|
||||
|
К. МАРКС БЛЮМ Блюм, Роберт — один из мучеников германской революции; родился в Кёльне 10 ноября 1807 г., казнен в Вене 9 ноября 1848 года. Он был сыном бедного подмастерья-бондаря, умершего в 1815 г., и оставившего после себя в нужде троих детей и вдову, которая в 1816 г. снова вышла замуж за простого грузчика на лихтере. Этот второй брак оказался несчастливым, и нищета семьи достигла предела во время голода 1816–1817 годов. В 1819 г. юный Роберт, будучи католического вероисповедания, получил место церковного служителя; затем он поступил учеником к позолотчику, позднее — к портупейному мастеру и, согласно немецкому обычаю, сделался странствующим подмастерьем, но не справился с требованиями своего ремесла и после непродолжительной отлучки вынужден был вернуться в Кёльн. Здесь он нашел себе работу на фонарном предприятии и снискал расположение своего хозяина, который выдвинул его на работу в конторе; ему довелось сопровождать своего патрона в его поездках по южногерманским государствам, а в 1829–1830 гг. он жил с ним в Берлине. В течение этого времени он старался упорным трудом приобрести нечто вроде энциклопедического образования, не обнаруживая, однако, явного призвания или выдающихся способностей в какой-либо конкретной научной области. В 1830 г. он был призван на военную службу, которая является обязательной для каждого прусского подданного, и его отношения с его покровителем прервались. Через шесть недель он был уволен из армии и, потеряв свое место, вернулся в Кёльн почти в таком же положении, в каком он дважды покидал этот город. Нищета его родителей и его собственное отчаянное положение заставили его принять от директора Кёльнского театра Рингельгардта должность человека на побегушках при театре. Связь Блюма со сценой, хотя и в качестве скромного служащего, привлекла его внимание к драматургии, а политическое оживление, которое французская июльская революция вызвала во всей Рейнской Пруссии, открыло ему доступ в некоторые политические кружки и позволило поместить свои стихотворения в местных газетах. В 1831 г. Рингельгардт, который тем временем переехал в Лейпциг, назначил Блюма кассиром и секретарем в Лейпцигском театре; эту должность он занимал до 1847 года. С 1831 по 1837 г. он сотрудничал в таких лейпцигских газетах для семейного чтения, как «Komet», «Abend-Zeitung»[105] и др., выпускал «Театральную энциклопедию», «Друга конституции», альманах под заглавием «Vorwarts» и прочие издания. На его произведениях лежит печать известной обывательской посредственности. Более поздние из них были кроме того испорчены избытком плохого вкуса. Начало его политической деятельности относится к 1837 г., когда в качестве представителя делегации лейпцигских граждан он вручил почетный подарок двум оппозиционным депутатам саксонского ландтага. В 1840 г. он стал одним из основателей, а в 1841 г. одним из руководителей Шиллеровского общества и Союза немецких литераторов[106]. Его сотрудничество в политической газете «Sachsische Vaterlands-Blatter»[107] сделало его самым популярным журналистом Саксонии и предметом особых преследований со стороны правительства. Так называемый немецкий католицизм[108] нашел в его лице горячего сторонника. Он основал немецко-католическую общину в Лейпциге и в 1845 г. стал ее духовным главой. 12 августа 1845 г., когда перед стрелковыми казармами в Лейпциге состоялось огромное собрание вооруженных граждан и студентов, грозивших разнести казармы, чтобы отомстить за кровопролитие, учиненное накануне ротой стрелков[109], Блюм, благодаря присущему ему народному красноречию, убедил возбужденные массы не отклоняться от дозволенных законом методов сопротивления и взял на себя инициативу в ведении судебного процесса о законном возмещении. В награду за его усилия саксонское правительство возобновило против него свои преследования, которые завершились закрытием в 1848 г. «Vaterlands-Blatter». Когда вспыхнула февральская революция 1848 г., Блюм стал центральной фигурой либеральной партии Саксонии; он основал Отечественный союз[110], который вскоре охватил свыше 40000 членов, и вообще проявил себя как неутомимый агитатор. Посланный городом Лейпцигом в Предпарламент, он выполнял в нем функции вице-председателя и, предупредив уход en masse {массовый. Ред.