Словарь

Атрибут – присущая сущности характеристика, описывающая ее свойство.

Владелец проблемы – человек, который, по мнению окружающих или в силу своего служебного положения, должен решать проблему и нести ответственность за принятые решения.

Воздействие (в психологии) – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника к другому.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Бывает адекватное реальности и неадекватное (иллюзорное).

Градиент цели – изменение силы мотивации деятельности в зависимости от «психологического расстояния» до цели. Градиент цели по мере приближения к ней имеет положительное значение (возрастает мотивация). Имеет место также отрицательный градиент по мере приближения к нецели.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.).

Групповое принятие решения – процесс осуществления выбора решения из множества альтернатив группой, в ходе которого происходит групповая дискуссия, обмен информацией, суждениями, согласование мнений.

Групповой дискуссии метод – 1) применяемый в практике руководства коллективами способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) прием, позволяющий воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения, используя систему логически обоснованных доводов. Особенность – рассмотрение различных точек зрения, позиций, суждений, возможность разработать групповое решение.

Деградация (фр. degradation – упадок) – ухудшение состояния экономической системы, ее распад, развал, потеря организации, управления.

Декларативное знание – это факты, сведения, теории и задачи, относящиеся к различным областям знаний и имеющие вид описания в какой-либо знаковой системе.

Диспозиция – комплекс предрасположенностей, склонность к определенной реакции субъекта на внешнюю среду, обусловленной его предшествующим опытом.

Задача – оговоренная условиями (известное или определенное, неизвестное или неопределенное, иногда правила преобразования известного, т. е. ограничения) цель деятельности (чаще найти или определить неизвестное или неопределенное). Формализация задачи предполагает ее постановку, а процесс решения направлен на достижение цели и нахождение неизвестного или неизвестных. В процессе уяснения задачи может потребоваться уточнение ее постановки, а также переформулировка. Поиск решения задачи происходит в процессе мышления субъекта, направленного на идентификацию задачи (отнесение ее к тому или иному классу); определение, какими методами может быть решена задача такого типа; нахождение искомого.

Игра – процесс преодоления искусственно воссозданного сопротивления внешней среды по отношению к каждому участнику игры (за исключением ведущего или ведущих, наблюдающих и других, не принимающих участие в преодолении сопротивления). Цель любой игры – приобретение опыта, получение «функционального удовольствия» или навыков управления поведением через самонаблюдение в процессе действий в условиях, имитирующих реальную действительность.

Игра деловая – форма имитации деятельности людей в искусственных системах с целями: приобретения навыков эффективного управления сложными социально-экономическими системами; моделирования процессов управления и совершенствования систем управления; апробации теоретически разработанных или усовершенствованных методов управления в условиях, приближенных к реальным; изучения поведения людей в искусственных системах.

Идентификация – процесс распознавания сущности предмета путем сличения, сопоставления его признаков, свойств с признаками и свойствами образных и смысловых моделей объектов, хранящихся в информационной матрице с целью определения их сходств, различий и значения в данном деятельностном (функциональном, смысловом) контексте.

Имманентная иррациональность – склонность принимать иррациональные решения, присущая любому человеку в той или иной степени.

Инновационные решения – решения, которые принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее.

Инструмент – совокупность методов, предназначенных для решения какой-либо задачи (например, SWOT-анализ).

Интуитивные решения – решения, принимаемые вследствие подсознательной обработки исходной информации на основе ощущения того, что они правильные.

Информационная матрица – взаимосвязанная информация, представляющая знания субъекта и отражающая уровень развития его интеллекта.

Категоризация – процесс отнесения сущности (единичного объекта, события, переживания, процесса, явления) к некоторому классу, в контексте которого сущность мыслится не как единичность, а как представитель некоторого обобщенного множества, при этом на сущность переносятся особенности и характерные черты объектов множества.

