|
||||
|
Глава 1. Виды и классификация мебели Мебель классифицируют по эксплуатационным, функциональным, конструктивно-технологическим признакам и по характеру производства. По эксплуатационным признакам мебель подразделяют на следующие группы: мебель для жилых помещений (бытовая), административно-общественных помещений и транспортных средств. По функциональным признакам различают мебель для сидения, лежания, мебель-подставку, мебель-хранилище и т. д. По конструктивно-технологическим признакам мебель подразделяют на щитовую, рамочную, секционную, разборную и неразборную, складируемую, трансформируемую и т. д. По характеру производства мебель бывает экспериментальной (выпускается для художественно-конструкторской оценки и испытаний), серийной (выпускается партиями) и массовой (выпускается в большом количестве и в течение длительного времени). По виду применяемых материалов различают мебель на основе древесины, пластмасс, металла и сочетаний этих материалов. В свою очередь мебель из древесины подразделяется на столярную (изготавливается путем механической обработки заготовок с последующим соединением их в узлы и изделия), гнутую, прессованную и плетеную. Бытовую мебель классифицируют также в зависимости от функционального назначения помещения и состава семьи. Свою классификацию имеют также отдельные виды мебели. Например, столы: письменные, обеденные, журнальные и т.д. Шкафы и тумбы могут быть определенного назначения (для платья, белья, книг, посуды, постельных принадлежностей и т. д.) и комбинированные, т. е. многофункционального назначения, по конструкции – универсально-разборные, секционные, стеллажные и однокорпусные. Диваны бывают с подлокотниками и без них (тахта-диван), со спинкой и без нее (кушетки), с одноэлементными сиденьями и спинкой и секционными, а также угловые. Аналогично классифицируются и диваны-кровати, кроме того, они еще различаются по схемам трансформации и могут иметь емкости для хранения белья. Мебель для кухонь включает шкафы (шкафы-столы рабочие, со столом обеденным, под мойку, хозяйственные, навесные), столы (стационарные, раздвижные, раскладные), табуреты и стулья. Мебель для передней, ванной и террасы составляют вешалки, шкафы и ящики для обуви, белья и хозяйственных предметов, зеркала, стулья и кресла (складные, плетеные, стационарные и складные шезлонги и качалки, столы). К детской мебели относят детские и подростковые кровати, различные шкафы, ящики, стулья и столы. Встроенную мебель подразделяют на шкафы встроенные, монтируемые в нишах стен, и шкафы-перегородки между комнатами или внутри их, шкафы-купе. Шкафы-перегородки могут быть универсально-разборными, секционными, каркасными или смешанными. Номенклатура мебели определяется планировкой помещения, его назначением, содержанием трудовых или бытовых процессов, количеством и профессиональным составом людей в производственных и жилых помещениях. Основные требования, предъявляемые к мебели Обычно одним из первых требований является качество. Под качеством понимают совокупность свойств, удовлетворяющих определенным потребностям в соответствии с назначением мебельного изделия. Оценка качества изделий основывается на анализе потребительских свойств, конструкции, применяемых материалов, технологии производства, связей изделия с человеком и окружающей средой. В результате такого анализа устанавливаются требования к изделиям, которые служат основой для их дальнейшего совершенствования. Качество изделий можно оценивать по производственным и потребительским признакам. К первым относят конструктивные, технологические и технико-экономические показатели. Конструктивные показатели определяют простоту и целесообразность конструкции изделия, рациональный выбор материалов, назначение размеров элементов в соответствии с действительными нагрузками на них и условиями эксплуатации. Конструкция изделия должна обеспечивать его работоспособность в течение определенного срока службы. Технологические показатели характеризуют соответствие изделий оптимальной технологии их изготовления и закладываются при разработке конструкций изделий. Конструкция изделия или составляющих его элементов называется технологичной, если обеспечивает заданные эксплуатационные качества и изготовление изделия с наименьшими затратами труда и материалов. Такая конструкция характеризуется простотой компоновки и совершенством формы, обеспечивает удобство и минимальную трудоемкость в процессе сборки изделия и при его ремонте. К технологическим показателям относятся точность и чистота исполнения изделия, возможность его разборки, взаимозаменяемость деталей, степень стандартизации, нормализации и унификации, вид и категория отделки. Технико-экономические показатели изделия имеют значение для промышленного производства мебели и в этом отношении не являются темой данной книги, но мы коротко упомянем и о них, поскольку косвенно они все-таки касаются изготовления предметов мебели в домашних условиях. Эти показатели определяются материальными и трудовыми затратами на производство изделия, техническими условиями изготовления, а также методами испытаний, правилами приемки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Снижение затрат на производство изделий является одним из основных требований. Потребительские свойства изделий оцениваются социальными, функциональными, эргономическими, эстетическими, экологическими и другими показателями, а также показателями надежности и безопасности их использования. Социальные показатели определяют общественную целесообразность выпуска изделий, соответствие их необходимому уровню потребления. Они показывают также социальный адрес изделий. Многие виды бытовой мебели имеют четко выраженную адресность: для инвалидов, детей, учащихся, для людей умственного труда, молодоженов и т. п. Функциональные показатели характеризуют основное назначение изделий и использование их с наибольшей пользой, а также совершенство выполнения изделием основной и вспомогательных функций, устанавливаются техническими условиями или стандартами. Комплекс функциональных требований основан на данных антропометрии, физиологии, психологии, гигиены и инженерной психологии. Эргономические показатели определяют соответствие изделий размерам и форме тела человека, его массе, т. е. его антропометрическим характеристикам, физиологическим и психологическим (силовым, зрительным, скоростным, слуховым и другим возможностям человека), а также гигиеническим требованиям. Эстетические требования к изделиям обусловливают единство эстетических и