|
||||
|
Способы проведения декоративно-защитной отделки К декоративно-защитной отделке относятся полирование и лакирование. Покрытие олифой Для отделки изделий из древесины можно применять покрытие олифами, которые представляют собой обработанные растительные масла (ореховое, подсолнечное, льняное, маковое, конопляное и кукурузное). Олифа, подготовленная на оливковом масле, не высыхает полностью. Из-за долгой сушки на поверхности изделия может скопиться грязь и пыль. Для ускорения процесса высыхания используются катализаторы – сиккативы, например окиси металлов, марганца, калия и цинка (перекись марганца, глет, сурик и борномарганцевая соль), а также различные соли неорганических кислот. Олифу можно приготовить самостоятельно из льняного или конопляного масла с добавлением сиккативов. Масло следует налить на 3/4 в отдельную эмалированную посуду и поставить на огонь. После закипания следует снять пену. При достижении температуры 160–170 °C в масло следует засыпать небольшими порциями заранее подготовленный сиккатив – просушенный или прокаленный свинцовый глет (массикот, зильберглет или окись свинца) в количестве 200–300 г на 1 л масла. После этого следует продолжить варку еще в течение 2–3 часов и довести смесь до 230–260 °C. Температуру можно проверить с помощью специального термометра или народным способом, опуская гусиное или куриное перо, которое сморщится, если температура вещества составляет 250–260 °C. Если во время кипячения образуется слишком большое количество пены, можно добавить в масло немного готовой холодной олифы. Ни в коем случае нельзя подливать непрокипяченное и содержащее влагу масло. Олифа считается готовой, если вокруг ложки или половника, которыми размешивается смесь, образуются нити, а само масло становится клейким. Перед окончанием варки смесь рекомендуется мешать достаточно интенсивно, чтобы не допустить ее загорания. После прекращения нагревания смесь следует охладить в закрытой емкости. Свинцовый глет, нерастворившаяся часть сиккатива, осядет на дно. Олифу следует процедить через холст, разлить в отдельные емкости и плотно закрыть крышками. Со временем олифа может потемнеть. Масляный лак нетрудно изготовить, если перед добавлением сиккатива ввести в кипящее масло живицу. После высыхания олифы на поверхности обработанного изделия образуется твердая пленка. В качестве сиккатива используется марганцевый и свинцовый резинат. Марганцевый резинат (смоляно-марганцевую соль) можно приготовить, если расплавить при температуре 150 °C в отдельной посуде 100 частей канифоли (гарпиуса), а затем небольшими порциями добавить 5 частей гидрата окиси марганца или перекиси марганца. Перед добавлением каждой порции следует дождаться, пока осядет пена, так как смесь сильно пенится. Полученную массу следует варить в течение 3–4 часов при температуре 190–200 °C. Свинцовый резинат готовят из 100 частей канифоли (гарпиуса) и 10 частей глета, смешав компоненты в отдельной посуде, доведя до кипения и поварив в течение 3–4 часов. Вощение Для приготовления восковых составов используется пчелиный воск, который бывает неочищенным (желтый или коричневый, с ярко выраженным медовым запахом) и очищенным (белого цвета). Неочищенный воск перед применением следует очистить. Сделать это можно, поместив воск в емкость с водой и прокипятив на водяной бане. Остатки меда растворяются в воде, а воск становится жидким. Следует оставить все компоненты для охлаждения, а затем застывший воск снять с поверхности. Желательно повторить процедуру очистки 2–3 раза. Окончательное отбеливание можно провести, выложив воск на достаточно длительное время (примерно на 2 недели) в солнечном месте. Можно провести очищение воска с помощью химических методов, но в этом случае качество продукта значительно снизится. Очищенный воск используется для приготовления восковой мастики, покрытие которой придает изделию матовый блеск. Мастику можно приготовить следующим образом: растопить 100 частей восковой стружки на водяной бане, добавить 1 часть канифоли, нагреть до 60–70 °C, тщательно перемешать, снять с огня, добавить при постоянном помешивании 100 частей скипидара, перелить в