|
||||
|
VII. МЕДИЦИНА Все органические функции вызваны действием единого универсального жизненного принципа. Этот принцип действует во всех формах, медленно или быстро, ощутимо или неощутимо, сознательно или бессознательно, нормально или ненормально — соответственно строению форм, в которых он действует. Пока природа (дух) существа сохраняется, принцип действует в этом существе; если форма нарушена и теряет свою природу, он проявляется в других формах; Жизнь, которая вызывает жизнедеятельность человеческого тела, проявит свое действие после того, как дух покинет форму, создав в этом теле червей. Дух является центром, привлекающим жизненный принцип; если дух покидает форму, жизнь привлекается другими центрами. Если деятельность жизненного принципа внутри формы происходит нормальным и регулярным образом, который не нарушают никакие препятствия, такое состояние называется здоровьем. Если же его деятельность по какой-либо причине нарушается или если он действует ненормально или нерегулярно, такое состояние называется болезнью. Этот жизненный принцип Парацельс называл Archaeus. Это не материальная субстанция в обычном значении этого слова, а духовная сущность, везде присутствующая и невидимая. В зависимости от условий, в которых действует Archaeus, он может излечить или вызвать болезнь, поскольку может быть чистым или нечистым, здоровым или отравленным другими влияниями. Животный организм притягивает его из окружающей среды и из питания, которое попадает в его тело; организм может впитать его, а потом потерять опять.
Растения, используемые для пересадки болезней, носят признаки болезней, названия которых приводятся ниже. При язвах и ранах Mumia может быть привита на Polygonum persicaria (гречиху персидскую), Symphytunn officinal, Botanus europeus (травник европейский) и т. д. Последнее растение можно приложить к язве и затем закопать в навозе. По мере его гниения язва вылечивается. При зубной боли десны можно натереть корнем Senecio vulgaris (крестовника обыкновенного) до появления крови, а затем корень закопать обратно в землю; или можно отломить щепку от терновника или ивы, предварительно надрезав и приподняв кору. Поковыряйте десны этой щепкой до появления крови, а затем приложите щепку на прежнее место на дереве и завяжите надрез в коре, чтобы он зажил. При menorrhagia uterina (маточное кровотечение) можно взять Mumia из паха и посадить с Polygonum persicaria (гречихой персидской). При menorrhoea difficilis (тяжелые кровотечения) применяют Mentha pulegium (полевую мяту). При phthisis pulmonalis (туберкулез легких) Mumia можно посадить с ятрышником вблизи дуба или вишни или же привить непосредственно на эти деревья. Свежую мочу пациента можно нагреть в новом горшке над огнем и в ней варить яйцо. Когда яйцо сварится вкрутую, в нем можно проделать несколько отверстий; моча должна выкипеть досуха. Затем яйцо надо закопать в муравейник; муравьи его съедят, и больной может выздороветь. При атрофии конечностей берется Mumia из верхнего и нижнего суставов пораженной конечности и прививается на дуб или вишню. Болезни можно также лечить методом пересадки, когда пораженная часть покрывается на некоторое время куском свежей говядины, пока в нее не проникнет пот; затем мясо отдается в пищу кошке.[199] Излюбленным средством Парацельса является Hypericum perforatum (зверобой продырявленный), который используется против элементалов, духов и лярв, враждебных человеку.
