|
||||
|
ПРИЛОЖЕНИЯ АДЕПТЫ Cуществуют адепты разных уровней. Одни из них живут в физическом теле, как обычные люди, а во время сна способны переносить свой астральный дух из тела куда пожелают; после пробуждения их астральный дух возвращается в тело, которому принадлежит. Другие не имеют физических тел, ибо достигли той ступени совершенства, когда тела им больше не требуются.
СОТВОРЕНИЕ Непроявленный Абсолют можно представить лишь в виде математической точки, не имеющей размеров; такая точка, проявляясь во всех направлениях, неизбежно становится сферой. Если вообразить эту математическую точку как существо, осознающее себя, мыслящее, способное действовать и стремящееся проявиться, то единственный возможный для него способ достичь этого заключался бы в том, чтобы излучить собственную субстанцию и сознание из центра к периферии. Этот центр есть Отец, вечный источник всего (Ин 1, 4); радиус есть Сын (Логос), который содержался в Отце от века (Ин 1,1); субстанция Отца и Сына, излученная из непостижимого центра до беспредельной периферии, есть Святой Дух, дух истины (Ин 15, 26). Мы не можем представить себе тело без длины, ширины и толщины; круг или сфера всегда состоят из центра, радиуса и окружности. Эти три измерения составляют единое целое, и ни одно из них не может существовать без двух других.[236] Бог посылает свою мысль силой своей воли (Iliaster разделяет себя). Он придает мысли силу и выражает ее в Слове, несущем в себе созидающую и сохраняющую силы, и его мысль обретает форму, давая жизнь мирам и существам, образующим, можно сказать, видимое тело невидимого Бога. Так в самом начале сотворения мыслью Бога, действующей в макрокосме (Мировом Разуме), были созданы миры; и таким же образом создаются формы в индивидуальной сфере разума человека. Если мы привязаны к какой-то мысли, мы создаем некую форму в нашем внутреннем мире. Добрая мысль порождает хорошую форму, а злая — дурную, и они растут, подпитываемые мыслью или «воображением». РОЖДЕНИЕ Все существа порождены творческой силой воображения.[237] Это воображение может исходить: 1) от природы; 2) от человека; 3) от Бога. Соответственно, есть три пути, которыми люди могут приходить в жизнь. 1. Обычные люди, результат половых сношений между мужчинами и женщинами. Воображение родителей создает сперму, матка обеспечивает условия для ее развития.
2. Люди-боги, плод воображения и воли божественного Логоса, развившиеся в телах девственниц (Мф 1, 23; Лк 1, 35).
3. Первоначальные люди, не имевшие отцов и матерей и бесполые, созданные мыслью Бога в материнском лоне природы (Евр 7, 3).
ПОСВЯЩЕНИЕ Посвящение, или крещение, — это развитие духовного принципа, содержащегося в зачаточном состоянии в каждом человеке, до уровня сознания. Два начала сливаются в одно человеческое существо. Одно исходит от Духа, другое исходит от природы, но они едины. Одно познает природу, другое может познать дух. Одно есть дитя Адама, другое же — сын Христа. Немного тех, чье духовное сознание пробуждено к жизни, кто умер в Адаме и возродился во Христе, возродившиеся познали себя и посвящены в царство духа.[241]
МЕДИУМИЗМ
ОККУЛЬТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Исчезновение предметов. «Видимые тела могут быть сделаны невидимыми или сокрыты так же, как темнота скрывает человека и делает его невидимым, или как он стал бы невидимым, будучи помещен за стену; и как природа может таким способом делать что-либо видимым или невидимым, так же видимое вещество может быть покрыто невидимым веществом и сокрыто от глаз посредством искусства[244]». («Philosoph. Sag.», 1.) Палингенез. Когда вещь теряет свою материальную субстанцию, невидимая форма еще пребывает в свете природы (астральном свете); и если мы сумеем вновь облечь эту форму видимой материей, мы сможем снова сделать ее видимой. Вся материя состоит из трех элементов, которые суть, сера, ртуть и соль. «Посредством алхимии мы можем создать магнетическое притяжение в астральной форме, так что она будет привлекать к себе из элементов (Акаши) те начала, которыми обладала до своего уничтожения, объединять их и становиться видимой вновь[245]». («De Resuscitationibus».) Оккультные письма. «Если элементарное тело может написать письмо и отправить его кому-либо с посыльным, потратив на это месяц, почему бы эфирному телу адепта не быть в состоянии написать письмо и отправить его по назначению (с помощью стихийных духов), потратив на это час[246]». («Philos. Sag.», 1, 6.) Трансформации. «Существует особый род магии, посредством которого могут быть образованы живые тела и одно тело