Когнитивная психология – одно из направлений современной психологии, первоначально ставившей своей задачей изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (исследования велись по аналогии между процессом переработки информации у человека и в вычислительном устройстве). Современная когнитивная психология решает задачу доказательства определяющей роли знания в поведении субъекта (организация знания в памяти субъекта, соотношение вербальных и образных компонентов в процессе запоминания и мышления, когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности).

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия на основе сознательного ориентирования на смысловое восприятие прямых или косвенных отношений с другими людьми.

Комплекс – система психических процессов, объединенных аффектом, обусловливающая структуру и направленность сознания, «шаблоны» поведения в сходных по определенным признакам ситуациях.

Контекст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – устная или письменная речь, обладающая смысловой завершенностью и позволяющая выяснить смысл и значение отдельных фрагментов (слов, выражений или отрывков текста). Для высказывания, слова или словосочетания, входящего в состав целостного текста, контекст – другие (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Соответственно для текста в целом (например, научного) контекстом являются все другие тексты, описывающие (например, исследования) те же и (или) смежные вопросы.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, в основе которого лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения, несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п.

Логические решения – решения, основанные на суждениях, обусловленные знаниями и опытом человека.

Метод – 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ или образ действия.

Метод проб и ошибок – способ выработки новых форм поведения и получения опыта разрешения проблемных ситуаций, основанный на вероятностных пробах, осознании (признании) их ошибочными, и приобретение, таким образом, индивидуального опыта.

«Мозговая атака» – методика стимулирования творческой активности посредством снятия контрольных механизмов сознания (обусловливающих привычные, стереотипные формы принятия решений), которые сковывают поток новаторских идей.

Мышление интуитивное – минимально осознанное быстрое мышление как постановка задачи и результат неосознанных (проходящих в бессознательном) процессов.

Мышление наглядно-действенное – вид мышления, характеризующийся тем, что познание действительности происходит с помощью реального, физического воздействия на познаваемый объект.

Мышление наглядно-образное – вид мышления, основанный на построении образной модели ситуации и мысленной работы с ней. Данный вид мышления связан с воображением как средством воссоздания видения предмета с различных точек зрения (в различных аспектах).

Мышление практическое – мышление, связанное с практической деятельностью индивида (например, разработка планов, проектов, стратегии и тактики поведения).

Мышление словесно-логическое – вид мышления, функционирующий на базе языковых средств с использованием понятий и логических конструкций.

Мышление творческое – вид мышления, характеризующийся новообразованием в познавательной деятельности и созданием нового продукта мышления.

Мышление теоретическое – вид мышления, направленного на выявление законов, теорий, на основе теоретических обобщений опыта.

Наблюдение – эмпирический метод исследования, заключающийся в восприятии сущностей (объектов, явлений, процессов) с целью исследования их динамики при воздействии на них различных факторов.

Незапрограммированные решения – решения, принимаемые в новых и (или) уникальных ситуациях, для которых нет заранее разработанных методик.

Неопределенность среды – ситуация, когда не определены какие-либо ситуационные факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

Образ – субъективное отражение сущности, обусловленное ее спецификой и спецификой преломления, искажения, потери баланса между сущностью и контекстом, а также сущностью и ее составляющими (элементов, компонент, отношений и т. п.).

Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта.

Объекты управленческого решения – явления и процессы, на которые руководитель может влиять непосредственно с помощью тех или иных управляющих воздействий.

Обыденное сознание – набор доминирующих в социальной общности представлений, установок и стереотипов, основанных на повседневном опыте.

Оперативные решения – решения, принимаемые руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации.

Операция (лат. operatio – действие) – определяемая ситуацией единица деятельности (какое-либо действие), направленной на достижение цели.

Опознавательные признаки – множество свойств объекта, на основе которых производится опознание этого объекта как относящегося к определенному классу (типологизация объекта).

Оптимальные решения – это решения руководителя, которые обеспечивают максимальную степень достижения цели управления; наилучшие компромиссы, найденные в результате тщательного анализа и сравнения всех альтернатив.

Организационная культура – система общих ценностей, мнений, правил и норм поведения в организации.

Память – процессы организации, сохранения и передачи прошлого опыта с целью его повторного использования в практической или теоретической деятельности.