Парацельс был хорошо знаком с терапевтическим воздействием магнита и применял его при различных заболеваниях. Он знал силы минерального, человеческого и звездного магнетизма, и после его смерти его учение о человеческом магнетизме в большой степени получило подтверждение. Более ста лет назад Месмер вызвал сенсацию в медицинском мире открытием животного магнетизма и своим магнитным лечением. Тогда полагали, что он открыл нечто новое и неизвестное; но Лессинг еще в 1769 году доказал, что настоящим открывателем животного магнетизма был Парацельс. По поводу сил магнетизма Парацельс говорит:
Силы, составляющие микрокосм человека, тождественны силам, составляющим макрокосм мира. В организме человека эти силы могут действовать аномальным образом, и тогда будут возникать болезни; в великом организме Космоса они могут действовать аномально, и тогда возникнут аномальные условия или «болезни» на земле или в атмосфере, в воде и в элементах огня (электричество). Человек может страдать от спазмов или водянки, от колик или лихорадки и т. д., и макрокосм Земли может быть поражен землетрясениями, ливнями, ураганами и молниями. Элементы, составляющие принцип жизни сердца человека, составляют и принцип жизни Солнца: свойства жизни, заложенные в элементах, составляющих человеческую кровь, соответствуют свойствам невидимых влияний, исходящих от Марса; если бы в душе не существовало сущностей, отражающих влияния Венеры, не существовало бы инстинктов, побуждающих людей и животных воспроизводить свой вид; таким образом, каждая планета и каждая звезда содержит некоторые магнетические элементы, которые соответствуют таким же магнетическим элементам в строении человека. Врач, который хочет лечить разумно, должен знать строение вселенной так же хорошо, как строение человека; он должен быть анатомом, физиологом и астрономом; изучение этих наук по книгам принесет ему мало пользы, но он должен понять их силой внутреннего восприятия, которому нельзя научиться по книгам, но нужно приобрести благодаря мастерству. Существует пять невидимых причин возникновения болезней: 1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело. 2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками. 3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий. 4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением. 5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме). Но некоторые заболевания могут иметь не одну из этих причин, а две или более, и пока человек не научится распознавать все причины такого заболевания, он не сможет определить его продолжительность. Астролог может точно вычислить ваш гороскоп и предсказать, какие болезни вам угрожают и когда они прекратятся: но он принимает во внимание только одну причину из пяти, и поэтому шансы четыре к одному, что его предсказание окажется неверным и он будет высмеян теми, кто обладает лишь поверхностными знаниями и не знает причин его неудачи. 1. Болезни, вызванные астральным влиянием «Мир есть Макрокосм, человек есть Микрокосм, и все элементы, сущие в первом, существуют и во втором. Все влияния, исходящие от Солнца, планет и звезд, оказывают невидимое воздействие на человека, и если влияния эти злы, они приносят несчастья. Никакое растение не может развиваться без солнца, но если воздействие его слишком сильно, растение засохнет и погибнет. Мир окружен парообразной сферою подобно тому, как яйцо окружено скорлупою. Космические влияния проникают внутрь сквозь эту скорлупу, и потому они могут быть отравлены миазмами воздуха и вызвать эпидемии. Злые астральные влияния не отравляют весь мир, но лишь те места, где есть основание для заражения. Если в нашей атмосфере нет зародышей болезни, внешние астральные влияния не причинят ущерба. Если элементы зла существуют в сфере нашей души, они могут притянуть астральные влияния, способные вызвать заболевание. Если вода в озере промерзнет до дна, рыба погибнет, и так же погибнет она, если вода станет слишком теплою; и если существуют в воде некие элементы зла, притягивающие соответственные злые планетарные влияния,[203] великое множество рыбы погибнет и никто не будет знать