} оппозиции, способствовал сохранению этого учреждения. После его роспуска он стал членом оставшейся после него комиссии, а позднее депутатом Франкфуртского парламента, в котором был лидером умеренной оппозиции[111]. В своей политической теории он ставил целью увенчать устройство Германии республикой, имеющей, однако, своей основой различные традиционные королевства, герцогства и т. п., ибо, по его мнению, только эти последние могли сохранить в неприкосновенности то, что он считал особо привлекательной чертой немецкого общества, а именно независимое развитие его различных сословий. Как оратор, он отличался доходчивостью, был довольно театрален и пользовался большой популярностью. Когда весть о восстании в Вене[112] достигла Франкфурта, ему было поручено, совместно с несколькими другими депутатами германского парламента, отвезти в Вену адрес, составленный парламентской оппозицией. В качестве представителя делегации он вручил адрес общинному совету Вены 17 октября 1848 года. Он вступил в ряды студенческого корпуса и во время боев командовал баррикадой. После захвата Вены Виндишгрецем он спокойно сидел за беседой в гостинице, как вдруг гостиница была окружена солдатами, и сам он арестован. Представ перед военным судом, он не пожелал унизить себя отказом от своих слов и поступков. Его приговорили к виселице, но казнь через повешение была заменена расстрелом. Казнь состоялась в Бригиттенау на рассвете. Написано К. Марксом 22 сентября 1857 г. Напечатано в «New American Cyclopaedia», т. III, 1858 г. Печатается по тексту энциклопедии. Перевод с английского Примечания:1 Статья Ф. Энгельса «Армия» — одна из первых работ, написанных для «New American Cyclopaedia»). Приглашенный в апреле 1857 г. сотрудничать в энциклопедии одним из инициаторов ее издания Чарлзом Дана, Маркс по совету Энгельса согласился написать для нее ряд статей. При этом Энгельс обещал Марксу свою помощь в написании специальных статей на военные и военно-исторические темы. Стремясь создать Марксу условия для завершения его экономических исследований, Энгельс в дальнейшем взял на себя составление большей части статей. На долю Маркса выпала подготовка преимущественно биографических очерков о ряде военных и политических деятелей, причем и в этом случае Энгельс помогал Марксу в освещении военной стороны вопроса. Сотрудничество Маркса и Энгельса в написании статей для энциклопедии, как и продолжавшаяся ими совместная корреспондентская работа для «New-York Daily Tribune» («Нью-йоркской ежедневной трибуны»), явилось одним из ярких примеров содружества основоположников научного коммунизма. Среди заказанных Дана Марксу первых статей, написать которые взялся Энгельс, значилась и статья «Армия». В ней предполагалось изложить в общих чертах историю развития вооруженных сил, военного искусства, стратегии и тактики, а также дать обзор состояния и организации современных Энгельсу армий. Сложность задачи усугублялась еще тем, что, работая над этой обобщающей статьей, Энгельс должен был параллельно написать ряд других статей из первого заказа. Тем не менее, приступив вместе с Марксом в июле 1857 г. к собиранию материалов, а в августе к непосредственному написанию статьи, Энгельс завершил работу не позднее 24 сентября. В статье «Армия» он подвел известный итог своему многолетнему глубокому изучению военного дела, военной истории и опыта современных ему войн. Для написания статьи Энгельс использовал много специальных источников, начиная с произведений историков и военных писателей древности (Геродота, Ксенофонта, Саллюстия, Полибия, Вегеция и др.) и кончая трудами авторов XIX века — Уилкинсона, Клаузевица, Жомини, Рюстова и других, а также различными справочными изданиями. Некоторые из этих источников Энгельс упоминает в своей статье. Из подготовительных материалов Энгельса сохранились его выписки из книги Рюстова «Heerwesen und Kriegfuhrung G. Julius Casars». Gotha, 1855 («Военное дело при Юлии Цезаре и его полководческое искусство». Гота, 1855), а также из статьи «Армия», опубликованной в седьмом издании «Encyclopaedia Britannica» (1842, v. III). Маркс в свою очередь сделал для статьи ряд выписок из научных и справочных изданий по отдельным вопросам истории войн. Сохранились его выписки из трехтомной работы Уилкинсона «Manners and Customs of the Ancient Egyptians». London, 1837 («Нравы и обычаи древних египтян». Лондон, 1837), из произведений Геродота, Фукидида, Полибия, Иосифа Флавия и других историков древности. Получив готовую статью, Маркс в письме к Энгельсу от 25 сентября 1857 г. дал ей чрезвычайно высокую оценку. Он подчеркнул, что Энгельсу удалось в своей статье на примере истории армии показать связь между развитием производительных сил и общественных отношений. В то же время Маркс высказал и ряд критических замечаний, касающихся проблемы возникновения наемных армий в древности (у карфагенян), а также развития военного дела у итальянцев в XV–XVI вв. и у восточных народов. По мнению Маркса, эти проблемы не были достаточно освещены в статье. Эти замечания были в значительной мере учтены Энгельсом в дальнейшем при написании для «New American Cyclopaedia» таких дополняющих его «Армию» работ, как «Артиллерия», «Кавалерия», «Фортификация» и «Пехота». «New American Cyclopaedia» («Новая американская энциклопедия») — научно-справочное издание, выпуск которого был осуществлен группой прогрессивных американских буржуазных журналистов и издателей, входивших в состав редакции