|
||||
|
Глава 22. ДИКИЕ РОДСТВЕННИКИ СОБАКИ
С детства мы заинтригованы выражениями, которые неизвестно почему волнуют: «Будьте мудры, как змеи, и кротки, как голуби», «Не мечите бисер перед свиньями», «змей-искуситель», «козел отпущения», «заблудшая овца», «Валаамова ослица», «Левиафан»… Все они имеют и один источник — Библию, и все они — о животных, а точнее сказать — об отношении человека к живым существам. Животные всегда являлись объектами, порождающими правовые, религиозные, моральные, этические и другие принципы поведения человека. В прежние времена наиболее строго соблюдались, понятно, религиозные принципы. Животных Библия разделяет на четыре класса: на тех, что живут на суше (четвероногих), на рыб морских, птиц небесных и пресмыкающихся. В этих классах различаются чистые животные, употребляемые в пищу, и нечистые, которых употреблять в пищу не дозволяется. Чистыми считаются животные, имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку: быки, коровы, овцы, козы. Нечистые же — все остальные, не имеющие этих признаков или некоторых из них: ослы, верблюды. Из полевых животных употреблялись в пищу и признавались чистыми олени, серны, буйволы, лань и другие; нечистыми — заяц, тушканчик, еж, свинья и все хищные звери. Из животных, в водах живущих, слыли чистыми и годными для употребления в пищу все имеющие плавательные перья и чешую (в священном писании их названия не приводятся). Из птиц нечистыми объявлялись птицы хищные: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты и другие. Из животных пресмыкающихся дозволены были в пищу лишь те, у которых голени выше ног, чтобы скакать; как-то: саранча. Нечистыми признавались мыши, крокодилы, ящерицы, хамелеоны и другие. В первое время по сотворении мира человеку не было дозволено употреблять животных в пищу. Запрещено использовать в качестве съестного мясо с кровью, потому что в крови заключается «душа» животного. Сегодня мы можем заметить, что один человек не ест свинину, другой — с пренебрежением относится к конине. Разного происхождения эти запреты. Многие из них воспринимаются теперь как нелепые. Мы с вами не едим, скажем, собачье мясо, весьма популярное в Корее, Китае, Полинезии, где собаки служат в основном мясными животными, о чем рассказ впереди. В то же время для индийцев мясо запретно вообще. Они в большинстве — вегетарианцы. Многие буддисты выходят на улицу, прикрывая рот марлей, чтобы случайно не согрешить, проглотив комара. Католики не едят мясного по средам и пятницам. У африканских зулусов в списке несъедобных оказалась рыба. А вот гусеницы или саранча под табу не попали. Не будем анализировать содержание Библии. Ясно для всех: одни запреты исторически связаны с пережитками прошлого, другие — с религией. Возвратимся к выражению «не мечите бисер перед свиньями». Оно взято из Евангелия: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Мясо этого неуклюжего, грязного животного было так отвратительно для евреев и мусульман, что многие из них не произносили даже это слово, говоря вместо того: этот зверь, это животное. Вот почему занятие блудного сына, пасшего свиней, означало самое презренное занятие. По словам апостола, как пес возвращается на свою блевотину, так и вымытая свинья идет валяться в грязи. Понятно, религиозные взгляды на животных небесспорны. Для подтверждения ознакомимся лишь с таким фактом. В Библии заяц объявляется животным нечистым, поскольку он хотя и жует жвачку, но его «копыта» не раздвоены. «Священный» автор наивно принял частое движение заячьих губ и носа за жевание жвачки. Какие же причины побуждают владыку мира бережно относиться к «божьим» созданиям? Почему, не успев приручить животных, человек законодательно защитил их на все последующие годы? Среди ученых существует классификация этих отношений. Назовем лишь некоторые: многие дикие животные — важнейшие виды пищевых и непищевых продуктов, объекты медицины и бионики; они регуляторы численности нежелательных для человека живых особей и растений — вредителей сельского и лесного хозяйства, переносчиков заболеваний, сорняков. В общем, большинство диких зверей создает человеку материальные выгоды, независимо от того — чистое или нечистое это животное. Но есть и другая причина — нравственная: накстоящий человек милосерден, он стремится ОПЕКАТЬ окружающий его мир. Он видит в животных своих младших родственников и не стесняется родства. Как гласит известная сказка Р. Киплинга собака, (конечно, если не считать мужчину) стала первым домашним животным. Но многие ее родственники предпочли остаться дикими. О них я и хочу рассказать. Большинство людей на вопрос, кто ближайший родственник собаки, ответит — волк, некоторые назовут еще шакала, лису. Это правильно. Но к семейству собачьих относятся и койоты, песцы, гривастый волк, южноамериканская кустарниковая собака, африканская гиеновая собака, динго австралийский и динго новозеландский, азиатский красный волк и множество родов и видов лис. Самый мелкий вид — североафриканская лиса