причину этого». («Paramirum».) «Луна может произвести очень дурное влияние, в особенности во время новолуния, которое может быть пагубным для людей, чьи звездные тела обладают магнетическими элементами, притягивающими это влияние; соединение Луны с определенными планетами может сделать ее влияние еще более вредоносным. К примеру, соединение Луны с Венерой и Марсом может вызвать чуму, соединение Луны с Сатурном — некоторые острые заболевания, и так далее; но никакое вредное влияние не способно вызвать болезнь там, где нет зародыша этой болезни. Место Солнца в Микрокосме — сердце, место Луны — мозг. Влияние Луны холодно; душевнобольных людей называют лунатиками, ибо они часто подвержены влиянию Луны, действующему на мозг и возбуждающему половую страсть, вызывающему дурные сны и видения». «Существуют звезды, чье влияние соответствует лечебным свойствам некоторых металлов, и также звезды, соответствующие свойствам определенных растений; они могут оказывать доброе или злое воздействие, будучи притягиваемы соответственными элементами звездного тела человека. Врачу надлежит знать физиологию и анатомию небес столь же хорошо, как и человеческую, понимать причину звездных (астральных) заболеваний и знать, как их лечить; ибо он может тщетно пробовать на больном свои лекарства, пока тот находится под восходящим влиянием злой звезды, но как только злое влияние прекращается, заболевание также изменяет свой характер или исчезает. Каждый металл и каждое растение обладает определенными свойствами, которые могут привлекать соответственные планетарные влияния, и если нам ведомы влияния звезд, соединения планет и свойства наших лекарств, мы будем знать, какое следует дать лекарство, дабы привлечь влияние, которое окажет благотворное действие на больного».[204] «Если, к примеру, женщине не хватает элемента, сущность которого излучается Марсом, и она страдает потому малокровием и недостатком нервной силы (анемией), мы можем дать ей железа, ибо звездные элементы железа соответствуют звездным элементам, содержащимся в Марсе, и будут притягивать их, как магнит притягивает железо. Но нам надлежит найти растение, содержащее железо в эфирном состоянии, ибо оно предпочтительнее, нежели металлическое железо. При водянке было бы крайне вредно давать любое лекарство, способное притянуть злое влияние Луны; Солнце же противоположно Луне, и те лекарства, что притягивают звездные эссенции Солнца, будут противостоять лунным, и таким образом причина водянки может быть устранена. Подобный ход рассуждений можно применить и при других звездных болезнях». 2. Болезни, вызванные ядовитыми веществами и шлаками Шлаки и вредоносные элементы могут проникнуть в организм различными путями. Они могут приниматься с пищей или питьем, они могут вдыхаться с воздухом или поглощаться кожей. Существуют видимые и невидимые ядовитые вещества, и некоторые вещества, которые не являются вредными сами по себе, но могут стать ядовитыми, если попадают в организм в сочетании с другими. Существуют яды и шлаки различных видов, и то, что является быть здоровой пищей для одного организма, может стать вредным для другого; и каждая вещь имеет скрытые свойства, которые могут быть полезны для одних существ и вредны для других. Саламандра ест огонь, вол ест траву, павлин может глотать змей и устричные раковины; но человеку требуется другой вид пищи. Существуют три невидимых субстанции, которые, коагулируя, образуют физическое тело человека и которые символизируются «серой, ртутью и солью». «Сера» представляет излучения и эфиры, «ртуть» — жидкости, а «соль» — материальные и вещественные части тела; в каждом органе эти три субстанции сочетаются в определенных пропорциях, различающихся между собой. Они содержатся во всех вещах, и сила пищеварения является великим растворителем для этих субстанций, которые поглощает каждая часть тела, когда в них возникает необходимость. Роса падает из невидимого воздуха, коралл растет в воде, семена притягивают питание из почвы; земля — это великий желудок, в котором все растворяется, переваривается и трансформируется, и каждое существо притягивает свое питание из