|
||||
|
§ 202 Если поверить набожным людям, то лишь религия может дать объяснение всему тому, что происходит во вселенной; без религии же природа была бы постоянной загадкой, а человек не смог бы понимать самого себя. Но что, в сущности, разъясняет нам религия? Присматриваясь к ней поближе, мы все больше убеждаемся, что богословские представления о ней способны лишь запутать человека; эти представления все обращают в тайну, непонятные следствия объясняют совершенно непонятными причинами. Разве можно объяснить какое-либо явление, приписывая его влиянию неопределенных факторов, незримых сил либо невещественных причин? Можно ли просветить ум человека, отсылая его, когда он не может понять что-либо, к безднам божественной премудрости, но в то же время предупреждая ежесекундно, что напрасны усилия узреть эти бездны? Может ли сущность бога, в коей ничего понять нельзя, объяснить человеческую природу, которая и сама достаточно трудна для понимания? Если вы спросите философа-христианина о том, как произошла вселенная, то он ответит вам, что ее создал бог. Что такое бог? Этого не знает никто. Как можно создавать? Никто не имеет никакого представления об этом. Как можно объяснить чуму, недород, войны, засухи, наводнения, землетрясения? Божьим гневом. Что же надо предпринять для того, чтобы предотвратить эти ужасы? На это мы получаем ответ, что наилучшими средствами умилостивить божий гнев являются молитвы, жертвоприношения, дары, обряды. Отчего же гневается бог? Оттого, что люди развращены. Отчего же люди развращены? Оттого, что природа их испорчена. В чем же причина испорченности? В том, – тотчас же ответит вам на это европейский богослов, – что первый мужчина, коего соблазнила первая женщина, вкусил от яблока, которое бог запретил ему трогать. Кто же заставил женщину свершить подобное безумие? Дьявол. Кто же сотворил дьявола? Бог. Зачем же бог сотворил дьявола, назначение коего состоит в том, чтобы испортить род человеческий? На это никто не может ответить, – сие есть тайна, скрытая в лоне бога. Земля вращается вокруг солнца. Лет двести назад набожный естествоиспытатель сказал бы вам, что думать таким образом – богохульство, ибо это никак не согласуется со святым писанием, которое почитается каждым христианином, ибо оно ниспослано самим божеством. Что же думают об этом сейчас? Несмотря на то, что говорил бог, философы-христиане стали в конечном итоге больше верить очевидным фактам, чем подтверждению святых книг. В чем состоит скрытая основа действий и движений человеческого тела? В наличии души. Что представляет собой душа? Дух. Что представляет собой дух? Субстанцию, лишенную формы, цвета, объемности, отдельных элементов. Каким образом можно представить себе подобную субстанцию? Каким образом может она двигать тело? Этого не знают; это – тайна. Есть ли душа у животных? Картезианский монах утверждает, что они бездушны, как машины. Но разве мы не видим, что животные зачастую действуют, чувствуют, мыслят так, что это очень близко напоминает подобную же реакцию у человека? Утверждения монаха – просто выдумка. На каком же основании вы лишаете животных души, которую без всякого основания даете человеку? На том основании, что если бы вы наделили душой и животных, то ваши богословы оказались бы в неловком положении. Богословы довольны своей способностью приводить в трепет и осуждать на адские мучения бессмертные человеческие души, и они не заинтересованы в том, чтобы так же осуждать и души животных. Вот то, поистине детское, разрешение вопросов которое философия, всегда бывшая на поводу у богословия, была принуждена выдумать для того, чтобы объяснить проблемы физического и морального мира. |
|
||