|
||||
|
VIII. АЛХИМИЯ И АСТРОЛОГИЯ Алхимия и астрология — науки в наше время малопонятные, ибо они имеют дело со сверхчувственными явлениями, которые не могут быть известны людям, не обладающим сверхчувственными силами восприятия. Химия имеет дело с физической материей, алхимия — с ее астральными принципами. Астрономия изучает физические аспекты планет и звезд, астрология — психическое воздействие их душ друг на друга и на микрокосм человека. Химия — наука, которая может быть изучена любым человеком, обладающим средними интеллектуальными способностями и некоторой сноровкой, необходимой для практического ее приложения. Астрономия доступна любому, кто способен понимать математику, владеет логикой и физическим зрением. Алхимия — искусство, которое нельзя постичь без духовного знания. Астрология непостижима для того, кто не способен чувствовать влияние звезд. Книги, трактующие алхимию и астрологию, понятны тому, кто обладает силой внутреннего восприятия, но от тех, кто этой силы лишен, смысл их ускользает. Невозможно также и растолковать им аллегорическое значение этих книг, ибо в силу вечных законов духовные истины нельзя постичь с помощью рассуждений. Чем более отточен интеллект для восприятия внешних и искусственных явлений, тем легче ему потерять способность видеть внутреннюю духовную реальность, и прогресс современной науки в познании внешнего ведет к тому, что большинство наших ученых мужей разучились осознавать духовные истины, а многие и вовсе отрицают их существование. Все в природе имеет три аспекта. Высший аспект алхимии есть трансформация пороков в добродетели огнем любви к добру, очищение души страданием, возвышение Божественного начала в человеке над животными элементами его души. Знаком, в котором работает настоящий алхимик, является крест, ибо человек, возвышаясь среди своих братьев из животного царства, укоренен материальными элементами в земле, постигает душой элементарные силы природы, которые являются причиной его страдания и смерти человеческой природы, но его высшая природа (его разум), поднимаясь над животным существованием, достигает чистой атмосферы небес. Второй аспект алхимии — учение о природе невидимых элементов, составляющих астральные тела вещей. Каждая вещь троична, она имеет тело и душу, связанные вместе духом, который есть причина и закон. Физические тела подвержены влиянию физической материи, душа воздействует на элементы души, а сознательный дух просвещенного направляет и контролирует действия материи и души. Силой духа можно сублимировать материальные элементы в невидимые или коагулировать невидимые вещества, делая их видимыми. Явления такого рода можно иногда наблюдать на «спиритических сеансах», хотя алхимик, вызывающий их, при этом так же остается невидимым. Низший аспект алхимии — это приготовление, очищение и соединение физических веществ. Из этой части учения выросла современная химия, являющая собой, в своем теперешнем состоянии, шаг вперед низшего аспекта старой химии, но полностью утерявшая высшие ее аспекты. Дальнейший прогресс химической науки вновь приведет ее в соприкосновение с алхимией. Химия разлагает и соединяет материальные вещества в определенных пропорциях, она может выделить чистое вещество без примесей, но при этом основные элементы она всегда оставляет неизменными; алхимия же изменяет характер простых тел и поднимает их до более высоких состояний бытия. Чтобы развить эту способность, требуется не просто механический труд, но мастерство творца. Человек, своими руками по определенным правилам составляющий химические препараты, является химиком; ткача, ткущего сукно, и портного, шьющего одежду, можно назвать алхимиками, поскольку ни сукно, ни одежда не создаются природой. Химик имитирует природу, художник превосходит ее; чернорабочий одалживает природе свои руки, давая ей возможность совершить что-то через него; художник использует материал, данный природой, и производит нечто, что существует только в его душе. Маляр, красящий стену, — химик, его работа требует сноровки, но не гения. Художник, рисующий картину, — алхимик, поскольку он воплощает идею и вкладывает в работу свою душу. Чтобы правильно понять значение слов «алхимия» и «астрология», необходимо понять и осознать тесную взаимосвязь и тождественность микрокосма и макрокосма, их взаимное влияние. В человеке потенциально содержатся все силы Вселенной, его физическое тело и все его органы есть не что иное, как результат действия и воплощение сил природы. Микрокосм и макрокосм не только «сравнимы друг с другом», они воистину едины по своим силам и равны по составу элементов.