может быть трансформировано в другое, как было сделано Моисеем[247]». («Philos. Sag.», 1, 4.) Прохождение материи сквозь материю. «То, что делается видимо обыкновенным образом, может быть сделано и неявно, необыкновенными способами. К примеру, замок можно открыть ключом, рану нанести шпагою, тело защитить кольчугою. Все это будет сделано явными способами. Вы можете схватить человека рукой, не делая в нем дыры, и достать из воды рыбу, не оставляя дыры в воде, или опустить что-то в воду и, вынув руку, дыры в воде не оставить. Посредством искусства некромантии можно провести что-либо сквозь тело или поместить внутрь тела, не делая в нем никакого отверстия[248]». («Philos. Sag.», 1, 4.) ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ
ДУХИ УМЕРШИХ
ЭЛИКСИР ЖИЗНИ[253] Подобно своим предшественникам — Галену, Арнольду из Виллановы, Раймунду Луллию и другим, — Парацельс много работал над поиском средства для продолжения жизни. Он не верил, что физическое тело можно сделать бессмертным, но считал обязанностью каждого врача попытаться продлить человеческую жизнь, насколько это возможно, ибо только живя на земле человек может овладевать знаниями и совершенствовать себя; после смерти он не приобретает ничего нового, а пользуется тем, что уже имеет. Парацельс, как и Роджер Бэкон, Верулам[254] и другие, утверждал, что человеческое тело может быть частично омоложено с помощью притока свежей жизненной силы, и его целью было найти способы, с помощью которых можно было достичь этого. Он говорит:
Вторым великим секретом Парацельса был Primum Ens Sanguinis.[259] Для приготовления Primum Ens Sanguinis берется кровь из срединной вены здорового молодого человека и собирается в нагретую бутыль, которая взвешивается на весах, чтобы было известно точное количество используемой крови. К ней добавляется удвоенное количество алкагеста, бутыль закрывается и помещается в умеренно теплое место примерно на 14 дней, после чего красная жидкость отделяется от осадка, фильтруется и сохраняется. Это и есть Primum Ens Sanguinis, и используется он точно так же, как и Primum Ens Melissae. Третьим великим секретом Парацельса был знаменитый алкагест. Этот препарат сам по себе является универсальным лекарством. Способ его приготовления был известен также Гельмонту и некоторым розенкрейцерам; они считали его одним из величайших таинств. Приготовлялся алкагест следующим образом:
ЗЕНЕКСТОН (ZENEXTON) Одним из излюбленных лекарственных средств Парацельса, предметом особой зависти его коллег был зенекстон, способ приготовления которого он держал в глубокой тайне. Его ученик Освальд Кролл в своей «Basilica Chemica» (с. 210–213) так описывает процедуру его приготовления: «Сделай из хорошей стали инструмент, с помощью которого ты сможешь нарезать мелкие таблетки размером в пенни, состав коих будет дан ниже. Инструмент состоит из двух дисков, соединенных посередине посредством кольца, образующего пустое пространство между дисками. Диски снабжены ручками. На внутренней поверхности одного из дисков вырезана змея, на внутренней стороне другого представлен скорпион; таким образом, поместив субстанцию в пустое пространство между дисками, можно получить таблетку, на одной стороне которой останется оттиск змеи, на другой же — скорпиона. Инструмент изготавливается в то время, когда и Солнце, и Луна находятся в знаке Скорпиона.[262] Посредством этих действий верхние тела будут присоединены к нижним в неразрывном союзе». «Субстанция для таблеток приготовляется следующим образом. Возьми около восемнадцати живых жаб, высуши их на солнце и воздухе и истолки. Они должны быть высушены очень быстро, иначе сгниют. Возьми некоторое количество лоскутов, пропитанных менструальной кровью молодой девушки, белый мышьяк и аурипигмент — по пол-унции каждого, корни Diptarnus albus и Tormentilla erecta — каждого по три драхмы, одну драхму мелкого жемчуга, красные кораллы, кусочки гиацинта и смарагда — по полдрахмы каждого, восточный шафран — сорок гран — и несколько гран мускуса и янтаря. Хорошо истолки все это, смешай вместе, приготовь из порошка пасту, добавив розовой воды и смолы tragacanth. Готовь пасту в то время, когда Луна находится в знаке Скорпиона. Порежь ее на кусочки и при помощи описанного выше инструмента сделай на них оттиски. Высуши кусочки, заверни их в красный шелк и носи на шнурке на шее, при этом они не должны касаться открытой кожи. Такой амулет защищает владельца от чумы, колдовства, яда и дурных звездных влияний; он вытягивает яды из тела и полностью впитывает их[263]». Примечания:2 В настоящее время — место паломничества. 23 Вурдалаки — вполне достоверные описания случаев появления вампиров можно найти в работах Максимилиана Перти (Perty) и в «Разоблаченной Изиде» Е. П. Блаватской. 24 От лат. Cubitalis — «длиною в локоть». — Прим. пер. 25 См. книгу доктора Ф. Гартмана (F. Hartmann) «Magic, White and Black; or the Science of Finite and Infinite Life». 26 Это разделение происходит вследствие обратного притяжения материи и духа. После того как оно прекращается, астральное тело распадается на элементы, а дух возвращается в духовное состояние. См. Синнет А. «Эзотерический буддизм». 234 С. Эккартсгаузен в своем «Disclosures of Magic» (1790) говорит об адептах следующее:
