нубийским периодом XI–XIII–XIV веками н. э. От него остались развалины укреплённых поселений, древних церквей и монастырей, а также многочисленные кладбища. Нынешние жители долины ничего о них не знают и рассказывают фантастические истории, должно быть, придуманные сравнительно недавно. Раскопки помогут собрать сведения о позднем христианском периоде Нубии, а также уточнить и расширить знания о переходе нубийцев в ислам. Этот период истории Судана практически не исследован, о нём известно не больше, чем о древнейших нубийских царствах, существовавших одновременно с египетским Древним царством. Первые раскопки входившего в царство Куш города-крепости Кермы на территории современного Судана проведены ещё в 1913 году. Руководившего раскопками доктора Райзнера особенно потрясли захоронения. Он вскрыл тысячи могил. Гробницы вельмож поражали внушительными размерами и богатством погребальных даров. Могилы находились внутри круглых земляных холмов, самый большой из которых имел диаметр, равный длине футбольного поля. Погребальные камеры оказались просторнее, чем в египетских пирамидах. Тела вельмож были уложены на плетёных циновках, натянутых на деревянные рамы на ножках. Рядом с останками громоздились бесчисленные предметы и украшения из золота, бронзы, слоновой кости и фаянса. Вокруг погребальной камеры в подземных коридорах из кирпича археолог обнаружил 322 человеческих скелета. Судя по неестественным позам, эти несчастные были заживо похоронены вместе с правителем и потом метались от смертельного ужаса и корчились в агонии. Войска египетского фараона Яхмоса сожгли город Керму, после чего Нубия на пять веков вошла в состав Египта. Но примерно в X веке до н. э., воспользовавшись ослаблением Египта, нубийцы снова завоевали независимость, и царство Куш возродилось с новой столицей Непата, к северу от современного Хартума. Хочется надеяться, что за оставшиеся до затопления три года археологам посчастливится сделать на нубийской земле ещё не одно выдающееся открытие. Цивилизация Ифе В первой четверти XIX века англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее недоступные районы Африканского континента и нашли там развалины некогда могущественного государства, которое так называлось по имени своей столицы, расположенной на крайнем северо-востоке страны. Судя по преданиям, правителю Ойо некогда подчинялась огромная территория, включавшая почти всю Нигерию, а также современные Дагомею и Того. По имени одного из населявших её народов Ойо называли ещё Йоруба. Легенды йоруба рассказывали о том, что когда-то на месте земли была вода. Решив создать мир, бог Олорун сбросил с неба цепь, по которой на землю спустился мифический предок народа Йоруба Одудува. Он основал город Ифе и стал в нём править. Ему наследовал сын — великий воин Ораньян, у которого появилось бесчисленное потомство. Так город Ифе стал местом зарождения человечества. Внутри страны йоруба процветали торговля и ремёсла. Ремесленные изделия Ойо, особенно ткани, славились далеко за его пределами. Однако всё это осталось в далёком прошлом. Европейские путешественники застали государство уже в состоянии глубокого упадка. Они проезжали через огромные укреплённые города с населением сорок, шестьдесят, сто тысяч человек и убеждались в том, что люди почти забыли свои бывшие умения и достижения. Глинобитные крепостные стены разрушались, крепостные рвы зарастали травой и кустарником, а по караванным тропам рыскали отряды охотников за рабами… В 1825 году практически все члены экспедиции Клаппертона, в том числе и он сам, погибли от тропических болезней во время похода к реке Нигер. На родину удалось вернуться лишь самому молодому из путешественников — Ричарду Лендеру (ему был 21 год). В 1829 году вышел в свет его двухтомный труд «Материалы последней африканской экспедиции Клаппертона» и чуть позже трёхтомное сочинение «Путешествия по Африке для исследования Нигера до его устья». Эти работы вызвали в Европе ещё больший интерес к изучению Чёрного континента. В 1910 году немецкий учёный Лео Фробениус отправился в новое путешествие по Нигерии. Ещё задолго до приезда в страну он слышал легенды о царском