|
||||
|
Глава 16. Приобщение к культуре Если вы собрались в театр или на концерт, то следует рассчитать время так, чтобы не только не опоздать к началу, но и полностью привести себя в «парадный вид». Так что лучше прийти заранее, спокойно сдать в гардероб верхнюю одежду, дамам — сменить сапожки на туфли (хотя это в последнее время становится все менее и менее обязательным, мне доводилось даже в Большом театре или консерватории видеть дам в сугубо уличных сапогах, да еще и не чищенных). Номерки в гардеробе получает мужчина (если дама пришла с ним, а не одна), он же после окончания спектакля получает в гардеробе одежду и помогает своей даме. В театральный, концертный или кинозал мужчина по обычаю входит первым, а при выходе столь же традиционно уступает дорогу даме. Если вы знаете, что ваши места в середине ряда, постарайтесь сесть заранее, не ожидая последнего звонка, чтобы не беспокоить других зрителей. Если вы все-таки пришли, когда все уже сидят на местах, надо вежливо попросить пропустить вас. Проходить к своему месту нужно всегда лицом к сидящим, потому что, согласитесь, мало удовольствия увидеть у себя перед носом чей-то «нижний бюст». Женщина проходит первой, но садится справа от партнера. Мужчина помогает сесть своей спутнице, придерживая откидное сиденье кресла, и только тогда садится сам. Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите. Если потревожили вас, не делайте недовольное лицо и не высказывайтесь в адрес опоздавших. Вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, заметив идущих по узкому проходу. Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла надо опускать бесшумно. Вставая, придерживайте его рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Программу и бинокль лучше приобрести самим, а не одалживать у соседа. Театральный бинокль предусмотрен для того, чтобы смотреть на сцену. Не рассматривайте в него находящихся в зале, хотя, если верить Александру Сергеевичу Пушкину, молодые повесы рассматривали в бинокли все, что было в зрительном зале, но только не сцену. Кстати, хотя по всему свету считается дурным тоном такое «лорнирование публики», везде оно очень распространено: любопытство всегда пересиливает правила поведения. Если ваши места на балконе, не кладите на барьер балкона бинокли, сумочки, программки или другие предметы — их нужно держать на коленях., потому что нет никакой гарантии того, что в один далеко не прекрасный момент все эти предметы не свалятся на головы сидящих в партере. Если вы повстречали в театре старого знакомого или подругу, которых не видели бог знает сколько лет, не кричите им через весь зал о своей радости и уж тем более не вступайте с ними в оживленный диалог. Дождитесь антракта и спокойно общайтесь в фойе или в буфете. И вообще не принято выходить из ряда, чтобы поздороваться с кем-то. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Нет ничего более неприятного, чем шум постоянных разговоров в зале. Хуже может быть только шуршание конфетными бумажками и чавканье. Если действие вам не нравится или навевает скуку — гораздо воспитаннее просто уйти в первом же антракте. Уход же с середины действия может быть обусловлен только какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Тогда — конечно. Что же касается разговоров с спутником или спутницей, то его всегда можно продолжить в перерыве или после спектакля. Неприлично сопровождать аплодисменты возгласами и топотом, верх неприличия — свистеть и улюлюкать, но, к сожалению, эта зараза с Запада к нам уже проникла и распространяется быстрее чумы. Так что услышать вопль мужских и женских «И-и-и-и!» сейчас можно и на балете из уст самой рафинированной публики. Интересно, актеры тоже к этому уже привыкли или все еще по старинке вздрагивают, думая, что их освистывают? Вообще-то лучшая благодарность актерам — искренние аплодисменты. По мнению специалистов, аплодировать актерам принято: — после поднятия занавеса в знак выражения своего восхищения работой художника и постановщика, — при выходе известного певца, актера в знак признания его дарования; — после некоторых известных реплик в классических спектаклях, больших и наиболее трудных арий в опере; — после окончания каждого акта, пьесы в целом, а также концертного номера, отделения и всего концерта; — на концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть; — можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты непродолжительны. Симфонии, камерные произведения из нескольких частей и песенные циклы не прерывают аплодисментами. Поэтому во время концерта нужно быть особенно внимательным, чтобы не начать благодарить слишком рано. В театре и на концерте рекомендуется вести себя еще более сдержанно и корректно, чем в других общественных местах. Не стоит мчаться на верхние ярусы через две ступеньки, если вы не опаздываете к началу спектакля. Не рекомендуется покидать свое место до окончания действия или спектакля, чтобы занять очередь в буфет или в гардероб. Да, у вас есть вполне реальная возможность остаться без бутерброда или шоколадки, но разве вы за этим сюда пришли? Да и стремление одеться быстрее всех выглядит немного смешно: вы же не на поезд или самолет из театра собрались. О том, что все подобные поступки просто вульгарны, даже не заикаюсь: сейчас, по-моему, его уже не понимают. При Пушкине еще не понимали, сейчас уже — китайская грамота. В наше время при посещении театра или концерта одежда не имеет большого значения: во-первых, идут туда, как правило, после работы, а во-вторых, несколько нивелировалось само понятие «парадная одежда».. В кинотеатре же обычно вообще не снимают верхнюю одежду, а в последнее время еще и активно поглощают поп-корн и пепси. Ну, тут уж ничего не поделаешь, не отставать же нам от американцев, известных по всему миру своей, мягко говоря, развязностью поведения. Но если вы принадлежите к тем немногим избранным счастливчикам, которых персонально приглашают на премьеру фильма или спектакля, то одеваться нужно соответственно. То есть джинсы, водолазки, свитера и шорты отпадают однозначно. Даже брючный костюм на женщине не слишком желателен. Мужчинам рекомендуется появляться если не во фраке или смокинге (а такое требование иногда бывает в приглашениях), то в нарядном, но не вызывающем костюме и при галстуке. Глубокие вырезы, кружевные рюшечки и кожаные брюки оставьте звездам. Им уже можно одеваться во что угодно, хоть в лохмотья — положение позволяет. И не забудьте про театральную сумочку: являться на премьеру с рюкзаком или монстром турецкого производства — абсолютно дурной тон. Некоторые считают, что чем сильнее благоухание дорогих духов или одеколона, тем престижнее. Они совершенно не правы. Прежде всего, запах должен быть чуть заметен, как бы обволакивать своего носителя, а не струится за ним пышным шлейфом. Во-вторых, сильные запахи могут элементарно вызвать аллергию у многих в зале, в том числе, и актеров. А так недолго и представление сорвать. Вообще по правилам хорошего тона духи наносят лишь по небольшой капельке на запястья рук и за ушами — там эти запахи лучше всего усваиваются. И — боже вас упаси! — перебивать парфюмом запах немытого тела. Тут никакая Нина Риччи не спасет и никакой «Драккар Нуар» не поможет. |
|
||