235 Есть три вида знания: (1) внешнее знание, или научные мнения о внешнем мире (Гал 6,3). Это знание ведет к заблуждениям, поскольку концентрирует все внимание на иллюзорной внешней стороне вещей и оставляет ум в неведении относительно внутренних истин; (2) знание, получаемое проникновением в тайны природы; постижение истин, независимое от мнений других. Это начало мудрости; (3) мудрость, или знание Высшей Причины всего, получаемое познанием себя (Прит 8,17–27). Это мудрость Соломона. Есть три вида знающих: (1) «ученые», которые имеют дело с мнениями и иллюзорными проявлениями: упрямцы и догматики, скептики и материалисты и т. п., постоянно спорящие из-за различия во взглядах; (2) те, кто способен познать внутренние истины силой своего внутреннего восприятия: (3) адепты, единые с истиной, знающие все, поскольку знают самих себя, благодаря силе Святого Духа, проявляющегося в них (Прит 9,7). 236 Учение о Троице встречается во всех основных религиозных системах. В христианстве это Отец, Сын и Святой Дух; у индусов — Брахма, Вишну и Шива; буддисты называют ее Мулапракрити, Пракрити и Пуруша; персы учат, что Ормазд создал из себя свет силой своего слова. У египтян Амон — первопричина, из которой было сотворено все сущее силой ее собственной воли. В Китае Гуань-ши-инь — это вездесущее, проявленное всюду Слово, исходящее из непроявленного Абсолюта посредством силы его воли и тождественное ему. Греки называют ее Зевс (Сила), Афина (Мудрость) и Аполлон (Красота), германцы — Бодан (Первопричина), Тор (Сила) и Фрейа (Красота). Яхве и Аллах есть триединство Воли, Знания и Силы; и даже материалисты верят в причинную связь, материю и энергию. 237 Есть три вида воображения: пассивное воображение, деятельная мысль, творческая мысль. 238 «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Ин 3, 6) — Прим. ред. Существует три вида рождения: рождение плоти, души и духа; и каждое рождение имеет три этапа: зарождение, развитие и плодоношение. Первое рождение — это обычное рождение человека, второе — пробуждение души и обретение ею силы контролировать желания и страсти (Еф 4,13); это как бы невидимый огонь, пронизывающий все тело. Третье рождение есть возрождение духа, пробуждение его к духовному сознанию. Последняя стадия достигается очень немногими. (Кор 1, 15, 47; Ин 3,6). 239 «Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1.13). Или: «И Слово стало плотию и обитало с нами…» (Ин 1,14) — Прим. ред. Кришна, Будда, Христос. 240 «Адам». Неудачи Дхиан-Чоханов. 241 «Плоть Адама» образуют животные элементы души, но плоть Христа есть дух (шестой принцип). Все животные принципы, существующие в природе, в зародыше присутствуют и в душевной сущности человека и могут расти там и развиваться в нечто реально существующее. Весь процесс животного творения, таким образом, может быть воспроизведен в душе человека, поскольку развитие животной страсти означает развитие животного элемента в душе. Если страсти подчиняются силе духа, эти животные создания умрут и будут изгнаны из организма души таким же образом, как гниющие части физического тела отторгаются из физического организма; и если этот процесс, происходящий в физической форме, можно наблюдать в состоянии бодрствования, то соответствующий процесс, происходящий в душе, можно наблюдать во сне. 242 Существуют три вида крещения, дающие три разных имени: первое крещение есть только внешняя форма, и имя для него необязательно; второе — это крещение «водой истины», или пробуждение души к осознанию истины; во время него человек получает новое имя, выражающее уровень и предназначение данной личности (Быт 17,5); третье — крещение «огнем духа», и имя, которое оно дарует, выражает силу совершенного и бессмертного божественного человека (Отк 2, 17). 