ФЕНЕК — весит 1,5 кг. Средний вес полярного белого волка 70—90 кг. И до сих пор нет общепринятого наукой взгляда на систематику собачьих. Чаще всего в семейство включают 38 видов, принадлежащих к 14 родам. Наиболее интересной представляется классификация этого семейства на основании образа жизни его преедставителей. Это деление роедложил американский ученый М. Фокс. В самом деле. Как различить между собой собаку и кошку? По научной классификации оба относятся к отряду хищных, промышляют охотой, живородящие, имеют шерстный покров, клыки… Да и внешнее сходство у некоторых кошек и собак очень большое. Но в природе их легко различить по способу добывания пищи. Кошки добычу скрадывают, подстерегают, а собаки — преследуют. Именно поэтому кошка так чистоплотна, вкрадчива, скрытна. Она даже закапывает свои экскременты, чтобы не демаскрировать себя в засаде. Собака же, охотясь, наоборот афиширует себя, шумит, нагоняя страх на преследуемую жертву. Исходя из анализа поведенческих особенностей М. Фокс упрощенно разделил собачьих на три группы. К первой категории он отнес те виды животных, которые ведут стайный образ жизни, образуют устойчивые группировки и охотятся преимущественно на жертв, превосходящих их по размерам. Это такие виды, как серый волк, гиеновая собака, азиатский красный волк и кустарниковая собака. Ко второй категории он отнес шакалов, койотов и американского рыжего волка. Эти животные ведут парный образ жизни, щенки отделяются от родителей в течение первого года. Основу их питания составляют мелкие животные — грызуны, птица… К третьему разделу относятся все остальные виды: различные лисицы, песец, енотовидная собака и гривастый волк. Это охотники на мелкую добычу. Большую часть года они живут поодиночке, объединяясь в пары в период размножения и выкармливания молодняка. Однако эта классификация несколько груба, примитивна. Тем более, что дальнейшие наблюдения за животными показали, что щенки обыкновенного шакала, койота и чепрачного шакала могут и не отделяться от родителей, так что на второй год образуется стайка двух поколений, и старшие дети помогают родителям воспитывать щенков второго поколения. Наши российские охотники еще в прошлом веке знали о таких особенностях среди волков и называли щенков-подростков ПЕРЕЯРКАМИ. Выбивается из схемы М.Фокса и большеухая африканская лисица. Эти животные питаются термитами и живут группами, в которые входят несколько зверей разного возраста и молодняк. Значит, по социальной организации они должны быть причислены к первой категории, а по способу питания — к третьей. Последнее время зоологи убеждаются в том, что собачьи довольно легко меняют свои навыки, привычки, подстраиваясь по меняющейся экологии. И если раньше та же африканская большеухая лиса считалась узкоприспособленным животным (питалась в основном термитами), то сейчас в некоторых регионах эти лисы переходят на питание мелкими грызунами, насекомыми, рептилиями и плодами в виде ягод, клубней съедобных растений. Описан случай, как в Бадхызском заповеднике лис убил и съел щенят волчицы-одиночки. Наиболее универсален, пластичен среди собачьих волк обыкновенный. Это высокоспециализированные животные, которые живут четко организованными стаями. Ядро стаи состоит из пары взрослых и нескольких поколений их потомства. Интересны отношения между различными стаями волков. Американский зоолог Д. Меч выяснил, что между территориями волчьих стай существуют, так называемые «буферные зоны», которые волки разных стай посещают, метт, но долго там не задерживаются. Эти нейтральные зоны служат естественным заповедником для жертв — копытных животных. И охотятся волки в этих «заповедниках» только в случае сильного голода, вызванного засухой, долгим снегопадом, вообщем — в критических случаях. Столкновения между семьями волков так же происходят в этой буферной зоне. В случае резкого ухудшения экологической обстановки, стая уменьшается, подчиненные самцы добровольно из стаи уходят, а когда остается только ее основной костяк (высокоранговые волки), начинается охота в буферных зонах и возникают конфликты между стаями. У таких конфликтов есть интересная особенность — в нем участвуют волки высокого социального статуса, которые привыкли к лидерству. Поэтому стычки всегда развиваются до логического конца — поражения одной из стай. Эколог и певец дикой природы Олдо Леопольд в книге «Календарь Песчанного графства» говорил, что отношение к волку — классический ТЕСТ на экологическое чутье и эстетическое чувство человека. Эскимос, никогда не слышавший слово «экология», но относящийся с почтением и симпатией к волку, гораздо более экологичен и этичен, чем чиновник, ратующий за уничтожение волчьей напасти. Эскимос живет так, что на земле остается место и для других сущетв. Он не уничтожает волков, хотя те охотятся и на его оленей. Он знает, что влки не зря пришли в этот мир и никто не давал право человекуистреблять живые существа, присваивая себе роль божества, могущего даровать или отбирать жизнь.
Так пишет Ольдл Леопольд. И то, что последние десятилетия волк изучается очень интенсивно (особенно в США и Канаде), что существует особая отрасль науки — «волковедение», что изданы десятки монографий и сборников, сотни статей — лишнее подтверждение необычности этого зверя. В нашей стране отношение к волкам весьма своеообразно. Их отстреливают с вертолетов, за убитых по-прежнему выплачивают премии. В заключении хочется рассказать о двух случаях, говорящих о разумности волков. Первый произошел во время авиаотстрела волков в лесотундре. Стая волков забежала в низкий лог, поросший отдельными низкорослыми листвинницами. Дело было зимой, отдельно стоящие деревца не могли скрыть животных. Вскоре все волки, кроме одного, были убиты. Охотники зависли на вертолете над лесом, но никак не могли обнаружить исчезнувшего волка. Наконец зверь был обнаружен: он стоял на задних лапах, вертикально, опираясь передними о ствол! Второй случай имел место на территории одного из наших северо-западных заповедников. Кстати, пусть читателей не удивляет, что охота велась в заповеднике — и в наших заповедниках волков уничтожают круглый год. Старая волчица попала в капкан и сумела оторвать цепь, которой капкан крепился к дереву. Ее начали преследовать. На трех лапах, с капканом на четвертой, она больше недели ускользала от охотников. Все это время ничего не ела. Три раза специальнно ВЫВОДИЛА преследователей к берлогам медведей, и поднявшийся медведь останавливал погоню, чем давал возможность волчице оторваться от охотников. В конце концов она совершенно обессилила и была убита. А этот зверь безусловно был достоин человеческого ВЕЛИКОДУШИЯ, так как показал выдающиеся качества ума, выносливости, воли к жизни. Но человек оказался более беспощадным, чем зверь. Рассказывая о собачьих, нельзя не рассказать о ШАКАЛАХ, которые почему-то приобрели славу трусливых и шкодливых животных. Возможно, этой нелестной репутации они обязаны Киплингу с его Маугли? Некрупные, величиной с дворняжку, хищники рода шакалов питаются грызунами, рептилиями, насекомыми, птицами. Падаль, которая составляет важную часть рациона шакала обыкновенного, почти отсутствует в питании ЭФИОПСКОГО. Эфиопский шакал — очень редкий вид, занесенный в Красную Книгу. Есть еще ПОЛОСАТЫЙ шакал, который распространен на юге Африки. Там же часто встречается ЧЕПРАЧНЫЙ шакал, очень изящный быстроногий зверь. Исследование этих видов шакалов, проведенные Патрицией Моехман, показали существенную разницу этих видов. Оказывается шакалы активно охотятся и на крупную (по сравнению с ними) дичь, в первую очередь на детенышей газелей. Охотятся они парами: один отвлекаеет мать, а второй убивает детеныша. Охота напоминает раскачивание маятника (матери-газели) вокруг детеныша. Шакалы нападают поочередно, и если самка газели окажется недостаточно опытной или слишком возбудимой и отойдет от детеныша, то шакалы будут с добычей. Шакалов совершенно напрасно называют трусливыми. Есть кинофакт, показывающий как супружеская пара отгоняет от логова гиену, зверя очень хищного и более крупного, чем волк, когда та пытается напасть на их щенков. Шакалы действуют слаженно и очень решительно. Очень близки к шакалам КОЙОТЫ. Они крупнее и экологически более универсальны. Живут на огромной территории североамериканского континента. Койот способен справиться с крупной добычей — оленятами, овцами, козами. Койот хорошо приспосабливается к человеку и часто поселяется на окраинах городов. Это умное и хитрое животное сохраняет свою численность, несмотря на постоянные преследования человеком. В рассказе о собачьих было бы просто не солидно не упомянуть Австралийского ДИНГО. (Есть еще новозенландский динго, открытый только в 1956 году, но он особого интереса не представляет. Мелкая, с шакала, собачка с сильно выпирающими клыками, охотник на насекомых, рептилий, грызунов). Австралийские динго более солидных размеров, звери высочайшей реакции и смелости. Ранее считалось, что они были завезены в Австралию аборигенами за 9 тыс. лет до нашей эры. Однако данные археологических раскопок показывают, что динго живут в Австралии всего 3—4 тысячи лет. Это самое крупное хищное млекопитающее в стране, они успешно охотятся на кенгуру, страусов, казуаров, а так же на домашних овец. Последнее время ведутся опыты по одомашниванию динго, по использованию их для служебных целей. Но динго, воспитанные человеком, часто склонны к бродяжничеству. |
|
||