Память долговременная – память, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, десятилетия) сохранение знаний, умений и навыков. Характеризуется значительно (на многие порядки) бoльшим объемом по сравнению с кратковременной памятью.

Память кратковременная – подсистема памяти, «находящаяся между» сенсорной и долговременной и обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной (т. е. выполняет функцию своеобразного буфера обмена данными).

Память сенсорная – подсистема памяти, обеспечивающая удержание физических признаков информации, атрибутов сущностей, которые поступают в нее посредством органов чувств.

Переработка (трансформация) ресурсов – преобразование ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Пилотажное исследование – исследование, проводимое с целью коррекции инструментария исследования и технологии его применения.

Пограничные ситуации – ситуации личностного существования, в которых обостряется самосознание личности и начинает непроизвольно работать механизм саморефлексии (например, в моменты угрозы для жизни человека, при чувстве вины и т. п.).

Позиция – 1) система отношений человека к окружающей действительности; 2) место, статус, роль человека в какой-либо структуре (в группе, в коллективе, в обществе).

Поле – комплекс переживаемых субъектом актуальных («здесь и сейчас») побудителей его активности, обусловливающих его персонификацию и поведение в той или иной конкретной ситуации.

Полевое исследование – исследование, проводимое в естественных условиях (в социологическом исследовании, например, исследование какого-либо аспекта деятельности ограниченной в пространстве совокупности индивидов, пребывающих в своих повседневных условиях, к примеру, в социальном контексте).

Понятие – логическая форма мышления, характеризующаяся уровнем обобщения (конкретное или абстрактное). Наиболее абстрактные понятия называются категориями.

Принятие решений – это особый вид психической деятельности, направленной на выбор способа достижения поставленной цели.

Принятие решения в широком смысле – процесс выбора одного или нескольких вариантов действий из множества возможных. Иначе говоря, в этом смысле термин «решение» означает процесс принятия решения. Многие авторы не соглашаются с узким определением теории принятия решений, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. С этим утверждением можно согласиться, сделав оговорку, что выявление проблем предприятия, определение целей и критериев и генерирование альтернатив тоже требуют принятия решений по поводу того, кто будет это делать, какими методами, в какие сроки, что ожидается получить в результате решения проблемы.

Проблема – неудовлетворительное состояние системы; осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Проблемная ситуация (гр. problema – задача, задание и лат. situation – положение) – содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; предшествующая осознанию проблемы, содержащая противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых осуществляется деятельность индивида или группы.

Процедуральное знание – умения и навыки, передаваемые чаще всего от учителя к ученику и совершенствуемые в процессе практической работы путем решения многочисленных задач.

Разрешающие – запрещающие решения – это управленческие решения типа «да» или «нет», которые просто дают «добро» или накладывают запрет на те или иные предложения, касающиеся решения проблемы.

Раппорт – связь, основанная на доверительном отношении объекта, подвергаемого влиянию, к влияющему субъекту. Устанавливается между руководителем и подчиненным, гипнотизируемым и гипнотизером, исследователем и испытуемым, учителем и учениками, преподавателем и студентами и служит сигналом готовности подвергаться психологическому влиянию или диагностике.

Рациональные решения – решения, не зависящие от прошлого опыта, основанные на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий.

Реализация управленческого решения – процесс внесения изменений в систему путем воздействия на управляемые факторы.

Рейтинг – субъективная оценка сущности по заданному множеству критериев и их шкалам.

Реорганизационные решения – решения, подразумевающие значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.

Респондент – опрашиваемый в процессе социально-психологического исследования.

Рефлексия – процесс самопознания субъектов внутренних психических актов и состояний.

Решение (в психологии) – формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В инженерной психологии понятие «решение» часто отождествляется с принятием решения по поводу восприятия сигналов и способов воздействия на систему управления.

Риск – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий.

Рутинные решения – это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы, представляющие собой стандартную реакцию на типовую ситуацию.