243 Существуют три разряда медиумизма: механический медиумизм, при котором физические силы медиума используются посторонними силами (одержимость, «физические манифестации» и т. п.); эмоциональный медиумизм, при котором стимулируются силы души медиума, пробуждаются его чувства и мысли (произнесение и написание слов в состоянии транса); духовный медиумизм, при котором мудрость проявляет себя через трансцендентально сознающего человека (экстаз, озарение). 244 Говорится, что «тьма есть отсутствие света». Так же справедливо сказать, что «свет есть отсутствие тьмы». Свет и тьма — это определенные состояния космического эфира (Акаши). Свет — это «дух», тьма — «материя». И то, и другое имеет определенные положительнe качества (Быт 1,4). 245 Платон, Сенека, Эрастус, Авиценна, Аверроэс, Альберт Великий, Каспалин, Кардано, Корнелий Агриппа, Эккартсгаузен и многие другие писали о палингенезе растений и животных. В 1687 году Кирхер в присутствии шведской королевы Кристины восстановил розу из пепла. Астральное тело отдельной формы сохраняется вместе с ее остатками до тех пор, пока они не разложатся полностью, и с помощью определенных методов, известных алхимикам, оно может быть вновь облечено материей и стать видимым. 246 Ценность письма будет определяться качеством своего содержания, а не способом, которым оно было получено. 247 Исх 7, 10. 248 Такие проявления оккультной силы часто можно наблюдать во время спиритических сеансов. Они кажутся нам непостижимыми, поскольку мы привыкли рассматривать форму как нечто реальное, вместо того чтобы видеть в ней иллюзию, и принятые нами представления о строении материи ошибочны в самой своей основе. 249 Земная атмосфера может быть пронизана трубкой или проволокой, проводящей электрический ток, и эфир (Акаша) подобным же образом может быть пронизан потоком духовной силы. Электрический ток беспрепятственно проходит через земную атмосферу; ток мысли беспрепятственно проходит через Акашу. 250 Человеческая душа тройственна: она состоит из животной, разумной и духовной души. Несовершенные элементы души умирают, совершенные остаются. Жизнь тройственна: существует органическая жизнь, жизнь души и жизнь духа. 251 Есть три источника веры: мнение, убеждение, знание. 252 Человеческий дух имеет два аспекта: человеческий и божественный. 253 Известные сегодня тексты на эту тему, приписываемые Парацельсу, частично являются поддельными, частично отрывочны и неточно переведены. Выдержки из его текстов об эликсире жизни, приводимые ниже, взяты из подлинного манускрипта, находящегося в частном владении. 254 По-видимому, имеется в виду Фрэнсис Бэкoн, герцог Веруламский. — Прим. ред. 255 Первопричина (лат.). — Прим. пер. 256 Ср. «Five Years of Theosophy»: эликсир жизни. 257 Primum Ens мелиссы (лат.). — Прим. пер. 258 Лезебюр, врач французского короля Людовика XIV, дает в своем «Руководстве по химии» («Chemischer Handleiter», Nuremberg, 1685, p. 276) отчет о некоторых опытах с Primum Ens Melissae, свидетелем которых он был:
В книге «Жизнь Калиостро» упоминаются некоторые подобные омолаживающие средства и называются имена людей, успешно проделавших такие опыты. Эти и другие подобные факты не подтверждены и не опровергнуты наукой, но ждут исследования. Судьи на процессе Калиостро, перед судом инквизиции в Риме, имели единственной целью осудить его; но те, кто способен «читать между строк», найдут в их отчетах множество свидетельств в пользу Калиостро и множество фактов, не получивших должного объяснения. 259 Primum Ens крови (лат.). — Прим. пер. 260 Мы приводим здесь этот и следующие рецепты лишь ради любопытства, которого они заслуживают. Они несут в себе великие истины, но только знающий способен понять и использовать их. 261 Алхимические труды Парацельса так же темны для непосвященных, как и труды других алхимиков, но для посвященных они достаточно ясны. Однако он дает множество очевидных указаний относительно лечения отдельных болезней, которые легко могут быть выполнены. Причина, по которой учение Парацельса не принимается широко современными медиками, заключается в том, что его система, к сожалению, мало известна и еще менее понятна. Настанет время, когда возрожденное учение Парацельса снова совершит революцию в медицинской науке, как совершил ее сам Парацельс три столетия назад. 262 В макрокосме это происходит во время новолуния, приходящегося на период между 23 октября и 23 ноября. 263 Нет необходимости еще раз говорить о том, что этот рецепт нельзя рассматривать буквально: он написан аллегорическим языком и описывает определенные процессы, происходящие в мире стихий, из которых образована душа и которые могут контролироваться силой озаренного духа пробужденных. |
|
||