земли: каждое живое существо является желудком, который служит могилой для одних форм и из которого появляются новые. Каждое живое существо требует определенного вида пищи, приспособленного к его вкусам и к особенностям его организма, а Жизнь — великий алхимик — трансформирует принятую пищу. В перегонном кубе животного организма она извлекает из пищи те вещества, которые требуются различным органам. Животные низших классов — еще более искусные алхимики, чем человек, поскольку они способны извлекать жизненную сущность из вещей, которые человек вынужден отвергать. Человек выделяет из пищи более очищенные вещества, а кабан, например, может извлекать питание из веществ, которые в организме человека оказались бы ядами, но не существует животного, которое бы ело экскременты кабана. Животные отказываются есть или пить вредные для них вещи, они инстинктивно выбирают то, что им требуется; и только разумному человеку дано не повиноваться своим природным инстинктам — он ест и пьет то, что ему вредно, но что удовлетворяет его искусственно выработанному вкусу. Человек гораздо больше подвержен болезням, чем свободные животные, потому что последние живут в согласии с законами их природы, а человек постоянно действует против законов своей, особенно в отношении еды и питья. Пока его тело сильно, оно может изгонять или преодолевать вредное влияние, постоянно вызываемое злоупотреблениями, обжорством и нездоровыми вкусами; но подобные постоянные усилия по сопротивлению предполагают серьезную потерю жизненных сил, и придет время, когда все это приведет к болезни, поскольку организму требуется время для отдыха и восстановления сил, чтобы вывести накопленные ядовитые вещества. Если врач пытается предотвратить такой выброс ядовитых веществ, он совершает преступление против природы и может вызвать смерть больного. Если в подобных случаях он ослабляет силу больного кровопусканием, он может стать его убийцей. Ревматизм, подагра, водянка и многие другие болезни часто вызываются таким накоплением нечистых или избыточных веществ, и природа не может восстановить здоровье человека, пока эти вещества не выведены, а жизненная сила органов не восстановлена. Пока организм ослаблен и его жизненные силы пребывают в упадке, зародыши других болезней могут развиться вследствие привлечения вредных астральных влияний, поскольку сопротивляемость его ослаблена; таким образом один вид болезни может развиться из другого.
3. Болезни, возникающие по физиологическим причинам Подобные заболевания особенно часто вызываются злоупотреблением физиологическими способностями, вследствие чего органы теряют свою силу и жизнеспособность. Так, желудок может быть перегружен пищей и возбужден стимулирующими напитками, заставляющими его работать больше, чем предусмотрено природой; почки могут быть возбуждены стимулирующими и отравляющими напитками и ослабнуть, воспалиться или увеличиться по причине перегрузки; то же самое можно сказать о печени: сексуальные силы могут быть преждевременно истощены излишествами, а здоровье женщин подорвано неестественной частотой совершения естественных актов. Животные живут соответственно своей природе, и только разумному человеку дано спорить со своими инстинктами, не прислушиваться к предостерегающему голосу своей природы и неправильно обращаться с организмом, который был вверен ему созидательной силой Бога. Во многих случаях потери жизнеспособности ослабленные органы могут восстановить свою силу, отдохнув и прекратив злоупотребления. Природа — терпеливая мать, часто прощающая совершенные против нее грехи, хотя она и не может забыть их. Поэтому мы можем довериться ее целительным силам, и природа сможет восстановить то, что не было потеряно безвозвратно; ибо природа является великим врачом, а лекари-шарлатаны и аптекари-дилетанты — ее враги, и пока те заполняют трупами кладбища, природа распространяет бальзам жизни. Каждый орган человеческого тела создан действием определенного принципа вселенной, и каждый орган привлекает соответствующую деятельность в ней. Так, сердце находится в симпатии с элементами Солнца, мозг — с Луной, желчный пузырь — с Марсом, почки — с Венерой, легкие — с Меркурием, печень — с Юпитером, селезенка — с Сатурном, и т. д. Существует множество звезд на великом небесном своде вселенной, существует множество частиц в маленьком мире человека, и высокое влияет на низкое; в микрокосме и макрокосме все вещи находятся в тесной симпатической связи друг с другом, ибо все являются детьми одного всеобщего отца. Не следует полагать, что некий материальный элемент, исходящий от планет, проникает в организм человека и добавляет что-то, чего тот еще не имеет. Свет солнца не добавляет никакой телесной субстанции организмам, живущим на земле, и человек не становится тяжелее, если стоит на солнце; но силы природы, воздействующие на различные органы, тесно связаны с подобными силами, действующими в организме мира, и как печень, селезенка, сердце и т. д. являются в организме представителями определенных видов деятельности, так же и Солнце, Луна, Венера, Марс и т. д. являются видимыми представителями соответствующих органов Космоса. Если человек сердится, то это не потому, что у него слишком много желчи, а потому, что «Марс», воинственный элемент его тела (невидимая сила, управляющая производством желчи), находится в состоянии экзальтации. Если человек влюблен, то это не потому, что его семенные железы переполнены, а потому, что «Венера» (эротический элемент) в его теле находится в состоянии экзальтации. Если в таких случаях происходит соединение воинственного и эротического элементов в теле, это может вызвать вспышку ревности: если такое внутреннее соединение происходит в то же время, что и соединение Марса и Венеры на небе, симпатические взаимоотношения между элементами, представляющими эти планеты в микрокосме, и элементами, представленными этими же планетами в макрокосме, могут привести к серьезным последствиям, если не последует противодействия со стороны высшей силы разума и воли.[205] Существует великое множество звезд во вселенной, существует великое множество сил, действующих в организме человека. Существует великое множество растений — земных представителей звездных влияний, — соответствующих свойствам звезд и притягивающих влияния звезд, с которыми у них существует симпатическая связь. Используя такие растения в качестве лекарств, мы можем привлекать планетарные влияния, требуемые для восстановления жизнеспособности пораженных болезнью органов. Мы приводим ниже список наиболее часто используемых целебных трав, названий планет, с которыми они симпатически связаны, а также названий основных болезней, для лечения которых они могут быть с пользой применены. Имеет большое значение даже то, в каком виде используются такие растения — свежими или засушенными, и их оккультные свойства значительно меняются в зависимости от того, в какое время дня или ночи и при каких соединениях планет они были собраны и в какое время применяются. Каждое растение должно быть собрано в то время, когда планета, с которой оно связано, правит часом, и его сущность должна быть извлечена, пока растение свежее. Солнце — Rosmarinus officinalis (розмарин лекарственный), Lavandula officinalis (лаванда лекарственная), Salvia officinalis (шалфей аптечный), Satureja officinalis, Melissa officinalis (мелисса лекарственная). (Острые воспаления, сердечные заболевания, ревматизм и т. д.) Луна — Thymus majorana (тимьян), Helleborus niger (черная черемица), Ruta graveolens (рута пахучая). (Душевные заболевания, истерия, нервные болезни и т. д.) Меркурий — Pulmonaria officinalis (медуница лекарственная), Althaea officinalis (алтей лекарственный), Plantago laureola (подорожник большой). (Пневмония, катар, phthisis puirnonalis (туберкулез легких), воспаления слизистых оболочек.) Венера — Ononis spinosa, Verbascum thapsus (коровяк обыкновенный), Apium petroselinum (сельдерей). (Отечные опухоли, болезни почек или мочевого пузыря и т. д.) Марс — Carduus benedictus (чертополох), Urticaria diocia (крапива двудомная), Erythraea centaurium. (Лихорадки, болезни острого и сильного характера, лихорадки с сыпью и т. п.) Юпитер — Ruta graveolens (рута пахучая), Hepatica nobilis (печеночница), Adianthum veneris (венерин волос), Chelidonium magus (чистотел большой), Linunn usitatissimum (лен обыкновенный), Cannabis sativa (конопля посевная). (Желтуха, заболевания печени.) Сатурн — Chrysosplenium alternifolium (селезеночник очереднолистный), Scrophula nodosa (норичник узловатый), Teucrium chamaedrys (дубровник скородония). (Ипохондрия, геморрой, меланхолия и т. д.