емкость, а после остывания плотно накрыть крышкой. При изготовлении мастики следует помнить, что скипидар воспламеняется и быстро испаряется. Мастика наносится на изделие из древесины с помощью кисти из натуральной щетины или щетки. Изделие, предварительно обработанное морилкой или протравой, следует просушить при комнатной температуре в течение 24 часов. Отбеленные изделия необходимо сушить 2–5 дней. Кисть следует окунуть в мастику и промазать всю поверхность изделия. Густую мастику можно размягчить, если нагреть ее на водяной бане до 30–40 °C. Гладкие поверхности и резные изделия желательно покрыть несколькими слоями восковой смеси. Излишки мастики из углублений можно удалить щеткой после впитывания воска и испарения скипидара. Полирование Перед тем как приступить к полированию, обрабатываемую поверхность следует закрепить в горизонтальном положении и нанести на нее небольшое количество конопляного или льняного масла. После этого тампон следует обмакнуть в политуру, полученную из нижнего слоя шеллака, и скользящими движениями наискось сбоку нанести на изделие первый слой покрытия. Во время полирования необходимо следить за тем, чтобы тампон не останавливался, так как вещество для обработки может «сжечь» поверхность древесины. Наносимый первый слой должен быстро впитываться и быть тонким. Время от времени политуру следует добавлять внутрь тампона. После окончания обработки нужно оставить изделие на 3–4 дня для просушивания, а затем отшлифовать шкурками № 400 и № 320 (импортного производства) или № 6 и № 8 (отечественного производства). Сделать это необходимо, потому что после первого покрытия на поверхности древесины поднимаются волокна, следовательно, поры заполняются лаком неравномерно. Второй слой покрытия следует наносить новым тампоном. Политура при этом должна быть менее концентрированной. Рекомендуется для этих целей использовать вещество со среднего слоя приготовленного шеллака. Третий этап полирования является заключительным. Для него следует использовать слабо концентрированную политуру с верхнего слоя шеллака. Покрытие нужно выполнять без масла, новым тампоном. Нажим должен быть слабым. В заключение полирования следует добавить в тампон чистый спирт. После обработки изделие необходимо выдержать в течение нескольких дней. По прошествии этого времени могут появиться неровности из-за просадки политуры. В этом случае следует провести влажное шлифование мелкозернистой шкуркой, которую перед процедурой нужно смочить уайт-спиритом. После шлифования можно продолжить полировку, повторив при необходимости чередование этих процессов. Для заполнения пор ясеня, дуба или ореха на начальном этапе полировки можно использовать просеянную пемзовую пудру мелкого помола. Ее следует наносить на поверхность обрабатываемого изделия в небольшом количестве, а затем полировать вышеописанным способом. Также политуру можно наносить в качестве завершающего слоя при лакировании. Для этого, после того как покрытое лаком изделие просохнет, следует отшлифовать его мелкозернистыми шкурками, затем шкурками из микропорошка, а после этого полировочными пастами или политурами. Политуру рекомендуется выбирать в зависимости от вида лака, которым покрыто изделие. Наносить ее следует в 2–3 слоя с помощью мягкого тампона. Для окончательной полировки лака применяется полировальная вода, которая состоит из очень тонкого абразива, смешанного с эмульсией. Лакирование Перед тем как приступить к покрытию изделия лаком, следует подготовить поверхность. Для этого необходимо отшлифовать ее, покрасить, снять ворс, заполнить поры, покрыть грунтовкой и еще раз отшлифовать. Покрывать изделия из древесины лаками рекомендуется в светлом, чистом и теплом помещении. Для нанесения составов можно использовать тампон, сделанный из ваты или шерсти, обмотав его предварительно постиранной льняной тканью. Технология нанесения лака остается такой же, как и при полировании, но движения должны стать быстрее и выполнять их следует с большей амплитудой. После обработки изделие необходимо оставить на несколько дней для просушивания. Затем обработанное и просушенное изделие нужно тщательно отшлифовать