|
||||
|
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аварэ — восклицание, выражающее восторг. Авидья (санскр.) — неведение, непросветленность, незнание подлинной природы вещей. Агэку — нижнее двустишие танки (14 слогов). Акарма (санскр.) — правильное действие, не обусловленное кармой. Анатман (санскр.) — см. муга. Архат (санскр.) — в хинаянском буддизме святой, освободившийся от желаний, достигший высшей степени просветления. Архат остается в сансаре, но не подвержен закону кармы. Архатство — состояние, позволяющее прервать обусловленную кармой цепь рождений и смертей. Би — прекрасное, красота, которая одна для всех, у каждого своя. Бо (кит.) — «Разрушение», название 23-й гексаграммы «И цзин». Бодхисаттва (санскр.) — тот, кто достиг просветления, но не становится буддой, помогает освобождению других. Боцурисо — букв. «скрытый идеал», метод неявного, ненавязчивого описания, когда идея не выражается прямо. Буммэй каика — «освоение цивилизаций», один из лозунгов Мэйдзи. Буси — самурай, воин. Бусидо — букв. «путь самурая», нормы поведения, которым должен следовать самурай. Ва — гармония. Вагаку — «японская наука», изучает письменные памятники японской древности. Вагакуся — представители «японской науки». Вака — японские стихи (в отличие от канси — китайских стихов). Вакон ёсай (ёдзай) — «японская душа, европейские знания», один из лозунгов Мэйдзи. Вакон кансай — «японская душа, китайские знания». Вакэй-сэйдзяку — четыре принципа чайной церемонии: гармония, почтительность, чистота, спокойствие. Ватакуси сёсэцу — «повесть о себе». Виджняна (санскр.) — сознание, которое разделяет, классифицирует; конкретное знание. Вивикта-дхарма (санскр.) — просветленное одиночество. Вэй (кит.) — деяние, действие (антоним увэй). Ги (кит. и) — «долг-справедливость», одно из «пяти постоянств» неотъемлемое от «человечности». Гуа (кит.) — символ «И цзин», гексаграмма. Гэй — мастерство, исполнительское искусство. Гэмбун итти тай — «единство письменного и разговорного языка», принцип, выдвинутый японскими писателями в поисках современной литературной формы. Гэнь (кит.) — «Сосредоточенность», название 52-й гексаграммы «И цзин». Гэсаку — «развлекательная литература». Дайгидан — «Великое сомнение», один из трех принципов дзэн (состояние, «когда горы кажутся горами, потом перестают казаться горами, а потом опять кажутся горами»). Дайсинко — «Великая вера», один из трех принципов дзэн (вера в то, что всё обладает природой Будды). Дайфунсин — «Великая решимость», одни из трех принципов в практике дзэн. Дан — композиционная единица прозаических произведений японской литературы, букв. «ступень», горизонтальная строка в японском алфавите. Дао (кит.) — букв. «путь», одно из главных понятий китайских учений (Путь мира в целом и каждой вещи в отдельности). Датун (кит.) — «Великое единение», состояние всеобщего благоденствия (описанное в «Ли-цзы»). Дзадзэн — поза сосредоточения в дзэн: сидеть, полузакрыв глаза, скрестив ноги, выпрямив спину, установив равномерное дыхание. Дзёрури — вид песенного сказа, исполняемого в театре кукол под речитатив. Дзё-ха-кю — закон ритмической организации действа в театре Но и других видах японского искусства. Дзё — медленное вхождение, ха — резкий перелом, кю — стремительное движение; переход от замедленного, уравновешенного действия к быстрому и энергичному. Дзи — расчлененный мир конкретных форм, букв. «дело, событие». Дзин (кит. жэнь) — «человечность», одно из «пяти постоянства, врожденных свойств изначальной природы: человек, Срединный между Небом и Землей, призван уравновешивать мир. Дзидаймоно — исторические драмы. Дзидзимугэ — принцип взаимопроницаемости, взаимоперехода одних форм в другие. Дзицу — то, что есть, явленное; в противоположность кё — Пустоте. Дзуйхицу — букв. «вслед за кистью», популярный в Японии вид эссеистических произведений. Дзэн (санскр. дхьяна, кит. чань) — «сосредоточение», учение о достижении озарения (сатори), состояния незамутненности, неразличения — «не-я» (муга), когда выявляется подлинная природа всего. Дзюдо — название японской борьбы, букв. «путь мягкости», уступчивости, что значит побеждать, не нападая. Дзюн-гяку — принцип движения туда-обратно, лежащий в основе традиционных представлений китайцев и японцев о типе всеобщего развития. Дори (кит. даоли) — естественный порядок вещей, путь правильного поведения, ненарушения природного ритма. Дукха (санскр.) — «страдание», первая из четырех «благородных истин», открывшихся Будде в момент просветления: «жизнь есть страдание (дукха)». Дотоку (кит. даодэ) — путь и его конкретное проявление; правильный путь, которому должен следовать человек. Дхарма (санскр.) — букв. «носитель» своего признака, постоянного свойства: в отличие от субстанции, которая содержит многие качества, дхарма — единичный элемент. Вступая в разные сочетания, дхармы образуют все вещи. Дхарма — и элементы бытия, и космический закон, и учение Будды. Дхарма-дхату (санскр.) — сфера действия дхармы — космического закона; вселенная, феноменальный мир. Дхармата (санскр.) — подлинная природа вещей; согласно «Ланкаватара сутре» — спонтанность. Дхьяна (санскр.) — см. дзэн. Дэ (кит.) — дао, проявленное в действии, в конкретном деянии. Ё (кит. ян) — одно из двух космических начал; вместе с инь организует жизнь во вселенной; олицетворяет свет, движение, напряжение, мужское начало. Ёдзё — букв. «избыточные», не выраженные эмоции, призванные вызвать «душевный отклик», возбудить воображение. Один из основных приемов японской поэтики. Ёкёку — «музыкальная пьеса для пения», пьесы театра Но. Ёмихон — «книги для чтения», один из видов литературы горожан XVIII в. Ёха — букв. «последние волны», прием композиционного завершения в классической прозе. Ёхаку — пустое, незаполненное место; прием недомолвки, недосказанности в традиционной японской живописи. Ёю — духовная свобода, несвязанность, непринужденность (характерные черты школы ёюха — ирония и полная искренность). Жэнь (кит.) — см. дзин. И (кит.) — «перемены», законы изменения вещей, неизбежной смены одной ситуации другой, расписанные в 64 гексаграммах «И цзин». И (кит.) — см. ги. Икэбана — композиция из цветов; один из видов дзэнского искусства. Инга — закон причинности. Иннэн — закон причинной зависимости. Ин (кит. инь) — одно из двух космических начал, вместе с ян организует жизнь во вселенной; олицетворяет тьму, покой, податливость, женское начало. Закон взаимодействия инь-ян определяет структуру японского искусства. (Как говорил Рикю, и ритм чайной церемонии обусловлен переходом от равновесия и спокойствия — инь к веселости и бодрости — ян.). Инъё — наука о взаимодействии инь-ян в различных сферах жизни. Исин — «обновление», название переворота Мэйдзи, который привел к свержению сёгуната и установлению новой формы правления. Итинё — единая татхата. Кабуки — букв. «искусство песни и танца» — вид театрального действия, возникший в период расцвета городской культуры. Кало-насти (санскр.) — отсутствие времени, вечность. Кальпа (санскр.) — один из циклов существования мира. Ками (кит. шэнь) — божество, душа вещей. Кана-дзоси — «рассказы на кана» (кана — японская слоговая азбука). Кангаку — «китайская наука», изучающая памятники китайской классики. Кангакуся — представители «китайской науки». Кандзэн тёаку — «поощрение добра и порицание зла», принцип, лежавший в основе «книг для чтения». Карма (санскр.) — букв. «действие», организующий элемент или формирующая сила. От кармы зависит новообразование дхарм; карма наследуется от предыдущих существований, которые обусловливают настоящее существование; настоящее существование определяет последующую карму. Ката — каноническая поза, стиль игры в японском театре. Катаги-моно — «повести о нравах». Катаи-утагаки — молодежные хороводы, брачные игрища. Катарибэ — устные рассказчики, семья профессиональных сказителей. Катёфугэцу — букв. «цветы, птицы, ветер, луна», традиционный стиль японской и китайской живописи и поэзии. Като — букв. «переход», композиционный прием. Каэси-ута — «возвратная песня», танка, которой завершается «длинная песня» — нагаута. Кё — Пустота. Кёгэн — комические сценки, исполняемые между пьесами Но, по характеру противоположны им, но подчинены тому же ритму дзё-ха-кю. Кёдзицу (кит. сюйши) — «то, чего нет, и то, что есть», неявленное и явленное. Кёдзицу-химакурон — теория о том, что неявленное и явленное в искусстве взаимосвязаны, как «кожа и плева» (химаку), — одного нет без другого. Ки (кит. ци) — дух, воздух; «изначальное ки» под воздействием инь-ян образует все вещи. Кибёси — «желтые книги» (по цвету обложки), один из видов городской литературы XVII в. Киин (кит. ци юнь) — ритмически созвучное ки; грация, изящество, утонченность. Киин-сэйдо (кит. циюнь шэндун) — «созвучное ци рождает жизнь», первый из «шести законов живописи» Се Хэ. Кисицу — явленное, материализованное ки; вторичная природа. Ко (кит. сяо) — «сыновняя почтительность», один из принципов конфуцианского учения. Коан — неожиданные вопросы, к которым прибегают дзэнские наставники, чтобы «озадачив» ученика, привести его в особое психическое состояние «всепонимания», или понимания «без слов». Коккэйбон — «книги юмора», один из видов городской литературы XVIII-XIX вв. Кокоро, или син (кит. синь, санскр. читта) — душа, сердце, разум; ментальный орган — центр психической деятельности; сердцевина каждой вещи. Кокородзукэ — «единство духа», поэтический прием, позволяющий соединять стихи в поэзии рэнга. Кокю — унисон, сопереживание, один из приемов японской поэзии. Коо — «призыв-отклик», композиционный прием. Котодама — «душа слов», магия (чудесная сила) слова. Кугири — поэтический прием, букв, «оборвать фразу», сделать паузу. Кунси (кит. цзюньцзы) — «достойный», настоящий, совершенный человек, который своим поведением поддерживает порядок, равновесие в мире. Кунь (кит.) — «Исполнение», название 2-й гексаграммы «И цзин». Куса-дзоси — общедоступный вид японской городской литературы, объединявший «красные», «черные», «синие книжки», в которых иллюстрации занимали не меньше места, чем текст. Кшана (санскр.) — мгновение, миг (одна семьдесят пятая секунды): настолько малая доля времени, что прошлое, настоящее и будущее становятся неразличимы. Кэйдзидзё (кит. синэршан) — неоформившееся, то, что существует в невыявленной форме, вне времени и пространства. Кэйдзика (кит. синэрся) — оформившееся, то, что существует в выявленной форме, во времени и пространстве. Кэйко — репетиция, упражнение; букв. «думать о прошлом». Ли (кит.) — см. рэй. Люфа (кит.) — «шесть законов живописи», изложенные Се Хэ в «Записках о категориях древней живописи». Ма — «пауза», прием исполнительского искусства в японском театре. Магокоро — истинность духа; высшая искренность. Мадхьямика (санскр.) — школа «Срединного пути», одна из двух основных школ буддизма махаяны, основана Нагарджуной, опирается на его сочинение «Праджня парамита сутра». Ставит акцент на пустотности (шуньята) и взаимозависимости вещей, осознав которую можно избавиться от иллюзорного знания, постичь Срединный путь. Майя (санскр.) — относительность, относительная правда; творимый разумом и физической силой мир, прикрывающий подлинную природу вещей; неистинный, иллюзорный мир, создаваемый неведением (авидья). Там, где есть творение, там появляется разделение, последовательность, дуальность. Единое распадается, появляется временное существование того, что называется частями; наблюдатель, или субъект, субъективное существование, и наблюдаемое, или объект, объективное существование, что не соответствует подлинному состоянию мира, где все взаимосвязанно, едино. Потому майя переводится еще как иллюзия. Макото (кит. чжэнь, чэн) — правда, истина; искренность; то, что превыше всего, заложено в природе вещей, позволяет каждому быть самим собой. Отступить от макото — значит нарушить дао, прийти в противоречие с мировым ритмом. Макура-котоба — «слово-изголовье», повторяющееся словосочетание, древнейший прием японской поэзии. Мандала (санскр.) — картина-диаграмма с изображением будд и бодхисаттв; схематическое или живописное изображение Вселенной. Выполняет функцию иконы, отражается в храмовой архитектуре. Махаяна (санскр.) — «Большая колесницам, или «Большой путь спасения» — северная ветвь буддизма (распространен в странах Дальнего Востока, на Тибете, в Непале и т.д.). В отличие о хинаяны («Малая колесница» — южная ветвь буддизма), тексты махаяны записаны не на пали, а на санскрите. Расходятся эти учения пониманием пути спасения: путь хинаяны — путь архатства — каждая личность сама обусловливает свою карму, архат спасает самого себя; в махаяне появляется посредник — бодхисаттва, который отказывается от окончательного покоя, чтобы помочь другим найти путь к спасению; проповедуется идея совместного спасения. В отличие от хинаяны, махаяна не противопоставляет нирвану и сансару: нирвана, истинно-сущее, и есть сансара — эмпирическое бытие. В свою очередь, махаяна делится на два основных направления: школа йогачар, основанная Асангой (410-500) и его братом Васубандху, признает источником всех вещей сознание (манас), которое обусловливает природу (татхата) каждой вещи. В отличие от йогачар, мадхьямика — школа «Срединного пути» — выдвигает идею всеобщей относительности, пустотности (шуньята), провозглашает реально существующей Пустоту (шунья), абсолютную Середину: нет ни того, ни другого, Срединный путь снимает все оппозиции. Мондо — «вопрос-ответ», диалог между мастером и учеником, предполагает мгновенную реакцию ученика на вопрос учителя, практикуется в дзэн. Моно — «вещь» в широком смысле слова, универсальное понятие, прилагаемое как к конкретным предметам, так и к абстрактным: вещь, закон, явление и т.д. Моногатари — повествование, один из ранних видов японской прозы, собирательное понятие. Первые дошедшие до нас моногатари появились в IX в., сочиняются в Японии поныне. Монодзукэ — связь вещей по ассоциации, один из приемов традционной поэтики. Мономанэ — букв. «подражание вещам», «уподобиться макото вещи», один из принципов театрального искусства Но и теории Сэами; подражание не внешнему виду, а внутреннему духу (макото), что предполагает полное перевоплощение актера в того, кого он изображает. Моно-но аварэ — «очарование вещей», одно из наиболее ранних в японской литературе определений прекрасного, связано с синтоистской верой в то, что в каждой вещи заключено свое божество — ками, в каждой вещи — свое неповторимое очарование. Аварэ — это то, что вызывает восторг, взволнованность. Аварэ — внутренняя суть вещей (как и макото: японцы не разделяли красоту и истину), поэтому писатели и поэты прежде всего призваны были выявлять аварэ. Расцвет этого стиля приходится на эпоху Хэйан (IX-XII вв.), но тяготение к нему никогда не исчезало. Мося — «подражание», имитация; может означать «верность древним образцам». Му (кит. у) — Небытие, Ничто. Муга (санскр. Анатман) — состояние «не-я», неощущения собственного «я», отсутствие субстанциональности. Мудзё — непрочность, непостоянство: все подвержено закону постоянного изменения. Мудзёкан — взгляд на мир как на постоянное изменение, ощущение непрочности бытия. Мудзё-но аварэ — «очарование в быстротечности», понимание красоты как вечного перехода одной формы в другую. Мудра (санскр.) — знаки или жесты, воплощающие учение Будды; сплетение пальцев (существует 12 основных способов), какой-то символ, например цветок лотоса или меч. Считается, что практикующий мудру может войти в мир Будды, стать единым с дхарма-дхату, даже если он не вполне избавился от иллюзий, от привязанности к миру сансары. Муи (кит. увэй) — недеяние, поведение, согласованное с дао; несотворенное, неизменное, близко буддийскому пониманию нирваны, татхаты; идентифицируется с сатори, в котором отсутствует какое бы то ни было намеренное действие. Мукэй — «не имеющее формы», невыявленное. Мукэйбуцу — «вещь, не имеющая формы», существующая в потенции, в Небытии. Му-но би — «красота Небытия». Мусин — букв. «не-душа», «не-ум» (антоним усин). Это понятие появилось в японской поэзии уже в VIII в.; носило разный смысл. Мусин рэнга означало легкие, комические стихи в отличие от усин рэнга — элегантных, эмоциональных стихов. В дзэн идентифицируется с «абсолютным ничто» (дзэттайму), или Пустотой, существовало выражение мусин-но би «красота Ничто», или «красота Пустоты». Мусуби — букв. «узел», композиционный прием, завершающий повествование. Мэдзурасиса — удивительность, необычность, одно из традиционных определений прекрасного. Мё — скрытое, невыразимое словами. Нагаута — букв. «длинная песня» в отличие от «короткой песни» — танка. Нагори — нечто уходящее, исчезающее, последний отблеск. Нака-има — «вечное теперь», время между прошлым и настоящим, настоящее, которое тянется от безграничного прошлого к безграничному будущему. Нёрай (санскр. татхагата) — один из эпитетов Будды, «тот, который приходит так», «явился из татхаты и ушел в татхату». Никки — «дневники», жанр японской прозы, получивший распространение в период Хэйан (IX-ХII вв.). Ниндзёбон — «книги о чувствах», жанр японской городской прозы конца XVIII — начала XIX в. Ниоидзукэ — «единство аромата», один из приемов поэзии хокку «подлинного стиля» (сёфу). Нирвана (санскр.) — букв. «угасание», освобождение, покой. Первоначально состояние просветления, достигнутое Сакьямуни. Погашение всех иллюзий и уничтожение всех карм, которые приводят к новым рождениям. Согласно махаяне, состояние, когда ничто не производится и ничто не уничтожается, состояние праджни (всезнания) и дхарма-каи (высшее из трех тел Будды — разум Будды). Но — вид театрального искусства Японии, оформившийся в XIV в и существующий до сих пор. В искусстве Но текст драмы, танец, речитативное пение существуют в неразрывном единстве. Окаси — букв. «смех», одно из определений прекрасного, возникшее одновременно с аварэ. К XVIII в., когда окаси стало преобладать в литературе горожан, изменился и его характер. Окасими — смешное, забавное. Окори — возникновение, происхождение, начало, один из композиционных приемов японской прозы. Пи (кит.) — «Упадок», название 12-й гексаграммы «И цзин». Праджня (санскр.) — мудрость, всезнание; ментальная способность воспринимать несотворенный мир на уровне нирваны. Пратитья самутпада (санскр.) — закон причинного возникновения, или двенадцатичленное колесо зависимого происхождения, вращающееся в прямом и обратном порядке: «Из неведения возникают санскары (очертания); из санскар возникает сознание; из сознания возникают имя и форма; из имени и формы возникают шесть областей (области шести органов чувств, т.