[206]) Существует очень много других растений, чьи сущности соответствуют эфирам, излучаемым другими планетами и звездами, и если бы мы знали все свойства звезд, мы бы обнаружили, что свойства каждой из них представлены на земле каким-то растением. При разумном использовании растений может быть привлечена благотворная астральная деятельность и нейтрализовано злое влияние; но чтобы понять, какое растение требуется в каждом случае, необходимо знать не только анатомию человеческого тела и функции его органов, но также строение звездного неба, свойства звезд и время восхода и соединения планет. Тот факт, что все эти вещи невозможно понять разумом показывает, что самым важным качеством настоящего врача является способность духовного восприятия. Целью настоящей работы не является детальный обзор лечения специфических заболеваний, принятого Парацельсом. Возможно, достаточно будет сказать, что различие между медицинской системой современности и медициной Парацельса, возникло из совершенно разного понимания основополагающих истин. Современная наука рассматривает вселенную как конгломерат мертвой материи, из которой вследствие необъяснимых процессов могут возникнуть формы жизни. Наука Парацельса рассматривает всю вселенную как проявление универсального жизненного принципа, действующего через посредство форм. Современная наука склонна рассматривать формы как источники жизни; наука Парацельса рассматривает формы как продукты жизни. Формы являются, так сказать, конденсированными силами или кристаллизованным пространством: но пространство само есть жизнь, и во вселенной нет мертвой материи, ибо то, что умирает, возвращается обратно в лоно природы, чтобы возродиться в других формах и опять служить инструментом проявления жизни. Во вселенной Парацельса жизнь существует везде, и все существа связаны между собой. Некоторые формы находятся в тесной взаимной симпатии, между другими преобладает антипатия. Некоторые привлекают друг друга, а другие отталкивают. В период преобладания планеты ее сущность будет особенно сильно притягиваться растениями и органами животных, которые находятся в гармонии с ней; эта лучистая планетарная сущность является не чем иным, как эликсиром жизни, невидимым носителем жизни, присущим этой планете, и поэтому больному может стать лучше или хуже без какой бы то ни было видимой причины. Лекарство, которое поможет в одно время, в другое будет бесполезным, и медицинская наука без интуитивного понимания и подлинного знания природных законов останется просто системой мнений и предрассудков, пассивного наблюдения и бездействия; пытаясь вмешаться в причину болезни, она может причинить серьезный вред. Парацельс говорит:
Следует всегда помнить, что астральные влияния действуют не на физические тела людей и животных, а на их жизненную сущность, в которой заключены все элементы. Любовь к какому-то человеку может быть вызвана словом или прикосновением, вздохом или поцелуем, но в том только случае, если человек, которого коснулись или поцеловали, имеет в душе элементы, способные проявить подобную любовь. Носитель жизни, заключающий жизненную сущность в теле человека (Mumia), имеет те же свойства, что и носитель жизни, заключающий всеобщую жизнь и формирующий астральное тело мира; но каждая энергия может существовать в бесчисленных состояниях и видах, отличающихся друг от друга.
Мысль не создается мозгом, как любовь и ненависть не создаются сердцем; но мысль действует через мозг, а любовь и ненависть имеют свои центры в сердце. Сердитый человек сердит не только в голове или в своем кулаке, но во всем; любящий человек любит не только своими глазами, но всем существом своим; иными словами, все органы тела и самое тело суть лишь проявленные в форме душевные состояния, существующие всюду.