городе Ифе от западноафриканских рабов, увезённых на чужбину. В Нигерии Фробениусу невероятно повезло. Буквально с первых шагов ему удалось сделать замечательные открытия, среди которых оказался легендарный Ифе. На задворках полуразвалившегося дворца местного правителя Фробениус впервые увидел валявшиеся на земле куски разбитой красновато-коричневой терракотовой скульптуры, изображавшей лицо человека. В последующие дни экспедиция нашла или выменяла у африканцев ещё несколько терракотовых изделий. Фробениус заметил, что местные жители довольно легко расстаются со скульптурами, которые они сами некогда нашли в древних святилищах. О глиняных фигурках он говорил: «Это были следы очень древнего и прекрасного искусства. Они являлись воплощением симметрии и утончённости формы, которая напоминала Древнюю Грецию и указывала… на существование высокой древней цивилизации». Ещё одна значительная находка — бронзовая, несомненно очень древняя и прекрасная скульптура — была сделана членами немецкой экспедиции в роще, посвящённой йорубскому богу моря Олокуну. Фробениус вспоминал: «Перед нами лежала голова изумительной красоты, чудесно отлитая из бронзы, правдивая в своей жизненности, покрытая тёмно-зелёной патиной. Это был сам Олокун, Посейдон Атлантической Африки». Среди прочих приобретений наиболее странными казались скульптурные головы с кляпами во рту, украшавшие бронзовые сосуды. Результаты немецкой экспедиции произвели сильнейшее впечатление на научные и даже литературно-художественные круги Европы. Немалую роль в этом сыграли увлекательные книги самого Лео Фробениуса — «И Африка заговорила» и «Дорогами атлантов». Последнее название не случайно, но об этом позже. Итак, в начале 1990-х годов перед учёным миром встала загадка Ифе. Прекрасные в своём совершенстве и законченности бронзовые и терракотовые реалистические скульптурные портреты мужчин и женщин почти в натуральную величину. По стилю они близки к античным, но черты лица скульптур из Ифе типично негроидные. Кем они были созданы и когда? Каким образом зародилась в Ифе техника изготовления бронзовых скульптур? Местные жители не могли дать на эти вопросы удовлетворительного объяснения. Археологи и искусствоведы ломали головы над загадкой их происхождения. В наше время большинство учёных склоняются к тому, что скульптуры изображают местных богов, царей или придворных и, по всей вероятности, первоначально стояли в алтарях, где им поклонялись при отправлении культа предков. Очевидно, в древнем Ифе верили, что фигура предка служит посредником между загробным миром и живыми людьми, Лео Фробениус выдвинул собственную гипотезу о происхождении древней цивилизации Западной Африки, обнаруженной в Нигерии, никем не подтверждённую и не опровергнутую до сих пор. «Я утверждаю, — писал он в 1913 году после археологических изысканий в Ифе, — что Йоруба с её пышной и буйной тропической растительностью, Йоруба с её цепью озёр на побережье Атлантического океана, Йоруба, чьи характерные особенности довольно точно обрисованы в сочинении Платона, — эта Йоруба является Атлантидой, родиной наследников Посейдона, бога моря, названного ими Олокуном, страна людей, о которых Солон сказал: они распространили власть свою вплоть до Египта и Тирренского моря». Интересно, что Фробениус видел «явное сходство» между культурой йоруба и средиземноморской культурой древних этрусков, так как у тех и у других найдены столь совершенные по исполнению терракотовые скульптуры, выполненные в сходной художественной манере. Кроме того, Фробениус утверждал, что вся западная цивилизация является цивилизацией атлантов, от Британии до Ливии. Что касается йоруба и этрусков, то до сих пор неизвестно, где находилась прародина этих великих народов, так что, вполне вероятно, ею действительно могла быть погибшая Атлантида. Прошлое Большого Зимбабве Происхождение Большого Зимбабве, развалины которого были обнаружены в конце XIX столетия в сердце Южной Африки, до сих пор остаётся загадкой. Некоторые европейцы считали эту каменную крепость одним из городов царицы Савской. По слухам, город обладал сказочными богатствами, предполагалось даже, что он является