функциональных признаков. Типовая номенклатура потребительских показателей качества товаров народного потребления устанавливает следующие единичные признаки группы эстетических показателей: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Эстетическая ценность изделий находит выражение в форме и проявляется в эстетических свойствах, которые рассматриваются как общественно-полезные (целесообразность, удобство, вариантность компоновок и т. п.). Совершенство формы оценивается также такими эстетическими категориями, как красивое и изящное, конкретно проявляется в художественно-образных чертах отдельных изделий и предметной среды в целом, в особенностях художественных традиций, стиля, моды и т. д. Мебель является органичной частью окружающей среды человека, подчиняется единому архитектурно-художественному стилю, только в таком случае она будет положительно влиять на эстетическое воспитание и культуру человека. Экологические показатели характеризуют содержание в воздухе вредных примесей, поступающих в окружающую среду при пользовании изделием. Многие изделия мебели изготавливаются с применением материалов (клеев, лаков и др.), дающих выделения токсичных веществ. Эти показатели, так же как и показатели безопасности потребления, в отдельные группы могут не выделяться, а рассматриваться в группе эргономических или функциональных. При проектировании мебельного изделия следует соблюдать основной принцип: все перечисленные требования должны учитываться комплексно. Польза, удобство и красота в любом изделии связаны неразрывно, а форма изделия находится в зависимости от функции, конструкции, материала и технологии изготовления. Форма мебельного изделия Форма мебели органически связана с архитектурой, поэтому мебель и называют «малой архитектурой». Основные закономерности формообразования архитектуры и мебели во многом схожи, а разница заключается лишь в масштабе. Возникновение и развитие новых форм никогда не было случайным, оно зависело от многих факторов. Каждой общественно-экономической формации присущ свой характер оформления объектов материальной культуры, который соответствует уровню развития техники и культуры, бытовому укладу жизни, эстетическим представлениям людей. Период между созданием и потреблением изделий длительный, поэтому необходимо учитывать формообразующие факторы в их развитии, знать причины, которые влияют на эволюцию формы, и преобладающие тенденции. Эволюция формы предметов происходит под влиянием производственных факторов, а также стиля и моды. Производственные факторы (состояние техники, технологии, появление новых материалов и т. п.) обусловливают конструкцию изделий, влияют на их содержание и структуру, что приводит к внешним изменениям изделий. Например, при изготовлении одинаковых вещей из массивной древесины, древесностружечной плиты или пластмассы все они по форме и внешнему виду получатся разными. Стиль и мода оказывают на форму неоднозначное влияние. Так, технические изделия в меньшей мере подвержены влиянию этих факторов, чем бытовые предметы. Под стилем понимается характерная устойчивая общность содержания, творческих принципов, организации характера и художественного выражения существенных признаков предметов материальной и духовной культуры. Развитие стилей – процесс длительный, он зависит от многих факторов. Быстрая смена форм относится к явлениям моды – непродолжительного господства определенного вкуса. Для моды в отличие от стиля характерно более кратковременное и поверхностное изменение формы. В различные эпохи связь формы технических изделий с архитектурой и искусством была неодинаковой. В древнем мире техника была несложной и длительное время устойчивой, т. е. однородной в стилевом отношении. По мере усложнения техники становились разнообразнее ее формы и связи с архитектурой. Художественные начала особенно глубоко проникали в те ремесла, которые ближе к искусству (изготовление мебели, посуды, часов и т. д.). Для каждого периода характерен свой способ оформления вещей, свой стиль. Заимствование стилей прошлых эпох без творческого осмысления не приводит к созданию новых ценностей и чревато отрицательными последствиями. Эпоха барокко и рококо оставила много красивых вещей, но никто не пытается создавать современные автомобили в таком стиле. В то же время мебель в стиле прошлых эпох создается, важно найти средства органичного включения ее в интерьер современных квартир. Формы предметного мира меняются быстро, отражая при этом различные веяния моды. С одной стороны, мода способствует совершенствованию конструкции изделий, материалов и технологий, т. е. является положительным фактором. С другой – смена мод становится причиной морального старения изделий, а они не должны морально стареть раньше, чем будут использованы их физические возможности. Поэтому формы изделий длительного потребления должны быть сдержанными. Фактор морального старения формы имеет важное значение для тех изделий, которые входят в комплексы, формируют единую предметную среду. Все предметы комплекса имеют различные сроки службы, т. е. физически и морально стареют не синхронно. Тем не менее, они должны согласовываться между собой и создавать единую композиционно целостную среду. Проектирование таких изделий требует учета всех факторов, ориентации не только на технические условия, но и на социальные и эстетические требования. Чтобы глубже понять закономерности развития формы, избежать противоречий между ней, функцией, конструкцией и технологией, а также осмысленно относиться к наследию прошлого, не лишним было бы ознакомиться с историей становления стилей в архитектуре и мебели. Однако эта тема слишком обширна для профиля данной книги, поэтому мы отошлем читателя, желающего проникнуть в глубину проблемы, к соответствующей литературе. Здесь же еще раз подчеркнем, что мебельное искусство прошлого заслуживает внимания и тщательного изучения. Мебель всегда играла значительную роль в жизни общества, в воспитании и развитии художественного вкуса. Хотя формы мебели, выработанные предыдущими эпохами, не могут стать мерилом в нашей сегодняшней практике, человек, знакомый с ними, сможет лучше понять и правильно оценить своеобразие и закономерности развития форм современной мебели. Трудно сказать, что сегодня существует полная взаимосвязь между мебельными изделиями и интерьером, которая дает основание считать – стиль найден. Наше восприятие творческого решения форм современной мебели позволяет судить только о принципиальной направленности их дальнейшего совершенствования. |
|
||