4. Болезни, возникающие по психологическим причинам Этот класс заболеваний включает в себя все болезни, вызываемые страстями, порочными желаниями, беспорядочными мыслями и болезненным воображением. Такие психологические состояния могут вызвать физиологические изменения в физическом теле. Стыд вызывает краску на лице, а ужас — бледность. Страх может вызвать понос, меланхолия — запор, гнев или зависть могут привести к желтухе. Веселье может лечить, печаль может убивать. Сильные эмоции могут вызвать выкидыш, апоплексию, спазмы, истерию, привести к пороку в развитии зародыша, и т. д., и т. п. Подобные вещи известны всем, кто исследовал такие случаи; но менее известно, что больное воображение одного человека может воздействовать на разум другого, отравить его жизненную силу и искалечить или убить его тело. Причина малой известности этого заключается в том, что воображение большинства мужчин и женщин на современном уровне развития цивилизации слишком слабое, их воля слишком вялая, а их вера слишком пронизана сомнением, чтобы добиться желаемого результата; к счастью, их воображение, как бы порочно оно ни было, не будет иметь большой силы, пока состояние морали не поднимется выше своего нынешнего уровня.[208] Тем не менее, существовали люди, чья злая воля была так сильна, что они, инстинктивно или сознательно, переносили результат работы своего воображения на человека, которому желали навредить; такие люди существуют и сейчас, хотя они могут посчитать нескромным хвастать своим даром или демонстрировать свои способности на публике. Зависть и ненависть вызывают злое воображение и создают силы, которые могут быть более активны во время сна, чем во время бодрствования. Дурные мысли злобного человека могут повлиять на другого (чувствительного) человека не только когда первый бодрствует, но и когда спит: ибо когда физическое тело спит, звездное тело вольно идти куда захочет или куда его влечет.
5. Болезни, возникающие по духовным причинам (Карма) Все болезни являются следствием ранее существовавших причин. Некоторые из них происходят по природным причинам, другие — по духовным. Духовные причины — это причины, созданные человеком не в его нынешней жизни, но на протяжении предыдущего существования. Для таких случаев нет иного средства, кроме терпеливого ожидания, пока злая сила не истощится и закон справедливости не будет соблюден, ибо даже если справедливого воздаяния за наши грехи можно однажды избежать, оно будет лишь отложено, и зло вернется в другое время с возросшей силой и накопленными процентами.
Примечания:1 Книга Ф. Гартмана была издана в 1889 году. — Прим. ред. 2 В настоящее время — место паломничества. 18 «Paragranum», Введение. 19 Соответствующую терминологию можно обнаружить только в восточных языках, особенно в санскрите. 20 Pragae, 1612 189 Эликсир жизни (лат.). — Прим. пер. 190 Дух жизни (лат.). — Прим. пер. 191 Мировой Дух (лат.). — Прим. пер. 192 Такими, как перегрузка желудка пищей, запор, непроходимость и т. д. 193 Этот способ рассуждения о состоянии медицинской науки так же применим сегодня, как и во времена Парацельса. 194 Было бы интересно узнать, сколько хронических заболеваний и пожизненных болезней было вызвано вакцинацией. Если организм содержит ядовитые элементы, природа может попытаться устранить их изгоняющим усилием, вызываемым действием духа от центра к периферии и вызывающим кожные заболевания. Если с помощью вакцины создается новое образование для привлечения болезненных элементов (Mumia), проявление яда на поверхности тела может исчезнуть, но ядовитые элементы останутся в теле и рано или поздно проявится другая, более серьезная болезнь. 195 Эта невидимая Mumia, которая может быть передана от одного живого существа другому, является не чем иным, как носителем жизни, или «животным магнетизмом». 196 Парацельс, а не Месмер, является истинным открывателем так называемого месмеризма. 197 Микрокосмический магнит (лат.). — Прим. пер. 198 Не вызовут удивления — особенно в мусульманских странах — обвязанные бечевкой свертки, лежащие на дороге. Если их открыть, можно обнаружить волосы, окровавленные тряпки, экскременты и т. д. Такие свертки кладут на дорогу больные люди или их друзья; свертки содержат Mumia больного и предназначаются для того, чтобы тот, кто откроет пакет, получил болезнь, а больной — избавился от нее. Иногда такой «магнит» зарывали у порога врага, с тем чтобы последний, перешагнув через него, заболел. Для чувствительных людей опасно иметь дело с такими вещами. Способ излечения болезней перенесением вируса на деревья использовался последователями Парацельса, Тенцеля, Гельмонта, Флуда, Максвелла; другие также широко практиковали его и заслужили добрую славу. Относительно этого способа даются следующие указания:
