|
||||
|
Глава Последняя. Работа над ошибками О смысле книги, собравшей под одной обложкой множество текстов довольно разного свойства, всякий читатель, естественно, сформирует собственное мнение. Но сам автор, он же и составитель, хотел бы заблаговременно, прежде чем последняя страница будет перевернута, предупредить о тех выводах, которые сделать легче всего и которые окажутся заведомо неверными. Ошибка #1. Эта книга об Америке. Подавляющее большинство материалов исследования, спору нет, действительно сделано на основе фактов и событий из жизни США. Но причины тому лежат исключительно в особенностях нынешнего этапа эволюции Интернета, благодаря ресурсам которого подготовлена книга. Просто именно «американские» источники почти всегда попадаются при поисках информации первыми. Но при желании и более серьезных затратах времени все примерно то же самое можно было бы написать на примере России, Франции, Великобритании или Китая. Там, как говорится, «труба пониже, да дым пожиже», однако технологии, специфика работы спецслужб и деятельность корпораций, по большому счету, всюду примерно одинаковы. Ошибка #2. Эта книга об угрозах технологий. Скромный финский парень Линус Торвальдс, волею судьбы вознесенный в статус культового героя хайтека и отца свободной ОС Linux, обронил как-то фразу: «Технологии не изменяют общество – это общество изменяет технологии». Сам он придумал этот пассаж или же вычитал в какой глубокомысленной книжке – в сущности, неважно. Важно то, что технологии сами по себе не являются ни плохими, ни хорошими. Они таковы, каково использующее и развивающее их общество. И абсолютно любая «угроза», усматриваемая в той или иной инфотехнологии, с равным успехом может стать ничуть не меньшим благом. Если общество этого захочет. Ошибка #3. Эта книга о лживых властях, циничных спецслужбах и жадных корпорациях. Любая большая организация и вообще всякая многочисленная общность людей – по некоторым прикидкам, начиная с количества примерно в тысячу человек – обретает своего рода «коллективное сознание» и начинает вести себя как живое существо. Лучше всего это видно на бюрократических организациях, при таком числе сотрудников превращающихся в самодостаточную единицу, которой, в принципе, уже не требуются для существования ни входящие сверху команды, ни исходящие вовне результаты работы. Большая организация вполне способна существовать сама ради себя, бодаться с себе подобными за ограниченные ресурсы, охранять занятую территорию и пытаться урвать что-то у соседей. Короче – бороться за выживание в соответствии с суровыми законами биологического отбора. Самое неприятное, что у этого надбиологического существа все инстинкты – звериные, а разум – человеческий, хотя и коллективный. Но у всякого отдельно взятого индивидуума, как носителя человеческого сознания, есть то, что отличает его от всех остальных животных – совесть. А у всякой большой общности людей – будь то госадминистрация, спецслужба, церковь, корпорация или политическая партия – совести нет и сама по себе она никак не появляется. Так уж получилось. И, к величайшему сожалению, практически всегда человек, пытающийся занять видное место в иерархии всякой организации, начинает отождествлять себя, свое сознание, с коллективным разумом этой общности. Другими словами, вытеснять и подменять свою человеческую совесть животными интересами коллективного сознания, которые в данном случае носят всевозможные благородные названия типа: национальная безопасность, патриотизм, укрепление веры, партийная дисциплина или корпоративная этика. Еще более печально то, что с подменой совести на «общественные интересы» все наиболее мерзкие человеческие качества – алчность, жестокость, лживость, цинизм и т. д. – никуда не исчезают, а напротив, начинают цвести махровым цветом. И это понятно, ведь главными факторами, заставляющими человека держаться «в рамках», являются собственная совесть и страх наказания. И когда совесть заглушена, а служение «высоким общественным интересам» порождает иллюзию безнаказанности, люди начинают творить черт знает что. Совесть у них, конечно, не совсем исчезла, а придавлена (люди все же остаются людьми, хоть и больными), так что они продолжают осознавать, сколь мерзкие делают вещи, а потому начинают возводить вокруг творимого плотную завесу тайн и стены секретности. И от этого ощущение безнаказанности возрастает еще больше. Короче говоря, на самом деле эта книга – о людях. Но, по преимуществу, не о простых людях, а о мутантах. О больных людях с хронически угнетенной совестью, мыслящих себя выразителями «общественного сознания». Абсолютно бесстыжего сознания, надо подчеркнуть. Может показаться, что новые инфотехнологии, обеспечивающие рост всепроникающего и постоянного надзора, делают общую ситуацию только хуже. Ведь личные свободы каждого отдельно взятого человека, имеющего совесть, лишь уменьшаются, а осведомленность бессовестных корпораций и властей все больше нарастает. Но в действительности здесь заложен гигантский потенциал к исцелению нашего душевнобольного общества. А именно – к наделению коллективного сознания, наконец, и своей «коллективной совестью». Ведь именно такова роль общественного доступа к повсеместно распространяющимся средствам слежения за властью – информационным базам, веб-дневникам (блогам), мобильным средствам коммуникации, веб-камерам и так далее. Народ уже имеет под рукой практически все технические средства, способные убедить власть и корпорации, что они всегда, буквально ежеминутно находятся под пристальным и оценивающим взором небезразличного населения. Осталось только дождаться, когда и публика – носитель коллективной совести – это поймет. И начнет действовать не спонтанно, как сейчас, а осмысленно и целенаправленно. Хочется надеяться, что данные идеи достаточно внятно проиллюстрированы настоящей книгой. |
|
||