библейским Офиром, из которого доставлялись золото и драгоценности царю Соломону. Открыл развалины таинственного города в 1871 году немецкий путешественник и исследователь Карл Маух, искавший библейский Офир. Посередине саванны недалеко от гранитных скал стоят каменные стены, огораживающие площадь около ста акров. В строительстве не использовался скрепляющий камни раствор, тем не менее высота стен достигает 9,5 метров. Планировка сооружения выглядит совершенной, каменные стены естественным образом вписываются в окружающий пейзаж, гармонично сочетаясь с природой. По мнению первооткрывателя каменного города, строительство такого сложного инженерного сооружения было не по силам чёрным обитателям Африки. Помимо гранитных камней в строительстве города использовалось дерево, описанное Маухом как красноватое и пахучее, похожее на ливанский кедр. Впоследствии выяснилось, что это очень твёрдое сандаловое дерево. Местное племя каранга называло крепость «мамбахуру», что значит «дом великой женщины». По легенде, когда-то давным-давно в каменном городе жили белые люди. Европейские исследователи, вслед за Маухом принявшиеся изучать древний город, признали версию, что построили его белые люди, пришедшие с севера. Археолог Теодор Бент, проводивший раскопки нашёл фрагменты гончарных изделий, веретён, железные, бронзовые и медные наконечники для копий, топорики, мотыги, а также формы и тигли для ювелирных работ. По его мнению, город построили представители расы северных людей, похожие на египтян или финикийцев, пришедшие из Аравии. В течение XX века многие археологи исследовали развалины города. К сожалению, некоторые из них не были достаточно квалифицированными и варварски обращались с обнаруженными артефактами. Не все учёные придерживались «неафриканской» теории происхождения каменного города. Во всяком случае, обнаруженные внутри стен остатки жилищ из глины, построенные в период Средневековья, многими специалистами были признаны африканскими до мельчайших деталей. О происхождении самого названия Зимбабве существует несколько версий. По одной из них, оно обязано своим происхождением фразе «дзимба дза мабве», что на языке банту означает «дома из камня», по другой — выражению «дзимба войе», которое переводится, как «почитаемые дома». В любом случае, очевидно, речь идёт о древнем каменном сооружении, загадка которого вот уже на протяжении века волнует умы археологов, историков и этнографов. Археологические исследования показали, что материал для каменных стен добывался в близлежащих гранитных скалах. Каменные глыбы превращались камнетёсами в огромные кубы. В кладке стен камни подогнаны с миллиметровой точностью, что делает ненужным использование скрепляющего строительного раствора. Технология строительства и методы обтёсывания камней остаются нераскрытыми. Толщина стен колеблется от ста двадцати сантиметров до пяти метров, а высота почти вдвое превышает толщину. В местах стыков нет соединительных блоков, стены примыкают друг к другу идеально, создавая исключительно прочную конструкцию. Камни тщательно отполированы и почти так же гладки, как современная кирпичная кладка. Инженерами сооружение оценивается как очень прочное и совершенное с технической точки зрения. Вид сооружения свидетельствует о былом величии древнего города. Внешняя стена, с высоты птичьего полёта похожая на гигантский браслет, имеет длину около двухсот пятидесяти метров и содержит около пяти тысяч кубических метров обтёсанного камня. Внутри внешней стены находятся несколько меньших внутренних стен и удивительная коническая башня, формой напоминающая улей. Назначение башни остаётся одной из загадок Большого Зимбабве. Поистине, сооружение напоминает королевскую резиденцию. Может быть, благодаря этому и родилась легенда о таинственной «великой женщине», управлявшей городом (царице Савской). Внутри городских стен могли одновременно находиться от 12 до 20 тысяч людей. Остатки домов из глины и гравия, обычного африканского строительного материала, придают стенам красноватый оттенок, что вместе с серым отливом гладких камней создаёт удивительно красивую палитру, сочетающуюся с окружающим пейзажем. Период