Что материальные науки знают о духовном? Химия — это наука, которая имеет дело с химическими соединениями, распадом и образованием новых соединений физических веществ. Алхимия занимается очищением и соединением астральных элементов и трансформацией низших форм и состояний в высшие. При помощи химии мы можем очистить физические вещества от всех инородных элементов и отделить их от физических примесей, но составляющий их элемент останется неизменным. Посредством алхимии мы можем поднять элемент до более высокого и чистого состояния бытия. Природные процессы, благодаря которым происходит соединение и разложение материи, — такие, как гниение, вызываемое соприкосновением вещества с воздухом, и химическое соединение двух или более веществ, вступающих в контакт друг с другом, — есть химические процессы. Прорастание дерева из семени, эволюция миров, рождение драгоценных металлов в явно бесполезной материальной породе, внутриутробное развитие плода, рост животного или человеческого существа и пр. суть алхимические процессы, поскольку сама жизнь является их движущей силой, и они не могли бы происходить без ее участия.[211]
Этой способностью обладают только те, кто духовно развит.[212] Природа постоянно практикует это искусство благодаря организующей энергии невидимого астрального тела.
Алхимия описывается Парацельсом как искусство, в котором Вулкан (огонь природы — астральный свет) является творцом. Она отделяет чистое от нечистого, заставляет вещи возникать из первичной материи (Акаши). Алхимия превращает в совершенное то, что природа оставила несовершенным, и очищает все вещи силой духа, который в них содержится.
Парацельс сравнительно мало писал обо всем, что связано с вульгарной алхимией, он был врагом бесконечных рецептов и предписаний, марания грязью коллег, злобы и елейности, шарлатанства и знахарства — всего, чем славились в его время так называемые «алхимики». Он пишет: «Что я скажу обо всех твоих алхимических рецептах, о твоих ретортах и бутылях, тиглях, ступках и склянках, обо всех этих сложнейших процессах дистилляции, плавления, фиксации, сублимации, осаждения, обо всем этом паясничаньи, ради которого ты растрачивал свое время и свои деньги? Все подобные вещи никчемны, и труд твой пропадает втуне. Они скорее препятствуют, нежели способствуют достижению истины». Тем не менее, сам Парацельс был весьма сведущ в алхимии. В предисловии к своей работе, названной «Tinctura Physica»,[215] он говорит:
Способность некоторых веществ улавливать и удерживать планетарные влияния используется для придания им оккультных свойств. В силу этого алхимик может применить чистые металлы для создания амулетов, «магических зеркал» и других предметов, способных вызывать магические эффекты. Парацельс говорит:
ELECTRUM MAGICUM[219] Electrum magicum приготовляется следующим образом. «Возьми десять частей чистого золота, десять серебра, пять меди, две олова, две свинца, одну часть порошка железа и пять ртути. Все металлы должны быть чистыми. Теперь жди того часа, когда планеты Сатурн и Марс войдут в конъюнкцию[220] и приготовь все свои препараты для этого случая; готовь огонь, тигель, ртуть и свинец, ибо, когда настанет время, не будет никакой отсрочки; работа должна быть сделана в самый момент конъюнкции. Как только это случится, расплавь свинец, добавь ртуть и дай им остыть. После этого жди конъюнкции Юпитера с Сатурном и Меркурием, расплавь соединение свинца и ртути в тигле, а в другом тигле олово, и слей два металла вместе в момент этой конъюнкции. Теперь тебе надлежит ждать, пока не произойдет конъюнкции Солнца с одной или с обеими из вышеназванных планет, и тогда добавь в это соединение золото, предварительно расплавив его. Во время конъюнкции Луны с Солнцем, Сатурном или Меркурием добавляется тем же образом серебро, и во время конъюнкции Венеры с одной из вышеименованных планет добавляется медь. Наконец, во время подобной же конъюнкции с Марсом все завершается добавлением порошка железа. Размешай жидкую массу прутом гамамелиса и дай ей остыть».