|
||||
|
Плетение из бересты Береста – это слой березовой коры. Издавна такой материал использовали для плетения лукошек, шкатулок, хлебниц и, конечно, туесов для сбора ягод и грибов. Плетение может быть настолько плотным и искусным, что из берестяного ведра даже вода не просачивается. Такая популярность материала объясняется тем, что береста не промокает и устойчива к гниению, а также отличается прочностью, гибкостью, легко поддается обработке и окрашиванию. Для плетения применяют бересту, заготовленную лентами шириной 20–40 мм. Плетеные изделия украшают тиснением, резьбой, росписью, используют берестяные ленты разного цвета, благодаря чему получается своеобразная мозаика. Инструменты Набор инструментов для плетения из бересты невелик: нож-резак; шило (притуплённое и отшлифованное); линейка, угольник и циркуль или острое шило для разметки рисунка; подкладная дощечка, на которой выполняют резьбу. Для того чтобы скреплять бересту во время работы, можно использовать обыкновенные прищепки или скрепки. Материал Бересту заготавливают весной и летом, когда она легко отделяется от коры и имеет красивый оттенок. Используется кора берез, предназначенных к валке или только что сваленных. Снимать бересту начинают с кроны деревьев, двигаясь к комлевой части. Заготавливать бересту можно лентами либо целыми листами в виде цилиндра (сколотни), главное, чтобы материал был ровным, желтовато-белого или розового цвета, без шероховатостей, утолщений, наплывов и других дефектов. В верхней части ствола делают поперечный надрез, после чего бересту спиралью отделяют от ствола Из такой бересты изготавливают крупные вещи, например корзины. Если береста снимается с только что срубленных деревьев, по всей длине ровной части ствола делается продольный разрез, край его отгибается ножом и береста отделяется вокруг ствола специальной длинной палкой, конец которой остро заточен. Полученная листовая береста может иметь длину около 4 мм и ширину более 1 м. С помощью металлической линейки бересту нарезают резаком на узкие полоски, которые используются для плетения мелких вещей (солонок). Сколотни заготавливают только со срубленных и распиленных деревьев, длина которых зависит от размера бревна. Чтобы получить сколотень, по всей длине бревна не очень сильно колотят деревянным молотком, в результате чего сминается нижний слой коры. После этого тонкой палкой бересту отделяют от ствола и снимают цилиндром. Лицевая сторона – это внутренняя сторона бересты. Чтобы береста была тонкой, снимают несколько ее слоев с лицевой стороны, то есть со стороны крепления к дереву. Лучший материал – береста с деревьев возрастом 30–60 лет. Материал сбивают внутренней стороной наружу и хранят в затемненном месте, защищенном от ветра и сырости. Сложенная в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются темные и беловатые пятна От солнечных лучей у бересты через 4–5 дней ухудшается окраска, она становится красноватой. От продолжительного лежания на свету береста становится совершенно белой. Все изменения в цвете бересты сопровождаются ухудшением ее прочности, гибкости, растяжимости. Для хранения бересту складывают в пачки и укладывают их между двумя досками, прижав сверху грузом, чтобы береста не скручивалась. Снятая с дерева береста бывает довольно толстой, а для резных работ необходимы более тонкие пластины (0,5–0,8 мм), которые можно резать, не прилагая больших усилий. Чтобы получить бересту нужной толщины, ее расслаивают. Сразу же после снятия с дерева (пока не просохла) береста сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту сначала распаривают в горячей воде в течение 3–4 ч и лишь потом расслаивают, используя деревянный нож. На лицевой (внутренней стороне) бересты и делают прорезной орнамент. Наружный белый слой очищают наждачной бумагой. Заготовку, соответствующую форме и размерам предметов, которые хотят украсить прорезной резьбой, располагают для вырезания на подкладной доске. На ней шильцем по линейке наносят основные членения рисунка: каемки, центральное поле. Затем наносят растительный узор центрального поля. Для этого проще всего взять кальку с нарисованным заранее рисунком, наложить ее на заготовку и твердым карандашом или шильцем передавить рисунок на бересту. Если он получится недостаточно заметным, можно дополнительно обвести его притуплённым шилом, убрав кальку. Для приобретения навыков резьбы по бересте следует проделать простые упражнения, выполняя сначала несложные рисунки. Для этого на обрезках бересты, непригодных для качественных изделий, шилом проводят несколько параллельных линий на небольшом расстоянии друг от друга В этих полосках режут простые узоры – ромбики, треугольники, овалы, чаще