расцвета Большого Зимбабве относится к XIV–XV векам, времени интенсивного развития торговых связей. Город находился на пересечении торговых путей между регионами, богатыми золотом, и портами побережья, где торговцы обменивали африканские золото и слоновую кость на бусы, одежду и другие товары из Аравии, Европы и других регионов. Каменный город, помимо прочего, вероятно, являлся также крупным религиозным центром, о чём свидетельствуют каменные монолиты, служившие, по всей видимости, алтарями. На религиозную значимость города указывают также найденные удивительные фигурки птиц, вырезанные из мыльного камня (стеатита), которые, возможно, имели символическое или ритуальное значение. К середине XV века центр торговли переместился к северу, местные ресурсы, очевидно, истощились. Жители Большого Зимбабве покинули славный каменный город, руины которого через 400 лет нашёл Маух. Так кто же построил Большой Зимбабве? Почему его жители покинули город и куда они ушли? Ответы на эти вопросы до сих пор не получены. Племя лемба и, в частности, их духовный лидер профессор Мачива уверены, что город построили их предки. Лемба заявляют, что люди клана, построившие город, называли себя «товакаре мазимбабве», что означает на их языке «построившие Зимбабве». Определённые свидетельства в пользу такого утверждения действительно имеют место. Например, в отличие от других племён группы банту, хоронящих своих покойников в эмбриональной позе, мёртвые лемба уходят в мир иной, вытянувшись во весь рост, что характерно и для жителей древнего Зимбабве. Кроме того, свидетельством в пользу правоты лемба служит тот факт, что они на протяжении веков держали в руках торговые пути Южной Африки, а ведь благосостояние Большого Зимбабве держалось на Торговле. Так что кажется вполне вероятным, что предки лемба были вовлечены в торговые связи между Большим Зимбабве и странами бассейна Индийского океана. Не все исследователи согласны с профессором Мачива. Гораздо более привлекательными кажутся версии о белокожих пришельцах с севера или о том, что город, где правила какая-то великая царица, упоминается в Библии. Карфаген — проклятие Рима Развалины Карфагена, величайшего города Древнего мира, находятся в Тунисе. До сих пор тайны его не раскрыты, а возможно, они так и уйдут в небытие — виллы современных богатых тунисцев уже сейчас подступили вплотную к развалинам бывшей «столицы мира». Римляне и греки всегда относились к Карфагену с ненавистью и отвращением. И дело не только в том, что он был прямым конкурентом этих народов в торговле. Волох, Ваал (Вельзевул), Мелькарт и Танит — вот основные боги карфагенского пантеона. Человеческие жертвы (а особенно — детские) считались здесь делом обыденным, что, конечно, возмущало более цивилизованных греков и римлян. Раз в год в городских храмах вспыхивал жертвенный огонь. Вокруг костров собирались толпы мужчин и женщин, многие из них держали на руках своих первенцев. По знаку жрецов матери бросали детей в бушующее пламя, а мужчины падали на колени и молили кровавых идолов о ниспослании удачи в торговле и богатом урожае. Карфагенские нравы поражают современных исследователей своей жестокостью. Так, например, известного мореплавателя Ганнона, который решил захватить власть в городе, казнили, как считали сами горожане, крайне «легко и без особых мучений». Его «всего-навсего» секли розгами до тех пор, пока кожа не сползла с него полосами, затем вырвали ему глаза, отрубили руки и ноги, а затем уже лишили жизни. И, конечно, Карфаген вызывал у всех соседних народов зависть. Действительно, он обладал обширными колониями, богатейшими серебряными рудниками в Испании. Карфаген владел Сицилией, Корсикой и рядом других островов. До X века города был настолько велик, что даже в мирное время на его территории находились 400 слонов, 4 тысячи коней и оружие с доспехами в количестве, достаточном для полной экипировки 200 тысяч пехотинцев. Карфаген обложил данью все окрестные народы; кто мог — платил звонкой монетой, остальные присылали молодых женщин и воинов, а также продукты. В Карфагене проживало около 700 тысяч человек, но ночью его невозможно было увидеть с