[221] «Из этого electrum magicum ты можешь сделать зеркало, в котором сможешь видеть события прошлого и настоящего, отсутствующих друзей и врагов и все, что они делают. Оно покажет тебе все, что ты пожелаешь увидеть, и все дела людские, совершаемые днем или ночью. Ты можешь увидеть в нем все, что когда-либо было написано или произнесено, а также и говорившего и причины, побудившие его сказать это; ты можешь увидеть в нем что угодно, в каком бы секрете это ни держалось».[222] «Такие зеркала изготовляют из electrum magicum; они делаются диаметром около двух дюймов. Отливать их следует во время конъюнкции Юпитера и Венеры; формы для них делаются из мелкого песка. Обточи зеркала гладко точильным камнем, отшлифуй их трепелом и затем куском дерева, взятым от липы. Все действия с зеркалом — обтачивание, шлифовку и прочее — должно производить при благоприятных планетарных аспектах; выбрав надлежащие часы, можно изготовить три различных зеркала. Во время конъюнкции двух определенных планет, когда Солнце или Луна стоит в доме управителя часа твоего рождения, три зеркала следует положить вместе в чистую колодезную воду и оставить на один час. После этого их можно вынуть из воды, завернуть в льняную тряпицу и сохранять для последующего использования».[223] Ничто в природе не мертво, и алхимия имеет дело отнюдь не с неодушевленными вещами. Алхимики древности верили в возможность самозарождения и создавали, посредством сочетания психических сил и сущностей, такие формы, в которых начинала проявляться жизнь. Они умели создавать живые существа в закупоренных бутылях, посредством палингенеза (См. Приложения: Палигенез.) вызывать и делать видимыми астральные формы растений и животных и возрождать их из пепла. Одним из самых великих таинств было зарождение существ, подобных мужчинам или женщинам, без посредства женского организма. Эти существа называются гомункулами, и Парацельс пишет о них следующее. ГОМУНКУЛЫ
Представляется бесполезным цитировать дальше алхимические рецепты Парацельса или любого другого алхимика. Для непосвященного они непонятны и абсурдны, в то время как посвященный, учителем для которого является свет духа, не нуждается в них. Но те, кто осуждают оккультистов прошлого за их мнимые невежество и суеверие, лучше бы вспомнили, что требуется куда больше доверчивости, чтобы поверить, будто великие реформаторы науки, люди, обладавшие мудростью, — Парацельс, Иоганн Тритемий, Ван Гельмонт и другие — написали целые тома невыносимой чепухи, каковой эти сочинения непременно бы были, если понимать их буквально, чем поверить — как и есть в действительности. — что великие духовные истины были скрыты за аллегориями, которые могут понять только те, кто хранит ключ к ним в своем сердце. Хотя Парацельс и утверждал, что золото и серебро можно получить химическими методами и что некоторые преуспели в этом,[226] он, тем не менее, осуждал такие эксперименты как бесполезные; и даже в тех химических экспериментах, которые оказались успешными, скорее всего, потребовалось нечто большее, чем просто химические манипуляции.[227] АСТРОЛОГИЯ Астрология тесно связана с медициной, магией и алхимией. Если для каких бы то ни было целей мы хотим использовать влияния планет, необходимо знать, какими свойствами эти влияния обладают — как они действуют и в какое время определенные планетарные влияния будут возрастать или убывать. Человек, который знает свое собственное строение, способен познать свойства планетарных влияний, поскольку он может распознать в себе самом планетарные влияния, соответствующие тем, что управляют небом; действие таких влияний станет нам известно, если мы узнаем свойства тел, на которые эти влияния действуют, поскольку каждое тело притягивает те влияния, которые находятся с ним в гармонии, и отталкивает другие; время, когда правят определенные планетарные влияния, можно узнать с помощью астрономических вычислений или по специальным таблицам, однако духовно развитый провидец не нуждается ни в книгах, ни в таблицах, но узнает состояние внешнего мира по изменениям, происходящим в его собственной душе.