всего применяющиеся в каемках. Освоив данный этап, переходят к несложному растительному орнаменту. Чаще всего в рисунках с растительными мотивами встречается трилистник, обрамленный полукруглым стеблем. Чтобы научиться резать растительный орнамент, этот элемент режут изолированно или в упрощенном растительном орнаменте. Лишь после того как будут выработаны первичные навыки, можно приступать к резанию какой-либо законченной композиции. После того как будет закончен узор, основные его мотивы отделываются «чертежкой» и мелкой прорезкой: мелкие прорези на ягодках, листочках расчерчивают шильцем, имитируя рисунок растительных прожилок. Все это придает рисунку большую живость, выразительность и законченность. Берестяную полоску с вырезанным орнаментом вклеивают в гладкие углубления на стенках украшаемого предмета, чтобы предохранить от поломки мягкий и со временем делающийся хрупким материал. Поверхность углубления или всего изделия предварительно тонируется, что дает красивое сочетание рисунка прорезной бересты и фона изделия. Работа покрывается лаком (кроме углублений), а резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет. Виды и способы плетения Прежде чем приступать к плетению из бересты, лучше потренироваться плести из картонных или бумажных лент. Ленточное плетение из бересты бывает двух видов: прямое – подобное полотняному переплетению в ткачестве и косое – с расположением лент под углом в 45°. Такое плетение представляет собой ритмичное чередование квадратов. Рассмотрим данные виды плетения на конкретных примерах. Карандашница Изготовляется карандашница в технике прямого плетения. Материал: 11 берестяных лент шириной 1 см и длиной 30–40 см (ширина и длина лент могут варьироваться в зависимости от размеров изделия). 6 лент укладывают крест-накрест, переплетая их между собой. Плетенка, которая получилась в центре, и будет служить основанием карандашницы. Далее выплетают стенки. Для этого на основание кладут деревянный брусок-шаблон, который облегчит формирование прямых углов изделия. Выступающие концы лент поднимают вертикально и переплетают получившиеся стойки горизонтальными лентами. Ленты при плетении сдвигают как можно плотнее, чтобы между ними не было зазоров. Выступающие концы лент-стоек обрезают. Край карандашницы обрабатывают следующим образом: 2 полоски бересты накладывают одну с внешней стороны края карандашницы, другую – с внутренней и прошивают их тонкой берестяной лентой. Солонка Выплетаемая солонка имеет вид кубика с небольшим горлышком цилиндрической формы. Для изготовления ее также потребуется шаблон в виде коробки или деревянного бруска. На стол укладывают три ленты бересты и переплетают и с тремя другими лентами, концам которых придается клинообразная форма (рис. 47, а, б). Ленты сгибают по форме шаблона и обвязывают тонкой бечевкой (рис. 47, в). Начиная с основания, вертикальные ленты последовательно оплетаются тремя рядами горизонтально расположенных лент (рис. 47, г), после чего шаблон извлекается. Рис. 47. Последовательность изготовления дорожной солонки-кубика Остатки вертикальных лент переплетают между собой, заделывая концы в плетение (рис. 47, д). Незаплетенными оставляют только два конца лент у края квадратного отверстия. Эти ленты просовывают под ленты верхней грани куба, в результате чего получаются две петли (рис. 48). Рис. 48. Дорожная солонка– кубик В петли несколько раз пропускают берестяную ленту, свернутую по кругу. Потянув за оставшиеся кончики лент, плотно затягивают петли, которые, в свою очередь, прижимают получившееся горлышко к самой солонке. Оставшиеся концы заделывают в плетение. Кузовок Данное изделие изготовляют в технике косого плетения. Пластину бересты размечают и разрезают на полоски шириной 4 см и длиной 40–50 см. Из 8 полосок в шахматном порядке сплетают коврик, размечают на нем линии границ дна кузовка под углом 45° к переплетенным полоскам. Для того чтобы в процессе дальнейшего плетения дно не расплелось, коврик с четырех сторон с углов закалывают булавками. Затем поочередно плетут углы кузовка, закладывая ленты в шахматном порядке навстречу друг другу. Таким способом образуют все четыре угла, одновременно выплетая и стенки кузовка. После того как будут выплетены углы и стенки кузовка, ровно подрезают весь край кругом. С внутренней и внешней стороны края кузовка обводят полоской бересты, которую закрепляют металлическими скрепками или обшивают тонкой берестяной лентой. Так же прикрепляется ручка из полоски бересты толщиной до 2 мм. Получившийся туесок можно расписать клеевыми или водорастворимыми красками, например гуашью, обратившись к растительным мотивам. Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте Для украшений берестяных изделий издревле применялись тиснение и выскабливание (гравировка). Эти техники просты, но дают возможность для достижения большого разнообразия узоров, обогащают поверхность изделия выразительным рельефным рисунком. Тиснение. Штампики для тиснения на бересте изготавливаются из палочек (стержней, брусков) круглой, квадратной или прямоугольной формы. Древесина для штампиков выбирается твердая: дуб, вяз, береза, клен. Хорошие штампики получаются и из древесины яблони, груши. Длину палочек делают такой, чтобы в процессе работы их было удобно держать (примерно 80—100 мм). Заготовив необходимое количество палочек, тщательно зачищают их от заусениц и других неровностей. Затем одному из торцов, который будет рабочим, придают форму будущего тисненого орнамента: круг, квадрат, ромб, розетку, полоску и др. Рабочий торец с задуманной формой или элементом штампика обрабатывается с помощью ножа, напильника, других инструментов. Более сложные по форме штампики с элементами растительного орнамента вырезаются с применением небольших стамесок для резьбы по дереву. Эскиз поможет выбрать наиболее выразительный рисунок для тиснения. Перед тиснением бересту размечают шилом на полоски или квадраты, в которых будет размещаться рисунок. Для того чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем вверх. В объемные изделия необходимо вложить деревянные бруски. Приложив штампик к бересте, по нему сильно ударяют молотком. В результате на бересте получается отпечаток. Таким образом делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина зависят от силы удара, от правильного прикладывания штампика к бересте. Выскабливание (гравировка) выполняется следующим образом Составив эскиз будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов: циркуля, линейки, шаблонов. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний тонкий слой бересты. Можно использовать и плоскую стамеску, если ширина элементов узора одинаковая. Кроме выскабливания, можно использовать гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножом Благодаря слоистому строению бересты эти элементы легко отслоятся. В результате откроется другой слой, отличающийся по цвету. Кроме готовых работ, тиснением и выскабливанием (гравировкой) можно украсить полоску бересты, которую можно затем использовать в качестве закладки для книг или обложки для записной книжки. Словарик Аппликация – способ создания картины из различных деталей, вырезанных из какого-либо материала (бумаги, ткани, соломы, сухого природного материала и др.) и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Архитектоника – художественное выражение закономерностей построения формы, пропорциональных соотношений. Инкрустация – аппликация из мелких, повторяющихся деталей, использующихся в качестве декоративного материала. Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из различных фигур (элементов). Его характер зависит от формы, материала и назначения украшаемой вещи, от техники исполнения. Колунок – металлический инструмент для разделения ивового прута на части. Окорка – процесс очистки прутьев от коры Ритм – строгая повторяемость фигур (элементов). Розета – условно изображенный цветок, имеющий несколько лепестков. Стилизация – применение в художественном произведении условной декоративной формы, то есть изменение, упрощение реальных форм для составления орнамента. Шаблон – образец (желательно его делать из картона), по которому вырезают одинаковые фигуры. Шинок– 1/3 часть ивового прута Щемилка – мелаллическая рогатка для отделения коры от ивового прута Эскиз – предварительное изображение, набросок. Литература 1. Бескодаров А.А. Художественное плетение из ивового прута. – М., 1985. 2. В стране творчества / сост. С.Ф. Гагарина, Н.В. Черникова. – Мн, 1999. 3. Аубровский ВМ. 32 урока плетения из лозы. – М., 1993. 4. Аубровский В.М., Аогинов В.В. Плетение из ивового прута справ, пособие для любителей. – М., 1990. 5. Аобачевская О. Плетение из соломки. – Мн., 2000. 6. Мвинард Б. Плетение: книга для учащихся. – М., 1981. 7. Коноваленко А.М… Плетение. – Киев, 1989. 8. Аобачевская О.А., Кузнецова НМ. Возьми простую соломку. – Мн., 1988. 9. Прекрасное – своими руками / сост. С. Газарян. – М., 1987. 10. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник / сост. А.А. Теличко, В.И. Рыженко. – М., 2005. 11. СахутаЯ. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва. – Мн., 2001. 12. Сахута ЯМ. Фарбы роднай зямл! – Мн., 1985. 13. Стеченко А.Ф. Изготовление плетеных изделий. – Киев, 1995. 14. Федотов Г. Плетение из сухих трав. – М., 2004. 15. Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы. – Мн, 1985. |
|
||