газеты «New-York Daily Tribune». В числе редакторов энциклопедии были Ч. Дана, майор Рипли и другие. Энциклопедия была выпущена в 16 томах нью-йоркским издательством «Д. Аплтон энд К°» в 1858–1863 гг. и переиздана в неизменённом виде в 1868–1869 годах. К сотрудничеству в энциклопедии был привлечен ряд видных ученых США и Европы. По широте освещения различных отраслей знаний и богатству справочного материала это было одно из лучших изданий своего времени. Несмотря на буржуазную ограниченность редакторов энциклопедии и присущий этому изданию, как и другим буржуазным энциклопедиям, эклектизм, в «New American Cyclopaedia» "было опубликовано много статей, отражающих взгляды представителей демократических и прогрессивных буржуазных кругов. Особое место в энциклопедии занимают работы Маркса и Энгельса, написанные — вопреки поставленному перед авторами редакцией условию не высказывать партийной точки зрения — с революционно-пролетарских, материалистических позиций. Статьи в «New American Cyclopaedia» публиковались анонимно. Лишь во II, V и XVI томах были приложены списки авторов наиболее крупных из них. В списках упоминается и Маркс в качестве автора статей «Армия», «Артиллерия», «Бернадот», «Боливар», «Кавалерия», «Фортификация», «Пехота», «Военно-морской флот» (фактически эти статьи, кроме статей «Бернадот» и «Боливар», были написаны Энгельсом). Принадлежность перу Маркса или Энгельса остальных их статей была установлена на основании переписки между ними, писем Ч. Дана Марксу, записных книжек Маркса, в которых отмечалась посылка статей в Нью-Йорк, и других архивных материалов (конспекты и выписки для статей и т. д.). Всего выявлено 67 статей, принадлежащих Марксу и Энгельсу, а также две небольшие справки — «Абенсберг» и «Картуш», — возможно, сильно сокращенные редакцией энциклопедии, которая нередко допускала вмешательство в текст статей при их опубликовании. Эти две справки воспроизводятся в данном томе не в основном тексте, а в соответствующих примечаниях (см. примечания 54 и 253). В настоящее издание не включена статья «Бюлов», так как первоначальный не дошедший до нас текст этой статьи, как об этом можно судить по письмам Маркса и Энгельса и по сохранившимся подготовительным материалам к этой работе, был сокращен и до неузнаваемости изменен редакцией энциклопедии. В ходе подготовки данного тома удалось установить подлинных авторов ряда статей, которые по сей день необоснованно приписываются некоторыми западноевропейскими библиографами Марксу и Энгельсу. Так, автором приписываемых Марксу статей «Абд-эль-Кадир» и «Чартизм» был некий Уильям Хамфрис, статьи «Эпикур» — немецкий либеральный журналист Герман Растер, статьи «Социализм» — П. Годуин, статьи «Гегель» — Генри Смит. Работа Маркса и Энгельса для «New American Cyclopaedia» продолжалась с июля 1857 по октябрь 1860 г., и их известные нам статьи были опубликованы в I–V, VII, IX и XII томах энциклопедии. Они вошли без изменений во второе издание энциклопедии 1868–1869 гг. и в дальнейшем при жизни авторов не переиздавались. В собранном виде статьи Маркса и Энгельса из «New American Cyclopaedia» были впервые изданы лишь в СССР в 1933 г. в т. XI, ч. II первого издания Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Публикация этих статей в настоящем издании является наиболее полной. 10 Со времени реформ Солона (594 г. до н. э.) в афинской рабовладельческой республике свободные граждане делились на четыре имущественные группы в зависимости от размера годового дохода, получаемого с земли. Это деление лежало также в основе военной организации Афин. Первые две группы пользовались значительными политическими привилегиями, но обязаны были нести воинские повинности, связанные с большими расходами (первая — строить военные корабли, вторая — поставлять конных воинов). Третий разряд граждан был ограничен в политических правах, а в армии составлял ее костяк — тяжеловооруженную пехоту. Четвертый разряд — феты, — к которому принадлежали малоимущие граждане, был длительное время лишен прав занимать какие-либо должности и первоначально не нес военной службы; позднее, однако, из него стала комплектоваться легкая пехота. 11 Под «союзниками Афин» Энгельс подразумевает греческие полисы (главным образом на островах Эгейского моря и малоазиатском побережье), входившие в состав Афинского морского союза (первоначально назывался Делосским союзом), который был основан в 478 г. до н. э. во время греко-персидских войн. Вначале союз носил характер объединения равноправных государств, однако по мере роста могущества Афин последние подчинили союзников своей власти и превратили их в своих данников. Афинский морской союз распался в конце V в. до н. э. В 378 г. до н. э. Афинам удалось частично восстановить союз, но новый союз просуществовал всего до 355 года. 105 «Der Komet» («Комета») — немецкая ежедневная литературная газета либерального направления, выходила в 1830–1848 гг. в Лейпциге. «Abend-Zeitung» («Вечерняя газета») — немецкая буржуазная литературная газета, выходила в 1817–1857 гг. в Дрездене и Лейпциге. 