Селективные решения – в противовес рутинным предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий, при этом предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно лицу, принимающему решение.

Ситуационные решения – решения, не предусматривающие каких-либо глобальных изменений, связанные с решением текущих проблем организации.

Ситуационные факторы – конкретные обстоятельства, в которых принимается управленческое решение.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции. Сознание присуще только человеку и характеризуется активностью, концентрацией на предмете, способностью к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценностным характером и различной степенью ясности.

Социокультурные факторы – это социальные явления и процессы, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организаций.

Стагнация (лат. stagnum – стоячая вода, stagno – делаю неподвижным) – застой в производстве, торговле, предшествующий спаду, сопровождающий спад.

Статус – позиция субъекта в системе межличностных и групповых отношений, определяющая его права, обязанности и привилегии.

Стратегическая проблема – неудовлетворительное состояние системы, связанное с взаимодействием с внешней средой, направленным на достижение желаемого состояния.

Стратегия – способ достижения целей системы.

Структура – множество устойчивых связей между элементами объекта как системы, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Субъект – индивид или группа как инициатор (первопричина) и источник познания и операций в действительности.

Субъекты целеполагания – физические и юридические лица, так или иначе влияющие на общий вектор целей предприятия своим целевым участием. Субъектами целеполагания могут быть работники предприятия, управленческий персонал, собственники предприятия, конкуренты, партнеры, поставщики, клиенты, местное сообщество вообще и государственные органы власти в частности.

Суждение – логическая форма мышления, обозначающая связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом).

Сущность – явление, процесс, событие, объект, предмет, вещь, нечто конкретное, поддающееся описанию, представлению как единое целое в рамках данного контекста и описанное, представленное в аспектах, актуальных для данного контекста, однозначно характеризующих перечисленное выше множество формо-временных фрагментов действительности.

Тактические решения – решения, обеспечивающие выполнение стратегических и преследующие достижение среднесрочных целей организации.

Творчество – деятельность, в результате которой субъект творчества создает новые материальные и духовные ценности.

Традиции – хронологически устоявшиеся и поддерживаемые последующими поколениями формы деятельности и поведения, обычаи, нормы сосуществования, ценности и представления.

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Управленческое решение (как сущность) – детализированная модель актуальных изменений.

Управляющее воздействие – воздействие, оказываемое руководителем на явления или процессы для реализации управленческого решения.

Установка – 1) готовность, сопровождаемая ожиданием сущности и предполагаемыми реакциями на ее возникновение (готовность действовать, реагировать, относиться тем или иным способом); 2) система отношений, характеризующая позицию индивида в группе и направленность его действий, поступков.

Фасилитация социальная – повышение эффективности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека, как правило, лидера группы, организации, воспринимаемого в качестве соперника или авторитета, примера для подражания, развития, достижения результатов.

Формализация – это процесс описания систем качественными или количественными характеристиками.

Фрейм – описание какой-либо сущности минимальным и достаточным количеством атрибутов (идеальный образ сущности). Свойство фрейма – удаление из описания сущности какого-либо атрибута приводит к его разрушению.

Цель – 1) образ предвосхищаемого результата как результат целеобразования; 2) формальное описание конечного состояния, к которому стремится конкретная саморегулирующаяся функционирующая система; 3) полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма; 4) не существующее, но желаемое состояние системы.

Шкала – дифференцированная по определенным правилам модель фиксации свойств сущности в каком-либо ее аспекте, например качественном (очень холодно, холодно, не очень холодно, не очень тепло, тепло, очень тепло, жарко), количественном (-40 ?С, – 20, -10, 0, +18, +25, +50 °С), категориальном (степень принадлежности к какой-либо категории, например, научное-околонаучное-ненаучное, частная-коллективная-общественная).

Эвристика – 1) наука о творчестве; 2) теория и практика активизации творческого мышления при решении сложных интеллектуальных задач.

Эксперты – люди, которые профессионально лучше, чем ЛПР, знают отдельные аспекты проблемы и выступают в роли источника информации, необходимой для принятия решения.