моря — город окружало тройное кольцо стен. Карфагеняне облицовывали свои стены гигантскими каменными плитами, скреплёнными свинцовыми скобами. Такими же плитами были вымощены и широкие тротуары. Через каждые 56 метров в стену были встроены гигантские башни с бойницами для лучников и площадками для пращников. Таким образом, буквально каждый сантиметр пространства перед укреплениями простреливался. На службу в Карфаген приглашались самые меткие во всём мире балеарские пращники. Как говорят историки, завидев стаю летящих уток, эти снайперы договаривались, кто в какую птицу будет стрелять, и каждый промах встречался громовым хохотом остальных, ибо неточный выстрел считался позором. Была в Карфагене и внутренняя гавань, соединённая с морем широким каналом. Дно и канала, и гавани устилали те же гигантские плиты, которые использовались при возведении стен. Внутри города могли одновременно находиться до 220 боевых кораблей. Все торговые корабли иностранных держав обязаны были оставаться на рейде под прицелом мощных городских камнемётов. Особой статьёй дохода карфагенян была торговля информацией. Карфаген знал всё! Некоторые учёные полагают, что мореплаватели этого мегаполиса знали даже о существовании Америки. Верховодил в городе Совет старейшин, в котором насчитывалось до 300 бессменных членов. Высшая исполнительная власть принадлежала двум выбранным народом суфетам. Дабы возможность диктатуры была исключена, их выбирали из враждующих кланов. Впрочем, даже самые высокие должности были не особо выгодны в материальном плане — ни один «слуга народа» не получал из казны города ни копейки. Оставались взятки, но за них безжалостно казнили. Поэтому на государственную службу шли только крупнейшие собственники, жаждущие славы. Кстати, они так же, как и самые простые горожане, обязаны были приносить в жертву кровавым богам своих первенцев. До 264 года до н. э. интересы Карфагена и Рима не пересекались. Однако затем две «сверхдержавы античного мира» сцепились из-за Сицилии. Результат Пунических войн всем известен. Карфаген проиграл войну (нередко выигрывая по ходу) и был разрушен. Многочисленные колонии оказались захвачены Римом или разграблены местными дикарями, которые больше не опасались возмездия железной руки «главного города». Впервые раскопки Карфагена были предприняты ещё римским императором Нероном. В 63 году в его дворец попал некий Цезилий Басс. Он рассказал, что обнаружил рядом с Карфагеном пещеру огромной глубины, стены которой — полностью из золота, а до самого потолка она забита сокровищами. Нерон, не проверив этого, устроил в счёт будущей добычи грандиозные игры гладиаторов, которые полностью опустошили его казну. А затем императора постигло разочарование: прибывший на место отряд преторианцев перекопал все места, указанные Цезилием, но ничего не обнаружил. Басс сослался на колдовство, его бросили в темницу, но позже признали сумасшедшим и отпустили, конфисковав всё имущество. Несмотря на это, существование сокровищ Карфагена не подлежит сомнению. Генерал Дюваль, осмотревший в 1949 году с самолёта место, где находился Карфаген, стал одним из первых археологов современности, потревоживших тени проклятого римлянами города. Сначала он раскопал канал, который соединял внутреннюю гавань с морем, затем каменные обломки храмов кровожадных богов. А затем ему в руки попались глиняные таблички, которые учёные смогли расшифровать лишь недавно. Оказывается, правители богатейшего города, предчувствуя скорое его падение (Сципион уже стоял под стенами Карфагена), зарыли всю городскую казну. К сожалению, точное место захоронения клада неизвестно, ясно только, что оно находится недалеко от города. Даже по современным меркам оно составляет многомиллиардное состояние. Сейчас в Тунисе, где находятся руины Карфагена, работают и археологи, и «чёрные следопыты». Некоторые уже обогатились на этом, ограбив захоронения богатых карфагенских граждан. Отрыты руины городской стены, акрополя, храмов, расчищены и прямые как стрелы улицы. Сейчас Карфаген — памятник под открытым небом, но его золото, сокровища кровавых жрецов и отцов города всё ещё ждут своего обладателя. |
|
||