|
||||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Oригинал–рукопись Флоренского. Все тексты из Архива священника Павла Флоренского. Приложения 3 и 4 публикуются впервые, приложение 2 ранее опубл. в кн.: Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно–изобразительных произведениях. М., 1993. С. 300–301. Великий Четверток. Ночь. 1922. 111.31. Сергиев Посад ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 1. Качество изобразительной плоскости. (Вопрос об ее ограниченности, о виде ее границ. Есть ли принципиальная вертикальность и горизонтальность? Плоскость ли она, или пытается стать сферою, не коробится ли она, т. е. конечно зрительно?) 2. Есть ли эстетический центр произведения, или центра нет, и вся художественная вещь равномерна? Если б(ыть) м(ожет) в ней есть несколько центров, своего рода эстетические сгустки? 3. Каково отношение эстетического центра к центрам геометрическому, психофизиологическому, сюжетному? 4. Активность вещей изображенных: а) вещи могут быть сами по себе пассивны и двигаться активностью пространства (напр(имер), у Веласкеса); б) вещи могут (быть) активны сами по себе, независимо от пространства; вероятно, активность вещей и возможна лишь в равномерном пространстве, когда нет в пространстве собственных течений, потоков, напряжений. 5. Абсолютность размеров произведения, как вещи. 6. Абсолютность размеров изображений произведений, —т. е. вещей, изображенных в пространстве произведения. 7. Что есть мера пространства данного произведения? (Так, напр(имер), в греческом искусстве по всем измерениям такою мерою есть человек\ а в искусстве готическом—в глубину — человек, а по другим измерениям — другая мера, и это дает особую подчеркнутость высоты.) 8. Пространство произведения продолжает ли эмпирическое пространство (комнаты) или самостоятельно (иллюзионизм и реализм)? Напр(имер), иллюзорная живопись Гирландайо — в одних частях продолжает композицию комнаты, давая впечатление дыры, а в других — плоска и выделена в особые миры, почему произведение все —лишено цельности. 9. Разбивается ли пространство, в случае своей самостоятельности и независимости от эмпирического пространства, на несколько не переходящих друг в друга пространств или не разбивается? Так, напр(имер), у Рембрандта имеется особое пространство видения. Вообще видения выделяются в особые пространства. 10. Насколько ярко подчеркнуто в пространстве качественное различие направлений? И каких именно? 11. Какова глубина пространства? 12. Чем она, глубина, завершается и как, по качеству? 13. Не есть ли координация в пространстве — отвлеченная, то есть не поддающаяся конкретному созерцанию? Тогда каждая вещь —сама по себе (рисунки детей). Есть ли общее пространство вещей? 14. Есть ли необратимость того или другого направления, т. е. абсолютность смысла у направлений? И у каких именно? 15. Строение пространства. 16. Число измерений пространства. 17. Вопрос о прямой перспективе. Соблюдена ли она, и к чему это ведет? 18. Нет ли расхождения линий горизонтальных, параллельных — горизонту? 19. Нет ли увеличения предметов с удалением? 20. Какова 4–я координата — время — в произведении? Замкнуто ли оно или безгранично? Быстро или медленно? Равномерно или неоднородно? Нет ли у него циклических возвращений? |
|
||