199 Умный врач не станет ни принимать, ни отвергать симпатических средств лечения, к которым относятся вышеприведенные наставления, хотя эти средства могут показаться абсурдными и основанными на предрассудках. Слово «предрассудок» означает веру в то, чего мы не знаем, но если мы поймем основную причину какой-то вещи — предрассудок исчезнет. 200 Пробовали ли те, кто насмехается над этим утверждением, использовать зверобой при галлюцинациях? 201 Знание о терапевтическом использовании магнита не слишком развилось со времен Парацельса. Барон Рейхенбах исследовал этот предмет научным путем, но результат его экспериментов все еще игнорируется медициной. 202 Если вспомнить, что кровяные тельца, а также, соответственно, нервные ауры, содержат железо, то это утверждение выглядит вполне разумным. 203 Такие влияния оказывают определенные состояния электричества, магнетизма и другие «силы», для которых современная наука не имеет определений, а современные языки — названий. 204 Болезни часто возникают без какой бы то ни было определенной причины. Часто при острых заболеваниях больному неожиданно становится хуже или лучше. Такие изменения часто объясняют «подхваченной простудой», хотя простуды нет, или ошибками диеты, хотя никаких ошибок не было, или «атмосферными изменениями», о действии которых на человеческую систему терапевтическая наука знает сегодня еще меньше, чем во времена Парацельса, поскольку среди некоторых ученых стало модным отрицать все, чего они не могут увидеть, как «недостойное их внимания». 205 Было бы интересно собрать статистические данные о преступлениях с указанием точного времени событий и сравнить с датами соединения планет на тех же широте и долготе. 206 Врач девятнадцатого столетия сразу узнает среди этих средств многое из того, что обычно используется в современной медицине, хотя сейчас главным основанием для их применения является лишь опыт, свидетельствующий о том, что эти средства, как правило, помогают. 207 Эта часть учения Парацельса подтверждается современными открытиями. Ампутация конечностей сопровождается атрофией некоторых частей мозга, что, по-видимому, указывает на то, что центр силы, формирующей конечности, находится в мозге. Если определенные участки мозга разрушены, конечности начнут атрофироваться. Если применить этот метод рассуждения к макрокосму, обнаружится, что все вещества и эфиры, создающие органы макрокосма, также содержатся в его центре — Солнце; и если определенный элемент изъять из Солнца, планеты не смогут существовать. Если определенный элемент, формирующий ноги человека, внезапно изъять из универсальной «кладовой» макрокосма (Limbus), люди будут рождаться без ног; если бы не существовало принципа разума, не нужен был бы мозг; и т. д. 208 Думать значит действовать на плане мыслей, и если мысль достаточно интенсивна, она может оказать воздействие на физическом плане. К счастью, весьма мало людей обладает силой заставить мысль воздействовать непосредственно на физический план, поскольку мало кого из людей никогда не посещают дурные мысли. 209 Неправильное понимание учения о Карме может вселить ошибочную уверенность, которая принесет серьезный вред. На Востоке и на Западе существует огромное количество религиозных фанатиков, которые не пытаются вытащить человека из горящего дома, даже если легко могли бы это сделать, поскольку верят, что на все «воля Божья», или Карма, что он должен погибнуть в огне и было бы неправильно вмешиваться в этот закон и расстраивать Божьи помыслы. Они должны помнить, что если воля Божья подвергла человека опасности, то в соответствии с этой же волей они оказались поблизости и имеют возможность помочь; и если они пренебрегают своим долгом и позволяют ему погибнуть, то присваивают себе прерогативы Бога. Они действуют вопреки закону и ответят за это. Бог действует через людей, и человек, не откликнувшийся на его призыв или отказавшийся повиноваться божественному повелению, прозвучавшему в его сердце, является бездействующим инструментом и будет отвергнут. |
|
||