е. глаза, уха, носа, языка, тела и ума); из шести областей возникает соприкосновение; из соприкосновения возникает ощущение; из ощущения возникает жажда (или желание); из жажды возникает привязанность; из привязанности возникает становление; из становления возникает рождение; из рождения возникает старость и смерть, скорбь, стенание, страдание, уныние и отчаяние» (С. Радхакришнан. Индийская философия. Т.1. М., 1956, с, 348). Рага (санскр.) — букв. «краска, цвет», а также «чувство, страсть», то, что «окрашивает» настроение, ментальная способность к переживанию приятного. Ракутэн (кит. лэтянь) — «радоваться небу». Рангакуся — сторонники «европейской науки» — рангаку. Ри (кит. ли) — неизменный космический принцип, всеобщий закон и причина каждой вещи в отдельности; то, что порождает движение (ян) и покой (инь) и делает их двуедиными. Рэй (кит. ли) — деликатность, учтивость, уравновешенность, одно из «пяти постоянств». Рэнга — «стихотворная цепь» — поэтический жанр, распространенный в Японии в XV-XVIII вв. Рюко — изменчивое, преходящее (антоним фуэки). Саби — характерный признак «подлинного стиля» поэзии хокку. Этимологически восходит к слову сабиси, что значит «уединенность», «унылость», «заброшенность», «одинокость». Поначалу имело оттенок тоски по человеческому общению. Со временем стало обозначать безличностное отношение к миру, чувство «Вечного одиночества». Самадхи (санскр.) — правильное сосредоточение, концентрация разума на каком-то одном объекте или идее, что позволяет проникнуть в природу вещей. Существуют разные виды и степени самадхи. Сансара (санскр.) — колесо рождения и смерти, колесо бытия, выйдя из которого можно достичь нирваны. Сатори — озарение, внезапное пробуждение, которое наступает в результате сосредоточения, самоуглубления. В дзэн — такое состояние сознания, которое называется «разумом Будды» (дхарма-кая), — чистое сознание, как таковое, беспримесное; отсутствует воздействие каких бы то ни было посторонних мыслей, что позволяет заглянуть в подлинную природу вещей. Сатори близко интуиции, неожиданному прозрению, которое в художественной и научной практике выступает как высший миг познания, когда неясное становится ясным. Свабхава (санскр.) — самобытие вещей. Сё (кит. сян) — образ; небесные письмена, символизирующие всевозможные состояния. Сёсэцу (кит. сяошо) — «малые повествования», поучения. После трактата Цубоути Сёё (1886) — название нового вида прозы «длинной», «средней» и «короткой» формы. Сёфу — «подлинный», или «правильный, стиль» школы Басё. Сидзэн (дзинэн, кит. цзыжань) — естественность, спонтанность, следование дао — естественному течению вещей. Сидзэнсюги — «натурализм», художественный метол японских писателей первого десятилетия XX в. Син (кит. синь) — «искренность», доверие, одно из «пяти постоянств». Сингаку — «учение о сердце», этическое учение, возникшее на почве буддизма и конфуцианства в среде горожан XVII в. и отразившее их психологию. Сингон (санскр. Мантра) — истинные слова Будды; воплощенное в слове духовное начало, которое способно воздействовать на человека, вызвать просветление. Синдзи — «истинные дела», не противоречащие природе вещей, правде — макото. Синто (кит. шэньдао) — букв. «путь богов (ками)»; синтоизм — Древняя вера японцев в одухотворенность вещей: в каждой вещи — свое ками. Синь (кит.) — см. син. Сиори — один из поэтических принципов школы Басё. Этимологически восходит к глаголу «гнуть» или «быть гибким»: хокку должно быть гибким, неоднозначным по смыслу. Сиори имеет также смысл «увядшего цветка», от глагола сиору — «вянуть», «сохнуть». Как и саби, призвано создавать атмосферу одинокости. Сумиэ — «рисунок тушью» на тонкой рисовой бумаге, что само по себе предполагает моментальное решение, без предварительного расчета. Сэвамоно — «житейские драмы». Сэй (кит. син) — первоприрода, или изначальная, врожденная природа человека, по поводу которой Конфуций сказал: «Все близки по природе, далеки по воспитанию». Сэйки — жизненная энергия, которая производит все вещи. Сядзицу — адекватное отражение действительности. Сядзицусюги — принцип адекватного отражения действительности. Сяо (кит.) — см. ко. Сяожэнь (кит.) — «низменный человек», в противоположность цзюньцзы, человек, пренебрегающий общими интересами во имя личных, тем самым нарушающий всеобщий порядок вещей. Сярэбон — «книги шуток», остроумных диалогов; прозаический жанр городской литературы XVIII в. Сясэй (кит. сешэн) — название художественного метода, букв. «рисовать с натуры». Сначала метод живописи, впоследствии — поэзии танка, хокку и прозы. Тайгэн домэ — поэтический прием, букв. «оборвать, закончить стихотворение тайгэном (неспрягаемой частью речи)», вопреки грамматическому правилу завершать фразу сказуемым. Тайкёку (кит. тайцзи) — Великий Предел, высшее неподвижное начало, имманентное миру, порождающее и регулирующее жизнь во Вселенной. Тама — «душа» (под знаком инь). После смерти светлая, легкая душа (ян) поднимается к небу, а темная, тяжелая душа — тама — уходит в землю. Танка — букв. «короткая песня» в 31 слог, традиционная форма японского стиха, ритмически организованного чередованием слогов 5-7-5-7-7. Тантризм (от санскр. слова тантра — «хитросплетение», «священный текст») — одна из школ индуизма, согласно которой мир существует как результат психической деятельности, прекращение которой приводит его в состояние Ничто, Пустоты (шунья), где исчезают все различия. Согласно тантризму, анатомия человека отражает анатомию космоса. Татха (санскр.) — быть таким, как ты есть. Татхагата (санскр.) — один из эпитетов Будды. Согласно махаяне, тот, кто приходит и уходит в татхату. Татхата (санскр.) — «таковость», подлинная природа вещей, нерасчлененный мир. Татхатой обусловлено существование феноменального мира. Тёнин — горожанин, купец; последнее из четырех сословий, узаконенных в эпоху Токугава. Ти (кит. чжи) — ум-знание, одно из «пяти постоянств». Тондза — резкий переход, крутой перелом, композиционный прием в японской литературе. Тотай (кит.) — «нарождение нового», прием в китайской поэзии. Тун лэй (кит.) — вещи «того же рода», которые, обладая одинаковыми ци, резонируют. Тэй (кит. ди) — покорность, почтительное отношение младшего к старшему, один из принципов конфуцианского поведения. Тю (кит. чжун) — чистосердечие, преданность, лояльность. Тю (кит. чжун) — середина, центр; принцип уравновешенности, умение избегать крайностей. Укиё-дзоси — «рассказы о бренном мире», прозаический жанр, популярный в среде горожан XVIII в. Укиё-э — «картина бренного мира», японская гравюра конца XVII - начала XIX в. Усин (кит.) — «пять элементов», или «пять видов энергии»: дерево, огонь, земля, металл, вода, которые находятся в благоприятной позиции взаимопорождения или в неблагоприятной — взаимопреодоления. Ута-моногатари — «песня-повесть», поэтико-повествовательный жанр, популярный в эпоху Хэйан. Учан (кит.) — «пять постоянств, пять врожденных свойств человеческой природы: жэнь — человечность, и — долг — справедливость, ли — деликатность, чуткость, синь — искренность, чжи — ум-знание. Уцури — «отражение», один из приемов «подлинного стиля». Фу (кит.) — «Возврат», название 24-й гексаграммы «И цзин». Фуга — одно из определений прекрасного — утонченность, элегантность; то, что движет искусством. Фуга-но макото — «истинность красоты». Фуни (санскр. адвайта) — недвойственность, «не-два». Фурю мондзи — дээнское изречение: истина передается не в слове, а непосредственно — от сердца к сердцу. Фуэки — «неизменное», в сочетании с «изменчивым» (рюко) определяют путь искусства. Как говорил Басё, «без неизменного нет основы, без изменчивого нет обновления». Хайга — живопись в стиле поэзии хайкай. Хайгон — обыденные слова, которые не встречались в поэзии вака и рэнга и как специальный прием введены в поэзию хайкай. Хайкай — шуточные, юмористические рэнга, иногда комические хокку. Хана — букв. «цветок», один из основных принципов теории Сэами, определяющий степень мастерства актера театра Но. Харакири — букв. «вспарывание живота», способ самоубийства, обусловленный кодексом самурайского поведения. Харан — «волнообразное движение», один из композиционных приемов японской литературы. Хари — букв. «развертывание», принцип композиционного построения. Хибикидзукэ — «единство звучания», прием поэтики Басё. Хинаяна — «Малая колесница», название южной ветви буддизма (см. махаяна). Хобэн (санскр. упая) — букв. «уловка», неистинные слова в учении Будды, которые тем не менее способствуют познанию истины. Хокку — верхнее двустишие танки (чередование 5-7-5 слогов, всего 17), выделившееся в самостоятельный вид поэзии. Хонка — «изначальная песня», которая лежит в основе танки или рэнга. Хонкадори — «следование изначальной песне», сознательное подражание древним образцам. Хоси-мандала — букв. «мандала-звезда», изображение круглого небосвода, разделенного концентрическими кругами, в центре которого будда Махавайрочана (яп. Дайнити — «Великое Солнце») в виде Полярной звезды. Хосоми — букв. «тонкость», один из приемов «подлинного стиля». Хуаньгу (кит.) — «изменение костяка», поэтический прием. Цзацзуань (кит.) — изречения, афоризмы, прозаический жанр. Цзюань шэн (кит.) — «списать подобие», один из принципов китайской живописи. Цзюньцзы (кит.) — см. кунси. Цугихаги — «заплатка», композиционный прием «наложения» одного на другое в пьесах ёкёку. Цудзурэ-нисики — «парча из лоскутков» — так характеризуется стилевая манера ёкёку. Цукадзу ханарэдзу — «ни за, ни против», прием иносказания в японском искусстве. Цянь (кит.) — «Творчество», название 1-й гексаграммы «И цзин». Чань (кит.) — см. дзэн. Чжи (кит.) — см. ти. Читта (санскр.) — см. кокоро. Чжи (кит.) — прямота. Чэн (кит.) — искренность. Шунья (санскр.) — «пустота». Шуньята не отрицает существования как такового, но признает, что всякое существование зависит от причинности и потому относительно, пустотно. Сами причины находятся в постоянном изменении, что делает невозможным в принципе статичное существование феноменального мира. Эмакимоно — «свитки картины», иллюстрирующие классические японские повести. Энго — букв. «связующее слово», прием ассоциативной связи в японской поэзии. Э-соси — книги с картинками. Ю — бытие. Югэн — одно из определений прекрасного; «скрытая красота», прекрасное как скрытое, таинственное, неявленное. Юкэй — «имеющее форму», выявленное. Юкэйбуцу — «вещь, имеющая форму» (антоним мукэйбуцу). Ян (кит.) — см.ё. |
|
||