|
||||
|
Приложение 4 «Мозговой штурм» и метод «6x3x5» «Мозговой штурм» (брейнсторминг – brainstorming) – способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение вариантов решения проблемной ситуации посредством выработки большого количества предложений и их дальнейшего отсева, анализа и модификации. Отправной момент «мозгового штурма» – проблема, которая не нашла хорошего решения. «Мозговой штурм» – это не чудодейственный инструмент, с помощью которого можно решить вечные и глобальные проблемы. Основной принцип работы: «Никакой убийственной критики!» Всякое объяснение, что «это невозможно, потому что...» надо заменять на вопрос «Как сделать это невозможное возможным». Наилучшие результаты «мозгового штурма» достигаются при разработке новой продукции, совершенствовании выпускаемой продукции и существующих способов работы, содействии маркетингу и продажам, а также при улучшении технических конструкций. Стадии «мозгового штурма». Хотя «мозговой штурм» по характеру является способом творческой работы группы, он имеет относительно шаблонные формы. 1. Изложение проблемы. 2. Выдвижение идей. 3. Отбор идей. 4. Развитие идей и построение практических решений. Процесс «мозгового штурма» обычно длится 2 – 3 часа, из которых большая часть времени приходится на последнюю стадию – построение действенных решений. Участники «мозгового штурма». • Клиент. • Модератор рабочей группы. • Рабочая группа. Клиент готовит презентацию по изложению проблемы и материалы для рабочей группы, отвечает на вопросы участников, отбирает первоначальные решения для дальнейшего развития. Клиент не должен ограничивать работу группы: он разъясняет непонятные моменты и является главным источником информации о проблеме. Важно, чтобы клиент и группа доверяли друг другу и разговаривали на одном языке. Клиент должен исходить из принципов деятельности «хорошего хозяина»: • он должен знать, к чему стремится; • он должен побуждать и вдохновлять участников на поиск наиболее новых и оригинальных идей; • он должен уметь переводить критику в форму вопросов «как» (например, фразу, содержащую критику «...но это слишком дорого», преобразуют в форму идеи «Как мы можем сделать это дешевле?»); • клиент принимает решения при отборе идей для дальнейшего развития, поэтому должен быть креативен сам и видеть, к чему может привести развитие данной идеи. Модератор направляет и стимулирует деятельность группы по выдвижению идей. Он участвует в выдвижении, но это не главная его задача. Для достижения успеха очень важно, чтобы модератор владел рабочим процессом по крайней мере на начальной стадии. Его задача заключается в том, чтобы заставить участников действовать по правилам и принципам творческой работы. Модератор также составляет график работы. Участники рабочей группы – это те, кто выдвигает идеи. Хорошо, если в группе есть и специалисты, и профаны. Профанам, не знающим проблемы, значительно легче высказать идеи именно по той причине, что они мыслят нестандартно. Они служат своеобразными катализаторами идей для специалистов. Состав рабочей группы – 4 – 8 человек. Организация «мозгового штурма». К техническому обеспечению работы относятся: • комната для выдвижения идей; • круглый стол, стулья для участников; • доска для рисования и фломастеры; • бумага и канцелярские принадлежности для участников; • работа записывается на видеокамеру с целью дальнейшего анализа; • в группе есть стенографист, который фиксирует основные высказанные идеи; • видеопроектор для презентаций визуальных материалов. Временные интервалы работы: • изложение проблемы – 5 – 20 мин.; • выдвижение идей – 30 – 45 мин.; • индивидуальная стадия (каждый думает в одиночку); • коллективная стадия (все высказывают свои идеи по очереди, развивают чужие); • отбор идей – 10 – 20 мин.; • развитие идей – 45 – 60 мин. (основное время). Время индивидуальной и коллективной работы устанавливается произвольно (может быть пересмотрено и разнесено на два дня). Во время коллективного обсуждения стенографист или видеозапись должны все фиксировать, предложения сохраняются для анализа. В отборе идей участвуют клиент, модератор и стенографист. Сначала готовится общий список, затем клиент классифицирует, оценивает и выбирает идеи. При развитии идей используются цепочки связей, в которых указывается первоначальная идея, развивающие идеи и связи между ними. Цепочка разработки – все задачи и проблемы, связанные с идеей. Среди большой группы могут быть созданы малые рабочие группы, которые дорабатывают отобранные идеи и цепочки для составления проекта работ и примерной сметы. Когда идея разрабатывается до стадии практически возможной реализации, ее считают завершенной и закрывают для обсуждений. Метод «6x3x5» и другие разновидности «мозгового штурма». Разновидностью «мозгового штурма» является метод «6x3x5» (шесть человек, три идеи, пять минут). Он может быть использован также в качестве начальной стадии коллективной работы. Предполагается следующая последовательность этапов. 1. В группе обсуждения 6 участников. 2. После изложения проблемы каждый получает лист бумаги с записанным на нем сверху основным вопросом (проблемой), который решаем. 3. В течение 5 минут участник должен написать 3 решения по проблеме и передать лист соседу. 4. На полученном от другого соседа листе с изложенными идеями в течение 5 минут он должен написать еще 3 идеи (дополнить список) без повторения своих и чужих предложений и т. д. Через 5 x 6 = 30 минут на каждом листе будет записано 6x3 = 18 идей, всего на 6 листах будут изложены 108 идей. В идеале, читая идеи других участников, член рабочей группы должен вдохновиться для их развития в другие идеи. Данный метод может быть использован при любом количестве участников, количестве высказываемых идей и времени обдумывания, например «5x4x6». Это метод более формализован в плане структурированности и количества идей, но не особенно богат с точки зрения психологического взаимодействия, энтузиазма, коллективной энергии и обмена мнениями. Интересный метод работы в свое время был предложен компанией General Electric. Он называется «от обратного». Сначала высказываются отрицательные идеи, углубляющие, а не решающие проблему. Далее анализируются отрицательные и противодействующие положительному решению факторы и выдвигаются идеи, решающие проблему. В ходе «мозгового штурма» или как самостоятельный метод может применяться парное обсуждение – «метод пинг-понга». Задача каждого участника в том, чтобы подхватить и развить высказанную идею, а затем вернуть ее партнеру, который должен вывести ее на следующий уровень. Получается «идейный пинг-понг» – некоторые идеи улетают под стол, некоторые доводятся до совершенной формы. Если этот метод применяется в «мозговом штурме», он может использоваться после индивидуальной стадии или на завершающей стадии для доведения идей до практического внедрения. Препятствующие факторы. Фактором, наиболее препятствующим «мозговому штурму», является критика. Она действует двояко: • заставляет лицо, высказывающее критику, мыслить привычно; • мешает другим искать отличающиеся от стандартных идеи решения. Другими факторами, препятствующими появлению идей, являются: • официальность и формальность; • поиск «правильных решений»; • разъяснения и обоснования; • пассивность клиента. Способствующие факторы. Успеху в появлении идей способствует прежде всего безопасная и открытая атмосфера. В критической атмосфере практически невозможно заставить людей раскрыться в идеях. При рождении идей всегда стоит вопрос о свободе мысли. Другими факторами, способствующими успеху в появлении идей, можно считать: • активное воображение и желание; • развитие, переработка и соединение высказанных идей; • поиск аналогов соответствующих проблем и действий и их применение к данным; • активность клиента; • наличие временного ресурса. |
|
||