мелкозернистыми шкурками № 800 и № 1000 (импортного производства) или № 1 и № 0 (отечественного производства). Нитроцеллюлозные лаки рекомендуется наносить кистью, наливом или тампоном, разжижая лак разбавителем. Для полиуретановых лаков требуются специальные приспособления. Наливом можно покрывать только изделия или участки на них небольшого размера. Для этого следует налить лак на поверхность обрабатываемого изделия, повернуть его, равномерно распределить лак под наклоном и оставить для затвердевания. При нанесении лака кистью появляется потребность в его последующем разравнивании. Это можно сделать с помощью растворителей. Шлифование лаковых покрытий Обработанную поверхность можно шлифовать вручную или механическими способами. Для шлифовки вручную рекомендуется использовать мелкозернистую шкурку, навернув ее на деревянный брусок. Этот способ подходит для обработки ровных поверхностей. Для внутренних поверхностей используются шкурки, навернутые на деревянные палочки или тампоны. Вместо шкурок можно применять разнообразные полировочные пасты или микрокорундовый порошок, нанесенный на влажный тампон. Шлифовать деревянные изделия можно и механическим способом. Для этого рекомендуется использовать бытовую электрическую машину, в комплект которой входит эластичная тарелка с войлочным кругом. На данный круг следует наложить круг, сделанный из микрокорундовой шкурки. Для тонкой полировки можно обернуть круг овечьей шкуркой. Окрашивание Перед тем как приступить к окраске изделия, необходимо тщательно подготовить поверхность древесины, заделав выпадающие сучки, задиры, вмятины, засмолы, вырывы волокон, отщепы и т. д. Дефекты желательно высверлить и поставить на их места пробки из древесины той же породы, полностью совпадающие по размерам, форме и направлению волокон. Деревянные нагели, засмолы и сучки следует вырезать на глубину не менее 3 мм. Большое скопление смол в древесине хвойных пород рекомендуется вырезать, так как со временем они могут выйти на поверхность и разрушить слой краски, что испортит внешний вид декоративного изделия. Нагели и сучки необходимо вырезать, так как они не усыхают и могут образовывать выпуклости на поверхности изделия после усушки древесины. Все вырезанные места следует обработать, замазав шпатлевкой в несколько слоев. После того как будет нанесен первый слой замазки, надо дать ему просохнуть, так как часто шпатлевка усыхает очень сильно и образует углубление. После высыхания первого слоя место обработки следует зачистить шлифовальной шкуркой, замазать еще раз и повторно зачистить. После зачистки места шпатлевания следует покрыть слоем олифы и тщательно просушить. В противном случае на поверхности древесины после покраски могут появиться пятна, которые удаляются только с помощью повторного окрашивания. Рекомендуется приготовить шпатлевку самостоятельно. Для этого потребуется 500 г олифы, 100 г скипидара, 100 г 10 %-ного клеевого раствора, 25 г сиккатива, 10 г мыла и сухого мела. Сначала следует приготовить клеевой раствор 10 %-ной крепости, растворив 100 г сухого столярного клея в 1 л горячей воды. Затем в клеевой раствор нужно добавить мыло, олифу, сиккатив и скипидар. Полученную смесь необходимо тщательно перемешать, добавить в нее тщательно просеянный мел и еще раз перемешать до образования однородной густой массы. Также для обработки изделий из древесины можно применять шпатлевку, приготовленную из сиккатива и олифы, взятых в равных весовых частях. В полученную массу при необходимости можно добавить тонкопросеянный мел. Такая шпатлевка образует очень прочное покрытие. Единственным ее недостатком является долгое время сушки. Некоторые места на поверхности изделия можно замазать не только шпатлевкой, но и специально приготовленной из 100 г олифы, 100 г 10 %-ного клеевого раствора или мела подмазкой. При ее изготовлении необходимо вливать олифу тонкой струей в разогретый клеевой раствор. В некоторых случаях проводится сплошное шпатлевание жидкой шпатлевкой, которая наносится на поверхность древесины тонким слоем с помощью шпателя. После высыхания шпатлевку следует обработать мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Процесс