Парацельс не был, как это называют в наше время, профессиональным астрологом. Он не вычислял время рождения и не строил гороскопов, однако знал высший аспект астрологии, благодаря которому познаются взаимосвязи макрокосма и микрокосма. Он отвергал заблуждения вульгарной астрологии так же, как и ошибки общераспространенных религиозных или научных убеждений; если правильно понимать его систему астрологии, можно оценить чистоту и величие его концепций. Он говорит:
Он резко возражал против церемоний, целью которых было привлечение духов посредством планетарных влияний. Он писал:
Примечания:2 В настоящее время — место паломничества. 21 J. T. Manget, Geneva, 1702 22 Под эфирами у Гартмана и Парацельса обычно подразумевается не физический эфир, а просто бесплотное, тонкое состояние материи. — Прим. ред. 210 Вместилище семени (лат.). — Прим. пер. 211 Иоганн Тритемий (Johannes Tritheim), аббат из Шпангейма, один из величайших алхимиков, теологов и астрологов, весьма ученый и уважаемый человек, делает в своей книге (напечатанной в Пассау в 1506 году) несколько замечаний, которые могут пролить свет на столь сложный предмет, каким является алхимия. Он пишет:
212 Духовное развитие не связано напрямую со знаниями, приобретенными интеллектом, и иногда встречаются люди, не сведущие в мирских науках, но обладающие огромными духовными силами. 213 Млечный сок. — Прим. пер. 214 Разумеется, они не имеют никакого отношения к химическим веществам, известным нам под этими названиями. Возможно, алхимия будущего создаст более подходящие термины. 215 «Tinctura physicorum» — великое алхимическое таинство. Гермес Трисмегист из Египта, Гор из Греции, араб Калид и Альберт Великий из Германии были знакомы с ним. Оно именуется также красный лев и упоминается во множестве алхимических сочинений, однако на самом деле было известно немногим. Его приготовление чрезвычайно трудно, поскольку требует присутствия двух совершенно гармоничных людей, притом одинаково искусных. Говорят, оно представляет собой красную эфирную жидкость, способную превращать все низшие металлы в золото и имеющую также другие чудесные свойства. Вблизи одного городка на юге Баварии стоит старая церковь, под которой, как говорят, и по сей день сокрыта эта тинктура. В 1698 году некоторое ее количество пропитало почву. Множество людей было очевидцами этого явления, и они считали, что произошло чудо. Поэтому там и возвели церковь, которая до сих пор служит местом паломничества. В отношении материала (если можно так выразиться), используемого для приготовления этого великого снадобья, Парацельс говорит:
216 О том, что человек способен подчинить себе животное, не произнося ни слова, знают многие. 217 Вовсе не требуется, чтобы звук нашего голоса создавал образ какого-либо объекта раньше нашего воображения, и, если мы видим некий образ в своем уме и осознаем его присутствие, он действительно существует для нас, и таким образом дух может обрести форму благодаря силе нашего воображения. 218 Это замечание проливает некоторый свет на алхимические процессы и указывает, что существует не только магнетизм планет, но также и «магнетизм» мастера, который должен быть специально подготовлен, и оба эти магнетизма объединяются в металле посредством процесса, описанного ниже. 219 Магический электрум (лат.). — Прим. пер. 220 Соединение. — Прим. ред. 221 Все вышеназванные конъюнкции происходят в нашей солнечной системе в течение тринадцати последовательных месяцев, но эти указания могут относиться к конъюнкциям принципов, содержащихся в микрокосме человека. 222 Иначе говоря, вы можете вступить в связь с астральным светом, который есть sensorium (основной орган чувств. — Прим. ред.) мира и в котором сохраняется «память» или впечатление обо всем. 223 Было бы бесполезно давать детальные описания процессов, которые не могут быть осуществлены теми, кто не обладают необходимой магической (магнетической) силой, а тот, кто обладает подобной силой, едва ли будет нуждаться в таких описаниях, где аллегории причудливо смешаны с истинами. 