|
||||
|
58. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ Правовая культура – часть общей культуры характерные для данной цивилизации модели поведения в юридически значимых ситуациях. Она определяется экономическими и иными факторами. Различают правовую культуру личности и общественную правовую культуру. Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также приверженность к правомерному типу поведения, т. е. соблюдение правовых запретов, исполнение обязанностей, а также использование дозволений, когда это нужно для удовлетворения своих интересов. Как и для общественного правосознания, для личности характерна правовая идеология и психология, которые и находят свое выражение в юридически значимом поведении. Правовая культура общества – это уровень развития общественного правосознания, который характеризуется: 1) пониманием ценности права как такового; 2) осознанием необходимости всех людей, а также их объединений, включая гос-во, действовать исключительно в рамках правомерного поведения. Правовой нигилизм – отрицание или недооценка ценности права как такового. В практическом аспекте он проявляется в игнорировании в поведении человека правовых норм. Термин «нигилизм» (от слова «нихиль» – ничто) ввел в оборот русский писатель Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» Тургенев понимал нигилизм как отрицание не только права, но и морали. Нигилистами он считал современную ему молодежь, зараженную идеями позитивизма и социализма. Для России вообще правовой нигилизм характерен. Буржуазные отношения в которых исторически утверждалась ценность права, никогда не получали в России нормального уровня развития. Даже лучшие представители русской интеллигенции, напр. философ И.А. Ильин склонны отрицать ценность права. Он полагал, что право – это западный, формальный, чуждый для России институт. Для западной культуры характерен индивидуализм, сутяжничество. Русскому человеку нужно не право, а вера и нравственность, не индивидуализм, а соборность всего народа во главе с православным царем-самодержцем. |
|
||