106 Лейпцигские Шиллеровское общество и Союз немецких литераторов в 40-е годы XIX в. объединяли немецких писателей, ставивших своей целью борьбу за свободу печати и пропаганду либеральных идей в Германии. 107 «Sachsische Vaterlands-Blatten) («Саксонские отечественные листки») — немецкая либеральная газета, выходила с 1837 г. в Дрездене, а с 1841 г. в Лейпциге. 108 «Немецкий католицизм» — религиозное движение, возникшее в 1844 г. в ряде германских государств и охватившее значительные слои средней и мелкой буржуазии. Движение было направлено против крайних проявлений мистицизма и ханжества в католической церкви и в религиозной форме отражало недовольство буржуазии 40-х годов реакционными порядками в Германии. Отвергая главенство римского папы и многие догматы и обряды католической церкви, «немецкие католики» стремились приспособить католицизм к нуждам немецкой буржуазии. 109 Собрание граждан на манеже Лейпцига состоялось на следующий день после расстрела саксонскими войсками народной демонстрации в Лейпциге 12 августа 1845 года. Демонстрация, поводом к которой послужил устроенный по случаю приезда саксонского наследного принца Иоганна военный парад, была направлена против преследования саксонским правительством участников движения «немецких католиков». Принца Иоганна считали главным виновником этого преследования. 110 Отечественный союз — широкая демократическая организация, основанная в конце марта 1848 г. в Лейпциге в обстановке подъема революционного движения, вызванного февральской буржуазной революцией во Франция и мартовской буржуазной революцией в германских государствах. Во главе ее стояли мелкобуржуазные и буржуазные республиканцы Блюм, Руге, Йекель и др. Союз имел отделения во всей Саксонии. 111 Предпарламент — собрание общественных деятелей германских государств, которое происходило во Франкфурте-на-Майне с 31 марта по 4 апреля 1848 года. Подавляющее большинство делегатов Предпарламента принадлежало к конституционно-монархическому направлению. Эти делегаты отклонили предложение республиканско-демократического меньшинства об установлении в Германии федеративно-республиканского строя и превращении Предпарламента в учредительный орган, заседающий вплоть до открытия общегерманского Национального собрания. Не добившись принятия своих предложений, группа республиканцев во главе с Геккером и Струве покинула Предпарламент, однако более умеренная часть республиканско-демократической оппозиции, возглавляемая Блюмом, осталась и приняла участие в образовании предложенной либералами Комиссии пятидесяти. Комиссия, в которой умеренные республиканцы получили всего лишь 12 мест, должна была по согласованию с Союзным сеймом (контрреволюционным органом старого Германского союза) обеспечить созыв общегерманского Национального собрания. Предпарламент разработал также проект «Основных прав и требований германского народа» — документ, который провозглашал на словах некоторые буржуазные свободы, но не затрагивал основ полуфеодального абсолютистского строя тогдашней Германии. Франкфуртский парламент — общегерманское Национальное собрание, открывшееся во Франкфурте-на-Майне 18 мая 1848 г. с целью выработки общегерманской конституции. Большинство собрания состояло из представителей либеральной буржуазии и примыкавшей к ней буржуазной интеллигенции. Левые, умеренно-радикальные элементы группировались вокруг Роберта Блюма. Из-за трусости и соглашательства либерального большинства, а также колебаний и непоследовательности мелкобуржуазного левого крыла Собрание не только не сделалось органом действительного объединения Германии, но превратилось в простой дискуссионный клуб, лишенный реальной власти и отвлекавший массы от революционной борьбы. Деятельность Собрания прекратилась летом 1849 года. 112 Народное восстание в Вене, вспыхнувшее 6 октября 1848 г., было вызвано попыткой контрреволюционной монархической клики, поддержанной крупной буржуазией, ликвидировать завоевания мартовской буржуазной революции 1848 г. в Австрии и восстановить абсолютистский режим. Непосредственным поводом к выступлению был императорский указ об отправке частей венского гарнизона в карательный поход против революционной Венгрии. Восстание было подавлено императорскими войсками после ожесточенных боев, продолжавшихся с 24 октября по 1 ноября 1848 года. Причиной поражения венцев явилось отсутствие единства в лагере восставших, нерешительность их мелкобуржуазных руководителей, слабость движения в поддержку Вены из-за предательства буржуазии германских государств. Октябрьское восстание в Вене было кульминационным пунктом в развитии буржуазно-демократической революции в Австрии и Германии. |
|
||