224 Без этого arcanum (тайной человеческой жизненной силы (лат.). — Прим. пер.) эксперимент не будет успешен и форма не станет видимой. 225 Парацельса упрекали за его веру в возможность создания гомункулов; однако более глубокое проникновение в природные процессы покажет, что такие вещи возможны. Современные авторитеты полагают, что в этом нет ничего невероятного. Молешотт считает, что мы уже сейчас в состоянии установить условия, благодаря которым могут быть произведены органические формы. Либих придерживается того мнения, что химия когда-либо создаст органические вещества искусственным способом. В «Фаусте» Гете говорит: С годами мозг мыслителя искусный(«Фауст», ч. II, акт II.) ((Перевод Б. Пастернака.)) Если нет зародыша, подобное сотворение совершенно невозможно, однако цыплят можно вывести искусственно, и, возможно, то же касается гомункулов. Кажется, есть даже некоторые исторические основания утверждать, что такие вещи были осуществлены. Это покажет следующее сообщение. В книге доктора Эмиля Безецны (Besetzny Е.) «Сфинкс», опубликованной Л. Роснером в 1873 году в Вене (Tuchlauben, № 22), мы находим несколько любопытных описаний «духов», произведенных графом Иоганном Фердинандом фон Кюффштейн в Тироле в 1775 году. Источником этих описаний являются масонские рукописи и книги, но особенно дневник некоего Джаспера Каммерера, служившего в должности дворецкого и ассистента у упомянутого графа. В них говорится о том, что существовало десять гомункулов, или, как он их называет, «пророчествующих духов», сохранявшихся в наполненных водой прочных бутылях, вроде тех, что используются для консервирования фруктов; «духи» были созданы графом фон Кюффштейн и итальянским мистиком и розенкрейцером аббатом Гелони за пять недель и включали короля, королеву, рыцаря, монаха, монахиню, архитектора, рудокопа, серафима, а также голубого и красного духов. Бутыли были закрыты с помощью бычьих пузырей и великой магической печати (печати Соломона?). Духи плавали в этих бутылях и были около пяди (приблизительно 23 см. — Прим. пер.) высотой. Граф очень хотел, чтобы они выросли, и поэтому они были помещены в огромную кучу лошадиного навоза, которая ежедневно обрызгивалась некоей жидкостью, с большим трудом приготовленной двумя адептами из каких-то «весьма отвратительных материалов». Навоз после такого обрызгивания начинал бродить и испускать пар, как будто согреваемый подземным огнем, и по крайней мере один раз в каждые три дня, когда все было спокойно, при приближении ночи два человека покидали монастырь и шли молиться и воскуривать благовония к этой куче навоза. После того как бутыли были вынуты, обнаружилось, что «духи» выросли до полутора пядей, так что бутыли стали слишком маленькими для них, а у мужских гомункулов выросли длинные бороды, а также ногти на руках и ногах. Каким-то образом аббат Гелони снабдил каждого подходящей одеждой согласно его рангу и достоинству. Однако в бутылях красного и синего духов не было ничего, что можно было бы увидеть, кроме «чистой воды»; но всякий раз, когда аббат трижды ударял по печати на горлышке бутылки, произнося одновременно с этим какие-то слова на древнееврейском языке, вода в бутыли начинала окрашиваться в голубой (или, соответственно, красный) цвет, а голубой и красный духи показывали свои лица, вначале очень маленькие, но затем выраставшие в пропорциях до тех пор, пока не достигали размеров обычного человеческого лица. Лицо голубого духа было прекрасным, как лик ангела, лицо красного духа производило ужасающее впечатление. Граф кормил этих существ раз в три или четыре дня каким-то розовым веществом из серебряной коробочки, давая из нее каждому духу шарик размером с горошину. Раз в неделю вода должна была меняться, и бутыли наполнялись вновь чистой дождевой водой. Смену воды следовало производить очень быстро, поскольку в тот момент, когда духи оказывались на воздухе, они закрывали глаза, слабели, теряли сознание и, казалось, были близки к смерти. Только голубого духа не кормили и не меняли его воду, в то время как красный дух получал каждую неделю глоток