окраски декоративных изделий масляными красками состоит из нескольких этапов, которым предшествуют такие операции предварительной подготовки, как грунтование, местное шпатлевание, зачистка обработанных мест, сплошное шпатлевание и шлифование. Основными этапами окрашивания древесины являются первая окраска, сушка, вторая окраска и флейцевание. Перед тем как приступить к отделке, необходимо тщательно просушить древесину изделия, отшлифовать поверхность мелкозернистой шкуркой, загрунтовать и проолифить. Первая окраска проводится жидкой краской, приготовленной из 1 л готовой краски и 1 кг олифы. Краска подобной консистенции хорошо проникает в поры шпатлевки, что приводит к лучшему закреплению. При нанесении краски следует тщательно ее растушевать и оставить на некоторое время для просушки. После высыхания первого тонкого слоя краски можно приступить к нанесению второго. Для этого следует использовать более густую краску, нанося ее также тонкими слоями и тщательно растушевывая. Чтобы определить густоту краски, нужно протереть кусочек стекла небольшого размера, капнуть на него краской, поставить в вертикальное положение и оставить каплю для стекания. Если густота краски средняя, то длина потека будет составлять 35–50 мм. Краску перед нанесением на поверхность изделия нужно процедить через частое сито или сложенную вдвое марлю. Это позволит придать ей необходимую однородность и удалить имеющиеся комки и сгустки, которые при покраске приводят к возникновению на поверхности изделия неровностей и дефектов. Растушевывание производится таким образом, чтобы краска была однородной и одинаковой по виду. Для этого желательно применять не кисть, а флейц. В случаях, когда после покрытия изделия слоем краски имеются просвечивающие места, рекомендуется применить повторное окрашивание. Помимо масляных красок, для окрашивания декоративно-художественных изделий из древесины можно применять эмали, которые приготовляются на лаке. Густоту эмали можно варьировать, разогревая ее до температуры 40–60 °C. Наносить эмаль на поверхность древесины следует в подогретом состоянии и оставлять для высыхания примерно на 72 часа. Для получения эмали нужного оттенка можно смешивать краски разных цветов, предварительно разведя каждую из них олифой. При этом следует помнить, что не все краски подходят друг другу, а некоторые могут вызвать нежелательные изменения цвета. Не следует смешивать лазурь с титановыми белилами, ртутной киноварью и свинцовой хромовой зеленью; крон желтый с баритовой желтой краской и ртутной киноварью; белила цинковые с баритовой желтой и цинковой желтой краской, а также с ультрамарином и киноварью ртутной; цинковую желтую краску с ультрамарином и кобальтом фиолетовым и синим; белила литопоновые с кроном желтым, белилами цинковыми, кобальтом фиолетовым и зеленью свинцовой. Для того чтобы продлить срок службы изделий, покрытых масляной краской, а также для придания им блеска, рекомендуется покрывать их слоем масляного лака. Перед тем как приступить к покрытию изделий лаком, следует тщательно их просушить (летом в течение 6 суток, зимой – 12). Таким образом можно удалить с поверхности древесины летучие вещества, которые негативно влияют на блеск и прочность лакового покрытия. Перед нанесением лака на поверхность древесины рекомендуется подогреть его до температуры 60–70 °C, поставив емкость с лаком в посуду с водой. После нанесения лака тонким слоем или с помощью распылителя необходимо оставить его для просушивания на двое суток. При хранении масляных красок и эмалей следует помнить, что под воздействием прямого солнечного света они могут изменять свои свойства. Некоторые краски обладают светостойкостью (способностью сохранять свои свойства под воздействием солнечного света), а также атмосфероустойчивостью (способностью к сопротивлению действию дождя, ветра, снега и других атмосферных явлений). При окрашивании художественно-декоративных изделий красками желательно знать их укрывистость – способность закрывать слой черной краски после одинарного окрашивания тонким слоем краски. На прочность краски влияют ее кислотостойкость и щелочестойкость. |
|
||