свежей крови какого-нибудь животного (обычно цыпленка), и эта кровь исчезала в воде сразу же, как была в нее влита, не окрашивая и не взбаламучивая воду. Вода, содержащая красного духа, должна была меняться раз в два или три дня. Когда эту бутыль открывали, вода в ней становилась темной, мутной и распространяла запах тухлых яиц. С течением времени эти духи выросли до двух пядей, и их бутыли стали им теперь настолько малы, что они уже не могли стоять в них прямо; поэтому граф сделал для них подходящие сиденья. Эти бутыли приносили в помещение, где встречалась масонская ложа, председателем которой был граф, а после каждого собрания возвращали назад. Во время собраний духи предсказывали грядущие события, и предсказания эти обычно подтверждались. Они знали самое сокровенное, но каждый из них был знаком лишь с тем, что относилось к его званию: например, король мог говорить о политике, монах — о религии, рудокоп — о минералах, и т. д.; только голубой и красный духи, казалось, знали все. (Некоторые факты, доказывающие их ясновидческие способности, приводятся в оригинале.) По какой-то несчастной случайности сосуд, в котором содержался монах, однажды упал на пол и разбился. Бедный монах умер после нескольких мучительных вдохов, несмотря на все усилия графа спасти его жизнь: тело его было погребено в саду. Попытка произвести другого такого же, предпринятая графом без помощи аббата, который незадолго перед тем уехал, привела к неудаче: удалось создать лишь маленькое существо, напоминающее пиявку, у которого было очень мало жизненной силы и которое вскоре умерло. Однажды король сбежал из своей бутыли, которая не была как следует запечатана. Когда его нашел Каммерер, король сидел на верху бутыли, в которой была королева, и пытался соскрести ногтями печать и освободить ее. На зов слуги вбежал граф и после долгой погони поймал короля, который из-за продолжительного пребывания на воздухе и недостатка требуемого элемента был близок к обмороку, и вернул в бутыль — не без того, однако, чтобы ему расцарапали нос. По-видимому, в последующие годы граф фон Кюффштейн начал беспокоиться о спасении своей души, стал считать несовместимым более с требованиями своей совести держать этих духов в своей власти и избавился от них каким-то не упомянутым в записях способом. Мы не будем пытаться комментировать этот рассказ, но советуем тем, в ком все это пробудило любопытство, прочитать книгу, из которой взято вышеприведенное сообщение. Вряд ли стоит сомневаться в правдивости этой книги, поскольку некоторые исторически хорошо известные личности, такие, как граф Макс Ламберг, граф Франц Иосиф Тун и другие, видели «духов», и те обладали видимыми и осязаемыми телами; судя по всему, это были либо элементальные духи, либо, что представляется более вероятным, гомункулы. 226 Нижеследующий текст является описанием того, как произвести искусственное золото. Он взят из древнего алхимического манускрипта, и заметки на полях свидетельствуют о том, что эксперимент, проведенный в соответствии с этим описанием, привел к успеху:
227 Существует значительное число надежных исторических свидетельств, которые доказывают, что чистое золото действительно было получено искусственно, но, мягко говоря, сомнительно, чтобы это было сделано таким способом, который мог бы успешно имитировать человек, не являющийся алхимиком. Согласно заслуживающему доверия сообщению, полученному из источника, правдивость которого несомненна, некий алхимик в 1748 году содержался курфюрстом саксонским в крепости Дрездена, поскольку курфюрст хотел с его помощью получить искусственное золото. Этот адепт изготовил алхимическими методами четыреста фунтов золота и в конце концов необъяснимым образом сбежал из тюрьмы. Фламмель, как говорят, получил искусственное золото 5 апреля 1382 года. 228 Если эти склонности исходят от духа, он должен был существовать прежде и приобрести их в предшествующих воплощениях. 229 Под «звездами» (astra) Парацельс понимает не физические тела планет, а принципы, существующие в космосе и представленные звездами. |
|
||